Законы стихосложения в словесном действии




НазваниеЗаконы стихосложения в словесном действии
страница1/5
Дата публикации19.11.2013
Размер0.91 Mb.
ТипЗакон
zadocs.ru > Литература > Закон
  1   2   3   4   5
НЕгосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов»

Утверждено на заседании кафедры

режиссуры и актерского искусства

имени З.Я. Корогодского

29.12.2011г., протокол № 5

Методические материалы по учебной дисциплине

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

(направления подготовки - Актерское искусство, Режиссура театра)

Законы стихосложения в словесном действии

Кафедра режиссуры и актерского искусства

Автор

доцент кафедры режиссуры и актерского искусства СПбГУП, Заслуженный работник культуры РФ Е.В. Вановская

Санкт-Петербург

2012

Прочесть как следует произведение лирическое

– вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать; нужно разделить искренно с поэтом

высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое

слово его – и тогда уже выступать на публичное его чтение. Чтение это будет вовсе не крикливое,

не в жару и горячке. Напротив, оно может быть даже очень спокойное, но в голосе чтеца

послышится неведомая сила, свидетель

истинно-растроганного состояния»

Н.В.Гоголь

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к искусству звучащей поэзии не пропадает. Стихи звучат с эстрады, в телевизионных спектаклях, входят в репертуар спектаклей литературного театра, являются одним из важнейших составных элементов театрализованных представлений. Темой для постановок спектаклей театров пантомимы и пластики часто являются поэтические сказки и лирические стихи разнообразных жанров. На афишах появилось название: «Поэтический театр».

Однако сегодня увлечение стихотворными пьесами и поэтическими композициями... сопряжено часто с неверной методикой работы. Живой процесс сценического действия порой являются, как говорил К.С. Станиславский, – «стихоговорением» или же стихи превращаются в прозу. Эти две тенденции произнесения стихов не могут быть признаны стихотворной речью.

Известный чтец, народный артист РФ, профессор Яков Смоленский в своей книге «Чудо живого слова» замечает, что даже «... в самых столичных театрах стихотворные спектакли подвергаются критике, в первую очередь, за плохое владение стихотворной речью»[1]

Искусство звучащей поэзии предъявляет к исполнителям основное требование: она должна обладать всеми качествами целенаправленного словесного действия. Еще в XVIII веке в «Письмовнике» И.Г. Курганова, охарактеризованным «лучшим классическим курсом и хрестоматией русской словесности»[2] того времени, возникает понятие «стиходействие», которое вводится автором в обучение риторике (ораторскому искусству) и пиитике (поэзии). Этот же термин использовали в старину русские актеры, называя так словесное действие в стихах.

Для того чтобы реализовать задачу целенаправленного словесного действия в поэтическом материале, режиссерам и исполнителям необходимо хорошо знать специфические особенности этого жанра литературы, которые выражены в формо-содержании. Под формой понимается ритмометрическая и фонетическая значимость звукосочетаний, а под содержанием – психологическая значимость словосочетаний. «Обе эти стороны поэтического произведения, в сущности, неделимы, и форма в той же мере является содержанием, какой содержание является формой. Исторически складывалось, что определенное содержание избирало себе и определенную форму; так сложились различные поэтические жанры; романы, повести, новеллы, поэмы, былины, исторические песни, оды, мадригалы, рондо и т.д.»[3]

Таким образом, специалистами издавна признавалась неделимость обеих частей (формы и содержания) поэтического жанра литературы. Однако режиссеры и исполнители поэзии, занимаясь вопросам, связанными с раскрытием материала, зачастую пренебрегают исследованием формы написания этого материала. А ведь чувственный мир лирического героя или рассказчика, событие, действие, сверхзадачу невозможно обнаружить лишь умозрительно, литературно тематическим анализом содержания текста, фразы без одновременного анализа темпо-ритма стиха и всех особенностей стихотворной речи.

Режиссеры и исполнители должны понять, увидеть, как сделана вещь. «Поэты для нас – строители. Мы принимаем от них здание поэзии. Но для того, чтобы правильно его эксплуатировать, мы обязаны знать, как прилажены друг к другу «слова-кирпичи», как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли, где и как высекается драгоценная искра чувства.

Маяковский сказал: «Поэзия – вся – езда в незнаемое». Для чтеца работа начинается с «езды в знаемое». Если артист-чтец не пройдет за автором по пути создания стихотворения, - он не выйдет на дорогу самостоятельного творчества – исполнительского.

Одной из сторон «знаемого» для исполнителей стихов дожны стать всевозможные конструкции стихотворной речи»[4] - так вдохновенно и образно писал в своей книге Я.Смоленский.

Поэтому мы и остановим свое внимание на особенностях формы стихотворного материала, которые не только подсказывают режиссерам и исполнителям самочувствие лирического героя, оттенки его мыслей и чувств, нюансы интонационной выразительности, но и оказывают неоценимую помощь в точности идейно-действенного анализа материала.

Методическая разработка состоит из двух частей. В первой части раскрываются особенности стихотворной формы и даются практические советы режиссерам и исполнителям. Во второй части (приложения) представлены контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, помогающие более прочному закреплению учебного материала. Прилагается список рекомендуемой литературы.

Методическая разработка предназначена для студентов актерских и режиссерских специализаций факультета искусств Санкт-петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

ЧАСТЬ I

Особенности стихотворной формы

Главное свойство стихотворной речи – р и т м и ч н о с т ь. Р и т м закономерное чередование соизмеримых речевых единиц во времени, В классических формах стиха основным компонентом речевой единицы выступает первичная мера стиха – с т о п а. Стопу образуют сочетания долгих и кратких слогов, иначе - сочетания ударных и безударных слогов. Таким образом, стопа - это элементарная ритмическая единица стиха, состоящая из одного ударного и одного или двух безударных слогов. Сочетания стоп образуют ряд размеров, которые в определенной последовательности создают стихотворную строчку – с т и х. Самый термин «стих» восходит к древнегреческому «стиксос», что означает – отрезок, длина. Именно наличие размера стиха характеризует с и л л а б о – т о н и ч е с к у ю систему стихосложения.

Как весело стихи свои вести

Под цифрами, в порядке. Строй за строем,

Не позволять им в сторону брести,

Как войску, в пух рассыпанному боем!

Тут каждый слог замечен и в чести,

Тут каждый стих глядит себе героем,

А стихотворец... с кем же равен он?

Он Тамерлан иль сам Наполеон.

Так классик русской поэзии А.С. Пушкин раскрыл особенности классической стихотворной формы - силлабо-тонической системы стихосложении. Греческое слово «силлабе» означает слог, «тонос» - ударение. В силлабо-тонике существуют пять размеров: я м б, х о р е й, д а к т и л ь, а м ф и б р а х и й, а н а п е с т.

Ямб и хорей относятся к двухсложным размерам. Это означает, что в стихе (стихотворной строчке) чередуются один ударный и один безударный слог: ямб (-1), хорей (1-).

Дактиль, амфибрахий и анапест относятся к трехсложным размерам. В них чередуются один ударный и два безударных слога: дактиль (1--), амфибрахий (-1-), анапест (--1).

Размер можно быстро научиться определять при помощи приема с к а н д и р о в а н и я, т. е. произносить строчку, не вникая в содержание, а лишь подчеркивал основную меру - м е т р. «Метр» (лат.) – буквально – длина, мера длины. В стихотворении изначально – долгота звука. В современном стиховедении термином «метр» называют самый факт повторения той или иной стопы, или другой – нетрадиционной структуры. (Например, поэзия В.Маяковского, А.Вознесенского и др.) Те или иные метры в совокупности создают ритм – строфы, стихотворения. А то и целой поэмы. Два этих понятия (метр и ритм) тесно связаны между собой. Для наглядности можно выстукивать метр пальцами.

Следует обратить внимание на то, что скандирование, как манера исполнения стихов, считается профессионально непригодной. Однако существует ряд поэтических произведений, в которых интересен именно метр. Это, так называемые, произведения моторные, т.е. такие, которые передают и вызывают определенные размеренные движения: марш воинских частей, ход конницы, удары молота, тиканье часового механизма, шум колес вагона, вальсирование и др. Например:

Снова дорога. И с силой магической

Все это вновь охватило меня:

Грохот, носильщики, свет электрический,

Крики, прощанье, свистки, суетня...

В этих дактилических строчках из стихотворения М. Волошина «В вагоне» при скандировании ясно слышится стук колес вагона, в котором находится лирический герой. При исполнении данного стихотворения важно выделить метр, ибо именно он передает со всею яркостью движение, заложенное в стихотворении, движение не только поезда, но и движение мыслей и чувств лирического героя:

...странником вечным

В пути бесконечном

Странствуя целые годы,

Вечно стремлюсь я,

Верую в счастье,

В шуме ночной непогоды

Веет далекою Русью.

Мысли с рыданьями ветра сплетаются,

С шумом колес однотонным сливаются,

И безнадежно звучит и стучит это:

Ти́-тă-тă...тá-тă-тă... тá-тă-тă...ти́-тă-тă...

Однако, за исключением редких случаев, при исполнении метр является элементом не только не выделяемым, но, наоборот, преодолеваемым.

Я м б - главный размер силлабо-тоники. Этот размер необыкновенно емкий. В XVIII в. ямбом написано 82% всех произведений, в XIX и в XX вв. - 50% : героические, лирические, комедийные, философские стихи, многие трагедии, комедии и драмы, все поэмы Пушкина и роман в стихах «Евгений Онегин», поэмы Лермонтова и большинство поэм Некрасова.

Характер ямба определяется как «энергичный». Ведь русскому языку «...привычно приблизительно одно ударение на три слога, и ямбе ударным оказывается каждый второй.»[5]

От этого ямбическая стихотворная речь и становится энергичной, торжественной, величавой. Эта характеристика правомерна для так называемого, «чистого» ямба, в котором в четкой последовательности чередуются один безударный и один ударный слог. Чистый ямб часто использовал М.Ломоносов в написании Од - торжественных, патетических стихотворений. Характер размера соответствовал тому содержанию, которое вкладывал поэт в произведение - чаще всего он воспевал науку и то, что она дает родной стране.

Однако, чистый ямб практически выходит из употребления в 20-х годах XIX века. Характеристика этого размера становится самой разнообразной, часто она зависит от количества стоп в стихотворной строчке. Например:

НочнОй зефИр - I / - I /

СтруИт эфИр... - I / - I /

Строчки двухстопного ямба звучат легко, почти эфемерно, а трехстопный ямб в следующих строчках звучит грациозно:

ПростИ мне, мИлый дрУг, - I / - I / - I /

ДвухлЕтнеЕ молчАнье;... - I / - I / - I /

Однако наиболее разнообразным и выразительным является четырехстопный ямб. «Можно сказать, что 80-85% всех русских стихов написаны четырехстопным ямбом»[6]

Этой формой выражается и строгая сдержанность:

На бЕрегУ пустЫнных вОлн - I / - I / - I / - I /

СтоЯл он, дУм велИких пОлн, - I / - I / - I / - I /

И вдАль глядЕл... - I / - I / ...

(А.С.Пушкин)

и непринужденность и легкость:

ТеАтр уж пОлон. ЛОжи блЕщут; -I / - I / - I / -I /

ПартЕр и крЕсла, всЕ кипИт. -I / - I / - I / -I /

В райкЕ нетЕрпелИво плЕщут, -I / - I / - I / -I /

И, взвИвшись, зАнавЕс шумИт... -I / - I / - I / -I /

(А.С.Пушкин)

Наиболее принятым в драматургических стихотворных произведениях является пятистопный ямб. Он звучит серьезно, строго, веско:

Все гОворЯт: нет прАвды нА землЕ, -I / - I / - I / -I / - I /

Но прАвды нет и вЫше. ДлЯ менЯ -I / - I / - I / -I / - I /

Так Это Ясно, кАк простАя гАмма. -I / - I / - I / -I / - I /

(А.С.Пушкин)

Однако используется этот размер и в юмористических произведениях. Так это сделал А.С.Пушкин в своей шутливой поэме «Домик в Коломне»

ОктЯбрь уж нАступИл: уж рОща ОтряхАет

ПослЕдниЕ листЫ с нагИх своИх ветвЕй.

Х о р е й. Интересно, что наиболее популярен этот размер был в первой четверти XIX века, в эпоху романтизма.

Хорей в переводе с греческого – плясовой, пляска. Уже в самом названии содержится характеристика размера – «шаг», его поступь более быстрая, более стремительная, чем в ямбе. Этим размером часто пишутся песни, частушки:

В пОле вЕтер, в пОле вЕтер I - / I - / I - / I - /

И качАетсЯ полЫнь, I - / I - / I - / I - /

ТЫ милЕе всЕх на свЕте, I - / I - / I - / I - /

ТЫ мне нрАвишьсЯ одИн. I - / I - / I - / I - /

Самый распространенный вид – четырехстопный хорей:

СквОзь волнИстыЕ тумАны I - / I - / I - / I - /

ПрОбирАетсЯ лунА I - / I - / I - / I - /

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое

То сердечная тоска...

(А.С.Пушкин)

Хорей, так же как и все размеры, может быть двустопным, трехстопным, четырехстопным, пятистопным, шестистопным. Ощущение легкости, песенности остается во всех его видах. Поэтому на стихи, написанные этим размером, многие композиторы пишут романсы и песни. Хорей был излюбленным размером М.Лермонтова:

Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха; пустыня внемлет богу

И звезда с звездою говорит...

Большинство стихотворений, написанных хореем, исполняются напевной интонацией, которая наиболее точно помогает сочетать логико-эмоциональную и ритмико-мелодическую стороны стиха.

Пиррихий - двухсложная стопа с пропущенным ударением. Такое явление в двухсложных размерах (ямбе и хорее) возникло в результате приближения стихотворной речи к естественности, непринужденности. Ведь слова состоят не только из двух слогов, но и из трех-четырех и больше. Противоречия же между ударениями ритмическими, которые показаны ниже и которые легко обнаруживаются при скандировании, и ударениями словесными весьма многочисленны. Эти-то противоречия и служат основой разнообразия интонаций двусложных размеров. И если бы поэты, стараясь избежать пиррихиев, подбирали бы только короткие двухсложные слова, они бы крайне обеднили многообразие русской речи.

Пиррихий не ломает ритм стиха, не разрушает его размер. Наоборот, разнообразит стих, устраняет монотонность, придавая ему тончайшие оттенки интонаций:

ОнА егО не зАмечАет - Ритмические ударения при скандировании;

ОнА / егО / не за/мечА/ет - словесные ударения.

В данной стихотворной строчке пиррихий занимает третью стопу. Это явление придает здесь легкость, облегчает стих. Слово «не замечает» звучит изящно, свободно и несколько стремительно, передавая внутреннее состояние героини Пушкина.

С п о н д е й – обратное пиррихию явление – утяжеление, когда в двухсложных размерах появляется внеметрическое ударение на слабом месте стопы:

ШвЕд, рУс/ский, - кО/лет, рУ/бит, рЕ/жет.

В данном случае спондей появляется па первой ямбической стопе, так как нельзя не произнести слово «швед». Спондей невольно акцентирует внимание к слову, создавая ритмический перебой. Слова «швед, русский» нельзя передать тоном добросовестного перечисления. Надо подать их в стиховом столкновении согласных звуков «швед/русский». Таким образом, создается особая краткая «спондеическая» стиховая пауза, которая подчеркивает взаимное отталкивание звуков «д» и «р». Только так можно подчеркнуть характер битвы.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законы стихосложения в словесном действии iconПлан I. Силлабическая система русского стихосложения и её реформирование....
Характер реформирования силлабического стиха Феофаном Прокоповичем. Назовите его приёмы версификации. В чём конкретно проявляется...

Законы стихосложения в словесном действии iconЛитература для заочного отделения Тема Темы лекций
Законы химии: фундаментальные (законы сохранения вещества и энергии); количественные законы: газовые законы; закон Авргадро; закон...

Законы стихосложения в словесном действии iconРуководство Отчетность
Законы общественного и индивидуального развития, законы природы, закон товарного производства, законы диалектики

Законы стихосложения в словесном действии icon23. 04. 2013г. Протокол № Программные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине
Законы раздражения при действии постоянного тока на возбудимые ткани: физиологического электротона, полярного действия постоянного...

Законы стихосложения в словесном действии icon"величайшая возможность в истории человечества"
В 1985 году, когда я основал организацию "Миллионеры в действии", индустрия сетевого маркетинга действительно очень нуждалась в серьезном...

Законы стихосложения в словесном действии icon"величайшая возможность в истории человечества" Джон Каленч
В 1985 году, когда я основал организацию "Миллионеры в действии", индустрия сетевого маркетинга действительно очень нуждалась в серьезном...

Законы стихосложения в словесном действии iconЗаконы, их система и использование. Методика экономической теории
Эти законы способствуют созданию рыночного механизма

Законы стихосложения в словесном действии iconЗакон разума в действии

Законы стихосложения в словесном действии iconВопросы по дисциплине «Теоретические основы химии» (1 семестр)
...

Законы стихосложения в словесном действии iconЛекция 9 А. Дополнительная. Основные формы мышления
Фундамент культуры мышления составляют правила и законы мышления. (Законы мышления мы разобрали на прошлой лекции.) Фактически наше...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов