Превращает жизненную реальность в худ реальность




НазваниеПревращает жизненную реальность в худ реальность
страница1/5
Дата публикации08.03.2014
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5


1. Материал  и прием в литературе

Материал - события, истории, придуманные истории, рассказанные и., сюжетные линии, которые заинтересовали автора. Из выбранного материала автор определяет главную сюжетную линию, т.е. выстраивает отношения. Художественно перерабатывая данный материал, автор интерпретирует свое выражение и главную идею своего произведения, т.е. о чем он хочет нам говорить. Таким образом, порой незатейливый сюжет преобразуется в худ.форму, что потом мы и называем лит. произведением. Чтобы нам было интересно смотреть или читать произведение, автор превращает жизненную реальность в худ. реальность определенными писательскими и литературными приемами.

Сперва определяется форма. Через форму он дает нам содержание, где развертываются события и отношения героев в определенном порядке. В лит.произведении время как бы замедленно, это необходимо автору затем, чтобы мы проследили за жизнью и поведением героев в романе. Огромное знач. имеет композиционное построение произведения. Композиция – завязка, развитие действия, кульминация и эпилог. В лит.произведении не всегда может совпадать фабула и сюжет – это тоже авторский прием. Для писателя очень важно выписать характеристики гл.действ. лиц. Характеры, которые он берет из реальной жизни. Характер лит.героя определяется с помощью речевой характеристики. Для того чтобы оттенить худ.образ автор использует описание природы, которое должно быть подчинено динамике всего произведения. Метафоричность языка писателя одно из основных средств художественной выразительности.

^ Материал и приёмы в лит.

Роман в стихах «Е.О.»

«Один день из жизни Ивана Денисовича» «Чучело» «Обломов» «Толстый и тонкий» «Гроза»
2. Автор,  повествователь, персонаж в литературном  произведении

Автор как творящая личность стоит наряду с другими образами. Автор может не выступать в роли какой-то конкретной фигуры. Нельзя объединять образы автора и персонажа. Персонаж подчинён автору, который всё знает больше и лучше персонажа.

С одной стороны, автор описывает персонажа, как предмет. С другой стороны, он рисует не только качества и черты, не только внешнее, но и внутреннее: мысли, чувства, взаимодействия с др.персонажами.

^ Слова «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» - не пушкинские!!!

Это слова Петруши Гринёва (ав \\ перс)

Главная идея автора очень редко дается им в каком-нибудь лирическом отступлении. Обычно идея доносится через персонажей и их действия. Вся их совокупность призвана служить одному – раскрытию смысла произведения.

Также в произведение иногда вводится такой элемент, как повествователь. Повествователь не всегда отражает авторскую позицию на проблему, поставленную в произведении. Повествователь призван дать нам, читателям «пищу для рассуждений», он - рассказчик. Иногда, разумеется, автор отождествляет себя с каким-либо персонажем (не обязательно главным) или повествователем. -- Высоцкий

Понятие лирического «Я» возникло в 20-е годы 20 века, когда автор передоверяет свои ощущения другому человеку.
3. Различие между худож., научным и обыденным мышлением. Искусство и наука не одно и то же, но их различие не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. Философ оперирует доводами, поэт - образами и картинами, но оба говорят одно и то же. Поэт, вооружаясь живым и ярким языком, воздействует на фантазию читателей, а философ на разум. Один доказывает, рассказывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой – картинами видения, воображением. Но первого слушают и понимают немногие, другого - все. Научный язык не всегда всем доступен, художественный же доступен, поскольку он воздействует на воображение человека. Наука и искусство равно необходимы, и ни наука не может заменить искусства, ни искусство науки.

Сопряжение худ. и науч. мысли = текст об ис-ве.

^ Обыденное мышление замкнуто кругом повседневных проблем.
4. Гипербола - худ.прием, основанный на преувеличении явления. Худ.функции: 1) чтобы указать на исключит. св-ва или кач-ва людей \ прир.явл. \ событий \ вещей (Мцыри: равная сила – юноша и барс). 2) преодолевая границы правдоподобия, наделяя предметы сверхъестественными кач-вами – подчеркнуть условность созданного худ.мира.

^ Гиперболизация сил природы (языческие боги) – мифы. Гоголь –«Мёртвые души»

Гиперболы проясняют авторское отношение к изображаемому:

идеализацию или насмешку!!!

Гипербола - один из самых древних видов худ.приемов. Устное нар.тв-во наряду с олицетворениями имело и преувеличения (это объясняется тем, что люди все передавали из уст в уста и, как водится, преувеличивали). Здесь и родился психолог. аспект гиперболы (чтобы показать мощь богов, н-р, их рисовали семирукими, восьмиглазыми, девятиголовыми и огромными как гора Олимп). С особой силой гипербола стала применяться как прием комический, сатирический.

Литота – образное выражение, состоящее в противоположность гиперболе в уменьшении величины, силы, значения изображаемого явления, к которому прибегает писатель в целях усиления выразительности речи. (Мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках, «тише воды, ниже травы».)

Гротеск – худ.приём, основанный, как и гипербола, на преувеличении качеств и свойств людей, предметов, явлений природы и фактов общественной жизни. НО! Это фантастическое преувеличение, в котором изображаемое полностью выведено за пределы правдоподобия. Фантастическая деформация реальности – непременное условие возникновения гротескного образа. --- Кощей Бессмертный

Сон Татьяны Лариной («Один в рогах с собачьей мордой, \\ Другой с петушьей головой»).
5. Лит-ра как ис-во слова.

Слово - основной элемент лит-ры, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается как сумма тех значений, которое дала ему человеческая культура.

Суть слова противоречива.

Внешн. и внутр. формы слова: 1) понятно всем – «тело» 2) индивидуально – «душа».

Различия и единство внеш. и внутр. форм слова  основа для построения текста.

Слово материально (средство построения фраз, текста) и нематериально (изменчивое содержание).

Место литературы в ряду других искусств.

Через слово мы познаем мировую культуру.

^ Визуальная кул-ра - та, кот. можно воспринимать наглядно.

Вербальная кул-ра - больше отвечает потребностям человека - слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей).

1)^ Искусство временное - развивающееся во времени - театр, кино, музыка. Мы не можем пойти против времени (пропуск фрагмента).

2) Искусство пространственное - развивающееся в пространстве - пластическое ис-во - живопись, скульптура. Не задано время восприятия. В картине заложены пространственные ориентиры - художник знает, на что зритель должен обратить внимание сначала. Лит-ра - синтез временного и пространственного.

Временная структура худ.произведения более свободна. С одной стороны, автор знает, как долго будет тянуться его произведение, как долго будет идти восприятие произведения. С другой стороны, в лит. произведении у читателя есть возможность прерваться. В театре это невозможно, всегда есть опред. настрой. В лит-ре мы возвращаемся к одному и тому же, есть возможность вернуться и восстановить то, что нам необходимо.

Мы воспринимаем все таким, какое есть в лит.произведении, но в то же время это восприятие может быть у каждого свое, слово воспринимается по-разному.

Слово нематериально. Нет отчетливости как в живописи, на фотографии (стол в лит. произведении гораздо более общий, чем на картине). Слово несет в себе и сильное, и слабое начало.

^ Лит-ра и музыка:

Музыка более свободна от смысловой заданности, чем лит-ра. Нота - звучание, но не смысловое значение, в отличие от слова приобретает временные хар-ки.
Лессинг о специфике литературы  как искусства

В 18 веке появился трактат Лессинга о разграничении живописи и искусства слова. Лессинг сравнивает Лаокоона в скульптурной группе и в поэме Вергилия «Энеида». До Лессинга никто не обращал внимания на словесную природу, литература воспринималась как живопись при помощи слов. Он увидел, что у литературы другие возможности: она может передать явление в динамике мира и жизни, а не статичность искусства живописи. Так что Лессинг впервые отметил тот факт, что литература не уступает живописи, а даже во многом её превосходит. Литература в ряде случаев лучше постигает свой предмет, чем живопись или скульптура. Лессинг говорит о том, что литература, в отличие от других искусств, может изобразить то, что другим просто не под силу - что снится герою, те явления и процессы, которые невидимы (мысли, переживания).
6. Метонимия  как вид образности и средство  художественного мышления. Синекдоха

Метонимия – перенос названия одного предмета на другой, основанный на смежности в пространстве или во времени прежнего предмета и нового, на который перенесено название. Новый предмет получает при этом новое имя. «Язык Петрарки и любви» («Е.О.»)

^ Пространственная смежность - самый простой вид метонимии. Это могут быть предметы, где один помещен внутри другого. (Чехов: “Палата № 6” - не помещение, а обитатели палаты).

^ Временная смежность - способ назвать не т. процесс действия, но и результат этого действия (работа - действие и работа, скажем, курсовая - рез-т этого труда).

^ Материальная смежность - слово называет и материал, и изделие из него (золото - драгоц. металл + “Наши спортсмены получили золото”- медаль из золота).

Синекдоха – слово в переносном значении, которое называет какую-либо часть предмета или явления, но имеет в виду целое (весь предмет или целиком явление) или, наоборот, называя целое, имеет в виду какую-либо его часть.

В лит-ре часто возникают индивид. синекдохи (“Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц” - И. Б. “Легк.дых”). Возможности синекдохи заключены в том, что она помогает выделить одну яркую черту. Чаще всего у человека: “Эй ты, борода!”. А также синекдоха может показать, скажем, должность чел-ка через одежду (н-р, “Пикейные жилеты собрались поближе и вытянули куриные шеи” - “Золотой теленок” Ильфа\Петрова).

Часто синекдоха используется для достиж. комич. эффекта (Гоголь, С.-Щ., Чехов).

Лермонтов: «парус» - для обозначения лодки - «белеет парус одинокий».
8. Предметный мир произведения.

П.м. – предметы, изображаемые в произведении и образующие определённую систему. Внутренний мир произведения.

^ Предмет реальный соотносится с художественным, но не всегда равен ему. Примером тому могут служить, скажем, притчи из “Нового Завета”. «Иное зерно упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то... иное упало на добрую землю и принесло плод» (от Матфея) - пшеничное зерно сравнивается с учением Христа, которое иногда доходит до людей, а иногда - нет. Зерно здесь является частью предметного мира. Но оно употреблено в другом, переносном значении. Основываясь именно на этом примере, литературовед Чудаков говорит, что реальные предметы чаще всего явл-ся сырьем, здесь же зерно худ. образ (еще пример: мебель в доме Собакевича, кот. играет роль не просто предметов, но характеризует их обладателя). Сущ-ет три вида предметов в худ. лит-ре:

1) Природные (ландшафт, пейзаж). 2) ^ Внешний облик (нос, борода). 3) Все, что окружает человека (интерьер, одежда). Предмет играет большую роль у С.-Щ., Гоголя, Булгакова.

Художественные предметы – мыслимые реалии, из которых состоит изображаемый мир литературного произведения, которые располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени.
9. Художественное  время и художественное пространство  в произведении. Понятие о хронотопе.

Художественное время – это не взгляд на проблему времени, а само время, как оно воспроизводится и изображается в художественном произведении.

Пространство – это совокупность мелочей, в которых живет художественный герой.

В художественном освоении пространства литература обладает преимуществами по сравнению со скульптурой и живописью. Писатель может с быстротой переходить от одной картины к другой, легко перенося читателя в разные места. Пространственные представления в литературных произведениях нередко имеют обобщающее значение (мотив дороги в “Мертвых душах” Гоголя как пространство, будящего мысль о направленном, целеустремленном движении).

Хронотоп – существенная связь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе.

  • Время уплотняется, становится художественно зримым

  • Пространство втягивается в движение времени, сюжета, истории ---- Время – ведущее начало в хр.

Значение хронотопа:

  • сюжетное - хр. являются организационными центрами основных сюжетных событий романа.

  • изобразительное - время приобретает чувственно-наглядный характер, сюжетные события конкретизируются.

  • жанровое (идиллическое время – идиллический роман).


10. Простое  и развернутое сравнение

Сравнение - это образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни. ^ Существуют два образа: основной, в котором заключён главный смысл высказывания и вспомогательный, присоединяемый при помощи союза «как».

Сравнение широко используется в художественной речи. Выявляет сходство, параллели, соответствия между исходными явлениями. Сравнением закрепляют разные ассоциации, возникающие у писателя. Например, стихотворение Пушкина «К морю» (см. Карточка) - устойчивое сравнение.

Сравнение бывает простым и развёрнутым. Простое сравнение построено на сопоставлении явлений жизни по их сходству, как и метафора.

  • «несчастья свалились на него лавиной» (переход от метафоры к сравнению)

  • «несчастья свалились, как лавина» (простое сравнение)

Развёрнутое сравнение - устанавливается сходство при отсутствии тождества. Устанавливаются два члена развёрнутого сравнения, два сопоставленных образа. Один - основной, создаваемый развитием повествования или лирической медитации, а другой - вспомогательный (привлекаемый для сравнения с основным). – Илиада

И
Функция развёрнутого сравнения - в раскрытии ряда признаков одного явления или в характеристике целой группы явлений.

, как лев на тельцов нападает и вдруг сокрушает

Выю тельцу иль телице, пасущимся в роще зелёной, -

Так обоих Приамидов с коней Диомед, не хотящих,

Сбил беспощадно на прах и сорвал с поражённых доспехи,

Коней же отдал клевретам, да гонят к кормам корабельным.
Словно два ветра, восточный и южный, свирепые спорят,

В горной долине сшибаясь, и борют густую дубраву;

Крепкие буки, высокие ясени, дёрен користый

Зыблются, древо об древо широкими ветвями бьются

С шумом ужасным; кругом от крушащихся треск раздаётся, -

Так аргивяне, трояне, свирепо друг с другом сшибаясь,

Падали в битве; никто о презрительном бегстве не думал.


  1. Лит.процесс – живое явление

- совокупность всех произведений, появляющихся в это время

- непосредственное движение, развитие современной литературы

Лит. процесс не существует вне журналов, газет, других печатных изданий
Факторы, которые определяют границы лит.процесса:

  • литературные клубы \ объединения (писателей, считающих себя близкими по каким-либо вопросам)

Писатели выступают определенной группой, завоевывающей часть литературного процесса. Литература как бы "поделена" между ними. Выпускают манифесты, выражающие общие настроения той или иной группы, предсказывающие ту дорогу, по которой пойдёт направление. Манифесты появляются в момент образования лит.группы.

  • литературная критика на выходящие в свет произведения

  • устная критика \ обсуждение произведений

  • присуждение премий

  • журналистика

  • распространение в неофициальном виде

С помощью художественной речи в литературных произведениях широко и конкретно воспроизводится речевая деятельность людей. Человек в словесном изображении выступает в качестве “носителя речи”. Это относится, прежде всего, к лирическим героям, действующим лицам драматических произведений и рассказчикам эпических произведений. Речь в художественной литературе выступает как важнейший предмет изображения. Литература не только обозначает словами жизненные явления, но и воспроизводит саму речевую деятельность. Используя речь в качестве предмета изображения, писатель преодолевает ту схематичность словесных картин, которые связаны с их “невещественностью”. Вне речи мышление людей в полной мере осуществить не может. Поэтому литература является единственным искусством, свободно и широко осваивающим человеческую мысль. Процессы мышления - это средоточие душевной жизни людей, форма из напряженного действия. В путях и способах постижения эмоционального мира литература качественно отличается от других видов искусства. В лит-ре исп-ся прямое изображение душевных процессов с помощью авторских характеристик и высказываний самих героев. Лит-ра как вид искусства обладает своего рода универсальностью. С помощью речи можно воспроизвести любые стороны действительности; изобразительные возможности словесного поистине не имеют границ. Лит-ра с наибольшей полнотой воплощает познавательное начало художественной деятельности. Гегель называл словесность “всеобщим искусством”. Но особенно широко осуществились изобразительные и познавательные возможности литературы в 19 веке, когда в искусстве России и западноевропейских стран ведущим стал реалистический метод. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой художественно отразили жизнь своей страны и эпохи с такой степенью полноты, которая недоступно никакому другому виду ис-ва. Уникальным качеством художественной литературы является также ее ярко выраженная, открытая проблемность. Неудивительно, что именно в сфере литературного творчества, наиболее интеллектуального и проблемного, формируются направления в искусстве: классицизм, сентиментализм и т.д.
12. Силлабо-тоническая  система русского стиха

Силлабо-тоническое стихосложение – система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Эта система получила распространение в России с 30-х годов 18 века (Ломоносов \ Тредиаковский – реформы русского стихосложения). С тех пор силлабо-тоническое слогоударное стихосложение является основным в русской поэзии. Расположение уд. и безуд. слогов в в силлабо-тоническом стихе напоминает расположение долгих и кратких слогов античного стихосложения, поэтому название стоп этого стихосложения применяются в с-т стихе, в котором условно неуд.слог приравнен к античному краткому, а уд. – к долгому.

В с-т стихе по названиям стоп, которые его образуют, различают ^ 5 основных размеров:

двусложные (стопа из 2 слогов) – ямб (- +), хорей (+ -);

трёхсложные (стопа из 3 слогов) – дактиль (+ - -), амфибрахий (- + -), анапест (- - +).


  1. Реалистичность и условность в литературе.

В пределах развития реалистической литературы самым важным следует признать процесс понимания писателем процессов, происходящих в мире. Для этого писателям нужно было овладеть научным, конкретно-историческим пониманием жизни. Исходя из него писатели смогли в своих произведениях соединить глубокое и верное осознание жизненных процессов с глубоким и верным пониманием их причин, результатов и перспектив.

^ Создание художественного образа:

1. Воображение, фантазия, интуиция художника.

2. Отбор, обобщение и типизация элементов реальности.

Худ вр стремится создать своё время, независимое от реального. Худ время НЕ РАВНО времени реальному: художник не успеет описать каждое действие реальности на бумаге. (Мы не знаем как Печорин чистит зубы. ходит в туалет и т.д., а между человек совершает эти действия ежедневно, но описывать это 1-ое скучно для читателя, 2-ое - некрасиво, 3-ье не хватит бумаги, 4-ое художник скончается, пока будет описывать каждое движение героя даже за неделю). В лит-ре мельчайшие единицы В-и воспроизведению не поддаются, мы им не придаем значения, но они есть. Зато в лит-ре можно воспроизвести жизнь в общем ее представлении. Угнаться за протяжением жизни нельзя, это незыблемый закон.

Художественная условность - принцип художественной изобразительности, обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. Во многом условность в литературе определяется тем, что слово не всегда может полностью охарактеризовать предмет (Б.Л. Пастернак «Как непомерна разница меж именем и вещью!»).  Предметы превращаются в слова. Однако слова могут приобретать огромный спектр значений.  Предмет теряет свою определённость.

Первичная условность тесно сопряжена с природой самого искусства, неотделимого от условности, и потому характеризует любое художественное произведение, так как оно нетождественно жизни, не может повторять ее буквально. \\ условность, вызванная самим свойством лит-ры

Вторичная условность - демонстративное и сознательное нарушение художественного правдоподобия в стиле произведения. Первичная условность перерастает во вторичную при использовании образности мифов, легенд, притч, сказок и т.п. Типы открытой условной образности - фантастика, гротеск.

Условность – передача худ. изображения приемами, принятыми в данном виде искусства. Худ. условность обычно лежит на внутренних монологах действующих лиц. Размышляя о чем-либо наедине с собой, человек не облекает свои мысли в четкие грамматические формы, законченные слова и предложения. Писатель же, чтобы быть понятым, вынужден придавать внутренней речи не свойственные ей организованность и упорядоченность. Он как бы проецирует словесно не оформленные движения человеческой души в общепонятные речевые формы. В ряде случаев условность внутреннего монолога как бы подчеркивается писателем: словами обозначается то, о чем лишь мог думать персонаж, испытывая те или иные чувства. Во многих других случаях условность внутреннего монолога, напротив, складывается. Происходит это при изображении людей напряженно и активно мыслящих (князь Андрей с его мечтами о военной карьере).
14. Эпос – лит.род, в кот. объектом изображения могут быть любые явления внешнего мира (люди, события, предметы) в их отношениях и взаимосвязях, а также внутренний мир людей. Основа эпоса - повествование, в принципе не имеющее ограничений во времени и пространстве. Возможности изображения предметного мира, психологии людей, идей и настроений самих писателей тоже практически безграничны. Основные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла (Бунин – «Господин из Сан-Франциско»), поэма (П - «Медный всадник»).

Эпос максимально свободен от освоения пространства и времени. Характеризует не только героя, но и носителя речи (худ.речь складывают: авторское повествование, авт. описание, авт.рассуждение, монологи и диалоги действующих лиц). Эпос - род лит-ры, показывающий не только то, что герой делает, но и как он думает. Внутр. монологи - сознание героя. Большое значение имеют портрет и пейзаж - детализация. Не настаивает на условности происшедшего. Объем эпич.произведения неограничен.
16. Содержание  литературного произведения. Авторская  и объективная идея в произведении

Содержанием нередко называют то, что непосредственно изображено в произв., то, что можно пересказать после его прочтения. Но это неточно. Если это эпическое или драматическое произведение, то предсказать можно что произошло с героем или рассказать про события. Изображенное в лирическом произведении пересказать вообще невозможно.

Содержание худ.произв. заключает в себе разные стороны, для определения которых существует три термина - тематика, проблематика, идейно-эмоциональная оценка.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Превращает жизненную реальность в худ реальность iconПриглашение в высшую реальность
Книга предназначена для тех, кто хотел бы открыть для себя эту новую реальность, привлечь ее в свою жизнь и сделать эту переме­ну...

Превращает жизненную реальность в худ реальность iconИммануил Кант
В самом деле, если он как чистый разум действительно есть практический разум, то он на деле доказывает свою реальность и реальность...

Превращает жизненную реальность в худ реальность iconЛюди верили в реальность дракона. В середине шестнадцатого века дракон...
Люди верили в реальность дракона. В середине шестнадцатого века дракон упоминается в "Historia Animaiium" Конрада Геснера, труде...

Превращает жизненную реальность в худ реальность iconСтанислав Гроф Холотропное сознание Часть I вызов ньютоновской вселенной
Речь идет не о том собрании твердых, неподвижных объектов, расположенных в пространстве, но о жизни, которая проживается на создаваемой...

Превращает жизненную реальность в худ реальность iconБытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую...
Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы...

Превращает жизненную реальность в худ реальность iconПрививки: мифы и реальность

Превращает жизненную реальность в худ реальность iconВладимир Малявин Империя ученых (Гибель древней империи. 2-е испр...
Возвратно-поступательное чтение: символ и историческая реальность в дискурсе Владимира Малявина

Превращает жизненную реальность в худ реальность iconЛ. М. Веккер психика и реальность
Признаки вторичного образа, или представления: неустойчивость, фрагментарность, обобщенность

Превращает жизненную реальность в худ реальность iconСодержание: Ювенальная реальность и право
Досудебный компромисс. Особенности переговоров с чиновниками для достижения компромисса

Превращает жизненную реальность в худ реальность icon«Алкоголь мифы и реальность»
Цель: Сформировать четкое представление о свойствах и влиянии на организм человека алкогольных растворов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов