Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник




Скачать 263.06 Kb.
НазваниеЛакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник
Дата публикации01.07.2013
Размер263.06 Kb.
ТипУчебник
zadocs.ru > Медицина > Учебник
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития России


КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ.

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся

по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация»

Владикавказ 2012г.

Составители:

  • ассистент Ф.К. Худалова,

  • ассистент А.Р. Наниева



Рецензенты:

  • Аликова З.Р. - зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, проф., докт. мед. наук;

  • Туаева И.Ш. - доцент кафедры гигиены МПФ с курсом ФПДО, к.м.н.



^ Утверждено ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА

Минздравсоцразвития России

2012г., протокол №

Цель занятия: изучить цели и содержание дисциплины; историю развития науки.

^ Студент должен знать: понятие о внешней среде как факторе, определяющем условия существования организма.

Студент должен уметь:

  • оценить факторы, влияющие на здоровье населения;





Рекомендуемая литература

Основная литература:

  • Румянцев Г.И. Гигиена XXI век, М.: ГЭОТАР, 2001, 2009.

  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. М.: Академия, 2004, 2010.

  • Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004 (Учеб.лит. для студентов мед.вузов).


Дополнительная литература:

  • Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям с основами экологии человека, М.: Академия, 2008.

  • Катаева В.А., Лакшин А.М. Руководство к практическим и самостоятельным занятиям по общей гигиене и основам экологии человека. М.: Медицина, 2005.

Гигиена наука о сохранении и укреплении общественного здо­ровья путем проведения профилактических мероприятий.

Термин "гигиена" в переводе с греческого языка означает "приносящий здоровье", "целебный".

Объектом изучения гигиены — основной профилактической дисциплины — является здоровый человек в тесном взаимодейст­вии с окружающей средой, в то время как объект изучения кли­нических дисциплин — больной человек, возможности организ­ма которого в ряде случаев резко ограничиваются заболеванием. Об этом не следует забывать, так как профилактические реко­мендации, разрабатываемые гигиеной, обращены к организму здоровому и то, что ему полезно, может быть вредно больному, и наоборот.

Существует еще одно понятие, связанное с гигиеной, — "са­нитария" (в переводе с латинского языка — "здоровье"), которая является практикой гигиены, проводящей в жизнь санитарные, т.е. оздоровительные мероприятия силами государственной санитарно-эпидемиологической службы страны. Кроме этого, санитарная служба контролирует выполнение на практике са­нитарно-гигиенических рекомендаций и противоэпидемичес­ких мероприятий, разрабатываемых соответственно гигиеной и эпидемиологией.

Для нормального функционирования организма человека в окружающей среде необходимы определенные условия, со­здаваемые физическими, химическими, биологическими и со­циальными факторами среды обитания.

Изучая влияние этих факторов на организм человека, гигиена показывает, что они могут быть благоприятными, негативными или же представлять собой фактор риска для здоровья. В послед­нем случае сам по себе этот фактор при отсутствии определенных условий (генетическая предрасположенность, снижение иммун­ной защиты и пищевого статуса и др.) не может стать причиной заболеваний конкретного индивидуума, но при их наличии может спровоцировать возникновение нарушений здоровья.

Негативные факторы сферы обитания могут быть катаст­рофическими — способными вызвать преждевременную смерть, инвалидность, задержку умственного развития детей, врожден­ные уродства; тяжелыми — провоцирующими нарушения функ­ций органов нервной системы, развития организма, поведения человека; неблагоприятными являющимися причинами поху­дания, гиперплазии, гипертрофии или атрофии, изменения ак­тивности ферментов и обратимых функциональных нарушений.

^ Первой задачей гигиены, направленной на оздоровление ус­ловий окружающей среды, является выявление причинно-следственных связей между воздействием факторов окружаю­щей среды на организм и возможными изменениями состояния здоровья человека. В случае обнаружения возможности любых негативных факторов проводят их специальные углубленные исследования с целью разработки конкретных научно обосно­ванных профилактических рекомендаций.

В современных условиях под профилактикой понимают широкую систему государственных, социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на повышение ма­териального благосостояния и культурного уровня населения, улучшение жилищно-бытовых условий, питания, трудовой де­ятельности, развитие медицинской науки, совершенствование медицинской помощи, улучшение деятельности санитарно-эпидемиологической службы.

В результате внедрения указанных мероприятий создаются реальные предпосылки, необходимые для улучшения и сохра­нения здоровья народа, которое является национальным бо­гатством любой страны.

Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная, или радикальная, профилактика направлена на устранение непосредственной причины заболевания. Она может быть осуществлена как с помощью гигиенического нор­мирования в виде предельно допустимых концентраций (ПДК), уровней (ПДУ), так и других нормативных величин, снижаю­щих воздействие факторов до безопасных уровней. Выполняет­ся эта профилактика и по линии предупредительного санитар­ного надзора (на стадии проектирования объекта).

Вторичная, или паллиативная, профилактика это раннее выявление предболезненных состояний при тщательном меди­цинском обследовании практически здоровых людей, которые подвергались воздействию неблагоприятных факторов окружа­ющей среды или факторов риска, для проведения медикамен­тозной профилактики и других мероприятий, предотвращающих появление заболевания: лечебно-профилактическое питание, применение средств индивидуальной защиты (СИЗ) и т.д.

Третичная профилактика, или реабилитация, представляет собой комплекс мероприятий по предупреждению возникнове­ния осложнений уже развившегося заболевания, проводимых лечащими врачами у постели больного. По сравнению с первыми двумя видами профилактики она наименее эффективна в плане снижения заболеваемости и смертности населения.

^ Вторая задача гигиены, предусматривающая воздействие на организм самого человека, — это разработка средств и спо­собов повышения устойчивости организма к влиянию негатив­ных факторов окружающей среды. Этими средствами и спосо­бами являются:

• здоровый образ жизни;

• личная гигиена;

• закаливание организма;

• рациональное питание;

• рациональная одежда и обувь;

• физическая активность (физкультура) и др.

В практическом выполнении этой задачи значительная роль отводится медицинским работникам лечащего профиля, кото­рые обязаны передавать знания, полученные при изучении ги­гиены, своим пациентам.

Известно, что при здоровом образе жизни заболеваемость и смертность населения могут снижаться на 50%, и это указы­вает на важность и необходимость практической реализации данной задачи гигиены среди населения нашей страны, в том числе и с помощью санитарного просвещения.

Окружающая человека среда представляет собой сложный комплекс природных и социальных факторов. К природным от­носятся воздух, вода, почва, погода, климат. К социальным — условия быта, труда, питание, образ жизни.

Изучая взаимодействие организма и окружающей среды, ги­гиена тесно связана со многими естественными и точными на­уками, как-то: физиология, биология, микробиология, химия, биохимия, физика, метеорология, клинические дисциплины, архитектура, эргономика, экология и некоторые другие. Она широко пользуется методами и данными этих наук при изуче­нии различных объектов и факторов окружающей среды. При изучении таких объектов, как водоисточник, пищеблок, про­мышленное предприятие (цех), детские учреждения, жилище, до сих пор начинают с метода санитарного обследования, за­ключающегося в описании объекта при его посещении с ис­пользованием специально разработанных карт.

Для получения более точной и объективной характеристики этих объектов необходимо воспользоваться лабораторным ме­тодом с применением физических, химических, биологических и микробиологических исследований.

Изучение влияния факторов окружающей среды на организм человека производится физиологическими, антропометрически­ми, биохимическими методами исследования.

Гигиена использует метод эксперимента, с помощью кото­рого искусственно создаются различные условия среды и изу­чается их влияние на организм животных или человека.

Изучение изменений здоровья населения под влиянием эндо­генных (генетических, возрастных) и экзогенных (социальных и природных) факторов производится эпидемиологическим ме­тодом, который включает анализ медицинских учетных и отчетных документов при проведении одномоментных ("поперечных") медицинских обследований населения и длительных ("продоль­ных") наблюдений в амбулаторных и стационарных условиях с последующим расчетом показателей здоровья населения.

Санитарно-статистические методы используют при оценке уровней заболеваемости, инвалидности, демографических по­казателей естественного движения населения (рождаемость, смертность), физического развития детей и подростков.

Для оценки состояния здоровья населения, находящегося под воздействием негативных факторов окружающей среды, необходимы клинические методы. Они позволяют выявить с по­мощью биохимических, иммунологических и других современ­ных тестов не только выраженные клинические нарушения, но и преморбидные состояния, т.е. ранние признаки предболезни у практически здоровых людей.

^ По сути, в данном случае речь идет об одной составляющей ги­гиенической диагностики, под которой понимают систему мышления и действий, имеющих целью исследование состояния природной и социальной среды, здоровья человека (популяций) и установление зависимостей между состоянием среды и здо­ровья (Г.И. Сидоренко). Из данного определения следует, что ги­гиеническая диагностика, кроме диагностики состояния здоро­вья популяций, включает диагностику состояния окружающей среды и комплексную гигиеническую диагностику объективной достоверной связи между ними.

Гигиеническая диагностика здоровья отличается от клини­ческой, предметом которой являются болезнь и ее тяжесть. ^ Ги­гиеническая диагностика донозологическая, поскольку прово­дится до обращения к лечащему врачу. Ее цели оценка состояния адаптационных систем человека, раннее выявление на­пряжения или нарушения адаптационных механизмов, ведущих к появлению заболевания.

Гигиеническая диагностика предболезни изучает иммунный статус человека, состояние ферментных и антиоксидантных систем и перекисного окисления липидов, регуляторных механиз­мов сердечно-сосудистой системы, психическую деятельность.

При этом широко применяются биологические маркеры, ко­торые подразделяются на биомаркеры экспозиции, биомарке­ры эффекта и биомаркеры восприимчивости.

Биомаркеры экспозиции — это обнаруженные в биологичес­ких средах организма (крови, моче, слюне и т.д.) экзогенные химические вещества, продукты их обмена (метаболиты) или продукты их взаимодействия с какой-либо молекулой или клет­кой организма, указывающие на имевшее место воздействие. Примеры этих биомаркеров — наличие метгемоглобина в крови при загрязнении воды и продуктов питания нитритами и нитратами, а воздуха — оксидами азота; обнаружение ртути в моче у работающих с ее препаратами и т.д. Более чувствительными и специфичными маркерами этого вида являются соединения химических веществ, поступивших в организм с эритроцитами, сывороточным белком, ДНК.

Биомаркеры эффекта — показатели, количественно характе­ризующие биохимические, физиологические, поведенческие или иные изменения в организме, степень выраженности кото­рых выявляет риск развития болезни, скрытое или выраженное нарушение здоровья.

Биомаркеры восприимчивости — показатели врожденной или приобретенной способности организма реагировать на воздейст­вие определенного фактора окружающей среды. С их помощью выявляют скрытую повышенную чувствительность людей к не­которым химическим веществам. Примерами биомаркеров восприимчивости могут служить кожные пробы, указывающие на наличие сенсибилизации ор­ганизма к определенным веществам, называемым аллергенами. При изучении влияния факторов окружающей среды на здо­ровье человека гигиена имеет много общего с такими науками, как экология и особенно — экология человека.

Экология наука, изучающая общие законы существования живых организмов, их взаимосвязь между собой и со средой их обитания.

Экология человека наука об общих законах взаимодействия биосферы и антропосистемы, человеческих групп (популяций) и индивидуумов, влиянии природы на человека и группы людей.

Термин "экология" греческого происхождения и в переводе означает "наука о доме".

Взаимодействие общества и природы представляет собой строгую систему связей человека и среды его обитания. Система "общество—природа" состоит из двух подсистем, соответствую­щих двум формам взаимодействия: использование и охрана при­родной среды. При этом первая подсистема — экономическая, так как направлена на преобразование и использование природы с целью получения материальных и духовных благ и ценностей. Другая подсистема — экологическая: выражает заинтересован­ность человека в чистой, здоровой и многообразной окружаю­щей природной среде.

^ Центр системы — человек, являющийся одновременно и субъектом, воздействующим на природу (в экономической подсистеме), и объектом, испытывающим на себе это воздейст­вие в экологической подсистеме.

Отсюда следует, что экономические и экологические инте­ресы, проявляемые в подсистемах, едины по своей социаль­ной сущности. Их общность в том, что они должны обес­печить качество жизни человека, его жизненный статус, гарантирующий ему биологическую и материальную самосто­ятельность.

Однако такое единство противоречиво в силу постоянного воздействия на природную среду в процессе ее использования, ведущего к ее загрязнению и разрушению, что снижает возмож­ности экологической функции природы.

Противоречия возникают вследствие игнорирования законов развития природы, нарушения законодательства хозяйствую­щими субъектами. Однако в единстве и борьбе противоречий, преодолении недостатков системы, видимо, и заключается ис­точник ее развития.

Система "общество—природа" развивается по объективным законам материалистической диалектики, которые в равной степени распространяются как на экологические, так и на эко­номические отношения.

Закон единства и взаимосвязи природной среды позволяет учитывать ее интересы и при эксплуатации природных ресур­сов, и в процессе принятия природоохранных мер. Из этого за­кона вытекает, что, решая ту или иную проблему охраны или использования природной среды, общество должно комп­лексно учитывать все факторы, способные оказать на нее воз­действие.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, что постепенное загрязнение окружающей среды, пусть даже в допустимых дозах (количественное изменение), на определенном временном этапе может превратить экологи­ческую среду в зону, опасную для обитания всего живого (ко­ренные качественные изменения).

По закону единства и борьбы противоположностей противо­борствующими сторонами являются экономические интересы общества в удовлетворении материальных потребностей и эко­логические его интересы в чистой и биологически здоровой для жизни окружающей среде. Противоречие же заключается в том, что удовлетворение материальных потребностей путем нещад­ной эксплуатации природы ведет к неизбежному ущемлению биологических средств для жизни человека. Обострение этих противоречий может привести к состоянию экологического кризиса, или экологического тупика, и выход из него невозмо­жен без революционных преобразований, применения средств экологической безопасности.

В широком смысле закон отрицания отрицания можно ис­толковать как борьбу нового со старым, а в узком — как отри­цание человеком в результате своей нерациональной деятель­ности в природе самого себя, смысла своего существования в будущем. Такой вывод следует из анализа современной ситу­ации. Известно, что в настоящее время растет число психи­чески неполноценных, дефективных детей. Постепенно такой рост может привести к деградации человечества, а причина то­му — загрязнение и истощение, т.е. деградация, окружающей среды.

Кроме этих общих законов диалектики, по которым разви­ваются природа и общество, экономика и экология имеют свои частные закономерности. Так, экологическая подсистема тре­бует введения обязательного учета емкости природной среды, соответствия развития производительных сил потенциальным возможностям природы, соблюдения законов равновесия, гар­монии как необходимых условий развития оптимальных взаи­моотношений между природой и обществом.

Целью развития системы "общество—природа" является обес­печение качества природной среды, т.е. такое состояние эко­логических систем, при котором постоянно и неизменно осу­ществляется обмен веществ и энергии внутри природы, между природой и человеком и воспроизводится жизнь.

Для сохранения качества окружающей среды возможны 3 пути:

♦ обеспечение приоритета экологии над экономикой. Од­нако в этом случае могут ущемляться экономические интересы человека, так как не всегда обеспечивается не­обходимое качество жизни;

♦ обеспечение приоритета экономики над экологией, но с учетом адаптации человека и саморегуляции приро­ды. Опыт показал, что этот путь нередко ведет к деграда­ции природной среды, причиняет непоправимый вред здоровью и генетической программе человека, ведет к вы­миранию общества;

♦ сочетание экологических и экономических интересов. Это единственный путь, эффективность которого под­тверждает история. Однако такое сочетание во избежание отклонений в пользу экономики требует законодательных решений, например в виде научно обоснованных норма­тивов, устанавливающих предел хозяйственного воздейст­вия на природу.

Разработка таких нормативов и их строгое соблюдение в хо­зяйственной деятельности человека и есть суть охраны окружа­ющей природной среды.

Из всего сказанного следует, что гигиена и экология человека исследуют одни и те же явления, т.е. влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, выделяя те из них, которые особо существенны при формировании патологии человека или групп населения.

К этим факторам относят следующие:

▲генетические (формируют наследственные заболевания);

▲природно-климатические (вызывают в жарком климате кожные и инфекционные заболевания, в холодном — простудные);

▲эндемические (возникают заболевания вследствие биогеохими­ческих особенностей местностей естественного и антропоген­ного происхождения);

▲эпидемические (вызывают природно-очаговые инфекции);

▲производственные (появляются профессиональные заболева­ния);

▲социальные (появляются заболевания, обусловленные непра­вильными питанием, образом жизни, снижением уровня соци­ального благополучия);

▲экологические (заболевания, связанные с воздействием нега­тивных и неблагоприятных факторов окружающей среды).
^ Развитие гигиенических знаний. Гигиенические навыки скла­дывались у человечества в очень отдаленные от нас времена. Они были примитивными, элементарными, основанными на практи­ческом опыте людей, понимавших, что есть условия, благопри­ятствующие жизни, и есть условия неблагоприятные, которые следовало избегать или по возможности устранять. Эти знания касались вопросов охраны почвы от загрязнения различными отходами в населенных местах, выбора водоисточников с добро­качественной водой, знания съедобных и ядовитых продуктов, приобретавшихся эмпирическим путем, режима питания, сна и отдыха, ухода за телом.

История гигиены неразрывно связана с развитием человечес­кого общества, его культуры, производительных сил, и поэтому ее можно проследить на протяжении нескольких исторических периодов, отражающих влияние социально-экономических ус­ловий, соответствующих этим периодам.

^ Гигиенические знания в Древнем мире. В IV—I вв. до н.э. в Египте, Индии, Китае, Греции гигиенические знания пред­ставляли собой систему практических бытовых правил, религи­озных представлений и законов, из которых наиболее известен индийский свод законов Ману. В Древнем Китае бытовал ин­тересный обычай оплачивать труд врача до тех пор, пока его па­циенты оставались здоровыми, что по сути было девизом: "Луч­ше предупреждать болезни, чем их лечить".

В Древней Греции Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) написал труд "О воздухах, водах и местностях", в котором указывал, что условия внешней среды влияют на развитие человеческого ор­ганизма и возникновение болезней. С этой же эпохой истори­ки связывают и появление самого термина "гигиена". Тогда все обожествлялось, и у медицины был свой бог — Асклепий, имевший дочерей — Гигиею и Панакею. Гигиее поклонялись здоровые люди, а Панакее — больные. Гигиея изображалась в виде красивой девушки, державшей в руках чашу, обвитую змеей. Змея символизировала мудрость, а чаша — жизнь, в ко­торой всегда есть место неприятностям, ядам. Змея выпивала эти яды и способствовала оздоровлению жизни. Интересно, что чаша с обвивающей ее змеей сохранилась до сих пор как эмблема медицины.

Римская империя унасле­довала культуру древних гре­ков прежде всего в области личной гигиены, развив стро­ительство бань-купален, водо­провода и канализации, а так­же практикуя контроль за ка­чеством продуктов питания на рынках, что указывало на по­явление санитарии.

Однако этот исторический опыт показал, что санитария не должна опережать гигиену, чтобы полностью соответ­ствовать своему назначению — нести здоровье. Безусловно, сооружение водопровода в те времена было прогрессивным санитарным мероприятием, но водопроводные трубы, сде­ланные из свинца, послужи­ли, по историческим данным, причиной хронического свин­цового отравления патрициев, пользовавшихся водой из рим­ского водопровода.

В более поздние времена произошла замена деревянной и глиняной посуды на глиня­ную глазурованную, что также было шагом вперед в санитар­ном отношении, но отсутствие гигиенических знаний о том, что в воду из свинцовых труб и в содержимое сосудов из гла­зури попадает значительное количество свинца, приводило к интоксикации пользователей.

^ Гигиенические знания в эпо­ху феодализма. В Европе VI-XIV вв. все науки и медицина пришли в упадок и наступил застои вследствие господства в обществе религиозных пред­ставлений, призывавших лю­дей заботиться о чистоте души, а не тела, как было в Древней Греции и Риме. Поэтому дан­ная эпоха вошла в историю медицины как огромный шаг назад в области развития ги­гиены. Не случайно период средневековья ознаменовался опустошительными эпидеми­ями чумы, холеры, проказы, тифов, сифилиса и других ин­фекций, уносивших населе­ние целых городов. Так, Па­риж того времени назывался Лютеция, что означало — "го­род грязи", поскольку все не­чистоты и отходы выбрасыва­лись горожанами на улицы, прямо на головы и под ноги прохожих, и можно представить, какая при этом наблюдалась антисанитария.

С этой же эпохой (XI в.) связано имя Абу Али Ибн Сины (Авиценны), замечательного таджикского ученого и врача Вос­тока, написавшего "Канон врачебной науки". В этом труде он обобщил знания своей эпохи в области гигиены питания, жилища, воспитания детей, личной гигиены. Конец средневековья (XV—XVII в.) в эпоху Возрождения оз­наменовался развитием естественных наук, возвращением ин­тереса к гигиене.

^ Гигиенические знания в эпоху капитализма. XVIII—XIX вв. связаны с развитием в обществе капиталистических отноше­ний, которые привели к росту городов и возникновению ману­фактур. В связи с возросшей скученностью населения резко увеличилась его заболеваемость, в том числе и за счет профес­сиональных болезней ремесленников вследствие нездоровых условий труда.

В 1700 г. итальянский врач Бернардино Рамаццини (1633— 1714) издал книгу "О болезнях ремесленников" (рассуждения) — энциклопедию для своего времени. Основное внимание в ней уделялось лечению болезней позолотчиков, шахтеров, кузнецов, штукатуров и ремесленников других профессий (свыше 50), но затрагивались и вопросы их профилактики. На ценность этого труда указывает тот факт, что книга переиздавалась 25 раз в разных странах мира.

Эпоха раннего капитализма — это тяжелый физический труд в неблагоприятных для здоровья работающих условиях труда, развитие машинной промышленности, постепенный переход к механизации и автоматизации, появление гиподинамии, рост безработицы, загрязнение окружающей среды отходами про­мышленного производства, автотранспорта, массовая заболева­емость трудящихся различными видами болезней, в том числе эпидемических. Эпидемии же, как известно, не знают границ между сословиями, поражая как рабочих, так и буржуазию. Снова пришлось вспомнить о заповеди древних, что лучше пре­дупреждать болезни, чем лечить, хотя в несколько другой ре­дакции: "Профилактика выгоднее лечения".

Как уже говорилось, подлинная профилактика, санитария должны базироваться только на данных научных исследований, и, следовательно, появилась востребованность в ученых-гигие­нистах, которые работали бы в условиях специальных научных лабораторий.

Основоположниками экспериментальной гигиены стали: в Гер­мании — М.Петтенкофер, в Англии — Э.Парке, в России — А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман.

Значительные достижения в развитии естественных наук (хи­мии, физики, физиологии, биологии, микробиологии и т.д.) подготовили почву для работы гигиенистов. Они применили эк­спериментальные и лабора­торные методы исследований для изучения воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, одежды, жилищных условий, что и позволило подойти к научному обоснованию гигие­нических нормативов и прак­тических рекомендаций по оз­доровлению факторов окружа­ющей среды, в первую очередь производственных и бытовых. С этого времени начинает­ся становление гигиены как науки, и ее успехи уже во вто­рой половине XIX в. привели к уменьшению распростра­ненности эпидемических за­болеваний и снижению смерт­ности населения. Во второй половине XIX в. и особенно в первой половине XX столетия происходит науч­но-техническая революция,

охарактеризовавшаяся жестокой эксплуатацией природной среды для достижения материальных благ, что привело к де­градации природной среды в ряде регионов земного шара (За­падная Европа, Америка, Япония). В результате существова­ние жизни на Земле и самого человека было поставлено под угрозу уничтожения. Ученые заговорили о том, что промыш­ленное загрязнение окружающей среды привело к невозмож­ности без опасности для здоровья дышать городским воздухом, пить воду без специ­альной ее обработки, есть продукты питания, выращенные на загрязненных отходами промышленности почвах. Живот­ный и растительный мир планеты оказался в тяжелейших ус­ловиях существования.

Не случайно в научно-популярной литературе 70—80-х годов прошлого века появились книги с такими названиями: "Безмолв­ная весна" (Р.Карсон), "Яды в нашей пище" (В.Эйхлер), "Пре­делы роста", "До того, как природа умрет" (Д.Медоуз и соавт.) и многие другие, в которых авторы аргументированно и в ряде случаев агрессивно выступали в защиту окружающей среды. Справедливые гневные и разумные их предостережения дошли до общественного осознания, и положение с состоянием окру­жающей среды на земном шаре стало постепенно улучшаться.

Конечно, технический прогресс в развитии общества остано­вить нельзя, но нужно прислушиваться к мнению известных ученых. Замечательно изречение Реймера Люста — президента Общества имени Макса Планка: "Прогрессом мысли мы обя­заны тем ученым, которые смело вступали на нетвердую почву. Эти шаги в неведомое должны постоянно повторяться и в бу­дущем, иначе наука зачахнет" (цит. по В.Эйхлеру, 1993). Эти слова означают, что гигиена должна развиваться впереди тех­нического прогресса, который станет медленнее, но зато и бе­зопаснее для всего живого на планете.

^ Развитие отечественной гигиены. Российская гигиена прошла самобытный путь становления, обусловленный своеобразием общественного и экономического развития государства. Па­мятники древнерусского изобразительного искусства и пись­менности свидетельствуют о распространенности в быту древ­них славян навыков личной гигиены. Известно, что в Киевской Руси широко использовались общественные бани. Новгород XI в. имел водопровод, деревянные тротуары, замощенные ули­цы и считался одним из наиболее благоустроенных городов в Европе того времени, равно как и Псков XII в.

Трехсотлетнее монголо-татарское иго нанесло огромный ущерб развитию производительных сил, культуры и науки Рос­сии, в том числе и гигиены. После освобождения от него в кон­це XIV в. развитие страны во всех направлениях постепенно пошло вперед.

М.В. Ломоносов (1711—1765) как величайший ученый и де­ятель культуры внес свой вклад и в развитие гигиенических зна­ний, затронув ряд социально-гигиенических проблем и вопросов гигиены быта и питания в работе "О размножении и сохранении российского народа" (1761).

С 1806 г. в Петербургской медико-хирургической академии был введен курс гигиены на кафедре физиологии. Опыт Оте­чественной войны 1812 г. привел к появлению первых пособий по военной гигиене, написанных М.Я. Мудровым (1826) и Р.С. Четыркиным (1834).

Успешное развитие отечественной гигиены как науки во мно­гом обязано прогрессивным взглядам на значение профилакти­ки ведущих медиков того времени:

♦ Н.И. Пирогова, сказавшего: "Я верю в гигиену. Вот где за­ключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной";

♦ М.Я. Мудрова, считавшего, что "...легче предохранить от болезней, нежели лечить их";

♦ С.П. Боткина, полагавшего, что "...первой задачей меди­цинских работников является предупреждение болезней";

♦ Г.А. Захарьина, утверждавшего, что "...победоносно спо­рить с недугами масс может лишь гигиена".

Подобные высказывания российских ученых (и не только ме­диков), писателей и видных общественных деятелей о зна­чении гигиены в деле охраны общественного здоровья мож­но было бы продолжить, но до­статочно и этих, чтобы понять важность развития этой науки. Основоположниками оте­чественной гигиены как са­мостоятельной науки стали А.П. Доброславин (1842-1889) и Ф.Ф. Эрисман (1842—1915). Алексей Петрович Добро­славин был профессором ги­гиены в России, возглавившим в 1871 г. впервые созданную кафедру гигиены в Петер­бургской военно-медицинс­кой академии. Развивая экс­периментальное направление в гигиенических исследова­ниях, он создал специальную гигиеническую лабораторию и способствовал развитию и совершенствованию санитар­ной экспертизы — важного раздела работы гигиениста. Перу А.П. Доброславина при­надлежат учебники "Курс во­енной гигиены" и "Гигиена, курс общественного здраво­охранения". Он известен не только как автор трудов в об­ласти гигиены, но и как осно­ватель журнала "Здоровье", организатор Русского обще­ства охраны народного здо­ровья и сторонник женского врачебного образования.

Федор Федорович Эрисман возглавил в 1882 г. кафедру ги­гиены в Московском универ­ситете. По происхождению он был швейцарцем, а по специ­альности — врачом-офталь­мологом. По личным моти­вам Ф.Ф. Эрисман в 1869 г. приехал в Россию и стал ее горячим патриотом. Он внес огромный вклад в развитие оте­чественной гигиены и санитарии своими оригинальными тру­дами по школьной гигиене, гигиене питания и труда. В 1892 г. он организовал Московское гигиеническое общество. Из-за сво­их оппозиционных взглядов Ф.Ф. Эрисман был неугоден царс­кому правительству, и, воспользовавшись первым удобным предлогом, оно поспешило освободиться от него. В 1896 г. он был вынужден покинуть Россию.

Благодаря А.П. Доброславину и Ф.Ф. Эрисману отечественная гигиена с первых шагов становления выгодно отличалась от за­рубежной своим общественным характером, связью с санитар­ной деятельностью, стремлением преодолеть санитарно-техническое направление западноевропейских гигиенических школ. Они оставили после себя многочисленных учеников, успеш­но продолживших их дело.

После 1917 г. в России наступил новый этап общественного развития и гигиены. Перед советской властью встали жизненно важные задачи по ликвидации сложной эпидемической обста­новки и улучшению санитарного состояния России, в значи­тельной степени обусловленные последствиями Первой миро­вой войны. Для их решения 26 октября 1917 г. создается медико-сани­тарный отдел при Военно-революционном комитете, а в июле 1918 г. на Всероссийском съезде Советов был утверж­ден Народный комиссариат здравоохранения во главе с Н.А. Семашко — первым нар­комом здравоохранения и его заместителем — З.П. Соловь­евым, с чьими именами свя­заны успехи в разработке тео­ретических положений соци­альной гигиены и их практи­ческом воплощении в органи­зацию здравоохранения.

Основным принципом со­ветского здравоохранения официально был провозгла­шен профилактический.

Г.В. Хлопин (1863-1929), ученик Ф.Ф. Эрисмана, был выдающимся российским ги­гиенистом, слово которого было ведущим в первой трети XX столетия. На протяжении своей жизни он заведовал ка­федрами гигиены в универси­тетах, институте и академии городов: Тарту, Одесса, Пе­тербург. Г.В. Хлопин является автором ряда учебников по общей гигиене и фундамен­тальных монографий по раз­личным проблемам гигиены.

Преемником Г.В. Хлопина по кафедрам общей гигиены в Военно-медицинской акаде­мии и 1-м Ленинградском ме­дицинском институте стал его ученик — профессор В.А. Уг­лов, опубликовавший ряд ори­гинальных трудов по гигиене питания, коммунальной и во­енной гигиене.

Учеником профессора В.А. Углова был академик АМН СССР профессор А.А. Минх (1904-1984) - ги­гиенист широкого профиля, основавший кафедры гигиены в Ленинградском стоматологическом (1938) и в Московском медицинском стоматологическом институтах (1946). Кафедрой в Московском институте он руководил около 40 лет. А. А. Минх оставил после себя известные в нашей стране и за ее рубежа­ми труды в области ионизации воздушной среды, коммуналь­ной, спортивной, школьной гигиены и гигиены питания. Его руководством "Методы гигиенических исследований", выдер­жавшим четыре издания (1954, 1961, 1967, 1971), пользовалось не одно поколение студентов, ученых и санитарных врачей. Им был написан первый учебник "Общая гигиена" для студентов-стоматологов и издан ряд монографий для стоматологов по воп­росам фторирования воды, влияния факторов окружающей сре­ды на состояние зубочелюстной системы, а также обоснованы профилактические мероприятия по гигиене зубов и полости рта.

В советский период отечественная гигиена как наука плодо­творно развивалась в различных направлениях. Так, в развитие коммунальной гигиены внесли значительный вклад такие видные ученые, как А.Н. Сысин (1879—1956), А.Н. Марзеев (1863—1966), В.А. Рязанов (1903-1968), СИ. Каплун (1897-1943), Г.И. Си­доренко (1926—1999) и др. Гигиена труда освещалась в работах В.А. Левицкого (1867-1936), А.А. Летавета (1893-1984), Л.К. Хоцянова (1896—1983), Ф.Г. Короткова (1896—1983), который рабо­тал в области военной гигиены. Развитие гигиены питания связа­но с именами таких ученых, как М.Н. Шатерников (1870—1939), О.П. Молчанова (1886—1975), П.Н. Диатроптов (1859—1934), К.С. Петровский (1902—1984), А.А. Покровский (1916—1976). В создании школьной гигиены, переименованной в дальней­шем в гигиену детей и подрос­тков, огромная роль принадле­жит профессору А. В. Молькову (1870—1947) и его многочис­ленным ученикам.

В настоящее время ученики этой замечательной плеяды со­ветских ученых продолжают заниматься решением очеред­ных научных проблем в деле сохранения и улучшения об­щественного здоровья (ко­торых за последние 15 лет на­копилось немало в связи с переходом экономического развития страны на рыночные отношения), работая в научно-исследовательских институтах гигиенического и эпидемиологического профиля и на гигиенических кафедрах выс­ших медицинских учебных заведений.

Основными учреждениями госсанэпидслужбы являются центры Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН). Целью этой служ­бы в современных условиях является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупрежде­ние, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния сре­ды обитания на его здоровье.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник iconЛакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник iconЛакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник
Цель занятия: ознакомить студентов с методикой оценки питания по данным меню-раскладки

Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник iconЛакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник
Аликова З. Р. зав кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, проф., докт мед наук

Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Гигиена с основами экологии человека. Военная гигиена»
Гигиена: определение, предмет изучения, её значение, основные цели и задачи. Связь гигиены с другими науками

Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник iconГигиена с основами экологии человека, вг
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник iconСолодков А. С, Сологуб Е. Б. С60 Физиология человека. Общая. Спортивная....
Учебник предназначен для студентов, аспирантов, научных со­трудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в об­ласти физической...

Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник icon«Предмет и задачи экологии. Становление экологии как науки» Предмет экологии
Невозможно охранять природу, пользоваться ею, не зная как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует...

Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник iconКонтрольно-экзаменационные вопросы по гигиене с основами экологии...
Предмет и содержание гигиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиенических мероприятий в деятельности лечащего врача....

Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник iconУчебник написан по программе дошкольных педагогических училищ Анатомические...
К-12 Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М., «Просвещение», 1969

Лакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник iconГигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены
Гигиена-область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов