Литература народов СНГ методические указания для студентов V курса до и VI курса озо специальности «Филология»




Скачать 229.93 Kb.
НазваниеЛитература народов СНГ методические указания для студентов V курса до и VI курса озо специальности «Филология»
Дата публикации03.02.2014
Размер229.93 Kb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Литература > Литература


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью


Литература народов СНГ
Методические указания

для студентов V курса ДО и VI курса ОЗО

специальности «Филология»


Тверь 2013

Составитель кандидат филологических наук Е. И. Абрамова

Данные методические указания знакомят студента со структурой курса «Литература народов СНГ», его предметом, целями и задачами, со списками научной и художественной литературы, с планами к лекциям, к практическим занятиям и самостоятельной работе, с программой зачета и модульно-рейтинговой системой.


Печатается по решению кафедры журналистики и новейшей русской литературы (протокол № 1 от «___» сентября 2013 г.)


Тверской государственный университет

Филологический факультет

Россия, 170002, г. Тверь, пр-т Чайковского, 70

^ Пояснительная записка

Цель курса – дать студентам представление о многообразии литератур народов СНГ, своеобразии национального художественного опыта. Акцент делается на истории украинской и белорусской литератур, их связи с русской литературой, также вводится материал из литератур народов Северного Кавказа, Севера и Дальнего Востока. В обзорных лекциях речь идет о явлениях, характерных для литератур Средней и Центральной Азии и Закавказья.

Задачами изучения литературы народов СНГ являются:

– ознакомление студентов с вершинными явлениями национальных художественных культур и литератур народов СНГ;

– выявление закономерностей развития национальных литератур и знание периодизации украинской и белорусской литературы, понимание связи национальных литератур с исторической эпохой;

– формирование представления о роли русского языка и русской литературы в развитии и становлении национальных литератур.

Данный курс читается на пятом (шестом) году обучения и является неотъемлемой частью подготовки филолога, преподавателя по специальности «Филология». Это один из базовых курсов, связанных с такими курсами, как история русской литературы, теория литературы, устное народное творчество. Данная дисциплина входит в федеральный компонент. В процессе освоения дисциплины студенты совершенствуют умения и навыки анализировать художественные тексты, анализировать образы героев, рассматривать жанровую специфику литературы, грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка), четко, точно выражать свои мысли, вести диалог или полемику, писать конспекты и рефераты. По окончании курса студент должен уметь соотносить литературы народов СНГ, находящихся на разных стадиях развития; определять творческий метод и направление; устанавливать взаимосвязи, взаимовлияния, преемственности и новаторства на разных этапах развития литератур; иметь представление о проблемах национальных литератур в последние десятилетия.

Программа курса основана на соединении исторического и проблемного принципов изучения литературы. Внимание уделяется следующим вопросам: пути развития литератур в сравнительно-историческом аспекте; межнациональные литературные связи; особенности народно-поэтических национальных традиций; проблемы творческих методов и направлений; стилевые и жанровые проблемы. Курс состоит из лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. На лекции выносятся общие вопросы и вместе с тем сложные, малоизученные проблемы. На семинарских занятиях обсуждаются более изученные литературоведением авторы и художественные тексты. Для самостоятельного изучения подобраны, с одной стороны, достаточно изученные литературоведением темы, а с другой – оставляющие студентам возможность для интересных находок или исследовательских замечаний.

Формы контроля: в конце второго модуля проходит тестовая контрольная работа, а весь курс литературы народов СНГ завершается экзаменом.

Лекции


  1. Общая характеристика курса «Литература народов СНГ». Предмет, цели и задачи, содержание курса. Периодизация национальных литератур. Взаимодействие и взаимовлияние литератур. Национальное и интернациональное в литературе народов России и стран СНГ. Проблемы многоязычия и перевода. Роль русского языка и литературы в становлении национальных литератур.

  2. Фольклор в национальных литературах. Героический эпос различных народов и регионов: Нарты, Манас, Олонхо, Урал-Батыр, Джангар, Гэсэр. Своеобразие карело-финского эпоса. Калевала: сюжет, герои, поэтика, проблема канонического текста.

  3. Фарсиязычная поэзия. Формы и жанры её бытования. Краткий обзор творчества Рудаки (родоначальника персидской классической поэзии), Фирдоуси. Жизнь и творчество Омара Хайяма. Особенности его поэзии. Рубаи Омара Хайяма: тематика, проблематика, поэтика.

  4. Литература Киевской Руси – общее культурное наследие восточнославянских народов. Выделение и этапы формирования украинской и белорусской литератур. Древние украинская и белорусская литературы, их жанрово-тематическое своеобразие.

  5. Новый этап в развитии украинской литературы. Роль Г. Сковороды. Украинская литература в первой половине XIX века. Выдающиеся представители украинской литературы второй половины XIX века. Творчество Марко Вовчок. Особенности стиля «Народных рассказов». Украинская литература на рубеже XIX-XX вв. Творчество Л. Украинки и И. Франко. Особенности творческого метода.

  6. Становление новой белорусской литературы. Роль Ф. Богушевича. Дореволюционное творчество Я. Купалы и Я. Коласа – основателей новой белорусской литературы. Деревня как исток формирования национального характера и национального образа мира. Новые литературы РФ. Проблемы традиции и новаторства в творчестве Шолом-Алейхема, К. Хетагурова и Г. Тукая.

  7. Литература советского периода. Становление и создание национальных литератур после Октября. Художественные традиции дооктябрьского периода и развитие литератур народов России, создание младописьменных литератур. Основные темы в литературе советского периода. Обзор. Послеоктябрьское творчество Я. Купалы и Я. Коласа.

  8. Литература периода Великой Отечественной войны. Муса Джалиль «Моабитская тетрадь», О. Адамович «Хатынская повесть», О. Гончар «Знаменосцы», А. Кулешов «Знамя бригады». Общность проблематики, многообразие жанрово-стилевых форм. Новое направление в современной прозе о Великой Отечественной войне.

  9. Литература 1950-80-х гг. Основные темы, проблемы. Стилевые поиски. Современная литература народов Закавказья. Творчество Н. Думбадзе. Нравственно-философские поиски в современной литературе. Человек и время в лирике Р. Гамзатова.


^ Планы практических занятий
Занятие № 1. Шота Руставели «Витязь в тигровой (барсовой) шкуре».

Текст: Шота Руставели «Витязь в тигровой (барсовой) шкуре» (перевод Н. Заболоцкого, К. Бальмонта или др. по выбору).

  1. Ш. Руставели – поэт грузинского Возрождения.

  2. Философия поэмы «Витязь в тигровой (барсовой) шкуре»:

    1. Проблематика. Картина мира в произведении.

    2. Духовные коллизии. Система ценностей, провозглашенная автором.

    3. Главные герои поэмы. Специфика женских и мужских образов.

  3. Жанровое своеобразие произведения.

  4. Художественные особенности поэмы (Черты психологизма, языковая выразительность, афористичность стихов, метафоры и гиперболизация в поэме).

  5. Проблема перевода. Переводы Н. Заболоцкого и К. Бальмонта.

  6. Историко-литературное значение поэмы.


Основная литература:

  1. Абашидзе Г. Гимн жизни, любви и творчеству // Октябрь. 1966. № 9. С. 11-12.

  2. Барамидзе А. К жанровому определению поэмы Руставели «Витязь в барсовой шкуре» // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1969. Т. 28. Вып. 2. С. 145-147.

  3. Зелинский К.Л. Шота Руставели // Зелинский К.Л. Октябрь и национальные литературы. М.: Худож. лит., 1967. С. 354-365.

  4. Кумсишвили Д.И. Идейно-художественный анализ «Витязя в тигровой шкуре». Тбилиси: Ганатлеба, 1986.

  5. Хидашели Ш.В. Шота Руставели как мыслитель и гуманист // Вопросы философии. 1966. № 9. С. 68-76.

  6. Чиковани С. Песнь любви, дружбы и доблести // Новый мир. 1966. № 10. С. 233-243.

  7. Эдкинд Е. Судьба русского Руставели. К 800-летию великого поэта Грузии // Нева. 1966. № 9. С. 182-184.

Дополнительная литература:

  1. Абаев В.И. О фольклорной основе поэмы Шота Руставели «Витязь в барсовой шкуре» // Известия АН СССР. Серия лит.и яз. 1966. Т. 25. Вып. 4. С. 295-312.

  2. Ангуладзе Л. Константин Бальмонт о Руставели // Дружба народов. 1966. № 9. С. 203-209.

  3. Дандуров Д. Шота Руставели. М.: Журнально-газетное объединение, 1937.

  4. Тихонов Н. Эпос мирового значения // Октябрь. 1966. № 9. С. 3-5.


Занятие № 2. Творчество Т.Г. Шевченко.

Текст: Лирика. Поэмы «Гайдамаки», «Сон», «Неофиты» и др.

  1. Жизненный путь Т.Г. Шевченко. Периодизация творчества.

  2. Шевченко – основоположник новой украинской литературы:

    1. Философские, эстетические взгляды Шевченко.

    2. Проблематика произведений. Основные темы лирики и поэм. Смысл названия сборника «Кобзарь».

    3. Жанровое своеобразие творческого наследия. Романтические и реалистические тенденции в творчестве поэта.

    4. Поэтическое мастерство. Связь творчества Т. Шевченко с фольклором, традициями русской и мировой литературы.

  3. Влияние Т. Шевченко на литературу последующих десятилетий.


Основная литература:

  1. Белецкий А.И., Дейч А.И. Тарас Шевченко: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

  2. Вышеславский Л. Прорицатель и провидец. Мовчан П. Он был всегда… // Литературное обозрение. 1984. № 3. С. 91-93.

  3. Евпатов В. Человек. К 170-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко // Москва. 1984. № 3. С. 194-196.

  4. Кирилюк Е.П. Тарас Шевченко. Критико-биографический очерк. М.: Худож. лит., 1988.

  5. Кочетков В. В семье славянских муз. К 175-летию со дня рождения классика украинской литературы Т.Г. Шевченко// Наш современник. 1989. № 3. С. 168-171.

  6. Рыльский М. Поэзия Тараса Шевченко. М.: Худож. лит., 1961.

  7. Шаблиовский Е.С. Народ и поэзия Шевченко. М: Сов. писатель, 1964.

Дополнительная литература

  1. Хинкулов Л.Ф. Тарас Шевченко. М.: Молодая гвардия, 1960.


Занятие № 3. Л. Украинка. Драма-феерия «Лесная песня»

Текст: Лесная песня.

  1. Эстетические взгляды Леси Украинки.

  2. Проблематика пьесы. Нравственные идеалы.

  3. Система образов. Лесной мир и мир людей.

  4. Жанрово-стилевое своеобразие. Символика цвета в «Лесной песне». Фольклорные традиции.

  5. Новаторство философской драматургии Л. Украинки.

Основная литература:

  1. Бабышкин О.К. Л. Украинка. М., 1970.

  2. Дейч А. Леся Украинка. М.: Худож. лит., 1954. С 15-38, 112-118, 157-171.

  3. Журавская. И.Е. Л. Украинка и зарубежные литературы. М.: Наука, 1968. С. 6-131.

  4. Иванова Л.И. Леся Украинка. Киев, 1956.

  5. Исаенко Л.Н. Цветовая палитра драмы Леси Украинки «Лiсова пiсня» // Вопросы литературы народов СССР. Республик. межведомств. науч. сб-к. Киев-Одесса: Выща школа, 1998. Вып. 15. С. 62-74.

Дополнительная литература:

  1. Зюков Б.В. На сцене и экране - Леся Украинка. Киев, 1987.

  2. Костенко А. Леся Украинка. М.: Молодая гвардия, 1971.


Занятие № 4. Еврейская литература. Творчество Шолом-Алейхема.

Тексты: Тевье-молочник.

  1. Шолом-Алейхем – гуманист и знаток человеческой души. Основные темы творчества писателя.

  2. «Маленький мир маленьких людей» в произведениях Шолом-Алейхема («Тевье-молочник»):

  1. Образ Тевье. Жизненная концепция главного героя.

  2. Национальная проблематика. Национальный колорит.

  3. Роль библейского текста в произведении. Фольклорные традиции.

  1. Шолом-Алейхем – мастер «печального» юмора (П. Панч). Лиризм и трагекомедийность его произведений.

Основная литература:

    1. Агеносов В.В. и др. Литература народов России XIX-XX веков: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995. С. 270-277.

    2. Баруздин С. Бессмертие человечности. К 125-летию со дня рождения Шолом-Алейхема // Литературная газета. 1984. 11 апреля. С. 5.

    3. Беленький М.С. Биография смеха: Очерки жизни и творчества Шолом-Алейхема. М.: Худож. лит., 1991.

    4. Серебряный И.А. Шолом-Алейхем и народное творчество. М.: Сов. писатель, 1959. С. 5-26, 111-207.

    5. Шолом-Алейхем – писатель и человек. Статьи и воспоминания. М.: Сов. писатель, 1984. С. 9-36, 38-44, 47-64.

Дополнительная литература:

  1. Баруздин С. Чтобы небо стало ясным. К 130-летию со дня рождения Шолом-Алейхема // Литературная газета. 1989. 22марта. С. 5.

  2. Линецкий М. «Он был писатель из народа…» К 125-летию со дня рождения Шолом-Алейхема // Огонек. 1984. № 13. С. 26.


Занятие № 5. Тема Великой отечественной войны в повестях В. Быкова.

Тексты: Сотников. Обелиск. Карьер.

  1. Нравственно-этические основы повестей: проблема выбора и нравственный максимализм.

  2. Особенности сюжета и конфликта.

  3. Драма человеческого сознания, логика предательства.

  4. Идея долга и истоки героизма героев В. Быкова.

  5. Особенности поэтики В. Быкова. Роль психологизма.

Основная литература:

  1. Бугаев Д. Вступительная статья // Быков В. Собр. соч. В 4 т. М., 1985. Т.1.

  2. Быков В. Как создавалась повесть «Сотников» // Литературное обозрение. 1973. №7. С. 100-102.

  3. Дедков И.А. В. Быков. Очерк творчества. М., 1980.

  4. Дедков И. Во всём дойти до сути: о повести "Карьер" // Известия. 1986. 10 августа.

  5. Коробов В. Аве Мария!: рецензия на повесть Быкова «Карьер» // Литературная газета. 1986. 23 июля

  6. Кузьмин Е. Важнее жизни... : о повести В. Быкова «Карьер» // Литературная Россия. 1986. 18 июля.

  7. Лазарев Л.И. В. Быков. М., 1979.

  8. Лазарев Л. Высший кодекс человечности // Литература в школе. 1978. №1. С. 13-24.

  9. Шагалов А. В. Быков. Повести о войне. М., 1989.

Дополнительная литература:

  1. Журавлев С. Возможности человеческого духа: О прозе Быкова // Лит. учеба. 1985. № 1. С. 149-156.

  2. Овчаренко А. Пафос и главный герой книг Василя Быкова // Дружба народов. 1983. № 11. С. 244-250.


Занятие №6. «Плаха» Ч. Айтматова как социально-философский роман.

Текст: Плаха.

    1. Социальная и нравственная проблематика произведения. Философская основа:

  1. Проблема поиска и утверждения нравственных ценностей. Образ Авдия Калистратова.

  2. Идейно-композиционная роль евангельской легенды.

    1. Особенности и единство конфликта: мир человеческий и мир природы.

    2. Своеобразие реализма Айтматова:

  1. Роль условно-фантастического элемента.

  2. Притчевые вставки, способы типизации.

  3. Особенности психологизма.

  4. Проблема финала.

    1. Роман Ч. Айтматова и литературная традиция.


Основная литература:

  1. Дискуссия: Роман и его прочтение // Литературная Россия. 1986. 28 ноября. С. 8-9.

  2. Золотусский И. Отчёт о пути // Знамя. 1987. №1.

  3. Иванов Д. Что впереди? // Огонёк. 1987. №2. С. 12-14.

  4. Иванова Н. Испытание правдой // Знамя. 1987. №1. С. 216-219.

  5. Красновас А., Анненский Л. Роман «Плаха». Два прочтения // Дружба народов. 1986. №12. С. 246-252.

  6. Лакшин В. По правде говоря // Известия. 1986. 3 и 4 декабря. С. 3.

  7. Левченко В.Г. Чингиз Айтматов: Проблемы поэтики, жанра, стиля. М.: Сов. писатель, 1983.


Дополнительная литература:

  1. Воронков В.И. Чингиз Айтматов. М., 1976.

  2. Глинкин П.Е. Чингиз Айтматов. Л.: Просвещение, 1968.

  3. Дмитриева Н.М. Актуальные проблемы многонациональной современной прозы: На материале творчества Ч. Айтматова. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1981. С. 32-78.


Занятие № 7. Философская проза Ф. Искандера. Кролики и удавы.

Текст: Кролики и удавы.

  1. «Попытка гармонизировать жизнь» – сверхзадача творчества (Ф. Искандер):

  1. Проблематика философской сказки «Кролики и удавы». Проблема истины в произведении. Ценности и антиценности.

  2. Общественная модель в «Кроликах и удавах».

  1. Повесть-сказка «Кролики и удавы» как произведение условно-метафорической прозы:

  1. Жанровое своеобразие произведения «Кролики и удавы» (повесть-сказка, философская сказка, антисказка, антиутопия).

  2. Стилевые особенности произведения: специфика смеха (юмор и гротеск), карнавальная традиция и поэтика прозы Искандера.

Основная литература:

      1. Иванова Н.Б. Смех против страха, или Фазиль Искандер. М.: Сов. писатель, 1990.

      2. Лебедев А.А. И смех, и слезы, и любовь (О творчестве Фазиля Искандера) // Литература в школе. 1992. № 1. С. 34-43.

      3. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учебное пособие. В 2-х т. М.: Издательский центр «Академия», 2003. Т. 2. С. 176-190.

      4. Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2005. С. 113-121.

Дополнительная литература:

  1. Липовецкий М. Условия игры // Литературное обозрение. 1988. № 7. С. 46-49.

  2. Рассадин С. Игра и тайна в книгах Фазиля Искандера // Литературная газета. 1990. 1 августа. С. 5.


Темы и комментарии к самостоятельной работе:

На самостоятельную работу вынесен ряд тем. Эта работа выполняется в течение семестра, форма отчетности – реферат. Объем реферата – 8-10 страниц, 14 кегль, Times New Roman, полуторный интервал, поля: верхнее и нижнее – 2, левое – 3, правое – 1,5. В конце работы – список использованной литературы (обязательная часть реферата!). При написании реферата можно использовать как литературу из основного и дополнительного списков, рекомендованную к курсу, так и книги и статьи, самостоятельно найденные студентом по предложенной теме.

Темы рефератов:

  1. Национальный героический якутский эпос («Олонхо»).

  2. Национальный героический эпос народов Кавказа («Нарты»).

  3. Национальный героический бурятский эпос («Гэсэр»).

  4. Национальный героический башкирский эпос («Урал-Батыр»)

  5. Калмыцкий народный эпос («Джангар»).

  6. Крупнейшие фарсиязычные поэты. Фирдоуси.

  7. Крупнейшие фарсиязычные поэты. Саади.

  8. Крупнейшие фарсиязычные поэты. Хафиз.

  9. Григорий Сковорода – философ, поэт, ученый.

  10. Повести и романы М. Вовчок.

  11. «Женская тема» в творчестве Т.Г. Шевченко.

  12. Проза (драматургия) Т.Г. Шевченко.

  13. Основные мотивы лирики Л. Украинки. Своеобразие лирической героини.

  14. Мировые сюжеты и «вечные образы» в драматургии Леси Украинки.

  15. Иван Франко – общественный деятель, писатель, публицист.

  16. Библейские темы в творчестве И. Франко. Оригинальная трактовка мировых сюжетов в поэмах «Смерть Каина» и «Моисей».

  17. Роль Ф. Богушевича в становлении белорусской литературы.

  18. Творчество К. Хетагурова. Основные мотивы лирики. Фольклорные традиции.

  19. Сатирическое творчество Г. Тукая.

  20. Роль Октября в развитии национальных литератур: положительные и негативные тенденции.

  21. Тема коллективизации (гражданской войны) в произведениях национальных писателей (Любое произведение любого автора по выбору студента).

  22. От изображения к осмыслению: новые тенденции в литературе о войне в послевоенное время.

  23. Менталитет дагестанцев и его воплощение в книге Р. Гамзатова «Мой Дагестан».

  24. Философские произведения Ф. Искандера.

  25. Миф и реальность в романах Ч. Айтматова.

  26. Современный грузинский (армянский, азербайджанский) роман.

  27. Литература народов Севера как особый художественно-эстетический феномен. Творчество Ю.Рытхэу.

  28. «Закон вечности» Н. Думбадзе: социально-нравственная проблематика романа, философия добра и зла, этапы духовного формирования героя, особенности романной формы.

  29. Киноповесть А. Довженко «Земля»: особенности конфликта, принцип создания образов, философский план повести, черты эпического патетико-монументального стиля автора.

  30. Роман О. Гончара «Твоя заря»: жанрово-композиционные особенности, авторская концепция, реалистические и романтические приемы и мотивы.

  31. Автобиографическая дилогия М.Стельмаха «Гуси-лебеди летят» и «Щедрый вечер». Украинская деревня 1920-х гг. Традиции автобиографической прозы.

  32. Трагические парадоксы времени в повести В. Быкова «Облава».

  33. Особенности осмысления военной темы в повести В. Быкова «Карьер». Традиционное и новое в повести.

Список литературы

Учебники и учебные пособия

Агеносов В.В. и др. Литература народов России XIX-XX веков: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.

Бороздина П.А. Очерки истории литератур народов СССР. Воронеж, 1991.

История белорусской дооктябрьской литературы. Минск, 1977.

История белорусской советской литературы /Под ред. И.Я. Науменко. Минск, 1977.

История украинской литературы /Под ред. А.И. Белецкого. В 2 тт. Киев, 1954.

История украинской литературы второй половины XIX в. Киев, 1979.

История украинской советской литературы /Под ред. С.А. Крыжановского. Киев, 1965.

Литература народов России 19-20 века: Учебник-хрестоматия / Сост. Р.З. Хайруллин, С.К. Бирюков. СПб.: Просвещение, 1995.

Шошин В.А. Литература народов СССР. М.: Просвещение, 1982.

Литература народов СССР: Хрестоматия для вузов / Составитель Л.И. Климович. В 2 тт. М., 1971.
Дополнительная литература

Адамович А. Горизонты белорусской прозы. М., 1974.

Александр Довженко: кинорежиссер. Драматург. Писатель. М., 1972.

Антропольский Л. Расул Гамзатов. М., 1971.

Бабышкин О. Л. Украинка. М., 1970.

Барабаш Ю. «Знаю человека…»: Григорий Сковорода. М., 1989.

Белецкий А. и др. И. Франко. Жизнь и творчество. Киев, 1956.

Березкин Г. Мир Купалы. М., 1973.

Вахитова Т.М. К проблеме морально-этических ценностей (Повесть В. Быкова «Знак беды» и современная советская литература о войне) // Взаимодействие и взаимообогащение. Русская литература и литература народов СССР: Статьи. Материалы /Под ред. В.А. Шошина. Л.: Наука, 1988.

Взаимодействие и взаимообогащение. Русская литература и литература народов СССР: Статьи. Материалы /Под ред. В.А. Шошина. Л.: Наука, 1988.

Всесоюзный съезд советских писателей (1; 1934; Москва). Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1990.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1992.

Гуцало Г.Д. Вступительная статья // Стельмах М. Собр. соч. В 5 т. М., 1983. Т.1.

Дементьев В.В. Расул Гамзатов. Жизнь и судьба. М., 1984.

Дедков И. Во всём дойти до сути: о повести "Карьер" // Известия. 1986. 10 августа.

Дроздовский В.П., Тытыкало В.Н. Особенности художественного повествования О. Гончара (На материале романов «Тронка» и «Твоя заря») // Вопросы литературы народов СССР. Киев-Одесса: Выща школа, 1989. Вып. 15.

Егоренкова Г.И. Звено связующее. Литературно-критические статьи. Минск, 1990.

Еремин И. И.П. Котляревский. М., 1952.

Жанрово-стилевые проблемы советской литературы /Под ред. А.В. Огнева. Калинин, 1982, 1985.

Иванов Л. М. Коцюбинский. Критико-биографический очерк. М., 1956.

История национальных литератур. Перечитывая и переосмысляя /Под ред. К.К. Султанова. Вып.1. М.: Наследие, 1995. Вып.2. М.: Наследие, 1996.

История башкирской советской литературы. М.: Наука, 1977.

История грузинской советской литературы. М.: Наука, 1977.

История советской многонациональной литературы. В 6 тт. М., 1970.

Кавко А.К. Янка Купала: Драма поэтической судьбы // Нация. Личность. Литература. Сборник статей /Под ред. Н.С. Надъярных. М.: Наследие, 1996. Вып.1. С. 123-143.

Кобылецкий Ю. Иван Франко. М.,1960.

Коробов В. Аве Мария!: рецензия на повесть Быкова «Карьер» // Литературная газета. 1986. 23 июля.

Кошечкина С.П. Вступительная статья// Я. Колас. Избранное. М., 1983.

Кузьмин Е. Важнее жизни... : о повести В. Быкова «Карьер» // Литературная Россия. 1986. 18 июля.

Кузякина Н. Украинская драматургия начала ХХ века. Л., 1978.

Литература народов России. ХХ век. Словарь. М., 2005.

Литература народов РФ. Библиографический справочник /Сост. Р.З. Хайруллин. М., 1993.

Литературное движение советской эпохи. Материалы и документы. Хрестоматия /Сост. П.И. Плукш. М.: Просвещение, 1986.

Лебедева Л.И. Повести Чингиза Айтматова. М.: Худож. лит., 1972.

Лойко О. Я. Купала. М., 1982.

Ломунова М.Н. Мустай Карим: Очерк творчества. М.: Худож. лит., 1988.

Лукин. Вступительная статья // Стельмах М. Гуси-лебеди летят. Щедрый вечер. М., 1980.

Майрович С. Жизнь и творчество Ф.Богушевича. Минск, 1961.

Майхрович А.С. Я. Купала и Я. Колас. Минск, 1982.

Мирзоев А.М. Рудаки. Жизнь и творчество. М.: Наука, 1968.

Мищенко Л.И. Социальный генезис и эстетическая природа поэзии Леси Украинки // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1979. № 2. С. 15-26.

Мовчан П. Поэтические пристрастия. М., 1990.

Мозальков Е. Критико-биографический очерк// Купала Я. Избранные произведения. В 2 т. М., 1953. Т.1.

Мозальков Е. Вступительная статья// Колас Я. Собр. соч. В 4 т. М., 1951. Т.1.

Мозальков Е. Я. Купала. М., 1961.

Наровчатов С. Вступительная статья // Гамзатов Р. Собр. соч. В 5 тт. М., 1980. Т.1.

Науменко И.Я. Я. Купала, Я. Колас: творческие портреты. М., 1982.

Нация. Личность. Литература. Сборник статей /Под ред. Н.С. Надъярных. Вып.1. М.: Наследие, 1996.

Пархоменко М. Иван Франко. М., 1981.

Пахомова М.Ф. Эпос молодых литератур. Л.: Наука, 1977.

Овчаренко А.И. Современный белорусский роман. М., 1978.

Огнев В. Расул Гамзатов. М., 1984.

Оскоцкий В.Д. В содружестве талантов. М., 1978.

Османов М-Н.О. Фирдоуси. Жизнь и творчество. М.: Изд. вост. лит., 1959.

Охрименко П., Охрименко О. Л. Украинка и мировая культура. Минск, 1970.

Руденко-Десняк А.А. Верность герою. Размышления о прозе Михаил Стельмаха. М., 1980.

Руденко-Десняк А.А. Комментарий к счастливой судьбе: О творчестве Н. Думбадзе. М.: Сов. писатель, 1985.

Руденко-Десняк А.А. От века и доныне. М., 1984.

Рукавицын М.М. Принадлежит народу. О народности литературы и искусства. М.: Худож. лит., 1990.

Слабковская Г. Поэтика военных повестей В. Быкова. Иркутск, 1988.

Соболев Р.П. Александр Довженко. М., 1980.

Советская многонациональная литература /Под ред. Г.И. Ломидзе. М.: Высшая школа, 1986.

Советские писатели. Автобиографии /Сост. Б.Я. Брайнина и А.Н. Дмитриева. М., 1972. Т.4.

Современная советская проза /Под ред. В.Н. Кочетова. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Способность к диалогу. Сборник статей /Под ред. Н.С. Надъярных. Ч.1, 2. М.: Наследие, 1993.

Султанов К.К. Динамика жанра: особенное и общее в опыте современного романа. М.: Наука, 1989.

Твардовский А.Т. Статьи и заметки о литературе. М., 1972.

Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. Поэтика и стилистика. М.: Наука, 1980.

Творчество И. Франко в мировом литературном процессе: Сб. статей. М., 1986.

Толчинова Л.И. Судьбы людские – судьбы народные (проблема национального характера в романах советских писателей). Минск, 1990.

Урнов Д.М. Пристрастия и принципы. М.: Советский писатель, 1991.

Шагалов А. В. Быков. Повести о войне. М., 1989.

Шпирт А.И. Поэтические портреты. М., 1983.

Шотт И.М. Фольклор в творчестве Я. Купалы. М., 1968.

Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. Л.: Наука, 1989.

Юсуфов Р. Историософия и литературный процесс: средние века и новое время. М.: Наследие, 1996.

Якименко. Вступительная статья // Михаил Стельмах. Гуси-лебеди летят. М., 1967.
Список текстов по курсу «Литература народов СНГ»

  1. Калевала.

  2. Шота Руставелли. Витязь в тигровой (барсовой) шкуре.

  3. Фарсиязычная средневековая поэзия. Фирдоуси. Саади. Хафиз. Омар Хайям – произведения по выбору.

  4. Коста Хетагуров. Осетинская лира.

  5. Габдулла Тукай. Лирика.

  6. Шевченко Т. Лирика. Поэмы.

  7. Украинка Л. Лесная песня. Лирика

  8. Шолом-Алейхем. Тевье-молочник. Мальчик Мотл.

  9. Купала Я. Лирика.

  10. Колас Я. Лирика. Сымон-музыкант.

  11. Стельмах М. Гуси-лебеди летят. Щедрый вечер.

  12. Гончар О. Знаменосцы (1 кн.). Твоя заря.

  13. Муса Джалиль. Моабитская тетрадь.

  14. Быков В. Сотников. Обелиск. Карьер. Облава.

  15. Адамович А. Хатынская повесть.

  16. Мележ И. Дыхание грозы.

  17. Кулешов Арк. Баллада о четырёх заложниках. Письмо из полона.

  18. Айтматов Ч. Плаха. 1 на выбор: Белый пароход. Буранный полустанок.

  19. Довженко А. Земля.

  20. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Лирика.

  21. Думбадзе Н. Закон вечности.

  22. Рытхэу Ю. Время таяния снегов. Когда киты уходят.

  23. Шесталов Ю. Языческая поэма.

  24. Искандер Ф. Кролики и удавы. Одно на выбор: История молельного дерева. Колчерукий. Созвездие Козлотура.


Программа экзамена по курсу «Литература народов СНГ»

Ответ студента на экзамене должен быть грамотным (с соблюдением норм русского литературного языка), этически корректным, четким, точным. На экзамене студент должен продемонстрировать хорошее знание художественных текстов, умение их анализировать, знание особенностей развития, жанровой специфики и проблематики литературы народов СНГ. При ответе на вопрос о прозаике необходимо использовать примеры из художественных текстов данного автора, знать сюжет и основных героев.

  1. Место курса «Литературы народов России и стран СНГ» среди филологических дисциплин. Цели и задачи курса, хронологические рамки.

  2. Взаимодействие и взаимовлияние литератур. Национальное и интернациональное начала в литературах стран СНГ.

  3. Многоязычие и перевод. Перевод автора.

  4. Периодизация национальных литератур.

  5. Роль русского языка и литературы в становлении и развитии национальных литератур.

  6. Героический эпос различных народов и регионов РФ и стран СНГ. Характеристика одного из них по выбору студента.

  7. Древние и средневековые литературы. Общая характеристика. Поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой (барсовой) шкуре».

  8. Фарсиязычная поэзия. Жанровое многообразие. Характеристика творчества одного из поэтов по выбору.

  9. Литература Киевской Руси. Древний период в развитии украинской и белорусской литератур, их сравнительная характеристика.

  10. Новые литературы народов РФ. Традиции русской литературы в творчестве К. Хетагурова и Г. Тукая.

  11. Шолом-Алейхем – основоположник еврейской литературы. Проблематика его произведений. Проблемы традиции и новаторства.

  12. Новый этап становления украинской литературы. Основные тенденции развития в украинской литературе XIX в. Ведущие представители.

  13. Творчество Т.Г. Шевченко как основоположника украинской литературы.

  14. Украинская литература рубежа веков. Проблема творческого метода в произведениях крупнейших писателей и поэтов этого периода.

  15. Жизненный и творческий путь Леси Украинки. Анализ драмы-феерии «Лесная песня».

  16. Новая белорусская литература. Роль Ф. Богушевича в её создании.

  17. Дореволюционное творчество Я. Купалы и Я. Коласа. Основные мотивы лирики, особенности поэтики.

  18. Советский период в развитии национальных литератур. Создание младописьменных литератур.

  19. Характеристика основных тем в национальных литературах советского периода.

  20. Творчество Я. Купалы и Я. Коласа после Октября.

  21. Автобиографическая дилогия М. Стельмаха.

  22. Литература периода Великой Отечественной войны.

  23. Новое в освещении войны в 1950-80х гг. Творчество В. Быкова.

  24. Сравнительная характеристика повестей В.Быкова «Сотников» и «Карьер».

  25. Основные мотивы лирики Р. Гамзатова.

  26. Человек и время в книге Р. Гамзатова «Мой Дагестан». Проблема жанра.

  27. Миф и реальность в произведениях Ч. Айтматова.

  28. Анализ романа Ч. Айтматова «Плаха».

  29. Литература народов Севера как особый эстетический феномен. Человек и природа в литературе писателей-северян.

  30. Философские произведения Ф. Искандера.



^

Модульно-рейтинговая система.


Курс «Литература народов СНГ» рассчитан на один семестр и завершается экзаменом. Курс состоит лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Возможное количество набранных баллов – 100, из них 60 баллов – оценка работы в течение семестра (текущая работа и рубежные контроли), 40 баллов – максимальная оценка экзаменационного ответа. Для допуска к экзамену необходимо набрать 20 баллов. 60 баллов распределяются между модулями следующим образом:

  1. Каждая лекция – 2 балла. Итого за все лекции (8 шт.) – 16 баллов.

  2. Посещение практических занятий № 1-8 – 8 баллов (по 1 баллу за занятие).

  3. Работа на практических занятиях № 1-7 – 3 балла (3 – отличная работа на занятии, 2 – хорошая, 1 – удовлетворительная, 0,5 – небольшие дополнения). За эти практические занятия студент может получить 21 балл.

  4. Первая контрольная точка – баллы проставляются по результатам текущей работы. Вторая контрольная точка – (практическое занятие №8, написание тестовой контрольной работы) – 15 баллов.

  5. Самостоятельная работа студентов (оценивается в течение второго модуля, вторая контрольная точка) – 15 баллов.




Редакционно-издательское управление

Тверского государственного университета.

Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33.

Подписано в печать 12.09.2013. Формат 60х84/16

Бумага типографская № 1. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ № 311.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература народов СНГ методические указания для студентов V курса до и VI курса озо специальности «Филология» iconРабочая программа дисциплины «литература народов снг»
Основная задача курса «Литература народов снг» состоит в ознакомлении выпускников факультета с развитием литератур народов, входящих...

Литература народов СНГ методические указания для студентов V курса до и VI курса озо специальности «Филология» iconМетодические рекомендации и примерная тематика контрольных работ...
Подготовка контрольной работы по одной из тем курса истории средних веков является одним из необходимых требований учебного плана...

Литература народов СНГ методические указания для студентов V курса до и VI курса озо специальности «Филология» iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов первого курса
Методические указания предназначены для студентов первого курса технологического факультета дневной и заочной формы обучения. Данные...

Литература народов СНГ методические указания для студентов V курса до и VI курса озо специальности «Филология» iconМетодические указания к курсовому проекту по автономным системам...
Методические указания предназначены для студентов пятого курса специальности 270109 Теплогазоснабжение и вентиляция

Литература народов СНГ методические указания для студентов V курса до и VI курса озо специальности «Филология» iconМетодические указания по изучению теоретического курса и выполнению...
Методические указания предназначены для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»

Литература народов СНГ методические указания для студентов V курса до и VI курса озо специальности «Филология» iconРабочая программа и рекомендации для студентов IV курса до филологического...
Печатается по решению кафедры русской литературы XX-XXI веков (протокол №4 от 26 января 2009 г.)

Литература народов СНГ методические указания для студентов V курса до и VI курса озо специальности «Филология» iconМетодические указания по проведению лабораторной работы для студентов...
Методические указания одобрены на заседании кафедры «Финансовый менеджмент» (протокол №7 от 27. 03. 2009 г.)

Литература народов СНГ методические указания для студентов V курса до и VI курса озо специальности «Филология» iconМетодические указания по выполнению и защите курсовых работ для студентов...
Методические указания предназначены для студентов третьего курса специальности 080102 «Мировая экономика» очной формы обучения

Литература народов СНГ методические указания для студентов V курса до и VI курса озо специальности «Филология» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебной программой...
Методические указания и задания по выполнению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения и контрольной работы для...

Литература народов СНГ методические указания для студентов V курса до и VI курса озо специальности «Филология» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Программирование...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов