Рабочая программа дисциплины «литература народов снг»




Скачать 249.04 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «литература народов снг»
Дата публикации09.03.2014
Размер249.04 Kb.
ТипРабочая программа
zadocs.ru > Литература > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СНГ»

1. Объяснительная записка
Основная задача курса «Литература народов СНГ» состоит в ознакомлении выпускников факультета с развитием литератур народов, входящих в Содружество независимых государств.

Изучение истории литератур разных регионов СНГ (определение главнейших признаков и характерных особенностей основных этапов развития национальных литератур, выявление их типологических черт, монографическое изучение творчества наиболее ярких писателей) призвано устранить разрыв между представлениями о классической русской литературе и литературами других народов, как более близких по менталитету украинцев и белорусов, так и существенно отличающихся по менталитету народов, культура которых опирается на иные корни и традиции – в первую очередь речь идет о мусульманских народах. Ознакомление с иной художественной парадигмой ведет к расширению представлений студентов о бытовании абсолютно отличающихся культур, эстетических систем (стилевых, жанровых и др.).

Программа строится с учетом развития всех литературных регионов. Русская литература не рассматривается подробно, поскольку этот курс читается отдельно, однако обращается внимание на длительные литературные взаимосвязи. Основной цели подчинен отбор и расположение материала.

В качестве нормативно-методические материалов рабочая программа ориентирована на государственный образовательный стандарт по специальности «филология».

В настоящее время автор не может рекомендовать доступный и концептуальный учебник или пособие по данному курсу, предлагая вместо этого кроме собственных лекций списки критической и научной литературы.

2. Содержание учебного материала


    1. Разделы курса


Раздел 1. Тенденции развития литератур народов, вошедших в СНГ в 1991 году, в Средние века и Новое время (до 1917 г.).

Раздел 2. Развитие литературы народов СССР («единая советская многонациональная литература»).

Раздел 3. Общие тенденции развития литератур народов СНГ в 1990 – 2000-е гг.

    1. Краткое содержание разделов (по темам)


Раздел 1. Тенденции развития литератур народов, вошедших в СНГ в 1991 году, в Средние века и Новое время (до 1917 г.).

Тема 1. Понятие о национальной специфике литературы.

Тема 2. Эпос и его роль в развитии национальных литератур.

Тема 3. Таджикско-персидская средневековая поэзия.

Тема 4. Поэтическое наследие Низами Ганджеви.

Тема 5. Творчество Ш. Руставели.

Тема 6. Литературы народов Средней Азии ХV–ХVII вв. Творчество

Алишера Навои: традиционное и новаторское.

Тема 7. Развитие белорусской литературы ХVI–ХХ вв.

Тема 8. Украинская литература ХV1–ХVШ веков. Г.С. Сковорода.

Тема 9. Творчество И.П. Котляревского.

Тема 10. Жанровое и стилевое многообразие творчества Т.Г. Шевченко.

Тема 11. Украинская литература второй половины ХIХ – начала ХХ вв.
Раздел 2. Развитие литературы народов СССР («единая советская многонациональная литература»).

Тема 12. Основные тенденции в развитии литературы народов СССР в 1917–32 гг.

Тема 13. Поэзия и драматургия Хамзы.

Тема 14. Творчество Егише Чаренца.

Тема 15. Творческий путь Миколы Хвылевого.

Тема 16. Литература 30-х – I-й половины 80-х годов: основные тенденции.

Тема 17. Драматургия 30-х годов.

Тема 18. Поэтический мир П. Тычины.

Тема 19. Литература периода Великой Отечественной войны.

Тема 20. Поэзия 50–90-х годов и ее отличительные черты.

Тема 21. Тема великой Отечественной войны в литературе 60–90 годов.

Тема 22. Изображение народной судьбы в украинской прозе 50–90-х гг.
Раздел 3. Общие тенденции развития литератур народов СНГ в 1990 – 2000-е годы.

Тема 23. Творчество Чингиза Айтматова.

Тема 24. Творчество Фазиля Искандера.

Тема 25. Литературная ситуация конца 80-х гг. ХХ в. – начала ХХI в.

32 ауд. (32 лекц.) + 64 самост.
Контрольные вопросы по курсу
1. Эпос народов СНГ («Манас», «Алпамыш», «Кер-Оглы», «Давид Сосунский»

и др.): основные особенности. Общее и национально-самобытное. Анализ

произведения.

2. Таджикско-персидская поэзия: жанровое многообразие. Поэзия Рудаки,

Фирдоуси, Омара Хайяма, Саади (по выбору студента).

3. Поэтическое наследие Низами Ганджеви: месневи и лирика.

4. Творчество Алишера Навои: жанровое многообразие.

5. Развитие белорусской литературы в ХУ– начале ХХ вв.

6. Украинская литература ХVI–ХУШ вв. Г. Сковорода – философ и поэт.

7. Творчество И.П. Котляревского. Поэма «Энеида», пьесы..

8. Творчество Т. Шевченко: жанровое и стилевое многообразие.

9. Основные тенденции в развитии литератур народов СССР в 1917–1932 гг. («На пути к творческому единству»)

10. Поэзия Хамзы: традиционное и новаторское.

11. Хамза – основатель национального узбекского театра. Пьеса «Бай и батрак»: идейно-художественное своеобразие.

12. Творчество Е. Чаренца: основные мотивы и образы, жанр поэмы.

13. Творчество М. Хвылевого. Анализ произведения.

14. Многообразие позиций в изображении революции и гражданской войны в литературе 20-х – 30-х годов («Я/Романтика/» М. Хвылевого, «Гибель эскадры» А.Корнейчука и др.).

15.Литература 30-х годов, ее основные тенденции. Тематика и проблематика произведений. Особенности развития поэзии, прозы и драматургии.

16.Поэтический мир П. Тычины. Жанровое и тематическое богатство лирики. Поэмное творчество.

17. Тема исторического прошлого в литературе 30-х годов. Драмы С. Вургуна «Вагиф» и А. Корнейчука «Богдан Хмельницкий»: особенности жанра и стиля.

18. Тема интеллигенции в литературе 20–30-х годов («Платон Кречет»

А. Корнейчука, «Иван Иванович» М. Хвылевого и др.).

19. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны. «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля.

20. Драматургия периода Великой Отечественной войны. «Фронт» А. Корнейчука: природа конфликта, особенности жанра.

21. Литература второй половины 40-х – начала 50-х годов. Негативные тенденции в развитии литературы. Новые аспекты военной темы.

22. Творчество Р. Гамзатова и К. Кулиева: сплав национального и общечеловеческого.

23. Повесть А. Адамовича «Каратели»: идейное содержание и художественное своеобразие.

24. Повести о Великой Отечественной войне В. Быкова.

25. Изображение народной судьбы в романах М. Стельмаха

26. Раскрытие нравственного мира современника в произведениях О. Гончара.

27. Повести Ч. Айтматова: особенности стиля, роль мифа.

28. Своеобразие философского романа Ч. Айтматова.

29. Творческий путь Ф. Искандера: художественная философия писателя,

особенности стиля.

30. Литература постсоветского периода. Публикации «задержанных» произведений и произведений писателей, эмигрировавших в годы советской власти.

^ 5. Информационное обеспечение учебной дисциплины

5.1. Художественные тексты
Алпамыш. Манас. Кер-Оглы. Давид Сосунский. Олонхо – и др.

Рудаки. Касыды, газели, рубаи.

Фирдоуси. Шахнаме.

Омар Хайям. Рубаи.

Саади. Бустан. Гулистан. Газели.

Низами Ганджеви. Пятерица («Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин»,

«Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандернаме»). Диван.

^ Алишер Навои. Пятерица («Смятение праведных», «Фархад и Ширин»,

«Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Стена Искандара»). Диван.

Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре.

Котляревский И. Энеида. Наталка-полтавка.

Шевченко Т.. Стихотворения. Поэмы: «Катерина», «Гайдамаки», «Сон» и др. Баллады: «Тополь», «Порченая» и др. Повести: «Музыкант», «Художник» и др. Журнал.

___

Адамович А. Каратели.

Айтматов Ч. Повести: Джамиля. Первый учитель. После сказки (Белый

пароход), Пегий пес, бегущий краем моря. Романы: Буранный полустанок, Плаха, Тавро Кассандры.

Быков В. Сотников. Знак беды.

Вургун С. Вагиф.

Гамзатов Р. Лирика. Мой Дагестан.

Гончар О. Тронка. Собор. Твоя заря.

Джалиль М. Моабитская тетрадь.

Искандер Ф. Кролики и удавы. Созвездие Козлотура. Сандро из Чегема.

Корнейчук А. Гибель эскадры. Правда. Платон Кречет. Фронт.

Кулиев К. Лирика.

Стельмах М. Кровь людская – не водица. Большая родня. Четыре брода.

Тычина П. Лирика. Поэма «Похороны друга».

Хамза. Стихотворения. Пьеса «Бай и батрак».

Хвылевый М. Иван Иванович. Я (Романтика). Повесть о санаторной зоне.

Чаренц Е. Стихотворения. Поэмы.


    1. ^ Рекомендуемая литература (основная)


Бородина В.А. Восприятие поэзии Востока: Уч.-метод. пос. М.; СПб., 2001

Литература народов России XIX–XX веков: Учеб. пос. для общеобразовательных школ. М., 1995.

Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1992.
^ 5.3. Рекомендуемая литература (дополнительная)
5.3.1. Хрестоматии по курсу

Героический эпос народов СССР. Л., 1979.

Литература народов СССР. Хрестоматия: В 2 ч., М.,1971.

Поэзия народов СССР Х1Х – начала ХХ века. М., 1977

Абдуллаева Ф. И. Средневековая персидская поэзия (тексты, переводы,

комментарии). СПб., 2001
^ 5.3.2. Работы по истории литератур народов СССР и СНГ
История всемирной литературы: В 8 т., М., 1983–1994.

История советской многонациональной литературы: В 6 т. М., 1970–1974.

Советская многонациональная литература: Очерк развития. М., 1986.

_____

Говоря откровенно: Заметки писателей о межнациональных отношениях. М., 1989.

Ионин Г. Н. Национальное и общечеловеческое в литературном развитии // Национальная духовная культура и образование. СПб., 1994. С. 4–17.

Способность к диалогу: В 2 ч. М., 1993.

____

Изучение литератур Востока. Россия, ХХ век. М., 2002.

Грицков В.В. Фирдоуси. М., 1999.

Брагинский И. С. Двенадцать миниатюр: От Рудаки до Джами. М., 1976.

Пригарина Н. И. Хафиз и влияние суфизма на формирование языка персидской поэзии // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.

Услышь флейтиста: Суфийская проза и поэзия. М., 1998.
Ариф М. Азербайджанская литература. М., 1979.

Налбалдян В., Саринян С., Агабабян С. Армянская литература. М., 1976.

История казахской литературы: В 3 т., Алма-Ата. 1968–1971.

_____

Озмитель Е. Наследие классики и киргизская литература. Фрунзе.1980.

Кор-Оглы Х. Туркменская литература. М, 1972.

Кор-Оглы Х. Узбекская литература. 2-е изд., М., 1976.

История татарской советской литературы. М., 1965.

_____

Кавко А.К. От Скорины до Купалы: Белорусская литература в контексте

национально-культурного возрождения. М., 2006

История белорусской советской литературы. Минск, 1977.

_____

Охрименко П. П., Пильгук И. И., Шлапак А. Л. История украинской литературы.

М., 1970.

Кручик И. Что нового в самой из зарубежных литератур: Украинская литературная ситуация // Лит. новости. М., 1994. № 9/10.
^ 5.3.3. Работы о творчестве писателей
Розенфельд Б. А., Юшкевич А.П. Омар Хайям. М, 1965.

Раджабов М. Р. Фирдоуси и современность: Анализ мировоззрения. Душанбе,

1976.

Короглы Х. Низами Гянджеви. М., 1991.

Абашидзе И. Слово о Шота Руставели // Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре. М., 1984. С. 5–20.
Бертельс Е. Э. Избранные труды. Навои и Джами. М., 1965.

Султанов Ю.С. Хамза. Ташкент. 1973.

Каюмов Л. Хамза. Ташкент, 1979.
Агабабян С. Егише Чаренц. М., 1982.
Руденко-Десняк А. Об авторе «Синих этюдов» // Хвылевый М. Синие этюды. М., 1990. С. 3–18.

Холодова З.Я. «Мысли против течения»: эстетическая позиция М. Хвылевого // Потаенная литература: Исследования и материалы. Вып. 5. М., 2006. С. 154–164.
Мустафин Р. А. По следам поэта-героя: [О Мусе Джалиле]. М., 1971.

Мустафин Р. Поэзия правды и страсти // Джалиль М. Красная ромашка. Казань, 1981. С. 5–49.
Дементьев В. В. Р. Гамзатов. М., 1984.

Рассадин С. Б. К. Кулиев. М., 1974.
Гачев Г. Ч. Айтматов и мировая литература. Фрунзе, 1982.

Левченко В. Г. Чингиз Айтматов: Проблемы поэтики, жанра, стиля. М., 1983.
Алехнович С. Франциск Скорина // Родина. М., 1992. № 4. С. 92–93.

Кавко А. К. О национальном мировидении Францишека Скорины // Способность к диалогу. М., 1993. Ч. 2. С. 82–104.

Лазарев Л. И. Василь Быков: Очерк творчества. М., 1979.
Лощиц Ю. Сковорода. М., 1972.

Марченко О. Сковорода // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 469–474.

Белецкий А., Дейч А. Т. Шевченко. 2-е изд., М., 1964.

Левин Б. Веселый мудрец: [Об И.П. Котляревском]. М., 1981

Яценко М.Т. Творчество И.П. Котляревского в идейно-эстетическом контексте нового времени // Котляревский И.П. Сочинения. Л., 1986. С. 5–54.

Тельнюк С. В. Павло Тычина: Очерк поэтического творчества. М., 1974.
Иванова Н.Б. Смех против страха, или Фазиль Искандер. М., 1981.

^ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
3.1. Тематический план-конспект лекций
Тема 1. Понятие о национальной специфике литературы.

Литературно-художественные и научно-критические источники курса. Своеобразие эволюционных процессов, происходящих в литературах народов, входящих в СНГ, с древнейших времен до конца ХХ в. Социально-исторический и эстетический компонент в истории литературы. Понятие о национальной специфике культуры и литературы (национально-своеобразная форма художественного мышления, национальный характер, фольклорные и письменные традиции, этнографическая характеристика и др.). Особенности развития литератур разных регионов.
Литература:

Говоря откровенно: Заметки писателей о межнациональных отношениях. М., 1989.

Ионин Г. Н. Национальное и общечеловеческое в литературном развитии // Национальная духовная культура и образование. СПб., 1994. С. 4–17.

Советская многонациональная литература: Очерк развития. М., 1986.

Способность к диалогу: В 2 ч. М., 1993.
Тема 2. Эпос и его роль в развитии национальных литератур.

Эпос как важнейшая ступень в художественном развитии народов. Формы эпических сказаний: стихотворная и стихотворно-прозаическая. Общее и национально-специфическое в сюжетах, темах, мотивах, способах изображения героев в героических эпосах «Манас», «Кер-оглы», «Алпамыш», «Олонхо» и др.
Литература:

Хализев В.Е., Мелетинский Е.М. Эпос // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 513–515.

Путилов Б.Н. Героический эпос народов СССР // Героический эпос народов СССР. Л., 1979. С. 3–32.
Тема 3. Таджикско-персидская средневековая поэзия.

Истоки, традиции, жанровое многообразие. Суфийская литература. Особенности поэтики. Основные жанры: касыда, газель, кыта, рубаи, месневи. Понятие канона. Представления о новаторстве.

Классика Ближнего Востока и Средней Азии. Творчество Рудаки. Героическое месневи Фирдоуси «Шахнаме». Рубаи Омара Хайяма. Дидактическое и лирико-философское направления в поэзии ХIII–ХV вв. Лирика Хафиза и Джами. «Семирица» Джами. Творчество Саади. Лирика и «назидательные» произведения. «Гулистан» как образец ритмизованной прозы.
Литература:

Абдуллаева Ф.И. Средневековая персидская поэзия (тексты, переводы,

комментарии). СПб., 2001.

Брагинский И. С. Двенадцать миниатюр: От Рудаки до Джами. М., 1976.

Грицков В.В. Фирдоуси. М., 1999.

Раджабов М.Р. Фирдоуси и современность: Анализ мировоззрения. Душанбе,

1976.

Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П. Омар Хайям. М, 1965.

Пригарина Н.И. Хафиз и влияние суфизма на формирование языка персидской

поэзии // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.

Услышь флейтиста: Суфийская проза и поэзия. М., 1998.

Изучение литератур Востока. Россия, ХХ век. М., 2002.
Тема 4. Поэтическое наследие Низами Ганджеви.

Диван стихов. Хамсе («пятерица»): «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандернаме» (Особенности сюжетов, авторская позиция и поэтика месневи).
Литература:

Ариф М. Азербайджанская литература. М., 1979.

Короглы Х. Низами Гянджеви. М., 1991.
Тема 5. Творчество Ш. Руставели.

Становление средневековой грузинской литературы. Сведения о личности Ш. Руставели: мифы и реальность. «Витязь в тигровой шкуре» – первое светское литературное произведение. Отражение в поэме социально-исторических реалий жизни Грузии ХII века. Использование приема сюжетной маскировки. Традиции персидской литературы в поэтике поэмы (жанр, портреты героев и др.).
Литература:

Абашидзе И. Слово о Шота Руставели // Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре. М., 1984. С. 5–20.
Тема 6. Литературы народов Средней Азии ХV–ХVII вв. Творчество Алишера Навои: традиционное и новаторское.

Возникновение литератур у тюркских народов Средней Азии. Литературное наследие туркменского поэта Байрам-хана. Творчество узбекского поэта Алишера Навои: эстетические взгляды, традиционное и новаторское в лирике и месневи. Хамсе («пятерица»): «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Стена Искандара» (сходство и «расподобление» с хамсе Низами в трактовке тем, образов).
Литература:

История казахской литературы: В 3 т., Алма-Ата. 1968–1971. Т. 1.

Озмитель Е. Наследие классики и киргизская литература. Фрунзе.1980.

Кор-Оглы Х. Туркменская литература. М, 1972.

Кор-Оглы Х. Узбекская литература. 2-е изд., М., 1976. С. 108–125.

Бертельс Е.Э. Избранные труды. Навои и Джами. М., 1965.
Тема 7. Развитие белорусской литературы ХVI–ХХ вв.

Особенности становления белорусской нации. Основные жанры литературы ХIV–ХVII веков: летописи, поучения, жития, хождения. Опыты «школьного» стихотворства и драматургии. Франциск Скорина и его роль в развитии белорусской культуры. Неблагоприятные условия для развития белорусской литературы ХVIII–ХIХ вв. Усиление роли и значения фольклора. Возникновение демократической поэзии и прозы в конце ХIХ в. Появление новых жанров: эпической и романтической поэмы, драматической поэмы, социальной драмы, в лирике – сонета, рондо и др. Творческое наследие Якуба Коласа и Янки Купалы.
Литература:

История белорусской советской литературы. Минск, 1977.

Алехнович С. Франциск Скорина // Родина. М., 1992. № 4. С. 92–93.

Кавко А.К. О национальном мировидении Францишека Скорины // Способность к диалогу. М., 1993. Ч. 2. С. 82–104.

Кавко А.К. От Скорины до Купалы: Белорусская литература в контексте национально-культурного возрождения. М., 2006.

Ярош М.Г. Белорусская литература // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 47–48.
Тема 8. Украинская литература ХV1–ХVШ веков. Г.С. Сковорода.

Основные жанры литературы ХIV–ХVI вв. (летописи, поучения, полемическая проза). Первые опыты «школьного» стихотворства и драматургии. Вертеп как оригинальное художественное явление. Г.С. Сковорода – философ и поэт. Философско-этические и философско-эстетические взгляды Сковороды и их отражение в философских трактатах: «Алфавит», «Наркисс» и др. Лирика и «Харьковские басни».
Литература:

Крыжановский С.А. Украинская литература // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 454–456.

Лощиц Ю. Сковорода. М., 1972.

Марченко О. Сковорода // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 469–474.

Охрименко П.П., Пильгук И.И., Шлапак А.Л. История украинской литературы. М., 1970. С. 29–98.
Тема 9. Творчество И.П. Котляревского.

Раннее поэтическое творчество И.П. Котляревского. Бурлескно-травестийная поэма «Энеида»: особенности пародирования поэмы Вергилия. Отражение в «Энеиде» жизни и культуры украинского народа в ХVIII–ХIХ вв. Своеобразие поэтики произведения. Драмы «Наталка Полтавка» и «Москаль-чародей»: своеобразие поэтики.
Литература:

Левин Б. Веселый мудрец: [Об И.П. Котляревском]. М., 1981.

Охрименко П.П., Пильгук И.И., Шлапак А.Л. История украинской литературы. М., 1970. С. 110–122.

Яценко М.Т. Творчество И.П. Котляревского в идейно-эстетическом контексте нового времени // Котляревский И.П. Сочинения. Л., 1986. С. 5–54.
Тема 10. Жанровое и стилевое многообразие творчества Т.Г. Шевченко.

Т.Г. Шевченко – поэт революционной демократии. Трагизм судьбы поэта. «Кобзарь» как итог раннего творчества Шевченко. Жанровое многообразие творчества зрелого периода (различные жанры лирики, поэмы, баллады, дневник, повести, драмы). Близость лирики поэта к украинскому фольклору (жанры, тематика, поэтика). Отражение в произведениях Шевченко истории, жизни и культуры украинского народа.
Литература:

Белецкий А., Дейч А. Т. Шевченко. 2-е изд., М., 1964.

Охрименко П.П., Пильгук И.И., Шлапак А. Л. История украинской литературы. М., 1970. С. 149–176.
Тема 11. Украинская литература второй половины ХIХ – начала ХХ вв.

Особенности развития украинской литературы во второй половине ХIХ в. «Женские» рассказы Марко Вовчка. Развитие реалистической прозы И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного. Поэзия и драматургия Леси Украинки. Этнографически-бытовые драмы и комедии И. Карпенко-Карого, М. Кропивницкого, М. Старицкого. Возрастание интеллектуального, философского начала в литературе конца ХIХ – начала ХХ вв. («Лесная песня» Леси Украинки, «Тени забытых предков» М. Коцюбинского, «В воскресенье утром зелье копала» О. Кобылянской и др.). Активизация развития драматургии (философские, психологические драмы В. Винниченко и др.). Жанровое и стилевое многообразие творчества И. Франко. Становление модернизма как самостоятельной художественной системы.
Литература:

Крыжановский С.А. Украинская литература // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 454–456.

Охрименко П.П., Пильгук И.И., Шлапак А.Л. История украинской литературы. М., 1970. С. 177–314.
Тема 12. Основные тенденции в развитии литературы народов СССР в 1917–32 гг.

Общность идейно-художественных поисков: тематика (героико-революционная, современная и историческая), проблематика, герои. Влияние традиций мирового «революционного» искусства. Разнообразие жанров и стилей. Рождение таджикской прозы (повести С. Айни «Бухарские палачи», «Одина», роман «Дохунда»).
Литература:

Оскоцкий В.Д. Советская литература // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 389–390.

Советская многонациональная литература (Очерк развития). М., 1986. С. 5–30.

Шошин В.А. Литература народов СССР: Книга для учителя. М., 1977. С.  93–190.
Тема 13. Поэзия и драматургия Хамзы.

Хамза – просветитель, организатор новометодных школ. Диван Нихана. Сборники стихов на мотивы национальных песен. Традиционное и новаторское в поэзии Хамзы: синтез новых тем, мотивов, жанров и классических традиций. Ориентация на поэтику В. Маяковского. Хамза как создатель узбекского национального театра, первый узбекский драматург («Бай и батрак», «Проделки Майсары»).
Литература:

Султанов Ю.С. Хамза. Ташкент. 1973.

Каюмов Л. Хамза. Ташкент, 1979.

Кор-Оглы Х. Узбекская литература. 2-е изд., М., 1976.
Тема 14. Творчество Егише Чаренца.

Ранние поэтические сборники («Три песни бледнопечальной девушке», «Синеглазая родина»): использование приемов символистской поэтики. Эпические поэмы Чаренца: «Сома», «Всепоэма»: своеобразие жанра и стиля. Создание новых жанровых форм (агитпоэма, радиопоэма). Тема поэта и поэзии (циклы «Ваш эмалевый профиль», «Уличной щеголихе»). «Лениниана» Е. Чаренца. Влияние поэтики В. Маяковского на творчество Е. Чаренца. Сатирический роман «Страна Наири».
Литература:

Агабабян С. Егише Чаренц. М., 1982.

Налбалдян В., Саринян С., Агабабян С. Армянская литература. М., 1976.
Тема 15. Творческий путь Миколы Хвылевого.

Эстетическая программа М. Хвылевого («Письма к литературной молодежи», памфлет «Украина или Малороссия»). Поэма «В электрический век». Сборники стихов «Предутренние симфонии» (1922), «Старые стихотворения» (1931). Сборники рассказов и новелл «Синие этюды», «Осень». Революция («Кот в сапогах», «Я/романтика/») и современность («Иван Иванович») в малой прозе Хвылевого. Своеобразие жанра и стиля (лиризм, этюдность). «Повесть о санаторной зоне». Роман-дискуссия «Вальдшнепы», отражение в нем эстетической программы писателя.
Литература:

Руденко-Десняк А. Об авторе «Синих этюдов» // Хвылевый М. Синие этюды. М., 1990. С. 3–18.

Холодова З.Я. «Мысли против течения»: эстетическая позиция М. Хвылевого // Потаенная литература: Исследования и материалы. Вып. 5. М., 2006. С. 154 –164.
Тема 16. Литература 30-х – I-й половины 80-х годов: основные тенденции.

Сложность и противоречивость истории развития «советской многонациональной литературы» в этот период. Организационное объединение писателей СССР: создание Союза писателей в 1934 г. Метод социалистического реализма. Расширение переводческой деятельности, взаимовлияния писателей разных национальностей. Возникновение литератур народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, ориентация писателей «молодых» литератур на опыт русской литературы. Съезды писателей в 50-е–80-е гг. Издание новых литературно-художественных журналов в столицах республик и крупных городах. Особенности литературного процесса: усиление интереса к фольклору в 30-е годы: переводы на русский язык «Манаса» и др. эпосов, расцвет творчества народных певцов – акынов, ашугов; расширение тематики, интерес к проблемам современности в послевоенное время.
Литература:

Оскоцкий В.Д. Советская литература // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 389–392.

Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы. М., 1978.

Советская многонациональная литература (Очерк развития). М., 1986. С. 31–177.

Шошин В.А. Литература народов СССР: Книга для учителя. М., 1977. С. 15–92.
Тема 17. Драматургия 30-х годов.

Тематика пьес 1930-х годов: героико-революционная, современная и историческая темы.

Пьесы А. Корнейчука. «Гибель эскадры» как «оптимистическая трагедия». Отражение драматического момента истории Украины в драме «Богдан Хмельницкий». Образ интеллигента в «Платоне Кречете». Публицистическая драма «Фронт». Драматургические поиски Корнейчука в послевоенное время («Макар Дуброва», «Калиновая роща», «Приезжайте в Звонковое» и др.).

^ Драматургия С. Вургуна: основные темы, проблематика. Пьеса «Вагиф»: проблема жанра, особенности поэтики. Героико-романтическая драма «Фархад и Ширин»: сходство и «расподобление» с месневи Низами и Айни в трактовке тем, образов.
Литература:

Охрименко П.П., Пильгук И.И., Шлапак А.Л. История украинской литературы. М., 1970. С. 470–479.

Налбалдян В., Саринян С., Агабабян С. Армянская литература. М., 1976.
Тема 18. Поэтический мир П. Тычины.

Музыкальность, философичность, влияние украинского фольклора в «Солнечных кларнетах» (1918). Сборники 20-х годов «Взамен сонетов и октав», «Плуг», «Ветер с Украины». Творчество в 30-е годы: сб. «Чувство семьи единой», «Партия ведет». Лирика военных лет. Поэма «Похороны друга»: своеобразие развития темы (сонатно-симфоническая форма поэмы), сплав патетики, лирики, Расширение тематики, жанровые поиски в 50–60-е гг.
Литература:

Тельнюк С.В. Павло Тычина: Очерк поэтического творчества. М., 1974.

Охрименко П.П., Пильгук И.И., Шлапак А.Л. История украинской литературы. М., 1970. С. 385–399.
Тема 19. Литература периода Великой Отечественной войны.

Своеобразие существования литературы в условиях социально-исторического кризиса, роль и функции. Агитационный характер поэзии начала войны. Проза военных лет. Публицистика П. Тычины, М. Бажана, С. Айни. Очерки и рассказы А. Довженко. Повесть В. Василевской «Радуга». Лирика. «Моабитская тетрадь» М. Джалиля. Пьеса А. Корнейчука «Фронт»: природа конфликта, особенности жанра.
Литература:

Мустафин Р.А. По следам поэта-героя: [О Мусе Джалиле]. М., 1971.

Мустафин Р. Поэзия правды и страсти // Джалиль М. Красная ромашка. Казань, 1981. С. 5–49.
Тема 20. Поэзия 50–90-х годов и ее отличительные черты.

«Лирический взрыв» в литературе второй половины ХХ века. Творческая эволюция поэтов старшего поколения (П. Тычина, С. Айни). Поэзия фронтового поколения. Новая публицистичность (Э.Межелайтис). Творчество Расула Гамзатова. Сплав национального и общечеловеческого в поэзии и прозе. Поэма «Горянка». Сб. «Высокие звезды» Книга лирической прозы «Мой Дагестан». Поэзия Кайсына Кулиева. Трагизм судьбы поэта. Философичность лирики. Сб. стихов «Раненый камень». Поэмы.
Литература:

Дементьев В. В. Р. Гамзатов. М., 1984.

Рассадин С. Б. К. Кулиев. М., 1974.
Тема 21. Тема великой Отечественной войны в литературе 60–90 годов.

Изменение акцентов в изображении войны, проблематики и авторской позиции в 50–60-е, 70–80-е и 90-е гг. Эпическая разработка темы в романе И. Стаднюка (социально-философская и социально-историческая интерпретация). Исследование личности в ситуации войны. Художественно-документальные произведения («Хатынская повесть» А. Адамовича). Психологические повести И. Шамякина.

Повести и романы В. Быкова. Лирико-философские повести «Сотников» и «Знак беды».

Произведения о войне А. Адамовича. Философская повесть «Каратели»: сплав документализма и художественности.
Литература:

Лазарев Л. И. Василь Быков: Очерк творчества. М., 1979.
Тема 22. Изображение народной судьбы в украинской прозе 50–90-х гг.

Творческий путь М. Стельмаха. Романы «Кровь людская не водица». «Большая родня»: сочетание эпического изображения жизни народа в 20–40-е годы и лиризма. Глубина осмысления послевоенной жизни в романе «Правда и кривда». Создание новых жанровых форм (повесть-песня, роман-дума, роман-сказание). «Лирическая эпопея» «Четыре брода».

^ Творчество О. Гончара. Трилогия «Знаменосцы»: проблематика, особенности поэтики. Роман в новеллах «Тронка». Повесть о трудных подростках «Бригантина». Раскрытие нравственного мира человека в романах 70–80-х гг. «Берег любви», «Твоя заря». «Задержанный» роман «Собор»: острота проблематики.
Литература:

Охрименко П.П., Пильгук И.И., Шлапак А.Л. История украинской литературы. М., 1970. С. 492–515.

Дроздовский В.П., Тытыкало В.Н. Особенности художественного повествования О. Гончара (На материале романов «Тронка» и «Твоя заря») // Вопросы литературы народов СССР. Вып. 15. Киев; Одесса, 1989. С. 24–37
Тема 23. Творчество Чингиза Айтматова.

Путь в литературу и первые публикации. «Повести гор и степей» («Джамиля», «Первый учитель», «Тополек мой в красной косынке», «Верблюжий глаз»), «Прощай, Гульсары!»: особенности стиля, изображение духовного мира человека, раскрытие национального характера. Повести о детях: «Белый пароход (После сказки»)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря»: своеобразие структуры произведения, поэтика мифа. Философской роман Ч. Айтматова («Буранный полустанок», «Плаха», «Тавро Кассандры»): осмысление «вечных» вопросов и острота современной проблематики, структура текста. Место романов в литературе 80-90-х гг.
Литература:

Гачев Г. Ч. Айтматов и мировая литература. Фрунзе, 1982.

Левченко В. Г. Чингиз Айтматов: Проблемы поэтики, жанра, стиля. М., 1983.

Тема 24. Творчество Фазиля Искандера.

«Философия жизни» и художественное мироощущение Ф. Искандера. Эволюция творческого пути. Автобиографические рассказы и повести. Сатира «Созвездие козлотура». Философско-политическая сказка «Кролики и удавы». Роман «Сандро из Чегема»: история создания и публикации, жанровое своеобразие, авантюрный тип сюжета и героя, острота проблематики. Раскрытие национального мышления и национального характера в произведениях Ф. Искандера. Острота проблематики в рассказах конца ХХ века.
Литература:

Иванова Н.Б. Смех против страха, или Фазиль Искандер. М., 1991.
Тема 25. Литературная ситуация конца 80-х гг. ХХ в. – начала ХХI в.

Изменение общественной ситуации и последующая трансформация культуры. Смена тем и общего пафоса литературы. Актуализация нравственных проблем в литературе и искусстве в целом. Тяготение литературы к философским обобщениям. Коренной пересмотр истории развития общества и литературного наследия разных народов. Публицистичность как отклик на изменение общественного сознания. Феномен «возвращенной» литературы. Проблема официальной / неофициальной литературы и ее разрешение. Специфика литературы 90-х – нач. ХХ1 века.
Литература:

Кручик И. Что нового в самой из зарубежных литератур: Украинская литературная ситуация // Лит. новости. М., 1994. № 9/10.

^ 3.2. Краткий словарь литературоведческих терминов
Акын – в казахской и киргизской литературах певец, который под сопровождение домбры поет свои песни.

Ашуг – (араб. «влюбленный») народный певец-поэт на Кавказе. Ашуг импровизирует, исполняя свои песни под звуки струнного инструмента.

Бейт – в персидской, арабской и тюркоязычной поэзии двустишие, содержащее законченную мысль и имеюшее особую рифмовку (монорим – АА).

Газель – лирическое стихотворение, состоящее не менее чем из трех, но не более двенадцати бейтов, зарифмованных монорифмой. Широкое распространение газель получила в таждикской и персидской классических литературах, а также в азербайджанской, узбекской, туркменской поэзии. Основное содержание газели – воспевание любви, тоска и печаль по поводу несчастной любви.

Дастан – эпический жанр в тюркоязычных литературах (узбекской, туркменской и др.). Обычно литературная обработка сказочных сюжетов, легенд и преданий. Дастаны бывают прозаические и стихотворные. В классических тюркоязычных литературах дастанами называются романтические поэмы или главы из больших эпических произведений (напр., из «Шахнаме» Фирдоуси). В советскую эпоху были созданы дастаны о борьбе с басмачами, о героях Великой Отечественной войны. Собирателей и исполнителей дастанов назыают «дастанчи».

Диван – в литературах Ближнего и Среднего Востока сборник стихотворений одного поэта. Стихотворения расположены в строго обусловленном порядке: или по жанровому признаку, или по тематическому.

Касыда – в персидской, таджикской и тюркоязычной поэзии торжественное хвалебное стихотворение, напоминающее оду. Рифмуется монорифмой (однозвучной рифмой) через строку (со второго бейта).

^ Кобзарь – украинский народный певец, исполняющий исторические песни и думы под аккомпанемент кобзы или бандуры.

Коломыйка – народная украинская песня, в которой использован «коломыйковый» стих: строфа состоит из двух строк по 14 слогов в каждой, с обязательной цезурой (паузой) после восьмого слога, с женской рифмой.

Месневи – в азербайджанской и тюркоязычных литературах крупное поэтическое проиведение любовно-романтического («Лейли и Меджнун» Низами и Навои; «Хосров и Ширин» Низами, «Фархад и Ширин» Навои и др.), героического ( «Шахнаме» Фирдоуси) либо философского содержания («Сокровищница тайн» Низами, «Смятение праведных» Навои)

Редиф – термин поэтики восточных литератур: повторение слова или группы слов после рифмы в конце каждой строки. Например:

От этого множится горе, о муки,

От этого слезы, как море, о муки

(«Шахнаме» Фирдоуси)

Изредка редиф стоит перед рифмой и даже перед началом строки. Бывает простой редиф и развернутый – из нескольких слов. Редиф часто встречается в газели и – особенно – в рубаи.

Рубаи – четверостишие (как правило, философского содержания), в котором рифмуются первая, вторая и чеетвертая строки, а третья остается незарифмованной: ААБА. Иногда после рифмы следует редиф. Рубаи – одна из самых распространных форм лирической поэзии народов Востока. Мастер рубаи – Омар Хайям.

Хамсе (Пятерица) – крупное поэтическое произведение, состоящее из пяти отдельных месневи, расположенных в строго определенном порядке (сначала произведение философского характера, затем следуют три романтических месневи, последнее месневи посвящено Александру Македонскому, считающемуся на Востоке мусульманским пророком).

Хафиз – народный певец в Таджикистане.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «литература народов снг» iconЛитература народов СНГ методические указания для студентов V курса...
Данные методические указания знакомят студента со структурой курса «Литература народов снг», его предметом, целями и задачами, со...

Рабочая программа дисциплины «литература народов снг» iconРабочая учебная программа дисциплины ( syllabus ) для студентов наименование...
Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений...

Рабочая программа дисциплины «литература народов снг» iconРабочая учебная программа дисциплины ( syllabus ) для студентов наименование...
Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений...

Рабочая программа дисциплины «литература народов снг» iconРабочая программа Криминология по специальности 030501. 65 Юриспруденция...
Рабочая учебная программа дисциплины «Криминология» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...

Рабочая программа дисциплины «литература народов снг» iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Рабочая программа дисциплины «литература народов снг» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)

Рабочая программа дисциплины «литература народов снг» iconРабочая программа дисциплины «Философия»
...

Рабочая программа дисциплины «литература народов снг» iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы и технологии издательского дела»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной...

Рабочая программа дисциплины «литература народов снг» iconРабочая программа дисциплины «Банковское дело»
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению...

Рабочая программа дисциплины «литература народов снг» iconКниту каи
Методические указания предназначены в помощь студентам специальности 120100. Рассмотрены цели и задачи изучения дисциплины, приведены...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов