Скачать 1.2 Mb.
|
ГРАЧЕВА О.О.КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕСтудент……………………………………………..гр………ФТБКиСИ 2011/2012 уч.г. Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура ПЛАН
ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература. ^ Педагогика определяется как наука о воспитании. А что же такое воспитание? Попробуем обратиться к этимологии слов, обозначающих педагогический процесс. По-гречески педагог – «……………………………..». Так называлось занятие раба, которому поручали водить мальчиков к учителям. По-русски воспитывать – значит кормить, насыщать. Такое же значение у старославянского понятия пестовать(белорусское песціць): от слова пест - ……………………………………………….. По-белорусски это выхаванне. “Этымалагічны слоўнік беларускай мовы” [т.2, С.289] трактует как заимствование из польского (wychowanie), где оно является калькой французского (éducation). При этом понятие “адукацыя” тот же словарь [т.1, С.92] считает также заимствованным из польского (edukacja), восходящего к латинскому duco, ducere – вести. Таким образом, этимологически все эти понятия восходят к древнегреческому образу детоводителя. Но в современном звучании и восприятии белорусского слова носителями языка проявляется «народная этимология». Как свидетельствуют опросы студентов БГУ культуры и искусств, в слове «выхаванне» им отчетливо слышен призвук понятия “хавáць” в его современном значении – прятать. Воспитатель как бы помогает ребенку выявить, достать из глубин своего естества то, что упрятала туда сама природа. С точки зрения артпедагогики (педагогики искусства) этот образ представляется очень выразительным. Обратимся к трактовке интересующего нас процесса в современной поэзии. И.Сельвинский^ В роще убили белку, Была эта белка мать. Остались бельчата мелкие, Что могут они понимать? Сели в кружок и заплакали. Но старшая, векша лесная, Сказала мудро, как мать: -Знаете что? Я знаю: Давайте будем линять! Мама всегда так делала. (1960) И.Губерман. (Из гариков) Сперва, резвясь на жизненном просторе, мы глупы, словно молодость сама; умнеем после первого же горя, а после терпим горе от ума. (1990-е) Что общего в этих процессах? Что успели приобрести бельчата, и что приобретаем мы с вами, переживая несчастья? (жизненный опыт) Итак, процесс воспитания можно определить как процесс передачи жизненного опыта. Современная педагогика трактует воспитание как процесс передачи социального опыта от старших поколений к младшим (т.е. процесс социального самовоспроизводства общества). Зачем нужна такая передача? Почему младшее поколение часто противится этому процессу? Как сделать этот процесс комфортным для обеих сторон – воспитателя и воспитанника? Как сделать процесс передачи опыта максимально эффективным, т.е. экономным по временным, материальным, психологическим затратам? Почему в процессе воспитания педагоги нередко получают совсем не те результаты, на которые рассчитывали? На эти и многие другие вопросы ищет ответы педагогика. ^ считает процесс воспитания поддающимся н Объясните значение этих процессов для практики. Приведите примеры аблюдению изучению проектированию контролю коррекции Таким образом, педагогический процесс с точки зрения педагогики как науки является познаваемым. Для его описания педагогика использует ряд специальных терминов – категорий. Педагогические процессы изучаются с целью воспроизведения и получения заранее прогнозируемых результатов. Проверка результатов педагогической деятельности представляет собой сложную и активно исследуемую проблему. Почему же возможен вопрос об отнесении педагогики к искусству? Приведите примеры педагогических ситуаций, протекающих по законам искусства: Итак, педагогические процессы располагаются не только в сфере науки, но и в сфере искусства, поскольку
2. Основные категории педагогической науки Философия определяет педагогику как категорию вечную и всеобщую:
Основные категории педагогической науки: ВОСПИТАНИЕ – в широком смысле – передача жизненного опыта; в узком смысле - формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе. ОБРАЗОВАНИЕ – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности. ОБУЧЕНИЕ – процесс взаимодействия учителя и ученика. РАЗВИТИЕ – создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей ФОРМИРОВАНИЕ – педагогические действия по созданию динамических стереотипов в интеллектуальной и нравственной сферах САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ – педагогические процессы, протекающие без непосредственного участия педагога (опосредованно в роли педагога выступают как реальные, так и вымышленные личности) ^ Связь педагогики с другими науками. Человек – существо био-социальное. Педагогика тесно связана со многими отраслями знаний, она пользуется данными иных наук о человеке, рассматривая их прикладные аспекты сквозь призму своих целей.
4 ^ История педагогики этнопедагогика ![]() ![]() Сравнительная педагогика ![]() ![]() Педагогика семьи ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Дошколь-ная пед-ка Профессиональная педагогика ![]() дефектология Школо-ведение дидактика ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Педагогика высшей школы ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() теория и практика воспитания ![]() искусства труда социальной деятельности физкультуры и спорта досуговой деятельности ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() учебной и познавательной деятельности ![]() Специфика профессиональной деятельности преподавателей и выпускников нашего вуза позволяет говорить о таком явлении, как артпедагогика. На основе материалов лекции попробуйте дать определение понятию артпедагогика. ^
Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории ПЛАН
1. Предмет дидактики. Термин «дидактика» введен в XVII в. Я.А.Коменским. «Ди даре» по-гречески означает «........................». Коменский определяет дидактику как «искусство учить всех всему». В современной науке дидактика – это .................................................... ................................................................................................................................ П ^ рактика учения ставит перед нами вопросы, на которые дают ответы соответствующие разделы дидактики: -Для чего учить? ............................................... -Чему учить? ............................................... - Как учить? ............................................... ^ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ – это процесс взаимодействия учителя и учащихся ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – это система взаимосвязанных требований к учебному процессу СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – это система знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – особенности объединения и организации учащихся для учебных занятий ^
................................................................................................................................
..................................................... (память, логическое мышление, дедуктивные и индуктивные умозаключения, умение работать с информацией, поступающей через различные каналы восприятия и т.д.)
(ассоциативное и дивергентное мышление, освобождение от стереотипов восприятия и мышления; наука об этом – эвристика, система практических действий – ТРИЗ)
^ (на примере работы над курсовой) В Студенты слушают объяснение и вспо-минают прежний опыт написания рефе-ратов и контрольных работ ОСПРИЯТИЕ (непоср.ощущения и личный опыт) ![]() Студенты понимают, что курсовая по педагогике предъявляет к ним новые требования: проведение исслед-я ПОНИМАНИЕ Установление связей м/явл-ми ![]() Студенты решают, что с этой работой придется повозиться (или обдумывают способы обойти требования) ОСМЫСЛЕНИЕ Складывается отношение к изучаемому ![]() У студентов формируется ориентация на выбор темы: полегче или поинтереснее ОБОБЩЕНИЕ Новые сведения включаются в систему знаний ![]() В процессе индивидуальных консультаций ЗАКРЕПЛЕНИЕ Повторение. Запоминание Выступление на научной конф., защита курсовой ![]() ПРИМЕНЕНИЕ Приведите пример этапов усвоения знаний на основе близкого вам вида художественного творчества В процессе обучения, если мы не получаем ожидаемого результата, надо прежде всего проверить: не упущен ли один из этапов обучения ^ По-латыни principium – основа, первоначало. В педагогике под принципами понимают систему базовых идей педагогического процесса.. Дидактические принципы можно рассматривать с трех сторон: Во-первых, это система требований к организации учебного процесса, обеспечивающая его продуктивность. Во-вторых, эта система возникла не волюнтаристски, а в результате долгих наблюдений и отражает объективные закономерности процессов усвоения, запоминания, забывания и иных психических реалий учения. В-третьих, знание принципов построения учебного процесса позволяет конструировать и анализировать преподавательскую деятельность, а также давать ей оценку и вносить необходимые коррективы. Дидактические принципы разрабатывались на протяжении столетий. В их вычленение и формулирование внесли свой вклад такие выдающиеся педагоги, как Я.А.Коменский, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и др. К числу принципов, наиболее актуальных для системы художественного образования можно отнести: НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ – требует опоры на современный уровень научных достижений в области содержания предмета и методики его преподавания. ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ – требует интеграции учебной и практической деятельности СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – (на практике разработан и внедрен Коменским) Для преподавания точных и естественных наук характерен линейный вариант реализации этого принципа. В преподавании предметов эстетического цикла этот принцип реализуется циклично. ДОСТУПНОСТЬ – следует различать доступность на интеллектуальном и эмоциональном уровне: материал изучаемых (а в особенности исполняемых) произведений искусства должен соответствовать уровню ………………………………………… ученика. НАГЛЯДНОСТЬ. Можно выделить виды наглядности в соответствии с каналами поступления информации: аудиальная, визуальная, аудио-визуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая и др. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Уже Коменский пытался выделить типологию учеников. Ныне наука предлагает нам множество типологических рядов, которые в сумме обеспечивают индивидуальный подход. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. данный принцип тесно связан с мотивацией учения. У процесса учения всего два ведущих мотива: ………………………………………... ^ Под содержанием образования понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые должны усвоить ученики. При этом ЗНАНИЯ –это результат процесса познания, отраженный в сознании в виде представлений, понятий, суждений. УМЕНИЯ – подготовленность к практическим и теоретическим действиям по ……………. знаний. НАВЫКИ –……………………………………………………. Мыслительные процессы при этом протекают свернуто, без поэтапного самоконтроля. ^ уровнях: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ или БАЗОВЫЙ. Обеспечивает приобщение к искусству всех учащихся на основных этапах учения: дошкольном, школьном, профессиональном, а ныне – и высшем. УГЛУБЛЁННЫЙ. Обеспечивает профориентацию в сфере художественного творчества путем углубленного (предпрофессионального обучения основам искусств и активного приобщения к творческой деятельности). Существует на этапе школьного образования в форме школ и классов с «уклоном», кружков и студий во внешкольных учреждениях и специальных школ системы Министерства культуры. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. Готовит кадры для профессиональной деятельности в сфере искусства (творческой и преподавательской). Осуществляется в РБ небольшим количеством учебных заведений среднего, среднего специального, среднего профессионального и высшего образования. ^ ( проанализируйте на примере обучения близкому вам виду искусства): Д ![]() Школьное образование С Система непрерывного образования реднее профессиональное +среднее специальное образование Высшее образование (переходит не 2-х уровневый цикл) Послевузовское образование (пов. квалификации и переквалификация, а также магистратура, аспирантура, докторантура Образование пенсионеров ^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Содержит перечень…….…………………………, а также указывает объем учебной нагрузки (…………………………………) по каждому предмету и формы контроля. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА. Включает перечень всех изучаемых по предмету………, краткий перечень основных вопросов каждой темы, списки рекомендованной учебной литературы. СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: определяют развернутую …………. ……………………….в рамках каждого типа обучения или специализации. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ КНИГИ. Виды:
^
Тема 3. Дидактика : формы и методы организации учебного процесса ПЛАН
В зависимости от типа учреждения и целей учебного процесса современная система художественного образования подразделяется на Академические – предполагают строго очерченные......................., .................его реализации, формы и требования к ......................за усвоением знаний, стандарты требований к выпускнику, тип юридического............................, подтверждающий успешное окончание образования. Досуговые – более или менее строго очерчивают лишь ..........................образования. Остальные требования либо носят весьма свободный характер (сроки реализации, формы контроля), либо имеют стимулирующий характер (контроль, документы, подтверждающие получение образования). В зависимости от количества учеников, с которыми работает преподаватель, формы обучения можно подразделить на коллективные, групповые и индивидуальные:
Наиболее распространенная в наши дни классно-урочная форма организации занятий предполагает:
Такая форма была детально разработана и описана в начале XVII в. Я.А.Коменским и, просуществовав 300 лет, начинает на наших глазах разрушаться. Происходит взаимопроникновение досуговых и академических форм. Индивидуальные формы занятий становятся все более востребованными и развиваются на новой технологической основе (………………………………………………………….). ^ (разработана в начале XIX в. Гербартом):
Иные типы уроков: Урок-экскурсия Урок-конференция Урок-концерт Урок-репетиция Контрольный урок и т.д. ^ Существует множество классификаций методов обучения. В зависимости от основания классификации можно выделить следующие: По источнику получения знаний
По целям учебного процесса
По типу деятельности учащихся
.................................................................на основании существующих образцов (открытий, изобретений, шедевров);
^ Методы ознакомления Репродуктивные с новым материалом Методы закрепления Проблемно-поисковые полученных знаний Методы контроля Творческие |
![]() | Не являясь альтернативой это пособие поможет успешно сдать экзамен по общей гигиене. Курс лекций будет полезен не только студентам,... | ![]() | Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4-х т. Т. М.: Мысль,... |
![]() | Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту | ![]() | Чижов М. И., Юров А. Н. Информатика и информационные системы: Конспект лекций. Воронеж: Воронеж гос техн ун-т, 2003. 148 с |
![]() | Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона. Конспект лекций. Рубцов Б. Н. М. Миит, 2001 | ![]() | Цифровые системы управления и обработки информации. Конспект лекций. Модуль 1: Организация и программирование систем чпу. (для студентов... |
![]() | Конспект лекций разработан кандидатом экономических наук, доцентом кафедры «Экономическая теория и кибернетика» Одесского государственного... | ![]() | Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов... |
![]() | Теория автоматов (часть I). Конспект лекций /Киров, Вятский государственный университет, 2010, 56с | ![]() | Опорный конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» для студентов 2 курса (3 семестр) сгф для направления 101100. 62 «Гостиничное... |