Скачать 180.12 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра МЕ и МПМ и Е УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры: «___» ___________ 20__ г. Протокол №____ Зав. кафедрой __________________ Учебно-методический комплекс по дисциплинеПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ И МАТЕМАТИКЕ Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование^ _(дневное обучение) Составители: Бормотова М.М., Григорьева Е.В. к.п.н., доценты кафедры МЕ и МПМ и Е Челябинск 2012
Основные задачи курса:
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО. Учебная программа по дисциплине «Педагогическое проектирование содержания образования по естествознанию» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование, Магистерская программа: Начальное образование. Данная дисциплина относится к курсам по выбору и изучается на 1курсе магистратуры (в 1 семестре). Общая трудоемкость составляет 3 единицы (лекц. 6ч., практ.20ч., СР 82ч., зачет). Изучение дисциплины позволяет совершенствовать профессиональную подготовку учителей начальных классов в области проектирования учебного процесса с использованием новейших средств ИКТ. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: – способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4); - способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний (ОК-5); - способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1); В результате изучения данной дисциплины студент должен знать: требования, предъявляемые к содержанию, структуре и техническому исполнению педагогических программных средств; иметь представление об эргономических требованиях к программным продуктам образовательного назначения; уметь: проектировать содержание учебного материала, предназначенного для изучения дисциплин естественнонаучного цикла в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО, учебных планов и учебных программ; владеть: – информационно-коммуникационными технологиями в области проектирования образовательного процесса в начальной школе. ^ проводится путем оценки выполнения заданий на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы. В ходе текущей аттестации оценивается качество усвоения студентами содержания учебной программы и уровень сформированности профессиональных компетенций. Итоговая аттестация качества усвоения знаний осуществляется в форме зачета.
Основная литература
Дополнительная литература
^ В учебно-образовательном процессе используются: информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, технология обучения в сотрудничестве. ^ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины необходимы компьютеры с установленной сетевой программой МС – ИОС 2010
Понятие информатизации образования. Стадии информатизации системы общего образования. Понятие информационно-образовательной среды. Формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения как требование ФГОС НОО. Новые информационные технологии в образовании. Эргономические требования к программным продуктам образовательного назначения;
Состав содержания образования: система знаний; система способов деятельности; опыт творческой деятельности; эмоционально-ценностное отношение к действительности. Структура содержания образования. Учебные предметы математика и «Окружающий мир» как отражение состава содержания образования. Понятие педагогического проектирования (дизайна). Проектные уровни процесса обучения: уровень теоретического представления; уровень учебного предмета; уровень учебного материала. Основные этапы педпроектирования: анализ, проектирование, разработка, применение, оценка результатов.
Знакомство с электронной моделью содержания образования по «Окружающему миру». Системный подход в проектировании содержания ФГОС НОО. Проектная деятельность по тематическому планированию образовательной программы. Проектирование вариативной части содержания образования по естествознанию. ^ 2.1.Тематическое планирование дисциплины
^ Лекции Тема 1 «Формирование информационно-образовательной среды в начальной школе». 2 часа. Учебная цель: знать требования ФГОС НОО к формированию ИОС в начальной школе. План:
Информационное сопровождение 1.Информатизация общего среднего образования. / Д.Ш. Матрос Научно-методическое пособие Педагогическое общество России "Педагогическое общество России" - 2004, 384 стр. 2.Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: «Школа- Пресс», 2009 – 205 с. 3.Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Полиграфический участок Института общеобразовательной школы Российской академии образования, 2008 – 216 с. 4. Кравцова, А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационно-коммуникационных технологий (теория и практика) / А.Ю. Кравцова. – М.: Образование и Информатика, 2003 – 232 с. 5. МС – ИОС 2010 ^ Учебная цель: Изучение основных этапов проектирования электронной модели содержания образования, реализующей ФГОС НОО. План:
Информационное сопровождение
Лабораторные работы Тема 3 «Знакомство с электронной моделью содержания образования по предметам «Окружающий мир» и «Математика» План
^ Учебная цель: Формирование специальной компетентности учителей начальных классов по проектированию содержания образования и тематического плана по предметам «Математика» и «Окружающий мир» в рамках ЭМСО. План
Тема 5. Проектирование вариативной части содержания образования по естествознанию и математике Учебная цель: формирование специальной компетентности учителей начальных классов в области педагогического проектирования вариативной части содержания образования по естествознанию и математике. План:
Информационное сопровождение: 1. МС – ИОС 2010 2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. Уч.пос. для ст-тов пед. вузов/ Е.В. Григорьева – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2008 – 253 с. 3.Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Полиграфический участок Института общеобразовательной школы Российской академии образования, 2008 – 216 с. 4. Кравцова, А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационно-коммуникационных технологий (теория и практика) / А.Ю. Кравцова. – М.: Образование и Информатика, 2003 – 232 с. 5.Информатизация общего среднего образования. / Д.Ш. Матрос Научно-методическое пособие Педагогическое общество России "Педагогическое общество России" - 2004, 384 стр. 6.Бормотова М.М., Короткова О.А., Нуртдинова А.А. Современные технологии начального математического образования в системе Л.В.Занкова. Учебно-методическое пособие – Челябинск: Изд.-во ЗАО « Цицерон», 2012. – 159с. ^ Темы для самостоятельного изучения.
Контрольные вопросы и задания
10. Перечислите проектные уровни процесса обучения. 11.Назовите основные этапы педагогического проектирования на примере ЭМСО по «Окружающему миру». 12. Какие взаимосвязи установлены в ЭМСО? 13. Докажите, используя ЭМСО, что учебное занятие по «Окружающему миру» или по математике представляет собой целостную образовательную систему. 14. Перечислите этапы проектирования тематического плана по предметам: «Окружающий мир», «Математика». 15. Назовите этапы проектирования вариативной части содержания образования по естествознанию и по математике. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
^
^ 1.Подберите содержание и спроектируйте раздел «Внеурочная деятельность по естествознанию в начальной школе». Подготовьте защиту вашего проекта. 2. Познакомьтесь со списком использованной и рекомендуемой литературы, а также содержанием сайтов по теме «Проектная деятельность по математике в начальной школе». Результаты работы обсудите в группе, определяя при этом место традиционных и инновационных педагогических технологий, средств обучения. Определите тип проекта, попробуйте разработать струтуру своего проекта в соответствии с его типом. Продумайте варианты оформления результатов проекта, разработайте сценарий его защиты. 5.Методические материалы Терминологический минимум Информатизация образования Информационно-образовательная среда Новые информационные технологии Образовательные системы в начальной школе Педагогическое проектирование Содержание образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Электронная модель содержания образования |
![]() | Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Наследственное право» подготовлен на основе Государственного образовательного... | ![]() | Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры налогов и таможенного дела (протокол №3 от 18 октября 2010... |
![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для самостоятельной работы студентов экономического факультета дневной формы обучения | ![]() | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература для специальности 030503 (52) 0201 «Правоведение» среднего профессионального... |
![]() | Транспортное право: учебно-методический комплекс (информация о дисциплине, рабочие учебные материалы, информационные ресурсы дисциплины,... | ![]() | Экономика: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по не экономическим специальностям)/ Горно-Алтайск: рио гагу,... |
![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Биология размножения и развития» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ![]() | Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы... |
![]() | Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по... | ![]() | Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по... |