Ответы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи




НазваниеОтветы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи
страница1/9
Дата публикации23.07.2013
Размер0.93 Mb.
ТипОтветы к экзамену
zadocs.ru > Маркетинг > Ответы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Ответы к экзамену по менеджменту


  1. Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи

Менеджмент (management) – в переводе с английского означает управление. Это учебная дисциплина, изучающая управление на разных уровнях.

Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии.

При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них.

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация.

Установление целей предполагает прохождение трех обязательных фаз: 
1) выявление и общих для организации целей; 
2) построение иерархии целей; 
3) установление индивидуальных целей.

^ Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

^ Основные принципы менеджмента включают в себя:

- принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);

- принцип системности и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию);

- принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);

- принцип демократического централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы));

- принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);

- принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов);

- принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

- принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;

- постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.


  1. ^ Назовите основные черты менеджера.

Менеджер – это руководитель, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, эффективному взаимодействию людей, достижению намеченных целей. Менеджеры – это люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей.

^ К менеджеру любого уровня предъявляются такие требования как:

- наличие знаний в области управления предприятием;

- ориентация в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

- владение навыками администрирования и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

- наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеривается работать;

- умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.


  1. ^ Школа человеческих отношений.

Представители: Фоллет (Англия), Мэйо (США).

ШЧО – гуманистическое, сильно психологизированное, антропоцентрическое направление в управленческой теории и практике. ШЧО считает первостепенными следующие принципы:

· развитие и всестороннее использование организацией способностей работников и удовлетворение их разносторонних потребностей;

· использование механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля за поведением и деятельностью работников;

· стимулирование процессов групповой динамики;

·  демократизация управления;

·  гуманизация труда.

В результате реализации этих принципов в группе формируется феномен коллективизма.

Согласно Принципам данной школы в системе управления имеют значение 3 существенных фактора:

- люди

- финансы

- техника


  1. ^ Эмпирическая школа управления.

Можно выделить два основных направления эмпирической шко­лы: исследования в области практики управления и разработка тео­ретических основ современного капиталистического общества. Их представители исходят из того, что современное капиталистическое общество не следует отождествлять с рыночной экономикой раннего капитализма, когда производство базировалось только на частнока­питалистической собственности. В современном капиталистическом производстве нет прежней эксплуатации человека человеком, все лю­ди равны и имеют равные возможности в получении и распределе­нии прибыли. Это положение обосновывается теориями, которые до­казывают изменение характера экономических и социальных взаи­моотношений в современной рыночной экономике США и стран Запада между работниками и владельцами капитала. Среди них такие теории, как участие в прибылях, участие в управлении и др. Эти теории отражают те изменения, которые произошли в экономической и соци­альной жизни стран с развитыми рыночными отношениями за послед­ние десятилетия. Среди наиболее видных представителей эмпирической школы можно назвать П. Друкера, Р. Дэвиса, Д. Миллера и др.

Главным направлением исследований в эмпирической школе яв­ляется изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления исследований связан с тем, что эмпирики акцен­тируют внимание на профессионализации управления, т.е. превра­щении труда по управлению в самостоятельный, специфический вид - в особую профессию. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, кото­рых нет ни у одной другой профессии. Суть первой особенности за­ключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разно­родных ресурсов подлинно целое единство, а второй - в том, что каж­дое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.



  1. ^ Инфраструктура менеджмента.

Инфраструктура — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуру. Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс так называемых инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.).

Исходя из этого определения инфраструктура менеджмента должна включать условия, материальные и социальные факторы, обеспечивающие управление организацией. В общем случае нужен субъект управления, нужен объект управления, нужны каналы управления, нужна власть и другие рычаги воздействия, нужны компетенция управленцев, авторитет руководителя.

На каждом уровне менеджмента, в зависимости от ситуации, специфики менеджмента, объекта управления, требуются также специфицированные виды обеспечения управления из следующего набора:

• научно-методическое обеспечение: включает разработку оригинальных или использование имеющихся современных научных методологий и методов осуществления процесса управления, исследование управляемых систем, передового отечественного и зарубежного опыта, выбор инструментария управления, проведение исследований рынков труда, проведение исследований перспектив развития организа­ции;

•    финансовое обеспечение: включает обоснование, планиро­вание и получение финансовых средств на проведение работ по управлению объектом (бюджетирование), составление сметы затрат на управление и контроль за ее исполнением;

•    материально-техническое обеспечение: наличие средств
организационной техники, получения и обработки инфор­мации, необходимой для управления;

•    организационное обеспечение: включает разработку и реа­лизацию проектов разделения труда, организации, специа­лизации и кооперации рабочих мест на основе современных принципов,  организацию ведения  информационно-спра­вочного аппарата, структуризацию системы управления;

•    правовое обеспечение включает подведение основательной
правовой базы под все действия, связанные с управлением, включая хозяйственное, гражданское, административное, трудовое и другие виды права, а также нормативные доку­менты всех уровней, регламентирующие деятельность ра­ботников, подразделений, организации в целом;

•    информационное обеспечение: получение и обработка всей
доступной информации для принятия управленческих решений, включая сведения о состоянии и тенденциях во внешней среде и в самой организации;

кадровое обеспечение: наличие в самой системе управле­ния на всех позициях квалифицированного персонала, кото­рый в состоянии провести весь вышеперечисленный спектр работ самостоятельно либо с привлечением специалистов.

 

  1. ^ Принципы административного менеджмента А. Файоля.

Анри Файоль сформулировал знаменитые 14 принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день. Вот как они звучат в его интерпретации:

1. ^ Разделение труда. Цель разделения труда — увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий.

2. Власть — ответственность. Власть — есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться. Власть немыслима без ответственности, то есть без санкции — награды или кары, сопровождающих ее действия. Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.

3. Дисциплина — это по существу, повиновение, усердие, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявленные соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению. Состояние дисциплины в каком-либо социальном образовании всецело зависит от его руководителей.

4. ^ Единство распорядительства. Служащему может давать приказания относительно какого-либо образа действия только один начальник… Ни в одном из случаев не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства… Ввиду того, что это правило нельзя не признавать фундаментальным, я его включаю в число принципов.

5. ^ Единство руководства. Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что на предприятии интересы служащих, или группы служащих, не должны становиться выше интересов предприятия. Лицом к лицу здесь стоят две категории интересов различного порядка, но одновременно заслуживающие признания; необходимо постараться их согласовать. Это одна из крупных трудностей управления.

7. ^ Вознаграждение персонала. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.

8. Централизация. Централизация не является системой управления, хорошей или плохой сама по себе: она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций у руководителя и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации — вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.

9. Иерархия. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с низких и кончая высокими.

10. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.

11. Справедливость. Для того, чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

12. ^ Постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее, смены в составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального образования; некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу.

Таким образом, подобно другим принципам, принцип текучести рабочего состава имеет свою меру.

13. Инициатива. Инициативой называется возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления его также относится к категории инициативы.

14. Единение персонала. Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить — дело искусное; но разделять собственные силы в предприятии — тяжкая ошибка.


  1. ^ Инновационный, развивающий, стратегический менеджмент.

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

^ Развивающий менеджмент, или менеджмент развития, нацелен на совершенствование управления организацией, создание новых организационных структур, форм активизации и стимулирования, координации и регулирования, планирования, контроля и др.

^ Стратегический менеджмент занимается перспективным анализом факторов внешней среды организации, возможностей получения выгодных заказов, путей получения преимуществ в конкурентной борьбе, вопросами диверсификации (переключения на новые области деятельности) и другими проблемами долговременного порядка.


  1. ^ Историческая эволюция менеджмента. Ф.Тейлор, А.Файоль.

1. В Древнем Египте (3 тыс. лет до н. э.) Сократ, одним из первых, дал характеристику управления, как особой сфере деятельности. Плато (428-348) дал классификацию форм государственного управления. Древний период - 9-7 в. до н.э. - особый вид деятельности - управление. Александр Македонский - теория и практика управления войсками.

2. Индустриальный период. Адам Смит - анализ различных форм разделения труда. Создание и использование вычислительных машин.

3. Период систематизации. Тейлор - основоположник менеджмента. Классическая школа менеджмента - А.Файоль.

4. Информационный период (1960 - по наши дни). Классическая школа может быть подразделена на две исторические философии управления: научный управленческий подход и административный управленческий подход.

Научное управление было первым подходом в истории управленческой теории. Отцом научного управления считается Фредерик У. Тейлор (1856-1915). Идеи Тейлора сформировались в результате его практической деятельности. Пытаясь довести до максимума выпуск продукции, Тейлор ввел в практику менеджмента хронометраж, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время исполнения этих движений.

Принципы: 1. Научный отбор рабочего. 2. Научное изучение и обучение рабочего. 3. Специализация работы. 4. Важность побудительных мотивов заработной платы. 5. Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Итак, Файоль сконцентрировал свое внимание на управленческой функции, значению которой до этого не придавалось особого внимания. Он расчленил управленческую функцию на ряд базовых элементов: планирование, организацию, распорядительство, координирование и контролирование.

Более того, он сформулировал четырнадцать управленческих принципов, которые широко ис­пользовались как руководство для современной управленческой мысли. 1. Разделение труда. 2. Власть и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие. 5. Равенство руководства. 6. Субординация личного интереса и общей цели. 7. Вознаграждение. 8. Централизация. 9. Скалярная цепь. 10. Порядок. 11. Равенство и справедливость. 12. Стабильность персонала. 13. Инициатива, обдумывание и выполнение плана. 14. Корпоративный дух.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ответы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи iconОтветы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи
...

Ответы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи iconВопросы по дисциплине «финансовый менеджмент» Финансовый менеджмент:...
Вот вам вопросы на экзамен по Финансовому менеджменту передайте группе, пожалуйста

Ответы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи icon1. Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы...
Банковский менеджмент это управление банком в условиях рыночной экономики. Как правило, цели банковского менеджмента определяются...

Ответы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи iconВопросы к экзамену Аналитические процедуры
Аудиторская деятельность: понятие, цели, задачи, виды (внешний, внутренний; обязательный, инициативный и т д.)

Ответы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи iconЛекция 13 Менеджмент: понятие, функции и виды
Менеджмент определяется как вид деятельности, процесс управления; орган или аппарат управления; категория людей; наука и искусство...

Ответы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи iconКсэп вопросы для подготовки к государственному междисциплинарному...
Соучастие в преступлении: понятие, виды соучастников, формы соучастия, ответственность соучастников

Ответы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теория эволюции»
Предмет, цели и задачи теории эволюции. Основные принципы и методы изучения эволюции

Ответы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи iconВопросы к диф зачету по дисциплине «Менеджмент»
Понятия менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как вид деятельности и система управления

Ответы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи iconМенеджмент комплекс знаний, накопленных наукой управления, умело...
Мен-т как наука изучает управление людьми в орг-циях, формы, методы и принципы, ф-ции этого управления. Понятие мен-т неприменимо...

Ответы к экзамену по менеджменту Менеджмент как наука: понятие принципы, цели, задачи iconПрограмма государственного комплексного экзамена по специальности...
Цели и задачи программы итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности «Менеджмент организации» заключаются...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов