Общие методические указания по изучению курса учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3)




НазваниеОбщие методические указания по изучению курса учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3)
страница1/6
Дата публикации18.11.2013
Размер0.7 Mb.
ТипОбщие методические указания
zadocs.ru > Литература > Общие методические указания
  1   2   3   4   5   6

Министерство образования Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

Кафедра журналистики и новейшей русской литературы

ИСТОРИЯ

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ХХ ВЕКА (Ч. 3)



Программа и методические указания

для студентов V курса очного обучения

и VI курса ОЗО специальности «Филология»




ТВЕРЬ 2011
^

Автор-составитель – кандидат филологических наук, доцент А. М. Бойников



Методическое пособие предназначено для студентов для студентов V курса очного обучения и VI курса ОЗО специальности «Филология» и включает в себя общие методические рекомендации по изучению дисциплины, информацию по организации модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной работы студентов, программу лекционного курса и вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы, планы практических занятий, списки основной и дополнительной литературы, список художественных произведений для обязательного чтения и вопросы к экзамену.



Печатается по решению кафедры русской литературы XX–XXI веков (протокол № 6 от 3 июля 2011 г.)


Технический редактор

Подписано в печать .10.2011. Формат 60х84 1/16.

Бумага типографская № 1. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 3,5. Уч.-изд. л. 2,0. Тираж 70 экз. Заказ .
Редакционно-издательское управление

Тверского государственного университета.

Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33.

Лицензия ЛР № 020268 от 3.04.1997.

^

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА



Учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3) занимает ведущее место в комплексе общепрофессиональных дисциплин в структуре подготовки квалифицированного специалиста-филолога. Он является завершающим в изучении истории русской литературы.

^ Цель настоящего учебного курса – всестороннее раскрытие мирового значения, мировоззренческого и художественного своеобразия, генезиса и специфики развития русской литературы второй половины ХХ – начала XXI вв., которые нашли своё выражение в освоении писателями новых эстетических возможностей, в трансформации уже известных и в создании качественно иных творческих систем и методов.

Надлежащее усвоение учебной программы курса предусматривает тесную взаимосвязь аудиторных занятий с самостоятельной работой студентов. В лекциях раскрываются наиболее существенные вопросы курса, касающиеся литературного процесса в целом, а также носящие дискуссионный характер или недостаточно разработанные в литературоведении. На семинарских занятиях рассматриваются и обсуждаются наиболее значимые и сложные для понимания литературные произведения изучаемых писателей. Качественная подготовка к семинарам включает в себя хорошее знание текстов выносимых на обсуждение произведений, творческой биографии их авторов, анализ изучаемого произведения в общелитературном, культурном и социально-политическом контекстах, конспектирование основной и проработку дополнительной литературы по теме.

^ В процессе самостоятельной работы студенты изучают менее трудные темы и вопросы, которые с достаточной степенью глубины и полноты освещены в соответствующих учебниках, учебных пособиях, монографиях, литературоведческих статьях и иных источниках.

Для обеспечения оптимальной эффективности усвоения учебной программы студент должен руководствоваться принципом опережающего чтения текстов художественных произведений.

^ В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов ТвГУ, введённым в действие приказом ректора ТвГУ № 254-О от 16 мая 2003 года, в процессе изучения курса осуществляется рейтинговый контроль знаний студентов. Качество усвоения студентом учебной дисциплины «История русской литературы ХХ века» (ч. 3) оценивается по 100-бальной системе. Из них 60 рейтинговых баллов составляет оценка учебной работы студента в течение семестра, 40 рейтинговых баллов – максимальная оценка на курсовом экзамене.

60 баллов, выделенные для оценки текущей работы студента, распределяются в семестре между 3 модулями. При этом общая сумма баллов в каждом модуле складывается из посещения лекций, работы на практических занятиях, контроля изученных тем самостоятельной работы и результатов проверки знания текстов художественных произведений для обязательного чтения. В общую максимальную сумму в 60 баллов входят: 10,2 балла (лекции), 13,8 балла (семинарские занятия), 11 баллов (самостоятельная работа), 26 баллов (знание текстов художественных произведений для обязательного чтения), 1,6 балла и выше (выученные наизусть стихотворения).

^ Оценка текущей работы студента: конспектирование лекции – 0,6 балла, отработанная лекция – 0,1-0,4 балла, отличное выступление на семинаре – 0,7 балла, дополнение на семинаре – от 0,2 до 0,5 балла, отработанный семинар – 0,3-0,6 балла, посещение семинара без выступления – 0,2 балла, проверка результатов самостоятельной работы – от 0,1 до 2 баллов (в зависимости от количественной и качественной проработки литературы по теме), отсутствие конспекта (недостаточный конспект) лекции, неготовность к семинару и неотработанные в установленные сроки занятия – 0 баллов.

Согласно разъяснению Учебно-методического управления ТвГУ, преподаватель не имеет права отказать студенту в отработке занятий, пропущенных по уважительной причине. Однако преподавателю даётся право изменить форму отработки и дать студенту индивидуальное задание, которое обеспечит усвоение пропущенного материала и по баллам компенсирует его пропуски. При длительной болезни студента (более месяца) при проведении рубежного контроля в ведомость выставляются набранные студентом баллы, а затем вносятся дополнительно набранные по результатам отработки баллы.

Кроме того, в соответствии с планом освоения данной учебной дисциплины преподаватель имеет право требовать у студента отработки пропущенных практических занятий без выставления рейтинговых баллов для его допуска к экзаменационной сессии.

Студент, набравший по курсу на промежуточных этапах сумму 50-55 баллов, получает при его согласии оценку «удовлетворительно», а набравший 56-60 баллов – 15 премиальных баллов и итоговую оценку «хорошо». О своём желании получить премиальные баллы студент должен объявить ведущему преподавателю до начала экзаменационной сессии. Оценку «отлично» студент может получить только на экзамене.

В университете действует следующая шкала пересчёта рейтинговых баллов: от 50 до 69 – «удовлетворительно» (3); от 70 до 84 – «хорошо» (4); от 85 до 100 – «отлично» (5).
^ ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. ЛЕКЦИЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ

^ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА XXI ВЕКОВ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ

Основные особенности и тенденции развития русской литературы второй половины ХХ – начала XXI вв. в контексте эпохальных событий в России и мире. Трансформация или исчезновение отдельных художественных течений и направлений. Реализм, духовный реализм, метафизический реализм, постреализм и их ответвления. Символизм, акмеизм, экспрессионизм, натурализм как основа возникновения вторичных художественных систем на рубеже XX-XXI вв. Русская литература третьей волны эмиграции. Взаимодействие и взаимопроникновение классических и неклассических художественных систем, синтез традиций и новаторства – стержень литературного процесса указанного периода. Проблемы периодизации русской литературы второй половины ХХ – начала XXI вв.

Методологические основы и теоретические принципы изучения курса. Концепция личности, творческий метод, стиль, жанр как составляющие категории художественной системы. Модель метода и её составляющие: принцип моделирования мира, художественное обобщение, тип эстетической оценки. Усиление субъективности художественного сознания в конце ХХ века. Жанрово-стилевая диффузия и синестезия.

Тип связи между произведением и действительностью (реалистический, модернистский, постмодернистский), связь между произведениями (стилевое течение), связь внутри произведения (поэтика стиля и жанра).

Ведущие художественные системы в современной русской литературе. Реализм, модернизм, постмодернизм и критерии их стилевой дифференциации.
2. ^ ЛЕКЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОЗЫ 1950-1960-Х ГГ.

Поиск новой концепции человека как стержень писательских исканий послевоенных лет и периода «оттепели». Возрождение жанра производственного романа. Роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым» (1956) и вызванная им полемика. Переосмысление природы общественных конфликтов в романе Г. Е. Николаевой «Битва в пути» (1957). Личность руководителя и новизна способа обобщения характера в романе-исследовании А. А. Бека «Новое назначение» (1960-1964).

Проблема «правды жизни» как краеугольная эстетическая формула времени. Выламывание из соцреалистической парадигмы и тяготение к традиционным соцреалистическим моделям в романах «Искатели» (1954) и «Иду на грозу» (1962) Д.А. Гранина, «Поиски и надежды» (1957) В.А. Каверина, «Братья Ершовы» (1958) В.А. Кочетова др. Производственные коллизии как основа нравственных и психологических конфликтов.

Взлёт публицистики в начале «оттепели». Критика схемы функционирования советской государственной системы в книге очерков В.В. Овечкина «Районные будни» (1952-1956). Её жанрово-стилевые особенности. «Овечкинская школа» в публицистике. Анализ психологического явления советской эпохи в рассказе А.Я. Яшина «Рычаги» (1957).

Эволюция натуралистической линии в прозе В.Ф. Тендрякова. Вскрытие разлагающего воздействия на человека советской системы хозяйствования в рассказе «Ухабы» (1956). Исследование негативных изменений в жизни в рассказе «Падение Ивана Чупрова» (1953), повести «Подёнка – век короткий» (1965), романе «Кончина» (1968). Проблемно-тематическое своеобразие рассказа «Пара гнедых» (1969).

Лирическая тенденция развития прозы 1950-1960-х гг. Рождение новых жанровых и стилевых форм. Жанровые особенности книг «Золотая роза» (1956) К.Г. Паустовского, «Владимирские просёлки» (1957) В.А. Солоухина и «Дневные звёзды» (1959) О.Ф. Берггольц. Биографизм как их особая стилевая доминанта. Типологические черты лирической прозы.

«Мовизм» В.П. Катаева в книгах «Трава забвенья» (1967), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972), «Алмазный мой венец» (1977) и др. Тема поэтического существования как способ преодоления смерти. Восстановление прерванной нити литературного процесса и оживление поэтики модернизма. Симбиоз реалистической и модернистской традиций в «мовистских» произведениях В.П. Катаева 1960-1970-х гг.

Вариативность лирической тенденции и нравственно-психологический конфликт в повести П.Ф. Нилина «Жестокость» (1956).

«Исповедальная (молодёжная) проза» в литературном процессе 1950-1960-х гг. Тип молодого рефлектирующего героя и его конфликт с окружающей действительностью. Кризис «исповедальной прозы» к середине 1960-х гг. и её трансформация в новую версию «школьной повести» в 1970-е гг.
3. ^ ЛЕКЦИЯ. РОМАН «ПИРАМИДА» Л. М. ЛЕОНОВА (1899-1994)

«Пирамида» (1994) как социально-философский фантастический роман. Символический смысл названия. Подведение итогов нынешнего цикла человеческой истории. Судьба России и человечества.

Сюжетно-образная структура романа. Исследование русского национального характера. Проблема Добра и Зла. Образ И.В. Сталина. Эсхатологический контекст романа и мотивы Апокалипсиса. Библейские и апокрифические источники произведения.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНО^ . ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОЗЫ

1960-1970-Х ГОДОВ (2 балла)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Основные направления развития военной прозы. Правда о войне и раскрытие героизма советских людей в романах К.М. Симонова «Живые и мёртвые» (1960-1970), В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба» (1961), А.Б. Чаковского «Блокада» (1968-1974), Ю.В. Бондарева «Горячий снег» (1969), И.Ф. Стаднюка «Война» (1970-1980), В.О. Богомолова «В августе сорок четвёртого…» (1973), Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» (1977), В.Я. Кондратьева «Сашка» (1979) и др. «Панорамность» и «окопность» в изображении войны и попытки их соединения.

2. Фронтовая лирическая повесть («лейтенантская проза») как особый жанр военной прозы, её жанрово-стилевое единство (Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959), Г.Я. Бакланов «Пядь земли» (1959), К.Д. Воробьёв «Убиты под Москвой» (1963) и др.). Стилевые особенности фронтовой лирической повести: тип героя, сплав натуралистической и лирической поэтики («ремаркизм»), лирическая экспрессия, сжатость пространства и времени.

3. Художественное осмысление трагических противоречий эпохи в панорамных романах П.Л. Проскурина и А.С. Иванова.

4. Правдивое изображение трагедии коллективизации в романах И.И. Акулова «Касьян Остудный» (1978), М.А. Алексеева «Драчуны» (1981), Б.А. Можаева «Мужики и бабы» (1986), повести С.П. Залыгина «На Иртыше» и др.

5. Социально-философские аспекты научно-фантастической прозы 1960-1970-х годов (И.А. Ефремов, А.Н. и Б.Н. Стругацкие).

С п и с о к л и т е р а т у р ы

Дедков И.А. Возвращение к себе. Литературно-критические статьи. М.: Современник, 1978. С. 172-176, 210-225.

Дедков И.А. Живое лицо времени: Очерки прозы семидесятых – восьмидесятых. М.: Советский писатель, 1986. С. 6-46, 149-176.

Дедков И.А. Сергей Залыгин: Страницы жизни, страницы творчества. М.: Современник, 1985. С. 164-231.

Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века: Учебник. М.: Высшая школа, 2006. С. С. 136-137; 191-209.

Клитко А.И. Глубина фокуса (О прозе наших дней). М.: Современник, 1981.

С. 178-191.

Кондратович А.И. Призвание: Портреты. Воспоминания. Полемика. М.: Советский писатель, 1987. С. 30-43.

Лазарев Л.И. Константин Симонов: Очерк жизни и творчества. М: Художественная литература, 1985.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Кн. 1. С. 110-124; 139-151; Кн. 2. С. 13-16, 19-21, 194-200.

Русская литература ХХ века: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. Под ред. Л.П. Кременцова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. Т. 2. С. 264-269, 271-274.

Стругацкий Б. Комментарий к пройденному. СПб.: Амфора, 2003.

Амусин М. Стругацкие и принцип неопределённости // Нева. 2005. № 4. С. 190-200.

Сурганов В.А. Человек на земле. Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры. М.: Советский писатель, 1981. С. 377-403.

Васюченко И. Отвергнувшие воскресенье: Заметки о творчестве А. Стругацкого и Б. Стругацкого // Знамя. 1989. Кн. 5. С. 216-225.

Чудинов П.К. Иван Антонович Ефремов. 1907-1972. М.: Наука, 1987.

Кораблёва Т.Ф. Философское мировоззрение И. Ефремова в контексте русской культуры: (русский космизм и философия активизма) // Сверхновая. № 27-28.

С. 290-299.

Лобанов М. Освобождение: О романе М. Алексеева «Драчуны» // Волга. 1982. № 10. С. 145-164.

Сергеев Е. «…Поиск счастливейшего случая». Заметки о творчестве С.П. Залыгина // Знамя. 1986. Кн. 3. С. 205-215.

Старикова Е. За что? // Детская литература. 1990. № 11. С. 11-18.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНО. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЭЗИИ 1950-1970-Х ГГ. (1 балл)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Основные особенности развития поэзии 1950-1970-х гг.: отражение общественных настроений и формирование нового общественного сознания, утверждение ценности человеческой личности, интенсивность художественных и жанрово-стилевых исканий.

2. Завершение творческой эволюции А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого. Творческое обновление поэзии А.Т. Твардовского, Л.Н. Мартынова, Я.В. Смелякова. Деятельность литературных объединений, вступление в литературу Е.Б. Рейна, И.А. Бродского, А.С. Кушнера, Г.Я. Горбовского и др.

3. Феномен «шестидесятничества». «Громкая», эстрадная поэзия (Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественский, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина и др.).

4. Феномен «тихой» лирики (А.В. Жигулин, Н.М. Рубцов, Я.В. Смеляков, В.Н. Соколов и др.).

5. Постановка социально-философских и нравственных проблем, осмысление исторических событий, создание психологически углублённого образа героя-современника в жанре поэмы (В.А. Луговской «Середина века» (1943-1957), Б.А. Ручьёв «Любава» (1962), Я.В. Смеляков «Строгая любовь» (1956), В.Д. Фёдоров «Проданная Венера» (1956), Е.А. Исаев «Суд памяти» (1962) и др.
С п и с о к л и т е р а т у р ы

^ Зайцев В.А. Русская советская поэзия. 1960-1970-е годы: (Стилевые поиски и тенденции). М.: Издательство МГУ, 1984.

Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века: Учебник. М.: Высшая школа, 2006. С. 10-40; 51-54; 238-249.

История русской советской поэзии. 1941-1980. Л.: Наука, 1984. С. 135-213.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Кн. 1. С. 79-90.

Михайлов А.А. Андрей Вознесенский. Этюды. М.: Худож. литература, 1970.

Редькин В.А. Русская поэзия второй половины ХХ века: Учебное пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. С. 23-86, 132-138.

Редькин В.А. Русская поэма 1950-1980-х годов. Жанр. Поэтика. Традиции. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. С. 201-210.

Русская литература ХХ века: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. Под ред. Л.П. Кременцова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. Т. 2. С. 132-139.

Русские поэты ХХ века: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002.С. 190-304.

Сидоров Е.Ю. Евгений Евтушенко: Личность и творчество. М.: Художественная литература, 1987.
6. ^ ЛЕКЦИЯ. ПОСЛЕВОЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО А.Т. ТВАРДОВСКОГО (1910-1971)

Кризисный характер творчества А.Т. Твардовского конца 1940-х гг. Крайние полюса амплитуды его творческих колебаний: лиро-эпическая поэма «Дом у дороги» (1946) и ода «Слово советских писателей товарищу Сталину» (1949). Поэт и события 1953-1956 гг.

Поэма-бурлеск «Тёркин на том свете» (1954-1963). Синтез условно-фантастического сюжета и реалистически-бытовых деталей. Сатирическое обличение советской государственной машины.

Поэма «За далью – даль» (1950-1960) – лирико-философская эпопея о современности и эпохе. История создания. Движение героя во времени и пространстве как основа сюжета произведения. Смена эмоционального настроя и её причины. Трансформация сюжета в исповедальный самоанализ автора. Трагическая тема массовых репрессий. Главы «Друг детства», «Литературный разговор», «С самим собой», «Так это было», «До новой дали». Осмысление лирическим героем «культа личности» И.В. Сталина и выламывание А.Т. Твардовского из канонических рамок соцреализма.

Лирико-трагедийная поэма-цикл «По праву памяти» (1966-1969). Специфика её социально-философской проблематики и связь с поэмой «За далью – даль». Книга «Из лирики этих лет» (1969). Взаимокоррекция философского и социального планов. Мотивы вечности, рождения и смерти, подведения итогов. Усиление мотива нравственного самостояния, пафоса социального бесстрашия. «Поэтика безыскусности» как характерная черта лирики А.Т. Твардовского этих лет.
7. ^ ЛЕКЦИЯ. «ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА

«Деревенская проза» как писательская школа. Условность данного термина. Жанровое своеобразие «деревенской прозы». В.В. Овечкин, В.Ф. Тендряков, Г.И. Троепольский, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, Б.А. Можаев, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин, В.П. Астафьев, В.И. Лихоносов как наиболее яркие её представители. Вклад публицистики в «деревенскую прозу» в 1980-е гг.

Типологические черты и художественные открытия «деревенской прозы»: исследование русского национального характера, воплощение высокой нравственности, поиск религиозных основ бытия, образы праведников и «бунтарей». Правдивое изображение трагедии коллективизации в романах И.И. Акулова, В.И. Белова, М.А. Алексеева, Б.А. Можаева, С.П. Антонова. Поэтика «деревенской прозы».
8. САМОСТОЯТЕЛЬНО. ТВОРЧЕСТВО В.И. БЕЛОВА (Р. 1932) (1,5 балла)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Начало творческого пути В.И. Белова. Жанрово-стилевое своеобразие его новеллистики 1960-х гг. Юмористические миниатюры «Бухтины вологодские» (1969).

2. Поэтизация народного труда, быта, нравов и обычаев в книге очерков «Лад» (1971-1981). Её аналитичность и полемичность.

3. Историософская трактовка судеб страны, крестьянства и народной культуры, правда о коллективизации в трилогии «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый. Хроника 1932 года» (1972-1998).
С п и с о к л и т е р а т у р ы

Горбачёв В.В. Постижение: Статьи о литературе. М.: Советская Россия, 1989.

С. 6-100.

Дюжев Ю.И. Новизна традиции. М.: Современник, 1985. С. 162-210.

Ершов Л.Ф. Память и время. М.: Современник, 1984. С. 212-246.

Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982. С. 60-67, 197-204.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Кн. 2. С. 43-49, 54-57.

Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. С. 51-57.

Нездвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская «деревенская» проза. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 82-114.

Селезнёв Ю.И. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. М.: Советская Россия, 1983.

С разных точек зрения: «Кануны» Василия Белова. М.: Сов. писатель, 1991.

Славникова О. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. 1999.

№ 2. С. 198-207.
9. САМОСТОЯТЕЛЬНО. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ 1950-1980-Х ГОДОВ (1,5 балла)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Жанр лирической мелодрамы в драматургии 1960-х гг. (А.М. Володин, А.Н. Арбузов, Л.Г. Зорин, С.И. Алёшин и др.).

2. Специфика и актуальность нравственного конфликта в пьесе В.С. Розова «В добрый час!» (1954).

3. Социально-психологическая драма 1970-1980-х гг. («Гнездо глухаря» (1978) В.С. Розова, «Сказки старого Арбата» (1970) А.Н. Арбузова).

4. Проблемы НТР и критика бюрократической системы в производственной драме 1970-1980-х гг. (И.М. Дворецкий, А.И. Гельман).

5. Основные тенденции развития драматургии 1970-1985 гг.
С п и с о к л и т е р а т у р ы

Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала XXI века: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. С. 6-57.

Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века: Учебник. М.: Высшая школа, 2004. С. 177-179.

Канунникова И.А. Русская драматургия ХХ века: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 97-115, 158-180, 192-202.

Русская литература ХХ века: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. Под ред. Л.П. Кременцова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. Т. 2. С. 216-248, 409-425, 434-442.
10. ^ ЛЕКЦИЯ. ТВОРЧЕСТВО В.П. АСТАФЬЕВА (1924-2001)

Основные вехи биографии писателя. Начало творческого пути (книга рассказов «До будущей весны», 1953). Повести «Перевал» (1958-1959), «Звездопад» (1960-1972), «Кража» (1961-1965), «Пастух и пастушка» (1967-1971, новая ред. 1989) и их роль в творческом становлении В.П. Астафьева.

Проза В.П. Астафьева как продолжение неоклассической линии в русской литературе ХХ века. Главные периоды творчества писателя и специфика его идейно-художественной эволюции.

Своеобразие воплощения темы войны и мастерство психологизма в повести «Пастух и пастушка» (1971, 1989). Повесть «Ода русскому огороду» (1972) – поэтический гимн трудолюбию крестьянина.

Повесть «Последний поклон» (1967-1992) как явление лирической прозы. Книга воспоминаний «Зрячий посох» (1982) и сборник миниатюр «Затёси» (1982). Философское осмысление темы «человек и природа» в повествовании в рассказах «Царь-рыба» (1976).

Публицистическое начало и жестокий реализм повести «Печальный детектив» (1986). Тип героя-прокламиста. Патриотическая самокритичность автора в оценке характера русского человека. Проблемы сострадания, внутренней, духовной жизни «маленького» человека в рассказе «Людочка» (1989).

Правда войны в монументальном романе «Прокляты и убиты» (1990-1994). Натуралистическое изображение военного быта и изнанки армейской жизни. Противоречивость обличительного пафоса романа. Особенности жанра произведения. Проблемное своеобразие повестей «Так хочется жить» (1994-1995) и «Обертон» (1995-1996).

Философско-автобиографический характер романа В.П. Астафьева «Весёлый солдат» (1987-1997). Смелость авторской позиции проповедника и обличителя. Место В.П. Астафьева в русской литературе ХХ века.
11. ^ ЛЕКЦИЯ. ТВОРЧЕСТВО В. Г. РАСПУТИНА (Р. 1937)

Начало творческой биографии. Сборники очерков и рассказов «Продаётся медвежья шкура», «Край возле самого неба» и «Костровые новых городов» (1966). Психологизм повести «Деньги для Марии» (1967). Проблема выбора и духовной связи поколений в повести «Последний срок» (1970).

Переход к глубинному осмыслению сложных вопросов современности в повести «Живи и помни» (1974). Проблема преступления и наказания в социально-философском аспекте. Обращение писателя к традициям Ф.М. Достоевского. Реализм и символика произведения.

Нравственно-философские вопросы в повести-элегии «Прощание с Матёрой» (1976). Связь судьбы деревни с проблемами природы, культуры, экологии. Осмысление соотношения нравственности и прогресса, истоков и целей человеческого существования, воплощение русской идеи соборности. Система образов. Использование авторской символики и фольклорное начало.

Философско-публицистическая повесть «Пожар» (1985). Усиление авторской проповеднической функции. Достоинства и недостатки «Пожара» как произведения реалистической прозы переходного времени.

Драматизм в изображении жизни, синтез публицистичности и глубокого психологизма в рассказе «Нежданно-негаданно» (1997). Нравственное противопоставление городской цивилизации и деревни. Символический смысл произведения. Образы русских женщин и проблема онтологического тупика в рассказах 1990-х гг. («Изба», «На Родине», «В ту же землю...», «В больнице», «Новая профессия»). Проблема национального катастрофизма в повести «Дочь Ивана мать Ивана» (2003).

Мировоззренческие истоки творчества В.Г. Распутина.

13. САМОСТОЯТЕЛЬНО. ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (1 балл)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Проблемно-тематическая специфика произведений, объединённых термином «лагерная проза». Её место в русской литературе второй половины ХХ века.

2 Мемуарно-биографические книги Е.С. Гинзбург «Крутой маршрут» (1967), А.В. Жигулина «Чёрные камни» (1988), О.В. Волкова «Погружение во тьму» (1957-1979). «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына – главная книга на эту тему.

3. Тема репрессий в романах А.Н. Рыбакова «Дети Арбата», «35-й и другие годы» (1988-1989).

4. Особенности изображения и восприятия лагерной жизни в «Колымских рассказах» (1954-1973, 1978) В.Т. Шаламова.

5. Специфика воплощения лагерной темы в социально-психологических романах Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» (1964) и «Факультет ненужных вещей» (1988).

6. Социально-нравственная проблематика повести «Верный Руслан» Г.Н. Владимова (1931-2003).

С п и с о к л и т е р а т у р ы

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. Кн. 1. С. 216-228.

Русская литература ХХ века: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. Под ред. Л.П. Кременцова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. Т. 2. С. 285-287, 289-298.

С разных точек зрения: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. М.: Советский писатель, 1990.

Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века. Эссе. СПб.: Паритет, 2004. С. 388-426.

Шкловский Е.А. Варлам Шаламов. М.: Знание, 1991.

Аннинский Л. Собачье сердце?: Из заметок о прозе Г. Владимова // Литературное обозрение. 1989. № 8. С. 20-25.

Истогина А. Под знаком памяти: [А. Жигулин] // Литературное обозрение. 1989. № 7. С. 54-57.

Карпов А.С., Чистяков А.В. В мире попранной человечности: О повести Г. Владимова «Верный Руслан» // Русская словесность. 1995. № 6. С. 32-36.

Коробков Л. Жернова лжи: [А. Жигулин] // Молодая гвардия. 1989. № 12.

С. 246-260.

Зверев А. «Глубокий колодец свободы…»: [Ю. Домбровский] // Литературное обозрение. 1989. № 4. С. 14-20.

Лурье Я.С. Размышления о Ю. Домбровском // Звезда. 1991. № 3. С. 171-176.

Обсуждение «Чёрных камней» А. Жигулина // Вопросы литературы. 1989.

№ 9. С. 105-158.

Пискунова С., Пискунов В. Эстетика свободы: О романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» // Звезда. 1992. № 1. С. 172-180.

Сивоконь С. Скромная знаменитость: О Е. Гинзбург и её книге «Крутой маршрут» // Семья и школа. 1991. № 3. С. 48-51; № 4. С. 51-53.

Синявский А. Люди и звери: По книге Г. Владимова «Верный Руслан (история караульной собаки)» // Вопросы литературы. 1990. № 1. С. 61-86.

Шкловский Е. Формула противостояния: [О. Волков] // Октябрь. 1990. № 5.

С. 198-200.

Поликовская Л. Автопортрет с петлёй на шее: [О. Волков] // Литературное обозрение. 1990. № 7. С. 50-53.

Хороброва Е.А. Повесть Г. Владимова «Верный Руслан» (XI кл.) // Литература в школе. 2001. № 7. С. 35-37.
14. ^ ЛЕКЦИЯ. «ГОРОДСКАЯ ПРОЗА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА

Возникновение «городской прозы» в русской литературе второй половины ХХ в. Условный характер термина. «Городская» и «деревенская» проза: проблема со- и противопоставления. Типологические черты «городской» прозы: сопряжение сюжета с комплексом нравственных вопросов, углублённый психологизм, обращение к важным интеллектуальным, идейно-философским проблемам времени. Специфика героев «городской» прозы.

Городская тема в прозе С.Д. Довлатова, С.Е. Каледина, М.Н. Кураева, В.С. Маканина, Л.С. Петрушевской, Ю.М. Полякова, В.А. Пьецуха и др. Выделение феномена женской прозы (Т.Н. Толстая, В.С. Нарбикова, В.С. Токарева).

Творчество Ю.В. Трифонова (1925-1981). Изображение жизни московской интеллигенции в повестях «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975). Полисемантический характер названий. Особенности психологизма. Использование формы «романов сознания» и специфика выражения авторской позиции.

Роман «Старик» (1978) как художественное исследование проблемы «человек в истории». Противопоставление образов Павла Летунова и Сергея Мигулина. Авторское видение революции и трагедии донского казачества. Роль второстепенных персонажей в раскрытии проблематики произведения. Соотношение временных планов и особенности композиции романа. Утверждение философии жизни. Мастерство психологизма писателя.

Творчество Ю.В. Трифонова и психологическое направление в реалистической прозе последней трети XX века.
15. САМОСТОЯТЕЛЬНО. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЭЗИИ 1970-1990-Х ГОДОВ (1,5 балла)

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Новые идейно-художественные тенденции в поэзии указанного периода. Преодоление «инерции стиля и мышления». Усиление гражданско-публицистического начала. Острота постановки социальных и духовных проблем общества. Появление новых поэтических групп. Спор между традиционной и авангардистской поэтикой.

2. Тема России и русской деревни в поэзии Н.И. Тряпкина (1918-1999). Обращение к отечественной истории, религиозным и нравственным проблемам современности. Гражданский пафос его стихотворений 1990-х гг.

3. Особенности стиля и поэтики лирики Н.И. Тряпкина: связь с песенным народным творчеством, космизм, жанрово-стилевой синтез, авторская символика, множественность ритмико-метрических вариаций.

4. Основные темы и мотивы лирики В.Н. Соколова (1928-1997): родина, любовь, природа и история, человек и время, суть поэтического творчества.

5. Специфические черты стиля и поэтики лирики В.Н. Соколова: тонкий психологизм, философичность, верность классическим традициям, проникновенный лиризм, естественность стихотворных средств.

6. Роль и место поэзии Н.И. Тряпкина и В.Н. Соколова русской литературе второй половины ХХ века.
С п и с о к л и т е р а т у р ы

Жанрово-стилевые проблемы русской литературы ХХ века: Сборник статей. Тверь: Золотая буква, 2003. С. 4-40.

История русской советской поэзии. 1941-1980. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1984. С. 214-272.

Ланщиков А.П. «Всё уходящее уходит в будущее…»: [В. Соколов] // Ланщиков А.П. Избранное. М.: Современник, 1989. С. 449-454.

Михайлов А.А. «Вдали от всех парнасов» (Владимир Соколов) // Михайлов А.А. Избранные произведения: В 2 т. М.: Худож. литература, 1986. Т. 2. С. 237-266.

Михайлов А.А. Живут на Руси поэты. М.: Современник, 1973. С. 143-177.

Редькин В.А. Русская поэзия второй половины ХХ века: Учебное пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. С. 139-190.

Чупринин С. Владимир Соколов – цена гармонии // Чупринин С. Крупным планом: Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. М.: Советский писатель, 1983. С. 131-145.

Бойников А. «…Родился я в сердце России». О творчестве нашего земляка, выдающегося русского поэта Николая Тряпкина // Тверские ведомости. 2003.

№ 104. 26-31 декабря. С. 14.

Бойников А. Стихи – ежедневно душа нараспашку…// Вече Твери. 2003. № 70. 18 апреля. С. 7.

Бондаренко В. Отверженный поэт: [Н.И. Тряпкин] // Наш современник. 2002.

№ 8. С. 240-252.

Котельников В. Перуново древо поэта: О поэзии Н. Тряпкина // Литературная учёба. 1985. № 5. С. 136-146.

Куняев С. «…Неизбывный вертоград»: заметки о поэзии Н. Тряпкина // Москва. 1989. № 4. С. 193-197.

Тряпкин Н.И. О себе // Тряпкин Н.И. Уж, видно, тот нам выпал жребий…: Стихотворения. М.: Русская книга, 2000. С. 3-6.
16. ^ ЛЕКЦИЯ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1970-1990-Х ГОДОВ

Причины активизации исторической темы в русской литературе указанного периода. Нравственно-философское постижение минувшего. Связь исторических романистов с традициями русской классики и опытом интеллектуального романа XX в. Преодоление эстетической узости и тенденциозности в отборе фактов, отказ от политизации истории и от идеализации исторических личностей. Историческая проза как форма ухода от идеологизированной современности.

Ведущие типы исторической прозы 1970-1990-х гг.: собственно исторические романы, книги, ищущие в истории ответы на современные вопросы, параболические сочинения, обращённые к вечным вопросам, конкретизированным историей.

Цикл «Государи московские» Д.М. Балашова (1927-2000) – художественное воссоздание истории русской государственности. Основные особенности его романов: национально-патриотический пафос, постановка проблемы «человек и власть» в различных аспектах, особый язык, публицистические отступления, поэтика контрастов, воплощение созидательных сил русского народа и драматизма времени. Историософская концепция Д.М. Балашова.

Личностный уровень постижения истории в исторических романах В.М. Шукшина «Я пришёл дать вам волю» (1971, 1974), Ю.В. Давыдова «Две связки писем» (1983), В.А. Чивилихина «Память» (1984).

Параболические романы «Глоток свободы» («Бедный Авросимов», 1971), «Путешествие дилетантов» (1979), «Свидание с Бонапартом» (1983) Б.Ш. Окуджавы (1924-1997) и их место в исторической прозе 1970-1990-х гг. Ярко выраженное лирическое начало, условные формы изображения, увлекательность интриги и парадоксальность ситуаций. Двуплановость метафорического повествования.

Феномен исторической прозы В.С. Пикуля (1928-1990). Воскрешение жанра массовой исторической беллетристики. Противоречивость критических оценок его прозы. Патриотизм и стремление к исторической достоверности как характерные свойства исторических романов писателя.

Типологические черты исторической прозы 1970-1990-х гг.
17. ЛЕКЦИЯ. ТВОРЧЕСТВО А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА (1918-2008
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие методические указания по изучению курса учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3) iconМетодические указания к изучению курса «История страны изучаемого...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Общие методические указания по изучению курса учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3) iconЛитература по курсу Учебники История русской литературы 19 века. 40-60-е годы
История русской литературы 19 века. 40-60-е годы / под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. М., 1998 (1-е издание) / Л. Д. Аношкина....

Общие методические указания по изучению курса учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3) iconМетодические указания по изучению курса новокузнецк
...

Общие методические указания по изучению курса учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3) iconОтечественная история
Отечественная история: методические указания по изучению курса для студентов всех специальностей заочной формы обучения. Вологда:...

Общие методические указания по изучению курса учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3) iconВопросы к экзамену по истории русской культуры Рекомендуемая литература
История русской культуры древности, средневековья, начала нового времени (VI-XVIII века): методические указания для студентов / сост....

Общие методические указания по изучению курса учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3) iconО. Б. Лебедева История русской литературы XVIII века
Своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни общества

Общие методические указания по изучению курса учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3) iconИстория отечественного государства и права. Методические рекомендации...
История отечественного государства и права. Методические рекомендации к изучению курса

Общие методические указания по изучению курса учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3) iconИстория русской литературы
История русской литературы с древней­ших времен по 1925 год / Пер с англ. Р. Зерновой. – 2-е изд. – Новосибирск: Изд-во «Свиньин...

Общие методические указания по изучению курса учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3) iconЛитература народов СНГ методические указания для студентов V курса...
Данные методические указания знакомят студента со структурой курса «Литература народов снг», его предметом, целями и задачами, со...

Общие методические указания по изучению курса учебный курс «История русской литературы ХХ века» (ч. 3) iconОбщие методические указания по выполнению контрольных работ Общие положения
Методические указания и задания для выполнения контрольных работ составлены в соответствии с программой курса «Гражданское право»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов