Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров»




НазваниеМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров»
страница1/3
Дата публикации13.08.2013
Размер0.55 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Математика > Методические указания
  1   2   3


Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

Кафедра: «Технология производства и экспертизы продуктов из растительного сырья

А.В. Волкова

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению курсовой работы по специальности «Товароведение и экспертиза товаров» (по группе товаров растительного происхождения)
для студентов обучающихся по специальности 080401.65 - Товароведение и экспертиза товаров (в области таможенной деятельности)


Кинель

^ РИЦ СГСХА

2012

УДК

ББК

М-

Волкова, А.В.

: методические указания по выполнению курсовой работы по специальности. – Кинель: РИЦ СГСХА, 2012. – 34 с.


Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» для студентов обучающихся по специальности 080401.65 - Товароведение и экспертиза товаров (в области таможенной деятельности)'' составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 080401.65 и примерной программы по дисциплине «Товароведение и экспертиза однородных групп товаров» (2001 г.).

Методические указания одобрены методической комиссией технологического факультета.

© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2012

© Волкова, А.В., составление, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………4

^ 1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОКК ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………5

2 ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……. 6

3 ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………..30

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………31

ПРЕДИСЛОВИЕ
Курсовая работа по товароведению и экспертизе продовольственных товаров растительного происхождения является обязательной составной частью учебного процесса и выполняется на четвертом курсе (седьмой семестр).

Целью курсовой работы по специальности является:

- углубление, систематизация и закрепление теоретических и практических знаний по специальности;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы с нормативными документами и специальной литературой, а также умения грамотно и логически обоснованно излагать результаты исследований, обобщать расчеты и формулировать выводы.

Задачи курсовой работы:

- провести анализ состояния и степени изученности поставленной в работе проблымы;

- провести маркетинговые исследования и выявить потребительские предпочтения покупателей товара изучаемого вида;

- провести экспертизу качества изучаемого товара по органолептическим и физико-химическим показателям;

- рассчитать конкурентоспособность изучаемого товара.

Представленный в данном методическом указании материал структурирован по разделам, что позволяет студенту в процессе выполнения отдельных этапов работы обращаться сразу к соответствующему разделу методических рекомендаций.

В тексте методических указаний, а также в приложениях представлены примеры составления таблиц, примеры расчетов, примерные темы и планы курсовой работы.

.


^ 1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК

ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Основные этапы выполнения курсовой работы следующие: выбор темы и объекта исследований, сбор и обработка литературных данных, определение методов исследований и подбор нормативной документации, проведение эксперимента, математико-статистическая обработка и обобщение полученных результатов, оформление работы.

В установленные сроки студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы в соответствии с утвержденной тематикой. В отдельных случаях студент может предложить для курсовой работы свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Одновременно с выбором темы определяется руководитель курсовой работы из числа профессорско-преподавательского состава кафедры (в соответствии с распределением учебной нагрузки среди преподавателей).

После того как выбрана тема курсовой работы, определён основной аспект, студенту совместно с руководителем необходимо определить план работы и содержание поставленных вопросов. (примерный план курсовой работы приведен в приложении 2).

В соответствии с темой работы разрабатывается календарный план с указанием сроков выполнения отдельных этапов работы и руководитель выдает студенту задание. При составлении календарного плана необходимо отразить в нем следующие основные этапы:

- подбор и изучение литературы по теме;

- сбор материала по всем разделам курсовой работы;

- проведение лабораторных исследований;

- обработка и анализ полученных результатов;

- представление готовой работы руководителю;

В ходе выполнения курсовой работы руководитель помогает при сборе нормативной документации, контролирует проведение исследований, осуществляет проверку готовой курсовой работы, указывает студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их лучше устранить, законченную курсовую работу допускает к защите перед комиссией.

^ 2 ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа состоит из титульного листа, задания, оглавления, введения, основных разделов работы, выводов, списка использованной литературы и источников, приложений.

Курсовая работа выполняется компьютерным набором на листах бумаги формата А4. Объем курсовой работы составляет 35…45 листов печатного текста. Представляется на проверку в формате А4 в скоросшивателе..

При наборе текста на компьютере весь текст печатают шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14) через 1,5 интервала (до 30 строк на странице) на одной стороне листа. Оставляют поля: слева 30 мм (для переплета), справа – 10 мм, сверху и снизу – по 20 мм. Отступ абзаца – 1,25 см.

Не разрешается в тексте приводить сокращения, не предусмотренные стандартом, например, 10 г – 10 граммов и т. д. Но без цифр эти меры положено называть полностью: несколько граммов жира, несколько часов и т. п.

Нельзя применять произвольные сокращения слов: т. к. – так как; т. о. – таким образом; кол-во – количество; т-ра или t – температура.

Если по характеру работы необходимо в тексте или таблицах применять условные знаки или обозначения, то обязательно следует объяснить их сразу же в тексте или после таблицы.

Титульный лист выполняется ручным способом или на компьютере на листе формата А4, на котором указываются все необходимые сведения об учебном заведении, предмете, студенте и проверяющем курсовую работу (прил. 1).

Задание для выполнения курсовой работы пишется на отдельном листе и подшивается после титульного листа, но при расстановке страниц не учитывается.

Оглавление пишется на отдельном листе и включает в себя указание названий и страниц всех разделов, подразделов работы, выводов, списка использованной литературы и источников, приложений.

Нумерация страниц, иллюстраций, таблиц, библиографического списка, выводов должна быть сквозная. Номер страницы ставится посередине в нижней части листа. Исчисление страниц начинается с титульного листа, но номер на нем не ставится.

Крупные разделы (главы) нужно начинать с нового листа. Заглавие этих разделов печатается прописными (заглавными) буквами по центру страницы. Рубрики, подчиненные разделам (подразделы), следует отделять друг от друга расстоянием в два интервала. Важно, чтобы заглавия рубрик одинаковой значимости были напечатаны одним шрифтом. Точки в конце заголовков не ставятся.

Например:
^ 1 РЫНОК ШОКОЛАДНОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА


    1. Состояние рынка шоколада в Российской Федерации


Необходимым является соблюдение одинаковых стилей при оформлении названий разделов и подразделов в тексте и в содержании.

В курсовой работе должны быть раскрыты все разделы, предусмотренные данными методическими указаниями. Изложение материала должно быть логичным и последовательным, а работа - грамотной, содержательной, аккуратно выполненной.

Изложение материала сопровождается необходимыми таблицами, графиками, рисунками. Весь иллюстрированный материал должен относиться к теме работы и помогать раскрытию ее содержания.

Курсовая работа выполняется по группе товаров растительного происхождения (зерномучные, плодоовощные, вкусовые, кондитерские товары) на ассортименте конкретного торгового предприятия. Примерное содержание курсовой работы должно включать в себя следующие основные разделы:

- титульный лист;

- задание;

- оглавление;

- введение;

- основную часть, состоящую, как правило, из нескольких разделов;

- выводы и предложения;

- список использованной литературы и источников;

-приложения (при необходимости).
^ Титульный лист является первой страницей ккурсовой работы. На нем должны содержаться следующие сведения: наименование министерства и учебного заведения; наименование работы, ее тема; исполнитель (фамилия, имя, отчество); наименование кафедры, на которой выполнялась данная работа; руководитель работы (должность, ученая степень, звание, фамилия, инициалы); город, год выпуска работы.

Пример оформления титульного листа курсовой работы приведен в приложении 1.

Задание на выполнение курсовой работы является второй страницей работы, и заполняется руководителем работы в произвольной форме с указанием темы, основных этапов и сроков их выполнения.

Оглавление включает введение, наименование всех глав, подглав, заключение, список использованной литературы и источников, приложения (при их наличии) с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы.

Оглавление должно в точности соответствовать рубрикации текста (указывают все разделы или главы, подразделы, параграфы, имеющиеся в работе). Названия разных рубрик печатают таким шрифтом, каким они выделены в тексте. Подчиненные рубрики обычно сдвигают вправо на несколько знаков, но при этом все рубрики одного ранга должны находиться строго друг под другом. На правом краю листа указывают страницы, где начинается тот или иной раздел. (Пример оформления оглавления приведен в приложении 2).

^ Во введении отражаются актуальность и значимость выбранной темы, в теории или в практической деятельности, формулируется цель и основные задачи курсовой работы.

Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении новых закономерностей между явлениями.

Исходя из цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать, выявить..., определить…, рассчитать…. Объем введения составляет 2-3 с.

Первая глава (10 - 15 с.) является теоретической частью курсовой работы. Она должна иметь название, отражающее сущность изложенного в нем материала. В данном разделе дается общая характеристика рассматриваемого вида товара: анализ пищевой, физиологической и энергетической ценности товара данного вида, приводится средний химический состав (2…3 с), классификация товара данной группы по происхождению, составу, способу производства и другим, существующим для данного вида товара, классификационным признакам. Дается характеристика каждой классификационной группы, характеристика ассортимента, делается обзор нормативно-правовой документации, регламентирующей качество продукции данного вида. Описываются регламентируемые качественные характеристики товара, их значение и доля влияния при экспертной оценке качества.

Во 2 главе описывается порядок проведения таможенной экспертизы товаров. Дается обзор правовой документации на основании которой осуществляется таможенная экспертиза товаров. Указывается порядок назначения таможенных экспертиз таможенными органами России в ходе проведения таможенного контроля или таможенного оформления; в каком случае и кем может быть назначена экспертиза; что указывается в поручении или постановлении о назначении экспертизы. Описывается порядок проведения таможенных экспертиз, структура и требования к изложению разделов экспертного заключения. Приводится анализ ассортимента продукции, реализуемой в условиях рассматриваемого в курсовой работе торгового предприятия по основным показателям.

1. Широта ассортимента - количество видов, разновидностей или наименований товаров однородных или разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем- коэффициентом широты.

Действительная широта (Ш) – фактическое количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Ш) – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов или разновидностей или наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (ТН ВЭД, ОКП), или максимально возможное.

Коэффициент широты (К) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:

К=, %. (1)

2. Полнота ассортимента – это количество видов или разновидностей или наименований товаров в группе однородной продукции. Показатель характеризует способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Показателями полноты ассортимента служат:

- действительный показатель полноты (QФ) – характеризуется фактическим количеством видов или наименований товаров однородной группы

- базовый показатель полноты (QБ) – характеризуется регламентируемым или планируемым количеством товаров однородной группы.

Коэффициент полноты (Кп) – это отношение действительного показателя к базовому:

Кп = QФ / QБ · 100 % (2)

Чем ближе этот показатель к 100 %, тем полнее ассортимент торгового предприятия.

3. Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары, особенностью которых является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителя, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп:

К= (QФ+ QФ QФ+…+ QФп)/( Qпn)100,%. (3)

где QФ+ QФ QФ+…+ QФп – фактическое количество разновидностей «товара» в момент отдельных проверок;

Qп – количество разновидностей «товара», предусмотренное ассортиментным перечнем;

n – число проверок фактического наличия всех разновидностей «товара».

4. Коэффициент обновления ассортимента (Кн) – характеризуется отношением новых товаров (Н) к количеству наименований товаров, имеющихся в наличии (ШД):

Кн = Н/ШД100, %. (4)

В главе 3 представляются результаты экспертизы качества товара, проведенной студентом непосредственно на не менее чем трех образцах товара описываемой группы.

В первую очередь приводятся результаты маркетинговых исследований, связанных с изучением предпочтений потребителей относительно ассортимента и качества продукции исследуемого вида. Для этого составляется анкета и проводится опрос потребителей товара данного вида. Вопросы анкеты должны выявлять потребительские предпочтения покупателей и факторы, формирующие потребительский спрос на продукцию данного вида. Анкета должна содержать не менее десяти вопросов.

В следующем подпункте описываются варианты опыта и порядок проведения экспертизы товара данного вида: особенности приемки партии, отбора проб из партии, формирование средней пробы, размер навесок для анализа нормируемых показателей качества, методы их определения со ссылкой на действующие стандарты.

К числу важных функций, возложенных на таможенные органы РФ, относятся ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), классификация и кодирование товаров. Выполнение этих функций важно с точки зрения правильного применения к тем или иным товарам мер таможенного регулирования. В связи с этим в следующем подпункте данной главы необходимо провести идентификацию анализируемого товара, то есть провести установление тождества между исследуемым образцом и его подробным описанием или эталоном.

Далее проводится классификационная экспертиза – определение товарной позиции и субпозиции для представленного товара, определяется код товара по ТН ВЭД.

Необходимо также провести анализ маркировки товара. Анализируется состояние этикетки, качество ее наклейки, четкость текста, наличие сведений о товаре обязательных согласно ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Анализ наличия обязательных данных маркировки оформляется в виде таблицы 1.

Таблица 1

Анализ маркировки (продукта)

(на соответствие ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информция

для потребителя. Общие требования»)

Необходимые данные маркировки в соответствии с ГОСТ Р 51074-20033

Наличие обязательных данных маркировки

продукт 1

продукт 2

продукт 3


























В тексте работы или в приложении желательно привести фотографии внешнего вида упаковки или особенностей маркировки, обнаруженных недостатков или дефектов маркировки.

На основании полученных результатов делаются выводы о правильности маркировки товара, отмечаются особенности оформления.

Следующий подраздел должен содержать анализ органолептических (вкус, цвет, аромат, запах, консистенция и т.д.) и физико-химических (соответствие фактической массы нетто указанной на маркировке, содержание растворимых сухих веществ, содержание титруемых кислот и др.) показателей качества исследуемого продукта. Результаты оценки качества товара оформляются в виде таблиц 2-5. В тексте желательно привести фотографии, позволяющие более наглядно отразить полученные результаты оценки внешнего вида продукта (вида на разрезе, изломе – если это оценивается), обнаруженные дефекты, примеси и т.д.

Таблица 2

Органолептические показатели качества (продукта)

Показатели качества

Требования ГОСТ

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3
































Для того, чтобы сделать органолептическую оценку качества более объективной, для некоторых продуктов (пиво, вина) введена балловая система.

Для товаров у которых стандартных балловых шкал не существует, балловая оценка качества может быть проведена членами дегустационной комиссии, включающей не менее 7 человек.

Оценка качества продукта по органолептическим показателям проводится дегустационной комиссией и включает несколько этапов.

1) Выбор номенклатуры единичных показателей качества, характеризующих органолептические свойства товара. Как правило разрабатывается, руководствуясь нормативно-технической документацией. Для большинства продовольственных товаров используют, как правило, такие показатели качества как внешний вид, вкус, запах, цвет, консистенция или прозрачность. Могут быть введены дополнительные показатели, не включенные в нормативный документ на данный вид продукции, например, состояние тары, упаковка, вид на срезе или на изломе и др.

2) Составление критериев оценки каждого показателя качества. Должно быть указано как должен характеризоваться товар по каждому выбранному органолептическому показателю качества для присвоения ему 5, 4, 3, 2 и 1 баллов.

Критерии оценки могут быть оформлены по тексту, например:

Вкус

5 баллов - …

4 балла - …

3 балла -

2 балла –

1 балл - …

Цвет, консистенция и т.д.
Можно оформить критерии оценки в виде таблицы 3.

Таблица 3

Критерии оценки (товара) по органолептическим показателям

Показатель

качества

Соответствующий балл

5

4

3

2

1

Цвет
















Консистенция
















Вкус

















3) Присвоение каждому показателю качества коэффициента весомости. Коэффициенты весомости используют в связи с тем, что разные единичные показатели имеют различную значимость в целом восприятии качества продукта. Коэффициенты весомости являются количественными характеристиками значимости показателя и служат множителями при расчете обобщенных балловых оценок. Коэффициенты весомости устанавливаются дегустаторами, при этом учитывается традиционное распределение баллов в балловых шкалах пищевых продуктов в действующей нормативной и технической документации. Для пищевых продуктов наиболее важными являются такие показатели как вкус, запах, консистенция – на их долю, как правило, отводится около 60% от общего количества баллов, при этом рекомендуется, чтобы сумма коэффициентов весомости была равна 20, а 5-балловые шкалы при любом количестве показателей трансформируются в 100-балловые. Дегустаторы индивидуально ранжируют показатели по значимости и назначают коэффициенты весомости. Результаты расчета коэффициентов весомости органолептических показателей качества записываются в виде таблицы 4.
Таблица 4

Расчет коэффициентов весомости органолептических показателей качества (наименование товара)

Эксперты

Коэффициенты весомости показателей

вкус и

запах

консистен-

ция

цвет

сумма коэффициентов весомости

1 эксперт

10

6

4

20

2 эксперт

10

5

5

20

3 эксперт

9

6

5

20

4 эксперт

11

5

4

20

5 эксперт

11

5

4

20

6 эксперт

10

6

4

20

7 эксперт

10

7

3

20

Сумма значений коэффициентов весомости

71

40

29




Среднее арифметическое значений коэффициентов весомости

10,1

5,7

4,1




Усредненные значения коэффициентов весомости

10

6

4

20



4) Установление критериев категорий качества продукции в зависимости от величины комплексного показателя качества по органолептическим показателям. Например при использовании 100-бальной шкалы: до 20 баллов – отход, 21-40 баллов – технический брак, 41- 60 – удовлетворительного качества, 61 - 85 хорошего качества и более 85 – отличного качества.

5) Оценка в баллах единичных показателей с помощью органов чувств и таблиц с критериями оценки. После дегустационной оценки каждый дегустатор заполняет собственные дегустационные листы на основании которых заполняется объединенная анкета с характеристиками качества продукта. Пример оформления дегустационного листа представлен в приложении 3.

6) Расчет комплексных показателей качества по органолептическим показателям. Рассчитываются средние арифметические значения оценок единичных показателей. Среднеарифметическое значение (Х) рассчитывается по следующей формуле:

Х = (х1 + х2 +…+ хп ) / n, (5)

где х – значение показателя 1,2 … n определения;

n – число определений.

Комплексный показатель качества с учетом коэффициентов весомости рассчитывается по формуле:

Q = ∑ (x i k i ) = x 1 k 1 + x 2 k 2 +…+ x n k n , (6)

где Х1, Х2 … Х n – средние значения полученные при органолептической оценке по исследуемым показателям качества;

k – коэффициенты весомости показателей

7) Отнесение продукции к определенной категории качества.

Сводные результаты органолептической оценки качества исследуемой продукции оформляются в виде таблицы 4.

Таблица 4

Сводные результаты органолептической оценки качества

сока яблочного с мякотью

Торговая марка сока

Оценка в баллах

Комплексный показатель,

Q

Категория

качества

вкус и

запах

консистенция

цвет

«Rich.»

5,0

5,0

4,3

97,2

Отличного качества

«Тонус»

3,8

4,0

4,0

78,0

Хорошего качества

«J7»

5,0

4,0

4,2

90,8

Отличного качества


^ Пример расчета комплексного показателя качества по органолептическим показателям для сока «Rich.»:

Q = 5х10 + 5х6 + 4,3х 4 = 97,2

Это значит, что 5(среднее арифметическое значение оценки дегустаторами вкуса и запаха) х 10 (коэффициент весомости данного показателя качества) + 5 (среднее арифметическое значение оценки дегустаторами консистенции) х 6 (коэффициент весомости данного показателя качества) + 4,3 (среднее арифметическое значение оценки дегустаторами цвета) х 4 (коэффициент весомости данного показателя качества)

На основании полученных результатов делается вывод о качестве продукта по органолептическим показателям и соответствии их требованиям действующего стандарта.

Далее необходимо провести анализ физико-химических показателей качества товара (масса нетто, массовая доля составных частей, кислотность, содержание растворимых сухих веществ и др). Результаты оформляются в виде таблицы 5.

Таблица 5

Физико-химические показатели качества (продукта)

Показатели качества

Требования НД

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

фактически

отклонение

фактически

отклонение

фактически

отклонение


















































На основании полученных результатов делается вывод о качестве продукта по физико-химическим показателям и соответствии их требованиям стандарта.

На основании фактических данных, полученных при выполнении курсовой работы, необходимо провести сравнение фактического качества исследуемых образцов с требованиями стандарта на данный продукт и сделать заключение о соответствии его определенному товарному сорту.

Отдельным пунктом курсовой работы является расчет показателей конкурентоспособности изучаемого товара. Конкурентоспособность товара является сложным свойством, сформированным его качеством (потребительской ценностью), ценой потребления, эффективностью маркетинговой и коммерческой деятельности фирмы-продавца и определяемым реакцией потребителя на эти внешние проявления товара. Наиболее важно соотношение цена/качество.

Квалиметрический подход к оценке конкурентоспособности основан на сравнении качества товаров с качеством эталонных образцов (базовой моделью) или качеством товаров конкурентов.

К базовой модели предъявляется ряд требований: она должна быть близкой к оцениваемой модели и иметь сходные назначение и характер с оцениваемой моделью. Информация о базовой модели должна быть достоверной.

Если базовой моделью выступают конкретный товар, то он должен иметь наиболее высокие значения рассматриваемых показателей и уровень продаж. Базовая модель может не существовать в реальности (гипотетический образец), а отражать лучшие достижения научно-технического прогресса (ГОСТ). В качестве базы для сравнения могут быть взяты товары с наибольшими объемами продаж на рынке.

Основными методами оценки конкурентоспособности являются дифференцированный метод определения относительных показателей конкурентоспособности и комплексный метод определения конкурентоспособности.

^ Дифференцированный метод заключается в прямом сравнении нескольких единичных показателей конкурентоспособности товара с аналогичными показателями товаров конкурентов.

^ Комплексный метод основан на сравнении товаров со сложной номенклатурой показателей конкурентоспособности. При этом учитывается степень влияния на конкурентоспособность каждого показателя. Комплексный метод позволяет более объективно оценить конкурентоспособность.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности товаров и услуг состоит из пяти этапов:

1) Комплексное исследование рынка и потребностей населения;

2) Определение факторов конкурентоспособности товаров и составление номенклатуры показателей;

3) Экспертиза показателей конкурентоспособности товаров;

4) Расчет комплексного интегрального показателя конкурентоспособности товара;

5) Анализ полученных результатов и составление заключения о конкурентоспособности товара или услуги.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» iconМетодические указания по выполнению дипломной работы для студентов...
Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров). Изд...

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» iconМетодические указания по выполнению экономического раздела дипломной...
Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров). Киров:...

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» iconТематика курсовых работ и методические указания по их выполнению...
Формирование и оценка конкурентоспособности товаров: Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению для специальности...

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» iconРабочая программа обсуждена и рекомендована для специальности 080401....
«Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья)» утвержденного Ученым...

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» iconШкола, курс, специальность
Шэм, Товароведение и экспертиза товаров в сфере обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, 2 курс

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» iconПрограмма преддипломной практики для студентов 5 курса факультета...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» icon1. Санитарно-гигиеническая экспертиза и контроль качества продовольственных товаров
Санитарные требования, предъявляемые к транспортировке, приемке, хранению и реализации продовольственных товаров

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине...
Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» iconРасписание занятий студентов заочной формы обучения на I семестр 2013/2014 учебного года с «5»
Товароведение и экспертиза однородных групп продовольственных товаров: молоко-жиры (лекция)

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» iconЗадание и методические указания на курсовой проект
Методические указания предназначены для выполнения курсового проекта по дисциплине «Экономика эксплуатационной работы» для студентов,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов