Скачать 309.45 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской государственный университет Филологический факультет Кафедра русской литературы XX – XXI веков ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (1917-1956) Рабочая программа и рекомендации для студентов IV курса ДО филологического факультета Тверь 2013 Составитель канд. филол. наук, доцент Е.Н. Васильева Методическое пособие предназначено для студентов IV курса очного обучения специальности «Филология». Данные программа знакомит студента со структурой курса, его предметом, целями, задачами и включает в себя общие методические указания по изучению дисциплины, программу лекционного курса и вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы, планы практических занятий, списки основной и дополнительной литературы, список художественных текстов для обязательного чтения.Печатается по решению кафедры русской литературы XX-XXI веков (протокол № 4 от 26 января 2009 г.) Редакционно-издательское управление Тверского государственного университета. Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33. Подписано в печать . 02. 2009г. Формат 60х84 1/16 Бумага типографская № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. ____. Тираж 100 экз. Заказ Тверской государственный университет Филологический факультет Р ![]() Курс истории русской литературы ХХ века (1917-1956 гг.) занимает одно из ведущих мест в системе филологической подготовки студента. В процессе работы над курсом студенты должны изучать основные закономерности историко-литературного процесса, а также творчество крупнейших художников эпохи. Лекционный курс строится по принципу проблемного обучения. В лекциях раскрываются не все вопросы программы, а наиболее существенные, спорные, которые недостаточно освещены в учебных пособиях. Основные требования: хорошее знание обязательных для чтения художественных произведений; фактов творческой биографии их авторов; умение оценивать и сопоставлять разные историко-литературные концепции: вести профессиональный литературоведческий анализ. Студенту необходимо свободно ориентироваться в историко-литературном процессе ХХ века, знать состояние науки о творчестве того или иного писателя, уметь оценивать наиболее проблематичные аспекты его эстетики и истории русской литературы ХХ века в целом. Из-за ограниченности в учебных планах регламента изучения предлагаемого курса ряд тем и вопросов студентам предлагается проработать самостоятельно. ^ ЛЕКЦИЯ. Русская литература 20-50-х годов ХХ века: основные закономерности и тенденции. Проблема периодизации. Дискуссионные вопросы («социалистический реализм», иные типы реализма, взаимодействие реализма и модернизма. Роль РКП (б) в развитии литературы, роль первого Всесоюзного съезда советских писателей и др.). Литература в России и в эмиграции в контексте развития русской литературы и мирового литературного процесса. ЛЕКЦИЯ. Русская литература 1917- начала 20-х годов. Политика партии и государства в области литературы. Размежевание литературных сил по отношению к революции. Явление пролеткульта. Реализм, символизм, романтизм, имажинизм, футуризм, акмеизм в литературе этого периода. Поэзия как ведущий род искусства. Судьба культурного наследия. События первых лет революции в оценке А. Блока, М. Горького, М. Бунина, В. Маяковского, И. Шмелева и др. ЛЕКЦИЯ. Основные тенденции в развитии литературного процесса 20-х гг. Борьба литературных группировок («Кузницы», РАПП, «Серапионовых братьев», «Перевала», «ЛЕФ» и др.), их платформы. Журналы групп. «Крестьянские писатели. Писатели – «Попутчики». Резолюция ЦК ВКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925). «Формалисты» (ОПОЯЗ), ОБЭРИУТЫ. «Первая волна» эмиграции. 3 ветви развития русской литературы (советская литература, «задержанная» и литература русского зарубежья). САМОСТОЯТЕЛЬНО. Поэзия Д. Бедного. Жанровое и тематическое многообразие наследия поэта. Литература:
ЛЕКЦИЯ. Характеристика основных тенденции развития поэзии, прозы, драматургии 20-х годов. Общечеловеческое и классовое в литературе этих лет. Революция и гражданская война в литературе. Точки соприкосновения и «отталкивания» русской литературы, развивающейся на Родине и за рубежом. Русская классическая традиция в литературе. Дискуссии о литературном герое. Основные тенденции в развитии прозы, ее проблемно-тематическое богатство. Многообразие жанров, оригинальность художественных решений в поэзии. Поэмы 20-х годов, их типы, жанровые разновидности. Тенденции развития драматургии. Многообразие сатирических жанров. Традиции русского фольклора, философской и религиозной идеи в творчестве поэтов и писателей. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Тема труда и рабочего класса в прозе 20-х годов. «Цемент» Ф. Гладкова: рабочий класс и интеллигенция в романе; проблема новой морали; роман в оценке М. Горького. Литература:
САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Разгром» А. Фадеева. Человек и революция в изображении А. Фадеева; психологизм, формы его воплощения в романе; вопрос о традициях Л. Толстого и М. Горького в «Разгроме». Литература
САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Железный поток» А. Серафимовича и «Чапаев» Д. Фурманова. Образ народного героя и принцип его типизации. Жанровое своеобразие. Место произведений в русской литературе. Литература:
ЛЕКЦИЯ. М. Горький. Литературно-общественная деятельность. Проблемы революции, гуманизма и культуры в цикле статей «Несвоевременные мысли». Жанровое многообразие творчества. «Жизнь Клима Самгина»: философия, поэтика, особенности творческого метода и жанра. Система героев. Оценка романа в критике. М. Горький в отзывах современников и оценках исследователей. САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Дело Артамоновых» М. Горького: творческий замысел, особенности композиции, жанровое своеобразие (социально-психологический роман). Литература:
САМОСТОЯТЕЛЬНО. Драматургия М. Горького: идейно-художественное своеобразие, жанровая специфика. Литература:
ЛЕКЦИЯ. В.В. Маяковский. Творческий путь поэта. Художественное многообразие произведений первых лет советской власти. Работа в «Окнах РОСТА». Маяковский и ЛЕФ. Любовная лирика, эволюция темы и поэтики. Сатира Маяковского. Стихи зарубежного цикла. Гражданская лирика поэта. Тема поэта и поэзии, оригинальность ее решения. Своеобразие жанра поэмы в творчестве В.В. Маяковского. Особенности театра Маяковского. Поэтика Маяковского. Новаторство в области жанра, стиха, и языка. Традиции Маяковского в русской поэзии. Споры о Маяковском в современном литературоведении. ЛЕКЦИЯ. С.А. Есенин. Своеобразие мировоззрения и лирического дарования. Национальный характер поэзии С. Есенина. Мифологические и библейские мотивы в его поэзии. Стихи о советской действительности. Сложность и противоречивость восприятия событий революции и гражданской войны. Особенности лирики поэта, ее гуманизм, живописность, музыкальный песенный характер. Тема любви и природы в стихах Есенина. Историко-революционная тема в творчестве поэта. «Анна Снегина» как итог предшествующих поисков. Трагическое содержание поэмы «Черный человек». Традиции УНТ и русской классической поэзии в творчестве Есенина. ЛЕКЦИЯ. А.А. Ахматова. Гражданская позиция поэта в первые годы советской власти. Противоречивость образа лирической героини. Трагические мотивы любовной лирики. Тема смерти, вины, ответственности в поэзии А. Ахматовой. Пушкинская тема в наследии поэта. Поэма «Реквием». Лирика периода Великой Отечественной войны. «Поэма без героя»: жанровая специфика; особенности сюжета и конфликта произведения; время и пространство в поэме; лирическое начало и его роль. Основные темы, мотивы и образы в лирике А.А. Ахматовой 1950-1960-х гг. ЛЕКЦИЯ. Лирика 20-30-х гг. М. Цветаева. Своеобразие цветаевской трактовки событий революции и гражданской войны (сб. «Лебединый стан»). Философское осмысление фольклорных источников в поэмах 20-х годов. Трагический конфликт в поэмах о любви, философской лирике. Жанр литературного портрета. Творчество периода эмиграции. Б. Пастернак: основные темы, проблемы творчества. Эволюция лирического героя. Особенности поэтики. САМОСТОЯТЕЛЬНО. О. Мандельштам. Эволюция творческого пути. Ассоциативность лирики. Особенности поэтики. Основные темы и мотивы лирики Мандельштама Литература:
САМОСТОЯТЕЛЬНО. Русская героическая драма. «Бронепоезд 14-69» Иванова В., «Любовь Яровая» К. Тренева, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского. Особенности жанра. Литература:
ЛЕКЦИЯ. Русская литература 30-х годов. Цензура и репрессии. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организации» (1932). Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Жанровое разнообразие романа. Феномен русской эпопеи ХХ в. Поиски в области поэтики. Поэзия этих лет. Трагические противоречия действительности и литература. Рождение теории «социалистического реализма». САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Как закалялась сталь» Н. Островского: личность и революция в романе, особенности стиля. Литература: 1. Аннинский Л. «Как закалялась сталь» Николая Островского. М., 1983. 2. Трегуб А. Жизнь и творчество Николая Островского. 3-е изд. М., 1975. 3. Литвинов В.М. Талант и мужество: О художественных особенностях романа Н. Островского «Как закалялась сталь». М., 1983. ЛЕКЦИЯ. Шолохов М.А. Творческий путь. Русский характер в изображении писателя. Мастерство Шолохова-рассказчика, новеллиста. «Донские рассказы». «Тихий Дон» – роман-эпопея, раскрывающий национальные судьбы народа. Инсинуации, связанные с авторством М. Шолохова. Дискуссии о смысле образа Григория Мелехова. Проблема трагического. Гуманистическая позиция автора. Женские характеры в романе. Роль эпиграфов. Новаторство М. Шолохова. Роль психологического анализа. Художественная структура и стиль. Народная основа языка. Стихия УНТ. Шолохов периода Великой Отечественной войны. Философское и жанровое своеобразие рассказа «Наука ненависти». Своеобразие шолоховского реализма. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Роман «Поднятая целина» М.А. Шолохова. Проблематика романа в контексте современных дискуссий. Символический смысл названия. Специфика изображения характеров. Крестьянский мир в массовых сценах романа. Своеобразие и функции юмора. Пейзажи и их философско-эстетическая роль в романе. Литература
ЛЕКЦИЯ. М. Пришвин. Лирико-философская проза. Человек и природа. Своеобразие концепции гуманизма. Новое в раскрытии отношений личности и общества, человека и природы. Поэма в прозе «Фацелия». Идейная значимость и поэтическое богатство итогового романа «Осударева дорога». Связь с классической русской литературой. «Универсальный» реализм Пришвина. Фольклоризм и другие особенности поэтики. «Дневники» писателя. ЛЕКЦИЯ. А.Н. Толстой. Творческая эволюция писателя. Связь послеоктябрьского творчества с ранним этапом. Лирическая проза («Детство Никиты»). Фантастика. Трилогия «Хождение по мукам». Эволюция героев и их взаимоотношений. Особенности жанра и композиции. Роман «Петр Первый» как жанр исторического романа. Эволюция темы Петра Первого в творчестве А.Н. Толстого. Национальный колорит произведения. А. Толстой в период Великой Отечественной войны. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Драматургия 30-х годов. Спор «новаторов» и «архаистов» о путях развития советской драмы 30-х годов. Литература:
ЛЕКЦИЯ. «Возращенная» литература. Писатель и власть. Основные идейно-творческие и жанрово-стилевые характеристики. Творчество В. Зазубрина, Б. Пильняка, Е. Замятина. «Белая гвардия» М. Булгакова как социально-философский роман. Своеобразие творчества Булгакова 30-х годов. Уникальность творческого почерка А. Платонова. ЛЕКЦИЯ. Литература русского зарубежья. Художественные произведения 20-40-х годов. Феномен В. Набокова. Национальная выразительность литературы зарубежья. Развитие мотивов православия (И. Шмелев, Б. Зайцев). Творчество М. Осоргина, Г. Газданова. Художественная мемуаристика. ЛЕКЦИЯ. Русская литература периода Великой Отечественной войны. Преобладание поэзии. Песенное творчество. Проблема стилевого разнообразия в поэзии военного времени. Темы Родины. Проблема гуманизма в литературе этих лет. «Василий Теркин» А. Твардовского: Своеобразие композиции. Смысл подзаголовка «Книга про бойца»; Василий Теркин как эпический герой. Новое поколение поэтов. Исповедальный характер лирики. Народно-героическая тема в лиро-эпосе. Художественная проза, разные тенденции. Публицистика военных лет. Патриотический характер литературы военного времени. Сатирическая сказка. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Многообразие конфликтов в драматургии военного времени. Нравственно-психологические и философские аспекты конфликта в пьесе Л. Леонова «Нашествие». Социально-политическое содержание конфликта в пьесе А. Корнейчука «Фронт». Литература: Богуславский Л.О., Диев В.А. Русская советская драматургия: Основные проблемы развития, 1913-1945. М., 1968. ЛЕКЦИЯ. Особенности развития литературы в 1946-1956 годах. Темы войны и возвращения к мирной жизни – ведущие в литературе. Перегибы в партийном руководстве литературой. Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946). Отражение теории бесконфликтности в литературе. «Лакировка» действительности. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Путь к утверждению художественной правды о войне. Героизация действительности. Утверждение подвига советского народа. «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Мемуарно-документальная литература. Принципы художественного раскрытия человека на войне (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», В. Панова «Спутники», Э. Казакевич «Звезда» и т.д.). Идейно-стилевое разнообразие в изображении Великой Отечественной войны. «Они сражались за Родину» М. Шолохова – художественная вершина русской прозы о войне. Литература: Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Проблема производственного романа в послевоенной русской прозе. Схематичность конфликта. Насыщение производственного романа нравственно-психологическими проблемами. Новые черты в раскрытии темы труда в произведениях В. Ажаева («Далеко от Москвы»), В. Кочетова («Журбины»), Г. Николаевой («Битва в пути») и т.д. Литература:
Планы к практическим занятиям: тема 1. особенности развития литературы 1917-1956 гг.
Литература:
тема 2. ^
Литература
тема 3. ^
Литература:
тема 4. Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Литература:
тема 5. ^
Литература:
тема 6. ^
Литература: |
![]() | Н. В. Яковлева, канд псих наук, доцент, декан факультета клинической психологии Рязгму | ![]() | Пособие предназначено для студентов фармацевтического факультета, изучающих латинский язык на 1 курсе |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного форм обучения отделения «Дошкольная педагогика и психология»... | ![]() | «Филология», направлению 031000 «Филология» по циклу «Общепрофессиональные и специальные дисциплины» государственного образовательного... |
![]() | Методические рекомендации предназначены для студентов IV и V курсов очного и V и VI курсов заочного отделения обучающихся по специальности... | ![]() | Л. А. Каминская. Курс лекций по биоорганической химии: Учебное пособие для студентов 1 курса очного обучения. Специальности: 060101... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 5 курса лечебного факультета | ![]() | Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для студентов 3-го курса факультета заочного обучения... |
![]() | Курашева С. В. Теоретическая педагогика: учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета. – г. Тара:... | ![]() | И. Коньков – гл. III; канд филол наук, доц. А. Д кривоносов – гл. II, § 3, 4; канд филол наук, доц. Т. И. Попова– гл. VIII, § 3;... |