Подготовка к написанию части с по литературе




Скачать 252.32 Kb.
НазваниеПодготовка к написанию части с по литературе
страница1/3
Дата публикации03.12.2013
Размер252.32 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Подготовка к написанию части С по литературе

Опубликовал(а) Соколина Лариса Григорьевна [sokolina] 03.04.2011 (12525 прочтений)

В данной статье содержатся методические рекомендации по подготовке к написанию части С по литературе и систематизация по авторам примеров проблемных вопросов для части С.

Как подготовить обучающихся к написанию части С по литературе
Организация работы по части С направлена на развитие умения строить письменное монологическое высказывание на литературную тему: выстраивать четкую композицию собственного текста, логически связывать части высказывания, формулировать тезисы, подтверждая их аргументами и иллюстрациями, соблюдать речевые нормы. Конечно, создание полноформатного, собственного речевого высказывания (задания С1-С5) по-прежнему вызывает затруднения у многих экзаменуемых, что объясняется как недостаточным знанием текстов художественных произведений, так и недостаточным умением использовать теоретико-литературные знания, формулировать и обосновывать те или иные суждения, аргументировать их при помощи самостоятельно подобранных примеров. Поскольку данная часть экзаменационной работы является самой сложной, но и самой высоко оцениваемой по баллам, то усиливается необходимость более продуманной и качественной подготовки обучающихся к написанию развернутого высказывания. Успешная подготовка к экзамену неразрывно связана с совершенствованием методики обучения сочинению. Я убеждена, что у каждого творческого учителя накоплен достаточно большой опыт в этом направлении.
Прежде всего, учитель должен чётко представлять, на какие проблемные вопросы должен будет ответить выпускник в части С. Далее в работе предложены примерные формулировки проблемных вопросов, которые использованы разработчиками КИМов. При изучении художественных произведений, включённых в кодификатор, я выстраиваю работу таким образом, чтобы данные вопросы были включены в анализ произведения. Темами для промежуточных или итоговых письменных работ по литературе так же являются данные проблемные вопросы.
Особое внимание необходимо уделять совершенствованию приемов работы с эпизодом или сценой. Привлечение литературного контекста, когда в совместном поиске мы находим произведения одного или разных писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д., стало неотъемлемой частью работы на уроке литературы.
И, конечно же, обязательным условием подготовки части С является тщательное изучение критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом. При проверке письменных работ я опираюсь на критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом, разработанные для ЕГЭ по литературе, добавляя при этом такие критерии, как орфографические, пунктуационные ошибки. Стараюсь давать письменное обоснование выставленной оценки.
Особенно трудно даётся современным школьникам анализ лирического произведения. Здесь я использую опыт Денисовой Натальи Георгиевны, учителя литературы из города Норильска. Изучив теорию имманентного анализа, апробировав на практике, она разработала свою версию, схему имманентного анализа стихотворения, что и отражено в статье «Имманетный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе». (http://festival.1september.ru/articles/519055/). Использование клише для имманентного анализа стихотворения, я думаю, в ряде случаев может быть уместным и целесообразным.


Клише для имманентного анализа стихотворения
Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская) Стихотворение «…» принадлежит к …лирике
Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики
Стихотворение может быть отнесено к … лирике
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
Можно сказать, что лирический герой…
Тема - вопрос, которого касается автор Автор «…» развивает традиционную тему… Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…
Идейный уровень(идея, эмоция) Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…
Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция Стихотворение состоит из … строф…
Произведение построено…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения приходится на…
Истолкование названия Стихотворение названо так потому, что…
Характеристика образов(существительные-образы)- В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор говорит…


Художественно-выразительные средства Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…

Действия и состояния(глаголы-проблемы) Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
Пространство, время Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое ,настоящее, будущее)
Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис) Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) …В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
Примеры проблемных вопросов, сформулированных в части С

«Слово о полку Игореве»
1. Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?
2. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?
3. Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
4. В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
5. Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?
6. Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?
7. Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?
Г. Р. Державин
1. В чем, по мысли Державина, заключается истинная награда поэтического таланта, и какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своём творчестве?
2. Как понимает лирический герой стихотворения бессмертную славу поэта?
3. Какова основная мысль стихотворения Державина «Памятник»?
В.А. Жуковский
1. Почему в поэзии Жуковского часто звучит тема потустороннего мира, и какие русские поэты обращались к подобной тематике?
2. Какие черты устного народного творчества нашли отражение в балладе «Светлана»?
3. Какую интерпретацию получает традиционный балладный мотив судьбы в «Светлане»?
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
2. В каких произведениях русских писателей отражены нравы дворян и что сближает эти произведения с пьесой Фонвизина?
3. Д5, я.1 Почему Д.И. Фонвизин так много места в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом государе» и какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?
4. Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным?
5. Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»?
6. Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?
7. Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличения в комедии?
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
1. Какие чувства испытывает Фамусов по отношению к Кузьме Петровичу?
2. Как, с вашей точки зрения, автор относится к Фамусову?
3. С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?
4. Какую роль в комедии играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?
5. Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?
6. В чем противоречивость образа Софьи и какие героини русской классической литературы схожи с ней?
7. Что мешает отнести Софью к «фамусовскому обществу?
8. Если Чацкий олицетворяет в комедии «век нынешний», то к какому «веку» следует отнести Софью?
9. В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?
10. Является ли Чацкий романтическим героем?
11. В каких произведениях русской литературы развивается тема любовного соперничества и в чем их герои сопоставимы с персонажами грибоедовской комедии?
12. Видит ли автор в Чацком идеального героя?
13. Почему в комедии много внесценических и эпизодических персонажей?
14. Софья – главная виновница «мильона терзаний» Чацкого или ей достался свой «мильон терзаний»?
15. В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?
16. Почему нельзя безоговорочно согласиться с оценкой Молчалина Чацким («ума в нем только мало»)? В чем заключается ум Молчалина?
17. Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?
18. Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?
19. Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?
20. Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества?
21. Что скрывается за фразой Гончарова «Чацкие живут и не переводятся в обществе»
22. Как вы понимаете слова: Чацкий – фигура универсально-типологическая?
Гоголь «Ревизор»
1. В чем причина визита городничего к Хлестакову?
2. Почему в пьесе город назван условно (город N) и в каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения?
3. В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Гоголя?
4. В чем главная причина временного воцарения Хлестакова в уездном городе?
5. Как в речи Осипа проявляется отношение к Хлестакову и в каких произведениях классической литературы созданы образы слуг, помогающие раскрытию авторского замысла?
6. Каково реальное состояние богоугодных заведений и как он характеризует городское начальство? Как и в чем различные произведения русской классики перекликаются с гоголевским «Ревизором» В чем заключается символический смысл «немой сцены» в комедии?
7. Каковы главные особенности сатиры Гоголя и кто из русских писателей является продолжателем его традиций?
В. Гоголь «Шинель»
1. К какому известному типу литературных героев можно отнести Акакия Акакиевича?
2. Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрел свою мечту? Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
1. Случайны ли смысловые ассоциации между капитаном Копейкиным и «рыцарем копейки» Чичиковым?
2. Почему Чичикову тик и не удалось разбогатеть?
3. Почему Гоголь помещает историю жизни Чичикова только в последнюю главу?
4. Можно ли считать Ноздрёва «мёртвой душой»?
5. Манилов – вредный или безвредный человек?
6. Почему Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым и заканчивает Плюшкиным?
7. Зачем Гоголь включил в текст поэмы историю жизни «трудолюбивого хозяина» Плюшкина? Почему автор в качестве главного героя решил «припрячь подлеца»?
8. Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?
9. Какой «горизонт ожиданий» несет в себе название «Мертвые души»?
А. С. Пушкин
1. Что символизирует собой «печальная звезда» в стихотворении Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…» и в каких произведениях русской литературы «звёздная» тема?
2. Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные таинственные картины природы? (по стихотворению «Редеет облаков летучая гряда…»)
3. Какие произведения русской лирики тематически перекликаются со стихотворением «Редеет облаков летучая гряда…»?
4. Как различные поэтические средства помогают выразит идею стихотворения «К Чаадаеву»? В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?
5. Что дало основание В.Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»? (На примере одного или нескольких произведений)
6. Что имеет в виду лирический герой стихотворения Пушкина «Поэт», когда призывает поэта «не дорожить любовию народной»?
7. Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чем эти произведения созвучны пушкинскому «Поэту»?
8. Как в стихотворении «И.И. Пущину» передана мысль о бесценности подлинной дружбы?
9. Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением Пушкина?
10. Что давало основание современникам Пушкина считать его «певцом дружбы»?
11. На какие темы откликается поэт в стихотворении «Туча»?
12. Охарактеризуйте эмоциональный тон стихотворения «Туча»
13. Каков философский смысл стихотворения «Туча», и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?
14. В ст. «Разговор книгопродавца с поэтом» в лице двух антагонистов – пламенного романтика и трезвого, рассудительного книгопродавца – показано столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы жизни. Почему в финале произведения поэт, не сдавая своих основных позиций, признает правоту своего оппонента?
15. Каковы ведущие темы или основные мотивы стихотворения «Зимняя дорога»?
16. В чем особенность восприятия мира и природы в пейзажной лирике Пушкина, и какие русские поэты обращались в своём творчестве к теме природы?
17. Согласны ли вы с мнением литературоведа Эткинда, что композиция стихотворения «Бесы» «симметрическая»?
18. Согласны ли вы с мнением Д.И. Писарева, что «Онегин – не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде 1820 годов?
19. Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина Вторая, простившая Гринёва, или Пугачев, пощадивший его?
20. Почему роман Пушкина, главным событием которого явилось Пугачёвское восстание, называется «Капитанская дочка»?
21. Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
22. Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа? Почему автор «Евгения Онегина» стремился отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким слогом»?
23. Что даёт основание автору считать Татьяну «милым идеалом»?
24. Почему Татьяна отвергла Онегина, несмотря на любовь к нему?
25. Как раскрывается внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным?
26. Почему автор так внезапно расстается с героем в конце романа?
27. Является ли одинокий и разочарованный Евгений Онегин романтическим героем?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подготовка к написанию части с по литературе iconФедеральное агентство связи
Подготовка к занятию: по предложенной литературе повторить тему «Структура html- документа» и ответить на следующие вопросы

Подготовка к написанию части с по литературе icon«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего...
Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию о языке

Подготовка к написанию части с по литературе iconУчебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ краснодар 2011
«Экономическая теория». Даются подробные разъяснения общих требований к написанию курсовой работы, по оформлению сносок и ссылок,...

Подготовка к написанию части с по литературе iconКак использовать знания по литературе при аргументации собственного мнения
Тем более, что авторы «Критериев проверки части с егэ» ужесточили требования к выпускникам. Сравним требования предыдущего года с...

Подготовка к написанию части с по литературе iconКак использовать знания по литературе при аргументации собственного мнения
Тем более, что авторы «Критериев проверки части с егэ» ужесточили требования к выпускникам. Сравним требования предыдущего года с...

Подготовка к написанию части с по литературе iconПодготовка к переговорам
Мокшанцев Р. И. Постановка целей, обсуждение процедуры и регламента переговоров, информационная подготовка

Подготовка к написанию части с по литературе iconПлан лекций по американской литературе введение
Предыстория американской литературы. (Открытие Америки. Образ Нового Света в литературе)

Подготовка к написанию части с по литературе iconР. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена
Биографическая литература. Читать отрывками, урывками или полностью, но читать. Приучаем детей к хорошей литературе о литературе

Подготовка к написанию части с по литературе iconБилеты по литературе 9 класс
На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,...

Подготовка к написанию части с по литературе iconПрограмма вступительного испытания
Вступительное испытание ориентировано на уровень знаний, определённый примерной программой вступительных экзаменов по литературе,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов