Новая версия; точнее, правдивая история




Скачать 91.24 Kb.
НазваниеНовая версия; точнее, правдивая история
Дата публикации21.02.2014
Размер91.24 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы
Происхождение матрёшки

(новая версия; точнее, правдивая история).
Сегодня трудно представить себе, что каких-нибудь сто лет назад матрёшки вообще не существовало. Первая русская матрёшка появилась только в конце XIX века, тем не менее, она снискала небывалое признание как образ русского народного искусства.

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка.

С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

В начале, расскажу об официальной версии появления матрёшки в России, этот вариант активно используют в различных изданиях.

Конец XIX в. в России был периодом бурного экономического и культурного развития, подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре в целом и к искусству в частности. Возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Такие художники как В.М.Васнецов, К.А.Сомов, М.А.Врубель, Н.К.Рерих, В.А.Серов, Ф.А.Малявин, К.А.Коровин, С.В.Малютин, были просто одержимы созданием нового стиля, в котором возродилась бы русская национальная самобытность в искусстве. Они понимали, необходимо найти синтетическое единство, гармонию прошлого и настоящего в искусстве и жизни. Благодаря их усилием в конце XIX – начале XX вв. стали возникать творческие объединения, которые по праву могут быть названы духовными и культурными центрами России.

К таким объединениям, где возрождалась и развивалась традиционная русская культура, следует, прежде всего, отнести Абрамцевский художественный кружок С.И.Мамонтова (1841 – 1918), представителя известной купеческой фамилии, промышленника, мецената. Именно он одним из первых собрал вокруг себя художников, стремящихся к созданию нового русского стиля. В его подмосковной усадьбе Абрамцево были организованны художественные мастерские. В них наряду с художниками-профессионалами работали мастера, сохранившие эстетику и вековые навыки создания произведений народного искусства. Семья Мамонтовых много занималась просветительством, коллекционированием художественных ценностей. В числе предметов народного искусства, которые они собирали, были и крестьянские игрушки. Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание.
С.И.Мамонтов


Немалая заслуга в этом принадлежала семье А.И.Мамонтова (1839 – 1905), брата С.И.Мамонтова. Эта семья владела мастерской-магазином «Детское воспитание», где создавали и продавали различные детские игрушки. Среди них особенно выделялись так называемые этнографические куклы, одетые в народные праздничные костюмы жителей различных уездов и губерний России. А.И.Мамонтов – издатель, переводчик, владелец типографии, коллекционер русской живописи, – как и его брат, был весьма незаурядным деятельным человеком, всегда окружённый профессиональными художниками, кустарями, народными умельцами. Он приглашал на работу в свою мастерскую высококвалифицированных мастеров-игрушечников, требуя от них изобретательности и фантазии в создании игрушек. Чтобы расширить кругозор мастеров-игрушечников, подстегнуть их творческое воображение в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно модным в то время было искусство стран Востока, в частности японское изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Этому в немалой степени способствовала выставка японского искусства, открывшаяся в декабре 1896 г. В Петербурге.
А.И.Мамонтов


Так, с острова Ханьсю была завезена знаменитая предшественница и прообраз русской матрёшки – фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурума, в котором находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. На торце стоял штамп: сделано в Японии. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Ханьсю такую игрушку выточил безвестный русский монах. Фигурка Фукурума в настоящее время хранится в Художественно-педагогическом музее игрушки (ХПМИ) в Сергиевом Посаде.
^ Японская игрушка Фукурума


На первой русской матрёшке также стоит штамп: мастерская «Детское воспитание». Именно в мастерской А.И.Мамонтова произошло легендарное рождение матрёшки. Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику токарю В.П.Звёздочкину. роспись первых образов матрёшек была выполнена С.В.Малютиным, который в то время, по поручению А.И.Мамантова, иллюстрировал детские книги. Не случайно иллюстрации и росписи первых матрёшек очень близки по стилю. Благодаря своему дарованию и интуиции, он первым из художников осуществил связь профессионального и народного искусства. Его матрёшка – лёгкая, изящная, непосредственная – представляет собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике в цветастом платке с чёрным петухом в руках. В неё входит ещё 7 кукол: девочка с корзинкой, девочка с серпом, девочка с миской, мальчик, девочка с малюткой, младенец и спеленатый грудничок.
^ Первая русская матрёшка –

«Девушка с чёрным петухом»


Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша, считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Популярность матрёшки с каждым годом росла, постепенно она распространилась по всей территории России, где сложились свои типы этой интересной игрушки, с непохожими друг на друга традициями.

Эта версия достаточно правдоподобна, но есть факты, которые с ней не очень стыкуются. Вернёмся к японскому божеству Фукурума, версия о том, что её вытачал русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии на острове Хонсю, маловероятна. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин изготавливать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка для детей? Сомнительно, хотя возможно. Это напоминает легенду о «христианских иноках, воевавших с врагами Руси», однако носивших (после крещения!) почему-то языческие имена Пересвет и Ослябя.

Версия о том, что японская разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное, выполнив первый эскиз и роспись матрёшки, также под сомнением. Следует отметить весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина» (И.Сотникова).
^ Икона святых воинов Пересвета и Ослябя


Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова («Кто придумал матрёшку»). Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка. Об этом событии И. Сотникова пишет следующее: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звёздочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И.Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П.Звёздочкина, написанной в 1949 году, известно, что он поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н.Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звёздочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.

Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В.Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П.Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В.Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И.Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера».

Вернёмся ещё раз к исследованию И. Сотниковой, где она пишет, что изначально по количеству матрёшек в одном комплекте тоже не было согласия – к сожалению, и на этот счёт в разных источниках имеется путаница: «Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так!

Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Однако очень смущает тот факт, что на хранящемся там экземпляре стоит дата изготовления 1932 г.! Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».
^ Японские традиционные куклы «кокеши»


Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержит внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное). Рассматривая эту версию о происхождении матрёшки от Фукурума, не подходит вообще по своему символическому значению к нашей матрёшке.

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукурума – фигурку святого, которая раскладывалась на две части, внутри которой находился другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца.

Вот мы все матрёшка да матрёшка. Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.
^ Набор складных пасхальных яиц из дерева (Пермогорская роспись)


Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень распространённого и любимого в среде русского крестьянства, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение.

Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В.Карнауховой, есть сказка «Матрёна». Автор повествует о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта. В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева.

Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка – эта составная часть нашей жизни.



Семья (матрешка 10-местная),

Сергиев Посад, начало XX века
Автор статьи: Василиса Вейкус, 2013 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новая версия; точнее, правдивая история iconПрограмма рассчитана на 70 часов в год. 2 часа в неделю. Курс «Новая история»
«История», а также программ курса «Новая история» для 8 класса Загладина Н. В., курса «История России XIX век» для 8 класса общеобразовательных...

Новая версия; точнее, правдивая история iconКлаус Дж. Джоул Посланник. Правдивая история про любовь
Но вот, когда макет уже без пяти минут подписан, вдруг понимаю, что мне есть что сказать читателю. Точнее не так – я просто не могу...

Новая версия; точнее, правдивая история iconИсповедь демона
Правдивая история о нелегкой жизни простых нью-йоркских демонов! Впервые на русском языке!

Новая версия; точнее, правдивая история iconЭверет Тру nirvana: Правдивая история
Вы заметили, что в последнее время среди рок‑музыкантов стало модно носить футболки с символикой «Ramones»?

Новая версия; точнее, правдивая история iconДитер Визнер «Правдивая история»
Мы братья, Дитер, мы должны держаться вместе, не позволяй системе встать между нами

Новая версия; точнее, правдивая история iconАндреев А. Р. История Франции. М., 2009
Пономарев М. В., Смирнова С. Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. В 3 част. М., 2004

Новая версия; точнее, правдивая история iconРеферат выступает в качестве объекта стандартизации в гост 9-95 и...
Для аттестации вам предлагается написать три реферата по курсу История России в соответствии с условными периодами, принятыми в научной...

Новая версия; точнее, правдивая история iconКлаус Дж. Джоул жизнь полная любви посланни к правдивая история про любовь
Если вы человек, перелистывающий множество книг в поисках того, что позволит продвинуться вперёд, то в этой книге вы найдёте то,...

Новая версия; точнее, правдивая история iconПервая в России (и весьма правдивая) книга о любимой миллионами группе
Первая в России (и весьма правдивая) книга о любимой миллионами группе Metallica. Очень интересное и познавательное чтиво! Узнай...

Новая версия; точнее, правдивая история iconКогда умрешь, ничего не должно болеть. А я умер. Почему же так больно
Как, оказывается, хуево на том свете. Точнее, теперь это «этот» свет. Точнее, тьма. Еще столько же, или втрое больше

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов