Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей I курса на базе основного общего образования




Скачать 160.1 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей I курса на базе основного общего образования
Дата публикации27.08.2013
Размер160.1 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Литература > Методические рекомендации




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Беловский политехнический колледж»



ИСТОРИЯ

Методические рекомендации

по внеаудиторной самостоятельной работе

для всех специальностей

I курса на базе основного общего образования

Белово 2011

Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для всех специальностей 1 курса на основе рабочей программы утвержденной методическим советом колледжа Протокол №_____ от «____»____________2011г

Одобрено

ПЦК социально-экономических дисциплин и базисной подготовки

Протокол №_____

от «____»_____________20__г

от «____»_____________20__г
Председатель ПЦК

____________М.И.Сюбаева

____________М.И.Сюбаева


Утверждено

Методическим советом БлПК

Протокол №____

от «___» ____________ 20__г.

от «___» ____________ 20__г.
Зам. директора по НМР

____________Т.П. Салтымакова

____________Т.П. Салтымакова







Составитель

Преподаватель

гуманитарных дисциплин С.Н.Власова


Рецензенты

преподаватель гуманитарных

дисциплин

ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе дисциплины «История» предназначены для всех специальностей 1 курса на базе основного общего образования.

Цель его – оказать конкретную помощь студентам в самостоятельном изучении теоретического материала по дисциплине. Использование рекомендаций позволит сформировать умения работы с информацией, методам её обработки и поиска, умений вести записи, контролировать себя с помощью вопросов и заданий.

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу соответствуют учебному плану и рабочей программе по дисциплине – 59 часов.

Структура изучения каждой темы:

  • цели

  • основные вопросы (план изучения темы),

  • список литературы

  • собственно советы-рекомендации как тему изучить, на что обратить внимание, какие методы работы с информацией использовать

  • форма отчетности.

На самостоятельное изучение выносятся следующие вопросы тем:

1. Культура Киевской Руси

2. Эпоха Ивана Грозного

3. Внешняя политика Екатерины II Великой

4. Культура России в 18 веке

5. США - война за независимость и Гражданская война 1861-1865г.

6. Эпоха Хрущева

7. Эпоха Брежнева

Методические рекомендации по изучению теоретического материала
Изучение любого раздела или темы следует начинать с ознакомления с вопросами плана изучения темы, приведенными в пособии. Затем необходимо обратиться к списку литературы, уделив особое внимание указанным историческим источникам.

Осваивать теорию следует в соответствии с той последовательностью, которая дана в методическом пособии.

Целесообразно первый раз прочитать материал от начала до конца, чтобы получить о нем целостное представление. При повторном чтении необходимо осмыслить каждую часть в отдельности, выделить основные идеи и систему аргументов, главные даты, понятия и т.д.

Методика работы с литературой предусматривает ведение записи прочитанного в виде плана - конспекта, опорного конспекта. Это позволит сделать знания системными, зафиксировать и закрепить их в памяти.

При составлении опорного конспекта следует придерживаться определенных правил:

  • один конспект - один лист с опорным сигналом;

  • опорные сигналы должны со всей логической стройностью отражать развитие мысли минимальными графическими средствами;

  • структурирование опорных сигналов в логические блоки преследует основную цель - упростить процесс запоминания;

  • каждый блок - завершенная часть учебного раздела;

  • при оформлении блоков необходимо разнообразить их контурами, цветом и шрифтом;

  • записи на листах позволительно делать во всех направлениях, вплоть до слов перевертышей;

  • допустимое число знаков на каждом листе не более 500;

  • использование мелких шрифтов и интервалов между блоками
    психологически упрощает работу с опорными сигналами, т.к.
    создает ощущение краткости и простоты материала;

  • при сокращении слов необходимо избегать возможных двусмысленных толкований этих слов и выражений;

  • особую роль при составлении листов с опорными сигналами
    играет цвет;

  • озвучивание опорных сигналов должно становиться естественным продолжением всех предшествующих форм работы;

  • надежная работа аппарата памяти обеспечивается при наличии относительно небольшого количества опорных сигналов и поэтому всегда нужно до предела сокращать количество используемых печатных знаков;
^

Тема 1. Культура Киевской Руси


Цель: - познакомить с уровнем развития культуры Древней Руси;

развивать исследовательские умения студентов;

научить давать характеристику различным отраслям культуры
Древней Руси;

выделить главные тенденции развития культуры Древней Руси.
Литература:


  1. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, " История России с древнейших времен до конца 17 века". Учебное пособие, ч.1 §17-18 М. Просвещение.


^ Основные вопросы:
1 .Прочитайте п. 1 § 17- 18 [ 1, с. 68- 69] и выпишите определение понятия "культура"

2.Найдите в § 17- 18 и выпишите в тетрадь, раскрывая сущность, следующие понятия:

летопись;

церковно-учительская литература;

проповедь;

былины;

крестово-купольное строение.

3.По §17- 18 [1, с. 73- 78] подготовьте краткий пересказ о ремеслах, известных в Древней Руси:

ювелирное искусство;

вышивка;

мастерство кузнецов;

резьба по дереву и камню.

4.Используя свои знания, приготовьтесь привести примеры фольклорно-обрядового начала в пословицах, поговорках, приметах, сказках, заговорах.

5.Перечислите главных героев русских былин.

6.По § 17- 18 [1, с. 78- 83] выделите, а затем запишите выдающиеся произведения архитектуры этого периода.

7.Обратитесь к каталогам библиотеки, составьте список дополнительной литературы по теме "Культура Киевской Руси"

8.Нарисуйте план русского православного храма, для этого внимательно рассмотрите цветные иллюстрации в учебнике

[1, с. 80- 81].

Форма отчётности: тезисный конспект


^

Тема 2. Эпоха Ивана Грозного


Цель: - углубление и расширение теоретические знаний;

- формировать умение использовать справочную, специальную литературу и исторические источники;

- охарактеризовать главные направления деятельности Ивана IV Грозного.
Литература:
1. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. "История России с древнейших времен до
конца 17 века" Учебное пособие, часть 1. М., Просвещение § 25- 26

2. Хрестоматия. История СССР с древнейших времен до 1861г., М., Просвещение, 1982с. 107- 108, 115- 116.

Основные вопросы:

  1. "Первый царь всея Руси". Начало правления Ивана IV Грозного.

  2. Деятельность Избранной Рады.

  3. Период опричнины.

  4. Внешняя политика Ивана Грозного.


Содержание самостоятельной работы

1. Прочитайте внимательно, с целью отбора информации § 25- 26 (1.С.300-
348) и запишите определения понятиям:

местничество;

кормление;

опричнина;

земщина;

Юрьев день

Сословно - представительная монархия;

2. Перечислите функции:

Боярской думы

Земского собора

Приказов

3. Выделите и кратко законспектируйте содержание реформ Избранной Рады
(1. §25-26, с. 306-307)

4.Сравните (постатейно) Судебники Ивана III (1497) и Ивана Грозного (1550г.)(2. С. 107- 108, 115- 116)

5.Приготовьте сообщение о выдающимся деятелях этого периода:

• митрополит Макарий

князь Андрей Курбский

Малюта Скуратов

дьяк Иван Висковатый

Иван Федоров

6.Заполните таблицу ( по 1. §25-26, с. 320-328)

" Внешняя политика Ивана IV"

Земли, вошедшие в состав России

Год включения

Путь вхождения (добровольно или насильно)

Имена исторических деятелей, сыгравших роль в присоединении

1

2

3

4


^ Форма отчётности: тезисный конспект

Тема 3. Внешняя политика Екатерины II Великой

Цель: -познакомить с основными направлениями внешней политики

России во II половине 18 века;

-воспитывать чувство патриотизма на примерах деятельности выдающихся полководцев;

-развивать умение обобщать и делать выводы.
Литература:

1. Буганов В.И., Зырянов П.Н.," История России, к 17-19 вв. М:

Просвещение, 2001г. § 47-48

Содержание самостоятельной работы
1.Внимательно прочитайте § 47 [1, с 59-63] и составьте план ответа на вопрос: "Основные задачи и направления внешней политики России во II пол. 18 века".

2.По тексту учебника [1, с.63-73] приготовьте краткие характеристики русским полководцам:

  • П.А. Румянцеву;

  • Г.А. Потемкину;

  • А.В. Суворову;

  • Ф.Ф. Ушакову.

3.Проанализируйте деятельность вышеперечисленных полководцев и выделите общие черты русской военной школы этого периода.

4.Заполните таблицу:
^

"Раздел территорий Речи Посполитой"


Год

Россия

Австрия

Пруссия

1772










1793










1795












^ Форма отчётности: тезисный конспект
Тема 4. Культура России в 18 веке
Цель: -сформировать представление об основных достижениях и направлениях духовной жизни русского народа в 18 веке;

-отметить новизну многих направлений культуры после Петра I;

-развивать умение систематизировать теоретический материал.

Литература:
1.Буганов В.И., Зырянов П.Н., "История России, к.17-19 вв. М.: 12

Просвещение, 2001 г § 52-53

2.Краснобоев Б.И. Очерки истории культуры 18 в. М., 1987 г.
Содержание самостоятельной работы

1. По § 52-53 [1,с.93-97] составьте опорный конспект "Петровские инновации в
культуре"

2. Из § 52-53 [1,с.93-115] выпишите определения понятий:

Просвещение;

сентиментализм;

классицизм;

барокко;

рационализм;

обмирщение культуры.

3. Используя полученные знания кратко ответьте на вопросы:

Каковы особенности развития русской художественной культуры в 18 веке?

Какие качественные изменения произошли в системе русского образования?

Чем отличалось строительство Санкт-Петербурга от строительства древнерусских городов?

4.Заполните таблицу

"Видные деятели культуры и церкви 18 века"

Персоналии

Вклад в культуру








5. Используя материалы учебника и дополнительную литературу [1, с. 113-114], [2, с. 214-216] составьте меню праздничного обеда высокопоставленного сановника и крепостного крестьянина в России 18 века.

^ Форма отчётности: тезисный конспект

Тема 3. США - война за независимость и Гражданская война

1861-1865г

Цель: - познакомиться с процессами, способствующими утверждению капитализма в севере- американских колониях;

объяснить на примере США особенности генезиса капитализма и
модернизации;

формировать умение делать выводы.
Литература:

1. Пунский В.О, Юдовская А.Я., Новая история 1640-1870, М. 1998г.

Россия и мир. Под ред. Данилова А.А. в 2-х частях, часть 1, -М.; Владос, 1994с 155-158, с. 254-256

Основные вопросы:

1. Английские колонии в Америке

2. Война за независимость. Создание США

3. США в 1 половине 19 века

4. Основные события Гражданской войны 1861-1865г.

5. Период Реконструкции

Содержание самостоятельной работы
1. Прочитайте внимательно § 11-12 [1] и приготовьте рассказ о создании английских колоний в Северной Америке, используя следующие слова: "золото", "Виргиния", "Мэйфлауэр", "пуритане", "Новый Плимут", "13 колоний", "религия", "индейцы", "24 доллара".

Ответьте на вопрос: Чем вы можете объяснить популярность Франклина?
Свою точку зрения обоснуйте.

Перечислите причины войны за независимость

Прочитайте " Декларацию независимости" 4 июля 1776 [1; §11-12]

и ответьте на вопрос: Какие черты эпохи Просвещения отражены в этом документе?

5. По пункту № 5 [1; § 11-12] составьте план ответа на вопрос "Итоги и значения войны за независимость".

По § 42-43 [1] выпишите основные понятия, раскройте сущность каждого из них:

федерация;

конфедерация;

расизм;

аболиционизм;

янки;

реконструкция;

резервация.

7.Перечитайте п. 3-5 § 42-43 и § 44 [1] выделите главное для заполнения таблицы "Два периода Гражданской войны в США".

Заполните таблицу:

План сравнения

I период

(1861-1862)

II период

(1863-1865)

1.Цели буржуазии Севера







2.Политические мероприятия







3.Военные планы северян и их действия








8.По п.4 §44 [1] составьте опорный конспект "Итоги Гражданской войны в США и Реконструкция"

Форма отчётности: тезисный конспект

^

Тема 6. Эпоха Хрущева


Цель: -охарактеризовать развитие СССР в 1953-1964г.г.;

-углубить и расширить теоретические знания по данному периоду;

-формировать самостоятельность мышления при оценке исторического периода;
Литература:

1. Самыгин П.С., Беликов К.С. и др. История. "Серия среднее про­фессиональное образование" Ростов на Дону?: "Феникс", 2004.- с.395-406.

Содержание самостоятельной работы

1. Внимательно прочитайте п. 6.2.2 [1. С.395-397] и ответьте на вопросы:

  • Почему в борьбе за власть после смерти И.В. Сталина победил Н.С.
    Хрущев?

  • Каковы причины, побудившие Хрущева выступить на XX съезде КПСС с
    Сталина?

  1. Прочитайте п. 6.2.3 [1.С. 399-400] и выясните причины падения авторитета Н.С. Хрущева в обществе. Каких причин больше: объективных или субъективных? Докажите свою точку зрения.

  2. По п.6.2.2. [1. С 397-398] составьте опорный конспект "Хрущевские
    реформы в экономике".

  3. Что означала "оттепель" в духовной сфере? Почему И. Эренбург
    использовал именно это слово для характеристики правления Н.С. Хрущева?
    Какие общественные процессы зародились под ее воздействием?
    Приготовьтесь высказать свою точку зрения?

  4. По п. 6.2.3. [1.С 400-406] составьте развернутый план ответа на вопрос
    "Внешняя политика СССР 1953-1964г.г".

Форма отчётности: тезисный конспект
^

Тема 7. Эпоха Брежнева


Цель: -углубить теоретические знания;

-раскрыть основные направления экономической и социально политики в период пребывания у власти Л.И. Брежнева;

-сформировать собственную оценку данного периода;

-развивать умение делать выводы и обобщения.
Литературы:

1. Самыгин П.С., Беликов К.С. и др. "История", Серия "Среднее про­
фессиональное образование" Ростов на Дону, "Феникс", 2004г

Краткий политический словарь. М., Политиздат, 1989

2. Боффа Дис. История Советского Союза: в 2-х т., М., 1990г

3.Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М., 1994г

4. Сахаров А.Д. Воспоминания. Любое издание
Содержание самостоятельной работы

1. Прочитайте п. 6.2.4. [1, с 407-409], вернитесь к предыдущей теме п. 6.2.3. [1.с 401-404] и ответьте на вопросы:

• Чем была вызвана экономическая реформа 1965 года? Можно ли говорить об определенной преемственности в экономической политике "хрущевского" и "брежневского" периодов советской истории?

• Как решалась продовольственная проблема в СССР Эпохи Брежнева?

2. Используя учебник п. 6.2.4 [1. С 406-411] и краткий политический словарь
[2], дайте определения понятиям:

нефтедоллары;

лимитчики;

теневая экономика;

"идея развитого социализма";

диссиденты;

застой;

"империя зла";

"разрядка напряженности".

3. По учебнику [1, с 409-410] составьте опорный конспект "Состояние политической системы".

4. По дополнительной литературе [3], [4], [5] подготовьте рассказ об
основных веках биографии А.Д. Сахарова.

5. На каких примерах вы можете доказать усиления идеологического
давления в литературе и искусстве в середине 60-х начале 80-х годов? При ответе используйте знания, полученные в курсе "Современной литературы".

6.Ответьте письменно на вопрос: "Что такое доктрина Брежнева? Когда и в связи с чем она начала реализовываться?"
Форма отчётности: тезисный конспект



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей I курса на базе основного общего образования iconМетодические рекомендации для студентов по самостоятельной внеаудиторной работе
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей I курса на базе основного общего образования iconМетодические рекомендации для студентов по самостоятельной внеаудиторной работе
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей I курса на базе основного общего образования iconМетодические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной...
Согласно требований фгос нпо и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей I курса на базе основного общего образования iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Информатика и икт»...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей I курса на базе основного общего образования iconМетодические указания практикум к самостоятельной работе студентов...
Методические указания – практикум (практические задания) к самостоятельной работе студентов составлены в соответствии госо, типовой...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей I курса на базе основного общего образования iconМетодические рекомендации по преподаванию математики в 5 классе для...
Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей I курса на базе основного общего образования iconМетодические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной...
Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цели, задачи курса и т д.), тематический план, содержание курса, методические...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей I курса на базе основного общего образования iconМетодические указания для обучающихся №9 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей I курса на базе основного общего образования iconМетодические рекомендации по изучению курса для студентов всех форм обучения Тверь 2006
«Мировой экономики» предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Методические рекомендации содержат:...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе для всех специальностей I курса на базе основного общего образования iconОсновы алгоритмизации
Основы алгоритмизации: Методические указания к самостоятельной работе студентов первого курса всех специальностей по информатике...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов