Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы)




Скачать 113.62 Kb.
НазваниеДля решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы)
Дата публикации27.02.2016
Размер113.62 Kb.
ТипРешение
zadocs.ru > Математика > Решение
2.2.Разработка управленческих решений

2.2.1.Управленческие решения, понятие, характеристики, типология

Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели.

Импульсом принятия управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы.

Лица, наделенные правом принимать решения или организовывать их организацию, называются субъектами решения.

Объектами решения называют исполнителей решения.

^ Классификация управленческих решений:

1. По функциональной направленности (прогнозирующие, планирующие, организационные, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие);

2. По организации (индивидуальные, групповые, коллегиальные и корпоративные);

3. По причинам (ситуационные, по предложению, по предписанию, программные, инициативные, сезонные);

4. По повторяемости выполнения (одинаковые, однотипные, разнотипные, инновационные (нет альтернатив));

5. По широте (общие и частные);

6. По времени действия (стратегические, тактические, оперативные);

7. По прогнозируемым результатам (с определенным результатом, с вероятным или неопределенным исходом);

8. По характеру разработки и реализации (уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные);

9. По методам переработки информации (алгоритмические, эвристические);

10. по числу критериев (одно и многокретериальные);

11. По направлению воздействия (внутренние и внешние);

12. По глубине воздействия (одно и многоуровненвые);

13. По используемым результатам (с ограничениями, без ограничений);

14. По способу фиксации (письменные, устные, виртуальные);

15. По масштабу (для человека, подразделения, компании, отрасли, страны).

Все разнообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их разрешения можно условно разделить на отдельные типы:

2.2.2.Основные элементы и этапы принятия управленческих решений

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

  • для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);

  • что делать (какие новые запросы необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности);

  • как делать (технологии);

  • в какие сроки.

Разработка и принятие решений – это творческий процесс в любой деятельности, включающий:

  • выработку и постановку цели;

  • изучение проблемы на основе получаемой информации;

  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;

  • конкретизацию решения для его исполнителей.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения. Но так как в данной работе рассматривается разработка управленческого решения в рамках избирательного процесса, поэтому все стадии будем рассматривать применительно к этому.

На стадии подготовки управленческого решения проводится анализ ситуации, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Управленческое решение является, во-первых, результатом выбора между несколькими альтернативами, а во-вторых, предписанием, влияющим на деятельность других людей и воспринимаемым ими как обязательное к исполнению.

В процессе принятия решений можно выделить следующие элементы:

Лицо, принимающее решение – человек или группа людей, наделенные необходимыми полномочиями для принятия решения и несущие за него ответственность.

Проблема – несоответствие между желаемым и действительным состояниями объекта управления, зафиксированное ЛПР.

Проблемная ситуация – проблема в контексте конкретных условий и обстоятельств.

Управляемые переменные проблемной ситуации – факторы, влияющие на решение, которыми ЛПР может управлять в ходе решения проблемы.

Неуправляемые переменные проблемной ситуации – факторы, влияющие на решение, которыми ЛПР не может управлять в ходе решения проблемы.

Ограничения (внешние и внутренние) на значения управляемых и неуправляемых факторов, определяющие область допустимых решений.

Варианты – возможные способы решения проблемы, средства достижения цели.

Альтернативы – взаимоисключающие варианты (средства) решения проблемы.

Решение – собственно выбор как минимум из двух альтернатив или вариантов решения.

Допустимое решение – решение, удовлетворяющее существующим ограничениям.

Оптимальное решение – наилучшее решение, достигающее целевой функции по принятому критерию.

Эффективное решение – решение оптимальное по двум критериям – реализации целевой функции и минимизации затрат.

Этапы принятия решений:

  1. Формулируется проблемы (сформулированная ситуация, необходимость действий).

  2. Анализируется ситуация. Чем четче сформулирована проблема, тем легче сформулировать аналитический аспект ((анализ внутренней и внешней среды).

  3. Разработка реализации решения (что, как, в какой последовательности необходимо сделать).

  4. Формулировка критериев оценки. Основное требование к критериям оценки – измеримость (напр.: рост прибыли, снижение издержек). Критерий, по сути, должен выдавать картинку задуманного.

  5. Прогнозирование последствий реализации альтернатив.

  6. Анализ результатов. Оценка эффективности решения (маркетинговый опрос) – обратная связь, оценивается по результатам.

2.2.3.Эффективность управленческих решений

Эффективность принимаемых решений может служить средством измерения эффективности деятельности всего аппарата управления. Оценить эффективность управленческого решения можно исходя из понятия «целевой» эффективности.

Формами показателей эффективности являются:

  1. Вероятность достижения цели.

  2. Вероятность получения требуемого результата.

  3. Средний результат.

  4. Вероятностно-гарантированный результат.

  5. Гарантированный результат.

Важная характеристика целевой эффективности многих услуг, предоставляемых государственными и частными организациями – оперативность и регулярность.

Критерии и методы измерения целевой эффективности реализации решения задаются в ходе разработки решения: еще при определении критерия выбора решения, кроме этого на оценку эффективности влияют:

- степень достижения цели;

- уровень затрат на принятие решения;

- сроки;

- адекватность (желанию);

- масштаб решений (результат должен быть положительным, т.е. доход больше вложений).

Под эффективностью в общем виде понимается результативность чего-либо. В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Экономическая эффективность ЭЭ характеризуется отношением полученного результата Р к затратам З т.е. ЭЭ = Р / З. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (для коммерческих предприятий).

Качественные показатели оценки эффективности: применение технических средств, зарубежный и отечественный опыт, расходы, связанные с разработкой решения, численность занятых в разработке, степень риска реализации решения.

Оценка эффективности может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природных, экономических и социальных условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.

Изложенный подход к оценке эффективности правомерен как для характеристики результативности работы аппарата управления в целом, так и для оценки конкретных решений.

2.2.4.Достоинства и недостатки коллективных решений

Коллективные решения – решения принимаемые какой-либо группой.

При необходимости оценить достоинства и недостатки коллективных решений надо определиться с тем, что такое коллектив, решение и какие методики принятия коллективных решений наиболее распространены.

Коллектив – группа людей, объединенных по какому-либо признаку:

- деятельность;

- возраст;

- пол;

- место отдыха;

- принадлежность к чему-либо (территория).

У группы существует целый ряд закономерностей и зависимостей:

- динамика группы - скорость ее реакции на какие-либо изменения;

- полярность группы – наличие подгрупп с разной направленностью;

- степень конфликтности группы;

- уровень толерантности.

Решение – это процедура осмысленного анализа ситуации и выбора альтернативы на основании сформулированных критериев.

К общепринятым методам принятия коллективных решений можно отнести:

1. открытое и закрытое голосование;

2. дискуссия;

3. метод Дельфи: Определенному кругу экспертов формулируется проблема и дается возможность предложить ее решение в письменном виде. Ответы собираются, и организуется дискуссия с гарантией отказа от персонификации. Это позволяет избежать эмоционального воздействия на личность. Эта процедура осуществляется до момента принятия решения.

Недостатки принятия коллективных решений:

  1. возможность силового давления;

  2. манипулирование;

  3. давление авторитетом;

  4. уход от решения каждого (конкретного) члена коллектива;

  5. конфликтность ситуации (раздражение на какое-то изменение)

  6. растягивание принятие решения во времени;

7. проблема уровня риска принимаемых решений. Как показывает большинство исследований, уровень риска, допускаемый группой, выше среднего риска, допускаемого индивидом. Явление повышение уровня риска в групповых решениях называется сдвигом риска.

Достоинства:

  1. возможность использовать всю сумму знаний коллектива;

  2. возможность генерирования каких-то новых знаний;

  3. скорость принятия решений при наличие технологий;

  4. решение менее субъективно;

  5. согласования мнений;

налаживания и поддержания контактов между членами группы
2.2.5.Риск и неопределенность в принятии управленческих решений

Риск определяет соотношение двух полярных результатов, полученных от реализации управленческого решения: отрицательного (полного невыполнения) и положительного (достижение запланированного). Обычно риск оценивается дискретно либо как соотношение пары чисел (например, 1:9, 20%:80%) либо как процент отрицательного исхода (например, 0,01%). Риск 2:3 означает, что только в двух случаях из 3 решение не будет реализовано; риск 10% означает, что на 10% не гарантируется положительный исход.

Риски в принятии УР делятся на восемь типовых групп:

1. Ровный риск – имеет пропорциональную функцию полезности, когда значимость пропорциональна величине отклонения параметра;

2. Осторожный риск – значимость положительных отклонений параметра преуменьшена, отрицательных – преувеличена;

3. Смелый риск – значимость положительных – преувеличивается, отрицательных – преуменьшается;

4. Риск сильного – преуменьшена значимость и положительных и отрицательных отклонений параметра;

5. Риск слабого – преувеличена значимость и положительных и отрицательных отклонений параметра;

6. Гибкий риск – при малых отклонениях параметра лицо ведет себя как «объективное», при больших – как «впечатлительное», а при очень больших как «безразличное». «Нормальное» лицо принимающее решение сочетает смелый риск для небольших выигрышей и проигрышей и осторожный риск для ожидаемых больших значений;

7. ^ Призовой риск – предполагает помимо объективного учета положительных и отрицательных отклонений параметра дополнительную премию за выигрыш или дополнительный штраф, санкции за проигрыш;

8. ^ Целевой риск – установленные заранее цели риска, когда значительным считается выполнение планового задания, или отклонение параметра, превышающее заданный порог, причем после превышения этого порога устанавливается величина значимости, не изменяющаяся при дальнейшем увеличении отклонения параметра.

Степень риска может быть определена различными способами: с помощью теории вероятности, статистическими и экспертными.

В процессе анализа альтернативных решений производится оценка степени риска. При этом устанавливается: 1. количественное значение вероятности наступления события; 2. размер последствий риска; 3. Допустимый уровень риска. Тем самым появляется необходимая информация для управления риском в конкретной ситуации.

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения), в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность в связи с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий характеризуется понятием риска.

Основная трудность принятия решения в условиях неопределенности сводится к невозможности расчета достоверного прогноза или оценки наступления конкретных событий во внешней среде. Поэтому исключается применение математических методов, характерных для условий определенности. Выбор альтернативного решения при этом осуществляется с помощью количественных и качественных методов. В основе условно количественных методов лежит «теория полезности» и приведение ситуации неопределенности к применением адекватных способов принятия решения. Термин «полезность» воспринимается как важность конечного варианта решений, которую можно оценить формально. Потери и выигрыши могут оцениваться как количественно (например, через затраты разного вида ресурсов), так и качественно (утрата авторитета, престижа, имиджа фирмы, потери времени, ухудшение социально-психологического климата в коллективе и др.)
2.2.6.Психологическая теория принятия решений

Психологическая теория принятия решений – это система мотивированных суждений, раскрывающих внутреннее содержание деятельности людей в процессе подготовки и принятия управленческих решений.

Предметом исследования психологической теории решений является мыслительная деятельность лица, принимающего решение, а также роль мотивов и стимулов в его поведении, влияние эмоций и волевых качеств на процесс принятия решений.

^ Важнейшие функции психологической теории решений – прогнозирование поведения человека и объяснение процессов, обусловливающих это поведение. Как показывает практика, структура проблемы в большей степени определяет поведение решающего ее человека. Влияние личностных характеристик ЛПР (лица принимающего решение) необходимо учитывать в силу того, что его действия не всегда направлены на достижение определенной цели. Присутствует и фактор импульсивности.

^ Важнейшие проблемы, подлежащие рассмотрению, касаются:

1. механизма возникновения у людей представлений о ситуации – ее субъективной оценки (ЛПР очень часто упрощают ситуацию, не задумываясь о последствиях такой оценки);

2. процесса оценки субъективной ценности (полезности) того или иного варианта действия;

3. субъективной оценки вероятностей возникновения факторов, оказывающих влияние на последствия принимаемого решения;

4. стратегий выбора поведения;

5. изучения управляющих факторов, с помощью которых осуществляется воздействие на процесс принятия решений. К числу их принадлежат: влияние окружающей среды, личностные особенности ЛПР, влиянии е социальной группы и др.

в данной теории используются три метода:

1. лабораторный, который в психологии является доминирующим;

2. формализация, при которой на первом этапе создается совокупность аксиом, касающихся какого-либо объекта, а на втором этапе с помощью формальных рассуждений выводятся новые утверждения, на третьем – проводится экспериментальная проверка исследовательских гипотез;

3. метод психологических исследований, который основан на моделировании деятельности по принятию решений, в частности на ЭВМ. Результаты моделирования сопоставляются с действиями человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы) iconЧтобы ответить на эти вопросы, необходимо, как нам представляется, проанализировать две проблемы
...

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы) iconТема Идея «философии науки», её цель и основные проблемы Начиная...
Философия науки – часть философии, представляет собой философские размышления о науке, поэтому для определения её предмета, проблем...

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы) iconЛекция 1 Предмет философии (из википедии). Предметом философии называют...
Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (например, «Для...

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы) iconРешение проблемы
Компромиссы: решения имеют отрицательные последствия, поэтому нужно это оценивать

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы) iconРешение проблемы
Компромиссы: решения имеют отрицательные последствия, поэтому нужно это оценивать

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы) iconТесты-1 для контроля знаний
Необходимо ответить на следующие вопросы или указать правильные ответы. Правильными могут быть все ответы или часть их. Напишите...

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы) iconПрограмма комплексного решения проблемы бездомных животных в Москве (РФ)
Высокая эффективность настоящей программы, впервые предлагаемой для реализации в рф, состоит в коренном изменении подходов, направленных...

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы) iconЛекция 2 Этапы ми. Классификация ми. Методы сбора информации. Этапы...
«Какая информация необходима для решения данной проблемы?» Ответ на этот вопрос определяет содержание целей исследования. Таким образом,...

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы) iconЗачастую Вы можете столкнуться с неполадками в работе компьютеров,...
Вы не планируете принимать в штат ит-специалиста в силу малого объема работ. Вместе с тем решение проблемы необходимо в кратчайшие...

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для чего делать (реализация идеи, решение проблемы) iconПедагогика и психология: проблемы и решения
Для публикации в сборнике необходимо на электронную почту viconf010@mail ru отправить материалы виде одного электронного файла Word...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов