Этнос, общество, государство. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957 1990 гг.)




Скачать 430.32 Kb.
НазваниеЭтнос, общество, государство. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957 1990 гг.)
страница1/2
Дата публикации07.02.2014
Размер430.32 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы
  1   2

  • Etnograficheskoe obozrenie

  • 2002-09-01EGO-No. 005

  • Size: 66.4 Kbytes .

  • Pages:91-107.

  • Words: 8996



ЭТНОС, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ВАЙНАХОВ (1957 - 1990 гг.)

Автор: А. Б. Кузнецова

(c) 2002 г., ЭО, N 5

Чеченцы и ингуши одновременно с некоторыми другими народами Кавказа были высланы в феврале 1944 г. в Казахскую, Узбекскую, Таджикскую и Киргизскую ССР 1 . Их возвращение на Северный Кавказ было положено Указом Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 г. "О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей". Это не было полным восстановлением прав чеченского и ингушского народа: всеобщее возвращение еще не было разрешено и не был решен вопрос о восстановлении на прежнем месте Чечено-Ингушской АССР (ЧИ АССР).

Далее последовал Указ от 9 января 1957 г. "О восстановлении Чечено- Ингушской АССР в составе РСФСР" и "Закон об утверждении Указа Президиума ВС СССР о восстановлении национальной автономии балкарцев, чеченцев, ингушей и карачаевцев" от 11 февраля 1957 г. 2 Согласно материалам Госплана ЧИ АССР в Казахской и Киргизской ССР на 8 апреля 1957 г. проживало 415 тыс. чеченцев и ингушей. В Узбекской и Казахской ССР насчитывалось 155 тыс. чеченцев и ингушей. Таким образом, на территории, где уже проживало 540.900 чел. необходимо было расселить еще 700 тыс. чел. 3 В 1957 г. было намечено переселить в Чечено-Ингушетию 17 тыс. семей, а фактически возвратились 56 992 семьи. Всего на 20 января 1958 г. прибыли 201 746 человек 4 .

К 18 октября 1958 г. из Казахской и Киргизской ССР прибыли 7788 семей, а 1607 семей самостоятельно, вне организованного переселения 5 . Из отчетов о работе по восстановлению ЧИ АССР известно, что на 8 декабря 1961 г. там уже проживали 432 тыс. чеченцев и ингушей. Из 524 тыс. поселенцев, к тому времени остававшихся еще в Казахской и Киргизской ССР, выехали на Северный Кавказ 468 тыс., из них в ЧИ АССР - 432 тыс. чел. чеченцев и ингушей, в Дагестанскую АССР - 28 тыс. чел. чеченцев и в Северо-Осетинскую АССР - 8 тыс. ингушей. В Казахской и Киргизской ССР осталось 34 тыс. чеченцев и 22 тыс. ингушей 6 .

Таким образом, вайнахи возвращались на Кавказ почти в том же количестве, в каком были выселены в 1944 г. Требовалось значительное напряжение сил и ресурсов для их нормального размещения и трудоустройства, а также для предупреждения назревавших конфликтов, возникновение которых стало возможным прежде всего из-за явной перенаселенности республики. Основными причинами, провоцирующими конфликтные ситуации в Чечено- Ингушетии на несколько десятилетий вперед, являлись жилищный и земельный вопросы.

Для полноценной реадаптации этих этносов на прежнем месте требовалось решение сразу нескольких проблем: социально-экономической, политической и межнациональных отношений. Все они решались одновременно на государственном и национальном уровнях, и только параллельные и слаженные действия могли привести к успеху.



* Вайнахи - совокупное самоназвание чеченцев и ингушей. - ^ Примеч. ред.

стр. 91



Экономические и социальные аспекты реабилитации вайнахов

Проблемы экономики и социально-профессиональной структуры общества. Восстановление Чечено-Ингушской автономии не могло сводиться исключительно к политическим мерам, а требовало прежде всего грандиозной перестройки всего хозяйства республики, тем более, что по сравнению с другими восстанавливаемыми автономными республиками и областями, количество населения, возвращающегося в ЧИ АССР было наибольшим. Экономический рост был главным условием восстановления Чечено-Ингушской автономии, важнейшей отраслью хозяйства которой стало капитальное строительство. С 1957 по 1961 г. в него было вложено 427,5 млн. руб. 7

В 1958 г. валовая продукция промышленности ЧИ АССР увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 1940 г., а численность рабочих возросла на 78% 8 . Это было закономерно, учитывая возвращение в 1957 - 1958 гг. репатриантов из Казахстана и Средней Азии. Быстро росла тяжелая промышленность, но уровень довоенной добычи нефти в 1958 г. удалось превысить лишь на 3% 9 . В 1958 г. рост валовой продукции в легкой промышленности ЧИ АССР составил 63% от показателей 1940 г., а в пищевой вырос в 2,5 раза. Размеры капиталовложений за 1946 - 1958 гг. составили 768,3 млн. руб. 10

За период 1959 - 1965 гг. валовая продукция промышленности ЧИ АССР увеличилась более чем в два раза. Нефтяная - в 4 раза, газовая - в 7, химическая - в 3, машиностроение и металлообработка - в 2,3, электроэнергетика - на 72%. К концу 1965 г. нефтяная промышленность Чечено-Ингушетии занимала в СССР шестое место 11 . В 1965 г. удельный вес электроэнергетики, машиностроения, металлообработки и химической промышленности в общем объеме промышленного производства республики составил 31,6% против 26,1 в 1958 г. За 1959 - 1965 гг. капиталовложения составили 941 млн. руб., и более 60% их было направлено на развитие промышленности 12 . В те же годы прирост промышленной продукции в ЧИ АССР составил 66% 13 .

Несмотря на то, что Чечено-Ингушская АССР оставалась одним из важнейших промышленных районов СССР, доля коренного населения среди лиц, занятых в промышленности, была невелика: чеченцы и ингуши еще до войны были сосредоточены в основном в сельских районах, после возвращения из ссылки картина мало изменилась. Виной этому был, отчасти, саботаж местных органов власти. Еще перепись населения 1926 г. обнаружила картину сильных диспропорций в социальной структуре народов СССР: в Чечне и Ингушетии рабочие коренной национальности составляли всего 0,3% от общего числа населения. Рабочих среди русского населения было в 10 раз больше, чем среди ингушей, и в 5 раз больше, чем среди чеченцев 14 . Эти отличия к концу периода реконструкции сохранились, хотя темпы роста численности рабочих и служащих среди коренных народов были выше, чем в целом по республике. У чеченцев и ингушей удельный вес рабочих вырос соответственно в 8 и 16 раз. Однако формирование национального пролетариата и интеллигенции сдерживалось низким исходным уровнем профессиональной подготовки коренных жителей, низкой урбанизацией. Пролетариат из русских был предпочтительней, вследствие своей неукорененности на земле и большей зависимости от заводов. Таким образом, еще в 1930-е годы были очевидны существенные трудности в формировании промышленного пролетариата из коренного населения Чечни и Ингушетии. Политика "коренизации", проводившаяся в 1920-е годы, мало повлияла на социально-профессиональную структуру чеченского и ингушского общества, так как была направлена, в основном, на замещение административных и партийных должностей лицами коренной национальности, а не на всеобщее привлечение коренного населения в промышленность.

Социально-классовый состав населения ЧИ АССР в 1940 - 1950-е годы несколько изменился. Количество рабочих среди чеченцев в 1959 г. по сравнению с 1939 г. выросло с 10,8% до 53,5%, а у ингушей соответственно с 4,9 до 74,5%. Эти данные свидетельствуют о том, что рост числа рабочих среди чеченцев и ингушей и со-

стр. 92



кращение их же в числе колхозников - следствие не только постепенного выравнивания социально-классового состава, но и следствие возвращения после депортации, так как некоторая часть чеченцев и ингушей начала селиться в городах (в основном, в г. Грозном), работать на заводах и в сфере обслуживания, образования и культуры. Характерно то, что цифры, отражающие процент занятости в той или иной сфере, среди русских с 1939 по 1959 годы остаются примерно одинаковыми во всех областях деятельности.

Очевидно, рост числа рабочих среди чеченцев и ингушей произошел за счет шоферов и других не занятых в промышленности и не требующих высокой квалификации рабочих специальностей. В общей массе удельного веса рабочих чеченцы и ингуши были представлены в основном сельскохозяйственными рабочими и в 1960 - 1970-е годы 15 . На 1 июня 1973 г. удельный вес чеченцев и ингушей составлял в промышленности 29%, в сельском хозяйстве - 77%, строительстве - 35%, транспорте и связи - по 28% 16 .

В разных отраслях промышленности удельный вес их значительно колебался; в процентном отношении он составлял в: электроэнергетике - 14% от общего числа населения республики, нефтедобыче - 16%, нефтепереработке - 5%, газовой промышленности - 13%, химической и нефтехимической промышленности - 11%, машиностроении и металлообработке - 17%, легкой и пищевой промышленности - 50% 17 . Таким образом, из чеченцев и ингушей не образовалось даже устойчивой рабочей прослойки, так как не было преемственности поколений.

В целом в Чечне и Ингушетии и в 2000 г. наблюдается "аграрное перенаселение, преобладание сельских жителей над горожанами, невысокий уровень и качество образования" 18 .

Комплектованию рабочих мест в промышленности за счет коренного населения препятствовала в основном крайне низкая или полностью отсутствовавшая техническая подготовка кадров; чеченцы и ингуши не смогли занять рабочие места, которые освобождались в связи с выездом русских рабочих и специалистов (на протяжении от 1957 - до 1990 годов и в настоящее время), что тоже можно назвать одним из основных источников экономической деградации. Рост числа промышленных рабочих в республиках Северного Кавказа так и не дошел до уровня числа русских и русскоязычных рабочих и специалистов. Перекос социально-профессиональной структуры общества в сторону сельского хозяйства не позволял воплотиться идее самодостаточного и самостоятельного существования чеченского и ингушского этносов. Это было невозможно без полноценного представительства чеченцев и ингушей в промышленности и сфере управления республики. Тяжелая промышленность в Чечне в отсутствие обслуживающих ее рабочих и инженерно-технического персонала из рядов коренных этносов становилась фактором их деградации, что оказывалось хуже, чем если бы ее вовсе не было. К 1990-м годам большинство чеченцев и ингушей по-прежнему было занято в сельском хозяйстве.

Проблема перенаселения и ее влияние на обстановку в республике. Другой проблемой, связанной с последующими межнациональными конфликтами на территории Чечено-Ингушетии стала проблема перенаселения, породившая земельный голод, социальную и этническую напряженность и рост преступности. Согласно данным Ж. Ж. Гакаева, чеченцы и ингуши ко времени возвращения "...восстановили численность своего этноса, достигнув уровня 1944 года" 19 . В последующие годы тенденция увеличения численности вследствие повышенной рождаемости сохранялась в традициях вайнахов. Кроме того стоявшая перед чеченцами и ингушами в годы ссылки реальная угроза вымирания заставляла их по-иному смотреть на проблему воспроизводства населения. Традиционная многодетность после возвращения из ссылки приобрела специфическую направленность: как в русле возрождения и укрепления этнических и исламских традиций, так и в русле стратегии выживания. В ЧИ АССР по переписи 1979 г. было всего 247.278 семей, 23,8% которых состояли из двух человек, а 36,5% - из пяти и более человек. По сравнению с

стр. 93



общим уровнем в СССР, где из общего числа 66,3 млн. семьи из двух человек составляли 29,7%, а из пяти и более - 28,4%, среди чеченцев и ингушей явно преобладала многодетность, сохранявшаяся, несмотря на миграции и урбанизацию 20 . Средний размер чеченской семьи составлял в 1959 г. 4,4 чел., в 1970 - 6 чел. и в 1979 - 5,2 чел.; а ингушской соответственно - 4,8, 6 и 6 чел. 21 . В 1980-е годы наиболее высокий уровень рождаемости по СССР был зафиксирован в Чечено-Ингушетии; за 1979 - 1989 гг. число ингушей увеличилось на 30, а чеченцев - на 26% 22 . Наименьший процент семей, состоящих из 8-ми человек, наблюдается у русских (0,18%), а наибольший - у чеченцев (8,0%). Ингуши стоят ближе к русским: количество семей, состоящих из 8-ми человек, у них равняется 1,11% 23 . О проблеме перенаселения можно судить также и по другим данным, которые говорят именно о многодетности, а не о количестве человек в семье. 18 августа 1957 г. был издан указ о награждении многодетных матерей орденами "Материнская слава" и медалями "Медаль материнства" по Чечено-Ингушской АССР. Из списка части награжденных следует, что из 84 чел., награжденных орденами "Материнская слава" и медалями "Медаль материнства", чеченки составляли 74 чел., русские и украинки - 9 чел., а данных об ингушках в этих списках не содержится, что позволяет предположить, что либо ингуши уклонялись от подобного пересчета, либо заботы о награждении многодетных матерей просто не доходили до ингушских районов республики 24 .

Тенденция большого прироста населения сохранилась и в последующие годы. К 1975 г. из 1 млн. населения республики 620 тыс. чел. составляли чеченцы и ингуши, из них 500 тыс. проживали в сельской местности, где коэффициент рождаемости был самым высоким по стране, особенно в малоземельных горных районах 25 . Даже если бы русское население Чечено-Ингушетии имело тенденцию к столь же высокой рождаемости, у него все равно не возникло бы такой проблемы как малоземелье и отходничество, прежде всего потому, что русские, работавшие главным образом на заводах и в учреждениях, не зависели от размера земельного надела, который мог бы их прокормить, что было специфической проблемой коренного населения республики.

Высокая рождаемость ведет к преобладанию в популяции представителей нетрудоспособных возрастов (в нее входят также и старики), и с течением времени порождает проблему занятости, в связи с чем становится перспективным развитие трудоемких отраслей, способных привлечь избыточные рабочие руки 26 . В 1950 - 1960-е гг. в Чечено-Ингушетии это были в основном виноградарство и торговля, причем последняя не требовала особой квалификации, отчего стала занятием большого числа чеченцев и ингушей.

^ Политика Союзного Центра в восстановлении ЧИ АССР

Административные меры по восстановлению ЧИ АССР и деятельность Оргкомитета по ЧИ АССР. Задача планового возвращения, размещения и трудоустройства бывших ссыльнопоселенцев в Чечено-Ингушетию была возложена на Оргкомитет по ЧИ АССР (далее - Оргкомитет), возглавляемый Председателем Совета Министров ЧИ АССР М. Гайрбековым. Создание Оргкомитета было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР" от 9 января 1957 г.

12 апреля 1957 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР "О предоставлении льгот и оказании помощи колхозникам, возвращающимся в ЧИ АССР". Согласно этому постановлению чеченцам и ингушам должны были быть предоставлены кредиты: на строительство домов и хозяйственных построек в размере до 10 тыс. руб. на семью с погашением в течение 10 лет; на ремонт домов, в размере 3 тыс. руб. на семью; на приобретение коров и другого крупного рогатого скота особо нуждающимся семьям в размере 1500 руб. Кроме того возвращающиеся колхозники освобождались в год переселения от уплаты сельхозналога, а колхозы, принявшие их в

стр. 94



свой состав, освобождались от уплаты подоходного налога. Это должно было стимулировать прием в колхозы коренных жителей. Все кредиты и льготы предоставлялись только тем, кто возвращался в ЧИ АССР в организованном порядке по планам, утвержденным Оргкомитетом 27 . В 1957 г. на эти нужды из резерва Сельхозбанка РСФСР Оргкомитету по ЧИ АССР был выделен кредит на 63 млн. руб. Банку также разрешили оказывать "единовременную помощь особо нуждающимся семьям в размере, не превышающем 500 руб.", на что планировалось выделить из резервного фонда Совета Министров РСФСР 7,5 млн. руб., в том числе Оргкомитету - 2,8 млн 28 . С 1957 по 1961 г. в капитальное строительство ЧИ АССР было вложено 427,5 млн. руб 29 .

Возвращение чеченцев и ингушей в восстановленную республику проводилось организованно, так как власти не могли пустить на самотек столь важный и политически значимый процесс. И хотя оно началось уже в 1955 - 1956 гг. (единичные случаи), основная масса репатриантов была взята под контроль, и возвращение велось по плану. На Оргкомитет было возложено руководство хозяйственным и культурным строительством на территории республики до выборов Верховного Совета ЧИ АССР 30 .

Основными задачами Оргкомитета было размещение прибывавшего чеченского и ингушского населения, т. е. строительство жилья или поселение их на прежних местах жительства и трудоустройство, но важными задачами также были объявлены подготовка новых кадров из коренного населения, идеологическое воспитание и общее управление ходом восстановительных работ, а также деятельность в области межнациональных отношений и поддержание порядка в этой области.

На союзном уровне порядок восстановления ЧИ АССР был серьезно продуман: внимание уделялось не только юридической стороне вопроса, но и тому, как будет заново происходить вхождение Чечено-Ингушетии в состав РСФСР, и, главным образом, восстановлению "хозяйственной ниши" для коренного населения. Однако на республиканском уровне все шло гораздо сложнее. На VII пленуме Чечено-Ингушского обкома КПСС было признано, что восстановление хозяйства и передача его в руки коренных жителей идет чрезвычайно трудно. Бюро обкома и Оргкомитет отметили, что их постановление от 28 марта 1957 г. не выполняется, чеченцы и ингуши не привлекаются к строительству, часть из них, получив ссуду, строительства не начинает. Из прибывших в республику чеченских и ингушских семей только пятая часть была обеспечена жильем, а остальные размещены на подселении, в общественных зданиях или неприспособленных для жилья помещениях. Бюро обкома и Оргкомитет требовали от директоров МТС, совхозов, а также председателей колхозов "покончить с недооценкой значения строительства жилья для чеченцев и ингушей" и предупредили о персональной ответственности за трудовое и бытовое устройство бывших спецпоселенцев. В сводке о ходе строительства домов в сельской местности на 10 июля 1957 г. есть данные о том, что например, в Урус-Мартановском р-не из намечаемых 3 тыс. домов ни одного не было построено полностью, а строилось только 999, а в Каргалинском р-не - из 450 запланированных - только 14 домов 31 . Многие чеченские и ингушские семьи не хотели строить себе дома, некоторые начинали строить "не получив стройматериалов", выдача денежных ссуд затягивалась, и выдавали их только тем семьям, в которых все трудоспособные члены вышли на работу. Хронический недостаток стройматериалов заставил использовать для строительства деревья местных пород (бук и ольху) 32 . Большинству чеченцев и ингушей пришлось возводить дома заново. Причина плохой организации строительства домов для чеченцев и ингушей заключалась в недостатках, допущенных в работе управления стройматериалов Совнархоза, в нежелании коренного населения строить новые дома вместо вселения в старые - тенденция, которая сохранилась в неизменном виде до середины 1960-х годов; а работа созданного впоследствии треста "Чеченгострой" вплоть до конца 1980-х беспрестанно упоминалась в прессе и партийных документах как неудовлетворительная.

стр. 95



Некоторые бывшие спецпереселенцы, получив ссуды, покупали скот и начинали заниматься частным предпринимательством, стремясь к созданию единоличных хуторских хозяйств 33 . Трудоустройство вновь прибывших осложнялось количеством возвращающихся, которое превышало план. На 20 января 1958 г. вместо 23 503 семей прибыло 52 037 семей. Из них трудоустроено было 58 959 человек (в промышленности - 4043, в совхозах - 18433, в колхозах - 21 567 чел.) 34 . По данным того же источника нетрудоустроенными оказались 11 427 семей. Таким образом, если из трудоустроенных 40 610 семей всего работало 58 959 чел., то получается, что в каждой такой семье работало по одному человеку, остальные их члены были иждивенцами или были заняты в подсобном хозяйстве.

В пищевой промышленности рабочие места создавались специально для привлечения чеченцев и ингушей. Некоторые выдвигались на руководящую работу (в основном - заведующими фермами и мельницами). Женщины, чеченки и ингушки, зачастую были рабочими полеводческих и птицеводческих бригад, доярками, звеньевыми. Неравномерное распределение мужчин и женщин в производстве сохранялось на протяжении всего восстановительного периода. В некоторых районах значительно более низкая занятость женщин в общественном труде объяснялась "национальными особенностями", одной из причин ее была многодетность. Женский труд находил спрос в большинстве случаев в швейной, текстильной, обувной и пищевой промышленности, а также в сфере обслуживания. В целом по республике рабочих мест для женщин было гораздо меньше, чем для мужчин, а руководители из числа женщин были в основном русскими. Многие молодые люди, окончив десятилетку, не работали, причем по собственному желанию (в Ачхой-Мартановском р-не - 470 чел., в Первомайском - 110 и 1000 - в Урус-Мартановском). Часто случалось, что юноши не хотели работать под руководством девушек 35 .

В целях трудоустройства прибывающего чеченского и ингушского населения, создания квалифицированных рабочих кадров и инженерно-технических работников из числа чеченцев и ингушей правительством Российской Федерации были разработаны мероприятия по хозяйственному и культурно- бытовому строительству в ЧИ АССР на 1958 - 1960 гг. Создание рабочих мест имело ряд проблем, которые прежде всего заключались в неправильном планировании. В этом винили плановую комиссию Оргкомитета. В целях трудоустройства чеченцев и ингушей Оргкомитет планировал открыть известковый и три кирпично-черепичных завода, фабрику головных уборов, коврово-трикотажный, шелкомотальный цеха и другие; Совнархоз - инструментальный, сахарный завод, 14 винодельческих, алебастровый и цементный заводы.

На селе дело шло несколько легче. В Шалинском р-не 90% сельских механизаторов были чеченцами 36 . Полеводческие бригады Первомайского района состояли в основном из девушек - ингушек. Женщин пытались привлекать на работу в народные ансамбли, театр, но по причине возрождения старых обычаев, квалифицированная работа оставалась для женщин малодоступной, так как мало кто из них учился в высших учебных заведениях, техникумах и даже школах, особенно в ингушских районах. Мужчин чаще выдвигали и на руководящую работу, во многом из-за того, что они не соглашались работать под руководством женщин. Таким образом, преференции в отношении трудовых занятий среди мужчин и женщин в Чечено- Ингушетии в 1957- 1958 гг. были те же, что и до депортации, традиционные. Среди женщин-передовиков производства преобладали русские и украинки 37 .

Высокий уровень безработицы среди коренного населения сохранялся, так как Оргкомитет, не закончив подготовку к приему новых семей в Чечено- Ингушетии, вызвал их из Казахстана и Киргизии, срывая с мест, где они были обеспечены жильем и работой. Множество семей приезжало не дожидаясь вызова, в "неорганизованном порядке". В республику постоянно прибывало в 2 - 3 раза больше народу, чем планировалось. Из-за этого в одних районах создавался избыток рабочих рук, а в других - недостаток 38 . С целью решения этой проблемы разрабатывались практика специализации отраслей сельского хозяйства Чечено-Ингушетии по зонам.

стр. 96



Оргкомитету ставилась в вину также низкая квалификация кадров из числа чеченцев и ингушей и отсутствие возможностей для ее повышения, хотя Оргкомитетом были организованы агрозоотехнические курсы для чеченцев и ингушей, подготавливавшие животноводов, овощеводов, полеводов и других специалистов для сельского хозяйства.

Проблемы с трудоустройством исходили также и от самих чеченцев и ингушей. Многие городские специалисты (врачи, учителя), вернувшиеся из Казахстана и Киргизии, не хотели работать в сельской местности, в то время как аналогичные рабочие места в городах были прочно заняты русскими, украинскими и другими специалистами. Особую проблему составляли подбор и расстановка руководящих кадров коренной национальности, в основном из-за продолжавшихся среди чеченского и ингушского населения круговой поруки и традиции ставить на лучшие должности родственников 39 .

Работа Совнархоза Чечено-Ингушской АССР. Если Оргкомитет был призван осуществлять организационную деятельность по восстановлению ЧИ АССР, то Совнархоз обязан был обеспечивать ее материальную базу. В соответствии с законом "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством", принятым 10 мая 1957 г. VII сессией Верховного Совета СССР, было создано 105 экономических административных районов, в числе коих был и Чечено-Ингушский. В целях трудоустройства коренного населения и "создания квалифицированных кадров рабочих и инженерно-технических работников из среды чеченцев и ингушей" 40 правительством Российской Федерации был разработан план мероприятий по хозяйственному и культурно-бытовому строительству в ЧИ АССР на 1958 - 1960 годы. Практическое осуществление этого плана было возложено на Совнархоз Чечено-Ингушетии, которому были предоставлены фактически права министерства. В составе его были открыты 9 отделов и 5 отраслевых направлений: нефтедобыча и газовая промышленность, нефтеперерабатывающая промышленность, пищевая промышленность, строительство и производство стройматериалов, материально-техническое снабжение и сбыт. Ряд предприятий, таких как "Красный молот", Электромеханический завод, ТЭЦ и др. (всего 154 предприятия и организации) подчинялись непосредственно Совнархозу. При Совнархозе был также создан Технико-Экономический Совет. Общий удельный вес Совнархоза в промышленности республики составлял 84% (т.е. ему подчинялось 84% промышленных предприятий ЧИ АССР). Одной из важнейших задач Совнархоза ЧИ АССР в 1957 г. являлось развертывание жилищного и культурно-бытового строительства. В распоряжение Совнархоза на индивидуальное жилищное строительство и хозяйственное обзаведение коренного населения в 1956 - 1957 гг. было отпущено 300,7 млн. руб 41 .

2 июля 1957 г. на собрании Грозненского городского партийного актива секретарь горкома А. И. Шепелев подчеркнул, что образование Совнархоза ЧИ АССР нельзя рассматривать в отрыве от ситуации, сложившейся в связи с восстановлением республики, учитывая важность и сложность задачи по приему прибывающего чечено-ингушского населения. Нельзя не отметить позитивную роль Совнархоза в восстановлении нормальной жизни в республике, по крайней мере, в области создания новых рабочих мест. Промышленные предприятия Грозного были закреплены за подшефными колхозами и совхозами с целью оказать максимальную помощь чеченцам и ингушам. Избыточным массам трудоспособного населения в Чечено- Ингушетии требовалось обеспечить занятость, причем желательно в сельском хозяйстве, в отраслях, требующих большого количества рабочей силы.

Развитие виноградарства, свекловодства и табаководства было частью плана изменения структуры сельского хозяйства ЧИ АССР на 1958 - 1960 годы. В 1956 г. доходы от виноградарства составили 27 млн. 772 тыс. руб. 42 , 5284 гектара было отведено под виноградники. Однако некоторые виноградарские совхозы, созданные специально к моменту возвращения чеченцев и ингушей, не работали 43 , так как исключительно трудоемкое и непривычное для коренного населения производство не вызывало энтузиазма. Внедрение виноградарства было одной из навязанных сверху,

стр. 97



чуждых для чеченцев отраслей сельского хозяйства, привлекательность которой уменьшалась из-за того, что развитие ее было навязано властью. Развитие виноградарства в ЧИ АССР, видимо, было выбрано не с целью организации там виноделия (хотя климат это позволял), а преимущественно с целью использования территории и подходящего рельефа местности (горных склонов), для выращивания винограда, поставляемого в сеть столовых и курортных учреждений. Виноградарство требовало немалых затрат труда и капиталовложений (на защиту от насекомых, огораживание плантаций, сбор). Хотя оно помогло бы занять массу рабочих рук, снять проблему безработицы, внедрение его продвигалось с большими трудностями: ввезенные в Чечено- Ингушетию дорогие сорта винограда (пиногри и ркацители) обрабатывались плохо, не осуществлялась защита от вредителей, новые кусты не высаживались, не хватало удобрений. Расценка оплаты труда виноградарей не была установлена, планирование было хаотичным, а нормы слишком высоки 44 . Плоха была организация труда в виноградарских совхозах, требующая обязательного присутствия специалиста и подробных разъяснений, в которых тем более нуждались не имеющие понятия о виноградарстве чеченцы и ингуши. Специалистов не хватало. Особенно трудно шло дело в Каргалинском, Урус-Мартановском, Назрановском и Первомайском районах, а в Ачхой- Мартановском и Веденском районах виноградники из-за плохого ухода погибли. Хотя виноградарство было той отраслью, в которой преимущественно и создавались рабочие места для прибывающих чеченцев и ингушей, работать в нем они хотели не больше, чем русские, а квалификация у них была гораздо ниже, и поэтому большинство виноградарских совхозов в 1957 - 1958 годах бездействовало. Несмотря на трудности, виноградарство в Чечено-Ингушетии продолжало насаждаться.

В мае 1975 г. обком КПСС и Совет Министров ЧИ АССР приняли постановление о создании 10 новых виноградарских совхозов, хотя дела и в тех, что уже были, обстояли плохо 45 . На протяжении 1970 - 1980-х годов в центральной прессе Чечено-Ингушетии постоянно сообщалось о гибели виноградников, об отсутствии на них необходимой рабочей силы, нехватке удобрений, невыполнении плана, недопоставках сырья винзаводам и т.п.

Такое положение в виноградарстве Чечено-Ингушетии сохранялось вплоть до 1990 г. Так, в 1984 г. в республике было собрано 92,3 тыс. тонн ягод, а в 1989 - 52 тыс. тонн. Почти двойное снижение сбора за 5 лет было характерно и для предшествующего десятилетия 1974 - 1984 гг. Выполнение плана по сбору винограда в разных районах снижалось сначала до 70% за 1985 г., потом до 47,45 за 1988 г. и в конце концов до 5% 46 .
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этнос, общество, государство. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957 1990 гг.) iconАристотеля Платон «Государство»
Платон «Государство»: общество (отождествляемое с государством) и человек рассматриваются как две симметричные и взаимодополняемые...

Этнос, общество, государство. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957 1990 гг.) iconРаса и этнос
В. Б. Авдеева «Расология» [М., Белые альвы, 2005]. Разделы «Куда девались неандертальцы», «Отступление второе: расы и география»,...

Этнос, общество, государство. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957 1990 гг.) iconМатвеева н. В. Теоретические и практические аспекты физической реабилитации...
Горлов а. А., Васильева в. В., Кулик н. М., Пономарев в. А., Бобрик ю. В., Кадала р. В., Матвеев о. Б., Нефёд ю. Г

Этнос, общество, государство. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957 1990 гг.) iconЗакон туркменистана
Разгосударствление преобразование государственного предприятия в акционерное общество или предприятие иной организационно-правовой...

Этнос, общество, государство. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957 1990 гг.) icon1. Основы теории государства и права Предмет и методология правоведения. Структура курса
Понятие, признаки и функции государства. Основные теории происхождения государства. Форма государства. Государственный механизм....

Этнос, общество, государство. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957 1990 гг.) iconТема: Общество. Личность. Право Впервые понятие гражданское общество...
В 17 веке различие между гражданским обществом и государством не проводилось. Указанные мыслители исходили из того что гражданское...

Этнос, общество, государство. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957 1990 гг.) iconПункт раздела «Технические средства реабилитации» федерального перечня...
Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня

Этнос, общество, государство. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957 1990 гг.) iconСтатья Основные понятия Для целей настоящего Устава используются...
Общества гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном...

Этнос, общество, государство. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957 1990 гг.) iconДуховно-религиозные аспекты реабилитации лиц с психическими и поведенческими...
Берестов А. И. – игумен, д м н., руководитель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской...

Этнос, общество, государство. Основные аспекты реабилитации вайнахов (1957 1990 гг.) iconДуховно-религиозные аспекты реабилитации лиц с психическими и поведенческими...
Берестов А. И. – игумен, д м н., руководитель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов