Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник




НазваниеКоллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник
страница1/65
Дата публикации14.07.2013
Размер2.78 Mb.
ТипУчебник
zadocs.ru > Литература > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65

Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник

Введение


В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования для всех специальностей введена дисциплина «Русский язык и культура речи». Мотив очевиден: коммуникативная компетенция многих выпускников нефилологических вузов, в которых не предусматривалось изучение лингвистических дисциплин (кроме иностранного языка), далеко не всегда достаточна для продуктивного общения в профессиональной сфере.

Вместе с тем возникла проблема учебника, вызванная рядом обстоятельств:

• влияние лингвистических курсов, которые уже были разработаны и читались (деловое общение, психология общения, речевая коммуникация, речевой этикет и др.);

• направление подготовки и специальность (техническая, технологическая, экономическая и т. д.);

• объем аудиторных часов по учебному плану (24, 36, 51, 72 ч.). Все это не могло не отразиться на концептуальных подходах к построению курса в зависимости от воздействия тех или иных обстоятельств. В результате у студентов есть широкий выбор учебников и учебных пособий по русскому языку и культуре речи (что является весьма положительным фактором).

Обозначив свое понимание положений примерной (типовой) учебной программы, авторы данного учебника исходили из того, что обучение русскому языку в школе предполагает прежде всего эмоционально-образный подход, цель которого – продемонстрировать красоту и глубину родного языка, помочь школьникам осознать роль и значение языка в постижении русской национальной культуры, истории, гражданственности.

В качестве методологических постулатов учителя приводят, например, высказывания русских писателей – И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»; А.Н. Толстого: «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего»; К.Г. Паустовского: «Русскийязык богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке».

В вузе же задача иная – на основе школьных знаний, умений и навыков, сформированных на образцах классической литературы, развить коммуникативную компетенцию специалиста, понимание языка как носителя информации, средства достижения цели в общении, прежде всего профессиональном.

Именно информационно-прагматический подход к обучению русскому языку является основой данного учебника, предназначенного для студентов-нефилологов. Авторы стремились не только сформировать устойчивое представление о культуре речи, ее основных понятиях, функциональных стилях русского языка, особо выделив официально-деловой стиль, но и спроецировать эти понятия, нормы и требования на письменное и устное общение в бизнесе, предпринимательстве, сервисе и политике.

Это и предопределило структуру учебника, включающего два раздела. В первом разделе излагаются понятия о языке как системе, культуре речи, стилях речи и практической стилистике. Преподавателю рекомендуется акцентировать внимание учащихся на использовании норм культуры речи, стилевых требованиях в ситуациях общения и по возможности моделировать эти ситуации.

Особое внимание при изучении официально-делового стиля следует уделить аналитической работе с деловым текстом, используя профессиональные термины, присущие конкретной специализации студента.

Изучая монологическую речь, следует подчеркнуть, что именно она представляет сегодня наибольшую трудность для молодежи в связи с ограниченными возможностями приобретения риторического опыта. Учащиеся должны в обязательном порядке подготовить дома (самостоятельная работа под контролем преподавателя) и воспроизвести на практическом занятии монолог, рассчитанный на 4–5 мин.

Немаловажное значение придается в учебнике социально-этическим аспектам общения, речевому этикету, грубые нарушения которого нередки, к сожалению, не только в бытовой коммуникации.

Каждая глава первого раздела завершается контрольными вопросами и заданиями.

Второй раздел носит преимущественно практический характер. Его цель – привить учащимся устойчивые навыки правильной устной и письменной речи.

В данном учебнике, несмотря на его сравнительно небольшой объем, читатель найдет все, что необходимо для совершенствования использования языка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник iconУчебник по курсу «Русский язык и культура речи» (Авторы: Балыхина Т. М. и др.)
Электронный учебник по курсу «Русский язык и культура речи» (Авторы: Балыхина Т. М. и др.)

Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник iconВопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Язык и речь. Культура речи как наука. Нормативный, этический, коммуникативный аспекты к р. Литературный язык. Кодификация нормы....

Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник iconМ. Б. Серпикова русский язык и культура речи
Серпикова М. Б. Русский язык и культура речи. Практикум. М.: Миит, 2011. – 129 с

Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник iconДарья Голованова, Екатерина Михайлова Русский язык и культура речи Краткий курс
Дисциплина «Русский язык и культура речи» как раздел языкознания занимается качественным анализом высказываний и рассматривает следующие...

Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник iconРусский язык и культура речи
Одобрены на заседании кафедры «Русского языка и культура речи», протокол №2 от 13. 09. 2011 г

Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник icon«Русский язык и культура речи»
Индивидуальные характеристики речи. Разновидности устной речи (монолог, диалог, полилог)

Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник iconИпполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Ю. Русский язык и культура речи
Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Ю. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2009. – 448 с

Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник iconРусский язык и культура речи (Культура речи и деловое общение)
Морфологические нормы (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное)

Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник iconПлан лекции Понятие о культуре речи. Правильность как качество грамотной...
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2001

Коллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник iconКурс. I семестр зачеты: Иностранный язык Правоведение Русский язык и культура речи Культурология

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов