Пояснительная записка Программы курса «Литература»




НазваниеПояснительная записка Программы курса «Литература»
страница1/7
Дата публикации19.06.2013
Размер1.19 Mb.
ТипПояснительная записка
zadocs.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7


http://www.mon.gov.ua/ua//activity/education/56/general-secondary-education/educational_programs/1349869429/
П Р О Г Р А М А

ЛІТЕРАТУРА

( російська та зарубіжна)

для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням російською мовою

5- 9 КЛАССЫ

рівень стандарту

Програми підготували:

кандидат педагогічних наук,

старший науковий співробітник

Институту педагогіки АПН України Л.А. Сімакова

кандидат педагогічних наук,

старший науковий співробітник

Институту педагогіки АПН Украини ^ В.В. Снєгірьова


Киев - 2005

Пояснительная записка
Программы курса «Литература» (русская, зарубежная) для школ с русским языком обучения разработаны в соответствии с Государственными стандартами, в которых представлены три образовательные линии, отражающие обязательный уровень литературной подготовки учащихся в условиях 12-летней школы.

Первая образовательная линия – аксиологическая – реализуется в программах посредством отбора для изучения в школе выдающихся произведений русской и мировой литературы, ставших достоянием мировой словесной культуры, отличающихся высокими художественными достоин-ствами, воплощающих в себе общечеловеческие духовные ценности, способ-ствующие нравственному воспитанию, общему культурному и эстетическому развитию учащихся.

Вторая образовательная линия – литературоведческая – конкретизирует содержание и структуру курса с целью глубокого постижения учащимися духовного и нравственно-эстетического содержания произведений искусства слова, формирования у них целостного представления о развитии мировой и родной литературы от древности до современности. В программах осуществляется задача изучения родной (русской) литературы в контексте мировой, чему способствует учет исторически обусловленных особенностей развития мировой и русской литератур.

Третья образовательная линия – культурологическая – обеспечивается посредством привлечения при изучении программных произведений сведений историко-культурного и социокультурного характера, которые позволят учащимся глубже осмысливать происходящие в литературе изменения, оценивать выдающиеся художественные явления как неотъемлемую часть культуры в целом. В программах отводится значительное место для изучения русской литературы во взаимосвязи с литературой других народов, что позволит школьникам успешнее усваивать общечеловеческий смысл и национальное своеобразие изучаемых произведений. Программные произведения рассматриваются также в широком контексте с другими видами искусства – музыкой, кино, театром, изобразительным искусством.

Цель предмета – усвоение школьниками общечеловеческих духовных и художественных ценностей русской и мировой литературы, воспитание у них интереса к чтению и изучению лучших образцов произведений искусства слова, приобретение учащимися знаний о развитии русской литературы в контексте мирового литературного процесса от древности до наших дней, обогащение и расширение их читательского кругозора.

Предмет «Литература» (русская и зарубежная) призван содействовать формированию нравственно-мировоззренческих качеств учащихся, их духовно-ценностных ориентаций, расширению культурно-познавательных интересов, воспитанию эстетических вкусов и потребностей.

^ Главные задачи изучения курса «Литература» (русская и зарубежная):

  • развивать у школьников интерес к чтению и изучению лучших произведений русской и мировой литературы, воспитывать внимание к художественному слову, любовь к книге и потребность в чтении, повышать качество выразительного чтения учащимися художественных текстов;

  • раскрывать духовный и художественный потенциал произведений русской и мировой литературы, ценность ее общечеловеческих нравственных идеалов, содействовать тому, чтобы они становились личностно значимыми для учащихся;

  • изучать литературное произведение как искусство слова, постигая его художественный мир, неповторимость индивидуального стиля автора, отмечая его национальное своеобразие и общечеловеческую значимость;

  • формировать умения анализа и интерпретации школьниками изучаемых произведений, создавать благоприятные психолого-педагогические условия для самораскрытия и самовыражения учеников в процессе работы над художественным текстом, способ-ствовать проявлению личностного отношения школьников к прочитанному и его самостоятельной оценки;

  • активизировать художественно-творческие потребности учащихся, систематически осуществлять работу по развитию их самос-тоятельной творческой деятельности, устной и письменной речи, содействовать раскрытию индивидуальных способностей школьников;

  • учить активному проявлению собственного мнения, овладению культурой ведения диалога, общению в поликультурном пространстве;

  • готовить квалифицированных читателей, способных ориен-тироваться в многообразии современной художественной литера-туры, выбирать книгу для чтения, самостоятельно определять ее художественную ценность, содействовать, чтобы чтение в школе и после ее окончания стало их жизненной необходимостью.


Содержание программ 5–9 классов определяется кругом интересов школьников и общими задачами обогащения их жизненного и читательского опыта достоянием лучших произведений русской и мировой литературы. Они включают в себя фольклор и художественные произведения, поднимающие вечные проблемы добра и зла, любви и сострадания, человеческого достоинства, прекрасного в природе и человеческой жизни и пр. В аннотациях к изучаемым темам внимание акцентируется на актуальных для современного читателя вопросах и проблемах, которые дают возможность трактовать художественное произведение в контексте современной жизни. Программы нацеливают на формирование у учащихся разнообразных умений работы с художественным текстом, в том числе умений давать нравственную оценку героям и обосновывать ее, комментировать фрагменты художественного текста, анализировать его компоненты, принимать участие в диалоге по обсуждаемой проблеме. В таком случае учащимся предоставляется возможность для большего самовыражения и высказывания собственной точки зрения.

Аннотации к изучаемым темам составлены так, чтобы учитель мог правильно ориентироваться в материале, расставляя нужные акценты в нем при подготовке к урокам и определении наиболее целесообразной методики их проведения.

Особенностью данных программ является интеграция в ней учебного материала из русской и мировой литератур. В 5-7 классах она осуществляется на основе тематико-хронологического принципа. Новизна подхода заключается в привлечении внимания к специфическим свойствам литературы, чем обусловлено название разделов в программах. Учебный материал в них интегрируется на основе главных, присущих художественной литературе понятий, усвоение которых является определяющим в литературном образовании и развитии школьников подросткового возраста.

Так, наряду с разделами «Фольклор», «Литературные сказки», в 5-м классе предлагаются следующие: «Автор, тема, герой художественного произведения», «Тема детства и родной природы в произведениях художе-ственной литературы». Программа 6-го класса должна расширить и углубить знания школьников о художественном произведении и его компонентах, чему и будут служить разделы «Автор, герой, сюжет и композиция художественного произведения», «Герой и обстоятельства» и т.п. В 7-м классе изучаемый материал объединяется в разделы, которые позволяют ученикам не только знакомиться с новыми произведениями русской и мировой литературы, но и с новыми теоретико-литературными понятиями. Этому будут способствовать разделы «Фольклор и художественная литература», «Жанры художественной литературы», «Рассказ и новелла» и т.д.

Такой подход предоставляет большие возможности для интеграции учебного материала в программах, акцентирования внимания на общих для всех литератур свойствах произведений искусства слова. В то же время предложенные в программах произведения скомпонованы так, что принцип хронологии их изучения не нарушается. Благодаря этому учащиеся 5-7 классов, знакомясь с лучшими произведениями русской и мировой литературы, будут овладевать такими общими понятиями, как автор и его произведение, художественный текст и его компоненты и др. Программы предусматривают четкую и последовательную работу по усвоению, закреплению этих понятий и обогащению знаний о них от темы к теме и от класса к классу. К примеру, понятие авторского отношения к изображаемым героям в 5-м классе осваивается вначале учащимися только практически. (О необходимости такой работы указано в аннотации к «Снежной королеве» Х. К. Андерсена). Затем, при изучении в том же разделе рассказа И. С. Тургенева «Муму», учащиеся должны усвоить само понятие о способах выражения авторского отношения к героям. В дальнейшем, при знакомстве с рассказом Е. И. Носова «Белый гусь», это понятие закрепляется. Аналогично проецируются на изучаемые художественные произведения и другие теоретические понятия, вынесенные в названия разделов. Таким образом, предложенный тематико-хронологический принцип организации учебного материала имеет в программах сквозное и взаимосвязанное действие: с одной стороны, школьники учатся осмысливать изучаемое произведение и значение компонентов художественного текста, с другой – понимают, как текст воспринимается читателем, который уже овладел необходимыми знаниями и умениями.

В 8-м классе, являющемся переходным от пропедевтического курса к систематическому в 9-12-х классах, используется хронологический принцип интеграции учебного материала, который объединен в разделы по временному признаку. Например, изучение разделов «Из средневековой поэзии Востока», «Из мировой литературы эпохи Возрождения» и т.д. позволит учащимся соот-носить изучаемые произведения с определенной исторической и литературной эпохой, делать обобщения об особенностях развития литературы на каждом конкретном этапе.

Начиная с 9-го класса, изучаемый материал интегрируется на историко-литературной основе, поэтому русская и мировая литература представлена в программах блоками. Каждый из них объединяет произведения писателей русской или мировой литературы определенного исторического периода. Последовательность представления блоков каждой из литератур определяется сменой эпох в мировом литературном процессе. Такой подход позволяет изучать русскую литературу в контексте мировой.

Учитывая, что 9-й класс завершает основную школу, русская и мировая литература в этом классе представлена целостно: от древности до современ-ности. Это позволит учащимся познакомиться с лучшими произведениями II половины XIX-го и XX века.

Данные программы содержат новую рубрику «Контекст изучения», в которой какое-либо конкретное произведение предлагается рассмотреть в сопоставлении с ранее изученным на уроках (произведениями русских, украинских писателей и писателей других стран). Эта рубрика открывает большие возможности в реализации как внутрилитературных, так и межлитературных связей, расширяет читательский кругозор учащихся, позволяет формировать у них компаративистические умения – сопоставлять поступки и поведение героев, события и обстоятельства и др. в произведениях разных национальных литератур. Кроме того, школьники приобретают знания культурологического характера, уделяя особое внимание историческим фактам и географическим сведениям, особенностям быта, национального уклада, описанным в произведениях. Это позволит учащимся расширить и обогатить свои знания о мире и людях, получить представление о национальной самобытности литератур разных народов. Культурологический аспект этой рубрики усиливается еще и в связи с тем, что изучаемый материал можно рассматривать не только в сравнении с другими литературными произведе-ниями, но и с другими видами искусств – музыкой, театром, кино, изобрази-тельным искусством.

Известно, что показателем плодотворной работы учителя являются живой интерес школьников к изучаемому произведению, их умения высказывать собственное отношение к прочитанному и давать ему самостоятельную оценку. В связи с этим особое внимание в 5-9-х классах следует уделять развитию творческой деятельности и речи учащихся в процессе работы над текстом художественного произведения. Такая работа должна проводиться систематически, на каждом уроке. Вместе с тем в данных программах разработана новая рубрика «Развитие творческой деятельности и речи», в которой предусмотрены специальные уроки обучения разнообразным видам работ над художественным текстом и определены примерные их темы. На этих уроках учителю предоставляется возможность уделить особое внимание формированию как уже утвердившихся в методике умений работы над текстом, так и тех, которые продиктованы требованиями времени. Например, обучение умению вести диалог, читать и комментировать определенный текст, самостоятельно анализировать художественный текст в связи с поставленным заданием, создавать эссе о творчестве того или иного писателя и т.п.

Действующий в программах принцип вариативности предоставляет учителю право в отдельных случаях выбирать произведения для текстуаль-ного изучения. Это касается, например, изучения сказок, мифов, басен, лирических стихотворений, а также значительных по объему произведений русской и мировой литературы.

В разделе «Государственные требования к уровню общеобразо-вательной подготовки учащихся» конкретизированы знания и умения школь-ников, приобретаемые ими на каждом новом этапе обучения (т.е. определены локальные цели). Предполагаемые результаты учитывают как содержание аннотаций к изучаемым темам, так и требования к знаниям и умениям учащихся 5-9 классов, которыми они должны овладеть на протяжении учебного года. Это позволит учителю реально оценивать (диагностировать) результаты учебной деятельности учащихся, постоянно фиксировать степень их продвижения в усвоении знаний и формировании умений, а также правильно и последовательно дозировать усложнение заданий и контролировать их выполнение.

Осуществлению задач литературного образования и развития учащихся 5-9-х классов будет способствовать работа учителя, основанная на творческом сотрудничестве с учащимися и постепенном предоставлении им все большей самостоятельности. Это даст возможность школьникам глубже осваивать духовное и нравственно-эстетическое богатство изучаемых произведений, развивать их читательские умения и художественно-творческие способности.

В 10-12-х классах программный материал интегрируется, как и в 9-м классе, на историко-литературной основе и разработан в виде блоков, расстановка которых определяется показателем первичности новых художественных явлений в той или иной литературе (направлений, течений). Блочная система позволит учащимся нагляднее представлять и глубже осмысливать особенности развития русской и мировой литературы на каждом историческом этапе. Такой подход способствует объективности и целостности изучения мирового литературного процесса, определяет место в нем родной (русской) литературы.

Предметом изучения литературы в 10-12-х классах является отдельное художественное произведение в историко-литературном и общекультурном контекстах. Поэтому преподавание курса в старших классах предусматривает актуализацию знаний учащихся по литературе, истории, изобразительному искусству, музыке.

Отбор изучаемого материала для программ подчинен нескольким основным условиям, определяющим литературное образование старшеклассников, развитие у них самостоятельности мышления, нравственной и интеллектуальной сфер личности. К ним отнесены следующие:

  • соответствие изучаемых произведений возрастным особенностям школьников;

  • чтение и текстуальное изучение наиболее значимых произведений русской и мировой литературы;

  • сопоставление произведений разных национальных литератур;

  • чтение и анализ литературно-критических материалов.

Изучение русской литературы в контексте мировой направлено на формирование у старшеклассников потребности в широких обобщениях, в целостном осмыслении жизни и исторических судеб народа и человечества, в понимании роли искусства, творческого пути писателей, их вклада в русскую и мировую культуру. Учащиеся получают более широкие возможности устанавливать взаимосвязи конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов, что позволяет обратиться к «вечным темам», приблизить произведения прошлого к современности, а значит – усилить нравственно-эстетическое воздействие их на учащихся. В значительной мере осуществлению этих задач способствует рубрика «Контекст изучения», в которой определены внутрилитературные и межлитературные связи, а также раскрыты возможности сопоставления литературных произведений с другими видами искусств.

Построение интегрированного систематического курса в 9-12-х классах базируется на линейной основе, т.е. учитывается хронологическая последовательность в представлении творчества того или иного писателя. Однако, исходя из необходимости подготовить программу 9-го класса в завершенном виде, использован и концентрический принцип, который распространяется на 9-10-е классы. Это проявляется в том, что произведения раздела «Из литературы эпохи Возрождения» и творчество таких писателей, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, изучаются дважды в систематическом курсе: в 9-м и 10-м классах. Использование концентрического принципа при разработке программ в старших классах позволило найти наиболее целесообразный вариант выхода из ситуации сокращения часов на изучение предмета в 9-м классе. Кроме того, все произведения, перенесенные из 9-го класса в 10-й, находятся в большем соответствии с возрастными психологическими особенностями восприятия их школьниками.

В программах реализуется принцип вариативности, позволяющий учителю в отдельных случаях выбирать произведения для чтения и изучения.

В 10-12-х классах осуществляется преемственность в развитии творческой деятельности и речи учащихся, что отражено в соответствующей рубрике. В старших классах ученики овладевают более сложными умениями работы над художественным текстом, которые формируются на всех этапах изучения произведения и курса в целом. Этому будут способствовать и специальные уроки, предусматривающие обучение таким важным умениям в старших классах, как, например, выявление авторской позиции в художественном произведении, анализ стихотворения, формулирование проблем, поднятых автором в произведении, умение вести диалог и т.д. В целом, программа по развитию творческой деятельности и речи учащихся, разработанная для 5-12 классов, ставит своей целью обучение таким основным умениям работы над художественным текстом, как пересказ (с разнообразными творческими заданиями), комментирование, анализ и интерпретация. Раздел «Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся» в программах предусматривает постепенное и последовательное формирование у школьников этих умений, овладение которыми на завершающем этапе обучения будет способствовать выработке самостоятельности мышления у старшеклассников, более свободному их самовыражению и способности давать собственную оценку прочитанному.

5 класс

(52 часа в год; 1,5 часа в неделю; резервный час - 4 часа)


Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Художественная литература как один из видов искусства. Значение книги и чтения в жизни человека.

«Литература» - учебный предмет, включающий произведения русских писателей и писателей разных стран мира. Оригинальная и переводная литература.

Книга и ее компоненты (обложка, титул, форзац, оглавление; создатели книги – автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.).

Знакомство с учебником-хрестоматией.

ФОЛЬКЛОР (5 ч.)

(с обобщением изученного в начальной школе)

Русский фольклор. Колыбельные песни и потешки. Детский фольклор (считалки, дразнилки). Календарные песни.

Загадки, пословицы и поговорки (русские и народов мира).

"Польза и красота" произведений устного народного творчества. Выражение в них человеческих чувств, народной мудрости и извечных стремлений людей к добру, правде, красоте, счастью.

Выразительное чтение: четкость, правильность и осмысленность чтения.

Теоретические сведения. Понятие о ритме и рифме.
Контекст изучения. Отражение наблюдательности, мудрости, творческой фантазии в загадках, пословицах и поговорках у разных народов.

Развитие творческой деятельности и речи. Обучение устному высказыванию (развертывание содержания пословицы или поговорки в связное высказывание с элементами рассуждения).
^

Сказки народов мира


«Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Василиса Прекрасная», «Лиса и рак», «Журавль и цапля» (2-3 русских сказки по выбору учителя) (3 ч.)

Окружающий мир в русских народных сказках. Типы сказок. Отражение в них народных представлений о лучших человеческих качествах; прославление любви к родине, мужества и отваги, доброты и трудолюбия, мастерства и творчества. Преодоление всех испытаний судьбы во имя победы добра над злом. Роль волшебных и фантастических элементов. Эстетическое совершенство русских народных сказок. Сказки как вид народной прозы. Сказители, собиратели сказок.

Выразительное чтение: логическое ударение и логическая пауза.
Теоретические сведения. Понятие о народной сказке, особенности ее построения и языка (постоянные эпитеты, гипербола, пословицы и поговорки). Сказочные герои. Диалог как средство общения, выражения мыслей, чувств и настроений героев. Типы сказок.

Контекст изучения. Картины известных художников к русским народным сказкам (В. Васнецов, И. Билибин и др.).

Экранизация русских народных сказок и мультипликационные фильмы по сказочным сюжетам.

«Один заработанный рубль» (грузинская сказка), «Госпожа Метелица» (немецкая сказка), «Волшебное кольцо» (итальянская сказка), «Синдбад-мореход» (арабская сказка из «Тысячи и одной ночи») (2 сказки по выбору учителя) (3 ч.).

Поэтика сказок: волшебное и реальное, особенности фантастики.

Выразительное чтение. Понятие об интонации.
Теоретические сведения. Понятие о сюжете (сюжет как развитие мотивов волшебной сказки: преодоление препятствий, решение трудных задач, встреча с волшебными помощниками, змееборство и т.п.).

«Странствующие сюжеты» («Василиса Прекрасная» / «Госпожа Метелица»).

Контекст изучения. Богатство тематики сказок, общность идеалов у разных народов: утверждение в сказках доброты, справедливости, трудолюбия.

Развитие творческой деятельности и речи. Обучение устному, близкому к тексту пересказу народных сказок (в том числе и с творческим заданием), составлению плана к нему.

^ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

Александр Сергеевич ПУШКИН, «У лукоморья дуб зеленый…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (4 ч.).

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения, начало литературного творчества).

«У лукоморья дуб зеленый…». Герои и композиционные элементы русских волшебных сказок.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Противопоставление истинной красоты, душевного богатства красоте внешней, коварству и жестокости. Выражение авторского отношения к героям через изображение их характеров и поступков. Утверждение высоких нравственных идеалов, победы добра над злом. Элементы волшебства в сказке. Совершенство ее поэтического языка (яркость, выразительность, музыкальность пушкинской сказки).
Теоретические сведения. Стихотворная и прозаическая речь.

Понятие о литературной сказке, ее отличие от сказки народной.

Закрепление знаний о ритме и рифме.

Развитие творческой деятельности и речи. Обучение связному устному ответу на вопрос (учителя или учебника).
^

Ханс Кристиан АНДЕРСЕН


«Снежная королева» (4 ч.)

Краткие сведения о великом датском сказочнике.

«Снежная королева». Торжество самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочным, эгоистическим началом в жизни и чувствах. Реальное и фантастическое в сказке. Выражение авторского отношения к героям в описании их внешности и поведения. Особенности построения сказки (приключения Герды в поисках Кая).
Теоретические сведения. Понятие о герое литературного произведения.

Контекст изучения. Воплощение идеалов добра, любви, преданности в сказках Пушкина и Андерсена. Общие элементы сюжетов: поиски невесты (названого брата).

Кинофильмы и мультипликационные фильмы по сюжетам литературных сказок.
Развитие творческой деятельности и речи. Обучение письменному изложению фрагмента художественного текста (с творческим заданием). Составление плана к нему.

Урок внеклассного чтения

(по литературным сказкам ХХ века)

АВТОР, ТЕМА, ГЕРОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
^

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ. «Бородино» (2 ч.)


Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино». Поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года. Патриотический пафос стихотворения. Значение роли рассказчика, выразителя дум и чувств народа. Монолог и диалог в стихотворении. Изобразительность языка. Звукопись (описание боя).
Выразительное чтение стихотворных произведений (соблюдение ритмической паузы).

Теоретические сведения. Понятие о теме художественного произведения. Понятие о сравнении.



Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ,

«Муму» (4 ч.)

Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Муму» – рассказ о жизни в эпоху господства крепостного права. Гуманизм рассказа. Осуждение автором жестокости, унижения человеческого достоинства. Лучшие качества русского народного характера, воплощенные в Герасиме: трудолюбие, сострадание к окружающим, способность глубоко любить, чувство собственного достоинства, великодушие.

Роль описаний природы в рассказе. Изобразительные средства языка и их значение в раскрытии характеров персонажей. Авторское отношение к изображаемому (внешность, речь, поступки, прямая оценка героев).

Выразительное чтение. Определение смысла отдельных частей текста и исполнительских задач чтения.

Теоретические сведения. Понятие о способах выражения авторского отношения к изображаемым героям.
Понятие о рассказе, о сюжете художественного произведения (сюжет как изображение последовательно связанных между собой событий).

Герой художественного произведения (закрепление знаний).
Развитие творческой деятельности и речи. Обучение рассказу о герое художественного произведения (устно). Составление плана к нему (под руководством учителя).
Федор Иванович Тютчев, «Чародейкою зимою…», «Весенние воды»; Афанасий Афанасьевич Фет, «Я пришел к тебе с приветом…», «Весенний дождь»; Алексей Николаевич Плещеев, «Весна» (по выбору учителя) (2 ч.).

Глубина восприятия красоты природы, ее изменчивости и неповторимости. Гармония мира природы и души человека. Яркость, зримость поэтических образов. Выразительность языка стихотворений, их музыкальность.

Выразительное чтение стихотворений Ф. Тютчева, А. Фета, А. Плещеева: ритмика, эмоциональность чтения.

Теоретические сведения. Понятие об эпитете.
Тема художественного произведения (обогащение знаний: изображение состояний природы и души человека).

Марк ТВЕН,

«Приключения Тома Сойера»

(главы по выбору учителя) (4 ч.).

Выдающийся американский писа-тель Марк Твен и его книги для детей. «Приключения Тома Сойера». Мир детства в романе. Дружба Тома и Гека. Бекки Тэтчер. Жизнь городка и приключения друзей. Мечты Тома и его затеи, желание самоутвердиться. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Смелость и предприимчивость подростков, умение сделать окружающий мир интересным. Роль портретных характеристик, комические ситуации в романе.

Теоретические сведения. Понятие о комическом в художественном произведении. Герой художественного произведения (обогащение знаний: главный герой).


Контекст изучения. Иллюстрации Д. Фитингофа (и других художников) к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
Мир детства, комические ситуации в романе американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и повести современного украинского писателя Анатолия Димарова «Голубой ребенок».
^

ТЕМА ДЕТСТВА И РОДНОЙ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Иван БУНИН, «Помню - долгий зимний вечер…», «Детство»; Сергей ЕСЕНИН, «Бабушкины сказки»,«Пороша», «С добрым утром» (по выбору учителя) (2 ч.).

Картины детства и родной природы в стихотворениях поэтов. Глубокий лиризм, особенности поэтического языка стихов. Тема сказки в стихотворении С.Есенина «Бабушкины сказки». Фольклорные элементы в стихотворениях И.Бунина и С.Есенина (одухотворение и очеловечивание природы).


Теоретические сведения. Понятие об олицетворении. Понятие о лирике. Эпитет (закрепление знаний).


Контекст изучения. Поэтиче-ские картины родной природы в стихотворениях И. Бунина, С. Есенина, П. Тычины, В. Сосюры.


^

Евгений Иванович НОСОВ,


«Белый гусь» (2 ч.)

Изображение подвига птицы, са-мопожертвования и преданности во имя спасения своих птенцов. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Элементы фольклора в нем (одухотворение птицы). Авторское отношение к изображаемому.
Теоретические сведения. Понятие о пейзаже в художественном произведении (пейзаж как средство изображения места и времени происходящих событий).

Литературный герой (обогащение знаний: животное как главный герой художественного произведения).

Авторское отношение к изображаемому (закрепление знаний).
Контекст изучения. Гуманизм рассказов о животных (Е. Носов, «Белый гусь»; Д. Чуб, «Волчонок»; Е. Гуцало, «Лось»).


Развитие творческой деятель-ности и речи. Обучение письменному отзыву о самостоятельно прочитанном художественном произведении.

Астрид ЛИНДГРЕН, "Пеппи Длинныйчулок" или Джоан Кетлин РОЛИНГ, "Гарри Поттер и философский камень" ( 4 ч.).

Астрид ЛИНДГРЕН, "Пеппи Длинныйчулок" ( главы по выбору учителя)

Выдающаяся шведская писательница Астрид Линдгрен и ее книги для детей.

Удивительный мир мечты и приключений Пеппи и ее друзей в повести "Пеппи Длинныйчулок".

Неунываемый нрав и находчивость Пеппи, ее умение превращать жизнь в сказку. Роль портретных характеристик, комические ситуации, сказочные элементы в повести.

^ Теоретические сведения. Комическое в художественном произведении (закрепление знаний).

Котекст изучения. Мир детства, комические ситуации в повести шведской писательницы Астрид Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок" и романе американского писателя Марка Твена "Приключения Тома Сойера".

Джоан Кетлин РОЛИНГ,

«Гарри Поттер и философский камень» (4 ч)

^ Современная английская писательница Д.К. Ролинг и ее книги о Гарри Поттере.

Приключения Гарри и его друзей в школе магии. Признаки фентези в романе: слияние реального и фантастического, вымышленные время и пространство; волшебные существа, предметы и превращения. Незыблемость реальных нравственных ценностей: взаимопомощи и взаимовыручки; самопожертвования, любви и уважения к родителям. Причины популярности книг Д.К.Ролинг о Гарри Поттере во всем мире.

Теоретические сведения. Литература фентези: продолжение традиций сказки и фантастики.
Контекст изучения. Реальное и фантастическое в произведениях К.Чуковского «Бармалей», А. Толстого «Золотой ключик», Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» и др.

«Гарри Поттер» и его экранизация.



Урок внеклассного чтения

(по произведениям современных писателей народов мира).


Отмечает роль книги и чтения в культурном развитии человека; рассказывает о школьном предмете «Литература», который предполагает чтение и изучение произведений русских писателей и писателей других стран.

Называет компоненты книги.

Называет малые формы устного народного творчества; объясняет смысл понятия «фольклор»; приводит примеры загадок, пословиц, поговорок, знает наизусть 1-2 колыбельные песни; различает пословицы и поговорки.


^ Выразительно читает произведения малых фольклорных форм.

Объясняет значение понятий «ритм», «рифма», приводит примеры.

Находит общее в загадках, пословицах и поговорках русского народа и других народов мира.
^ Создает устное связное высказывание с опорой на изучаемый материал.


Знает содержание изученных сказок и пересказывает их, объясняет особенности построения и языка, значение диалога в сказке; оценивает поступки сказочных героев и выражает собственное отношение к ним.

^ Выразительно читает сказки, соблюдая логическое ударение и логическую паузу.

Выделяет в сказках постоянные эпитеты, гиперболы, пословицы и поговорки; называет типы сказок.

Сопоставляет сюжеты сказок с иллюстрациями к ним и картинами известных художников; сказочные сюжеты – с сюжетами кинофильмов и мультипликационных фильмов по ним; отмечает общее и различное в них; рассказывает о любимых экранизациях сказок.

^ Знает содержание 2-3 изученных сказок; пересказывает их; характеризует сказочных героев по их поступкам и поведению; отмечает особенности волшебных элементов и фантастики в сказках народов мира.


^ Выразительно читает сказки с соблюдением правильной интонации.

Отмечает особенности сказочного сюжета; объясняет значение понятия «странствующие сюжеты»;

выделяет «странствующие сюжеты» в сказках разных народов.
Находит общее в содержании сказок, характерах героев, их поступках, поведении.

Пересказывает близко к тексту фрагменты народных сказок по составленному плану.


^

Выразительно читает, знает наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Знает содержание сказки; характеризует ее героев (по их поступкам, поведению и речи), выражает собственное отношение к ним; устанавливает причинно-следственные связи и объясняет мотивы поведения героев; определяет авторское отношение к ним (через изображение автором внешности героев и их поступков); выделяет волшебные элементы сказки отмечает выразительность, яркость,музыкальность поэтической речи; выразительно читает сказку (в т.ч. и по ролям).



Объясняет различия между стихотворной и прозаической речью; отличает литературную сказку от народной.

^ Строит связный устный ответ на вопрос учителя или учебника.



Знает содержание сказки; пересказывает ее фрагменты; характеризует героев по их поступкам и поведению, речи; выражает собственное отношение к ним; различает волшебное и реальное в сказке; объясняет мотивы поведения героев; выявляет способы выражения авторского отношения к героям (через описание их внешности и поведения); объясняет, в чем заключаются особенности построения сказки (отмечает приключенческий элемент сюжета).

Объясняет значение понятия «герой литературного произведения», приводит примеры из изученных произведений.
^
Отмечает общее в поступках и поведении героев, находит похожее в сюжетах сказок.

Сопоставляет сюжеты литературных сказок с сюжетами кинофильмов и мультипликационных фильмов по ним; отмечает общее и различное в них; рассказывает о любимых экранизациях литературных сказок.

^ Письменно излагает фрагмент художественного текста по самостоятельно оставленному плану.



Рассказывает, какое историческое событие легло в основу написания стихотворения «Бородино»; объясняет роль рассказчика, диалога и монолога в нем; патриотический смысл стихотворения;

отмечает особенности его поэтического языка.

^ Читает наизусть отрывок из стихотворения, соблюдая ритмическую паузу.

Объясняет смысл понятий «тема художественного произведения», «сравнение»; приводит примеры сравнений из изученного стихотворения, определяет его тему.

Рассказывает, какие события легли в основу произведения, знает его содержание; пересказывает фрагменты рассказа; устанавливает причинно-следственные связи между событиями; характеризует героев рассказа, объясняет мотивы их поведения и поступков, выражает собственное отношение к героям, объясняет значение изобразительных средства языка в раскрытии характеров персонажей, выявляет способы авторского отношения к ним.


^ Ставит перед собой исполнительскую задачу и реализовывает ее в процессе выразительного чтения рассказа.

Называет способы выражения авторского отношения к изображаемым героям (описание внешности, поступков, речи, прямая авторская оценка героев).

Называет отличительные признаки рассказа; объясняет понятие «сюжет художественного произведения».
Создает устный рассказ о герое художественного произведения «Чем замечателен главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму» – Герасим» или на другую тему (по усмотрению учителя).
^ Передает в связной форме свои мысли и чувства от восприятия пейзажной лирики; воссоздает в своем воображении и словесно рисует поэтические образы и картины, запечатленные в стихотворениях о природе; раскрывает мысли и чувства, переданные автором; отмечает особенности поэтического языка (сравнения, эпитеты, музыкальность стихотворений); знает наизусть 2 стихотворения.

^ Выразительно читает стихотворения, соблюдая ритм и передавая эмоциональность чтения.

Объясняет смысл понятия «эпитет», отмечает роль эпитетов в изученных стихотворениях.

Определяет тему лирического стихотворения.

Знает содержание изученных на уроках глав романа; пересказывает его эпизоды, устанавливает причинно-следственные связи; характеризует героев по их поступкам, поведению, речи и взаимоотношениям с другими персонажами; раскрывает мотивы поведения героев; определяет отношение автора к своим героям, объясняет, в чем оно выражается.

Называет признаки комического в художественном произведении, приводит примеры комических ситуаций в романе; объясняет, почему Том Сойер является главным героем романа Марка Твена.

Сопоставляет фрагменты из романа с иллюстрациями к ним; отмечает общее и различное в изображении детских затей и приключений,

сопоставляет комические ситуации в романе и повести.


^ Выражает свое впечатление от прочитанных стихотворений в форме связных высказываний; выделяет в стихотворениях поэтические образы и картины природы; передает запечатленные автором мысли и переживания; оценивает роль поэтических средств языка; находит фольклорные элементы в стихотворениях; выразительно читает лирические стихотворения; знает наизусть 2 из них.

Объясняет смысл понятий «олицетворение» и «лирическое стихотворение»; приводит примеры эпитетов и олицетворений из изученных стихотворений

И. Бунина и С. Есенина.

Сопоставляет поэтические картины родной природы в стихотворениях русских и украинских поэтов; отмечает в них национальное своеобразие и неповторимость поэтических образов.
^ Знает содержание рассказа; пересказывает его эпизоды и выражает свое отношение к прочитанному; характеризует Белого гуся как главного героя рассказа; отмечает значение фольклорных элементов при создании его образа; объясняет роль пейзажных зарисовок и изобразительно-выразительных средств языка в рассказе.

Объясняет смысл понятия «пейзаж в художественном произведении»; отмечает роль описания природы в изображении главного события в рассказе Е.Носова «Белый гусь».

Объясняет, почему героем художественного произведения могут быть животные (птицы).

Сопоставляет образы животных из рассказов русских и украинских писателей; отмечает общее в их обрисовке, авторское отношение к изображаемому – любовь и сострадание ко всему живому.

Пишет отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (Ю.Казаков, «Тихое утро»; В.Астафьев, «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» или другие произведения).


Знает содержание изученных на уроках глав повести; пересказывает ее эпизоды, передавая собственное отношение к прочитанному; характеризует образ Пеппи, отмечая ее главные черты, раскрывая мотивы ее поведения; определяет отношение автора к главной героине, объясняет, в чем оно выражается; называет сказочные элементы в повести.

Находит комические ситуации в повести, объясняет их роль.

Отмечает общее и различное в изображении детских затей и приключений, сопоставляет комические ситуации в повести и романе.
^ Знает содержание изученных глав; пересказывает фрагменты, включающие элементы фантастики; характеризует героев, объясняя мотивы их поступков, значение чу-десного, фантастического в жизни современного ребенка; отмечает главный конфликт произведения – борьбу добра со злом.
^
Выделяет реальное и фантастическое в произведении, объясняет роль волшебных элементов в нем.

Сопоставляет и делает выводы о роли фантастических элементов в литературных сказках и современных произведениях фентези.

Сопоставляет литературное произведение с его экранизацией, давать оценку фильму, поставленному по книге о Гарри Поттере.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программы курса «Литература» iconЛитература 26 Вопросы к собеседованиям по разделам программы 28 Вопросы...
«Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Т. Ф. Тихомирова

Пояснительная записка Программы курса «Литература» iconПояснительная записка (форма 16) 81. Форма 16 "Пояснительная записка"...
Форма 16 "Пояснительная записка" согласно приложению 34 к настоящей Инструкции оформляется получателем (распорядителем) бюджетных...

Пояснительная записка Программы курса «Литература» iconПояснительная записка Программа курса “Литература” (русская и мировая)...
Кабинета Министров Украины "Про затвердження Державного стандарту базової І повної загальної середньої освіти" от 14. 01. 2004 р....

Пояснительная записка Программы курса «Литература» iconПояснительная записка 3 II план практики 8 III задания на практику...
Программа практики разработана кафедрой государственного и муниципального управления

Пояснительная записка Программы курса «Литература» iconПояснительная записка должна быть создана средствами текстового процессора
Объем пояснительной записки квалификационной работы не должен превышать 125-130 страниц, а курсовой работы – 40 страниц машинописного...

Пояснительная записка Программы курса «Литература» iconПояснительная записка Программа курса «Документирование управленческой деятельности»
Автор: Черкас Е. П. – старший преподаватель Филиала гоу впо «мгуту» в г. Волоколамске Московской области

Пояснительная записка Программы курса «Литература» iconПрограмма коррекционной работы в начальной школе мбоу в контексте...
Ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков...

Пояснительная записка Программы курса «Литература» iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Пояснительная записка Программы курса «Литература» iconПояснительная записка в последние 10 лет профессия юриста и особенно...
Учебно-методические рекомендации для студентов 3 курса заочной формы обучения (срок обучения – 4 года)

Пояснительная записка Программы курса «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа составлена в соответствии...
«Философия» для специальности Юриспруденция Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина; в программе учтены структура...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов