Афанасий Никитин. Хождение за три моря "хождение за три моря" афанасия никитина




Скачать 299.45 Kb.
НазваниеАфанасий Никитин. Хождение за три моря "хождение за три моря" афанасия никитина
страница1/3
Дата публикации12.08.2013
Размер299.45 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3

Афанасий Никитин. Хождение за три моря

"ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ" АФАНАСИЯ НИКИТИНА




В год 6983 (1475) <...>. В том же году получил записи Афанасия,

купца тверского, был он в Индии четыре года, а пишет, что отправился в путь

с Василием Папиным. Я же расспрашивал, когда Василий Папин послан был с

кречетами послом от великого князя, и сказали мне -- за год до казанского

похода вернулся он из Орды, а погиб под Казанью, стрелой простреленный,

когда князь Юрий на Казань ходил. В записях же не нашел, в каком году

Афанасий пошел или в каком году вернулся из Индии и умер, а говорят, что

умер, до Смоленска не дойдя. А записи он своей рукой писал, и те тетради с

его записями привезли купцы в Москву Василию Мамыреву, дьяку великого князя.
___________
За молитву святых отцов наших, господи Иисусе Христе, сыне божий,

помилуй меня, раба своего грешного Афанасия Никитина сына.

Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море --

Дербентское, дарья Хвалисская, второе море -- Индийское, дарья

Гундустанская, третье море -- Черное, дарья Стамбульская.

Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя

своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия

Тверского и от Бориса Захарьича.

Поплыл я вниз Волгою. И пришел в монастырь калязинский к святой Троице

живоначальной и святым мученикам Борису и Глебу. И у игумена Макария и

святой братии получил благословение. Из Калязина плыл до Углича, и из Углича

отпустили меня без препятствий. И, отплыв из Углича, приехал в Кострому и

пришел к князю Александру с другой грамотой великого князя. И отпустили меня

без препятствий. И в Плес приехал без препятствий.

И приехал я в Нижний Новгород к Михаилу Киселеву, наместнику, и к

пошленнику Ивану Сараеву, и отпустили они меня без препятствий. А Василий

Папин, однако, город уже проехал, и я в Нижнем Новгороде две недели ждал

Хасан-бека, посла ширваншаха татарского. А ехал он с кречетами от великого

князя Ивана, и кречетов у него было девяносто. Поплыл я с ними вниз по

Волге. Казань прошли без препятствий, не видали никого, и Орду, и Услан, и

Сарай, и Берекезан проплыли и вошли в Бузан. И тут встретили нас три

татарина неверных да ложную весть нам передали: "Султан Касим подстерегает

купцов на Бузане, а с ним три тысячи татар". Посол ширваншаха Хасан-бек дал

им по кафтану-однорядке и по штуке полотна, чтобы провели нас мимо

Астрахани. А они, неверные татары, по однорядке-то взяли, да в Астрахань

царю весть подали. А я с товарищами свое судно покинул, перешел на

посольское судно.

Плывем мы мимо Астрахани, а месяц светит, и царь нас увидел, и татары

нам кричали: "Качма -- не бегите!" А мы этого ничего не слыхали и бежим себе

под парусом. За грехи наши послал царь за нами всех своих людей. Настигли

они нас на Богуне и начали в нас стрелять. У нас застрелили человека, и мы у

них двух татар застрелили. А меньшее наше судно у еза застряло, и они его

тут же взяли да разграбили, а моя вся поклажа была на том судне.

Дошли мы до моря на большом судне, да стало оно на мели в устье Волги,

и тут они нас настигли и велели судно тянуть вверх по реке до еза. И судно

наше большое тут пограбили и четыре человека русских в плен взяли, а нас

отпустили голыми головами за море, а назад, вверх по реке, не пропустили,

чтобы вести не подали.

И пошли мы, заплакав, на двух судах в Дербент: в одном судне посол

Хасан-бек, да тезики, да нас, русских, десять человек; а в другом судне --

шесть москвичей, да шесть тверичей, да коровы, да корм наш. И поднялась на

море буря, и судно меньшее разбило о берег. И тут стоит городок Тарки, и

вышли люди на берег, да пришли кайтаки и всех взяли в плен.

И пришли мы в Дербент, и Василий благополучно туда пришел, а мы

ограблены. И я бил челом Василию Папину и послу ширваншаха Хасан-беку, с

которым мы пришли -- чтоб похлопотал о людях, которых кайтаки под Тарками

захватили. И Хасан-бек ездил на гору к Булат-беку просить. И Булат-бек

послал скорохода к ширваншаху передать: "Господин! Судно русское разбилось

под Тарками, и кайтаки, придя, людей в плен взяли, а товар их разграбили".

И ширваншах посла тотчас послал к шурину своему, князю кайтаков

Халил-беку: "Судно мое разбилось под Тарками, и твои люди, придя, людей с

него захватили, а товар их разграбили; и ты, меня ради, людей ко мне пришли

и товар их собери, потому что те люди посланы ко мне. А что тебе от меня

нужно будет, и ты ко мне присылай, и я тебе, брату своему, ни в чем перечить

не стану. А те люди ко мне шли, и ты, меня ради, отпусти их ко мне без

препятствий". И Халил-бек всех людей отпустил в Дербент тотчас без

препятствий, а из Дербента отослали их к ширваншаху в ставку его -- койтул.

Поехали мы к ширваншаху в ставку его и били ему челом, чтоб нас

пожаловал, чем дойти до Руси. И не дал он нам ничего: дескать, много нас. И

разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого-что осталось на Руси, тот пошел на

Русь, а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят. А иные остались в

Шемахе, иные же пошли в Баку работать.

А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, где огонь горит неугасимый;

а из Баку пошел за море -- в Чапакур.

И прожил я в Чапакуре шесть месяцев, да в Сари жил месяц, в

Мазандаранской земле. А оттуда пошел к Амолю и жил тут месяц. А оттуда пошел

к Демавенду, а из Демавенда -- к Рею. Тут убили шаха Хусейна, из детей Али,

внуков Мухаммеда, и пало на убийц проклятие Мухаммеда -- семьдесят городов

разрушилось.

Из Рея пошел я к Кашану и жил тут месяц, а из Кашана -- к Наину, а из

Наина к Иезду и тут жил месяц. А из Йезда пошел к Сирджану, а из Сирджана --

к Тарому, домашний скот здесь кормят финиками, по четыре алтына продают

батман фиников. А из Тарома пошел к Лару, а из Лара -- к Бендеру -- то

пристань Ормузская. И тут море Индийское, по-персидски дарья Гундустанская;

до Ормуза-града отсюда четыре мили идти.

А Ормуз -- на острове, и море наступает на него всякий день по два

раза. Тут провел я первую Пасху, а пришел в Ормуз за четыре недели до Пасхи.

И потому я города не все назвал, что много еще городов больших. Велик

солнечный жар в Ормузе, человека сожжет. В Ормузе был я месяц, а из Ормуза

после Пасхи в день Радуницы пошел я в таве с конями за море Индийское.

И шли мы морем до Маската десять дней, а от Маската до Дега четыре дня,

а от Дега до Гуджарата, а от Гуджарата до Камбея. Тут родится краска да лак.

От Камбея поплыли к Чаулу, а из Чаула вышли в седьмую неделю после Пасхи, а

морем шли шесть недель в таве до Чаула.

И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а

груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети

родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да

все черные. Куда я ни иду, за мной людей много -- дивятся белому человеку. У

тамошнего князя -- фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних --

фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят -- фата через плечо

перекинута, другая фата на бедрах. А у слуг княжеских и боярских одна фата

на бедрах обернута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с

кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да

босы, да крепки, а волосы не бреют. А женщины ходят -- голова не покрыта, а

груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт.

Из Чаула пошли посуху, шли до Пали восемь дней, до Индийских гор. А от

Пали шли десять дней до Умри, то город индийский. А от Умри семь дней пути

до Джуннара.

Правит тут индийский хан -- Асад-хан джуннарский, а служит он

мелик-ат-туджару. Войска ему дано от мелик-ат-туджара, говорят, семьдесят

тысяч. А у мелик-ат-туджара под началом двести тысяч войска, и воюет он с

кафарами двадцать лет: и они его не раз побеждали, и он их много раз

побеждал. Ездит же Асад-хан на людях. А слонов у него много, и коней у него

много добрых, и воинов, хорасанцев, у него много. А коней привозят из

Хорасанской земли, иных из Арабской земли, иных из Туркменской земли, иных

из Чаготайской земли, а привозят их все морем в тавах -- индийских кораблях.

И я, грешный, привез жеребца в Индийскую землю, и дошел с ним до

Джуннара, с божьей помощью, здоровым, и стал он мне во сто рублей. Зима у

них началась с Троицына дня. Зимовал я в Джуннаре, жил тут два месяца.

Каждый день и ночь -- целых четыре месяца -- всюду вода да грязь. В эти дни

пашут у них и сеют пшеницу, да рис, да горох, да все съестное. Вино у них

делают из больших орехов, кози гундустанские называются, а брагу -- из

татны. Коней тут кормят горохом, да варят кхичри с сахаром да с маслом, да

кормят ими коней, а с утра дают шешни. В Индийской земле кони не водятся, в

их земле родятся быки да буйволы -- на них ездят и товар и иное возят, все

делают.

Джуннар-град стоит на скале каменной, не укреплен ничем, богом

огражден. И пути на ту гору день, ходят по одному человеку: дорога узка,

двоим пройти нельзя.

В Индийской земле купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и

постель стелют хозяйки, и спят с гостями. (Если имеешь с ней тесную связь,

давай два жителя, если не имеешь тесной связи, даешь один житель. Много тут

жен по правилу временного брака, и тогда тесная связь даром); а любят белых

людей.

Зимой у них простые люди ходят -- фата на бедрах, другая на плечах, а

третья на голове; а князья да бояре надевают тогда на себя порты, да

сорочку, да кафтан, да фата на плечах, другой фатой себя опояшет, а третьей

фатой голову обернет. (О боже, боже великий, господь истинный, бог

великодушный, бог милосердный!)

И в том Джуннаре хан отобрал у меня жеребца, когда узнал, что я не

бесерменин, а русин. И он сказал: "И жеребца верну, и тысячу золотых

впридачу дам, только перейди в веру нашу -- в Мухаммеддини. А не перейдешь в

веру нашу, в Мухаммеддини, и жеребца возьму, и тысячу золотых с твоей головы

возьму". И срок назначил -- четыре дня, на Спасов день, на Успенский пост.

Да господь бог сжалился на свой честной праздник, не оставил меня, грешного,

милостью своей, не дал погибнуть в Джуннаре среди неверных. Накануне Спасова

дня приехал казначей Мухаммед, хорасанец, и я бил ему челом, чтобы он за

меня хлопотал. И он ездил в город к Асад-хану и просил обо мне, чтобы меня в

их веру не обращали, да и жеребца моего взял у хана обратно. Таково господне

чудо на Спасов день. А так, братья русские христиане, захочет кто идти в

Индийскую землю -- оставь веру свою на Руси, да, призвав Мухаммеда, иди в

Гундустанскую землю.

Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для

нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да

краска, то дешево. Те, кто возят волов за море, те пошлин не платят. А нам

провезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников

много. Разбойничают кафары, не христиане они и не бесермены: молятся

каменным болванам и ни Христа, ни Мухаммеда не знают.

А из Джуннара вышли на Успенье и пошли к Бидару, главному их городу.

Шли до Бидара месяц, а от Бидара до Кулонгири -- пять дней и от Кулонгири до

Гулбарги пять дней. Между этими большими городами много других городов,

всякий день проходили по три города, а иной день по четыре города: сколько

ковов -- столько и городов. От Чаула до Джуннара двадцать ковов, а от

Джуннара до Бидара сорок ковов, от Бидара же до Кулонгири девять ковов, и от

Бидара до Гулбарги девять ковов.

В Бидаре на торгу продают коней, камку, шелк и всякий иной товар да

рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а из

съестного только овощи, а для Русской земли товара нет. А здесь люди все

черные, все злодеи, а женки все гулящие, да колдуны, да тати, да обман, да

яд, господ ядом морят.

В Индийской земле княжат все хорасанцы, и бояре все хорасанцы. А

гундустанцы все пешие и ходят перед хорасанцами, которые на конях; а

остальные все пешие, ходят быстро, все наги да босы, в руке щит, в другой --

меч, а иные с большими прямыми луками да со стрелами. Бой ведут все больше

на слонах. Впереди идут пешие воины, за ними -- хорасанцы в доспехах на

конях, сами в доспехах и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие

кованые мечи, по кентарю весом, да облачают слонов в доспехи булатные, да на

слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах,

да все с пушками, да со стрелами.

Есть тут одно место -- Аланд, где шейх Алаеддин (святой, лежит и

ярмарка). Раз в год на ту ярмарку съезжается торговать вся страна Индийская,

торгуют тут десять дней; от Бидара двенадцать ковов. Приводят сюда коней --

до двадцати тысяч коней -- продавать да всякий товар привозят. В

Гундустанской земле эта ярмарка лучшая, всякий товар продают и покупают в

дни памяти шейха Алаеддина, а по-нашему на Покров святой богородицы. А еще

есть в том Аланде птица гукук, летает ночью, кричит: "кук-кук"; а на чьем

доме сядет, там человек умрет, а захочет кто ее убить, она на того огонь изо

рта пускает. Мамоны ходят ночью да хватают кур, а живут они на холмах или

среди скал. А обезьяны, те живут в лесу. Есть у них князь обезьяний, ходит с

ратью своей. Если кто обезьян обидит, они жалуются своему князю, и он

посылает на обидчика свою рать и они, к городу придя, дома разрушают и людей

убивают. А рать обезьянья, сказывают, очень велика, и язык у них свой.

Детенышей родится у них много, и если который из них родится ни в мать, ни в

отца, таких бросают на дорогах. Иные гундустанцы подбирают их да учат всяким

ремеслам; а если продают, то ночью, чтобы они дорогу назад не могли найти, а

иных учат (людей забавлять).

Весна у них началась с Покрова святой богородицы. А празднуют память

шейха Алаеддина и начало весны через две недели после Покрова; восемь дней

длится праздник. А весна у них длится три месяца, и лето три месяца, и зима

три месяца, и осень три месяца.

Бидар -- стольный город Гундустана бесерменского. Город большой, и

людей в нем очень много. Султан молод, двадцати лет -- бояре правят, а

княжат хорасанцы и воюют все хорасанцы.

Живет здесь боярин-хорасанец, мелик-ат-туджар, так у него двести тысяч

своей рати, а у Мелик-хана сто тысяч, а у Фарат-хана двадцать тысяч, и у

многих ханов по десять тысяч войска. А с султаном выходит триста тысяч

войска его.

Земля многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Афанасий Никитин. Хождение за три моря \"хождение за три моря\" афанасия никитина iconАфанасий Никитин: тверской бэкпэкер
Есть лишь окутанный тайной его дневник в виде путевых заметок – «Хожение за три моря» (современная версия: «Хождения за три моря»)...

Афанасий Никитин. Хождение за три моря \"хождение за три моря\" афанасия никитина iconЧернышево село на севере района, в степном Крыму, в 3 км от побережья...
Чёрного моря, высота над уровнем моря — 13 м[1]. Ближайшие населённые пункты — Огни в 2 км на юго-запад, Кропоткино в 3,3 км на северо-восток...

Афанасий Никитин. Хождение за три моря \"хождение за три моря\" афанасия никитина iconЯпонский язык и культура Японии
«Нихон коку», «Ниппон коку» (info) (яп. 日本国?) — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от...

Афанасий Никитин. Хождение за три моря \"хождение за три моря\" афанасия никитина iconВ фз “Об экологической экспертизе” предусмотрены два вида экологической экспертизы
Атлантический океан, а также все связанные с ним моря,, Индийский океан, а также все связанные с ним моря,, Северный Ледовитый океан,...

Афанасий Никитин. Хождение за три моря \"хождение за три моря\" афанасия никитина iconГостевой дом «Людмила» ул. Колхозная д. 73
Геленджик, до моря и центральной набережной 5-7 минут. Представляет собой четыре номера с отдельным входом и местами для отдыха....

Афанасий Никитин. Хождение за три моря \"хождение за три моря\" афанасия никитина iconНикитина Л. А. Резервы здоровья наших детей
Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей. М.: Физкультура и спорт, 1990. 221 с

Афанасий Никитин. Хождение за три моря \"хождение за три моря\" афанасия никитина iconНиколай Козлов Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день
Три истории как три мазка, как три аккорда. Пусть Книга начнется с этих трех историй: может быть, они лучше любых длинных предисловий...

Афанасий Никитин. Хождение за три моря \"хождение за три моря\" афанасия никитина iconАлександр Дюма Три мушкетера Три мушкетера1 Александр Дюма Три мушкетера Предисловие
Бастилию, – в Амстердаме, у Пьера Ружа. Заглавие соблазнило меня; я унес эти мемуары домой, разумеется, с позволения хранителя библиотеки,...

Афанасий Никитин. Хождение за три моря \"хождение за три моря\" афанасия никитина iconГород, тротуары которого на три метра ниже уровня раскинувшегося...
Вавилоном. Однако ни то, ни другое название не могут передать его своеобразного очарования. Здесь над карнизами XVII века нависают...

Афанасий Никитин. Хождение за три моря \"хождение за три моря\" афанасия никитина iconКак относиться к себи и людям, или практическая психология на каждый день Николай Козлов
Три истории – как три мазка, как три аккорда. Пусть Книга начнется с этих трех историй: может быть, они лучше любых длинных предисловий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов