Вопросы для подготовки к зачету
Древнерусская литература как искусство слова. Источники, периодизация, система жанров.
«Повесть временных лет» как памятник литературы XII века. Композиция, проблематика, основные типы летописного повествования.
Человек и история в «Повести временных лет»: проблема художественности, «реализм» и условность в летописи.
«Слово о полку Игореве»: история открытия и опубликования. Историческая основа «Слова». Проблема подлинности.
Художественные особенности «Слова о полку Игореве». Проблема жанра. Образ автора. Позднейшие переложения «Слова»
Проблематика и поэтика повестей о татаро-монгольском нашествии. Проблематика и поэтика памятников Куликовского цикла.
Философско-исторические представления в Древней Руси
Жанр жития и его разновидности. «Киево-Печерский патерик», «Сказание о Борисе и Глебе» как произведения ранней русской агиографии.
«Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.
Эволюция паломнического жанра в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина.
Тверская литература XIV-XV вв. «Житие Михаила Ярославича Тверского»
Иван Грозный как литератор
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как повесть о любви.
Особенности произведений о Смутном времени. Развитие жанров публицистики. «Сказание» Авраамия Палицына как историческая повесть.
Творчество протопопа Аввакума. Идеология старообрядчества, новаторство Аввакума-амографа
Концепция человека в «Повести о Горе и Злочастии».Особенности изображения человека в повестях XVII века. («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне»).
Русская сатира второй половины XVII века. Жанровое и стилевое своеобразие. Социальные, бытовые, антиклерикальные мотивы.
Стихотворная культура Древней Руси. Творчество Симеона Полоцкого.
Возникновение русского театра. Сюжеты ранней русской драматургии. «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого.
Переводная литература в Древней Руси
|