Вторая научная революция




Скачать 50.37 Kb.
НазваниеВторая научная революция
Дата публикации11.07.2013
Размер50.37 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Математика > Документы
Вторая научная революция.

Создание классической механики и экспериментального

естествознания. Механическая картина мира.
Одним из активных сторонников учения Коперника был итальянский мыслитель Джордано Бруно(1548-1600). Он пошел дальше Коперника, отстаивая тезис о бесконечности Вселенной, и наличия других обитаемых миров и, по сравнению с Землей « если не больше и не лучше, то во всяком случае не меньше и не хуже».

Инквизиция имела серьезные опасения бояться распространения образа мыслей и учения Бруно. После восьмилетнего тюремного заточения, как нераскаявшийся еретик, был сожжен на костре на Площади цветов в Риме.

Трагическая гибель Бруно произошла на рубеже двух эпох: Возрождения и эпохи Нового времени. Последняя охватывает 17, 18, 19 века.

В этом периоде особую роль сыграл 17 век, ознаменовавшийся рождением современной науки, у истоков которой стояли Галилей, Кеплер, Ньютон.

В учении Галилея(1564-1642) были заложены основы нового механического естествознания. « Самая фундаментальная проблема, остававшаяся в течение тысячи лет неразрешенной из-за сложности – это проблема движения» - говорил А.Эйнштейн. Он открывает дорогу математическому естествознанию. Он был уверен, что «законы природы написаны на языке математики». Смысл своего творчества он видит в физическом обосновании гелиоцентризма, учения Коперника. Галилей закладывает основы экспериментального естествознания. Эксперимент – важнейший метод научного познания. Галилей делает открытие большой научной значимости – закон изотропности колебаний маятника, который сразу же нашел применение в медицине, астрономии, географии, прикладной механике. Он установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы( как думал Аристотель). Галилей экспериментально обнаружил весомость воздуха. До Галилея общепринятым считалось понимание движения, выработанное Аристотелем: Тело движется только при наличии внешнего на него воздействия, если это воздействие прекращается, тело останавливается. Галилей впервые применив новый научный метод познания – мысленный эксперимент ( в идеальных условиях), показал, что этот принцип Аристотеля( хотя и согласуется с нашим повседневным опытом) является ошибочным. Он сформулировал принцип инерции: тело либо находится в состоянии покоя, либо движется не изменяя направления и скорости своего движения, если на него не производится какого-либо внешнего воздействия. Астрономические исследования Галилея обосновали и подтвердили справедливость гелиоцентрического учения Коперника. Эти взгляды он изложил в книге «Диалог о двух системах мира», опубликованной в 1632 г. Он усовершенствовал зрительную трубу и превратил в телескоп с 32-кратным увеличением. Остановил вращение Солнца вокруг своей оси, а на его поверхности есть пятна. Обнаружил 4 спутника Юпитера, гористую поверхность Луны, а туманность Млечный Путь представляет собой скопление звезд.

За признание своих открытий Галилею пришлось вести борьбу с церковью. Церковь дважды вела процессы против Галилея. После первого процесса в 1616 году Галилей был вынужден перейти к методам «нелегальной борьбы» за коперниканизм. После выхода книги « Диалог о двух системах мира» началась вторая компания против Галилея, которая привела ко второму процессу инквизиции в 1633 г. Инквизиция пригрозила не только осудить его как еретика, но и уничтожить все его рукописи и книги. От него требовали признания ложности учения Коперника. Галилей вынужден был уступить. Ценой тягчайшей моральной пытки он купил возможность завершения своего дела. В годы, последовавшие за процессом, Галилей продолжал разработку рациональной динамики.

Исторический вклад Галилея состоит в следующем:

- сформулировал понятие ускорения( скорость изменения скорости),

- результат действия на тело силы не только скорость, но и ускорение,

- вывел формулу, связывающую ускорение, путь и время: S= ½ at2

- сформулировал принцип инерции,

- сформулировал принцип относительности движения

- открыл закон независимости действия сил(принцип суперпозиции).

Спустя 350 лет после смерти Галилея, в октябре 1992 г., он был реабилитирован католической церковью, его осуждение было признано ошибочным, а учение – правильным. Глава римско-католической церкви Иоанн-Павел II заявил при этом, что церковь не должна выступать против науки, а наоборот поддерживать научный прогресс.

Огромное влияние на развитие теоретической мысли в физик 17 в. оказал великий французский мыслитель Рене Декарт( латинизир.Картезий).Он говорил: « Оставим книги, посоветуемся с разумом!». Революционное значение для развития естествознания имело его знаменитое «Рассуждение о методе», где провозглашены новые принципы научного мышления и новые средства математического анализа в геометрии и оптике. Требование простоты и ясности – основной принцип Декарта.

Он основоположник аналитической геометрии. Сформулировал понятие переменной величины, ввел оси координат.

Декарт – основоположник научной космогонии. Он автор первой новоевропейской теории происхождения мира, Вселенной. Декарт допускает, что природа была создана Богом в виде первоначального материального хаоса, но Бог не принимает участия в его дальнейшем развитии. Мир развивается по естественным законам. Он полагал, что мировое пространство заполнено особым, легким, подвижным веществом, способным образовывать гигантские вихри. Вихревые потоки окружает все небесные тела, увлекают их и приводят в движение ( Теория вихрей).Это была умозрительная космогония, не обоснованная математически. И тем не менее ей присуще великое достоинство – идея развития, поразительно смелая для той эпохи.

Великий Ньютон имел все основания сказать: «Если я вижу дальше Декарта, то это потому, что я стою на плечах гиганта».

Результаты естествознания 17 века обобщил Исаак Ньютон(1643-1727). Он стал родоначальником классической теоретической физики. В основе Ньютоновского метода лежит экспериментальное установление точных количественных закономерных связей между явлениями и выведением из них законов природы методом индукции.

Среди открытий Ньютона: открытие или окончательная формулировка основных законов динамики, создание (одновременно с Г.Лейбницем) новых математических методов – дифференциального и интегрального исчислений, ставших фундаментом высшей математики, изобретение отражательного зеркального телескопа-рефлектора, открытие явления разложения белого света и др. В 1672 г. Ньютон изложил перед членами королевского общества свою новую корпускулярную концепцию света. В соответствии с этой концепцией свет представляет собой поток «световых частиц», наделенных свойствами и взаимодействующих с телами. Цвет – это не результат преломления или отражения света в среде. Цвет присущ свету изначально и связан со свойствами корпускул. Эта теория хорошо объясняла дисперсию света, но плохо объясняла интерференцию и дифракцию, поляризацию света.

Вершиной научного творчества Ньютона стала его теория тяготения и провозглашение универсального закона природы – закона всемирного тяготении. В его теории тяготение предстало как универсальное взаимодействие, которое проявляется между любыми материальными частицами независимо от их качеств и состава. В 1686 Ньютон представил Лондонскому королевскому обществу свою новую всеобщую теорию - механику земных и небесных процессов. Книга Ньютона «Математические начала натуральной философии», вышедшая в свет в 1687 г, не имела себе равных по значению. Законы движения планет предстали как следствия закона всемирного тяготения. Причину и природу тяготения Ньютон не считал возможным обсуждать, не имея на этот счет достаточного количества фактов(«Гипотез не измышляю!»).

Формирование основ классической механики – величайшее достижение естествознания 17 века. Это была первая фундаментальная естественно-научная теория, ядро механической картины мира. Механические взгляды на материальный мир господствовали 17,18,19 века. Природа понималась как гигантская механическая система, функционирующая по законам классической механики.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вторая научная революция icon12. Синергетический подход в современном познании
Именно в этот момент наступает научная революция, состоящая в том, что старые парадигмы отбрасываются и заменяются новыми

Вторая научная революция iconПротиворечивость периода. Деформация феодализма. Ранний капитализм...
Да концом Ср. В. считается реформация (нач. 16 в.), первая раннебуржуазная революция в Голландии (1566-1609 гг.), революция в Англии...

Вторая научная революция iconИнформационное письмо
Санкт-Петербургского государственного университета состоится Вторая всероссийская студенческая научная конференция «Россия в глобальном...

Вторая научная революция iconК-55. XVI xviii вв. – одна из самых насыщенных эпох в истории человечества,...

Вторая научная революция iconА. А. Ивин логика для журналистов
В конце прошлого – начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений,...

Вторая научная революция icon1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв
Весь этот период заключен между двумя буржуазными революциями: нидерландская революция начала ХVІІ века и английская буржуазная 1648...

Вторая научная революция iconНаучная конференция «ломоносовские чтения» 2013 года м еждународная научная конференция
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2013» пройдут в рамках празднования 150 – летия...

Вторая научная революция iconИстория Нового времени ч2 viiсеместр
Вторая империя. Наполеон 3(президент Франц Респ с 1848 – 1851, переворот, плебисцит – вторая империя)

Вторая научная революция iconВозникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги...
Первой половины 6 в до н э.), классика (вторая половина 6 в. – первая половина 4 века до н э.), эллинизм (вторая половина 4 – 2 век...

Вторая научная революция iconВнутривузовская студенческая научная конференция
Внутривузовская студенческая научная конференция «Интеллектуальный потенциал Сибирского института – филиала ранхигс при Президенте...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов