Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира




НазваниеЛекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира
Дата публикации14.02.2014
Размер65.4 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Литература > Лекция
Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира.
Цель вожатого погрузить ребенка в чудесный мир. А если говорить языком педагогики создать вокруг ребенка воспитывающую среду.
Самым важным элементов воспитывающей среды в ДОЛ на наш взгляд является группа сверстников, которая окружает ребенка на протяжении смены.

С этими людьми ребенок просыпается и засыпает, участникам этой группы он старается подражать, и чаще всего присваивает себе отдельно понравившиеся ценности членов данной группы.

Как хорошо когда такими ценностями являются: уважение к старшим, стремление совершать добрые дела, желание поддерживать окружающих.

И плохо если такими ценностями становятся: стремление унижать окружающих, пренебрежение советами взрослых, желание выделиться проявляющееся в употреблении спиртных напитков и курении табака.
И раз уж мы заговорили о группе, то давайте вспомним такое понятие как коллектив.

Что такое коллектив кто мне скажет? (обсуждение)
Ясно, что коллектив — это группа людей.

Но любая ли группа — коллектив?
В современной литературе употребляются два значения понятия «коллектив».

Первое — под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия);

второе — только высокоорганизованная группа.
Опираясь именно на второе определение, мы рассмотрим понятие коллектив, в том значении, которое оно приобрело в педагогической литературе.

Коллективом называется высокоорганизованная группа людей, отличающаяся рядом важных признаков.

^ Признаки коллектива
- общая социально значимая цель.

Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена.

Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством (социально значимые цели вытекают из положительного отношения к труду, учебе, творчеству и т.д.).
- сплоченность

Характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу.

В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.

Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие единство не только цели и деятельности (рабочее сплочение), но и связанных с ними переживаний, оценочных суждений (моральное единение).

Ребята участвуют в различных мероприятиях (спортивных, творческих) и переживают одни и те же эмоции – восторг, радость победы, печаль поражения и т.д.

В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям.

^ В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному.

Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

(Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.)
^ Временный детский коллектив
Временный детский коллектив (ВДК) – малая группа детей и подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. ВДК ограничен сроками своего существования: от 10 до 45 дней. Такому детскому формированию присущи следующие характерные особенности:
автономность – дети находятся вне влияния семьи и школы или другого постоянного окружения, что дает им возможность смены ролей (быть другим);

сборность – в одной группе оказываются дети с различным жизненным опытом, представлениями о нормах поведения, отношений;

необходимость подчиняться новым требованиям и устанавливать коммуникативные связи, это ведет к высокому моральному напряжению.
Условия существования временного формирования способствуют высокой интенсивности общения детей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Быстро возникают контакты, завязываются отношения.

Совместная деятельность также требует особого темпа в поиске общих решений, осуществления.

Дети видят результат коллективных усилий. Все это приводит к высокому темпу развития внутриколлективных процессов.

Считается, что при правильной педагогической позиции вожатого, отряд за смену в лагере вполне может достичь высокого уровня развития коллектива.

(Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О.Н. Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – 50 с.)

^ В ВДК происходят различные процессы

- процесс руководства и лидерства

- процесс принятия групповых решений;

- процесс нормообразования, т.е. выработки групповых мнений, правил и ценностей;

- процесс формирования функционально-ролевой структуры группы;

- процесс самоуправляемости;

- процесс разбивки на референтные группы
Референтная группа - группа значимых для ребенка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется. Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней “своим”. При этом возможны варианты поведения – от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами.
На практике в лагерь приезжает не коллектив, а группа плохо знающих друг друга детей. И если оставить ситуацию такой, какой она является, то волшебный мир, создаваемый в лагере педагогическим коллективом, превратиться в пыль, в фикцию. И все что ребенок увезет с собой это в лучшем случае скромные впечатления которые можно описать одной фразой «Было прикольно, ребята, вожатые, лето…», а в худшем случае ребенок приедет домой полностью разочарованным в детском лагере, в вожатых и в окружающих людях.
^ Выводы
Формирование из отдельных знакомых, малознакомых и вовсе незнакомых детей ВДК – это основная задача вожатого!
Если воспитанники не гордятся своим коллективом - эффективность воздействия такого коллектива на личность будет незначительной.

Высокий престиж коллектива - гарантия успешности воздействия его норм и ценностей.

При формировании ВДК у детей возникает понятие «мы». Происходит выделение «мы», «наше» из общего окружающей жизни.

Для временных детских коллективов - это чувство общности совершенно необходимо, оно способствует созданию и укреплению коллектива.

^ Существуют определенные условия, при которых эта общность может возникнуть.

1. Необходимо иметь так называемую материальную основу: определенное количество детей, носителей этого понятия «мы».
2. Нужна территория, где «мы» может расположиться, собираться, действовать.

3. Необходима цель совместной деятельности.

В нашем случае цель ВДК это совместный отдых в детском лагере и участие (победа) в мероприятиях ДОЛ.
4. И самое главное, это целенаправленная работа вожатого по преобразованию детской группы во временный детский коллектив.

Благодаря этой работе у ВДК должны появиться свои идеалы, нормы и правила поведения, органы самоуправления, а также символы, название, девиз, эмблема, песни, которые подчеркивают принадлежность именно к этому конкретному коллективу.
Вожатый должен подводить отряд к формированию центров объединения.

^ Центры объединения это те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития.
У каждого ребенка своя шкала ценностей, которую разделяют его семья, близкие, друзья.

- Детям могут, не понравится условия их проживания

- Может не устроить начальство лагеря

- Разочаровать меню столовой

Но если им понравится их отряд, в котором они проживут смену, можно считать что им понравится это лето. Им понравитесь вы как вожатый, им понравится всё, и они будут уважать вас, друг друга, работать с ними будет легко. Они получат реальную пользу от проведенного в лагере времени.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира iconЛекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив
Детский коллектив (ДК) – объединение воспитанников, отличающееся рядом признаков

Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира iconВременный детский коллектив группа /малая/ подростков, объединенных...
К процессам вдк относятся: руководства и лидерства; принятие групповых решений; нормообразование, т е выработка групповых мнений,...

Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира iconЛекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа
Основные понятия: коллектив, признаки коллектива, функции коллектива; этапы развития коллектива, уровни формирования коллектива;...

Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира iconКурс лекций (под редакцией профессора В. Ф. Беркова) 2-е издание...
Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В....

Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира iconВ поисках чудесного
Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) ученик легендарного Гурджиева. Его книга "В поисках чудесного", сыгравшая важную...

Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира iconДетский хирург, детский уролог-андролог
Детский нефролог, Регионального нефрологического центра окб им. Калинина г. Самары, кафедра нефрологии Сам гму

Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира iconЛекция №15. Личность (часть 1) Лекция №16. Личность (часть 2) Лекция...
Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология»...

Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира icon21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования...
Учащихся. Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива образовательного учреждения, куда входит составной...

Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира iconСоциальная психология рассматривает коллектив как особое качество...
С этой точки зрения не каждая группа может быть рассмотрена как коллектив, а лишь такая, которая сформировала определенные психологические...

Лекция: Временный детский коллектив как часть чудесного мира iconКапитан Билл Робертсон Лекция об нло (Freie Zone e. V. 1990 ) Часть I
Итак, журналисты уехали работать над программой, которая поясняла «почему Британия не может поступать так же, как и остальные страны...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов