Логвинова И.В.
Вопросы к экзамену по литературе 11 класс
Литература начала XX века. Разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
Проза начала XX века. И.А.Бунин. Тема любви в прозе Бунина (на примере одного рассказа из цикла «Темные аллеи»).
А.И.Куприн. Повести «Олеся», «Поединок», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору учащегося.)
Русский символизм и его истоки. В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, А.Белый, А.Блок.
Акмеизм как национальная форма неоромантизма (И.Северянин, В.Маяковский, Д.Бурлюк).
Н.С.Гумилев и акмеизм. Романтический герой лирики Гумилева.
Футуризм как литературное направление.
М.Горький. Ранние романтические рассказы. Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль».
Поиски правды в пьесе М.Горького «На дне».
А.А.Блок. Романтический мир раннего Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Чтение наизусть одного стихотворения. Тема России в поэзии Блока.
Новокрестьянские поэты. Николай Клюев, С.Клочков, П.Орешин. Тема Родины и природы в лирике С.Есенина.
Тема революции и гражданской войны в творчестве И.Бабеля («Конармия»).
Тема любви в творчестве В.Маяковского. Чтение наизусть одного стихотворения.
Литература русской эмиграции. 1-я, 2-я и 3-я волны эмиграции. Основные имена.
Судьбы людей в революции в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».
Тема Родины и гражданского мужества в лирике Ахматовой.
Трагичность поэтического мира М.Цветаевой.
Картины жизни донских казаков в романе Шолохова «Тихий Дон».
Военная тема в лирике А.Т.Твардовского.
Творчество А.И. Солженицына.
«Деревенская проза» Изображение жизни крестьянства, глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей в повестях С.Залыгина, Б.Можаева, В.Шукшина и др.
«Городская проза»: Ю.Трифонов, Д.Гранин, В.Дудинцев. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.
Литература русского зарубежья. Возвращенные имена. В.В.Набоков, И.Бродский.
Современный литературный процесс. С.Довлатов «Чемоданчик», Т.Толстая «Кысь», короткие рассказы Д.Рубиной, Л.Улицкой (на выбор студента).
Второй вопрос билета (угадать автора и название текста):
Вопросы для проверки знаний по литературе за 10 класс
Что такое образ «маленького человека в литературе»? Раскройте это понятие на одном из литературных персонажей?
В каких художественных произведениях раскрывается образ Петербурга? Докажите на конкретных примерах, что это город контрастов. Используйте произведения лирические, прозаические.
Способна ли сатира улучшить мир? Произведения каких авторов XIX имеют сатирическую направленность? Современны ли они для нас? Обоснуйте ответ на примере изученных произведений.
Раскройте смысл понятия «обломовщина». В чем выражается особенность отношения автора к главному герою?
Что такое нигилизм? Как он отразился в облике и поведении героя романа «Отцы и дети»? Как, по-вашему, относится к нему автор.
Какие произведения XIX отражают проблему «отцов» и «детей»? Раскройте это понятие на одном из произведений.
Что представляет собой «темное царство» в пьесе А.Островского? В чем состоит пагубное влияние его на человека?
Некоторые критики не согласны с оценкой Добролюбовым Катерины, назвавшего ее «лучом света в темном царстве». А каков Ваш взгляд на этот образ?
В чем состоит смысл названия поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Как автор ответил на поставленный в заглавии вопрос?
Ваш любимый поэт. Основные темы его творчества. В чем, по-вашему, состоит особенность его творчества. Покажите это на одном из его стихотворений (анализ).
Каковы причины, по-вашему, преступления Раскольникова? В чем своеобразие характера романа? Какова роль Эпилога?
В чем особенность жанра романа – эпопеи? Покажите это на примере произведения «Война и мир» Л.Н.Толстого. Остановитесь подробно на проблематике, сюжете, системе персонажей данного произведения.
Раскройте образы «правдоискателей» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Как раскрывается в романе «истина» и «ложь»?
Мысль семейная в романе «Война и мир» (Ростовы, Болконские, Курагины).
Мысль семейная в романе «Анна Каренина». С какими героинями русской литературы можно соотнести образ Анны Карениной?
Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Проанализируйте один из рассказов А.П.Чехова. (по выбору: тема, идея, характеристика персонажей, роль деталей в изображении, авторская позиция, своеобразие художественных особенностей).
Одна из позиций Л.Н. Толстого – «непротивление злу насилием». Как раскрывается эта мысль в романе « Война и мир»? Позиция и поведение какого героя другого произведения как бы противоречат этой идее?
Как раскрыта проблема «лишнего человека» в литературе второй половины XIX века? Кто они эти герои? Охарактеризуйте одного из них.
Говорят, что есть «спасительная сила женской любви». Приведите пример этому из литературы второй половины XIX века.
«Война» и «мир» - как они показаны в романе Л.Н.Толстого в общих и частных судьбах? Раскройте эти два основополагающих понятия в романе «Война и мир».
От чего зависит счастье человека? Как рассматривают понятия «счастливой» и «несчастной» судьбы писатели (поэты) – классики? (Рассмотреть на одном из произведений)
«Комедия» или «драма», по-вашему, «Вишневый сад»? Проблематика данного произведения и система образов.
Ваше любимое произведение XIX века. Произведите его анализ, выскажите отношение к проблеме, поставленной автором.
Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов». Сравнительная характеристика.
Второй вопрос билета (угадать автора и название текста): |