Скачать 46.94 Kb.
|
Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" Урок математики в 5 классе теме: «ОБЪЕМ» из главы «Геометрические тела» УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Учитель математики МОУ СОШ №10 г. Новороссийска Волкова Ольга Алексеевна г. Новороссийск 2009г Урок 3. Тема урока: «Объем» Цели урока: а) обучающая - ввести понятия объёма тела; - ввести понятие о единице измерения объема; - вывести формулу объёма куба и прямоугольного параллелепипеда; б) развивающая - познакомиться с новыми понятиями; - развитие познавательной активности с помощью исторического материала; - развитие элементов творческой деятельности учащихся; в) воспитывающая - воспитание точности корректности, логичности в мышлении; - воспитание прилежания, интереса к предмету. ^ - научиться применять формулу объёма куба и прямоугольного параллелепипеда. Оснащение урока: компьютер и проектор для демонстрации презентаций; на каждом ученическом столе набор маленьких цветных пластмассовых кубиков; набор различных моделей куба и прямоугольного параллелепипеда у учителя. Ход урока
Здравствуйте! Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Геометрия и рассмотрим еще одно важное свойство куба и прямоугольного параллелепипеда. Помогать нам в изучении нового свойства будет верный друг компьютер.
Итак, тема сегодняшнего урока (слайд № 1), запишите ее в тетрадь. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое объем и как измеряется объем знакомых нам тел – куба и прямоугольного параллелепипеда.
Что такое объем? Кто знает? Я думаю, вы уже слышали это слово. Как рассказать, что такое объем вот этой банки? ( Банка стоит на столе) Объем – это количество воды, песка, воздуха, крупы, которое войдет в эту банку.
Как же измеряется объем? Для начала вспомним, как измеряются длины отрезков. Правильно, единицей измерения длины – сантиметром. Вспомните, что мы с вами говорили на уроках об эталонах. Молодцы, вспомнили. Компьютер просит сделать запись тетрадь (слайд №2) Нарисуем в тетради отрезок длиной в 1 см (параллельно учитель ведет запись на доске) А как измеряется площадь? Правильно, единицей измерения площади – квадратным сантиметром. Сделаем запись в тетрадь (слайд №3) и изобразим квадратный сантиметр. Значит, прежде чем что-то измерить, необходимо выбрать единицу измерения А объем измеряется единицей измерения объема, делаем запись в тетрадь ( слайд № 4), и посмотрите на единицу измерения объема - это кубик с ребром в один сантиметр. Вот он, посмотрите на него (модель): он такой маленький, а может измерить объем любого тела. Сколько кубиков войдет в тело, такой и объем тела. Кто еще знает, какие существуют единицы измерения объема? Правильно, баррель. А что это такое? Это бочка емкостью 159 литров. А Древнем Риме единицей измерения объема была амфора 25,5 литра Нарисуем единицу измерения объёма в тетрадь, куб мы уже научились рисовать. Давайте попробуем определить объем тел, сложенных из таких кубиков (слайд № 5), чтобы вам было проще, сложите такие тела из кубиков у вас на столе. А теперь попробуем определить объем куба. Возьмем куб со стороной 5 см (слайд № 6) и разрежем его на такие маленькие кубики со стороной в 1 см. Посмотрите, что получилось. Сколь же этих маленьких кубиков, попробуем посчитать. На сколько слоев разрезали куб? Сколько кубиков в каждом слое? Сколько кубиков в 5 слоях? Мы получили, что объем куба со стороной 5 см равен ( слайд № 7) и получили формулу для вычисления объема куба. Проделаем то же с прямоугольным параллелепипедом с измерениями a =3 см, b=4см, c=5см и разрежем его на кубики со стороной в 1 см (слайд №8). На сколько слоев разрезали параллелепипед? Сколько кубиков в каждом слое? Сколько кубиков в 5 слоях? Мы получили, что объем равен (слайд № 9) и формулу для вычисления объема параллелепипеда.
![]() a = 6 см V = a3 = 6 3 = 216 ( см3) Найти V
![]() b=6 см c=7 см Найти V
Трудный вопрос, но у нас есть верный друг компьютер, что он подскажет? (слайд №10), запись в тетрадь.
находим произведением ab ? Правильно, площадь донышка, математики еще говорят «площадь основания», поэтому формулу объема параллелепипеда можно записать по – другому ( слайд № 12)
Решение задач из контрольных вопросов Главы V, Математика – 5.Зубарева И.И., Мордкович А.Г. зависимости от оставшегося времени и работоспособности класса.
С каким важным свойством куба и прямоугольного параллелепипеда мы познакомились? [ У этих тел есть объем] Какими единицами измеряется объем тел? Что такое кубический сантиметр? Что нужно сделать, чтобы найти объем куба? [ Возвести длину стороны в куб] Что нужно сделать, чтобы найти объем параллелепипеда? [ Перемножить его измерения]
|
![]() | Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами | ![]() | Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами |
![]() | Урок настойчивости ценой в пятьдесят центов Необыкновенная власть ребенка Все, что нужно, — это одна глубокая идея «Невозможный»... | ![]() | Урок Простейшие способы задать вопрос и получить ответ из Информационного поля |
![]() | Урок восемнадцатый. Когда судьба вас прополощет, как грязное белье (Избавление от комплекса неудачника) | ![]() | |
![]() | У. Лучшие ваши работы вошли в журнал (показывает). Сейчас я вам прочитаю сразу пять сочинений. Послушайте их внимательно, а потом... | ![]() | Настало утро, и золотые блики молодого-солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря |
![]() | Настало утро, и золотые блики молодого-солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря | ![]() | Урок Арифметический квадатный корень. Корень n-степени. Свойства корня. Преобразование выражений содержащих корень. Исключение иррациональности... |