Морфологические нормы владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в




Скачать 306.22 Kb.
НазваниеМорфологические нормы владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в
страница1/3
Дата публикации18.08.2013
Размер306.22 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3
А3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание А3. Тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в словосочетаниях), и одна из форм отражает частотную в современной речи ошибку.
Морфологические нормы – нормы употребления форм слов различных частей речи.


  1. Образование падежных форм числительных

  • Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А.

  • У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.).

  • При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

  • У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года.

  • При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым.

  • Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).




  1. ^ Употребление собирательных числительных

Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:

    • с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;

    • с существительными дети, люди: четверо людей;

    • с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят;

    • с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

Собирательные числительные не употребляются:

  • с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры;

  • с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя.

Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.


  1. ^ Образование некоторых форм имен существительных

При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний.

Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся:

  • Названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген;

  • Названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

  • Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов;

  • А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен;

  • У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель.

Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок.

Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска.

Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией.

Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.


  1. ^ Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных

Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех.

Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: *более смелее, *самый смелейший, *более лучший, *более худший.

Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.


  1. ^ Образование степеней сравнения наречий

При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: *более быстрее.


  1. Образование некоторых глагольных форм

В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт).

  • Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу).

  • В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные.

  • Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).

  • Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета.

  • Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия.

  • Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: ^ В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.

  • Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте; лазать – лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.




  1. Образование и употребление форм местоимений

  • Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней).

  • Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет.

  • Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: ^ Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.

  • Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе.

  • К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное ^ Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).

  • После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.




Что делаем?

Важно помнить!

  1. Определяем часть речи.

  2. Проверяем соблюдение морфологических норм.

Морфологические нормы

  • Следим за образованием формы Р.п. количественных числительных

Количественные числительные необходимо склонять! В косвенных падежах предпочтительнее количественные числительные: с двумя друзьями (а не с двоими друзьями), на двух санях (а не на двоих санях).

  • Следим за образованием формы собирательных числительных и их употреблением с существительными

Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют. Род есть только у числительных оба (м.р., ср.р.) и обе (ж.р.).

  • Следим за образованием форм И.п. и Р.п. мн.ч. имен существительных

Существительные, называющие овощи и фрукты, национальности, парные предметы и др.

  • Следим за образованием форм сравнительной и превосходной степеней прилагательных

Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!

  • Следим за образованием форм степеней сравнения наречий

Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!

  • Следим за образованием форм глаголов с чередованием в корне и возвратных глаголов

Глаголы в повелительном наклонении, глаголы с суффиксом –ну-, постфиксом -ся

  • Следим за образованием форм косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога

Н в личных местоимениях 3-го лица появляется только в косвенных падежах после предлогов

3. Выбираем ответ





А2-1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
На девочке было ОДЕТО осеннее пальто.

АБОНЕНТ не отвечает.

Все лето стояла НЕСТЕРПИМАЯ жара.

ЛЕСНЫЕ озера очень красивы.
А2-2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Пулей, вытянув шею, несётся чирок, над ним, не отставая, падая, примеряясь — проворный ХИЩНЫЙ сокол.

Всё очевиднее становилось: это не РЕБЯЧЬЯ забава — это потребность прирождённого таланта.

Тут послышались издали РИТМИЧНЫЕ щелчки, похожие на лёгкое щёлканье кнутом.

В нашей школе больше нет НЕПОПРАВИМЫХ двоечников.
А2-3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?
В полку царило ВОИНСТВУЮЩЕЕ настроение

В документе указано на возросшее значение объединения всех прогрессивных и ДЕМОКРАТИЧНЫХ сил.

На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. КОНСЕРВАЦИЯ их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.

Оля стала ДИПЛОМАНТОМ в конкурсе сочинений на военно-патриотическую тему.
А2-4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Многие наши фильмы получили ПРИЗНАНИЕ и наших зрителей, и за рубежом.

Город СТРЯХНУЛ оцепенение будней.

На солнце блестят ИГОЛЬЧАТЫЕ кристаллы снежинок.

В моей жизни это было самое ПАМЯТЛИВОЕ событие.
А2-5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Рассвет прояснил ГОРИСТЫЕ берега, открыл море по всему горизонту.

Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень РИСКОВАННЫЙ.

Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ зной стоит над лугом.

На СБОРОЧНОМ пункте было много народу, но работы еще не начинались.
А2-6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

Для него, видимо, это был единственный СПАСИТЕЛЬНЫЙ аргумент.

СЫТЫЙ голодного не разумеет.

Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
А2-7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Я работаю каждый БУДНИЧНЫЙ день.

Можно было бы рассказать, как сделался он неисправным АБОНЕНТОМ библиотеки Философского института и библиотеки колледжа.

Из всех слов Витька выбрал самое злое, ОБИДНОЕ и несправедливое

Он скупал лес на сруб, давал деньги в рост, вообще был старик ОБОРОТЛИВЫЙ.
А2-8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Первое описание заболевания, похожего по признакам на ЯЩЕР, относится к 1514 году.

По грубо оштукатуренным стенам скатывались капли и, набегая одна на другую, образовывали длинные ПОТЁКИ.

На дверях ПОМЕТКИ: сколько раз кому звонить.

Гжельский фарфор имеет устоявшуюся, только ему присущую стилистику, венчающую долгие ПОИСКИ наилучшего сочетания формы и цвета.
А2-9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Дверь, снабжённая АВТОМАТИЧЕСКИМ замком, захлопнулась.

Весь день она зло высмеивала Григория, глядела на него НЕНАВИСТНИЧЕСКИМИ глазами.

Любая её прихоть исполнялась им мгновенно с РАСТОЧИТЕЛЬНОЙ щедростью любви и волшебства

Всё очевиднее становилось: это не РЕБЯЧЬЯ забава — это потребность прирождённого таланта.
А2-10. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
На трёх пластинках стоят НЕПОНЯТЛИВЫЕ буквы.

Она жила в ВЫСОТНОМ здании в центре города.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Морфологические нормы владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в iconКраткая русская грамматика: Слово. Общие сведения § Общие сведения
Изменяемые и неизменяемые слова, морфологические формы, словоформа, парадигма, склонение, спряжение

Морфологические нормы владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в iconИмя существительное Определение категории одушевленности / неодушевленности
Морфологические нормы – это нормы, требующие правильного образования форм слов разных частей речи, например, бухгалтеры, диспетчеры,...

Морфологические нормы владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в iconР тест задание №1. Вопрос № Экологизированные нормы других отраслей...
Вопрос № Экологические императивные нормы по своему содержанию подразделяются на

Морфологические нормы владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в iconПродуктивное воспаление. Клинико-морфологические формы
В резултате пролиферации клеток образуются очаговые или диффузные клеточные инфильтраты

Морфологические нормы владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в iconСвятитель Феофан Затворник Четыре слова о молитве Святитель Феофан...
Храм есть место молитвы и поприще ее развития. Для нас введение во храм есть введение в дух молитвенный. И сердце благоволит Господь...

Морфологические нормы владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в iconРальнае I штучнае асвятленне будаўнічыя нормы праектавання Издание...
Ключевые слова: освещение: естественное, искусственное, совмещенное; нормы проектирования, источники света, разряд зрительных работ,...

Морфологические нормы владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в iconРусский язык и культура речи (Культура речи и деловое общение)
Морфологические нормы (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное)

Морфологические нормы владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в iconВсероссийская олимпиада школьников по биологии
I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,...

Морфологические нормы владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в iconВсероссийская олимпиада школьников по биологии
I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,...

Морфологические нормы владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в iconРекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1)...
Задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов