Скачать 239.29 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Приложения…………………………………………….…………………….16 ^ Одной из форм обучения в высшей школе выступает самостоятельная работа студентов в различных вариантах. Наиболее серьезным и сложным этапом в самостоятельной работе является письменная курсовая работа, подводящая итог изучению определенной дисциплины. Курсовая работа по дисциплине “Экономическая теория” является обобщением и закреплением тех навыков учебно-исследовательской деятельности, которые приобрел студент в ходе обучения и изучения данной дисциплины. Задачами курсовой работы по экономической теории являются: 1. Более глубокое овладение предметом данного курса в целом. Самостоятельное изучение и изложение выбранной темы требует проработки значительного количества дополнительной литературы не только по узкой теме, но и по смежным темам, что позволяет расширить и углубить знания по дисциплине в целом. 2. Привитие студентам навыков самостоятельной работы с литературой: умение пользоваться каталогами библиотек, составление библиографии, отбор нужных литературных источников и материала из них, анализ литературного материала, его классификация, систематизация и обобщение, умение делать собственные выводы по изученному материалу. 3. Выработка умения собирать, обобщать и анализировать фактический материал, подкреплять им теоретические положения работы и, напротив, делать теоретические выводы из анализа фактического материала. 4. Формирование научных интересов студента и освоение им простейших методов научного исследования. Курсовая работа - это один из начальных этапов в учебно-научной работе студентов. Здесь студент приобщается к формам и методам УИР и НИР, осваивает практику написания и оформления научных работ, формирует свои первоначальные научные интересы, которые могут быть развиты в последующей научно-исследовательской работе. 5. Приобретение навыков публичного выступления и защиты своей научной позиции. Кроме того, курсовая работа является эффективным средством контроля знаний и научно-исследовательских навыков, полученных студентами. В курсовых работах, как правило, уделяется внимание исследованию отдельных аспектов какой-либо крупной научной проблемы, самостоятельное и глубокое изучение которой помогает не только понять закономерности, характер, особенности и перспективы экономических явлений, но и сделать практические выводы, относящиеся или к состоянию экономических процессов в нынешних условиях, или к перспективам их развития. Работа над темой дает студенту навыки экономического анализа и экономического мышления, столь необходимые современному специалисту экономического профиля. ^ Курсовые работы пишутся по плану, который представляет собой их логическую основу, определяет структуру, содержание и последовательность частей работы. Для составления плана необходимо предварительно изучить основную литературу по теме работы, выделить узловые проблемы, вопросы, которые предстоит рассмотреть в курсовой работе. Таких вопросов может быть 2-4, но они должны отразить и осветить всю тему курсовой работы. Эти вопросы могут быть разбиты на более мелкие подвопросы (параграфы). Оформленная курсовая работа, как правило, содержит: - титульный лист; - оглавление; - введение; - основную часть; - заключение; - библиографический список; - приложения. . Во введение студент показывает актуальность темы, ее значение и место в экономической теории и практике, степень ее теоретической разработанности в имеющейся экономической литературе и формируют основные цели и задачи курсовой работы: какие аспекты проблемы и почему предполагается рассмотреть и осветить в работе. В основной части работы, в соответствии с планом, раскрываются главные вопросы темы. Основное требование к этой части работы - ее творческий характер. Именно здесь должен проявиться самостоятельный подход к изложению темы, умение анализировать литературу и исследовать проблему, делать собственные выводы и заключения. В данном разделе работы необходимо показать: как избранная автором тема освещена в экономической литературе, какие точки зрения имеются по данной проблеме, если она дискуссионна, изложить их и выразить свое отношение к ним. На основании изученной литературы в данной части работы следует последовательно раскрыть все вопросы, имеющиеся в плане работы с привлечением фактов, примеров, статистического материала, который бы подкреплял и подтверждал теоретические положения работы. Привлечение фактического материала значительно повышает ценность работы, привязывает ее к экономической практике. Фактический материал может быть получен путем изучения литературы, анализирующей экономическую практику (статьи в периодической печати, статистические сборники и пр.), а также путем сбора фактического материала самостоятельно на предприятиях, организациях, рекомендованных руководителем или выбранных студентом самостоятельно. Фактический материал должен отражать современное состояние проблемы, поэтому приводимые цифры и факты не должны быть устаревшими. Для этого следует опираться на статистические данные последних 3-х лет. Излагая тот или иной вопрос темы, студент должен делать самостоятельные заключения, выводы, выражать свое отношение к проблеме, к той или иной точке зрения. В заключении работы излагаются в сжатой форме теоретические выводы по всей работе и рекомендации автора в целом по проблеме. По объему заключение может составлять 1-2 страницы, также как и введение. В конце в обязательном порядке приводится библиографический список по теме работы. После списка литературы в конец работы прилагаются Приложения, состоящие из таблиц, диаграмм, схем, не вошедших в текст работы, документов и др. материалов, подтверждающих те или иные положения работы. Все материалы, выносимые в приложения должны быть прокомментированы в тексте с ссылкой на Приложения. Например, если в приложение выноситься таблица, показывающая динамику уровня безработицы в стране, то в основной части текста, где речь идет о состоянии уровня безработицы необходимо дать развернутую характеристику этого процесса и указать, что данные, подтверждающие сделанные выводы, даны в таком-то приложении (Приложение 1) Содержание работы должно отвечать предъявляемым к ней требования. Важнейшим из них является научность, экономическая грамотность, логичность, самостоятельность работы и полнота раскрытия проблемы. Содержание работы должно свидетельствовать о том, что студент овладел необходимым понятийным аппаратом, научными знаниями по теме, умеет самостоятельно излагать изученные по литературе вопросы темы, а не переписывать дословно литературный источник, делать обобщения, самостоятельные выводы, последовательно располагать материал в тексте. Цитаты, приводимые в работе, должны иметь точные ссылки на источники литературы, из которых они взяты, точно также и все фактические данные, таблицы, которые заимствованы из литературных источников. Ссылки оформляются в квадратных скобках, где указывается порядковый номер источника согласно библиографическому списку. Например, «современный характер инфляции указывает на денежные источники ее происхождения»[5] В работе недопустимы повторения и противоречия между отдельными положениями. В ней необходимо соблюдать логическую последовательность изложения каждого из рассматриваемых вопросов в соответствии с планом, связывать разные части материалы друг с другом логическими мостиками; а также параграфы и главы. Курсовая работа должна представлять собой логически цельное, написанное грамотным, и литературным языком, научное сочинение по выбранной теме. Не допускается применение оборотов разговорной речи, произвольных словообразований, сокращений, кроме общепринятых. Текст не принято излагать от первого лица, следует употреблять выражения во втором и третьем лице. ^
Первым этапом в подготовке курсовой работы является выбор темы. Темы курсовых работ разрабатываются кафедрой. Из списка предложенных кафедрой работ студент вправе выбрать наиболее интересующую его тему. Не исключается и самостоятельный выбор студентом темы, но она должна быть согласована с научным руководителем. ^ Составление предварительного списка литературы. После выбора темы и согласования ее с научным руководителем студент приступает к подбору литературы и составлению библиографии по теме. Подбор литературы осуществляется по библиотечным каталогам и путем просмотра периодических изданий за последние 3-5 лет. Отобрав необходимую литературу, приступают к ее изучению, предполагающему внимательное прочтение и конспектирование основного содержания литературного источника. Начать изучение литературы целесообразно с учебника, чтобы получить общее представление о теме, логике ее изложения, отдельных аспектах. ^ Составление плана работы. Получив представление об основных проблемах темы, ее главных аспектах можно составить план будущей работы, в котором следует выделить наиболее важные вопросы темы. Вопросов целесообразно выделять немного /2-4/, но достаточно крупные. Большое количество вопросов в плане не позволяет осветить их глубоко, и работа получается поверхностной, фрагментарной. Хорошо составленный план работы значительно облегчает работу над темой, поскольку ориентирует студента на то, какие аспекты темы следует изучить более подробно и позволяет работать с литературой предметно, зная, что надо искать, ответы на какие вопросы. Имея готовый план работы, легче работать с периодической печатью, ибо известно, на чем нужно сосредоточивать внимание, какие заметки, факты, примеры взять в свою работу. Правильно составленный план – свидетельство понимания студентом содержания рассматриваемой проблемы. План целесообразно согласовать с руководителем темы, чтобы избежать ошибок в логике изложения материала. ^ Работа с подобранной литературой. Изучение литературы – это трудоемкая и ответственная часть работы над курсовой. Эта работа требует вдумчивого чтения литературы и записи прочитанного в той или иной форме. Это может подробный конспект литературного источника. При конспектировании материала необходимо стараться излагать его своими словами. Дословные цитаты берутся в кавычки, и обязательно помечается страница источника, из которого взята цитата, ибо использование цитат в тексте курсовой работы обязательно требует и ссылки на источник /фамилия автора книги /статья/, ее название, место и год издания, а также страница, откуда связать цитата/. Они представляют собой выписки. Выписки из литературных источников лучше делать на отдельных листах. В таком виде легче систематизировать, группировать материал по отдельным вопросам. Записи прочитанного могут оформляться в виде тезисов – сжатого изложения основных мыслей и положений. Для этого изучаемый материал должен быть понятным. Кроме тезисов может использоваться резюме- краткая оценка прочитанного, которая отражает наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги. ^ . Написание текста курсовой работы. После того как изучена основная и дополнительная литература по теме работы, собран и обработан фактический материал, следует окончательно уточнить план работы, формулировку его вопросов в соответствии с тем материалом, который удалось собрать и приступать к написанию работы. По ходу работы над текстом, возможно, потребуется какой-то дополнительный материал, уточняющий, дополняющий положения работы, поэтому работу над текстом не следует откладывать на последние дни, а приступать к ней с разу после получения основного материала. ^ . Оформление курсовой работы и сдача на кафедру. 4 Оформление курсовой работы Готовая курсовая работа должна быть правильно оформлена, а ее текст тщательно отредактирован и набран на компьютере.
Курсовая работа открывается титульным листом, где указывается: - наименование вуза; - факультет, на котором обучается студент - кафедра - название дисциплины, по которой пишется работа / экономическая теория/;/ - название темы курсовой работы - сведения о студенте, написавшем работу: курс, группа, Ф.И.О. - сведения о руководителе курсовой работы: ученая степень, звание Ф.И.О. -где и когда выполнена курсовая работа /см. Приложение 1/. Текст титульного листа выполняется шрифтом Times New Roman, размер-14, начертание – обычное. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление работы с указанием постраничного расположения глав и параграфов в тексте работы. Главы и параграфы в «Оглавлении» нумеруются «сквозным» порядком арабскими цифрами без точки, внутри главы двумя цифрами с точкой (2.1, 2.2 и т.д.), в конце цифрового обозначения точка не ставится. /см. Приложение 2/. На последующих страницах излагается текст работы в соответствии с планом. В тексте должны быть выделены и названы основные структурные части работы: введение, главы с параграфами, заключение, библиографический список. Например, вторая страница работы должна начинаться заголовком: “Введение”, а далее следует текст введения. Точно также, названием первой главы, начинается изложение ее текста. Если глава разделена на параграфы, то после названия главы следует название параграфа, а затем его текст, затем название второго параграфа и его текст и т.д. Статистический материал, таблицы, графики могут быть расположены в тексте работы или вынесены в Приложения. Все таблицы должны быть пронумерованы и иметь название – заголовок. Заголовок таблицы не выделятся жирным шрифтом или курсивом.. Например, Таблица 1- Динамика уровня цен в России в 1992-2008 годах Таблица должна располагаться после абзаца, в котором о ней упоминается или на следующей странице. На каждую таблицу должна быть сделана ссылка в тексте. Например, « согласно данным таблицы 1..» Нумерация таблиц должна быть сплошной по всей работе или в пределах главы. Во втором случае номер таблицы будет двухразрядным: первая цифра указывает номер главы, а вторая номер таблицы в главе. Например, таблица первая в первой главе может быть пронумерована как Таблица 1.1 Все графики и рисунки также должны быть пронумерованы и названы. Например: ![]() Рисунок 1 - График спроса Список использованной литературы приводится в соответствии с правилами его оформления. В список включаются все просмотренные и изученные автором документы, книги, статьи и другие материалы. Перечень литературы размещается в следующей последовательности:
А) Конституция РФ; Б) Кодексы; В) Федеральные законы; Г) Указы Президента РФ; Д) Постановления Правительства РФ; Е) Законы Красноярского края, Постановления законодательного собрания красноярского края; Ж) Постановления администрации г. Красноярска; З) Приказы министерств и ведомств; И) Положения, инструкции; К) Статистические сборники в хронологическом порядке. 2.Остальная литература: книги, журнальные статьи, Интернет-сайты в алфавитном порядке. При описании используемых книг указывают: фамилию и инициалы автора, название книги, после косой черты повторяются инициалы и фамилия автора, место издания, издательство и год издания, количество страниц в книге. Например: Ясин Е.А. Российская экономика/ Е.Ясин.- М.:Инфра.- 2004.- 542 с. Если книга имеет нескольких авторов, то сначала указывается один автор, а после косой черты – все. Например: Кузык Б.Н. Россия- 2050. Стратегия инновационного прорыва/ Б.Н.Кузык, Ю.В.Яковец- 2-е изд. Доп.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика».- 2005.- 624 с. При описании книги с указанием редактора сначала указывается название книги, затем редактор, место издания, издательство, год и станицы. Например, Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник/ под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.- М.: КНОРУС.- 2008.- 608 с. При описании статьи из книги указывают: автора статьи, ее название, название книги, место издания, издательство, год издания и страницы, на которых расположена статья. Например: Яковец Ю. Инфляционная волна: причины, следствия, противодействие /Ю. Яковец// Радикальная экономическая реформа. Истоки. Проблемы. Решения. /под ред. В.И.Купцова-М.: Высшая школа.- 2007.- С.76-84. Если это статья в журнале, то в сведениях об источнике указывается название журнала, год его выпуска, номер журнала и страницы расположения статьи. Например: Андрианов В. Механизмы саморегуляции рыночной экономики на микроэкономическом уровне / В. Андрианов // Общество и экономика. - 2008. - N 2. - С.5-35. Если авторов статьи несколько, то в начале указывается первый автор, а после косой черты первый и все остальные. Например, Ивантер В. Долгосрочный прогноз развития экономики России: инвестиционный вариант / В. Ивантер, М. Узяков // Проблемы теории и практики управления . - 2008. - N 3. - С.12-25. Подробное описание составления библиографического списка дается в методических разработках: 1. Библиографическое описание документа. Составление библиографического списка: Методические указаниях к написанию научных, УМР, контрольных, расчетных, курсовых и дипломных работ / Мин-во экономического развития и торговли РФ; КГТЭИ; Сост.Т.В.Федюкевич.- Красноярск, 2001.
Данные методички имеются в библиотеке института. Приложения, имеющиеся в конце работы, должны быть пронумерованы и обязательно прокомментированы в тексте работы. Написанная курсовая работа подшивается в папку-скоросшиватель. Курсовые работы выполняются и сдаются на кафедру для проверки в сроки, установленные кафедрами и деканатом. ^ Курсовая работа проверяется и оценивается научным руководителем, который, по истечении 10 дней после сдачи работы на проверку или раньше, возвращает работу студенту с отзывом, где содержится предварительная оценка работы, указываются ее недостатки, даются рекомендации по их устранению. Получив работу с отзывом, студент готовится к защите. Подготовка к защите включает в себя:
Курсовая работа, допущенная к защите, может защищаться публично. Целью защиты является развитие навыков публичного выступления, умения кратко излагать основные результаты своего исследования, отвечать на вопросы. Она ведет к повышению ответственности студента за выполненную работу, стимулирует активное овладение темой. Защита происходит в группе в присутствии специально для этого созданной комиссии из 2-3 преподавателей кафедры по графику, составленному кафедрой. Защита может носить и непубличный характер. Студент защищает работу только в присутствии комиссии. Защита предполагает краткий доклад студента по содержанию и выводам, сделанным в работе, ответы на вопросы, заданные членами комиссии или любым присутствующим на защите лицом /студентами/. Если курсовая работа послужила основной для научного доклада на заседании научного кружка, студенческой конференции, то студент может быть освобожден от ее дополнительной защиты. Курсовые работы, допущенные к защите, оцениваются в ходе их защиты по четырехбалльной системе: “Отлично”, “Хорошо”, “Удовлетворительно”, “Неудовлетворительно”. Оценка курсовой работы зависит от ее содержания, оформления и качества защиты. На защите студент должен показать, как он усвоил тему, как ориентируется в проблеме. Неудачная защита может существенно снизить оценку работы. При защите на неудовлетворительную оценку студенту предоставляется право прийти на повторную защиту. ^
Студенты, не представившие в срок курсовые работы или не защитившие их по неуважительным причинам, или получившие при защите неудовлетворительную оценку и не исправившие ее в установленные сроки, считается имеющими академическую задолженность и не допускаются к экзаменационной сессии. Курсовая работа, не допущенная к защите, переделывается в сроки, установленные кафедрой, после доработки сдается на кафедру с рецензией на первый вариант. . В ходе написания курсовой работы необходимо консультироваться с руководителем темы, чтобы быть уверенным в правильном направлении работы. Руководитель темы назначается кафедрой после выбора темы и закрепляется за студентом вместе с темой распоряжением по кафедре. 6. Тематика курсовых работ: 1. Национальные модели рыночной экономики (на примере различных стран). 2. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. 3. Деньги: сущность и значение в хозяйственной жизни общества. 4. Взаимодействие спроса и предложения как процесс координации рыночных сил. 5. Проблема стабильности рыночного равновесия и ее проявление в России. 6. Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики. 7. Основной капитал и проблема его обновления в современной России. 8. Банкротства предприятий в современной России и их влияние на экономику. 9. Роль малого бизнеса в экономике России. 10. Модели олигополии и их проявление в современной экономике России. 11. Естественные монополии и их роль в экономике России. 12. Факторы формирование спроса на труд и его предложения с учетом особенностей российской экономики. 13. Государственное регулирование рынка труда. 14. Факторы спроса и предложения на инвестиционные ресурсы. 15. Безработица: теоретические и практические аспекты. 16. Особенности формирования и функционирования рынка труда в России. 17. Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности. 18. Инвестиции как фактор экономического роста. 19. Экономическая роль государства. 20. Государство как субъект экономики: собственность, экономические интересы. 21. Государственный бюджет и проблемы его формирования в современной России. 22. Роль финансовой системы в общественном воспроизводстве. 23. Глобализация мировой экономики: факторы и направления. 24. Интернационализация производства и капитала на современном этапе. 25. Экономические системы, классификация. Смежная экономика на примере некоторых развитых стран. Сравнительный анализ. 26. Ценообразование в условиях рынка. 27. Приватизация в России: цели, задачи, этапы, особенности. 28. Ценные бумаги как формы фиктивного капитала и их разновидности. Номинальная стоимость, доходность. 29. Национальное счетоводство, как инструмент регулирования экономики. 30. Рынок капитала и инвестиционная политика в России. Региональный аспект. 31. Современная инвестиционная политика в Российской Федерации. 32. Экономический рост и эффективность экономики. 33. Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики. 34. Теоретические проблемы формирования налоговой системы России. 35. Взаимосвязь цикличного развития безработицы с инфляцией. 36. Современная банковская система России. 37. Современная финансовая политика. 38. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. 39. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения. 40. Аренда и лизинг как формы хозяйствования и формы эффективного использования капитала. 41. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке. 42. Денежно – кредитная политика в современных российских условиях. 43. Взаимодействие денежно – кредитной и фискальной политики, как инструментов государственного регулирования экономики. 44. Интеллектуальный капитал, его формы и развитие. 45. Внешнеторговая политика и методы государственного регулирования внешней политики. 46. Бюджетный дефицит, формирование государственного долга: его виды, методы, управления. 47. Основные направления современной западной экономической теории: неоклассическое, кейнсианство, институционализм. ^
Приложение 1. ^ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет» Кафедра экономики ^ По дисциплине «Экономическая теория» На тему «Проблемы экономического роста в России» Выполнил Научный руководитель студент (ка)__ курса уч. степень, звание группы ________ Фамилия, инициалы ^ КРАСНОЯРСК 2010 Приложение 2. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………….3
1.1 Название первого параграфа ……………………………………….5 1.2 Название второго параграфа………………………………………..9 2 Название второй главы……………………………………………..12 2.1 Название первого параграфа второй главы……………………….12 2.2 Название второго параграфа………………….……………………16 3 Название третьей главы………………………… …………………20 3.1 Название первого параграфа третьей главы…………………… …20 3.2 Название второго параграфа ………………………………………25 и.т.д. Заключение……………………………………………………………...29 Список литературы……………………………………………………..30 Приложения……………………………………………………………..31 |
![]() | Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Микроэкономика» для студентов заочной формы обучения | ![]() | Тематика курсовых работ по дисциплине «Макроэкономика» включает следующие наименования |
![]() | Информационное право России: Учебно-методическое пособие / Е. В. Ильгова, Н. Н. Ковалева, Ю. М. Тугушева. Саратов: Изд-во гоу впо... | ![]() | Формирование и оценка конкурентоспособности товаров: Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению для специальности... |
![]() | ![]() | Оформлять работу необходимо в соответствии с методичкой Овчининой Т. Б. «Оформление курсовых работ» | |
![]() | Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт и ситуация в России | ![]() | Введение в научную дисциплину. Предмет методики преподавания юридических дисциплин |
![]() | Тематика занятий по дисциплине «Организация и планирование деятельности аграрных формирований» для студентов заочного отделения специальности... | ![]() | Роль государства в международной торговле и инструменты государственной торговой политики |