Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе




Скачать 143.56 Kb.
НазваниеПрограмма подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе
Дата публикации25.02.2015
Размер143.56 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Литература > Программа
Программа подготовки

детей старшего дошкольного возраста

к школе.

Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Курс предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, концентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.
^ Задачи подготовительного курса:

  • формирование положительной учебной мотивации, формирование навыков учебной деятельности

  • социализация детей и их психологическая подготовка к обучению в школе

  • развитие психических процессов, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), развитие познавательных способностей

  • накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности

  • формирование элементарных арифметических и геометрических представлений

  • знакомство с цифрами 0-9

  • формирование навыка счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, «соседи числа», сравнение по количеству, употребление понятий «больше, меньше, равно»

  • совершенствование навыков счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке

  • обучение детей счету и измерениям, формирование представление о числе, как о точке числового ряда (рассмотреть только ряд натуральных чисел и 0, закономерности построения слева направо)

  • подведение к понятию «число», «цифра»

  • закрепление понимания отношений между числами натурального ряда, ознакомление с составом чисел первого десятка

  • научить соотносить цифру с числом предметов, выполнять арифметические действия сложения и вычитания; уметь на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание

  • научить пользоваться арифметическими знаками действий

  • дать первоначальные представления о величине (ширина, длина, высота) предметов, формировать навыки измерения различных величин

  • формировать геометрические представления (знать и правильно называть числа, геометрические фигуры, правильно употреблять понятия: «впереди – сзади, вверху – внизу, слева – направо» и др.)

  • формировать начальные чертежные представления (уметь чертить по линейке, чертить геометрические фигуры по шаблону, ориентироваться на листе в клетку)

  • развивать логическое мышление, умение пользоваться обобщающими словами, понимать определения, находить закономерности

  • учить ориентироваться во времени, частях суток, перечислять в правильной последовательности (времена года, месяцы, дни недели)

  • подготовка детей к обучению чтению, письму

  • знакомство с буквами русского алфавита

  • подготовка к освоению грамоты путем формирования фонематического восприятия и слуха

  • развитие фонематического слуха (умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.)

  • отрабатывание дикции

  • учить делению слов на слоги, составлению слова из слогов

  • развитие и совершенствование связной устной речи ребенка

  • активизировать, расширять и уточнять словарный запас детей, совершенствовать умение согласовывать части речи в соответствии с грамматическим строем родного языка

  • дать первоначальные представления о предложении

  • закреплять умение отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста

  • совершенствовать умение составлять рассказы

  • формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам  художественной речи, словесному творчеству, развивать интерес к художественной литературе

  • учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям

  • побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения

  • объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений

  • ввоспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами, учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста

  • развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения

  • формировать  образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение  воспроизводить и осознавать образные выражения

  • учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво

  • учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе

  • формирование правильной посадки при письме, умение правильно держать ручку, работать в тетради в узкую и широкую линию, ориентироваться на листе бумаги (клетчатой, линованой)

  • развитие мелкой моторики руки

  • формирование умения безотрывного письма (различные упражнения - выполнение штрихов, повторение узоров, выписывание узоров под диктовку и т.д.)

  • формирование навыков ручного труда и изобразительной деятельности;

  • научить ребенка уметь владеть ручкой, а также карандашом и кистью при разных приёмах рисования, лепить разными способами небольшие фигурные группы из 2-3 фигур, передавая пропорции и динамику, делать разметку по шаблону и вырезать геометрические фигуры

  • составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм, владеть основными приёмами выполнения аппликации

  • расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране

  • формирование умения распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе

  • расширение представления детей о родной стране, о труде людей

  • дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей

  • расширение представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации

  • формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах

  • воспитание бережного отношения к окружающей природе

  • выполнять физические упражнения из разных позиций чётко, ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции.


В результате обучения по программе подготовительного курса у ребенка должна сформироваться четкая структура полученных знаний, позитивное отношение к учебной  деятельности, желание и умение организовывать свое время.

^ Введение в математику.

Будущий первоклассник должен знать цифры от 0 до 9, писать их, сравнивать числа в пределах 10, называть соседние числа, уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке, соотносить цифру с числом предметов, знать отношения между числами натурального ряда, знать состав чисел первого десятка и то, как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1), увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц, знаки +, - , =, понимать конкретный смысл действий сложения и вычитания Старший дошкольник к окончанию детского сада понимает структуру задачи (условие, вопрос) и умеет составлять и решать простейшие задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь знаками арифметических действий, производить простейшие арифметические действия вида 1, а так же сложение и вычитание по частям: 2, З, 4; измерять длину предметов с помощью условной меры. Будущий первоклассник должен определять где предметов больше(меньше), сравнивать количество элементов в двух множествах путём установления взаимнооднозначного соотношения; сравнивать множества, устанавливая равенство или неравенство (+1, - 1), уметь сравнивать и классифицировать предметные множества по таким признакам как размер, цвет, форма, назначение. Называть и распознавать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, многоугольник), составлять из одних геометрических фигур (треугольников) другие (квадрат, прямоугольник) или большего размера и различать их, проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать, классифицировать), делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части. Cтарший дошкольник имеет первоначальные представления о пространственной ориентировке: слева, справа, вверху, внизу, в центре, в середине, умеет конструировать различные модели из бумаги и строительного материала. Выполненяет рисунки, узоры и т.д. в тетради в клетку, пишет графические диктанты, прописывает цифры и их их элементы.

Будущий первоклассник имеет элементарные представления о деньгах, о их достоинстве (монеты и банкноты).
^ Русский язык и введение в художественную литературу.

К поступлению в школу ребенок должен уметь отвечать на вопросы, строя сложные предложения, задавать свои вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста, составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта (5-6 предложений). Пересказывать небольшие тексты, пересказывать по опорным словам, по иллюстрациям. Знать все буквы алфавита и звуки русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем), отличать гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие; правильно произносить все звуки, отчетливо произносить слова; уметь членить простые предложения на слова; членить слова на слоги, выделять звуки в словах, определять количество звуков в словах и их последовательность, называть слова с определённым звуком, определять местонахождение ударного слога, определять место звука в слове. Иметь элементарные представления о синонимах, антонимах, о существительных («слова – предметы»), глаголах («слова-действия»), прилагательных («слова – признаки»). Раскрывать смысл несложных слов, давать описание несложного предмета. Иметь навык слогового чтения, читать предложения, небольшие рассказы. Уметь различать слово и предложение. Составлять предложения по образцу и самостоятельно. Знать и читать по памяти небольшие стихотворения, песенки и чистоговорки. Читать с выражением, выделять интонационно различные по цели высказывания и характеру предложения. Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ, объясняя, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение). Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1—2 любимых стихотворения, 2—3 считалки; вспомнить 2—3 загадки. Называть двух—трех авторов и двух—трех иллюстраторов
детских книг. Заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть. Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, переска­зать отрывок из сказки, пьесы. Уметь драматизировать сказки, стихи, рассказы.
^ Ознакомление с окружающим миром.

Старший дошкольник должен верно называть основные признаки времен года, последовательность дней недели, месяцев, уметь пользоваться часами. Будущий первоклассник должен иметь представление как о своей стране, крае, городе (название, достопримечательности, природа), так и о некоторых других странах; о всенародных праздниках, о труде человека, профессиях; о школе, об армии и полиции, о транспорте, о библиотеке, о больнице, о почте, о магазинах и т.д., о правилах поведения в обществе. Знать о растительном и животном мире, его охране. Знать о домашних и диких животных. Знать о росте и развитии растений, знать о растениях своего края. Уметь распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных, применять на практике простейшие представления об окружающем мире. Знать и соблюдать правила поведения на природе. Наблюдать и называть явления природы, знать последовательность времен года, называть основные признаки сезона. Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные. Узнавать животных по издаваемым ими звукам. Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания, особенности приспособления к сезонной жизни. Иметь представления о карте и глобусе. Иметь элементарные географичнские представления – о родной и других странах, о природных зонах (пустыня, тайга, степь, полюс). Знать о свойствах воды. Иметь представление о строении своего тела, соблюдать правила личной гигиены, безопасности.     Программа подразумевает знакомство детей с некоторыми знаками дорожного движения (пешеходный переход, зебра, остановка транспорта), сигналами светофора; с правилами поведения на улице, в общественных местах, в транспорте. При подготовке к школьной жизни важно научить ребенка уметь вести себя в различных, в том числе в черезвыйчайных или конфликтных ситуациях, знать свои возможности, подготовить к социальной адаптации в школьном коллективе. Дошкольник должен знать и соблюдать правила поведения в школе, слушать и выполнять инструкцию для обучающегося. Очень важно, чтобы ребенок знал свой адрес, фамилию имя , отчество.

                                                                                                                                           

^ Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.
Правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш, ручку, наклонно располагать тетрадь. Уметь ровно, безотрывно писать элементы – короткую и длинную линии, овалы, полуовалы, петли, прямые с закруглениями вверху и внизу. Чётко, без искажений, писать некоторые строчные и заглавные буквы; правильно списывать слова и предложения, написанные печатным шрифтом; грамотно (без пропусков) писать (печатным шрифтом) под диктовку слова, написание которых не расходиться с произношением.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок должен выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться на листе бумаги, в тетрадях, работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо, писать основные элементы букв, рисовать узоры и различные элементы.
^ Развитие творческих способностей, ручной труд (лепка, изобразительное искусство и др.)
Ребенок должен уметь правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш, ручку, другие графические материаламы; знать о правилах техникибезопасности при работе с различными инструментами и материалами. Владеть элементарными изобразительными навыками, лепить из пластилина, выбирая соответствующую технику и средства выражения. Знать названия семи цветов спектра - (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый), правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов( красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый – зеленый). Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности)

Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин). Понимать форму и пропорции. Делить целое на части. Использовать прием сплющивания, скручивания, вытягивания, свивания, налепы. Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знать особенности изобразительных материалов. Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения. Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Выполнять простые по композиции аппликации. Уметь вырезать предметы из бумаги, быть аккуратным, уверенным, самостоятельным. Уметь организовать свое свободное время.

Разыгрывать простые сценки: приглашение в гости, диалог по телефону, разговор животных. Принимать участие в сюжетно-ролевых играх (Путешественники, космонавты). Придумывать новые варианты дидактических игр (с предметами, словесными, настольно-печатными)

Участвовать в музыкальных и театрализованных играх. Проявлять интерес к подвижным играм, соблюдать правила и действия игры. выполнять простейшие общеразвивающие физические упражнения; использовать свои знания для охраны своего здоровья.

Уметь определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (бумажный, стеклянный, деревянный). Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).              

Устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода), действия ( идут, сидят, разговаривают и т. д.), выразить свое отношене.

;

Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.

^ Учебно-тематическое планирование занятий по подготовке к обучению в школе детей дошкольного возраста.
Занятия проводятся раз в неделю в вечернее время. Длительность одного занятия – 1,5 часа.

Дисциплины курса:

  1. Введение в математику.

  2. Русский язык (обучение грамоте, развитие речи, письмо).

  3. Художественная литература.

  4. Ознакомление с окружающим миром.

  5. Ручной труд, художественная деятельность (лепка, конструирование, рисование, аппликация, поделки).

  6. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.

Занятия проводятся преобладающе в игровой форме, с использованием наглядного материала, игровых, наглядных пособий, т.к. в основном мотивы поведения ребенка такого возраста связаны с интересом к процессу игры, Играя с дошкольником, мы, в процессе выполнения упражнений, оновременно развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые; на занятиях будет учитываеться принцип «от простого к сложному», а также принцип индивидуального подхода. На каждом занятии используются различные виды деятельности и формы работы, ввиду особенностей психики и физических возможностей дошкольника. Занятия за партами (не более 15-20 минут без перерыва) чередуется с физкультминутками, играми (пальчиковые, подвижные, ролевые), сменой вида деятельности. Каждое занятие будет включать в себя темы двух дисциплин (например, математика+окружающий мир; русский язык + рисование), а также упражнения по развитию мелкой моторики руки.
Ручной труд, художественная деятельность (лепка, конструирование, рисование, аппликация, поделки).

Через труд воспитываются нравственные, эстетические, умственные, познавательные качества ребенка. Художественная деятельность является одним из важнейших средств всестороннего развития личности. Работа с различными материалами, изготовление поделок способствует формированию таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем закрепляется в сознании. Во время занятий ручным трудом развивается и речь детей: усвоение и называние форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словаря; высказывание в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Ручной труд тесно связан и с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят свойства и различия, т.е. производят умственные действия. Развитию мелкой моторики способствуют и такие действия, как сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание, лепка, коструирование.

В процессе изготовления поделок дети учатся преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Постепенно у детей появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенную поделку, для этого нужно приложить усилия, осуществить трудовые действия. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им считать себя самостоятельными.

Занятия ручным творческим трудом таким, как лепка, рисование, выполнение аппликаций, поделок, конструирование будут проводиться в тесной связи с освоением основных предметов программы. Например, конструированием дети будут заниматься на математике, лепка или рисование – тематическое (окружающий мир, литературные произведения). Помимо развития воображения, творческих способностей, и др., эти занятия способствуют развитию мелкой моторики руки ребенка, мускулатуры рук и пальцев.

Во время занятий творческим ручным трудом дети узнают (или закрепят) правила техники безопасности при работе с инструментами (ножницы, линейки, ручки, карандаши) и материалами (краски, бумага, пластилин, клей, нитки), научатся различным приемам и техникам работы (оригами, аппликация, коллаж...)
Тематика занятий будет подбираться с учетом пройденных тем или актуального материала. Напрмер, при изучении близких тем - «времена года» на окр. мире и «часы, время» на математике, при занятиях рисованием можно создавать аппликации или рисунки «времена года», «день, утро, ночь», на конструировании складывать часы из различных фигур, создавать поделки (осень – листья, плоды, шишки...). При знакомстве с очередным сказочным, стихотворным или другим литературным произведением вылепить из пластилина любимых героев, создать коллективный коллаж, инсценировать отрывок произведения. Выбор вида деятельности будет зависеть как от пожеланий самих детей, так и от того, в каком виде деятельности у группы или конкретного ребена не достаточный уровень знаний, умений и навыков. Исходя из этого, в программе не представлено подробное тематическое планирование занятий творческим ручным трудом.
Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.

Данный вид деятельности обязательно предусмотрен в том или ином виде на каждом занятии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе iconРазвитие исследовательской активности детей старшего дошкольного...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе iconАссертивность как один из психологических механизмов развития социальной...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе icon«Особенности формирования представлений детей старшего дошкольного...
Вашему вниманию В. К. Р. на тему «Особенности формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх»,...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе iconОбучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду
К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной дея-ти детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе iconТеория и методика развития речи детей дошкольного возраста
Содержание пособия разработано на основе требований государственного образовательного стандарта к подготовке специалистов в области...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе iconТрудности в формировании навыка, чтения
Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.:...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе iconКоноваленко В. В., Коноваленко С. В
К 28 Формирование связной речи и развитие логического мыш­ления у детей старшего дошкольного возраста с онр. Неко­торые методы и...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе iconН. В. Краснощекова сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
К 78 Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. Изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 251 с. (Школа...

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе iconКонспекты лекций по дисциплине «теория и методика музыкального воспитания...
По дисциплине «теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе iconНародное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного...
Народное творчество как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов