Методические рекомендации для студентов Пояснительная записка Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе»




НазваниеМетодические рекомендации для студентов Пояснительная записка Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе»
страница1/51
Дата публикации10.12.2013
Размер7.48 Mb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………6

Рабочая программа…………………………………………………………………8

1.Организационно-нормативная документация………………………………….9

1.1 Учебная программа……………………………………………………………..9

1.1.1. Цели и задачи дисциплины……………………………………………… 10

1.1.2. Содержание дисциплины……………………………………………………14

1.1.3.Требования к уровню освоения знаний дисциплины……………………25

1.1.4.Распределение дисциплины по семестрам………………………………….26

1.1.5. Учебно-методическая карта дисциплины…………………………………26

1.1.6. Карта самостоятельной работы по дисциплине…………………………..27

1.1.7. Карта согласования рабочей программы дисциплины……………………30

1.2..Карта ресурсов…………....................................................................................30

1.2.1.Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой…….30

1.2.2.Карта обеспечения дисциплины учебно-методическими материалами….31

1.2.3.Карта обеспечения дисциплины оборудованием………………………….32

2. Дидактические материалы (средства обучения)………………………………32

2.1.Печатные дидактические материалы…………………………………………33

2.2.Электонные дидактические материалы………………………………………43

3. Средства контроля……………………………………………………………….43

3.1.Рейтинговая книжка студента…………………………………………………43

3.2.Контрольно-измерительные материалы………………………………………45

3.2.1.Текущий контроль ……………………………………………………………45

3.2.2.Итоговый контроль………………………………………………………… ..55

4. Методические рекомендации…………………………………………………....65

4.1.Методические рекомендации для студентов………………………………… 65

Пояснительная записка

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» отражены в выписке из ГОСа высшего профессионального образования по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» с присвоением квалификации учитель начальных классов от «31» января 2005 г. номер государственной регистрации № 675 пед/сп (новый).

^ Теоретические основы методики обучения русскому языку. Предмет методики, ее задачи, методы исследования, методы и принципы обучения родному языку. Основные вехи развития методики русского (родного) языка в России (ХVIII – ХХ вв.). Стратегия и тактика современного обучения русскому языку.

^ Методика обучения грамоте. Научные основы методики обучения грамоте; механизмы чтения и письма. Навыки первоначального чтения и письма. Методы обучения грамоте; современный звуковой аналитико-синтетический метод. Научные основы обучения каллиграфии, графике, элементам письменной речи. Пособия по обучению грамоте. Уроки обучения грамоте.

Методика литературного чтения и работы с детской книгой. Литературное образование и литературное развитие младших школьников. Формирование навыка чтения (правильности, беглости, сознательности, выразительности) как средства квалифицированной читательской деятельности учащихся. Научные основы методики работы над художественными произведениями разных родов, видов, жанров. Работа над научно-познавательным текстом. Урок литературного чтения.

^ Книга как особый вид учебного материала. Закономерности формирования читательской самостоятельности младших школьников. Варианты работы с детской книгой в современных системах литературного чтения. Уроки и фрагменты уроков по обучению детей работе с книгой.

Формы и методы внеурочной работы по русскому языку.

Методика языкового образования и речевого развития. Изучение языковой теории как средства развития речи детей младшего школьного возраста. Научные основы и методы изучения отдельных разделов языковой теории: фонетики, лексики, словообразования, грамматики. Формирование языковых понятий. Урок введения языкового понятия.

^ Методика правописания и культуры письма. Научные основы и методика формирования орфографического навыка. Система упражнений по формированию орфографического навыка. Правила оформления письменной работы. Система работы над орфографическими ошибками. Урок работы над орфографическим правилом.

^ Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников. Научные основы совершенствования речевой деятельности учащихся. Методика работы по развитию речи на разных уровнях: произносительном, лексическом, грамматическом, уровне создания устного связного высказывания и письменного текста. Культура речи и основы риторики. Методика организации детского словесного творчества. Жанры письменных работ учащихся. Методика работы над речевыми ошибками учащихся.
2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности.

Данная дисциплина связана с изучением следующих дисциплин:

  • русский язык и культура речи ГСЭ.Ф.07;

  • психология ОПД.Ф.01;

  • педагогика ОПД.Ф.02;

  • педагогика начального образования ОПД.Ф.03;

  • использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе ОПД.Ф.08;

  • русский язык ДПП.Ф.01;

  • теория литературы и практика читательской деятельности ДПП.Ф.05.


^ 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:


  • Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа дисциплины.

  • Теоретический блок: курсы лекций, конспекты лекций, электронные конспекты лекций базовой версии.

  • Практический блок: планы и структура практических занятий.

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к зачету, перечень вопросов к экзамену, экзаменационные билеты с примером для базовой версии УМКД, практические задания к экзамену/зачету с примерами заданий для базовой версии УМКД, тесты текущей аттестации с образцом для базовой версии УМКД, тесты промежуточной аттестации с образцом для базовой версии УМКД, экзаменационный тест с демоверсией теста для базовой версии УМКД, контрольные работы, банк тестовых заданий для самоконтроля, методики решения и ответы к тестовым заданиям.

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.


^ 4. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины:

- ГОС ВПО по специальности;

- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • ^ Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).
^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»
^ Кафедра

методики начального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины

«Методика обучения русскому языку и литературе»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР___________________

"____"______________2009_г.
^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературе»
Специальность

050708.65 ««Педагогика и методика начального образования»»

Факультет

педагогический
Курс обучения 2 – 4 /_______/2 – 5

Семестр 4 – 8 /_______/4 – 9

Всего часов по учебному плану: 500

В том числе по формам обучения: очная / очно-заочная /заочная

- аудиторные занятия 214 /____________/

-

- самостоятельная работа 231 /____________/ 84

^ Формы итогового контроля знаний:

- зачет 4, сем./ ____сем./ 4, 8 сем.

- экзамен 6 8 сем./ ____сем./ 6, 7, 9 сем


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

500

4, 5, 6, 7,8

Аудиторные занятия

244




Лекции

104




Практические занятия (семинары)

116




Лабораторные занятия

-24

-

Самостоятельная работа

231




Курсовые работы

15

7 – 8

Вид итогового контроля: экзамен/зачет




4/6, 8


^ ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературе»

Учебная программа по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературе» (500 часов)

^ Курс обучения 2 – 4 /_______/2 – 5
Семестр 4 – 8 /_______/4 – 9
Всего часов по учебному плану: 500
В том числе по формам обучения: очная / очно-заочная /заочная

- аудиторные занятия 214 /____________/
- самостоятельная работа 231 /____________/ 84

Формы итогового контроля знаний:

- зачет 4, сем./ ____сем./ 4, 8 сем.

- экзамен 6 8 сем./ ____сем./ 6, 7, 9 сем
^ 1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины «методика обучения русскому языку и литературе» – формирование у будущих учителей адаптационных способностей учебно-воспитательной деятельности в условиях многовариантности образовательных программ по русскому языку для начальной школы; овладение системой методических знаний, методов и приемов организации деятельности по освоению учащимися родного языка как средства общения, совершенствование общей педагогической культуры студентов.

^ Задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины.

За основу обучения выбраны личностно-ориентрованный подход, как условие выполнения социального заказа к образованию – формирование таких личностных качеств студентов, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность;

компетентностный подход, который ориентирует «на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что учащийся будет знать и уметь «на выходе».1

^ Уровень ключевых компетентностей:

  • знание целей, задач, структуры четырёхлетней начальной общеобразовательной школы; владение нормами русского литературного языка; представление о методике обучения русскому языку как о развивающейся системе, имеющей связь с другими науками;

  • установление и реализация междисциплинарных связей с предметами языкового, психолого-педагогического и других циклов, актуализация, интеграция знаний и умений студентов по русскому языку, литературе, литературоведению, педагогике, психологии в процессе изучения курса «Методика обучения русскому языку»;

  • формирование представления студентов о методике русского языка как о прикладной науке, формирование знаний о содержании её основных понятий и категорий;

  • освоение методических знаний о стратегических подходах, принципах и методах обучения русскому языку, отражающих основные идеи реформы школы:

  • личностно – ориентированное, гуманное обучение, включающее компетентностный (коммуникативно-деятельностный – способ реализации компетентностного подхода), индивидуальный, дифференцированный подходы к организации учебно-воспитательного процесса;

  • освоение знаний о дидактических принципах обучения русскому языку и умений реализовать общедидактические и методические принципы

  • научности, системности, развития познавательных процессов, доступности, наглядности и межпонятийных связей при выборе, интерпретации и демонстрации языкового и лингвистического материала в учебных целях, речевой направленности, преемственности между детским садом и школой, принципа учёта перспективных задач обучения – пропедевтике усвоения трудных тем;

  • освоение знаний о формах, методах, приёмах и средствах языкового образования и воспитания культуры речи и речевого поведения младшего школьника, умение адекватно выбирать и применять на практике дидактические средства языкового образования;

^ Ожидаемые результаты:

  • сформированность мотивов самообразовательной деятельности студентов в области методики обучения русскому языку и литературного чтения младших школьников на основе современных технологий;

  • обобщённые представления об основных достижениях и идеях в области методики преподавания русского языка ведущих ученых-методистов XIX и XX веков; умение характеризовать основные тенденции, направления и проблемы современной методики;

  • овладение комплексом знаний и умений, необходимых для эффективного самостоятельного освоения новых технологий обучения русскому языку – знаний о закономерностях совместной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса языкового образования, речевого и коммуникативного развития младших школьников;

  • повышение уровня коммуникативной компетентности; способность к продуктивному сотрудничеству, умение инициировать и вести учебный диалог, способность чётко, тактично, доступно, связно, логично, правильно и выразительно говорить на уроках, формулировать вопросы и отвечать на вопросы и высказывания учащихся.

  • умение моделировать и создавать в учебном процессе проблемные ситуации, ситуации совместной исследовательской деятельности,

  • умений организовать продуктивное, интересное и доброжелательное общение детей на уроках

  • умение создать условия для реализации творческого потенциала учеников;

  • рефлексивные умения, способность к самоконтролю, самооценке; владение методами исследований проблем обучения русскому языку в начальных классах
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов Пояснительная записка Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» iconПояснительная записка в последние 10 лет профессия юриста и особенно...
Учебно-методические рекомендации для студентов 3 курса заочной формы обучения (срок обучения – 4 года)

Методические рекомендации для студентов Пояснительная записка Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» iconМетодика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями...
Рекомендовано Главным управлением высших и средних учебных заведений Министерства просвещения рсфср

Методические рекомендации для студентов Пояснительная записка Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Пояснительная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации для студентов Пояснительная записка Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» iconПрограмма для поступающих в гоу спо «Электростальский медицинский...
Приведенные ниже требования к лингвистической подготовке поступающих в гоу спо «Электростальский медицинский колледж фмба россии»...

Методические рекомендации для студентов Пояснительная записка Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» iconМетодика русского языка как наука предмет и задачи методики преподавания русского языка
Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. − М.: Просвещение, 1979

Методические рекомендации для студентов Пояснительная записка Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» iconМетодические рекомендации и контрольные работы по латинскому языку...
Пособие предназначено для студентов фармацевтического факультета, изучающих латинский язык на 1 курсе

Методические рекомендации для студентов Пояснительная записка Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» iconМетодические указания по выполнению расчетно-графического задания...
Методические указания предназначены для студентов факультета промышленности и транспорта очной формы обучения специальностей 190601....

Методические рекомендации для студентов Пояснительная записка Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» iconМетодические рекомендации для студентов стационара и озо
Истомина Т. Б. Выпускная квалификационная работа по литературе. Методические рекомендации для студентов стационара и озо. – Сыктывкар:...

Методические рекомендации для студентов Пояснительная записка Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» iconМетодические рекомендации к изучению курса «Микроэкономика» для студентов...
Методические рекомендации предназначен для студентов экономических специальностей очной формы обучения

Методические рекомендации для студентов Пояснительная записка Минимальные требования к содержанию дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» iconАксенова А. К. А42 Методика обучения русскому языку в специальной...
Мпгу г. М. Гусева, учитель специальной (коррекционной) школы №571 г. Москвы Н. Г. Галунчикова

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов