Фонетика. Звуковая организация образа




НазваниеФонетика. Звуковая организация образа
страница1/6
Дата публикации18.08.2013
Размер0.78 Mb.
ТипУрок
zadocs.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6



ПРЕДИСЛОВИЕ
Поурочные планы составлены в соответствии с «Программой по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений» А.И.Власенкова

(М., Просвещение. 2001).

Структура пособия соответствует структуре базового учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс» под редакцией А.И.Власенкова и

Л.М. Рыбченковой.

В данной методической разработке реализуется новый подход к преподаванию русского языка в старших классах: повторение изученного по разделам русского языка осуществляется в тесной связи с развитием коммуникативных навыков устной и письменной речи учащихся.

В поурочных планах используются обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, приводится теоретический материал, взятый из различных справочных пособий, в дополнение к теоретическим разделам учебника. Для проверки заданий творческого характера в поурочных планах приводится примерная рецензия на творческую работу.

На каждом уроке планируется выполнение самостоятельной работы продвинутого или творческого уровня. Предусматривается работа по развитию у учащихся умения формулировать тему, идею текста, анализировать языковые и изобразительные средства языка, создавать творческие работы различных типов речи.

В качестве тренировочных работ используются задания как текстуального, так и тестового характера.

В разработке приводятся различные памятки по созданию текстов различных стилей и типов речи, памятки написания сочинения- рецензии, сочинения-анализа лирического стихотворения, комплексного анализа текста, что является необходимым при подготовке учащихся к выполнению части «С» ЕГЭ по русскому языку.

В разработке приводятся образцы выполнения заданий самостоятельной работы на уроке, творческой домашней работы, в том числе и сочинений аналитического характера.

Данная методическая разработка предназначена как для работы на базовом, так и на профильном уровне.

Урок 1.
Тема: Фонетика. Звуковая организация образа

Цель: Повторение и углубление изученного в 5 - 9 классе о разделах и основных

единицах русского языка.

Углубление изученного о фонетике.

Развитие навыка определения роли звукописи в создании художественного

образа.
Ход урока.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна.

В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков

от самых твердых до самых нежных и мягких;

он беспре­делен и может... обогащаться

ежеминутно.

Н.В.Гоголь

1. Слово учителя об особенностях уроков русского языка в 10 классе,

об особенностях работы по новому учебнику.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение изученного о разделах и основных единицах языка.

- Какие единицы языка вы знаете?

В каких разделах науки о языке они изучаются?

- Что вы знаете о фонетике?

Какие понятия связаны с этим разделом науки о языке?

3. Грамматический диктант.

Гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; ударные и безударные, открытые и закрытые слоги.

- Как вы думаете, для чего вам в 10 классе повторять то, что вы знаете с 5 класса?

4. Повторение изученного в 5-9 классах.

1) Запись эпиграфа к уроку.

- На какую особенность русского языка обращает внимание

Н.В.Гоголь? (На богатство звуков русского языка.)

^ Индивидуальное задание

Поясните употребления многоточия внутри предложения.

Выполнить фонетический разбор слова «обогащаться».

2) Упр. 9(Ш).

Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева. Определите тему, идею текста, стиль речи, укажите способы создания основного образа стихотворения.

(Учащиеся делают записи в тетрадях)

^ Образец работы:

Тема текста - это то, о чем в нем говорится. Тема стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» совпадает с его названием. Ключевое слово текста - гроза.

Идея, или основная мысль произведения, - это то, для чего, с какой целью создан текст. Идея этого стихотворения - раскрыть красоту весенней природы, автор стремится выразить свое восхищение таким явлением природы, как первая гроза.

Текст относится к художественному стилю речи, так как в нем создан образ весенней грозы. Этот образ включает в себя описание грома, дождевых потоков,

звуков, которые несет с собой гроза. Тип речи – описание.

Описание грозы представлено с помощью различных изобразительно - выразительных средств, что также является признаком художественного стиля речи. В тексте много слов, употребленных в переносном значении. Это эпитеты (раскаты молодые),

метафоры (гремят раскаты, повисли перлы дождевые).

Природа наделяется чертами, свойственными человеку. Такой прием называется олицетворением (гром грохочет, «резвясь и играя».
- Это лексические средства художественной выразительности. Давайте теперь посмотрим на стихо­творение с точки зрения звукописи.

- Какие звуки помогают создать образ грозы?

Это звуки [г]и [р]. Они заключаются в самом слове «гроза».

- Что передает автор с помощью этих звуков?

Эти звуки передают звучность, напряженность, которые свойственны

грозе. Звуки [г]и [р] повторяются в стихотворении восемь раз, но каждое новое слово несет в себе новый оттенок. В первой строфе эти звуки напряженные, твердые ( грозу, гром, грохочет, играя), во второй строфе - нежные, мягкие (гремят),а в третьей строфе- звучные, бодрые (с горы, нагорный).
- Как называется повтор в тексте согласных звуков?

Этот прием называется аллитерацией.
5. Обобщение.

- Для чего нужно знать фонетику?

- Какую роль в художественном произведении играет звукопись?

6. Самостоятельная работа. Упр. 9(1).

Проанализировать фонетические особенности рифмы.

Домашнее задание.

Упр. 8(5). Проанализировать особенности фонетических изобразительно - выразительных средств в стихотворении А.Яшина.
Урок 2.
Тема: Звуковая организация образа. Ассонанс.

Цель: Углубление знаний о звуковой организации образа.

Знакомство с приемом аллитерации.

Развитие навыка анализа лирического произведения.

Ход урока.

1. Опрос - повторение.

- Для чего нужно знать фонетику?

- Что такое аллитерация?

- Какую роль она играет в создании образа?

2. Проверка домашнего задания.

Образец:

В стихотворении А.Яшина для создания образа тишины

используется аллитерация на [ш]:

Пусть тишина, в глуши ни души -

Все равно гул в ушах:

В шорохи трав и в шумы вершин

Вслушиваюсь, не дыша.

Звук [ш] умиротворяющий. Благодаря этому звуку мы можем почувствовать гармонию лирического героя с окружающим его миром природы. Он не просто слушает звуки, а вслушивается в них. Трепетное отношение лирического героя к природе подчеркивается словом «не дыша».

Разные оттенки имеет звук «ш».С помощью этого звука передаются шорохи и шелест листвы, чувство одиночества (в глуши не души) и нежности (вслушиваюсь).

3. Индивидуальное задание.

Выписать из упр. 6 примеры оглушения звонких согласных (немножко, низкое, насквозь, изморозь) и пояснить причину оглушения. ответить на вопросы:

- С каким словом созвучно слово «изморозь»?

- Что объединяет слова изморозь и изморось?

4. Сообщение темы и цели урока.

5. Работа с учебником. Стр. 9.

6. Закрепление.

1) 3адание 2 к упражнению 5 (устно).

2) Выполнить задание 3 к упражнению 5.
Индивидуальная работа.

Сделать фонетический разбор слова «обступивши».

7. Углубление знаний о звуковой организации образа.

Упр. 9 (П). Прочитать стихотворение М.Ю.Лермонтова.

- Какой образ создает автор в стихотворении? (Образ бурной и ласковой реки).

- Какой прием используется в стихотворении?

(В стихотворении используется прием контраста.)

- Какие средства звукописи помогают созданию контрастных картин?

Созданию контрастных картин способствует исполь­зование

аллитерации на [р] и [р']. в первой строфе (Терек, громад, буре,

брызгами) и аллитерации на [л] и [л']. во второй строфе (лукавый,

ласкаясь, приветливо).

- Обратите внимание на использование гласных звуков
в первой и второй строфе.
- Выпишите ударные гласные звуки из каждой строфы:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад…
Э - О - И – О О - Э - А
Э - О - А О - А - И - И
У - А - О - О И - Э - А
О - Ы - А О - А – И

В первой строфе преобладает гласный «о» (воет, злобен, подобен), а во второй

строфе - гласный «а» (разбегаясь, лукавый, ласкаясь, к Каспию).
Смягчает напряженность звук [и].
Такой прием звукописи называется ассонансом.

7. Обобщение.

- Какую роль в стихотворении играет ассонанс?

Ассонанс помогает почувствовать звучность, протяжность, тревогу в первой строфе, а во второй строфе - смягчение, спокойствие.
8. Самостоятельная работа.

Проанализировать особенности звуковой организации образа в стихотворении Ф.И.Тютчева «Осенний вечер» (стр. 323).
Домашнее задание.

Закончить анализ звуковой организации образа в стихотворении Тютчева «Осенний вечер».

Повторить правила слитного, раздельного и дефисного написания слов.

Урок З.
Тема: Логическое ударение и другие способы выражения

авторской позиции в тексте.
Цель: Углубление знаний учащихся о логическом ударении.

Знакомство со способами выражения авторской позиции в тексте.

Развитие навыка определения средств выражения авторской позиции в тексте.

Ход урока.

1. Повторяем орфографию.

- Рассказать о дефисном написании наречий.

^ Диктант слов.

По-моему, по-медвежьи, помногу, по двое, понапрасну, понарошку, по-настоящему, поначалу, по-нашему, поневоле, поодиночке, по-осеннему, по-ребячьи, посередине, поочередно, по двое, ввосьмером, вдвое, в-третьих, в одиночку, вручную, на лету, надвое.

- Каких примеров дефисного написания наречий нет в диктанте слов?
2. Индивидуальное задание.

Выполнить синтаксический разбор предложения, фонетический разбор слова «двигаться».

Двигаться быстро нельзя было по двум причинам (во) первых приходилось ехать по скользкому грязному пути а (во) вторых глубокие колеи (за) частую близко подходили к реке.

3. Проверка домашнего задания.

Образец.

Особенности звуковой организации образа

в стихотворении Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»

В этом стихотворении раскрывается образ осеннего вечера. Мы видим контрастные картины осени: «светлость» осенних вечеров, таинственную их прелесть и «зловещий блеск дерев; тихую лазурь и порывистый «ветр». Контрастность усиливает использование аллитерации на [л] и [р], причем можно заметить чередование твердых и мягких согласных (в метафоре «в светлости вечеров» - твердые [л] и [р], а в эпитете «умильная прелесть» эти согласные мягкие.

В стихотворении преобладает звук [р], он повторяется 20 раз! Чередование твердого и мягкого звука [р] помогает представить резкую перемену в осеннем пейзаже.

Используется в стихотворении и ассонанс на [э], Этот звук повторяется в стихотворении 13 раз. Он помогает передать чувство грусти, тоски.
4. Сообщение темы и цели урока.

- Какие средства выражения авторской позиции в тексте вы знаете?

5. Усвоение нового материала.

1) Работа с учебником. Стр.13.

2) Записи в тетради:

Основные способы выражения авторской позиции в тексте



логическое частицы междометия

ударение

обращения восклицания вводные

риторические конструкции

вопросы

6. Беседа.

- Есть ли различие между ударением в слове и логическим ударением в предложении?

Пояснить на примерах.

7. Закрепление.

1) Конкурс «Проба перед киносъемкой».

Учащимся предлагается произнести одну и ту же фразу, меняя тембр голоса и

выражая различные чувства.

2) Упр. 16.

Выписать из текста примеры различных способов выражения авторского

отношения к героям и событиям.

7. Обобщение.

- Какие способы выражения авторской позиции мы рассмотрели на уроке?

8. Самостоятельная работа.

Упр. 28. Указать средства художественной выразительности и способы выражения

авторской позиции.
Домашнее задание.

Закончить работу над упражнением 28. Подготовиться к контрольному диктанту.
Урок 4

Тема: Контрольный диктант по теме: «Фонетика. Графика. Орфография».

Цель: Проверка знаний учащихся по орфографии и пунктуации.

Ход урока.
1. Контрольный диктант.

Тютчев свято верует в одушевленность природы, которая не умирает, и в свое конечное слияние с ней. Человек наравне с природой сладостно и мучительно вспоминает древний хаос; между ночью мира и ночью души есть глубокая связь - днем же и тот, и другая успокаиваются и светлеют. Значит, каждому душевному настроению должно быть непременно соответствие в природе, каждая дума и каждое чувство имеют в ней свой отзвук.

Для Тютчева жизнь сердца и жизнь вселенной образуют стройное созвучие, великую и вечную рифму. Тем глубже и трагичнее те временные диссонансы, тот разлад между человеком и природой, в силу которого «в общем хоре душа не то поет, что море, и ропщет мыслящий тростник». Но эта двойственность ... должна и может быть преодолена, потому что она - только факт, а не необходимость, и навеки неизменной останется для Тютчева истина, что «дума за думой, волна за волной - два проявления стихии одной».

Вся жизнь - рифма к природе. Поэтому в знаменитом стихотворении - молитве летнему жару и зною, когда бедный нищий бредет мимо сада по жаркой мостовой, соответствует полдень, когда «сам великий Пан в пещере нимф» спокойно дремлет, а душное молчание воздуха, предчувствие грозы, отвечает волнению молодой девушки, которая замирает в истоме проснувшейся первой любви. Поэтому неожиданная ласка природы, уходящее лето похоже на «молодую улыбку женских уст и глаз».

Это неизменное соответствие духа и природы у Тютчева не придумано, не сочинено, а аналогия является такой естественной и простой, образы и олицетворения как бы приходят сами собою.

Ю.И.Айхенвальд

2. Дать ответ на вопрос: какие стихотворения Ф.И.Тютчева вы узнали по использованным в тексте цитатам?

3. Выполните фонетический разбор слов

1 вариант - вспоминает

2 вариант - вселенной

Домашнее задание. Повторить основные понятия из раздела «Лексика».

Урок 5.
Тема: Лексика. Переносное значение слова.

Цель: Углубление знаний учащихся о художественных средствах языка, основанных на

переносном значении слов.

Развитие навыка определения роли тропов в тексте художественного

произведения.

Ход урока.
1. Повторяем орфографию и пунктуацию.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки

препинания.

Выполнить синтаксический разбор предложения.

Если путь прорубая отцовским м..ч..м

Ты соленые слезы на ус нам...тал

Если в жарком бою испытал что почем

Значит нужные книги ты в детстве читал!

(В.Высоцкий)

- Подберите синоним к слову «намотал».

- Почему в данном контексте это слово нельзя заменить

синонимом? (Оно употреблено в переносном значении.)

2.Сообщение темы и цели урока.

3. Углубление знаний учащихся о художественных средствах языка, основанных на переносном значении слов.
ТРОПЫ



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фонетика. Звуковая организация образа iconФонетика. Культура речи
Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не за­хотел научиться писать

Фонетика. Звуковая организация образа iconРассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех...
В частной Фонетика все указанные проблемы рассматриваются применительно к данному языку и сквозь призму функций, которые то или иное...

Фонетика. Звуковая организация образа iconМетодическая разработка по английскому языку по разделам «Фонетика. Грамматика» для студентов
Методическая разработка по дисциплине «Английский язык» по разделам «Фонетика. Грамматика» для студентов очного и заочного отделений...

Фонетика. Звуковая организация образа iconМетодические рекомендации для обеспечения контролируемой самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 1 курса факультета славянских и германских языков при организации кср по теме...

Фонетика. Звуковая организация образа iconРегиональная общественная физкультурно-спортивная организация
Липецкой области, создания благоприятных условий для воспитания и поддержки спортивных талантов, пропаганды ценностей спорта и здорового...

Фонетика. Звуковая организация образа iconЛитературно-мемориальный музей ф. М. Достоевского выставка фотографий Аркадия Опочанского
Прототипия – это процесс копирования оригинала. Наиболее распространенные способы – создание точной копии, интерпретация исходного...

Фонетика. Звуковая организация образа iconНепал. Обучение экзотическим видам массажа
Звуковая терапия Планетарными поющими чашами, тибетский масляный массаж Ку-Нье, Моксотерапия и терапия Хорге-метса

Фонетика. Звуковая организация образа iconТемная башня II: извлечение троих the dark tower II: the drawing of the three
Стрелок пробудился от сумбурного сна, состоявшего, казалось, из одного-единственного образа: образа Моряка в колоде Таро, из которой...

Фонетика. Звуковая организация образа iconПрограмма курса фонетика
Процесс изучения иностранного языка чрезвычайно развивает мыслительные способности, тренирует память, расширяет кругозор

Фонетика. Звуковая организация образа iconГрамматика, фонетика английского языка
Проблема коррекции и развития представлений как психического процесса в психолого-педагогических исследованиях. Курсовая 38 стр

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов