Скачать 0.9 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет инженерной экологии (МГУИЭ) КАФЕДРА ИНТЕГРИРОВАННЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Одобрено УМС ИМК Протокол №___________ «______»____________20___ г. Председатель__________________ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА Учебно-методический комплекс Для специальности 080111 Маркетинг
Москва 2010 Авторы – составители: Низовцева Наталья Федоровна к.э.н., доцент Учебно-методический комплекс "Основы маркетинга" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080111 Маркетинг. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общеобразовательных дисциплин и является обязательной для изучения. ………………………………………………………………………….. Зав. библиотекой М.И. Алексеева Содержание
^ «Основы маркетинга» Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения (раздел 4,5,7) Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение о проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (семинар 1,2,3, раздел 3,6,9). Диспут – это публичный спор, одна из активных форм работы со студентами. Проведение диспута должно тщательно планироваться, а участники диспута еще до его проведения должны познакомиться с темой, изучить достаточное количество первоисточников, чтобы аргументировано отстаивать свою точку зрения. Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (семинар 4). Метод кейс-стадии – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его (семинар 1,2,3,4, раздел 3,4,5,6,7,8). Мозговой штурм – метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решений трудной проблемы. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких студентов и преподавателя, выполняющего роль ведущего. Перед началом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. Мозговой штурм проводится в форме деловых игр. Он способствует созданию инновационного климата в группе, мобилизации студентов на поиск новых решений (раздел 4). Презентация – способ наглядного представления информации, как правило, с использованием аудиовизуальных средств (семинар 26). Тестовое задание – минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания, может содержать или не содержать набор ответов для выбора (семинар 1,2,3,4,6, раздел 3,4,5,6,7,8, семинар 26). ^ Главные задачи современного маркетинга – комплексное изучение потребностей общества и отдельных групп потребителей, прогнозирование спроса и его формирование на базе новейших научно-технических достижений с использованием результатов фундаментальных научных разработок, изобретений и открытий. Комплексное исследование рынка и, прежде всего рыночной конъюнктуры, по мнению деловых кругов, является непременным условием, позволяющим избежать ошибок, снизить риск при принятии хозяйственных решений. Знание маркетинга необходимо для руководителей предприятий, работающих в условиях рыночной экономики. Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся работа предприятия независимо от вида деятельности основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одной из задач маркетинга является выявление неудовлетворенных запросов потребителей с целью ориентации производства на их удовлетворение. Для реализации такого подхода необходимо систематическое изучение структуры потребительских предпочтений, исследование товара, каналов его сбыта, коммуникаций. Кроме анализа рынка, маркетинговое исследование включает анализ эффективности управления предприятием, производства, реализации человеческих и финансовых ресурсов, выявление сильных и слабых сторон. Цель курса – научить студентов управлять маркетинговой деятельностью предприятия на основе маркетинговой информации, которая позволит выявить, куда выгоднее всего вложить капитал, где основать новое предприятие, каким его сделать, что хотят иметь потребители, какую цену готовы заплатить, в каких регионах испытывают наибольший спрос на этот товар. Задача курса "Основы маркетинга" – ознакомить студентов со следующими вопросами:
^ Курс "Основы маркетинга" базируется на знаниях основ экономической теории, статистики, экономики, экономики предприятия, психологии, социологии, менеджмента. Более глубокое изучение курса маркетинга предусмотрено в дисциплинах: управление маркетингом, маркетинговые исследования, поведение потребителей, маркетинговые коммуникации и др. В результате изучения дисциплины специалист - маркетолог должен: иметь представление об организации маркетинговой деятельности предприятия действующего в условиях конкурентного рынка. Знать:
Уметь:
Приобрести навыки:
^ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
^ очная / заочная
очно-заочная
^ Раздел 1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга Тема 1. Понятие маркетинга Классификация подходов к изучению маркетинга. Основные функции маркетинга. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинга, социально-экономическая сущность и содержание маркетинга, эволюция содержания и форм маркетинга, маркетинг как определенная теоретическая концепция, философия бизнеса, специфическая форма хозяйствования. Маркетинг как рыночная, ассортиментная и сбытовая политика удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей. Маркетинг как рыночная концепция управления. Маркетинг в России. ^ Классификация в зависимости от вида товара. Маркетинг потребительских товаров. Маркетинг товаров производственно-технического назначения. Маркетинг услуг. Классификация в зависимости от соотношения спроса и предложения. ^ Исходные понятия маркетинга: нужды, потребности, запросы, товар и рынок. Теории человеческих потребностей. Тема 4. Среда маркетинга Внешняя макро- и микросреда маркетинга и ее составляющие. Факторы макросреды маркетинга и их характеристика (демографические, экономические, природные, научно-технические, политико-правовые, социально – культурные). Микросреда маркетинга и ее составляющие: покупатели, конкуренты, поставщики, контактные аудитории. Приоритет потребителя. Внутренняя среда предприятия: оценка интеллектуального потенциала, уровня развития НИОКР, производственный и финансовый потенциал. Раздел 2. Маркетинговые исследования Тема 5. Маркетинговая информация Информация как основа для принятия маркетинговых решений. Виды информации (первичная и вторичная). Кабинетные и полевые исследования. ^ Основные направления маркетинговых исследований: рынок, конкуренты, потребители, товары, цены, каналы распределения, маркетинговые коммуникации. Основные этапы процесса исследования. Цели и результаты исследований. Раздел 3. Целевой маркетинг Тема 7. Сегментация рынка Понятие сегмента. Признаки сегментации: географические, демографические, экономические, социальные, психографические, поведенческие. Признаки сегментации для рынка потребительских товаров, для рынка товаров производственно-технического назначения, для рынка услуг. ^ Критерии оценки сегмента, выбор сегментов. Выбор стратегии охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг. Тема 9. Позиционирование товара Понятие позиционирования. Основания для позиционирования товара. Карты позиционирования. Раздел 4. Товар и товарная политика в маркетинге Тема 10. Товар в системе маркетинга Понятие товара. Общая характеристика товара. Понятие качества товара с точки зрения потребителя и производителя. Требования потребителя к товару. Маркетинговый подход к классификации товаров. Конкурентоспособность товара. ^ Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ). Понятие ЖЦТ. Стратегия маркетинга на разных этапах ЖЦТ. Способы продления ЖЦТ. Особые случаи. Тема 12. Новый товар Понятие нового товара. Этапы разработки нового товара. Риски, связанные с разработкой и выводом нового товара на рынок. Тема 13. Товарный ассортимент Понятие товарного ассортимента, его характеристики, формирование, планирование ассортимента. Тема 14. Рыночная атрибутика товара Товарно-знаковая символика. Товарный знак, его значение и требование к нему. Фирменное имя товара. Требование к упаковке и маркировке. Понятие фирменного стиля. Раздел 5. Ценообразование в маркетинге Тема 15. Формирование цены продажи Назначение цены в маркетинге. Цели ценообразования. Информация, необходимая для принятия решения по ценам. Классификация подходов к ценообразованию. Процедура назначения цены. Соотношения цена/ качество. ^ Основные стратегии ценообразования (стратегия высоких цен, стратегия низких цен, стратегия ценового лидера, стратегия рыночных цен), условия их применения. Возможности изменения цен на разных этапах ЖЦТ. Стратегия инициативного изменения цен. Реакции предприятия на изменения цен конкурентов. Раздел 6. Система распределения и товародвижения Тема 17. Каналы распределения и товародвижения Роль системы распределения в комплексе маркетинга. Каналы распределения и товародвижения в условиях постоянно меняющегося рынка, их функции и уровни. Преимущества и недостатки основных методов продвижения товаров на рынок. Роль запаса в системе товародвижения, виды запасов. ^ Роль посредника в доведении товаров до потребителя. Виды посредников и их характеристика. Оптовая и розничная торговля. Прогрессивные формы торговли. Раздел 7. Маркетинговые коммуникации Тема 19. Комплекс маркетинговых коммуникаций Комплекс маркетинговых коммуникаций (реклама, паблик рилейшнз, ярмарки и выставки, личные продажи стимулирование сбыта). Тема 20. Реклама Реклама (товарная, корпоративная, социальная, институциональная, политическая). Принципы и методы рекламной деятельности. Основные задачи рекламы. Виды, цели и средства рекламы. Тема 21. Паблик рилейшнз Паблик рилейшнз – связи с общественностью: определение, функции, цели и задачи. Виды деятельности по формированию общественного мнения. Отношения со СМИ. Тема 22. Ярмарки, выставки Цели, задачи и организация. Международные ярмарки образцов, специализированные салоны и выставки. Национальные специализированные выставки. Выставки – продажи. ^ Стимулирование посредников (оптовых, розничных) и конечных потребителей. Формы и методы стимулирования, особенности их применения. Типовые стратегии стимулирования сбыта. Тема 24. Личные продажи Классификация. Поиск покупателя и формы работы с ним. Управление процессом продаж. Раздел 8. Организация и планирование маркетинга Тема 25. Планирование в маркетинге Основные этапы маркетингового планирования. Стратегическое и оперативное планирование. Бюджет маркетинга. Контроль маркетинговой деятельности предприятия. Место плана маркетинга в системе планов предприятия. ^ Организационные структуры предприятия, работающие на принципах маркетинга. Положение о службе маркетинга, ее структура, статус и место в иерархии управления. Типы организационных структур: функциональная, товарно-функциональная, товарно - рыночная, управление по проекту, матричная и др. Их преимущества и недостатки. Раздел 9. Маркетинг и общество Роль потребителя в системе маркетинга. Поведение потребителя и его понимание. Новый потребитель. Защита прав потребителей. Консъюмеризм. ^ Темы семинарных и практических занятий составлены в соответствии с программой курса и на основании учебника, который специально подготовлен преподавателями РГТЭУ как учебник – практикум (маркетинг. Учебник/кол авторов под редакцией проф. Ващекина Н.П.) – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006. К каждому семинару преподаватель предварительно распределяет вопросы между студентами. Студент при подготовке полученной темы пользуется основными и дополнительными источниками литературы, указанной в общем списке и подобранной самостоятельно. При подготовке теоретических вопросов необходимо приводить практические примеры из практики работы конкретных предприятий, действующих на российском и зарубежных рынках. При проведении занятий предусмотрено решение ситуационных задач, кейсов, тематических дискуссий и деловых игр. По курсу предусмотрен тестовый контроль. В планах семинарских занятий даются ссылки на соответствующие разделы учебника. Раздел 1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга Тема 1. Понятие маркетинга Вопросы к семинару:
Ситуация для анализа I – III стр. 15-17 Тестовый контроль Тесты на стр. 17-19 Дискуссия: "Становление маркетинга в России" Тема 2. Типы и виды маркетинга Вопросы к семинару: (семинар проходит в виде дискуссии)
Ситуации для анализа I-V стр. 40-41 Тестовый контроль |
![]() | Реклама как элемент комплекса маркетинговых коммуникаций. Психологические составляющие маркетинговых коммуникаций | ![]() | Департамент маркетинговых коммуникаций и брендинга игуп урфу открывает русско-немецкую летнюю школу pr |
![]() | «проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность». Санкт–Петербург,... | ![]() | Успех или неудача предпринимательской деятельности во многом зависят от того, насколько эффективно построены эти отношения, иными... |
![]() | Охватывают практически все направления маркетинговых коммуникаций и могут выполнять множество функций. Существует 7 основных направлений... | ![]() | Цель преподавания дисциплины ознакомление студентов с комплексом маркетинговых коммуникаций, его элементами и их взаимосвязью, подробное... |
![]() | «Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор... | ![]() | Эффективностью коммуникаций в организации часто определяется качество решений и их реализации. Понятие коммуникации характеризует... |
![]() | Графия представляет собой первое в отечественной и зарубежной науке о связях с общественностью исследование, объектом которого послужили... | ![]() | Изучение основных принципов, используемых в разработке интегрированных программных продуктов |