Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию и математике




Скачать 180.12 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию и математике
Дата публикации28.08.2013
Размер180.12 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Математика > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра МЕ и МПМ и Е

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры:

«___» ___________ 20__ г.

Протокол №____

Зав. кафедрой __________________

Учебно-методический комплекс по дисциплине


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ И МАТЕМАТИКЕ

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

^ Магистерская программа: Начальное образование_


(дневное обучение)


Составители:

Бормотова М.М., Григорьева Е.В. к.п.н., доценты кафедры МЕ и МПМ и Е

Челябинск 2012



  1. ^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



      1. Цель освоения учебной дисциплины: формирование специальной компетентности будущих учителей начальных классов в области педагогического проектирования содержания образования по естествознанию и математике, реализующего ФГОС НОО

Основные задачи курса:

  • Знакомство с современными педагогическими программными средствами, предназначенными для изучения курса математика и «Окружающий мир» в начальной школе и теоретическими основами и принципами их проектирования.

  • Изучение основных этапов проектирования электронной модели содержания образования, реализующей ФГОС НОО.

  • Проектирование учебной программы по математике и «Окружающему миру» в соответствии с требованиями ФГОС на основе ИКТ.

  • Включение содержания учебной программы в электронную модель содержания образования.

  • Развитие коммуникабельности, организаторских способностей для решения профессиональных задач, умения работать в коллективе и проводить презентацию разработанного образовательного продукта.


1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО. Учебная программа по дисциплине «Педагогическое проектирование содержания образования по естествознанию» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование, Магистерская программа: Начальное образование. Данная дисциплина относится к курсам по выбору и изучается на 1курсе магистратуры (в 1 семестре). Общая трудоемкость составляет 3 единицы (лекц. 6ч., практ.20ч., СР 82ч., зачет). Изучение дисциплины позволяет совершенствовать профессиональную подготовку учителей начальных классов в области проектирования учебного процесса с использованием новейших средств ИКТ.

^ 1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний (ОК-5);

- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
В результате изучения данной дисциплины студент должен
знать: требования, предъявляемые к содержанию, структуре и техническому исполнению педагогических программных средств; иметь представление об эргономических требованиях к программным продуктам образовательного назначения;
уметь: проектировать содержание учебного материала, предназначенного для изучения дисциплин естественнонаучного цикла в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО, учебных планов и учебных программ;
владеть:

– информационно-коммуникационными технологиями в области проектирования образовательного процесса в начальной школе.

^ Текущая аттестация качества усвоения проводится путем оценки выполнения заданий на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы. В ходе текущей аттестации оценивается качество усвоения студентами содержания учебной программы и уровень сформированности профессиональных компетенций.

Итоговая аттестация качества усвоения знаний осуществляется в форме зачета.


    1. ^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Основная литература


            1. Информатизация общего среднего образования. / Д.Ш. Матрос Научно-методическое пособие Педагогическое общество России "Педагогическое общество России" - 2004, 384 стр.

            2. Алексеева, О.В. Методика использования педагогического программного обеспечения в начальной школе (ППС "Роботландия"): спецпрактикум и метод. рекомендации / О.В. Алексеева; Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-т. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПУ, 2001. – 49 с.: ил.

            3. Витухновская, А.А. Проектирование технологии подготовки к обучению младших школьников с использованием компьютера / А.А. Витухновская, Т.С. Марченко //Информатика и образование.– 2004. – № 8. – С.83-88.

            4. Кравцова, А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационно-коммуникационных технологий (теория и практика) / А.Ю. Кравцова. – М.: Образование и Информатика, 2003 – 232 с.

Дополнительная литература


  1. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. Уч.пос. для ст-тов пед. вузов/ Е.В. Григорьева – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2008 – 253 с.

  2. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: «Школа- Пресс», 2004 – 205 с.

  3. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Полиграфический участок Института общеобразовательной школы Российской академии образования, 2004 – 216 с.

  4. Уваров, А. Ю. Педагогический дизайн / А.Ю. Уваров // Информатика: Прил. к газ. "Первое сент." – Б.м. — 2003 .— 8-15 авг. (N 30) .— С. 2-31

  5. Бормотова М.М., Короткова О.А., Нуртдинова А.А. Современные технологии начального математического образования в системе Л.В.Занкова. Учебно-методическ. – Челябинск: Изд.-во ЗАО « Цицерон», 2012. – 159с.


^ 1.3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В учебно-образовательном процессе используются: информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, технология обучения в сотрудничестве.
^ 1.4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения данной дисциплины необходимы компьютеры с установленной сетевой программой МС – ИОС 2010


    1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




  1. Формирование информационно-образовательной среды в начальной школе. 2ч.


Понятие информатизации образования. Стадии информатизации системы общего образования. Понятие информационно-образовательной среды. Формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения как требование ФГОС НОО. Новые информационные технологии в образовании. Эргономические требования к программным продуктам образовательного назначения;



  1. ^ Теоретические основы проектирования содержания образования по естествознанию и математике. 4ч.


Состав содержания образования: система знаний; система способов деятельности; опыт творческой деятельности; эмоционально-ценностное отношение к действительности. Структура содержания образования. Учебные предметы математика и «Окружающий мир» как отражение состава содержания образования.

Понятие педагогического проектирования (дизайна). Проектные уровни процесса обучения: уровень теоретического представления; уровень учебного предмета; уровень учебного материала. Основные этапы педпроектирования: анализ, проектирование, разработка, применение, оценка результатов.


  1. ^ Практическая работа по проектированию учебных материалов естественнонаучного характера в рамках электронной модели содержания образования. 20 ч.


Знакомство с электронной моделью содержания образования по «Окружающему миру». Системный подход в проектировании содержания ФГОС НОО. Проектная деятельность по тематическому планированию образовательной программы. Проектирование вариативной части содержания образования по естествознанию.
^ 2.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2.1.Тематическое планирование дисциплины

№ модуля

Название раздела

Количество часов










Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

1

Формирование информационно-образовательной среды в начальной школе

14

2







12

2

Теоретические основы проектирования содержания образования по естествознанию и математике.

16

4







12

3

Знакомство с электронной моделью содержания образования по «Окружающему миру» и математике.

24







6

18

4

Проектная деятельность по тематическому планированию образовательной программы

24







6

18

5

Проектирование вариативной части содержания образования по естествознанию и математике

30







8

22




Итого

108

6




20

82




Компетенции

^ Разделы дисциплины

1

2

3

4

5




ОК - 4

+







+

+




ОК - 5







+

+

+




ПК-1




+




+

+





^ 2.2.Содержание рабочей программы
Лекции

Тема 1 «Формирование информационно-образовательной среды в начальной школе». 2 часа.
Учебная цель: знать требования ФГОС НОО к формированию ИОС в начальной школе.
План:

  1. Понятие информатизации образования. Стадии информатизации системы общего образования.

  2. Формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения как требование ФГОС НОО.

  3. Новые информационные технологии в образовании.


Информационное сопровождение
1.Информатизация общего среднего образования. / Д.Ш. Матрос Научно-методическое пособие Педагогическое общество России "Педагогическое общество России" - 2004, 384 стр.

2.Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: «Школа- Пресс», 2009 – 205 с.

3.Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Полиграфический участок Института общеобразовательной школы Российской академии образования, 2008 – 216 с.

4. Кравцова, А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационно-коммуникационных технологий (теория и практика) / А.Ю. Кравцова. – М.: Образование и Информатика, 2003 – 232 с.

5. МС – ИОС 2010

^ Тема 2 Теоретические основы проектирования содержания образования по естествознанию и математике.
Учебная цель: Изучение основных этапов проектирования электронной модели содержания образования, реализующей ФГОС НОО.

План:


  1. Состав и структура содержания образования. Учебные предметы «Окружающий мир» и математика как отражение состава содержания образования.

  2. Понятие педагогического проектирования (дизайна).

  3. Основные этапы педпроектирования.


Информационное сопровождение


  1. Витухновская, А.А. Проектирование технологии подготовки к обучению младших школьников с использованием компьютера / А.А. Витухновская, Т.С. Марченко //Информатика и образование.– 2004. – № 8. – С.83-88.

  2. Уваров, А. Ю. Педагогический дизайн / А.Ю. Уваров // Информатика: Прил. к газ. "Первое сент." – Б.м. — 2003 .— 8-15 авг. (N 30) .— С. 2-3

  3. МС – ИОС 2010


Лабораторные работы

Тема 3 «Знакомство с электронной моделью содержания образования по предметам «Окружающий мир» и «Математика»
План

  1. Знакомство с элементами интерфейса ЭМСО.

  2. Электронная модель содержания образования как средство реализации ФГОС НОО.

  3. Методические аспекты использования ЭМСО при подготовке к занятиям по «Окружающему миру» и предмету «Математика».

  4. Установление взаимосвязей между элементами содержания образования по «Окружающему миру» и предмету «Математика».


^ Тема 4. Проектная деятельность по тематическому планированию образовательной программы
Учебная цель: Формирование специальной компетентности учителей начальных классов по проектированию содержания образования и тематического плана по предметам «Математика» и «Окружающий мир» в рамках ЭМСО.
План

  1. Знакомство с содержанием образовательных программ по предметам: «Математика» и «Окружающий мир».

  2. Проектирование содержания программы по предметам: «Математика» и «Окружающий мир» в конкретной образовательной системе.

  3. Установление взаимосвязей с примерной программой в ЭМСО.

  4. Тематическое планирование программ по предметам: «Математика» и «Окружающий мир» в ЭМСО.



Тема 5. Проектирование вариативной части содержания образования по естествознанию и математике
Учебная цель: формирование специальной компетентности учителей начальных классов в области педагогического проектирования вариативной части содержания образования по естествознанию и математике.
План:

  1. Проектирование школьного компонента по предметам: «Математика» и «Окружающий мир».

  1. Внесение изменений в состав содержания предмета.

  2. Создание нового раздела.

  3. Установление взаимосвязей содержания школьного компонента с дидактическими единицами примерной программы.

  1. Внесение изменений в планируемые результаты по предмету.

  2. Установка новых связей между элементами содержания школьного компонента по естествознанию.


Информационное сопровождение:
1. МС – ИОС 2010

2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. Уч.пос. для ст-тов пед. вузов/ Е.В. Григорьева – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2008 – 253 с.

3.Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Полиграфический участок Института общеобразовательной школы Российской академии образования, 2008 – 216 с.

4. Кравцова, А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационно-коммуникационных технологий (теория и практика) / А.Ю. Кравцова. – М.: Образование и Информатика, 2003 – 232 с.

5.Информатизация общего среднего образования. / Д.Ш. Матрос Научно-методическое пособие Педагогическое общество России "Педагогическое общество России" - 2004, 384 стр.

6.Бормотова М.М., Короткова О.А., Нуртдинова А.А. Современные технологии начального математического образования в системе Л.В.Занкова. Учебно-методическое пособие – Челябинск: Изд.-во ЗАО « Цицерон», 2012. – 159с.

^ 2.3.Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы

Темы для самостоятельного изучения.


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предметам «Окружающий мир» и «Математика». Характеристика предметов в современных образовательных системах – 2 часа.

  2. Эргономические требования к программным продуктам образовательного назначения - 2ч.

  3. Проектные уровни процесса обучения. Этапы проектирования процесса обучения – 4 ч.

  4. Системный подход в проектировании содержания образовательной программы по предметам: «Математика» и «Окружающий мир». Установление взаимосвязей между дидактическими единицами, планируемыми результатами, УУД, федеральным ядром – 4 часа.

  5. Творческая работа по проектированию вариативной части содержания образования по естествознанию и математике для внеурочной деятельности – 4 ч.


Контрольные вопросы и задания


  1. Объясните ваше понимание информатизации в образовании.

  2. Какие требования предъявляет ФГОС НОО к формированию ИОС в начальной школе?

  3. Назовите основные этапы информатизации основного общего образования.

  4. Что относится к понятию «Новые информационные технологии в образовании»?

  5. Дайте характеристику состава и структуры содержания образования на примере ЭМСО по предметам: «Математика» и «Окружающий мир».

  6. Перечислите виды образовательных систем в современной начальной школе. Раскройте их сущность.

  7. Дайте характеристику программы по «Окружающему миру» выбранной вами образовательной системы, используя ЭМСО.

  8. Дайте характеристику программы по математике образовательной системы Л.В. Занкова, используя ЭМСО.

  9. Дайте понятие педагогического проектирования.

10. Перечислите проектные уровни процесса обучения.

11.Назовите основные этапы педагогического проектирования на примере ЭМСО по «Окружающему миру».

12. Какие взаимосвязи установлены в ЭМСО?

13. Докажите, используя ЭМСО, что учебное занятие по «Окружающему миру» или по математике представляет собой целостную образовательную систему.

14. Перечислите этапы проектирования тематического плана по предметам: «Окружающий мир», «Математика».

15. Назовите этапы проектирования вариативной части содержания образования по естествознанию и по математике.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Блог «Школа молодого учителя» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://chmychel.blogspot.com/

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] / Режим доступа: window.edu.ru/

  3. Новосибирская государственная областная научная библиотека [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rstlib.nsc.ru/

  4. Открытая интернет-энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

  5. Официальный сайт системы Л.В. Занкова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zankov.ru

  6. Портал «Первый учитель.ru» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nachalka.ucoz.ru/

  7. Портал для учителей «Начальная школа» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsc.1september.ru/

  8. Портал Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр г. Челябинска» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umc74.ru/

  9. Портал Оренбургского государственного педагогического университета [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/

  10. Портал Центра развития молодежи [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cerm.ru/

  11. Портал энциклопедии знаний [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pandia.ru

  12. Российская государственная библиотека знаний [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rsl.ru/

  13. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nlr.ru/

  14. Сетевое сообщество словесников [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lingvist.ucoz.ru

  15. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru

  16. Федеральный образовательный портал РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.ru/

  17. Электронный каталог библиотеки МГТУ им. Н. Баумана [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://library.bmstu.ru/


^ 3.Оценочные средства по формируемым компетенциям

Название компетенции


Требования к результатам

Текущий контроль/рубежная аттестация

Ок-4. Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности. применять методы математической обработки информации теоретического и экспериментального исследования

Знать:

        • современные парадигмы в предметной области науки;

        • современные ориентиры развития образования

Уметь:

  • адаптировать современные достижения науки и наукоёмких технологий к образовательному процессу



Владеть:

  • современными методами научного исследования в предметной сфере;

  • способами осмысления и критического анализа научной информации


Реферат

Пк-1.Способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

Знать:

  • современные тенденции развития образовательной системы;

  • принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса

Уметь:

  • осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие;

  • внедрять инновационные приёмы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации учащихся

Владеть:

  • способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования


Защита проекта

Зачёт


^ 4. Задание для зачета

1.Подберите содержание и спроектируйте раздел «Внеурочная деятельность по естествознанию в начальной школе». Подготовьте защиту вашего проекта.

2. Познакомьтесь со списком использованной и рекомендуемой литературы, а также содержанием сайтов по теме «Проектная деятельность по математике в начальной школе». Результаты работы обсудите в группе, определяя при этом место традиционных и инновационных педагогических технологий, средств обучения. Определите тип проекта, попробуйте разработать струтуру своего проекта в соответствии с его типом. Продумайте варианты оформления результатов проекта, разработайте сценарий его защиты.


5.Методические материалы
Терминологический минимум
Информатизация образования

Информационно-образовательная среда

Новые информационные технологии

Образовательные системы в начальной школе

Педагогическое проектирование

Содержание образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Электронная модель содержания образования

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию и математике iconУчебно-методический комплекс иркутск 2010 Автор: И. Б. Рябцева, старший...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Наследственное право» подготовлен на основе Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию и математике iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «цены и ценообразование»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры налогов и таможенного дела (протокол №3 от 18 октября 2010...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию и математике iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория»
Учебно-методический комплекс предназначен для самостоятельной работы студентов экономического факультета дневной формы обучения

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию и математике iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература для специальности 030503 (52) 0201 «Правоведение» среднего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию и математике iconУчебно-методический комплекс информация о дисциплине
Транспортное право: учебно-методический комплекс (информация о дисциплине, рабочие учебные материалы, информационные ресурсы дисциплины,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию и математике iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика»
Экономика: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по не экономическим специальностям)/ Горно-Алтайск: рио гагу,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию и математике iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Биология размножения и развития» составлен в соответствии с требованиями Государственного...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию и математике iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология уфа-2007
Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию и математике iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию и математике iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов