Курс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов непедагогических специальностей Всех факультетов Донецкого Национального Университета




Скачать 342.15 Kb.
НазваниеКурс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов непедагогических специальностей Всех факультетов Донецкого Национального Университета
страница1/3
Дата публикации08.07.2013
Размер342.15 Kb.
ТипРабочая программа курса
zadocs.ru > Медицина > Рабочая программа курса
  1   2   3


Донецкий Национальный Университет

Кафедра Педагогики

Курс «БЖД»


Рабочая программа

Курса «Безопасность жизнедеятельности»

для студентов непедагогических специальностей

Всех факультетов Донецкого Национального Университета

Утверждена
на заседании кафедры педагогики и психологии ДонНУ

Протокол № 2 от 2.10.2011

Донецк ДонНУ- 2011

Рабочая программа разработана в соответствии с программой подготовки студентов учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»Министерства образования Украины (Киев, 2002 год) и решением ректора ДонНу от 20.05.97 г.


Выписка из решения ректора ДонНУ: (20.05.97г.)

п. 3. «Учитывая, что программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» включает в достаточном объеме вопросы гражданской обороны, в дальнейшем именовать её дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности и гражданская оборона» и читать в том же объёме-54-60 часов, не разбивая её на две отдельные дисциплины».
От составителей «Рабочей программы» (2001,2011г.)
Учитывая, что курс «БЖД» (часть І Программы Минобразования,1995г.) и «ГО» (часть ІІ Программы Минобразования) проводятся в ДонНУ в объеме 54 часов и меньше, и содержание некоторых тем двух курсов практически повторяется (Темы 1.2.2, 1.2.4, 1.2.5 – 1.2.6), появилась возможность и необходимость дополнить «Программу» курса «БЖД» рядом тем, связанных с организацией и оказанием неотложной медицинской помощи при поражениях ядовитыми веществами, ионизирующими излучениями, кровотечениях, терминальных состояниях и других тяжелых поражениях, требующих быстрых и грамотных действий при чрезвычайных ситуациях (темы 9, 10, 11). Указанные выше темы № 1.2.2, 1.2.4, 1.2.5 – 1.2.6 решено проводить при изучении курса «Гражданская оборона». Это отчасти удовлетворяет и пожеланиям руководства факультетов ДонНУ.

Организационно-методические указания.

Человек и его здоровье – наибольшая ценность государства. Государство прилагает максимальные усилия для создания условий безопасной жизнедеятельности человека, как в среде проживания, так и в производственной среде.

«Безопасность жизнедеятельности» (БЖД)-это наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания в окружающей среде вовремя трудовой или любой другой деятельности, а также способы и средства защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного, природного характера или во время войны.

В целом БЖД общества обеспечивается государственными программами, которые включают в себя:

  • разработку и реализацию природоохранных мероприятий;

  • систему профилактики и защиты здоровья населения;

  • мероприятия по обеспечению общественного порядка;

  • систему оборонных мероприятий;

  • меры по защите населения во время угрозы или при возникновении ЧС техногенного, природного или военного характера;

  • подготовку специалистов для народного хозяйства, знающих основы БЖД и проводить в жизнь мероприятия по защите населения и окружающей среды.


^ Цель и основные задачи курса «БЖД».

Курс «БЖД» базируется на знаниях психологии, физиологии человека, охраны труда, экологии, гражданской обороны и должен научить студентов (в будущем специалистов и руководителей народного хозяйства) следующему:

  • помнить, что в центре внимания их деятельности должен быть человек, как главная ценность государства;

  • идентифицировать опасные и вредные факторы и создавать безопасные условия жизнедеятельности на территории объекта, региона ив целом государства;

  • прогнозировать возможную неблагоприятную обстановку и принимать грамотные решения в условиях ЧС по защите населения и персона объектов экономики от возможных последствий чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени;

  • знать способы защиты населения от поражения радиоактивными веществами (РВ), сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ), отравляющими веществами (ОВ), бактериальными средствами (БС) и уметь оказать первую медицинскую помощь путем само- и взаимопомощи при массовых поражениях;

  • знать основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и в очагах поражения, связанных с применением оружия массового поражения (ОМП);

  • привить студентам основы здорового образа жизни, ознакомить их с эпидемиологией, клиническими проявлениями и последствиями обо опасных инфекций (холера, сыпной тиф, сибирская язва, туберкулез, чума, СПИД, дифтерия, болезнь Боткина, сифилис), мерами их профилактики.


^ В результате изучения «БЖД» и «ГО» студенты должны знать:

  1. Характеристики вредных и опасных факторов окружающей среды и последствия их воздействия на организм человека. Меры безопасности и защиты организма от воздействий:

    • Электромагнитных полей (ЭМП), образующихся при работе СВЧ-печей, телевизора, холодильников, других бытовых электроприборов, а также в близи трансформаторных подстанций и высоковольтных линий электропередач (ЛЭП);

    • ультрафиолетового облучения (УФО);

    • ионизирующей радиации и ультразвука;

    • инфразвука и лазерного излучения;

    • вибрации и сильных звуков (шумов);

    • электротока и ядовитых химических веществ.

  1. Влияние производственного микроклимата (температура, влажность...), освещения рабочего места, состояние воздушной среды (запыления, наличие химических веществ) на состояние здоровья и производительности труда.

В мерах профилактики и оказания первой медицинской помощи.

  1. Правила безопасного пользования персональными компьютерами (ПК) и мобильными телефонами.

  2. О влиянии радона в условиях бытовой среды.

  3. Клинические признаки, течения, правила оказания первой медицинской помощи при массовых внутренних и наружных кровотечениях, терминальных состояниях, требующих реанимационного пособия, ранениях, закрытых повреждениях черепа, живота и грудной клетки, СДР, и терминальных поражениях.

  4. Принципы здорового образа жизни, о вреде алкоголя, курения и наркомании.

  5. Особенности питания на фоне радиации, с целью не допущения отложения или ускорения выведения радионуклидов из организма.

  6. О нитратах и продуктах питания, ботулизма и других пищевых отравлениях, их признаках.

  7. Анатомо-физиологические и психологические механизмы безопасности человека. Функциональное назначение анализаторов первой системы.

  8. Основы физиологии труда. Фазы трудоспособности. Режим и ритмы труда. Стресс. Утомление.

  9. Меры по поддержанию психоэмоционального состояния и оптимальной работоспособности человека.

  10. Ритмы космоса, биоритмы человека, магнитные бури, их влияние на производительность труда.

  11. Гигиена умственного труда студентов.

  12. Что такое биосфера, гидросфера, атмосфера, литосфера. Последствия антропогенной деятельности человека на состояние окружающей среды.

Ответственность сегодняшнего поколения за состояние природной среды перед грядущими поколениями.

  1. Меры по снижению загрязнения окружающей среды.

  2. Возможные прогнозирования возможной радиационной, химической и бактериологической обстановки.

  3. Методику прогнозирования возможной радиационной, химической и бактериологической обстановки.

  4. Способы и средства защиты населения при возможных поражениях ядовитыми веществами и радиационном облучении, а также при загрязнении одежды, обуви, продуктов, воды РВ или СДЯВ.

  5. Характеристики очагов поражения, которые возникают при ЧС мирного и военного времени.

  6. Принципы защиты и медицинского обеспечения населения при радиационных авариях.

  7. сигналы ГО и действия населения по сигналам оповещения в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации.

  8. Массовые медицинские формирования, предназначенные для оказания первой медицинской помощи, их структуру, обучение, оснащение и порядок работы в очагах массового поражения.

  9. Эпидемиологию, клинические признаки, последствия и профилактику особо опасных инфекций (холера, чума, сибирская язва, сыпной тиф, СПИД, болезнь Боткина, туберкулез, дифтерия и др.).

Уметь:

  1. Практически выполнять меры самозащиты и защиты персонала объектов и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современного оружия.

  2. Оценивать состояние радиационной химической и бактериологической обстановки.

  3. Руководить подготовкой формирований и проведением спасательных работ на объектах народного хозяйства (ОНХ).

  4. Пользоваться медицинскими средствами и средствами индивидуальной защиты (АИ-2, ИТТП-8, ИПП-51, респираторы, противогазы, ПТМ-1).

  5. Оказывать первую медицинскую помощь при терминальных состояниях (реанимация), кровотечениях, закрытых, открытых и термических повреждениях, синдроме длительного раздавливания (СДР) и др.

  6. Выполнять частичную и полную санитарную обработку людей; дезактивацию одежды, обуви, снаряжения, в квартирах и офисах; защищать воду и продовольствие от РВ, СДЯВ или БС.

Программа

Курса «Безопасность жизнедеятельности»

Для студентов непедагогических специальностей ДонНУ

темы

Раздел по программе 1995г.

Тематика

Количество часов

всего

лекции

прак-ие

лаб-ные

1


І

1.1.1


Раздел І

БЖД в повседневных условиях быта и производства.

Тема 1.

Актуальность проблемы БЖД. Окружающая среда обитания и её влияние на организм человека.




2




2







2


1.1.1.

Анатомо-физиологические и психологические механизмы безопасности человека. Основы физиологии труда. Гигиена умственного труда студентов.


4


2


2




3

1.1.2.

Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек - окружающая природная среда».


4


4







4

1.1.2.

Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек - бытовая среда».

4

2

2




5

1.1.3.

Безопасность жизнедеятельности в системе «Человек – производственная среда». Основы производственной санитарии и гигиены.

4

2

2




6


ІІ

1.2.1.

Раздел ІІ

Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации мирного времени и их влияние на жизнедеятьельность населения.

2

2







7

1.2.2.

Организация неотложной медицинской помощи населения при ЧС.

2

2







8

1.2.3.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

2




2




9

1.1.2.(3)

Терминальные состояния. Основы реанимации.

2




2




10

1.2.3.

Неотложная медицинская помощь при кровотечениях и различных видах повреждений (раны, ушибы, СДР, переломы, ожоги т. д.).

4




4




11

1.2.4.

Поражения СДЯВ и радиоактивными веществами, клиника, первая медицинская помощь, профилактика.

4

2

2




12

І-ІІ

Семинар

2




2




Всего

36

18

18




13




Самостоятельная работа- руководство подготовкой и проверка рефератов по 18 темам (медицинским, социально-медицинским и на случай чрезвычайных ситуаций).

16 ч










^ Содержание программы курса «БЖД»

Тема 1.

Окружающая среда и её влияние на организм человека.

Актуальность проблемы БЖД; Предмет БЖД—его цели, задачи. Среда проживания человека – окружающая, производственная, бытовая. Взаимодействие человека со средой обитания. Природные и антропогенные вредные и опасные для человека факторы обитания. Краткая характеристика экологической ситуации в Украине и Донбассе, её влияние на организм человека.

^ Тема 2.

Анатомо-физиологические и психологические механизмы безопасности человека.

Основы физиологии труда.

Гигиена умственного труда студентов.

Значение человеческого фактора в системе безопасности жизнедеятельности, в системе «человек-среда обитания».

Психологические факторы опасности.

Общая характеристика анализаторов первой системы – зрительных, слуховых, тактильных и пр. их роль в обеспечении безопасности. Психологические функции и процессы, обеспечивающие человеку психологическую надежность с точки зрения БЖД: внимание, восприятие, ощущения, память, эмоции, мышление, воля и др.

Основы физиологии труда и комфортных условий жизнедеятельности. Основные формы деятельности человека.

Фазы работоспособности. Утомление, стресс- их проявление и профилактика.

Условия и пути обеспечения оптимальной работоспособности и безопасной жизнедеятельности: обеспечение соответствующего психологического климата в коллективе, рациональный режим труда и отдыха, режим питания и питья и др.

Биоритмы в жизнедеятельности человека. Влияние солнечной активности и магнитных бурь на организм человека.

Гигиена умственного труда студентов.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов непедагогических специальностей Всех факультетов Донецкого Национального Университета icon1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности...
Безопасность жизнедеятельности (бжд)” – обязательна для всех специальностей и направлений. Основу научных и практических знаний в...

Курс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов непедагогических специальностей Всех факультетов Донецкого Национального Университета iconБезопасность жизнедеятельности рабочая программа и методические указания...
Безопасность жизнедеятельности: Рабочая программа и методические указания для студентов спец. 11. 01. 00, 11. 04. 00 заочной формы...

Курс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов непедагогических специальностей Всех факультетов Донецкого Национального Университета iconБезопасность жизнедеятельности как категория. Общие понятия и определения...
Безопасность жизнедеятельности (бжд) – это область научных знаний, изучающих общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...

Курс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов непедагогических специальностей Всех факультетов Донецкого Национального Университета iconМетеорологические условия производственной среды и безопасность
...

Курс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов непедагогических специальностей Всех факультетов Донецкого Национального Университета iconМетодическое пособие для выполнения практических работ по дисциплине...
Методическое пособие предназначено для выполнения практических работ по разделу «Экологическая безопасность» дисциплины бжд студентами...

Курс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов непедагогических специальностей Всех факультетов Донецкого Национального Университета iconМетодические указания предназначены для студентов всех форм обучения...
Методические указания подготовлены на кафедре экологии и безопасности жизнедеятельности

Курс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов непедагогических специальностей Всех факультетов Донецкого Национального Университета iconМетодические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям студентов
Под редакцией заведующего кафедрой общей хирургии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького профессора иващенко...

Курс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов непедагогических специальностей Всех факультетов Донецкого Национального Университета iconПлан лекции: Введение Задачи и порядок изучения курса Основные положения...
Кукин П. П., Лапин В. Л., Пономарев Н. Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Учебное...

Курс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов непедагогических специальностей Всех факультетов Донецкого Национального Университета iconРабочая программа подготовлена
Рабочая учебная программа прохождения практики по профилю специальности для студентов 4 курса Бел юи мвд россии, обучающихся по специальности...

Курс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности» для студентов непедагогических специальностей Всех факультетов Донецкого Национального Университета iconУчебно-методический комплекс для студентов всех специальностей по...
Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс. Тверь.: Тверской филиал мгэи, 2011 – 51 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов