Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный медицинский колледж»




Скачать 267.35 Kb.
НазваниеМинистерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный медицинский колледж»
страница1/2
Дата публикации22.06.2013
Размер267.35 Kb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
zadocs.ru > Медицина > Учебно-методическое обеспечение
  1   2
Министерство Здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский государственный медицинский колледж»


Специальность «Сестринское дело»
Дисциплина «Сестринское дело в педиатрии»

Раздел «Работа медсестры по воспитанию и развитию здорового ребенка. Сестринский процесс»
Занятие «СМЕШАННОЕ И ИСКУСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ».

Учебно-методическое обеспечение теоретического занятия

Пукач А.А., преподаватель
Брест 2010

Рассмотрен и рекомендован к утверждению

на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин

педиатрии, акушерства и гинекологии

2010, протокол №

^ ВЫПИСКА ИЗ ПРОГРАММЫ.


Цели изучения темы

Наименование и содержание темы

Результаты достижения цели

К-во час.

Сформировать знания по вскармливанию ребенка грудного возраста молочными смесями.


1.13. Смешанное и искусственное вскармливание.

Определение. Показания к переводу. Опасности искусственного питания, виды молочных смесей, их выбор.

Правила введения докорма. Правила и ошибки вскармливания молочными смесями.

Знает особенности питания детей, находящихся на различных видах вскармливания.

Знает как осуществить сестринский процесс при наиболее актуальных проблемах ребенка.

2


Цели:

обучающие:

сформировать знания по вскармливанию ребенка грудного возраста молочными смесями;

изучить показания к переводу на смешанное и искусственное вскармливание; ознакомить с правилами введения докорма;

изучить особенности сестринского процесса при наиболее актуальных проблемах ребенка, находящегося на искусственном вскармливании.

воспитательные:

сформировать интерес к организации рационального вскармливания грудного ребенка молочными смесями и понимание значимости роли медсестры в организации искусственного питания детей 1-го года жизни.

развивающие:

развить навыки консультирования родителей по вопросам искусственного вскармливания.

Тип занятия: комбинированное.
Междисциплинные связи:

обеспечивающие:

Анатомия: «Пищеварительная система»

Психология: «Этика и деонтология медицинского работника в педиатрии и акушерстве»

Гигиена и экология человека

обеспечиваемые:

Хирургия: «Кишечная непроходимость»

Кожные заболевания: «Атопический дерматит»
Внутридисциплинные связи:

«АФО органов пищеварения. Грудное вскармливание»

«Вскармливание новорожденного»

«Грудное вскармливание. Прикормы, виды, правила введения»

«Хронические расстройства питания»
Оснащение занятия:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Слайдопроектор + слайды.

  3. Экран.

  4. Презентация «Молочные смеси: классификация, характеристика».

  5. Альбом «Молочные смеси для детского питания».

  6. Вопросы для дидактической беседы по закреплению знаний.


Место и время проведения: лаборатория педиатрии – 2 часа.

Используемая литература:


  1. Материалы ВОЗ и Детского Фонда ЮНИСЕФ. Консультирование по грудному вскармливанию. 1993г.




  1. Инструкция МЗ РБ «Работа среднего медицинского персонала по обеспечению детей первого года жизни грудным вскармливанием». Русакова Е.М., Матуш Л.И., Мн.,2001г.




  1. Ежова Н.В., Ермакова О.Э. «Вскармливание детей раннего возраста». Мн.,2003г.




  1. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Ровина С.Н. «Педиатрия. Доклиническая практика». Мн., 2004г.




  1. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. «Педиатрия». Мн., 2002г., 2004г.




  1. Ежова Н.В., Ежов Г.И. «Педиатрия. Практикум», Мн., 2003г.




  1. Инструкция по рациональному вскармливанию детей первого года жизни. МЗ РБ. Мачулина Л.Н., Галькевич Н.В. Мн.,2001г.


Литература для учащихся:


  1. Ежова Н.В., Ермакова О.Э. «Вскармливание детей раннего возраста». Мн., 2003г.

  2. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. «Педиатрия». Мн., 2002г., 2004г.




  1. Ежова Н.В., Ежов Г.И. «Педиатрия. Практикум», Мн., 2003г.


Организационная структура теоретического занятия по теме

«Смешанное и искусственное вскармливание».




Этапы занятия

Технология занятия




Методы обучения и контроля

Материалы обучения

и контроля

Фомы учебной деятельности

Время




1

Подготовительный этап.

3 мин




1.Организационный момент







Фронтальная

1 мин




2.Постановка целей

и мотивация

Проблемный




Фронтальная

2 мин




2

Основной этап.

60 мин




1. Формирование понятий и способов действий по теме «Смешанное и искусственное вскармливание».

Объяснительно-илюстративный

Репродуктивный

Проблемный

Проектор.Экран.

Слайды.

Презентация «Мололчные смеси»

Групповая.

Индивидуальная

60 мин




3

Заключительный этап.

17 мин




1. Закрепление знаний по теме « Смешанное и искусственное вскармливание»:

дидактическая беседа

Репродуктивный


Перечень вопросов для дидактической беседы.

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

12 мин




2. Подведение итогов

Объяснительно-илюстративный




Фронтальная

3 мин

3. Рефлексия







Фронтальная

10мин

4. Домашнее задание

Объяснительно-илюстративный

Проектор. Экран.

Фронтальная

2 мин



    1. Организационный момент. Преподаватель приветствует учащихся.

Проверяет готовность группы к занятию, соблюдение медицинской формы, отмечает отсутствующих.


    1. . Постановка целей и мотивация. Питание оказывает определяющее влияние

на жизнедеятельность организма, рост и развитие ребенка, состояние его здоровья. Правильная организация питания особенно важна на первом году жизни, когда идут интенсивные процессы роста и совершенствование многих органов и систем.

Задача медицинских сестер состоит в проведении работы, направленной на сохранение грудного вскармливания. Но не всегда удается этого достичь и тогда медицинские работники должны правильно организовать смешанное и искусственное вскармливание ребенка первого года жизни.

2.1. Опорный конспект лекции по теме:

«Смешанное и искусственное вскармливание».
Вопросы лекции:


  1. Смешанное и искусственное вскармливание. Определение.

Показания к переводу.


  1. Опасности искусственного питания.




  1. Виды молочных смесей.




  1. Выбор молочных смесей.




  1. Правила введения докорма.




  1. Правила смешанного и искусственного вскармливания.




  1. Правила и ошибки вскармливания молочными смесями.



    1. Смешанное и искусственное вскармливание. Определение.

Показания к переводу.
Смешанное вскармливаниесочетание кормления грудным молоком (не менее 1/5 от возрастного суточного объема пищи) и его искусственными заменителями (до введения прикорма) или, после введения прикорма, сочетание кормления грудным молоком в объеме не менее 1/5 от возрастного суточного объема пищи, с его искусственными заменителями и прикормами. Перевод ребенка на смешанное вскармливание чаще связан с развивающейся у матери гипогалактией.

Искусственное вскармливание вскармливание ребенка молочными смесями.
Показаниями для перевода на искусственное вскармливание являются:

  • состояние здоровья матери, не позволяющее кормить ребенка грудью

  • отсутствие у нее молока

  • заболевания ребенка, которые требуют введения лечебной смеси

  • несоблюдение правил и техники кормления грудью и введения прикорма

(ребенку предоставляется возможность получения пищи более легким путем –

из бутылочки)

  • нежелание матери кормить ребенка грудью, возможность пользоваться

  • молочными смесями.


^ Такие причины, как

- заболевания матери,

- ее выход на работу,

- необходимость продолжать учебу,

- наступление новой беременности не являются убедительной причиной для

перевода ребенка на искусственное вскармливание.
^ 2. Опасности искусственного питания.
Искусственное питание способствует более частым заболеваниям:

- диарее

- респираторным инфекциям

- аллергии

- сахарному диабету

- возможно развитие паратрофии, гипотрофии, дефицита витамина А.

Увеличивается риск снижения интеллектуального развития вследствие недостатка аминокислот, необходимых растущему мозгу ребенка.

У женщин, не корящих грудью, выше риск развития анемии, рака яичников и молочной железы, большая вероятность наступления новой беременности из-за более быстрого восстановления фертильности.


  1. Виды молочных смесей.


Смеси:
1. Базовые 2. Лечебно-профилактические 3. Лечебные

Базовые смеси используются для вскармливания здоровых детей.

Классификация базовых смесей

^ По возрасту

По консистенции

По белковому компоненту

По содержанию биологически активных веществ

Начальные или стартовые от 0 до 6 месяцев

Сухие


Жидкие

С преобладанием сывороточных белков
С преобладанием казеина

Без добавлений


С добавлением

Последующие смеси от 6 месяцев до 1 года (маркированные цифрой 2)

Последующие смеси для детей раннего возраста (маркированные цифрой 3)

Смеси от 0 до 1 года

^ Начальные, или стартовые смеси. Состав этих смесей максимально приближен к женскому молоку в первые месяцы лактации. Он соответствует физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ и пищеварения детей первых месяцев жизни. После названия такой смеси стоит цифра 1 («Беллакт 1+», «NAN-1», «Нестожен 1», «Фрисолак 1», «Нутрилон 1»).

Белковый компонент таких молочных продуктов предсмтавлен легкоусвояемыми сывороточными белками и содержит полный набор заменимых и незаменимых аминокислот. Все начальные смеси обогащены таурином, который необходим для построения сетчатки глаз и способствует развитию мозга. Многие молочные смеси вышеназванной группы содержат в своем составе нуклеотиды. Функции нуклеоидов:

  • Поддерживают становление иммунного ответа;

  • Стимулируют рост и дифференцировку энтероцитов, способствуют росту бифидобактерий и снижают концентрацию условно-патогенных микробов;

  • Благоприятно авлияют на темпы роста ребенка;

  • Положительно влияют на всасывание железа.

Наряду со смесями с преобладанием сывороточных белков есть смеси с высоким уровнем казеина – казеинпреобладающие смеси. Этим смесям отдавали предпочтение при наличии у ребенка функциональных нарушений ЖКТ, например срыгиваний. Однако, с появлением лечебных антирефлюксных смесей необходимость в производстве этих смесей отпала.

По сравнению с женским молоком жиры коровьего молока содержат существенно меньше полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК). Поэтому при производстве смесей в их состав вводят растительные масла, богатые ПНЖК, которые являются строительным материалом для клеток мозга, сетчатки глаз и пр., положительно влияют на иммунитет.

Для лучшего усвоения жира в молочные смеси вводят L-карнитин.

Для адаптации углеводного состава в большинстве смесей используют комбинацию лактозы и декстринмальтозы. Лактоза способствует развитию в кишечнике бифидо- и лактобактерий, положительно влияет на всасывание минеральных веществ – кальция, цинка, магния и др.

Для оптимизации состава микрофлоры в смеси стали включат пребиотики. Пребиотики – это компоненты питания, которые не подвергаются расщеплению в верхних отделах пищеварительного тракта и доходят в неизмененном виде до толстого кишечника, где селективно стимулируют рост одного или нескольких видов бактерий, что приводит к увеличению концентрации бактерий, положительно влияя на состояние здоровья.

Начальные смеси содержат все необходимые микроэлементы, минералы, витамины в оптимальных соотношениях, что способствует их биодоступности в организме ребенка.

^ Последующие смеси, маркированные цифрой 2 («НАН 2», «Нестожен 2», «Беллакт-2+», «Фрисолак 2», «Хумана 2»). Рекомендуются для вскармливания детей второго полугодия жизни.

Содержат более высокое количество белка по сравнению с начальными смесями. Кроме того, последующие смеси отличаются меньшей степенью адаптации к грудному молоку. Преобладание сывороточных белков над казеином уже не является обязательным и в большинстве последующих смесей составляет 50:50.

Количество и качество жиров, углеводов в большинстве смесей такое же, как и в начальных смесях.

Введение дополнительного количества железа – важная отличительная особенность последующих смесей. Это обусловлено тем, что к 4-5-месячному возрасту запасы железа, полученные плодом в период внутриутробной жизни, истощаются и грудному ребенку требуется дотация железа в составе последующих молочных смесей.

^ Последующие смеси, маркированные цифрой 3 («Беллакт-3+», «НАН 3», «Фрисо 3»). Предназначены для детей раннего возраста (от года до трех лет).

Во многих странах не рекомендуется использовать цельное коровье молоко в питании детей не только до года, но и старше. Это связано с тем, что коровье молоко содержит много белка и некоторых минеральных солей, мало железа, цинка, йода, низкий уровень витаминов С, Д, Е, А.

В вышеуказанных смесях содержание белка ниже, чем в цельном коровьем молоке, дополнительно введен сывороточный белок. Содержание минеральных веществ и витаминов соответствует возрастной потребности детей раннего возраста.

^ Смеси от 0 до 12 месяцев («Нутрилак 0-12», «Бэби»). Используются для питания детей с рождения и на протяжении всего первого года жизни.

Таких смесей становиться все меньше, ибо потребности детей по мере роста меняются, а состав смеси стабилен.

Жидкие смеси имеют ряд преимуществ перед сухими:

  1. они готовы к употреблению,

  2. исключается неправильная дозировка,

  3. гарантировано качество воды.

Пресные смеси, обогащенные пробиотиками («Беллакт-1+ бифидо», «Беллакт-2+ бифидо», «НАн-2 с бифидобактериями», «Нутрилак-бифи»). Предназначены для детей со склонностью к аллергическим заболеваниям и с функциональными заболеваниями ЖКТ (запоры, колики и пр.). данные смеси обогащены бактериальными концентратами бифидо-, лактобактерий, ацидофильных палочек.

Выделяют также смеси для вскармливания недоношенных детей («Беллакт-ПРЕ», «Пренутрилон», «ПреХИПП», «Хумана-0»).
Лечебно-профилактические смеси.

К лечебно-профилактическим смесям относятся:

  1. смеси, приготовленные на основе козьего молока;

  2. кисломолочные смеси;

  3. смеси с частичной степенью гидролиза.

Смеси, приготовленные на основе козьего молока («Нэнни», «Нэнни золотая козочка», «Амалтея», «МДимилКозочка-1,2»).

Физико-химическая структура козьего молока значительно отличается от структуры коровьего молока. Благодаря этим особенностям козье молоко обладает меньшими аллергизирующими свойствами.

Данные смеси рекомендуются:

  • при невозможности грудного вскармливания;

  • при аллергии на белки коровьего молока;

  • как альтернативу продуктам на основе гидрализатов белков коровьего молока и изолятов соевого белка;

  • для профилактики пищевой аллергии у детей из группы риска по ее возникновению.

Противопоказания:

  • лактазная недостаточность;

  • непереносимость белков козьего молока.

Кисломолочные смеси («Бифиобакт-0,1», «НАН кисломолочный»).

Преимущества кисломолочных смесей по сравнению с пресными:

  • меньшие антигенные свойства белка;

  • усвояемость белка из кисломолочных смесей более высокая, благодаря тому что белок под влиянием молочной кислоты створаживается нежными хлопьями и частично подвергается гидролизу ферментами микробов;

  • улучшают моторику кишечника;

  • введение со смесями лакто- и бифидобактерий улучшает биоценоз кишечника не только за счет введения самой облигатной флоры, но и за счет ее ингибирующего действия на условно-патогенную флору;

  • легче переносятся при лактазной недостаточности, т.к. содержание лактозы в них снижено;

  • обладают стимулирующим иммунологическим действием: повышают активность макрофагов, интерлейкинов, активность лизоцима. Молочная кислота обладает бактерицидным эффектом;

  • выявлено антиканцерогенное действие кисломолочных смесей;

  • при наличии молочной кислоты улучшается всасывание солей кальция, фосфора, железа;

  • оказывают стимулирующие действие на пищеварительные железы.

Наряду с положительными свойствами кисломолочные смеси имеют и некоторые отрицательные:

  • у ряда дет6ей могут способствовать сдвигу кислотно-щелочного состояния в сторону ацидоза;

  • у детей первого месяца жизни могут усиливать срыгивания, которые раздражают слизистую ЖКТ и при упорных срыгиваниях ведут к эзофагиту;

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный медицинский колледж» iconМинистерство здравоохранения республики беларусь учреждение образования...
Определение фармакологии. Задачи фармакологии как науки и учебной дисциплины, ее роль и место в системе здравоохранения и медицинского...

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный медицинский колледж» iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»
Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утверждённом Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 03. 06....

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный медицинский колледж» iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального...
Министерство здравоохранения и социального развития РФ департамент здравоохранения брянской области

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный медицинский колледж» iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Могилевский государственный...
Автор Секацкая Валентина Анатольевна – преподаватель уо «Могилевский государственный технологический колледж»

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный медицинский колледж» iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный...
Учебное пособие составлено на кафедре фармакологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный медицинский колледж» iconМетодические рекомендации для студентов «подготовка и оформление дипломных работ»
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Байкальский базовый медицинский колледж...

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный медицинский колледж» iconМинистерство здравоохранения республики беларусь минский государственный...
Утверждено Научно-методическим советом института в качестве методических рекомендаций 27. 12. 2000., протокол №4

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный медицинский колледж» iconПрактикум минск 2010 Министерство образования Республики Беларусь
Рекомендовано к изданию кафедрой социально-гумани-тарных дисциплин (протокол №12 от 03. 06. 09 г.) и Научно-методическим советом...

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный медицинский колледж» iconПриказ министерства образования республики беларусь 29 мая 2009 г....
На основании подпункта 8 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров...

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный медицинский колледж» iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный политехнический колледж»
Обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных и профилирующих дисциплин специальности 2 25 01 32 «Банковское...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов