Наркотики, выход из наркотического круга




НазваниеНаркотики, выход из наркотического круга
страница1/17
Дата публикации22.06.2013
Размер2.87 Mb.
ТипУрок
zadocs.ru > Медицина > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
РАЗДЕЛ IV
НАРКОТИКИ, ВЫХОД ИЗ НАРКОТИЧЕСКОГО КРУГА

Урок 26

Что такое наркотики и наркомания?



На этом уроке ты:

  • убеждаешься в важности знания ряда понятий в области наркотизма;

  • задумываешься о системе втягивания подростка в наркоманию;

  • учишься отвечать на вопросы друзей и выдвигать свои аргументы против наркотиков.



Основные понятия темы:

  • галлюцинация;

  • деградация;

  • деменция;

  • депрессия;

  • иллюзия;

  • интоксикация;

  • суицид.


ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ - ощущение, восприятие, возника­ющее без наличия соответствующего реального объек­та и сопровождающееся уверенностью, что данный объект в данное время действительно существует и воспринимается.

ДЕГРАДАЦИЯ - обратное развитие, постепенное сни­жение, ослабление каких-либо свойств.

ДЕМЕНЦИЯ - возникшие в результате болезни, снижение интеллекта, памяти и других сторон психичес­кой деятельности.

ДЕПРЕССИЯ - пониженое, мрачное, подавленное настроение.

ИЛЛЮЗИЯ - наличие искаженного восприятия ре­ального объекта.

ИНТОКСИКАЦИЯ - отравление организма в резуль­тате накопления ядовитых веществ.


СУИЦИД - самоубийство. Суицидальные мысли часто возникают у наркоманов, иногда они соверша­ют и попытки уйти из жизни.

Пометки на полях
Единственно верный способ не стать наркоманом – это не пробовать наркотики никогда, ни одного раза.

^ Н. Исмуков.
Исмуков Николай Николаевич - русский врач, исследователь, публицист.
Тех же, кто с помощью наркотиков хочет познать рай на Земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом.

Известный

наркоман

Наркотики выбирают свои жертвы среди самой молодой части человечества. Однажды овладев молодыми, они ведут их одной дорогой к смерти.

Ж. Ширак.
Ширак, Жак (р. 1932) – президент Франции.

Наркомания уже реально угрожает России потерей генофонда, самому существованию россиян как единого народа.

Из материалов слушания в Государственной Думе РФ, март 1998 года.


Что первое приходит на ум, когда при тебе произносят слово "наркотики"? Подумаешь ли ты прежде всего об "экстази" и героине? Или вспомнишь о ближайшей аптеке или больнице? Возможно, ты считаешь наркотиками спиртное и сигареты, а может быть, признаешь "настоящими" наркотиками только те, что запрещены законом.

Как сказано в толковом словаре, наркотики – это лекарственные вещества, однако само определение довольно расплывчато. Точнее было бы сказать, что наркотики – это химические вещества, которые изменяют настроение человека, его чувства, мысли, ощущения и поведение.

Некоторые вещества, способные вызывать опья­нение, в список наркотиков не входят, например, отдельные снотворные препараты, клей "Момент", бензин и пр., Употребление их называется "токсикоманией", но с медицинской (не юридической) точки зрения от наркомании ничем не отличается. То же самое можно сказать о табаке, алкоголе и некоторых других веществах, употребление которых, к сожалению, является традиционным в отдельных человеческих сообществах.

Таким образом, наркотики бывают двух больших групп: легальные и нелегальные. Легальные мы рассмотрели на предшествующих уроках. В этой главе мы больше будем говорить о нелегальных наркотиках.

^ Существует разделение нелегальных наркотиков на следующие группы (учитывая распространенность тех или иных веществ в России в начале XXI века):

1. Производные конопли (наркотики, изготовленные из

конопли).

2. Опиатные наркотики (наркотики, изготовленные из мака или действующие сходным с ними образом).

3. Психостимуляторы (такие как кокаин, эфедрон, фенамин).

4. Галлюциногены (синтетические — ЛСД и природного происхождения - из грибов).

5. Снотворно-седативные препараты ("седативные" - значит успокаивающие).

6. ЛВНД - летучие вещества наркотического действия (бензин, клей "Момент" и пр.).

Давайте попробуем вначале ответить на следующие вопросы:

1. Метамфетамин помогает похудеть.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

2. Эйфория от ЛСД может длиться до половины суток.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

3. Введение любого наркотика в виде инъекций само по себе очень опасно.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

4. Амфетамины успокаивают и помогают уснуть.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

5 Употребление грибов-галлюциногенов запрещено законом.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

6. Анаболические стероиды делают из мальчишек настоящих мужчин.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

А теперь поразмышляем над ошибочными и верными ответами.

1. НЕВЕРНО. В 1960-е метамфетамины, обладающие свойством подавлять аппетит, врачи обычно прописывали в качестве средства для похудения, но, как оказалось, желание есть утихает лишь ненадолго, и как только действие препарата заканчивается, человек снова чувствует себя голодным, как волк.

^ 2. ВЕРНО. Эйфория от ЛСД может продолжаться до половины суток, и если она началась, то ее не прервать. Возникает мощная зависимость от ЛСД.

3. ВЕРНО. Вводя наркотик в виде инъекции, наркоман рискует нажить накожные язвы и нарывы, заразиться ВИЧ или гепатитом С.

4. НЕВЕРНО. Амфетамины заставляют сердце биться быстрее и придают бодрость. Они обладают возбуждающим действием и не позволят уснуть, доже если вы очень устали.

5. ВЕРНО. Собирать и есть грибы-галлюциногены запрещено.

6. ВЕРНО И НЕВЕРНО. Анаболические стероиды содержат мужской половой гормон тестостерон. У женщин под воздействием стероидов появляются такие, мужские полевые признаки, как, например, рост волос на груди и лице, облысение головы и басовитый голос. У мужчин может произойти ровно обратное: развитие грудных желез и уменьшение яичек.

Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками

В семье:

родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома;

взрослые-члены семьи употребляют спиртное, наркотики, курят табак;

мать и отец конфликтуют между собой;

нет эмоциональной близости между членами семьи;

родители испытывают проблемы в воспитании детей;

имеется генетическая предрасположенность к употреблению наркотических и токсических веществ;

родителей не интересуют успехи детей в школе.

В школе:

преподаватели не уделяют достаточного внимания проблемам наркомании и токсикомании среди подростков;

учащиеся часто переходят из одной школы в дру­гую;

школьники пропускают занятия без уважительной причины, остаются на второй год;

учителя потребляют алкоголь и курят;

существует недоброжелательный климат среди знакомых;

имеет место употребление спиртных изделий и наркотиков детьми в школе;

отмечаются проявления асоциального поведения в виде краж, бродяжничества;

подростки находятся под влиянием более старших товарищей, общаются в компании, употребляю­щей наркотики и алкоголь.

В обществе:

законы и общественные нормы не препятствуют употреблению алкогольных изделий, табака и наркотических веществ;

алкоголь, табак, наркотики и токсические вещества лег­ко доступны и относительно дешевы;

неблагоприятный социально-экономический кли­мат.

Личностные факторы:

желание следовать определенным образцам (например, быть "крутым парнем");

стремление быть взрослым и доказать свою независи­мость;

желание быть "плохим" в ответ на постоянное давление со стороны родителей: "Делай так, будь хорошим". Это может быть способом привлечения внимания к себе ("Я знаю, что они меня не любят, все время ругают, кричат");

любопытство ("Все надо попробовать");

безделье, неумение занять себя ("Было скучно, не зна­ли, чем заняться").

^ В приобщении подростка к нелегальным наркотикам можно выделить пять этапов.

Материалы для учителя

Первый этап до 7 лет – дошкольный.

С молоком матери в растущий организм могут поступать психоактивные вещества, что нередко приводит к задержке раз­вития или к замедлению его темпа. Такие младенцы позже начинают сидеть, держать головку, стоять, ходить; в мышцах определяется гипертонус, искажается ритм сна.

Ребенок фиксирует внимание на ситуациях, связанных с приемом взрослыми психоактивных веществ, хорошо различает поведение их в трезвом и пьяном состоянии. Начинают появляться игры, действия и поступки по типу подражания взрослым. Происходит воспроизведение образов любого наркоманического (включая табачное и алкогольное) содержания. Новое сочетание их и трансформация составляют основу пагубного воображения ребенка, материал для его фантазий.

^ Таким образом формируется психологическая программа положительной настроенности на табак, алкоголь и другие наркотики.

Второй этап приобщения к психоактивным веществам начинается примерно с 7 лет и длится до 12 лет, когда богатое детское воображение включает все большее число связей между образны­ми представлениями и их эмоциональной окраской (приятный - неприятный, добрый - злой, привлекательный - противный). Именно на этот этап приходятся первые попытки употребления наркотиков и алкоголя, появляются первые понятия о "престиж­ности" пребывания в состоянии опьянения. Вместе с тем начи­нает нарастать интенсивность эмоциональных срывов, легкость возникновения грубых вспышек злобы, что не формирует способ­ность к состраданию, сочувствию. Агрессивность может прояв­ляться в самых причудливых формах: по отношению к животным, слабым и младшим по возрасту или к пожилым людям.

Как правило, при первом использовании наркотика эйфо-рический эффект не возникает. Дети обычно утверждают, что "ничего не нарушали", затрудняются определить конкретный характер возникающих ощущений ("кружилась голова", "повело в сторону") или утверждают, что ощущения были неприятные ("тошнило", "болела голова").

Третий этап приобщения к психоактивным веществам -

рассудочный. Он непродолжителен, длится около трех лет – с 12 до 14. Психологически проявляется в виде коммуникативной компетентности, когда предпринимаются усилия для поиска, установления и поддержания новых форм контактов со сверстниками.

На этот этап приходятся определенные закономерности, про­являющиеся в половой распущенности, жестокости к сверстни­кам. Нередки проявления вандализма в транспорте, обществен­ных местах. Первые опыты лживости могут приобретать гротеск­ные формы, где себе отводится первая роль, а во вранье помимо результата и эмоций окружающих нравится сам процесс.

Ребенку в этом возрасте свойственно отторгать драматичес­кие события, которые могут иметь какое-то отношение к нему самому. Появляется "псевдобесстрашие", слабо мотивированное рискованное поведение. Все вместе взятое в интерпретации взрослых может звучать примерно гак: "Отбился от рук", "Врет на каждом шагу", "Издевается над бабушкой", "Никого не боится", "Квартиру (школу) подожжет и сам сгорит".

^ Знакомство и приобщение к психоактивным веществам про­исходит в своей, пока не прочной и не постоянной группе.

Случаются уходы подростков из дома, дети из асоциальных семей живут в подвалах, на чердаках. Они целенаправленно ищут встречи с себе подобными. Изменяется психологическое время – "топчутся на одном и том же месте", создается впечатление, что поведение чем-то и кем-то регулируется. Появ­ляются проблемы с выбором друзей, а взаимоотношения с родителями становятся отчужденными.

Значение этого этапа заключается в следующем. У ребенка формируется представление о "положительной" стороне нарко­тизации, возможности при помощи психоактивных веществ по­лучать "бесплатное удовольствие". Действительно, ведь никаких реальных негативных последствий наркотизации пока не ощу­щается (они возникнут позже), поэтому несовершеннолетнему все сложнее поверить взрослому, говорящему об опасности нар­комании.

Четвертый этап приобщения к наркотикам - рефлексивный- приходится на возраст 14-16 лет и совпадает с "бурным" развитием мышления, мировоззрения. Незаметно для себя и для окружающих подросток оказывается в собственном, воображае­мом мире и среди таких людей, какими бы он их хотел видеть. Помимо тенденций обособления нормальной считается раскованность.

На этом фоне самооценка у подростка оказывается крайне низкой. Мальчики проводят у зеркала не меньше времени, чем девочки, мучительно переживают внешние физические недостат­ки, независимо от их реальной серьезности. Задумываются о своей роли в будущем, нередко отрицают материальное благополучие. Идет процесс утверждения себя и противопоставления другим. В этом возрастном периоде нивелируются половые раз­личия в эмоциональной сфере, снижается способность распозна­вания эмоций у других людей. Образ жизни взрослого подростку чужд, непонятен и совершенно не подходит.

По сравнению с другими периодами жизни прослеживается уникальное состояние интереса к смерти и ее переживания. На фоне отсутствия планов на завтра, предстоящую неделю под­росток мучительно старается представить себе: "А что там, где нет жизни?" К примеру, погибшие от наркотиков рок-музыканты фактически канонизированы в их понимании. Наркотик воспринимается своеобразным связующим звеном с загробным миром. Стремление опьянеть, забыться, уснуть может являться своеобразным суррогатом, имитацией смерти. Так же, по-осо­бому остро, в этом периоде переживаются чувства мести, не­нависти, стыда, одиночества.

Формируются не просто компании, а стабильные группы, где все роли распределены, а члены ее хорошо знают свое место. Есть закрепленная территория обитания группы, время сбора. Сперва как суррогат общения и цементирующего ком­понента, затем с целью получить необыкновенно приятное ощущение, удовольствие, в группе могут предложить все, в том числе сообща изменить свое сознание. Проще всего это можно сделать с помощью табака и других психоактивных веществ.

Новички активно вовлекаются к употребление наркотиче­ских веществ как прямым принуждением, так и самим психо­логическим климатом компании. При этом мотивы к употреб­лению наркотических веществ в связи с особенностями взаи­моотношений в компании, как правило, оказываются сильнее мотивов воздержания в силу понимания их вреда. Особенно если подросток, юноша не в состоянии развернуть перед при­ятелями систему убедительных доказательств вреда, опасности употребления таких веществ, а в результате: "Не хотелось, да друзья уговорили". "Неудобно было отставать от товарищей". "Все так поступают", "Только один раз" и т. д.

Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у несовершеннолетнего симптомов психической зависимости. В мо­мент отсутствия наркотического вещества подросток начинает испытывать чувство беспокойства, дисфории, тревоги, раздражи­тельности и т. п.

Пятый этап приобщения к психоактивным веществам - нозологический, т. е. начинается хроническая болезнь, которая складывается из симптомов и синдромов наркотической зависимости. У несовершеннолетнего формируется уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в про­пасть завершается страшным ударом - возникновением симп­томов абстиненции, или "ломки", - мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркогенного вещества.

Вот как описывает это состояние один из больных подрост­ков: "Боль нечеловеческая... Будто внутрь забралась целая шай­ка садистов - одни кости сплющивают, другие суставы выво­рачивают, третьи гвозди повсюду забивают. Кишки разрываются на части, и ты натурально сходишь с ума".

В случае опиатной наркомании это не только боли, но еще и ознобы - "внутренний ледяной холод" без всякой надежды на возможность согреться, холодный пот, боли в животе с многократным поносом, тошнота и рвота, непрекращающийся насморк, слабость, ломота в суставах. В общем, вспомни твой самый тяжелый грипп и помножь его на пищевое отравление - получится примерно четвертая часть того, что чувствует несчастный в дополнение к тем самым болям, которые иногда показывают в фильмах про жизнь наркоманов.

Теперь немного о том, какой вред наносит применение нарко­тиков физическому здоровью человека. Все наркотики, независимо от группы или пути введения в организм, в большей или меньшей степени обязательно повреждают:

- нервную систему (в том числе головной мозг);

- иммунную систему;

- печень;

- сердце;

- легкие

и все остальное.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наркотики, выход из наркотического круга icon1. Адекватность самих участников. Оскорбительное поведение повлечет...
Адекватность самих участников. Оскорбительное поведение – повлечет дисквалификацию. Запрещается участвовать в игре в состоянии алкогольного...

Наркотики, выход из наркотического круга iconВсевеликое войско донское
Работа "круга спасения дона". Состав круга и его настроение. Выборы донского атамана. Основные законы, предложенные донским атаманом....

Наркотики, выход из наркотического круга iconМетодические указания по расчету грузоподъемности и грузовместимости судна на данный рейс
Правила технической эксплуатации судов морского флота запрещают выход в море судов с высотой надводного борта меньше допустимой....

Наркотики, выход из наркотического круга iconАлександр Поверин "Гончарное дело. Чернолощенная керамика"
Взрослому человеку сложнее начать работу — слишком велик груз штампов и стереотипов, но выход есть всегда. Он — в различных способах...

Наркотики, выход из наркотического круга iconНаркотики вопросы и ответы профессионалов
Всё, о чем здесь говорится, проверено практикой врачей-наркологов, ежедневной работой

Наркотики, выход из наркотического круга iconИздание второе дополненное и адаптированное для широкого круга читателей
Интерес к этой книге со стороны читателей и общественных организаций, искренне переживающих за судьбу России, превзошел все ожидания....

Наркотики, выход из наркотического круга iconКонопля, кокаин, лсд, героин, экстази, метадон самые известные и...
Нередко люди погибают от несчастных случаев в состоянии наркотического опьянения, кончают жизнь самоубийством, или умирают от передозировки,...

Наркотики, выход из наркотического круга iconСпастись от самого себя
Как я обрёл бога, покинул korn, бросил наркотики и выжил, чтобы рассказать мою историю

Наркотики, выход из наркотического круга iconСтатья 228 состоит из нескольких частей
Наркотики и закон. Подробности о статье 228 ук рф, а также о том, как защитить свои права при аресте

Наркотики, выход из наркотического круга iconДиордиев: Тестирование на наркотики должно быть тотальным и регулярным
Риа новости рассказывает помощник губернатора, руководитель аппарата областной антинаркотической комиссии Максим Диордиев

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов