Традиционных древнерусских «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура путешествий»), где рассматривается вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях




Скачать 121.25 Kb.
НазваниеТрадиционных древнерусских «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура путешествий»), где рассматривается вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях
Дата публикации05.09.2013
Размер121.25 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы

Древнерусские правила трансляции негативной информации1.





Чеурин Г.С.

      Авторский  курс «Русская традиционная культура  путешествий» регламентирует соотношение  негатива  и  позитива в сообщения СМИ, .рассказывающих о негативных событиях. Согласно гипотезе, при нарушении правил  повышается вероятность катастроф, при соблюдении же, -  обстановка становится  более устойчивой
      В 20-м веке данные правила применялись при разработке  систем технических. Предлагается   применить  их  при проектировании систем социальных. И, в частности, при формировании политики средств массовой информации

Ключевые слова:  русская традиционная культура  путешествий, правила трансляции информации, предотвращение экстремальных социальных ситуаций, квалифицированное соотношение негатива  и  позитива в  сообщениях СМИ, многонациональный русский суперэтнос.

       Автор данной статьи более тридцати лет занимается изучением и воссозданием русской традиционной культуры путешествий. (Чтобы отринуть обвинения  в примитивном шовинизме, следует пояснить, что под наименованием «русский» автор подразумевает самоназвание суперэтноса, включающего в себя более 250-ти народов, населяющих территорию бывшей Царской России, СССР и нынешних стран СНГ). 
       Именно в традиции путешествий, на взгляд автора,  и  проявляется во всей своей полноте проблема некорректной, в некоторых случаях, трансляции информации.  Особенно, - при освещении т.н. негативных событий.
       Поясним исходную точку зрения. Путешествие вообще во все времена, для всех народов являлось особой формой не только существования, но самовыражения (нередко, увы, военного). Но для нашей страны, наших народов, живущих в особой климатогеографической зоне, при наличии  в  пределах своей же страны  гигантских расстояний, являлось фактически особой формой  жизни (вспомним ещё с советских времён известную особую романтичную атмосферу дальних поездов).
       А именно обмен информацией, по сути, и есть  одна из главных целей любого путешествия.
       Однако, в последнее время, на волне участившихся катастроф и, тем более, - терактов,  основной объём информации «по всем каналам», увы, связан с освещением событий негативных. Конечно, если произошла трагедия, то замалчивать её недопустимо. Однако «кричать», сеять панику, - недопустимо ещё более…
       Как  же правильно о той самой трагедии  рассказать?
       Предлагается материал на тему  традиционных древнерусских  «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура  путешествий»), где рассматривается  вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях.
       Актуальность темы очевидна.  Вспомним, несколько лет тому назад,  вторая  годовщина приснопамятного "Норд-Ост"а отметилась вообще жутким событием, - московская десятиклассница в тот день захватила в заложники первый класс,   в своей же школе, и успела серьёзно ранить двух девочек, пока её не остановила учительница. Диагноз психиатров, исследующих событие,  прост - детская психика не выдерживает потока негативной информации из СМИ.  
       После каждого, увы, очередного теракта много разговоров о роли СМИ в этих процессах, о печальных последствиях самих фактов освещения трагедий, о засилии «чернухи» на страницах газет и, тем более, на экранах. Ставят даже вопрос о запрете подобных трансляций с места события, более того, о недопуске туда журналистов.
       Согласимся, ограничиваться печальными сетованиями на эту тему уже нельзя. Почти все  здравомыслящие граждане за последнее десятилетие  неоднократно высказывались по  той  самой теме безнравственности СМИ. Так ведь, говорят в ответ в который раз (и справедливо) о том, что «..неча на зеркало пенять…», - общество безнравственно!   И перепалке этой не видно конца. 
       Очевидно, терпеть засилье пресловутой «чернухи» уже нельзя, полностью запрещать, - еще хуже. А истина, как говорится, посередине?
       Однако данная стандартная позиция, во многом тоже сравнительно опасна. Как только произносится слово «посередине», так и закладывается на подсознательном уровне возможное равенство добра и зла. Но соответствует ли такое равенство как задаче жизни человека на Земле, так и самому Божьему Замыслу? 
       Отметим очевидное, - журналист – фигура особая, его  долг, - рассказать о происходящем, все  должны знать  правду. Свобода получения, и, естественно, распространения информации не может подвергаться сомнению. Однако свобода, как известно, всегда предполагает ответственность.  Согласимся, к примеру, ни у кого не вызывает возражений право дорожной полиции на ограничение степени свободы человека за рулем, если тот не прошел специального предварительного учебного курса вождения автомобиля. 
       Возникают здравые возражения: что же, - ввести особые курсы для журналистов?  Исключать таковое нельзя, тем более, что всё большую известность приобретает теория т.н. «парных случаев». Автор  изучает это явление, наряду с другими проблемами выживания в экстремальных ситуациях,  уже почти пятнадцать  лет. Хорошо о них осведомлены и другие специалисты, в частности, -  бригады «Скорой», работники Центров «Медицина катастроф», спасатели МЧС. Пример, - взрыв газа, обвал, крушение поезда, терроризм, крупная автомобильная авария, социальные  и природные катастрофы, результат, увы - человеческие жертвы.  На помощь одними из первых выезжают медики. Они то и стали замечать, что через некоторое время событие «повторяется», в другом месте, с другими людьми, но приблизительно с таким же количеством жертв, и с повторением еще некоторых подробностей.
       В  чем же причина  подобных  странных «повторений»?
       Оговоримся, - причина любого трагического события, как правило, не одна. Более того, замечено, что для того, чтобы событие состоялось, необходимо наличие, как минимум, семи-восьми совершенно независимых друг от друга факторов . Их установлением и занимаются специальные государственные комиссии (печально, если найдя причину первую же, комиссия прекращает работу, "назначая стрелочника").  Однако особо отметим  особо, что нередко идет муссирование негативных событий газетами, телевидением. И вот чем больше СМИ показывает трупов, крови, тем больше вероятность, что трагедия повторится. Не случайно Россия в восемь раз опережает среднемировые показатели смертности от несчастных случаев (!!). 
       Хрестоматийный пример почти десятилетней давности: после  приснопамятного 11 сентября  2001 года в США не показали ни одного трупа, при частых (в последнее время) наводнениях в Европе европейские СМИ делают упор на позитив: показывают,  как работают спасатели, как помогают люди в общей беде друг другу.  Сравним с бытующими ныне , увы, «нашими традициями»: муссирование человеческого горя, крови, бессилия спасательных служб и государства в целом. Вспомните, как писали почти десять лет назад про «Курск», потом о череде  катастроф в Чечне …!. 
       Кстати, именно при запомнившемся  всем «Норд - Осте» впервые задумались. А через месяц после Бесланской вакханалии одна из центральных газет «неожиданно» и совершенно справедливо догадалась возгласить на всю Россию: "Хватит водить страну на экскурсию в морг!". 
       Задумаемся, нет ли в истории и культуре наших народов каких-то, уже готовых, правил разрешения подобных вопросов ?        
       Оказывается наша история и культура рекомендовала: в рассказах о   страшных событиях должно соблюдаться  правило  -  основная  часть  публикации  должна  нести  обязательный  позитивный настрой. И в некоторых новостных программах данная тенденция¸ слава Богу, уже прослеживается. Но, вопрос главный,  как это соотнести, основное и второстепенное,  а тем более измерить? 
       Действительно, пропорции, в которых должно сочетаться это самое основное и второстепенное, пока официально считаются неизвестными. Только в настоящее время начинается действительное изучение как человеческих, так и социальных систем. Есть аналоги исследования систем технических, в которых тщательно разработаны такие понятия, как устойчивость, допустимые изменения параметров, вероятность отказа. Возьмем за основу известное из этой области знаний утверждение, что реальная система считается устойчивой, если ее параметры, которые не могут быть постоянными, не уменьшаются все-таки ниже предела, вычисленного как  "уровень 0,707".
       Для неспециалистов поясню на простом примере: "Сотня бойцов" (как в песне) стоит в обороне. Если ранен (либо просто болен) один, – вышестоящий штаб не беспокоится, - подразделение считается боеготовым. Двое – трое, - тоже еще не следует волноваться.
       А если почти половина, - то следует принять срочные меры, хотя, заметьте, в отсутствие атаки со стороны противника вроде бы никаких трагических изменений не последует. 
       Конечно, и в случае реального боя может найтись герой, который в одиночку "удержит фронт", но… опытный командир все-таки признает неустойчивость такой ситуации и примет меры. Так вот, своеобразная граница перехода от устойчивого положения к неустойчивому и будет проходить, когда "заболеет" 30-й боец!
       По аналогии с этим примером, в наиболее привычном процентном отношении и применительно к нашей теме, можно сказать, что не менее 70,7 процентов объема информации  должно быть позитивным, и не более 29,3  –  допустимого негатива.
       Конечно, на «аптекарских весах отмерять» подобное вряд ли кто станет.
Возможно и округление.  Допустимо  в начале не более 25 %  объема публикации  - негатив,  остальное,  и  обязательно  в  завершение,   -   позитив. 
       Наши оппоненты нередко возражают, что недопустимо технические, и даже математические  приемы переносить на явления социальные! Однако не следует забывать,  что системотехника – наука мировоззренческая. Не ее вина, что она применялась в 20-м  веке исключительно при проектировании и постройке систем технических – радиолокационных комплексов, ядерных реакторов и химических комбинатов. Человеческое сообщество, да и сам человек, - тоже система, подверженная как внешним воздействиям, так и внутренней  возможной разбалансировке. Упоминаемые технические системы, космические. радиолокационные и прочие, были работоспособны именно по причине применения при проектировании постулатов системотехники, науки философской, мировоззренческой. Потому-то  постулаты системотехники правомочно применять и в  обстоятельствах социально-психологических.
       Кстати, есть пример работоспособности данного принципа в социуме. Как известно, законодательством при голосовании предусмотрен  как критерий простого большинства голосов (50% плюс один голос), так и, так называемого квалифицированного (не менее 75%). Это и есть округленная для надежности в большую сторону величина, обеспечивающая устойчивость системы. Четверть голосующих не рискнут оспаривать результат, а примерно половина – очень даже пожелает..!  Что мы и наблюдаем, кстати,  в нашей приснопамятной  Государственной Думе.
       Вернемся к нашей теме. Одно из частых возражений звучит примерно так:  как можно требовать    необходимость  позитива,  если в событиях  реальных  исключительно «смерть и кровь» ?
       Ответ очевиден. Необходимо больше рассказывать о том, как героически, стойко держались даже в самой трагической  ситуации люди. На примерах  проявляющих истинный героизм и должно строиться воспитание общества, если уж мы  совершенно справедливо заговорили наконец-то о  патриотизме.
       В доказательство  закономерности «парных» случаев, связанных с прессой, придётся привести один факт. За давностью события, надеюсь, эта самая закономерность уже ослабла…
       В  далёком уже июле 1998-го года в Крыму на Азовском море девять курсантов  школы выживания вышли в море. Четверо из них погибли во время шторма. О причинах сейчас говорить не время и не место. Одно потрясает до сих пор, 31 июля, через двадцать дней после трагедии,  в одной из федеральных газет -  кричащая информация об этом на первой полосе!  В тот же день, день публикации - около 12 часов дня  в школе выживания на Ладоге, которую курировала эта самая газета, восемь человек на «дежурной» тренировке выбросились с парашютами из самолета. Внезапная грозовая туча понесла их в озеро,  четверо (!) погибли, остальные, к счастью, спаслись. Половозрастной состав погибших практически оказался одинаковым, а фамилии инструкторов, принимавших решения, приведшие к трагедии в двух совершенно разных случаях,  совпали!
       К этому, поистине  жуткому примеру, хочется привлечь внимание работников СМИ.  «Размазыванием беды» грешат увы, практически все российские средства массовой информации в той или иной степени. Очень наивно думать, что, бездумно освещая негатив, сам остаешься в безопасности.   Иллюзия эта очень опасна. Пора проявлять доброту и человечность даже в катастрофах.
       В конце концов, требуется ли «отмерять на аптекарских весах» вышеозначенное соотношение плохого и хорошего. По Вере и совести разве нельзя это чувствовать интуитивно?  «…Не буди лихо, пока оно тихо…!», -  говорили наши деды и прадеды.
       Более того, простое наблюдение приводит нас к совсем уж печальному выводу: в некоторых СМИ  объем «чернухи» гораздо больше трех четвертей объема общего. Как ни жёстко это звучит, вольно или невольно они обеспечивают «устойчивость» с другой стороны, с «противоположным знаком». 
       Наверное, надо прощать, если «…не ведают, что творят..»  А если ведают?! Ведь что особенно незаметно и вдвойне опасно, - когда проговаривают упоминаемую фразу, что, мол, истина, - посередине, то трактуется это нередко как необходимость равенства как позитива, так и негатива, Но, согласитесь, упасть же всегда легче, чем подняться. Вот реально и получается, что достаточно выпустить  количество «чернухи» за пределы той самой одной четверти, как она становится «всесильной». И по правилу «самовозбуждения» начинает далее заполнять собой все остальное пространство.
       Рассмотрим ещё один аспект проблемы.  По какой же причине все-таки в то самое «советское» время практиковалось замалчивание  информации о негативных событиях ?
       Официально, - по стремлению государства «оградить» население от отрицательных эмоций и, значит, позаботиться об их же безопасности. Но … есть ещё один малоизвестный аспект.
       В годы Великой Отечественной войны фронтовые репортеры и редакторы газет и радио строго придерживались этой самой традиции  «устойчивого» соотношения отрицательной и положительной информации. Так и писали о событиях как на передовой, так и в тылу даже в страшном сорок первом, когда, все знают, -  реального негатива было в тысячи раз больше. Не об ужасах отступлений и окружений, и, тем более, не о предателях и паникерах было три четверти объема информации, но о героизме и самоотверженности  Хотя, может быть, авторы о системной устойчивости и слыхом не слыхивали. Долг и совесть репортёрами руководили и еще как сознательное, так и подсознательное желание укрепить устойчивость своей Державы, заложить этим самым фундамент будущей победы! Обвинять их сейчас в «замалчивании», - значит демонстрировать собственное невежество.
       Более того, отдав должное освещению несветлого явления, пора перейти именно к  освещению тех самых позитивных тенденций. Добро, оказывается тоже можно так же призвать к «самовозбуждению».
       Конечно, созидание,  -  более сложный процесс,  нежели разрушение. Для «включения его, также образно говоря, требуется превышение уже трех  четвертей… Кстати, именно об этом говорит хорошо известный  многим специалистам «эффект сотой обезьяны».
       Для «новичков» в теме также поясним: специалисты, изучающие инстинкты животных, заметили, что, к примеру,  в стаде обезьян процесс «обучения» вначале идет, как правило,  мучительно медленно. Однако он же резко ускоряется, когда количество обученных особей превышает какое-то определенное число. Остальные, даже не контактируя с «учителями», вдруг также становятся знающими. Это и есть тот самый момент положительного самовозбуждения.
       Таким образом, мифическое «психотронное» оружие  на поверку может оказаться  весьма простым. Человеческим обществом можно очень легко управлять. Причем буквально в «любую сторону», как в положительную, так и в отрицательную. Что и осуществляется с помощью  средств массовой информации, - «четвертой власти». Нередко этот достаточно примитивный метод является главным и единственным управленческим секретом. В СССР был идеологический диктат, - шел процесс «воспитания единого советского народа». А в конце  прошлого столетия, увы,  «…пришел на смену коммерческий диктат …». М.б., пора задуматься ?
       Очевидно в то же время, что  «штурвал» можно повернуть и в другую сторону…Именно ля этого человеку Отцом Небесным и вручена человеку свобода воли и разум. Homo Sapiens  - человек думающий!
       Так давайте  же думать, прежде чем писать, говорить и показывать. Давайте же вместе, ни в коем случае не скрывая горькой правды, сострадая возможным жертвам трагедий, тем не менее находить позитив.     
       А вот посмотрите, если есть в наше время,  подобные  репортажи  ?. По крайней мере, последовательность сюжетов уже принципиально иная, -  негатив, - в начале, затем, - о светлой составляющей. Конечно, об оптимальном соотношении приходится пока только мечтать…
       Однако были уже в истории и культуре  нашей прецеденты. Есть совершенно  замечательный аналог. 
       На заре развития русской авиации, как известно, популярны были показательные полеты при большом стечении зрителей. И поскольку, большинство летчиков были военными, на их мастерство и на них самих приходили полюбоваться женщины. А какой же «гусар» упустит возможность «блеснуть перед дамой»?! Рисковали часто; исполняли в воздухе невероятные (по тогдашним понятиям) трюки. Нередко – с тяжелыми и даже трагическими последствиями. Но … была традиция; в случае публичной неудачи своего товарища кто-то из летчиков немедленно (!!) садился в свой аэроплан и тут же, на глазах у зрителей исполнял ту самую фигуру высшего пилотажа! Которая оказалась не под силу первому.  Для чего это делалось, - только ли для демонстрации победительства? Отнюдь! Вспомним, газеты тогда только начинали развиваться, радио, тем более, телевидения, – не было вообще. И главными СМИ были сами зрители и их рассказы в последующем. И летчики очень четко представляли, возможно, даже на бессознательном уровне, - зритель должен даже после трагедии унести с собой в душе именно положительные впечатления. Потому-то и летчики наши «выросли» по сравнению с Европой так быстро, да и мы сами живем в сравнительно спокойном мире. Пока что… 
        Ну а сейчас, из сегодняшних репортажей, есть ли вспомнить что-либо положительное ?  К сожалению,  по крупицам приходится собирать…
        Пример. После очередного теракта в Москве, в Домодедово, на фоне  сообщений о трагедии по центральному телевидению показали сюжет, когда москвичи бесплатно развозили шокированных после взрыва пассажиров.
        Всего насколько десятков секунд в новостном потоке. Но представьте,  сколько доброты и человечности они всколыхнули по всей стране! Дай Бог здоровья  репортёру, который это снял, да и выпускающему редактору, «пропустившему» это в эфир !
        Резюме: знание совершенно простого правила трансляции негативной информации позволяет нашим СМИ превратиться из объекта уничижающей критики в  источник  информации,  реально формирующий пространство доброты.

2011-2012 г.г.








1 Публикация: «Социально-психологическая безопасность народов России»: материалы 2-й Международной научной конференции; 26 мая 2011 г. / под ред. И.М. Юсупова, А.М. Шевцова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. – 188 с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Традиционных древнерусских «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура путешествий»), где рассматривается вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях iconВопрос Понятие информации. Характеристика основных концепций информации
Вопрос Информационные процессы. Основные виды информации, используемые человеком

Традиционных древнерусских «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура путешествий»), где рассматривается вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях iconБилет 1
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...

Традиционных древнерусских «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура путешествий»), где рассматривается вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях iconРусская боевая гимнастика
Книга знакомит читателя с искусством владения собствен­ным телом, представляет взгляд на человеческое тело, в основе которого лежит...

Традиционных древнерусских «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура путешествий»), где рассматривается вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях iconБилеты по курсу «Информатика» 9 класс
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...

Традиционных древнерусских «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура путешествий»), где рассматривается вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях iconПрактическая работа №2 Тема: Защита информации. Антивирусная защита...
Важно различать два вида зи – защита носителей и защита непосредственно информации

Традиционных древнерусских «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура путешествий»), где рассматривается вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях iconЭкзаменационные билеты по информатике и икт для выпускников 9 класса
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...

Традиционных древнерусских «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура путешествий»), где рассматривается вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях iconСообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели...
Эволюция понятия «информация» в XIX и начале XX веков. Выдающиеся ученые информатики. История методов обработки информации в работах...

Традиционных древнерусских «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура путешествий»), где рассматривается вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях iconИнформатика – это наука, изучающая совокупность методов и средств...
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...

Традиционных древнерусских «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура путешествий»), где рассматривается вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях icon1 Раздел: Понятие информации, виды информации
Вопрос с выбором ответа Вес: 1 Раздел: Понятие информации, виды информации

Традиционных древнерусских «Правил трансляции негативной информации». (Является частью учебной программы «Русская традиционная культура путешествий»), где рассматривается вопрос о способах донесения до населения информации о негативных событиях iconСистема организации человеком информации о персональных контактах и событиях техническое задание
Система организации человеком информации о персональных контактах и событиях (далее по тексту Система)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов