Произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?)




Скачать 114.45 Kb.
НазваниеПроизведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?)
Дата публикации14.07.2013
Размер114.45 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы
Примерная схема анализа литературно-художественного произведения.

Вариант 1

1. Тематика.
2. Проблематика.
3. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
4. Жанровое своеобразие.
5. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
6. Центральные персонажи.
7. Сюжет и особенности строения конфликта.
8. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
9. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
10. Композиция сюжета и отдельных образов, общая архитектоника произведения.
11. Место произведения в творчестве писателя.
12. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Вариант 2

1. Тема произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?)
2. Сюжет и композиция сюжета (организация развертывания сюжета)
3. Система образов
4. Художественные детали
5. Хронотоп
6. Тропы и фигуры
7. Словесная инструментовка текста, ритм, интонация.
Первые три компонента являются, как правило, доминирующими, вбирающими в себя все остальные.
Важно постоянно обращать внимание учащихся на то, что все компоненты анализа сходятся в одной точке, существуют как единицы ради того, чтобы в итоге выйти на авторскую идею в произведении. Авторская идея и есть цель школьного и литературоведческого анализа.
Плана анализа нет и быть не может. Каждое произведение самобытно, требует индивидуального подхода, но можно условно выделить этапы анализа произведений:
1. Роль конца и начала произведения. Значимость первого предложения (На что настраивает? Какую эмоциональную атмосферу создает? С помощью каких деталей создается эмоциональная атмосфера произведения? Как начало произведения подготавливает к восприятию произведения?).
2. Выявление эпизодов и событий, составляющих сюжет, их анализ. Понимание важности каждого эпизода и события.
3. Выявление логики последовательности эпизодов (Как через эту последовательность выявляется авторская мысль?).
4. Система образов.


Герой: первое появление литературного героя; что ожидаем от него, авторское отношение; портретные детали; речевая характеристика (что и как говорит); проявления героя в поступках, действиях, мотивы поступков; взаимоотношения с другими людьми; внутренний мир героя(чувства, мысли, фантазии); жизненные ориентиры, ценности героя.
Пейзаж (не только природный, но и городской): цвето-световая палитра, создающая определенную атмосферу мира, где что-то будет происходить;
звучание изображаемого мира; движения изображаемого мира; связь с персонажами; роль пейзажа в повествовании (как авторская мысль, сам автор видны в пейзаже)
Интерьер(описание обстановки): через художественные детали к постижению характеров героев; атмосфера человеческой жизни в этом мире (счастлив ли герой или нет).
Объектно-субъектные отношения (если есть рассказчик): особенности видения мира рассказчиком (Зачем это понадобилось автору? Насколько совпадает рассказчик с автором? Какова дистанция между ними?).
Анализируя эпическое произведение, трудно избежать разговора о параллелях, выхода за рамки произведения. Как доказательство этому сравнение героинь Л.Толстого (Анна Каренина) и А.Чехова (Анна Сергеевна из повести «Дама с собачкой») С.Залыгиным, сравнение Желткова (А.Куприн «Гранатовый браслет») и лирического героя стихотворения А.Пушкина «Я вас любил» Нещерет Н.В., сравнение судьбы Агафьи (В.Г.Распутин «Изба») и судьбы Сергия Радонежского («Житие Сергия Радонежского» в переложении А.Зайцева), выход в контекст эпохи при анализе рассказа И.Бунина «Чистый понедельник» и т.д. Нахождение параллелей помогает понять своеобразие произведений, высвечивает их значимость в окружающем художественном контексте.


План анализа прозы

1.       История создания.

2.       Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:

           ДЛ (действующие лица);

           события.

3.       Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):

           экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;

           завязка - начало или проявление и обострение конфликта;

           развитие действия;

           кульминация;

           развязка;

           эпилог.

4.       Композиция:

           последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;

           способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;

           способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";

           точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;

           придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

5.       Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.

6.       Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:

           выбор темы и ее раскрытие;

           разработку любимых жанровых форм;

           язык;

           использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).

7.       ^ Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).

8.       ^ Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.

           рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);

           новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:

a.       новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;

b.       новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;

           повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;

           роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:

a.       социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;

b.       морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;

c.        исторический - о событиях прошлого;

d.       философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;

e.        роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);

f.         роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.

           эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).



^

План анализа прозаического произведения


1. История создания произведения.

2. Жанр произведения.

3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная).

4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.

Например:

а) Проблема поиска положительного героя. (А. С. Грибоедов «Горе от ума», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов, «Евгений Онегин» А. С. Пушкин, «Отцы и дети» И. С. Тургенев, «Обломов» И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и т. д.)
б) Проблема смысла жизни/счастья (те же произведения).
в) Проблема чувства и долга (уже - проблема любви) (А. С. Грибоедов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Н. Шолохов, М. А. Булгаков и т.
г) Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.).

5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль. 

6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).

7. Художественные особенности.

а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Если в произведении несколько сюжетных линий (напр. «Отцы и дети»), то следует разобрать все композиционные части для каждой из них.

Так, в романе «Отцы и дети» можно выделить по крайней мере 3 сюжетные линии (столько же и конфликтов в романе). Каждая из них развивается самостоятельно.

- Сюжетная линия Базаров — братья Кирсановы (социально-политический конфликт): экспозиция — приезд и знакомство, завязка — спор, кульминация — дуэль, развязка — смерть.
- Сюжетная линия Базаров — Одинцова (любовный конфликт): экспозиция — знакомство на балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация — признание, развязка — прощание, смерть.
- Сюжетная линия Базаров — родители (конфликт поколений): экспозиция — первый приезд к родителям и завязка, кульминация — разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии, развязка — смерть, эпилог — посещение родителями могилы Базарова.

б) Художественные приёмы.

- Портрет.
- Интерьер.
- Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).
- Роль художественных деталей для характеристики героя.
- Приём антитезы.
- Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.
Для поэтических произведений:
- метафоричность языка;
- эпитеты, сравнения;
- образный параллелизм;
- аллитерации; и т. д.

8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.

Например, о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Необходимо знать основные тезисы этой статьи и наиболее яркие высказывания и характеристики, данные в ней. И.А. Гончаров даёт положительную оценку главному герою комедии: «Чацкий, не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён… Словом — это человек не только умный, но и развитой… Чацкий, как личность, несравненно выше Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом всё его значение и весь «ум».

Совершенно по-другому оценивает главного героя комедии современник А.С Грибоедова А.С. Пушкин: «Всё, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он  всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».

Здесь мы видим две исключающие друг друга точки зрения. Это говорит о противоречивости, неоднозначности образа Чацкого.

Если произведение спорно, если по-разному можно относиться к его героям, то экзаменующемуся предоставляется выбор, какую же точку зрения принять, с кем из критиков поспорить, а может быть, высказать своё собственное мнение.

Анализировать произведение, о котором есть многочисленные отзывы современников, критиков гораздо проще и интереснее.

Кроме того, можно воспользоваться яркой и запоминающейся цитатой и начать (или закончить) работу.

Естественно, что в анализе могут быть освещены не все аспекты, указанные выше, а лишь те, которые наиболее полно и точно раскрывают специфику произведения.



^ Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1) ^ Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

• Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

• Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

• Наличие или отсутствие прототипа.

^ 2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:

• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

• Прямая авторская характеристика;

• Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

• Характеристика героя другими действующими лицами;

• Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

^ 3) Виды образов-персонажей:

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

^ 4) Система образов-персонажей;

Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

^ Позиция автора и способы ее выражения:

•Авторские оценки: прямые и косвенные.

•Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

•Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).
^ Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

^ 1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

^ 3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

^ 4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

^ 6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?) iconЧто сделает для вас эта книга?
Для чего была написана эта книга? Зачем нужно было начинать такое широкое обсуждение темы «Искусство мыслить масштабно»? В этом году...

Произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?) iconДэвид Д. Шварц искусство мыслить масштабно
Для чего была написана эта книга? Зачем нужно было начинать такое широкое обсуждение темы «Искусство мыслить масштабно»? В этом году...

Произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?) iconВ чем смысл жизни?
Зарабатываем деньги, тратим их, потом снова зарабатываем и так изо дня в день: мы постоянно бежим, торопимся, спешим, но все равно...

Произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?) iconТесты по основам теории литературы Изучает структуру художественных...
Конкретные исторические факты: когда возник замысел произведения?, когда оно опубликовано?, в чём его новаторство?

Произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?) iconДля решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для...
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из...

Произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?) icon5 советов как быстро похудеть
Диллема прямо скажу не из легких, однако, прежде чем приступать к решению проблемы, задайте себе вполне логичный вопрос – «А оно...

Произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?) iconНакопительное страхование жизни
Накопительное страхование жизни не так развито в нашей стране как за рубежом. Однако любой человек, считающий себя финансово грамотным,...

Произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?) iconВ чем суть ипотечного кредита?
Как правило, обычно существует первоначальный взнос, после чего покупатель оформляет жилье в собтственность, и одновременно оно оказывается...

Произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?) iconЗимнее приключение в Москве!!! Необычная игра для любознательных...
Необычная игра для любознательных активных людей любого возраста «Иди и Найди» о поиске необычной Москвы!!!

Произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?) icon«9 месяцев/40 недель» Авторы и режиссеры Алексей Куличков и Сергей Шевченко
И постараться в конце самим ответить вопрос, над которым каждый из нас, хотя бы раз задумывался. Зачем мы рожаем детей? Для чего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов