Тема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством




НазваниеТема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством
страница1/6
Дата публикации03.02.2014
Размер0.76 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Математика > Лекция
  1   2   3   4   5   6
Лекция № 1 (вводная)

-----------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ И МЕСТО СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Цель лекции: раскрыть основное содержание дисциплины, описать область применения статистических методов, а также показать различные подходы к управлению качеством продукции.
Основные аспекты по теме:

Качество продукции. Методы и инструменты управления качеством. Статистические методы управления качеством продукции. Задачи статистических методов контроля и управления качеством продукции. Области применения методов. Статистический анализ и регулирование технологических процессов. Статистический анализ выпускаемой продукции и статистический приемочный контроль.
Перечень вопросов выносимых на рассмотрение:


    1. Роль и место статистических методов в системе управления

качеством

    1. Предмет, цель и задачи дисциплины

    2. Область применения статистических методов

    3. Классификация видов технического контроля


1.1 Роль и место статистических методов в системе управления качеством

Успех каждого предприятия в значительной степени зависит от его инновационного потенциала, эффективности и качества производимых им товаров и услуг.

К неценовым мерам, с помощью которых предприятие может укрепить свое положение на рынке и уменьшить давление конкуренции, можно отнести – наряду с промышленной инновацией, т.е. способностью поставлять на рынок новые продукты или новую технологию и утверждать их на рынке, также и обеспечение качества. Не обладая достаточно высоким уровнем качества, изделия не смогут утверждаться на рынке. Обеспечение качества продукции является важнейшим инструментом в поддержании и укреплении конкурентоспособности. Кроме того, эффективное обеспечение качества ведет к повышению эффективности производства, так как за счет повышения качества снижаются расходы, связанные с браком, переделкой, а значит, снижается стоимость изделий. С другой стороны, высокое качество продукции может улучшить имидж фирмы, что повлечет за собой увеличение спроса на ее продукцию и позволит расширить объем производства, это в свою очередь, приведет к снижению стоимости отдельного изделия.

В основе решения проблем обеспечения качества предприятий лежит повышение технических и организационных уровней процесса производства, внедрение современных технологий, форм организационного производства, широкого использования международных стандартов ISO серии 9000, в которых сделан упор на процессный подход в управлении качеством. То есть, вся деятельность организации рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов.

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает, прежде всего, отделение хороших изделий от плохих.

Управление качеством продукции может обеспечиваться двумя методами:

- посредством разбраковки изделий;

- путем повышения технологической точности.

Издавна методы контроля сводились, как правило, к анализу брака путем сплошной проверки изделий на выходе. Поэтому от сплошного контроля переходят к выборочному с применением статистических методов обработки результатов.

^ Обеспечение качества охватывает все меры, направленные на его достижение. К таким мерам относятся:

планирование качества;

контроль качества;

управление качеством.

Функциями управления качеством являются планирование, контроль и коррекция изделий или услуг. Управление качеством тесно связано с планированием и строится на результатах контроля.

Большую роль в управлении качеством продукции играют статистические методы.

Стандарты серии ISO 9000 побуждают производителей использовать статистические методы, поскольку это обусловлено тем, что зарубежный опыт, накопленный на протяжении многих десятилетий, показал высокую эффективность статистических методов при решении проблем в сфере промышленного производства, обслуживания и в других областях.

Успех и востребованность статистических методов, прежде всего, объясняется экономическими причинами, т. е. при использовании статистических методов снижаются уровень брака и денежные потери.

Статистические методы управления качеством продукции основываются на теории вероятностей и математической статистике. Идея применения теории вероятностей и математической статистики для управления качеством продукции была впервые высказана академиком М.В. Остроградским в 1846 году. Сущность предлагавшихся им методов заключалась в том, чтобы по результатам контроля некоторой выборки из партии продукции обоснованно судить о качестве продукции этой партии, не прибегая к сплошному контролю. То есть, целью статистических методов управления качеством является заключение о качестве изготовления изделий путем применения математико-статистических методов на основе выборочного контроля.

Таким образом, статистические методы управления качеством продукции являются выборочными методами и отличаются от сплошного контроля большей производительностью, меньшими затратами на контроль и часто более высокой точностью контроля.
^ 1.2 Предмет, цель и задачи дисциплины

1.1 Целью преподавания дисциплины «Статистические методы управления качеством продукции и процессов» является:

− изучение научных методов статистического контроля и управления качеством продукции и практическое применение основ этих методов в производстве;

− рассмотрение оценок эффективности и выбора оптимальных вариантов статистических методов, применяемых для обеспечения нормированного качества продукции в условиях освоенного производства.

^ Основными задачами при изучении дисциплины являются:

- изучение теоретических основ статистической оценки и приемочного контроля качества продукции;

- изучение теоретических основ статистического анализа точности и стабильности технологических процессов и статистического регулирования технологических процессов;

- приобретение практических навыков использования статистических методов контроля качества продукции;

- изучение вопросов применения простых и новейших методов в управлении качеством продукции:

- изучение теоретических основ применения методов Тагути для оптимизации процессов.

Таким образом, основной задачей при изучении дисциплины "Статистические методы управления качеством продукции и процессов» является приобретение навыков практического применения методов контроля и систем управления качеством продукции при организации и проведении работ в области стандартизации.

В системе всеобщего контроля качества статистические методы играют особую роль. Поэтому студенты, обучающиеся по специальности «Стандартизация, метрология и сертификация» должны уметь использовать современные методы в управлении качеством выпускаемой продукции.

В лекционном курсе дисциплины изучаются теоретические основы различных методов управления качеством продукции: статистических методов анализа и регулирования технологических процессов, статистических методов оценки продукции и приемки, простых и новейших методов, методов Тагути и др.

На практических занятиях студенты приобретут навыки использования статистических методов в управлении качеством.
^ 1.3 Область применения статистических методов

Статистические методы – это исследование условий и факторов, влияющих на качество продукции.

Основные области применения статистических методов управления качеством продукции представлены на рисунке 1.




Рисунок 1 - Области применения статистических методов управления качеством продукции
1) ^ Статистический анализ точности и стабильности технологических процессов – это установление показателей точности и стабильности технологических процессов и закономерностей протекания во времени.

2) ^ Статистическое регулирование технологических процессов – это корректирование значений параметров технологических процессов по результатам выборочного контроля (т.е. вмешательство в процесс).

3) ^ Статистический приемочный контроль качества продукции – это контроль, основанный на применении методов математической статистики для проверки соответствия качества продукции установленным требованиям (т.е. в данном случае принимается решение о принятии или отклонении партии продукции).

4) ^ Статистические методы оценки качества продукции – это выборочная оценка качества выпускаемой продукции с использованием методов статистики.

5) Статистические методы анализа статистической информации – это анализ статистической информации, полученной по результатам контроля выборок.

Прежде чем применять статистические методы в производственном процессе, необходимо четко представлять цель применения этих методов и выгоду, которую может получить производитель от их применения. Выгода заключается в том, что:

1) обеспечивается стабилизация технологического процесса при минимальных затратах на контроль;

2) использование методов математической статистики позволяет наиболее быстро оптимизировать режимы выполнения технологических операций, минимизируя отходы и улучшая характеристики готовых изделий.

Статистические методы могут быть применены на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинг, проектирование и разработка продукции, закупки, производство, контроль и испытания, упаковка и хранения).

Применение статистических методов на каждом этапе жизненного цикла продукции:

^ I МАРКЕТИНГ

  • Определение потребности в продукции и услугах;

  • Прогнозирование цены, объема выпуска, анализ рекламы продукции.

Методы: методы анализа статистических совокупностей, экономико-математические методы и др.

^ II ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОДУКЦИИ

  • Исследование показателей качества в различных вариантах продукции;

  • Оценка качества продукции;

  • Оценка и выбор средств измерений.

Методы: графоаналитические методы (схема Исикавы, диаграмма Парето, гистограммы и др.)

^ III ЗАКУПКИ

  • Формирование требований к сырью, материалам;

  • Оценка и выбор поставщиков;

  • Учет и анализ необходимых запасов сырья, материалов, комплектующих.

Методы: методы Тагути, методы экспертных оценок, экономико-математические методы и др.

^ IV ПРОИЗВОДСТВО

  • Оценка состояния технологического процесса;

  • Статистическое регулирование технологического процесса;

  • Оценка показателей качества продукции;

  • Оценка поля рассеяния показателей;

  • Определение вероятностного процента брака;

  • Определение корреляционной зависимости.

  • Обеспечение стабильности качества продукции при производстве.

Методы: статистический анализ точности и стабильности технологического процесса, проверка статистических гипотез, регрессионный анализ, анализ временных рядов, контрольные карты и др.

^ V КОНТРОЛЬ И ИСПЫТАНИЕ

  • Входной контроль (оценка сырьевых материалов);

  • Операционный контроль (оценка полуфабрикатов, заготовок);

  • Приемо-сдаточный контроль;

  • Инспекционный контроль и другие виды контроля;

Методы: графический и графоаналитический методы (диаграмма Парето, гистограммы и др.), методы статистического приемочного контроля и др.

^ VI УПАКОВКА И ХРАНЕНИЕ

  • Контроль качества упаковки и маркировки;

  • Определение срока хранения продукции;

  • Контроль качества хранения.

Методы: методы статистического приемочного контроля, экономико-математические методы и др.

^ VII ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ОБСЛУЖИВАНИЯ

  • Анализ обслуживания и ремонта;

  • Контроль за стабильностью поставки запасных частей

Методы: экономико-математические методы и др.

^ VIII УТИЛИЗАЦИЯ

  • Изучение возможности использования продукции несоответствующего качества;

  • Анализ утилизации продукции.

Методы: экономико-математические методы и др.

Статистические методы также могут быть использованы при разработке, внедрении и поддержке в рабочем состоянии системы менеджмента качества (СМК).
^ 1.5 Классификация видов технического контроля

Обеспечение и повышение качества выпускаемой продукции – одна из главных задач производства. В решении этой задачи важная роль отводится контролю качества на всех этапах производства с целью проверки соответствия показателей качества установленным требованиям. Многообразие видов контроля качества вызывает необходимость их систематизации и классификации по ряду признаков. Классификация видов контроля качества продукции представлена на рисунке 2.

^ Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Под контролем качества (КК) понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит соответствие продукции установленным техническим требованиям.

Процесс контроля заключается в установлении соответствия действительных значений физических величин установленным предельным значениям. Контроль должен ответить на вопрос находится ли контролируемая физическая величина в поле допуска или выходит за его пределы.

Контроль параметров и характеристик объекта, связанный с нахождением действительных значений физических величин, называется измерительным контролем (здесь и в дальнейшем определения взяты из ГОСТ 16504-81).

В тех случаях, когда нет необходимости определять числовые значения физических величин, а требуется установить только факт нахождения параметра в поле допуска или выхода из него, производится качественная оценка параметров объекта, т.е. осуществляется качественный контроль.

Контроль качества на предприятии осуществляют изготовители продукции, производственные мастера, работники отдела технического качества (ОТК), рабочие, переведенные на самоконтроль, а также представители заказчика на предприятии.

^ Организация контроля качества – это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям НД.

^ Технический контроль – это проверка соответствия объекта контроля установленным техническим требованиям.

Суть контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов установленным техническим требованиям, зафиксированных в чертежах, стандартах, ТУ, договорах на поставку и т.п. документах.

Качественный контроль в отличие от измерительного контроля называют просто контролем.


Рисунок 2 - Классификация видов технического контроля
^ Входной контроль заключается в проверке соответствия поступающих материалов и изделий установленным требованиям.

В процессе входного контроля проводятся необходимые испытания материалов и полуфабрикатов и определяется соответствие показателей их качества требованиям стандартов.

^ Технологический контроль состоит в проверке соответствия характеристик, режимов и других показателей технологического процесса установленным требованиям. Разновидностью технологического контроля является контроль операционный, т.е. контроль продукции или технологического процесса после завершения определенной технологической операции.

Использование операционного контроля дает возможность выявить причины возникновения брака изделий и наметить пути существенного повышения качества продукции.

^ Приемочный контроль заключается в проверке соответствия готовых изделий требованиям стандартов или технический условий. Лаборатория и ОТК проверяют физико-химические свойства материалов и изделий, оценивают внешний вид и геометрические параметры продукции.

Сплошной контроль – это контроль, при котором решение о качестве контролируемой продукции принимается по результатам каждой единицы продукции. Данный вид контроля целесообразно применять в следующих случаях: в условиях высоких требований к уровню качества изделий, у которых абсолютно недопустим пропуск дефектов в дальнейшее производство или эксплуатацию; количество объектов недостаточно для получения выборок; технологический процесс не обеспечивает необходимую стабильность качества продукции.

То есть, сплошной контроль всех видов полуфабрикатов (полупродуктов) или всей без исключения готовой продукции (если при этом она не разрушается, не теряет своих свойств) организуется в случаях особо ответственного назначения продукции или при организации нового производства.

Выборочный контроль – контроль, при котором решение о контролируемой совокупности или процессе принимают по результатам проверки одной или нескольких выборок.

Непрерывный контроль – это контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно.

Периодический контроль – контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит через установленные интервалы времени.

^ Летучий контроль – контроль, проводимый в случайное время.

Эффективность летучего контроля обуславливается его внезапностью, правила обеспечения, которой должны быть специально разработаны. Летучий контроль, как правило, осуществляется непосредственно на месте изготовления, ремонта, хранения и т. п.

^ Автоматизированная система контроля – это система контроля, обеспечивающая проведение контроля с частичным непосредственным участием человека.

Автоматическая система контроля – это система контроля, обеспечивающая проведение контроля без непосредственного участия человека.

^ Активный контроль объекта осуществляется непосредственно в ходе технологического процесса формирования изделия, например обработки детали на станке.

Текущие результаты активного контроля дают информацию о необходимости изменения режимов обработки или корректировке параметров технологического оборудования, например необходимость изменения положения между режущим инструментом и деталью.

Активный контроль может быть ручным, при котором режимами и остановкой станка в процессе изготовления изделия управляет оператор, наблюдающий за показаниями приборов или автоматическим, когда управление станком осуществляется с помощью команд, выдаваемых установленным на станке или вне станка устройством.

Применение активного контроля позволяет повысить производительность труда, улучшить качество изготовления, вести одновременное обслуживание нескольких единиц технологического оборудования, получать высокую точность изделий, использовать на этих работах операторов относительно невысокой квалификации. Перспективным является создание устройств активного контроля, работающих без настройки по образцовым объектам. В качестве образцовых могут быть как материальные объекты (например, образцовые детали), так и соответствующее программное обеспечение.

^ При контроле по количественному признаку определяются численное значение одного или нескольких показателей, которые сравниваются с нормативными значениями.

^ При контроле по качественному признаку каждую проверенную единицу продукции относят к определенной группе, а решения принимают в зависимости от того, сколько изделий попало в каждую группу. Частным случаем является контроль по альтернативному признаку, когда таких групп две – изделия годные и дефектные.

При разрушающем контроле для выполнения контрольных операций необходимо разрушить изделие и дальнейшее его использование становится не возможным. Примером разрушающего контроля, когда определение соответствия контролируемого параметра установленным предельным отклонениям, сопровождается разрушением объекта, является проверка изделия на прочность.

При неразрушающем контроле соответствие контролируемого параметра установленным предельным отклонениям определяется по результатам полученной информации об объекте контроля, при этом взаимодействие органов средства контроля с объектом контроля не вызывает разрушения объекта и не изменяет его свойств. Примерами неразрушающего контроля являются: контроль размеров деталей, отклонений формы и расположения поверхностей, давления, температуры и др. Результаты контроля можно использовать для воздействия на ход производственного процесса.

^ Вопросы для контроля теоретических знаний по теме:
1. В чем заключаются цели и задачи дисциплины?

2 Какова роль статистических методов в управлении качеством?

3. Назовите основные области применения статистических методов?

4 Какие разновидности технологического контроля вам известны? (Приведите примеры)

5 Дайте определение статистических методов.

6 На чем основываются статистические методы управления качеством продукции?
Лекция № 2

-------------------------------------------------------------------------------------------------

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством iconАграрный университет
Применение простых статистических методов контроля и управления качеством: практикум по дисциплине «Квалиметрия и управление качеством»...

Тема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством iconУчебный курс фгу «Управление человеческими ресурсами в ХХI веке»
Тема 1: «Человеческие ресурсы: понятие, место и роль в системе управления организацией»

Тема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством iconВопросы к экзамену по «Управлению качеством»
Сущность, роль, значение и основополагающие понятия в области управления качеством

Тема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством iconТема государственное управление и
Понятие и признаки государственного управления, его место в системе социального управления

Тема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством iconЛекция по учебной дисциплине информационные технологии тема №1
...

Тема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством iconСферы приложения методов управления качеством
Стратегическая задача повышения качества продукции через решение проблем стандартизации, сертификации, метрологии

Тема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством icon5. Базовые концепции и организационные основы экономического анализа
Место и роль экономического анализа в системе управления коммерче­ской организацией

Тема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством iconТема 2 Сводка и группировка статистических данных
Понятие группировки статистических данных. Классификация группировочных признаков

Тема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством iconУправления Сущность и
Место С. У. в системе знаний об управлении. Проблемы управления в социологической науке

Тема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством icon1. Предмет военной администрации. Её место в системе правовых и военных наук
Место, роль и возможные задачи общевойсковых частей и соединений при предупреждении и пресечении вооруженного конфликта

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов