1 композиция драмы




Скачать 185.97 Kb.
Название1 композиция драмы
Дата публикации27.08.2013
Размер185.97 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы




Тема 1.2. КОМПОЗИЦИЯ ДРАМЫ


  1. История драмы как литературного жанра

  2. Действия (акты) в драме

  3. Предмет драмы. Драматический процесс

  4. Общая конструкция драмы

  5. Композиция драмы


Основной закон, которым руководствуется драматургия – это закон гармонического единства: драма, как и всякое произведение искусства, должна быть цельным художественным образом.

Благодаря выстроенной композиции и захватывающему конфликту драматурги заставляют читателя переживать. Но, чтобы написать пьесу, мало сухого выполнения законов драматургии, знания особенностей драмы, в нее нужно вдохнуть жизнь, внутреннюю жизнь, которая придает смысл.
1.

Жанр драмы (серьёзной пьесы) содержание которой связано с изображением обыденной жизни (в противоположность трагедии, в которой герой находится в исключительных обстоятельствах) ведёт свою историю с XVIII века, когда ряд европейских драматургов (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинг, ранний Ф. Шиллер) создают т. н. мещанскую драму. Мещанская драма изображала частную жизнь человека, конфликт пьесы зачастую был тесно связан с внутрисемейными противоречиями.

В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма. Драмы из современной жизни создавали ^ О. де Бальзак, А. Дюма-сын, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Г. Ибсен.

Затем время развития символистской драмы. А в XX веке жанр драмы обогащается приёмами литературы абсурда, где изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны.

+ Отдельная распечатка “КАНСПЕКТ ПА ГІСТОРЫІ ТЭАТРАЛЬНАЙ ДРАМАТУРГІІ” в нашей группе ВКОНТАКТЕ
2.

Действие (акты) – части на которые делется драма. Акт (театр) фр. аcte – действие. Акт – действие, в драматургии и сценическом искусстве, часть произведения (драм, пьесы, оперы, балета, пантомимы и пр.); завершённый фрагмент в развитии общего хода пьесы (акт от лат. actum содеянное, совершенное), отделённый от остальных фрагментов перерывом, причём перерыв между актами может быть длительным, когда действия отделяются т. н. антрактами, или быть очень кратким, условно отмечаемым падением занавеса с незамедлительным затем возобновлением представления.

^ Аристотель утверждал построение трагедии на трёх основных моментах: изложение — завязка, перипетия — поворот к лучшему или худшему, и развязка — катастрофа. Эти три момента составляют три акта, но при расширении действия, между этими частями вводятся в позднейших пьесах ещё дальнейшие акты, обыкновенно нечётное число, чаще всего пять. В индийских драмах число актов значительно больше, а в китайских доходит до 21.

В сущности, для построения драмы нужны только три акта, соответствующие началу, середине и концу действия. Но середина, обычно более богатая содержанием, в свою очередь раскрывается в трёх актах, так что во втором акте драмы помещается начало развития, в третьем — высший момент конфликта, в четвёртом — действие идет к развязке, пятый приносит конец.

Но разделение пьес на акты. есть вообще драматургический прием сравнительно позднего происхождения. Древние трагики с их идеальной конструкцией формы все-таки не делили своих трагедий на акты — это было за них сделано их комментаторами и переводчиками. Не знают деления на акты и старые испанские мастера.

Вообще следует заметить, что как самое расчленение на акты, так и определение их числа есть условность. Совершенно очевидно, например, что число актов и картин в шекспировских пьесах было установлено вовсе не тем драматургом, который писал под именем Шекспира, а по соображениям чисто-техническим, и объясняется устройством сцены эпохи Елисаветинского театра в Англии. Вообще, чисто техническая сторона: то или иное оборудование сцены, наличие средств монтажа, и в особенности, новейшие системы вертящихся сцен — вот что принимается драматургами во внимание в деле установления количества А. в их пьесах.

Современные драматурги делят свои пьесы почти произвольно.

Обычная традиция требует для трагедии 5, для драмы 4 и для комедии (в особенности для фарса) 3 актов.
3.

Предмет драмы – действие. Действие осуществляют персонажи, имеющие различные жизненные цели.

Действие – единый психофизический процесс, которые имеет обязательное волевое начало и цель. Физические действия вносят изменения в материальное окружение, в тот или иной предмет и требуют затраты преимущественно физической (мускульной) энергии. Психические действия влияют на психику человека. Мимические и словесные действия – средства воздействия на психику человека.

Драма с одним действием называлась простой, с двумя и более действиями — сложной. К первым принадлежат в основном античные и «классические» французские, ко вторым — большинство испанских (особенно комедии, где действие лакеев копирует господ) и английские, особенно у Шекспира.

^ Действие идет от причин к последствиям (прогрессивно), поэтому в начале драмы излагаются первые действия, поскольку они даны в характерах действующих лиц (изложение, expositio); окончательные последствия (развязка) сосредоточены в конце драмы (катастрофа). Средний момент, когда происходит перемена к лучшему или худшему, называется перипетией. Эти три части, необходимые в каждой драме, могут быть обозначены в виде особых актов или стоят рядом, нераздельно (одноактные драмы).

Драматический процесс

Единое действие

Драма есть процесс действия; основным элементом драматического произведения является изображаемое действие.

Основное требование эстетики – цельность, единство художественного образа. Цельность, единство придает драматическому произведению единое, цельное в своем развитии действие. Цельное стремление главного героя, направленное к цели либо к материальной цели (к власти, обогащению и т.п.), либо к цели идеальной (напр., к осуществлению каких-либо отвлеченных принципов) – это и есть ^ ЕДИНОЕ ДЕЙСТВИЕ. Отдельные действия главного действующего лица являются звеньями единого действия. Следовательно драма – процесс единого действия.

Каждый может попасть в драматическое положение; но героем драмы может быть только человек, способный к такому цельному и страстному действию (он может сам начать борьбу, вести действие, или быть к нему вынужденным, вести противоборство). Сталкиваясь с противоборством других действующих лиц, это стремление главного действующего лица растет, крепнет и обычно принимает характер истинной страсти.

Драматический узел

Единое действие драмы является началом, первым условием ее возникновения. Но, чтобы пережить драму, мало быть драматической, то есть способной к единому действию – цельной и страстной натурой. В судьбе человека, способного испытать сильнейшие драматические потрясения, могут быть целые периоды, когда он осуществляет свои желания либо совершенно беспрепятственно, либо наталкиваясь на легко сокрушимые преграды. Для того, чтобы он пережил драму, нужны обстоятельства, которые вызовут драматические действия. Человек может до 40 лет жить благонамеренным обывателем, а в 40 лет вступить в ряды революционеров и погибнуть, стремясь к осуществлению политической идеи, которая до революции увлекала его разве только теоретически. Человек может до 50 лет быть мирным семьянином, а в 50 увлечься случайно встреченной женщиной, которой суждено разбить его семью и благополучие.

Только в том случае, если действенная драматическая натура наталкивается на препятствия чрезвычайные и одновременно на обстоятельства, до крайности разжигающие его желания – возникает драма. Осуществление желания должно грозить лишением чести, имущества, всяческого благополучия и самой жизни – и в то же время сулить разгоряченному воображению величайшее удовлетворение; тогда, в колебаниях между соблазном и опасностью, между величайшей надеждой и отчаянием, достигнет душа человека острейшего напряжения – волевое стремление превратится в подлинную страсть.

Такие чрезвычайные события и обстоятельства, при которых воля героя приобретает характер единого стремления, называют обычно драматическим узлом.

Драма возникает тогда, когда стянутое узлом чрезвычайных обстоятельств, отчасти его возбуждающих, отчасти пресекающих, цельное и страстное желание героя начинает стремиться к осуществлению.

^ Итак: для возникновения драмы необходимо:

1) единое действие героя,

2) драматический узел обстоятельств и событий, противоборствующих герою и – одновременно – разжигающих его желания.

Первоначальные обстоятельства и события драмы являются произволом автора. В последующих за завязкой актах автор уже связан им самим созданными обстоятельствами. Поэтому первый акт должен быть яснымкак фундамент, который должен быть прочен. И действительно, мало есть пьес, где слабость первого акта искупалась бы достоинством последующих. С другой стороны, не мало слабых пьес с очень живой завязкой.
4.

А. Конфликт

Говорили о том, что предмет драмы – действие. Действие осуществляют персонажи, имеющие различные жизненные цели.

Конфликт (от лат. «столкновение») – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций или субъектов взаимодействия. В основе этого столкновения лежит конфликтная ситуация – несовпадение устремлений персонажей, которое возникает из-за противоречивых позиций по одному поводу, либо противоположных методов и средств для достижения цели, или в несовпадении интересов. Задача конфликта – увлечь, заинтересовать зрителя.

Конфликт – процесс становления и развития взаимоотношений между персонажами. Путь зарождения конфликта – волевые действия и поступки героев.

Например, для драматургии Древней Греции был характерен определенный тип конфликта, присущий как трагедии, так и комедии. Это конфликт между индивидуумом (человек это или бог как Прометей) и Высшей властью (Зевс, Рок, Фатум, Предопределение и т.д.) или Метафизическим понятием.

Конфликт является основой динамично развивающегося сюжета. Именно конфликт, развертываясь в сюжете, определяет те или иные поступки действующих лиц, ход и характер событий.

Конфликт – это развивающееся противоречие. Происходит событие – конфликт обостряется, происходит другое событие, – конфликт меняет свой характер.

Пример противоречия: У Джульетты любовь случилась, а её за другого выдать собираются. Конфликт. А тут ещё Ромео брата возлюбленной убил. Обострение конфликта. Лоренцо подсказал спасительное решение – поворот конфликта. И всё это происходит на фоне перманентной вражды двух родов, параллельной борьбы герцога с убийцами-дуэлянтами.

Конфликт бывает внешним – это погони, стрельба, ссоры, драки и т.д.

Внешние виды конфликта

1. Персонаж – Персонаж

2. Персонаж – Группа

3. Персонаж – Среда. Это символическое понятие, например, «темное царство» и т.д.

4. Группа – Группа

5. Персонаж – Метафизическое понятие. Например, борьба со злом и т.д.

Внутренний вид конфликта

Конфликт внутри человека (сам с собой). Например, между разумом и чувством; долгом и совестью; желанием и моралью; сознанием и подсознанием; личностью и индивидуальностью; сущностью и существованием и т.д. Вроде бы внешне ничего не происходит, а читать интересно. Например, в кино, Штирлиц все 12 серий ходил, молчал и ничего не делал, а оторваться от телевизора было невозможно. То есть, действие конечно тоже было, но "внутри" сознания героев, а зрителю это "внутреннее" действие было понятно (вызывало сопереживание).

Автор всегда должен найти точную пропорцию между внутренним и внешним конфликтом. Они дополняют друг друга, обостряют.

Конфликт — не есть основа всякого сюжета. Сюжеты многих литературных произведений не имеют основного конфликта, также конфликт может быть мнимым, иллюзорным — в этом случае иллюзорным, призрачным становится и сюжет произведения, как это произошло, например, в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор». Ведь Хлестаков — это мнимая величина, по отношению к нему уездные чиновники ведут себя неадекватно. Их усилия, потраченные на то, чтобы избежать гнева важной петербургской особы, их лихорадочная суета — это всего лишь бег на месте.

Кроме основного конфликта — двигателя сюжетного действия — в произведении могут быть разнообразные частные конфликты, возникающие во взаимоотношениях персонажей. В сложных, многоплановых произведениях (например, в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»). Частные конфликты необходимы для того, чтобы точнее воссоздать панораму жизни общества, быт, эпоху, сложность и противоречивость характеров людей.

В некоторых произведениях нет ясно выраженного конфликта, его заменяет конфликтный фон. Его присутствие, например, в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», как и в других его пьесах, проявляется в повышенном беспокойстве, даже нервозности персонажей. Источник такого их поведения внешне никак не определен. Это не результат какого-либо явного конфликта, нарушающего размеренное течение жизни. Причина немотивированных поступков, странных реплик, срывающихся с уст персонажей, какой-то бестолковой суеты, время от времени возникающей в доме Раневской, — не событийная, а психологическая. Поэтому в чеховских пьесах сюжетное действие отходит на второй план, а главным становится психологический подтекст, проступающий за множеством частных бытовых конфликтов.

Формы развития конфликта могут быть следующими:

1) нарастание действия (обострение отношений, вынужденное ускорение действий)

2) торможения действия (появление препятствий, изменение ситуации, заставляющее искать другой способ идти к решению задачи)

3) отказное действие (например, в последний момент герой не стал стрелять по каким-то неожиданным мотивам)

4) переход действия в противоположность (масса вариантов, например, герой из преследователя превращается в преследуемого)

Каждая из этих форм развития конфликта позволяет по-настоящему интересно выстраивать историю. Формы развития конфликта могут чередоваться, повторяться, смешиваться. Конфликт не должен быть банальным, а история не должна быть сцеплением случайностей.

Конфликт должен быть обращён в глубину зрительского подсознания – к архетипическому (инстинкт продолжения рода, инстинкт выживания, инстинкт защиты потомства) или социальному бессознательному (чувство справедливости, долга и т.п.). Интересен герой-супермен (воплощение детской мечты), но интересен и обыкновенный человек, ставший "героем поневоле" (по долгу, по инстинкту). Почему такой грандиозный успех пришёл к тетралогии Толкиена и её экранизации? В конфликте был указан очень точный адрес: обыкновенному человеку (или обыкновенному хоббиту) выпадает нести личную ответственность за судьбу мира. Подразумевается, что читатель (зритель) будет читать (смотреть) это с позиции: а как бы я сам поступил на его месте? Вот это и есть тот червяк, который зритель-рыбка проглатывает. И после этого прочно садится на авторский крючок. И сидеть будет бесконечно долго... Примерно на этом же конфликте строится и культовая "Матрица"... В "Гарри Поттере" конфликт уже синтетический. Там герой одновременно и супермен (волшебник), и нормальный мальчик, с нормальными реакциями и детскими переживаниями, однако опять же, вынужденный заботиться о судьбах мира... Огромная аудитория оказывается "задета за живое", этими сюжетами. (А художественный уровень при этом довольно посредственный, кроме, пожалуй, стилистически выдержанной "Матрицы").

В этих произведениях авторами нащупан и использован "актуальный" конфликт. Проблема личной ответственности за собственную судьбу, которая бессознательно волнует множество людей, особенно молодёжи, поднимается на "глобальный" уровень – не за себя ответственность, за всех сразу.

Ситуация и коллизия - сопутствующие конфликту понятия.

Ситуация – это предконфликт, она рождает коллизию (от латинского collisio - столкновение), столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов.

Коллизия и есть форма существования конфликта во времени. ^ Например, вражда двух семей Монтекки и Капулетти – конфликтная ситуация. Любовь Ромео и Джульетты – коллизиия.

Коллизия не должна разрешаться сразу. Она должна, как бы, зависать, приводя к новым коллизиям (столкновениям). Коллизия имеет свои "пики" и свои равнины, когда читателю даётся кратковременный "отдых", чтобы подумать, расслабиться, посмеяться (щепотка юмора остаётся хорошей приправой даже к трагедии) и подготовиться к сопереживанию в новой коллизии.

Практически каждая коллизия должна, если не порождать новую ситуацию, то, как минимум, видоизменять исходную. (Например, смерть Тибальда от руки Ромео).

Если зритель всё знает о герое с самого начала, смотреть неинтересно. Занимательность истории придаёт вовлечение зрителя в соучастники, вызывание потребности самому оценить тот или иной поступок. Честно говоря, к этой оценке зрителя подталкивает сам автор, как правило даже готовую оценку ему подсказывает. Мастерство как раз в том, чтобы убедить зрителя в том, что он самостоятельно пришёл к желанным выводам.

Б. Линия борьбы. Действие - контрдействие

Единое действие развивается в беспрерывной драматической борьбе. Каждая сцена драмы есть «поединок».

Все действующие лица драмы либо способствуют основному стремлению героя – подкрепляют единое действие, – либо ему противоборствуют, ведут «контрдействие».

По отношению к главному герою драмы, и центральному действию, все лица драмы, как бы она ни казалась сложна и запутана, распадаются на две группы действующих лиц: одна группа содействует герою драмы, другая ему противоборствует. Такова самая общая, грубая схема драмы – шахматная партия, белые и черные: Гамлет и Горацио, с одно стороны, развратный датский двор, с другой; Макбет и леди Макбет – с одной, вся Шотландия – с другой; Чацкий с одной стороны, и московское общество – с другой.

1) Чем ярче центральная линия борьбы, тем шире могут быть развиты побочные линии – разветвления основной. (Чрезвычайной яркостью основной линии оправданы широко развертывающиеся построения шекспировских драм.)

2) Побочные линии вливаются в основное русло борьбы, усиливая ее течение; они не должны слишком далеко отклоняться в сторону.

В некоторых драмах, главным образом у Шекспира, встречается параллельная драматическая борьба; то есть параллельно основному столкновению разыгрывается, в более мелком масштабе, аналогичная борьба между второстепенными действующими лицами.

В драматическую борьбу вступают, по воле автора, в разнообразных положениях разные люди; особенно сильное впечатление производит борьба – когда, охваченные страстями, борются между собою люди близкие, родные или друзья; нужна особая сила страсти, чтобы вести такую борьбу.

Элементарную форму драматического действия принимает борьба двух действующих лиц, из которых одно является носителем единого действия, другое – контрдействия. Пример: «Моцарт и Сальери». Драматическая борьба сразу приобретает большую сложность при участии третьего лица, иногда борющиеся стараются привлечь его на свою сторону. Много драм построено на взаимоотношении трех лиц, остальные участники драмы играют дополнительную роль.

^ Драматическая сцена есть «поединок». Одно из действующих лиц ведет сцену, то есть нападает, нагнетает, интригует, атакует; другое – или другие – обороняется; иногда переходит в контратаку.

Если контрдействие осуществляется двумя, тремя, группой лиц, они действуют поочередно; редкие моменты единовременного действия свидетельствуют о крайнем возбуждении.

Линия борьбы в каждой сцене определяется задачами: 1) либо действующее лицо, ведущее сцену, приводит своего партнера к бездействию, старается от него избавиться, устранить его, принудить к молчанию, обезоружить, уничтожить; 2) либо оно хочет заставить своего партнера себе содействовать, способствовать своему единому действию.

Например: Ричард III, убийца Эдварда, мужа Анны, настигает ее на улице с носилками, на которых покоится труп им убитого – и объясняется Анне в любви. У него, видимо нет шансов на победу. Анна сначала отталкивает его с омерзением, но его находчивость – Ричард оправдывает убийство своей неудержимой страстью к Анне – ее, в конце концов, побеждает.

Возможен поединок – драматическая сцена, – когда одно из действующих лиц не подозревает о том, какая ему грозит опасность. Будучи в действительных отношениях с партнером, оно, однако, не подозревает значения происходящей борьбы. Так Моцарт (Пушкина) не предполагает, что мрачное настроение Сальери находится в связи с желанием его отравить. Он пытается развлечь Сальери, ободрить легкой, вдохновенной беседой об искусстве – и тем самым навлекает на себя убийственный удар. Он борется вслепую, не подозревая страшного значения борьбы.
В. Событийный ряд

Событие – факт, происшествие, которое случилось «здесь и сейчас» и меняет линию поведения действующих лиц. Событие – естественное порождение конфликта, результат столкновения как минимум двух взаимно противоположных интересов, целей, мировоззрений, в одном месте и в одно время, поэтому основным признаком, отличающим событие, будет выявленный факт, который в свою очередь вызывает конфликтные отношения и побуждает их к действию. Событие составляет основу сюжета.

Событие входит в событийный ряд – цепочка основных событий связаных между собой причинно-следственным механизмом: каждое событие причина последующего и следствие предыдущего.

^ Событийный ряд состоит из основных элементов:

Исходное событие;

Основное событие («и вдруг»);

Центральное событие (кульминация – перелом борьбы);

Финальное событие (развязка);

Главное событие (сущность пьесы).

Г. Тема, сюжет, фабула, интрига

Тема драмы – это ее единое действие. Тема «Макбета» – честолюбие. Тема «Ромео и Джульетты» – любовь. ^ Тема прежде всего и формирует драму.

Сюжет есть тема в более конкретном оформлении. Сюжет «Макбета»: Макбет стремится к власти и совершает ради этого злодеяния. Сюжет «Ромео и Джульетты»: Ромео и Джульетта любят друг друга; Монтекки и Капулетти мешают их любви. – Иначе говоря, сюжет определяет основную линию борьбы.

^ Фабула драмы – (от лат. fabula – повествование, история, речь, рассказ). Применительно к драматургии мы можем сказать, что под ней понимается цепь основных событий составляющих смысловое ядро пьесы. Это система важнейших обстоятельств и последовательность наиболее значительных событий, определяющих драматическую борьбу.

Эти события являются основанием для сюжета, но не всегда сюжет и фабула совпадают. (При пересказе фабулы следует отмечать «драматический узел» и наиболее острые моменты драматической борьбы).

Интригой в драме называют иногда последовательные, подчиненные сознательному плану действия одного из действующих лиц. ^ Например, в «Отелло» интригу ведет Яго. Иногда же интригой драмы называют все взаимодействия участников драмы, взаимоотношение отдельных интриг.
5.

Композиция (лат. сompositio – составление, соединение) – значимое соотношение частей художественного произведения.

Аристотель говорил просто о «начале, середине, и конце пьесы. Лопе де Вега дал полезное резюме построения пьесы: «В первом акте изложите дело. Во втором так переплетите события, чтобы до середины третьего акта нельзя было догадаться о развязке. Всегда обманывайте ожидания».

С развитием драматургии первоначальное деление на середину начало и конец в технике драматургии более усложнилось, и на сегодняшний день эти части драматического произведения имеют следующие названия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, также выделяем пролог – до и эпилог – после.

Пролог

Пролог в настоящее время выступает как Предисловие – этот элемент не связан непосредственно с сюжетом пьесы. Это место, где автор может выразить свое отношение, это демонстрация идей автора. Так же он может быть ориентацией изложения.

Экспозиция

Экспозиция (от лат. expositio – «изложение», «объяснение») – часть драматургического произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. В ее задачу входит изложение всех предлагаемых обстоятельств драматургического произведения.

Экспозиция должна быть тесно связана с основным действием. ^ Драматург должен предполагать, что он пишет для людей, которые ровно ничего не знают о его материале, за исключением немногих исторических тем. Драматург должен дать читателям понять:

1) кто его персонажи,

2) где они находятся,

3) когда происходит действие,

4) что именно в настоящих и прошлых взаимоотношениях его персонажей служит завязкой сюжета.

Завязка

Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию. Поэтому в этой части композиции находится начало основного конфликта, здесь он приобретает свои видимые очертания и разворачивается как борьба персонажей, как действие. Завязка - очень важный момент в развитии сюжета, это момент, когда принимаются решения (чреватые последствиями), момент пробуждения воли к конфликту, преследующему определенную цель.

Пьесы Шекспира используют конкретный конфликт для установления причин действия. «Макбет» начинается со зловещих заклинаний ведьм, вслед за чем мы узнаем, что Макбет одержал великую победу. «Гамлет» начинается немой картиной – по сцене безмолвно проходит призрак. В обоих случаях объем сообщенных сведений прямо пропорционален силе созданного напряжения.

^ Развитие действия

Наиболее обширная часть пьесы, ее основное поле действия и развития. Здесь располагается практически полностью весь сюжет пьесы. Эта часть состоит из определенных эпизодов, которые многие авторы разбивают на акты, сцены, явления, действия.

Драма есть борьба; интерес к драме есть, прежде всего, интерес к борьбе, к ее исходу. Кто победит? Соединятся ли влюбленные наперекор тем, кто им мешает? Добьется ли честолюбец успеха? И т.п.

Драматург держит читателя в напряжении, задерживая разрешительный момент сражения, вводя новые осложнения, так называемой «мнимой развязкой» временно успокаивая читателя и снова его разжигая внезапным бурным продолжением борьбы. Нас увлекает драма – прежде всего – как состязание, как картина войны.

В пьесе действие идет по возрастающей линии – это основной закон драматургии. Драматургия требует нарастания действия, отсутствие нарастания в действии мгновенно делает драму скучной. Если между действиями и проходит много времени – драматург изображает нам только моменты столкновений, нарастающих по направлению к катастрофе.

Нарастание действия в драме достигается:

1)Постепенным введением в борьбу все более активных сил со стороны контрдействия – все более влиятельных и опасных для героя персонажей;

2)Постепенным усилением действий каждого из борющихся.

В многих пьесах используется чередование сцен драматических, трагических – сцен, в которых действующее лица борются опасными средствами, со сценами, в которых происходит комическая борьба.

Кульминация

Вершина развития действия пьесы. Это обязательная сцена. В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы.

Кульминация в драматургии – это основное событие, вызывающее нарастание действия, это непосредственная цель, к которой развивается пьеса.

Кульминация – это тот момент пьесы, в котором действие достигает наивысшего напряжения, наиболее критической стадии развития, после чего наступает развязка.

В пьесе «Гедда Габлер» кульминацией кажется момент, когда Гедда сжигает рукопись Левборга; это кульминационный пункт всех событий или кризисов ее жизни, показанных в пьесе или происшедших до ее начала, которые интересуют Ибсена. Начиная с этого момента, мы видим только результаты, действие больше ни разу не достигает такого напряжения. Даже смерть Гедды – лишь логическое следствие предыдущих событий.

Кульминация – отнюдь не самый шумный момент в пьесе, это момент наиболее значимый и, следовательно, наиболее напряженный.

Развязка

Традиционно завершается основное (сюжетное) действие пьесы. Основное содержание этой части композиции – разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие пьесы. Развязка логично сопряжена с завязкой. Расстояние от одной до другой это зона сюжета.

Надо заметить, что катастрофа, за которой в античной трагедии следует развязка, во многих новых драмах, с развязкой совпадает.

В развязке должны быть завершены судьбы всех главных действующих лиц.

Эпилог

(Еpilogos) – часть композиции, которая производит смысловое завершение произведения в целом (а не сюжетной линии). Эпилог можно считать неким послесловием, резюме в котором автор подводит смысловые итоги пьесы. В драматургии может выражаться в виде завершающей пьесу сцены, следующей после развязки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 композиция драмы iconДревнегреческая трагедия
Ритуально-обрядовые основы греческой драмы, ее виды. Организация драматических представлений. Определение понятия «трагедия». Структура...

1 композиция драмы iconКатышева Л. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. Спб.,...
Бахтин М. М. Эпос и роман // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 447-483

1 композиция драмы iconКруглый стол «теория и практика новой драмы» в рамках программы «Новая...
«Теория») выступила Татьяна Могилевская – знаток русской новой драмы, доктор искусствоведения, автор диссертации о российском документальном...

1 композиция драмы iconТеория драмы в россии от пушкина до чехова

1 композиция драмы icon7. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Композиция. Особенности...
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Композиция. Особенности реализма и романтизма в романе

1 композиция драмы iconУрок мужества «Константин Симонов: лично пережил»
Литературно-музыкальная композиция о военных песнях «Сколько дорог прошагать мне пришлось…»

1 композиция драмы iconКомпозиция смены
Международный молодежный конгресс «Содружество молодежи – Содружество государств» открытие программы

1 композиция драмы iconЛитература устно
Реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, метафора, эпитет, олицетворение, гипербола, драма, пьеса, композиция, конфликт, кульминация,...

1 композиция драмы iconСэндвичи Сэндвич с куриной грудкой
Композиция сыров: Камамбер, Дор Блю, Скаморца копченая, Бри Монмарте с виноградом, грецким орехом, медом и банановым хлебом

1 композиция драмы icon«Продюсирование эстрадно-концерьной деятельности»
Открывается занавес, на сцене, хореографическая композиция «Сказочный лес», с песней на мотив «Солнышко» появляется добрая Фея с...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов