Практическая работа № 1
Вопросы для обсуждения:
Понятие о научном исследовании, его виды.
Характеристика эмпирического исследования.
Характеристика теоретического исследования.
Задачи научного исследования в социальной работе.
Понятие о логике исследования.
Этапы научного исследования в социальной работе.
Постановочный этап: характеристика, спектр действий исследователя.
Понятие «объект исследования» и «предмет исследования», их взаимосвязь в исследовании.
Проблема и тема исследования. Требования к формулированию темы.
Цель и задачи научного исследования, их значимость, правила формулирования.
Определение гипотезы исследования. Основные требования к ее формулировке.
Задания:
Заполнить таблицу (см. конспект).
Проанализировать тематику предполагаемой курсовой работы.
Проанализировать цель и задачи исследования.
Подготовить введение к курсовой работе.
Практическая работа № 2
Вопросы для обсуждения:
Понятие «метод исследования». Классифицирование методов исследования.
Метод изучения литературных источников.
Метод анализа документов. Контент-анализ.
Характеристика метода наблюдения.
Экспресс-наблюдение, его характеристика.
Особенности использования метода наблюдения в социальной работе.
Характеристика и типология опросных методов в социальной работе.
Беседа как исследовательский метод в социальной работе.
Анкетирование как метод исследования в социальной работе.
Социально-педагогическое интервью: особенности и характеристика.
Задания:
Подготовить введение к анкете (см. конспект).
Анализ и подготовка тезисов статьи по теме курсовой работы по плану:
- составить развернутый план статьи;
- сделать к ней аннотацию (приблизительно 100 слов);
- выписать основные термины (7 – 10 ) и найти к ним определения из текста статьи или другого источника.
3. Выписать и правильно оформить 5 – 7 литературных источников по теме курсовой работы.
Практическая работа № 3
Вопросы для обсуждения:
Общая характеристика экспериментального метода. Специфические черты эксперимента.
Виды экспериментального метода.
Этапы эксперимента.
План и программа эксперимента.
Задания:
Провести сравнительно-сопоставительный анализ методов эксперимента и наблюдения по следующим параметрам: назначение, виды, преимущества и недостатки, требования к составлению, структура.
Разработать программу констатирующего эксперимента по теме курсовой работы.
Законспектировать статью: Сидоренко, А. Как разработать программу эксперимента / А. Сидоренко // Народное образование. – 1999. – № 4.
Вопросы к зачету и экзамену:
Понятие о научном исследовании, его виды.
Характеристика эмпирического исследования.
Характеристика теоретического исследования.
Задачи научного исследования в социальной работе.
Понятие о логике исследования.
Этапы научного исследования в социальной работе.
Постановочный этап: характеристика, спектр действий исследователя.
Понятие «объект исследования» и «предмет исследования», их взаимосвязь в исследовании.
Проблема и тема исследования. Требования к формулированию темы.
Цель и задачи научного исследования, их значимость, правила формулирования.
Определение гипотезы исследования. Основные требования к ее формулировке.
Исследовательский этап: характеристика, спектр действий исследователя.
Понятие «метод исследования». Классифицирование методов исследования.
Логические методы исследования.
Взаимосвязь методологии, методов и методики исследования.
Методологическая основа исследования.
Основные методологические принципы, их характеристика.
Уровни методологического анализа, их характеристика и взаимосвязь.
Характеристика метода наблюдения.
Экспресс-наблюдение, его характеристика.
Особенности использования метода наблюдения в социальной работе.
Характеристика и типология опросных методов в социальной работе.
Беседа как исследовательский метод в социальной работе.
Анкетирование как метод исследования в социальной работе.
Социально-педагогическое интервью: особенности и характеристика.
Оформительско-внедренческий этап: характеристика, спектр действий исследователя.
Понятие и функции диагностики. Сущность дигностирования.
Диагностическая деятельность специалиста по социальной работе.
Тестирование и его характеристика.
Метод социометрии при изучении коллективных явлений в социальной работе.
Метод сбора эмпирических данных.
Метод изучения продуктов деятельности.
Метод оценивания в социальной работе.
Общая характеристика эксперимента как метода исследования.
Метод эксперимента: его назначение, разновидности, особенности.
План и программа экспериментальной работы.
Метод изучения литературных источников.
Количественные методы в социальной работе: их назначение и специфика.
Метод изучения опыта в социальной работе.
Метод анализа документов. Контент-анализ.
Литература для самоподготовки
№
| ^
| Год издания
| 1
| 2
| 3
| Основная
| 1.
| Введение в научное исследование по педагогике / Под ред.
|
|
| В.И.Журавлева.- М.,2009.
| 2009
| 2.
| Общие требования к порядку выполнения, содержанию, оформлению и защите рефератов, курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций: Методич. рекоменд./под ред. Солодкова А.П. - Витебск,
| 2012
| 3.
| Загвязинский, В.И. Методология и методика социально- педагогического исследования / В.И. Загвязинский. - М.,
| 2006
| 4.
| Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.,
| 2009
| 5.
| Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе: учеб. пособие. / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. - М.,
| 2009
| 6.
| Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В.В. Краевский. - Самара,
| 2006
| 7.
| Методы психологических исследований / Под ред. А.И. Пискунова. - М.,
| 2009
| 8.
| Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодолева, В.В. Столина. - М.,
| 2009
| 9.
| Основы научных исследований: учебник для вузов. - М., 2011.
| 2011
| 10.
| Основы социальной работы: учеб. пособие. - М., 2008.
| 2008
| 11.
| Оперативное социологическое исследование. - М., 2009.
| 2009
| 12.
| Скалкова, Я. Методология и методы научного исследования./ Я. Скалкова. - М.,
| 2009
| 13.
| Словарь социального педагога и социального работника / под ред. Калачевой И.И.-Минск, 2011.
| 2011
| 14.
| Шикун, А.И. Социологический практикум: учебное пособие. / А.И. Шикун. - Минск, 2009.
| 2009
| 15.
| Агапов, Е.П.Методика исследований в социальной работе: учебное пособие. / Е.П. Агапов - М.,
| 2011
| Дополнительная
| 1.
| Альманах психологических тестов. – М., 2006.
| 2006
| 2.
| Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.,
| 2011
| 3.
| Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.Р. Губанов. - М.,
| 2009
| 4.
| Волков, Б.С. Методы исследований в психологии. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.,
| 2009
| 5.
| Гречихин, В.А. Лекции по методике и технике социологических исследований. / В.А. Гречихин. - М.,
| 2011
| |