Скачать 0.63 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева Кафедра педагогики МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДИКАМ ОБУЧЕНИЯ Промоторова Нина Васильевна Черкасова Ирина Ивановна Яркова Татьяна Анатольевна Тобольск - 2002 Содержание
4.1 Основные характеристики педагогического исследования 4.2 Теоретическая часть ВКР 4.3 Организация опытно-экспериментальной работы
1. Пояснительная записка Выпускная квалификационная работа - это самостоятельная письменная работа учебно-исследовательского характера (теоретическая и опытно-экспериментальная). Она является одной из форм проверки подготовленности студента к самостоятельной работе по специальности, выявляет уровень его квалификации. Цели ВКР: систематизация, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний при решении конкретных научных и педагогических задач, развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования. К ВКР предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются следующие:
Настоящие методические рекомендации соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и являются дидактическим инструментом для студентов и преподавателей. При написании рекомендаций были использованы работы В.И.Журавлева, В.В.Краевского, В.И. Загвязинского, М.Е.Сысоевой, И.К.Новикова и др. 2. Положение о выпускной квалификационной работе по педагогике 1. Выпускная квалификационная работа специалиста должна представлять собой законченное исследование, связанное с изучением, анализом, разработкой теоретических и практических учебно-педагогических задач в области педагогики. По решению кафедры в качестве выпускной работы могут быть приняты опубликованные статьи в центральных научных журналах и научные доклады на международных, республиканских и отраслевых конференциях, в которых излагаются новые научно-исследовательские или научно-прикладные результаты, полученные лично автором. 2. ВКР носит самостоятельный характер. Выполняется, как правило, под руководством дипломированного специалиста кафедры. В отдельных случаях по решению кафедры допускается руководство недипломированным специалистом, имеющим стаж педагогической работы в вузе и владеющим методикой научно-педагогического исследования. 3. ВКР, преимущественно, должна носить экспериментальный характер. Вместе с тем, допускается выполнение работы теоретического плана (историко-педагогическая, по сравнительной педагогике и др.). 4. ВКР выполняется на основе теоретических знаний и практических навыков, полученных выпускником в течение всего срока обучения. При этом для проведения экспериментальной работы может быть использована база средних, средних профессиональных и высших учебных заведений. 5. Тема ВКР определяется в соответствии с перечнем педагогических дисциплин психолого-педагогического блока ГОС ВПО в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки по соответствующей специальности. 6. Темы выпускных квалификационных работ специалиста разрабатываются и утверждаются на заседании кафедры. Обучающийся имеет право выбрать тему выпускной работы или предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. 7. Студент допускается к защите ВКР по итогам предварительной защиты на заседании кафедры. Результатом предзащиты могут быть:
8. В случае отрицательного отзыва рецензента и положительного решения кафедры, студент допускается к защите на заседании ГАК, которая принимает окончательное решение об оценке ВКР. 9. Студент не допускается к защите в случае не предоставления ВКР в сроки, указанные в данном положении, а также при получении отрицательного отзыва кафедры в ходе предзащиты. Формы предзащиты могут быть: выступление на заседании кафедры, на научно-практической конференции, публикация в сборнике научных статей, заседание комиссии из числа членов кафедры, выступление на совещаниях по исследуемой студентом проблеме. 11. В случае не допуска к защите, либо получения в ходе защиты неудовлетворительной отметки, ВКР защищается через год. В этом случае на основании решения кафедры может быть изменена тема ВКР, по желанию студента сменен научный руководитель. 12. ВКР представляется в Государственную аттестационную комиссию не менее чем за 2 недели до назначенного срока ее защиты после обязательной предзащиты на кафедре. По итогам предварительной предзащиты на заседании кафедры рецензент и научный руководитель представляют в комиссию письменный отзыв. 13. Для проведения защиты ВКР на заседании ГАК заведующий кафедрой назначает рецензента из числа научно-педагогических сотрудников или высококвалифицированных специалистов образовательных учреждений и организаций. При необходимости в качестве рецензента могут привлекаться сотрудники смежных кафедр вуза. 14. Защита ВКР осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. Продолжительность защиты, как правило, не должна превышать 30 минут, причем на доклад выпускника отводится не более 15 минут. Требования к выполнению выпускной квалификационной работы Структура ВКР включает в себя введение, основное содержание педагогического исследования, заключение, список литературы, приложение. Во введении обосновывается актуальность темы (ее соответствие социальному заказу, степень разработанности в теории и практике , определяется проблема, объект и предмет исследования, цель и задачи ВКР, выдвигается гипотеза, дается обоснование теории, гипотезы, определяются методы (теоретические и эмпирические) исследования, называется база, на основе которой проводилась опытно-экспериментальная работа. Если исследование вносит определенный вклад в развитие педагогической науки, то указывается новизна исследования, его творческая и практическая значимость. Основная часть ВКР обычно состоит из двух глав: теоретической и опытно-экспериментальной. Допускается выполнение дипломного исследования на теоретическом уровне, без ссылок на эмпирический материал, получаемый обычно в результате наблюдений, опытным или экспериментальным путем. Однако выпускник здесь должен ориентироваться не на примитивную компиляцию источников, а на глубокий, подлинно научный анализ вопросов обучения и воспитания, с использованием общеметодологических, философских идей, с созданием теоретических моделей и схем, что позволяет по-новому, оригинально подойти к предмету исследования и внести некоторые конструктивные положения в решение поставленных задач. Не требуется опытно-экспериментальная часть и в дипломных работах, выполненных по истории педагогики, сравнительной педагогике. Предпочтительным вариантом ВКР считается такой, где в основной части сочетаются теоретическое рассмотрение вопроса и практика (наблюдения, опыт, эксперимент). В первой главе дается теоретический анализ проблемы. Не допускается простой реферативный обзор в виде пересказа выводов по тому или иному источнику без попытки увидеть преемственность, взаимосвязь, развитие научных идей. Возможны следующие виды анализа изученной литературы:
Схема анализа теоретических источников должна выстраиваться в следующей логике: выявление состояния проблемы - определение нерешенных вопросов - методологическая характеристика изучаемого педагогического явления (его структура, функции и пр.). В целом теоретическая глава должна представлять обоснование необходимости опытной или экспериментальной работы. Вторая глава посвящается описанию и анализу разработанной и проверенной опытным и экспериментальным путем системы учебно-воспитательной работы. Материал этой главы может быть представлен в следующей логике:
В заключении делаются выводы и обобщение проведенного исследования, кратко формулируются основные практические рекомендации. Список литературы оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. В приложении приводятся графики, рисунки, эскизы, схемы, различного рода расчеты, варианты ученических работ, анкеты и другие материалы. Объем ВКР зависит от темы и цели педагогического исследования, но не менее 50 страниц машинописного или 100 страниц рукописного текста: введение - 2,3 страницы;
Текст работы представляется, преимущественно, в машинописном варианте, но допускается и рукопись. Рукопись должна быть выполнена разборчивым почерком, без сокращений с соблюдением требований, предъявляемых к машинописным работам. Требования к оформлению работы
^ Технология выполнения ВКР включает следующие этапы:
^ 4.1 Основные характеристики педагогического исследования К основным характеристикам выпускной квалификационной работы, которые формулируются во введении и являются одной из важнейших частей исследования, относятся:
1. Актуальность. При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики: а) показать актуальность направления исследования; б) выделить специфику, показать необходимость исследования темы; в) охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики; г) показать, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества; д) сформулировать, что сделано Вашими предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков); е) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам; ж) сформулировать противоречие. Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния. Обратите внимание: противоположные стороны выявленного Вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте). Примеры:
з) выделить проблему исследования. Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философско-энциклопедический словарь). Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему, значит ответить на вопрос “Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?” Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: “Каковы условия, необходимые и достаточные для ...?” и) сформулировать тему исследования. 2. Объект исследования - это часть практики, которую Вы исследуете. Для того, чтобы определить объект исследования, необходимо ответить на вопрос: “Что рассматривается?” Чаще всего объект исследования лежит в области учебно-воспитательного процесса. Предмет исследования - это |
![]() | Методические указания и нормативно-справочные материалы к выполнению выпускной квалификационной работы [Текст] / А. Э. Ахмедов, И.... | ![]() | Методические указания предназначены для повышения уровня организации и качества завершающей стадии обучения студента через систему... |
![]() | Зенкина М. В., Скворцова Н. К., Фирцева С. В., Миронова Е. А. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы... | ![]() | Зенкина М. В., Скворцова Н. К., Фирцева С. В., Миронова Е. А. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы... |
![]() | Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов экономического факультета по специальности 010502 (351400) прикладная информатика... |
![]() | Одним из важнейших этапов подготовки высококвалифицированных специалистов является выполнение студентами выпускной квалификационной... | ![]() | Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов направления 080100 «Экономика» и специальностей... |
![]() | Выпускной квалификационной работы для студентов, обучающихся по специальности 030301. 65 И направлению 030300. 62 «психология» | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный... |