Скачать 65.4 Kb.
|
Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира. Цель вожатого погрузить ребенка в чудесный мир. А если говорить языком педагогики создать вокруг ребенка воспитывающую среду. Самым важным элементов воспитывающей среды в ДОЛ на наш взгляд является группа сверстников, которая окружает ребенка на протяжении смены. С этими людьми ребенок просыпается и засыпает, участникам этой группы он старается подражать, и чаще всего присваивает себе отдельно понравившиеся ценности членов данной группы. Как хорошо когда такими ценностями являются: уважение к старшим, стремление совершать добрые дела, желание поддерживать окружающих. И плохо если такими ценностями становятся: стремление унижать окружающих, пренебрежение советами взрослых, желание выделиться проявляющееся в употреблении спиртных напитков и курении табака. И раз уж мы заговорили о группе, то давайте вспомним такое понятие как коллектив. Что такое коллектив кто мне скажет? (обсуждение) Ясно, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа — коллектив? В современной литературе употребляются два значения понятия «коллектив». Первое — под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе — только высокоорганизованная группа. Опираясь именно на второе определение, мы рассмотрим понятие коллектив, в том значении, которое оно приобрело в педагогической литературе. Коллективом называется высокоорганизованная группа людей, отличающаяся рядом важных признаков. ^ - общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством (социально значимые цели вытекают из положительного отношения к труду, учебе, творчеству и т.д.). - сплоченность Характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие единство не только цели и деятельности (рабочее сплочение), но и связанных с ними переживаний, оценочных суждений (моральное единение). Ребята участвуют в различных мероприятиях (спортивных, творческих) и переживают одни и те же эмоции – восторг, радость победы, печаль поражения и т.д. В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. ^ Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия. (Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.) ^ Временный детский коллектив (ВДК) – малая группа детей и подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. ВДК ограничен сроками своего существования: от 10 до 45 дней. Такому детскому формированию присущи следующие характерные особенности: автономность – дети находятся вне влияния семьи и школы или другого постоянного окружения, что дает им возможность смены ролей (быть другим); сборность – в одной группе оказываются дети с различным жизненным опытом, представлениями о нормах поведения, отношений; необходимость подчиняться новым требованиям и устанавливать коммуникативные связи, это ведет к высокому моральному напряжению. Условия существования временного формирования способствуют высокой интенсивности общения детей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Быстро возникают контакты, завязываются отношения. Совместная деятельность также требует особого темпа в поиске общих решений, осуществления. Дети видят результат коллективных усилий. Все это приводит к высокому темпу развития внутриколлективных процессов. Считается, что при правильной педагогической позиции вожатого, отряд за смену в лагере вполне может достичь высокого уровня развития коллектива. (Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О.Н. Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – 50 с.) ^ - процесс руководства и лидерства - процесс принятия групповых решений; - процесс нормообразования, т.е. выработки групповых мнений, правил и ценностей; - процесс формирования функционально-ролевой структуры группы; - процесс самоуправляемости; - процесс разбивки на референтные группы Референтная группа - группа значимых для ребенка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется. Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней “своим”. При этом возможны варианты поведения – от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами. На практике в лагерь приезжает не коллектив, а группа плохо знающих друг друга детей. И если оставить ситуацию такой, какой она является, то волшебный мир, создаваемый в лагере педагогическим коллективом, превратиться в пыль, в фикцию. И все что ребенок увезет с собой это в лучшем случае скромные впечатления которые можно описать одной фразой «Было прикольно, ребята, вожатые, лето…», а в худшем случае ребенок приедет домой полностью разочарованным в детском лагере, в вожатых и в окружающих людях. ^ Формирование из отдельных знакомых, малознакомых и вовсе незнакомых детей ВДК – это основная задача вожатого! Если воспитанники не гордятся своим коллективом - эффективность воздействия такого коллектива на личность будет незначительной. Высокий престиж коллектива - гарантия успешности воздействия его норм и ценностей. При формировании ВДК у детей возникает понятие «мы». Происходит выделение «мы», «наше» из общего окружающей жизни. Для временных детских коллективов - это чувство общности совершенно необходимо, оно способствует созданию и укреплению коллектива. ^ 1. Необходимо иметь так называемую материальную основу: определенное количество детей, носителей этого понятия «мы». 2. Нужна территория, где «мы» может расположиться, собираться, действовать. 3. Необходима цель совместной деятельности. В нашем случае цель ВДК это совместный отдых в детском лагере и участие (победа) в мероприятиях ДОЛ. 4. И самое главное, это целенаправленная работа вожатого по преобразованию детской группы во временный детский коллектив. Благодаря этой работе у ВДК должны появиться свои идеалы, нормы и правила поведения, органы самоуправления, а также символы, название, девиз, эмблема, песни, которые подчеркивают принадлежность именно к этому конкретному коллективу. Вожатый должен подводить отряд к формированию центров объединения. ^ это те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития. У каждого ребенка своя шкала ценностей, которую разделяют его семья, близкие, друзья. - Детям могут, не понравится условия их проживания - Может не устроить начальство лагеря - Разочаровать меню столовой Но если им понравится их отряд, в котором они проживут смену, можно считать что им понравится это лето. Им понравитесь вы как вожатый, им понравится всё, и они будут уважать вас, друг друга, работать с ними будет легко. Они получат реальную пользу от проведенного в лагере времени. |
![]() | Детский коллектив (ДК) – объединение воспитанников, отличающееся рядом признаков | ![]() | К процессам вдк относятся: руководства и лидерства; принятие групповых решений; нормообразование, т е выработка групповых мнений,... |
![]() | Основные понятия: коллектив, признаки коллектива, функции коллектива; этапы развития коллектива, уровни формирования коллектива;... | ![]() | Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В.... |
![]() | Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) ученик легендарного Гурджиева. Его книга "В поисках чудесного", сыгравшая важную... | ![]() | Детский нефролог, Регионального нефрологического центра окб им. Калинина г. Самары, кафедра нефрологии Сам гму |
![]() | Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология»... | ![]() | Учащихся. Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива образовательного учреждения, куда входит составной... |
![]() | С этой точки зрения не каждая группа может быть рассмотрена как коллектив, а лишь такая, которая сформировала определенные психологические... | ![]() | Итак, журналисты уехали работать над программой, которая поясняла «почему Британия не может поступать так же, как и остальные страны... |