Скачать 0.98 Mb.
|
а МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. A.M. ГОРЬКОГО ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2-й ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Темы практических занятий для студентов филологического факультета Екатеринбург Издательство Уральского университета 2004 Методическое пособие подготовлено кафедрой русской литературы филологического факультета Составители: А. В. Подчиненов, Н. В. Пращерук. Е. К. Созина, Г. К. Щенников, Л. П. Щенникова Под общ. ред. А.В Подчиненова, Е. К. Созиной © Уральский государственный университет. 2004 Утверждено учебно-методической комиссией филологического факультета 30 ноября 2003 г. Предлагаемое методическое пособие состоит из двух частей. Первая содержит темы практических занятий по истории русской литературы 1840-1860-х годов (для студентов 2-го курса), вторая - по истории русской литературы 1870-1890-х годов (для студентов 3-го курса). Темы охватывают творчество крупнейших писателей второй половины XIX века, а также важнейшие историко-литературные проблемы, рассмотрение которых поможет практически выявить общие закономерности художественного мышления эпохи. Составители стремились разнообразить форму практических занятий, чтобы дать возможность обратиться к различным аспектам художественной структуры произведения сюжету, композиции, системе образов, жанру, стилю, средствам выражения авторской позиции. Одновременно это позволит апробировать основные, наиболее употребляемые в современной филологической науке модели анализа и подходы: культурологический, эстетический, философско-религиозный, структурно-семантический. Часть практических занятий предлагается провести как лабораторные, используя методику «close reading» («медленного чтения»), что должно способствовать формированию не только учебных, но в первую очередь научно-исследовательских навыков у студентов. Выбор темы зависит от конкретных учебно-методических целей, которые преследует преподаватель, и уровня подготовленности студенческой группы. Каждая тема сопровождается списком рекомендуемой литературы, которую можно назвать базовой и которая, следовательно, нуждается в постоянном обновлении, расширении и корректировке. Практические занятия рассматриваются как важнейшая форма учебного академического обучения, существенно дополняющая общий теоретический лекционный курс по истории русской литературы. ^ Тема 1. «Былое и думы» А. И. Герцена: портрет поколения 1840-х годов 1. Образ эпохи 1840-х годов в книге Герцена в оценке русских философов и современных ученых. Как воссоздается и характеризуется духовная атмосфера 1840 годов в «Былом и думах»? Опишите «личный пафос» Герцена, его оценку социально-политической и культурной ситуации этого времени. Как это отражается на стиле повествования? 2. Обобщенный образ деятеля 1840-х годов «русского мальчика», «праздного человека» (гл. 25) и его общественная роль. Семантика термина «праздный человек» и ее подтекст. Особенности жанра «литературного портрета» в «Былом и думах» (на примере портретов В. Белинского, П. Чаадаева, Н. Станкевича, А. Хомякова и др.). 3. Характеристика западников и славянофилов в книге Герцена. Как объясняет автор раскол русского общества? В чем он видит своеобразие позиции западников и славянофилов? Как согласуются его оценки с данными современной науки? В чем своеобразие позиций самого Герцена? Что означают его слова о «двуликом Янусе»? 3. Особенности русского гегельянства. Сопоставьте текст 25-ой главы из «Былого и дум» А. Герцена и 6-й статьи «Очерков гоголевского периода русской литературы» Н. Чернышевского. 3. Соотношение суждений Герцена с точкой зрения русских философов начала XX века и с дальнейшим развитием русской жизни и русской культуры. Взгляды Герцена на развитие русской истории (глава «Роберт Оуэн» из 6-ой части). ^ Герцен А. И. Былое и думы. Ч. 4. (гл. 25,29,30; любое издание). См. также: Ч. 6, глава «Роберт Оуэн». Он же. Долг прежде всего (любое издание). Бердяев Н. Русская идея. Гл. 2, ч. 2. (отд. издание; или: Русская литература. 1990. № 2; или: Вопросы философии. 1990. № 1). Зеньковский В. История русской философии. Т. 1, ч. 2. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Киев, 1991. Гл. 6. Хомяков А. С. Иван Васильевич Киреевский // Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988. Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы: Ст. 6 (любое издание). Володин А. И. Об историософии Герцена // Вопросы философии. 1996. №9. Гурвич-Лищинер С. Герцен на пороге XXI // Вопросы литературы. 1996. №5. С. 133-166. Дрыжакова Е. Н. Герцен на Западе: В лабиринте надежд, славы и отречения. СПб., 1999. Егоров Б. Ф. Славянофильство, западничество и культурология // Из истории русской культуры. Т. 5 (19 век). М., 19%; ^ О национализме и панславизме славянофилов//Там же. Кондаков И. В. Контрапункты: 2 линии в развитии русской культуры (славянофилы и революционные демократы) // Русская литература . 1991. № 3 или: Он же. Раздвоение единого (2 линии в развитии русской культуры) // Вопросы литературы. 1991. №7. Кулешов В. И Славянофилы и русская литература. М., 1976 (гл. 2), Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. С. 125-133, 385-400. Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Там же. Хестанов Р. Александр Герцен: импровизация против доктрины. М., 2001. Цимбаев Н. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли 19 века. М., 1986. Тема 2. Роман А. И. Герцена «Кто виноват?» 1 . Смысл и пафос названия. Функции эпиграфа. 2. Особенности сюжетно-композиционного построения романа (фабула, специфика развертывания сюжета, «введения» и «расстановки» персонажей). Как проявляется «физиологизм» художественного мышления в построении произведения? Как отражается философия и эстетика натуральной школы? Какова роль биографизма и вставных жизнеописаний (конкретные обращения к тексту). 3. Расшифруйте понятие «диалогический конфликт» (термин Ю. Манна) применительно к роману. Охарактеризуйте героев, их позиции и судьбы. Какое значение имеют философские предпочтения и пристрастия самого автора, его антропоцентризм? (Примеры). 4. Повествование и стиль. Как организуется повествование? Образ повествователя и его значение. Интеллектуализм, предметность и лирическая насыщенность стилевой манеры автора. Система повествовательных мотивировок. ^ Герцен А. И. Кто виноват? (Любое издание). Бабаев Э Г. Художественный мир А. И. Герцена. М., 1981. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2 (разд.: А. И. Герцен). Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1982. С. 103, 139-145, 206-209. Манн Ю В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. Гл. 5. |
![]() | Темы охватывают творчество крупнейших писателей второй половины XIX века, а также важнейшие историко-литературные проблемы, рассмотрение... | ![]() | «Филология», направлению 031000 «Филология» по циклу «Общепрофессиональные и специальные дисциплины» государственного образовательного... |
![]() | ![]() | Студенческое научное общество филологического факультета (далее – сно фф) является добровольным общественным объединением, созданным... | |
![]() | Курашева С. В. Теоретическая педагогика: учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета. – г. Тара:... | ![]() | Мировая экономика» и «Международный бизнес». Для студентов других специальностей по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» предложен... |
![]() | ... | ![]() | Биржевой рынок. Методические рекомендации студентам экономического факультета отрасли знаний: 0305 "Экономика и предпринимательство"... |
![]() | Государственным образовательным стандартом. В методических указаниях представлены: тематический план курса, программа, планы практических... | ![]() | Текст].: методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент», профиль «Производственный... |