Лекция 1 -сущность и эволюция менеджмента Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент»




НазваниеЛекция 1 -сущность и эволюция менеджмента Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент»
страница1/7
Дата публикации08.08.2013
Размер0.86 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Литература > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7
Лекция 1 –Сущность и эволюция менеджмента

  1. Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент»

  2. Понятие организации. Общая характеристика организации. Виды организаций. Формальные и неформальные организации, Жизненные циклы.

  3. Менеджер, его социальные роли, аппарат управления.

  4. Виды и уровни менеджмента

  5. Основные этапы развития менеджмента


1.1 Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент»
В условиях перехода нашей экономики на рыночные отношения, наряду со словом «управление» все чаще стало употребляться слово «менеджмент», становясь одним из символов обновления, перехода на путь цивилизованного развития. Термин «менеджмент» американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В русском переводе этот термин употребляется как аналог понятия «управление» применительно к различным организациям (коммерческим и некоммерческим), осуществляющим свою деятельность в различных сферах экономики. В то же время существует определенное различие этих терминов

В «Советском энциклопедическом словаре» управление определяется как элемент, функция организационных систем различной природы, обеспечивающая поддержание деятельности по реализации программ и достижению целей. В одном из первых учебников по научным основам управления производством управление определялось как целенаправленное воздействие на коллективы для организации и координации их деятельности.

В «Словаре иностранных слов» менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности. В Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как власть и исскуство управления, способ, манера общения с людьми, особого рода умелость и административные навыки, орган управления, административная единица.

В «Словаре-справочнике менеджера» менеджмент определяется как тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики. Менеджмент и управление в литературных источниках рассматриваются практически с одних и тех же позиций. Принципиальные различия в трактовке и применении этих понятий могут быть поняты при раскрытии их содержания. В отдельных подходах термин «управление» несколько шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности (управление в живой природе, в биологических системах, управление государством, плановой, бухгалтерской, юридической и другими видами работ).

Термин: «управление» имеет более широкое значение и применяется к любому объекту управления, но в контексте управления предприятием и его персоналом оба термина используются как идентичные (синомичные), что, на наш взгляд, правильно.

1.Менеджмент — неотъемлемая составляющая организации, обеспечивающая ее функционирование тем, что формирует, мобилизует и приводит в действие потенциал организации для достижения ее целей и решения стоящих перед ней задач. Следует оговориться, что речь не идет обо всей деятельности организации, связанной с ее целями. Менеджмент охватывает только функции и действия по координации и согласованию взаимодействия внутри организации, побуждению к осуществлению необходимых усилий, целевой ориентации различных видов деятельности, т.е. направлен на обеспечение определенного взаимодейстгвия между элементами организации для достижения ее целей.

2.Менеджмент — это достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих людей [19].

3.Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами [14].

4.Менеджмент — это процесс координирования и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной [23].

Уровень развития объекта управления, будь то производство, транспорт, торговля или здравоохранение, имеет различные системы управления, обладающие своей спецификой. Менеджмент возник и оформился в своеобразную концепцию практического, как тип управления, родившийся в условиях свободного предпринимательства, конкуренции и мотивации.

Основными признаками менеджмента как типа управления считается:

1..Исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его запросы, интересы и ценности.

  1. В принципах и методах управления отдается предпочтение стимулирующим методам.

  2. Менеджменту присущ профессионализм.

  3. Для менеджмента характерна четкая система управления, способная быстро адаптироваться в соответствии с возникающими ситуациями.

  4. Менеджмент предъявляет особые требования к личным качествам менеджера, таким как предприимчивость, коммуникабельность, уверенность. Следует выделить особенности менеджмента в рыночных условиях хозяйствования, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания.

Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид управленческой деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менеджментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особенности, являются всесторонний анализ и учет конкретных условий функционирования предприятия в процессе управлении (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития организации и т. д.

Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которое, в свою очередь, ориентировано на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих, управление направлено на достижение эффективной организации труда при обеспечении хозяйственной деятельности, постоянное повышение производительности и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ организации (предприятия, корпорации), определяющими ее позицию и успех на конкретном рынке.

В-четвертых, менеджмент — это система гибкого управления, позволяющая организации своевременно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальных факторов развития (страны, региона, отрасли и самой организации). Центральным звеном гибкого управления организацией является развитие и повышение эффективности ее маркетинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала организации, ее подразделений), умение

Термин «менеджмент» относится лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, фирмы, организации, действующих в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали употреблять и в отношении непредпринимательских организаций

Наиболее часто используемые подходы к определению менеджмента следующие:

1.Менеджмент как функция реализуется посредством выполнения ряда управленческих действий, получивших название функций управления. К числу важнейших функций управления относят планирование, организацию, координацию, стимулирование и контроль. Кроме того, в состав функций включаются отдельные виды деятельности: коммуникации, принятие решений, подбор персонала, ведение переговоров.

Рассмотрение менеджмента как функции связано с разработкой состава, содержанием всех видов управленческой деятельности и их взаимосвязи в пространстве и во времени.

^ 2.Менеджмент как процесс. Процесс менеджмента предполагает интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую целую цепочку. При этом внимание уделяется взаимосвязанности между собой управленческих функций с целью достижения максимальных конечных результатов

Процесс управления представляет собой информационный процесс, т. е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Однако следует иметь в виду, что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне ее. Процесс прохождения и использования информации реализуется в ряде действий руководителей согласно их должностным обязанностям.

3.^ Менеджмент как система. Системность менеджмента обусловлена наличием и взаимосвязанностью его составляющих: структуры и ее элементов, функций, процессов, методов, форм.

Под системой понимается совокупность частей и элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов.

Системам присущи такие факторы, как

  • единство общей цели для всех элементов,

  • подчинение целей компонента общей цели системы,

  • отношение субординации и координации между компонентами системы,

  • потребность в управлении

  • и наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

При всем многообразии форм образования все системы по сферам общественной жизни делят на политические, духовные и социально-экономические.

Политическая сфера представляется государством в виде законодательных, исполнительных, судебных органов и всевозможных общественных объединений.

Духовная сфера объединяет религиозные конфессии, средства массовой информации, творческие союзы, научные ассоциации и т. п.Компоненты духовной сферы несут общественные идеи, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые обуславливаются действиями различных групп и индивидов.

Свойства систем в управлении:

^ Главным свойством социально-экономических систем является то, что в их основе лежат интересы людей в таких областях экономики как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, которые, в свою очередь, разделяются на отрасли, подотрасли, а те — на ассоциации, фирмы, предприятия, цехи, участки, отделы, бригады.

В социально-экономической системе любого уровня организации человек выступает как созидательная сила, ставит определенную цель, осуществляет ее достижение, связан с другими людьми тысячью разнообразных отношений и форм взаимодействия, выступает как объект и субъект управления. В процессе целесообразной деятельности люди объединяются в своеобразные общности и организации. При этом совокупность коллективных и индивидуальных интересов влияет на состояние системы и процесс ее развития.

Характерной чертой социально-экономической системы является сочетание трудовых и материальных ресурсов для создания благ, воспроизводства производительных сил общества.

В сферу материального производства, хозяйственной и общественной жизни вовлекаются производственные здания и сооружения, орудия и предметы труда, средства связи и управления, созданные человеком и используемые ими. В отличие от систем живой природы, в которых приобретенные признаки генетически не передаются, эволюция социально-экономических систем содержит передачу опыта будущим поколениям, как важнейшее условие их протекающие в системе, каждая социально-экономическая система прежде всего состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных систем, управляемой и управляющей.

К управляемой системе относятся все элементы и части подсистемы предприятия, фирмы, ассоциации, министерства, обеспечивающие процесс материального производства, а к управляющей — все элементы и подсистемы, обеспечивающие процесс управления. В свою очередь каждая из организованных систем образует техническую, экономическую и социальную подсистемы, которые решают свои специфические задачи.

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления, управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами - это взаимоотношения людей.

Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления. К примеру, в унитарном сельскохозяйственном предприятии управляющей подсистемой является управленческий аппарат во главе с директором, а управляемой – фермы, бригады, цеха, отделения. В производственном подразделении в свою очередь управляющей подсистемой будет управленческий аппарат во главе с заведующим фермой или бригадиром бригады, или начальником цеха, а управляемой – доярки, механизаторы, рабочие бригад. В то же время администрация (директор) предприятия трансформируется из управляющей подсистемы в управляемую тогда, когда выполняет приказы (указания, распоряжения, решения), поступающие от вышестоящих органов руководства (районного управления сельского хозяйства и продовольствия).

На уровне государства субъектами управления являются органы законодательной и судебной власти. Объекты, на которые воздействует государство посредством законов и судебных решений, классифицируются по нескольким признакам.

по уровню решаемых задач - экономика республики в целом, отрасли, региона, фирмы;

по видам регулируемой деятельности - доходы, капиталы, цены, рынки;

по адресату воздействия – частные компании, различные фонды, учебные заведения.

Система менеджмента формируется и действует в соответствии с содержанием функции управления и характером отношений, на которых основаны управленческие взаимосвязи, с принципами ее построения, функционирования и преобразования, с условиями, в которых она действует. Как управляющая система она формирует и изменяет внутреннюю среду организации и регулирует протекающие в ней процессы. Как управляемая система — принимает решения под воздействием изменяющихся условий внешней и внутренней среды, которые направляют ее действия

Ее основные подсистемы — структурно-функциональная, информационно-поведенческая и подсистема саморазвития..

4..Менеджмент как орган или аппарат управления организацией, без которого не может работать целостное образование. Аппарат управления, являясь составной частью организации, содействует эффективному использованию всех ресурсов предприятия для достижения его целей.

Менеджмент — это люди, профессионально подготовленные специалисты, управляющие организацией, которые формируют кадры, устанавливают систему отношений между людьми, включая их в сознательный процесс трудовой деятельности. Главной же задачей людей, занятых управлением, является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (денег, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения целей. Менеджмент всегда связан с менеджерами, профессионально выполняющими управленческие функции и осуществляющими процесс управления. Менеджером является член организации, имеющий в подчинении других работников, действиями которых он уполномочен управлять, неся полную ответственность за состояние управляемого объекта.

Основными обязанностями менеджеров являются организация и использование труда сотрудников для достижения целей и решения задач организации. Результативность их работы зависит, прежде всего, от умения работать с персоналом, владения информацией обо всем, что происходит внутри организации

5.Под наукой управления в менеджменте следует понимать систему научных знаний, которые составляют теоретическую базу управления и обеспечивают решения практических задач научными рекомендациями.

6. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что предприятия представляют собой сложную социально-техническую систему, на функционирование которой воздействуют разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. В связи с этим складываются сложные межличностные, межсистемные, смешанные, коллективные и индивидуальные отношения, которые требуют от управленцев не только использования научных принципов, но и искусства их применения в конкретных ситуациях. Поэтому менеджмент нередко рассматривают как искусство, которое должно опираться на законы, закономерности, принципы, функции и методы.

7.Менеджмент определяется также как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает осуществление функций планирования, организации, мотивации и контроля, реализуя которые менеджеры обеспечивают результаты эффективного труда в форме конечных результатов

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее - обеспечивают практику менеджмента научными рекомендациями.

Менеджмент является самостоятельной и в то же время дисциплинарной областью знаний. Его научную этическую основу составляют:

• экономические науки — экономическая теория, экономика отраслей и регионов, экономика предприятиями, мировая экономика, ценообразование, финансы и кредит, статистика, бухгалтерский учет, аудит, маркетинг, организация труда и др.;

• общественные науки — философия, социология психология, социальная психология, конфликтология, политология и др.;

• юридические науки — гражданское, трудовое, международное частное, таможенное, налоговое право и другие отрасли права;

• общенаучные и информационные дисциплины —математика (включая математические методы и моделирование), исследование операций, информатика и вычислительная техника, информационные технологии;

• науки об управлении объектами независимо от их природы — системный анализ и общая теория систем, кибернетика, структурный и функциональный анализ. Результаты исследований указанных областей зна-ний, а также отношений между людьми в процессе управления являются основой для теории менеджмента и ее специальных разделов.

Наука об управлении получила развитие в трудах зарубежных и отечественных ученых. Однако в реальном управлении организацией (предприятием, корпорацией) роль ученого-эксперта, пожалуй, не так важна, как руководителя. Владея в совершенстве научными основами управления, руководитель осуществляет управление исходя из своих личных качеств, таланта, опыта, навыков. Соединение таланта и научного знания в этой области увеличивает способность руководителя добиваться более высоких результатов в управлении организацией.

В то же время важно понять, что менеджмент представляет самостоятельную область знаний, являющуюся по существу междисциплинарной областью, которую в международной практике принято называть «управленческой мыслью». Управленческая мысль сочетает в себе науку, опыт, талант, «ноу-хау» и владение управленческим искусством. Эволюция управления как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы управления, заключающейся в получении желаемых результатов на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и использующих определенные ресурсы.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 1 -сущность и эволюция менеджмента Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент» icon1. Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики
Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение. Исторические предпосылки менеджмента. Современные подходы к управлению: ориентация...

Лекция 1 -сущность и эволюция менеджмента Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент» iconВопросы к диф зачету по дисциплине «Менеджмент»
Понятия менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как вид деятельности и система управления

Лекция 1 -сущность и эволюция менеджмента Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент» icon1. Подходы к определению понятия «менеджмент»
Школа психологии и человеческих отношений. Основные положения доктрины «человеческих отношений»

Лекция 1 -сущность и эволюция менеджмента Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент» iconПрограмма вступительного испытания утверждено
История развития менеджмента. Предмет менеджмента. Школы, подходы и модели менеджмента. Особенности российского менеджмента. Виды...

Лекция 1 -сущность и эволюция менеджмента Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент» iconВопросы по дисциплине «финансовый менеджмент» Финансовый менеджмент:...
Вот вам вопросы на экзамен по Финансовому менеджменту передайте группе, пожалуйста

Лекция 1 -сущность и эволюция менеджмента Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент» icon1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы...
Банковский менеджмент это управление банком в условиях рыночной экономики. Как правило, цели банковского менеджмента определяются...

Лекция 1 -сущность и эволюция менеджмента Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент» iconОсобенности менеджмента гостиниц и ресторанов. В чём суть управленческой...
Сущность категорий «менеджмент», «управление» и «управленческие отношения» в грб

Лекция 1 -сущность и эволюция менеджмента Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент» iconВопросы к экзамену по дисциплине «управление проектами»
Основные понятия и сущность проект-менеджмента. Понятия проекта, проектирования, сущность процесса управления проектами

Лекция 1 -сущность и эволюция менеджмента Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент» iconМетодические указания по предмету «Менеджмент» Челябинск
«Менеджмент» исследуются проблемы концепций и функций современного менеджмента, организационные структуры систем менеджмента, процесс...

Лекция 1 -сущность и эволюция менеджмента Соотношение понятий менеджмент и управление. Подходы к определению понятия «Менеджмент» iconВопросы к обсуждению: Объясните, для чего нужно управление
Семинар 1: Сущность менеджмента. Современный менеджмент как основа успешного хозяйствования в условиях рынка. Современное общественное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов