СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИКА»
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Личность как объект педагогической деятельности.
Педагогическая сущность понятий «человек» и «личность». Соотношение этих понятий в процессе онтогенеза.
Факторы развития личности.
Выделение этапов развития личности в истории педагогики.
Периодизация детства и юности в современной педагогике и психологии.
Отражение различных этапов личностного развития в произведениях искусства.
ЛИТЕРАТУРА (один из предложенных источников на выбор):
Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. Учеб. заведений.- М., 1996, С.86-105
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб пособие для пед. Вузов, ИПК, ФПК.- М.,1992, С.50-71
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов.- М., 1998, С.47 –82.
Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов/Под ред. Ю.К.Бабанского.- М.,1983, С. 36-46.
^
Тема: Факторы развития творческой личности
Биологические (генетические) и педагогические гипотезы творческой одаренности детей. Стили поведения родителей творчески одаренного ребенка. Взаимодействие творчески одаренных детей с различными системами образования. Типичные педагогические ошибки, совершаемые в отношении творчески одаренных детей. В процессе подготовки к семинару №2 выполняется самостоятельная работа №1 (литература указана в задании для СРС) ^
Тема: Приемы развития творческих качеств личности в процессе художественного образования
Типология творческих качеств личности в современной психологии и педагогике.
Игровые методы развития творческих качеств личности, разработанные Джанни Родари.
Возможности использования игровых творческих заданий в системе художественного образования и эстетического воспитания.
В процессе подготовки к семинару №3 выполняется самостоятельная работа №2
^
Гин А.А. Приемы педагогической техники.- Гомель: ИПП «Сож»,1999
Вачьянц А.М. «Вариации прекрасного». Мировая художественная культура/ Рабочая тетрадь.(Древний мир) – М.: Изд. Центр АЗ, 1997
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие. – М.,1998
^
Тема: Педагогика Беларуси: своеобразие, достижения, перспективы.
Самобытность мышления, гуманистическая направленность личности выдающихся просветителей Беларуси.
Воспитание и образование на белорусских землях в XII – XIX вв. и его место в системе Восток – Запад.
Возникновение, становление и развитие национальной системы художественного образования на Беларуси.
В процессе подготовки к семинару выполняется самостоятельная работа №3
^ 6 Тема: Советская педагогика в зеркале искусства
Причины бурного развития в советский период всех видов и жанров искусства, адресованных детям.
Тематическое единство и жанровое разнообразие советского искусства для детей.
Психолого-педагогические и эстетические особенности образов детства в искусстве советского периода.
К обсуждению привлекаются произведения о детях и для детей и юношества, созданные в различных видах искусства советского периода:
художественная литература,
изобразительное искусство (включая книжную графику),
музыка (произведения для юных исполнителей и слушателей),
театр (драматургия, актеры, режиссеры, спектакли),
кинематограф,
радио для детей, грамзаписи для детей,
детские передачи телевидения.
Вопросы для обсуждения:
ведущие темы и проблемы произведений;
временная динамика тем и проблем (по периодам);
дифференциация тематики в зависимости от возрастного адреса;
произведения, наиболее ярко отражающие своеобразие эпохи и периода;
произведения, которые независимо от времени создания надолго останутся в сокровищнице детской субкультуры.
Литература Детская литература: Учебное пособие / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др., Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
Кудрявцева Л.С. Художники детской книги. Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1998. – 208 с.
Мерцалова М.Н. Дети в мировой живописи. – М.: Искусство, 1968. – 144 с.: ил.
Народное образование в России. Исторический альманах. – М.: «Народное образование», 2000. – №10. – 179-186 с.: ил.
Художники детской книги о себе и своём искусстве: Статьи, рассказы, заметки, выступления / Сост., вступит. статья, записи, примечания В. Глоцера. – М.: Книга, 1987. – 320 с.: ил.
Энциклопедический словарь юного зрителя. – М.: Педагогика, 1989
Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1987.
Энциклопедический словарь юного музыканта. – М.: Педагогика, 1985.
Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983
|