Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского




НазваниеДобротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского
страница1/40
Дата публикации10.07.2013
Размер5.29 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

ДОБРОТОЛЮБИЕ

в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского

Том 5


Текст приводится по изданию Сретенского монастыря М. 2004, с корректировкой по изданию: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1877.
Предисловие

Святой Симеон Новый Богослов

Краткое сведение о св. Семионе Новом Богослове

Деятельные и богословские главы

Старца Симеона благоговейного

Подвижническое слово

Преподобный Никита Стифат

Краткое сведение о преподобном Никите Стефате

Деятельных глав сотница первая

Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума

Третья умозрительных глав сотница, – о любви и совершенстве жизни

^ Феолипт, митрополит Филадельфийский

Краткое сведение о Феолипте, митрополите Филадельфийском

Слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание, и показывается вкратце, в чем состоит главное дело монашеского чина

О том же девять глав

^ Святой Григорий Синаит

Краткое сведение о св. Григории Синаите

Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же - о помыслах, страстях и добродетелях,  и еще - о безмолвии и молитве

Наставления безмолвствующим

  1. Как сидеть в келлии

  2. Как произносить молитву

  3. Как держать ум

  4. Как отгонять помыслы

  5. Как петь псалмы

  6. Как пищу принимать

  7. О прелести, – и о других предметах

  8. Что делать, когда бес преобразуется в Ангела света...

О безмолвии и молитве

2. Как надлежит творить молитву

3. Внимать себе должно и памятовать Бога

4. Как петь подобает безмолвникам

5-9. Откуда это – различие, что одни учат много петь, другие – мало, третьи совсем не петь?

10. О прелести

11. О чтении

Никифор Уединенник

Краткое о нем сведение

Слово о трезвении и хранении сердца многополезное

Из жития преподобного отца нашего Антония

Из жития Феодосия киновиарха

Из жития Арсения Великого

Из жития Павла Латрского

Из жития святого Саввы

Из жития аввы Агафона

Из послания аввы Марка к Николаю

Святого Иоанна Лествичника

Аввы Исайи

Макария Великого

Диадоха

Исаака Сирианина

Карпатского Иоанна

Симеона Нового Богослова

Самого Никифора

^ Святой Григорий Палама, архиепископ Солунский

Краткое сведение о св. Григории, архиепископе Солунском

(Аскетические писания) ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания

Десятословие по христианскому законоположению

О священно-безмолствующих

О молитве и чистоте сердца, три главы

^ Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы

Краткое о них сведение

Наставления безмолвствующим, в сотне глав

  1. О нужде научать друг друга добру.

  2. Указывается, что настоящее наставление пишется по просьбе некоего брата и в исполнение заповеди отеческой; испрашивается помощь Божия себе к написанию, а читающим к уразумению и исполнению того.

  3. Программа предлежащего наставления.

  4. Основное начало наставления.

  5. Слава благодати св. крещения, и – что омрачает ее, и что восстановляет.

  6. Во святом крещении мы туне приемлем божественную благодать; когда же закрываем ее страстями, то опять возочищаем исполнением заповедей.

  7. Живущему по Богу надо все заповеди проходить, но большую часть деятельности уделять первейшим из них, яко породительницам прочих.

  8. Начало всякого Богу угодного действования есть с верою призывание имени Господа нашего Иисуса Христа, и с ним воссиявающие из него мир и любовь.

  9. Каждым из сих трех и всеми тремя вместе подается нам обилие всех благ.

  10. И Господь наш Иисус Христос, в дни спасительной страсти, их оставил ученикам своим, как окончательные заповеди и наследие божественное, также и по воскресении.

  11. В сих трех совмещены все добродетели.

  12. Дар и присещение Святого Духа подается верным от Бога Отца о Христе Иисусе и о святом имени Его.

  13. Святыми отцами и с живущим в них Духом Святым преподобно определено молиться нам Господу нашему Иисусу Христу и у Него просит милости.

  14. Тому, кто возжелал непадательно шествовать о Господе путем безмолвия, паче всего надлежит со всецелым от всего отречением избрать и совершенное повиновение.

  15. Какие признаки истинного послушания, кои имея истинный послушник, мог бы послушничествовать без падений.

  16. Искренно и по Богу возжелавшему безмолвствовать должно при православной вере стараться быть исполнену и благих дел, – и проч.

  17. О страхе Божием, что Он двояк: один новоначальных, другой совершенных.

  18. За заповеди и веру Господа нашего Иисуса Христа, должны мы и самой жизни не щадить, когда потребует того время.

  19. Естественный метод вхождения внутрь сердца вниманием чрез дыхание с творением при сем молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Метод сей немало способствует к сосредоточению помышлений ума.

  20. Еще – о естественном методе призывания Господа Иисуса Христа вместе с дыханием.

  21. И Св. Златоуст учит молитве внутрь сердца с словами: Господи Иисусе, Христе, Сыне Божий, помилуй мя.

  22. Свидетельства о том же св. Лествичника и Исихие.

  23. Желающему мысленно трезвенствовать, – всякому, паче же новоначальному, – надо, для удобнейшего упражнения в молитве, жить в келлии безмолвной и несветлой, потому что чрез это ум и мысли естественно некако собираются во едино.

  24. Главным образом непарительность подается уму Господом нашим Иисусом Христом при призывании в сердце с верою святого имени Его; а этот естественный метод (прием) схождения в сердце путем дыхания, и это уединение в месте безмолвном и несветлом, и все другое подобное, только способствуют к сему некако.

  25. Как безмолвствующему надлежит проводить время от вечера до пробуждения от сна.

  26. Как, востав от сна, проводить время до утра.

  27. Как подобает жительствовать с утра до обеда.

  28. О том, сколь потребно избегать праздности, и о том, что церковное предание должно соблюдать и безмолвствующему.

  29. Еще о молитве, и что молиться надлежит всегда.

  30. О телесной диете, т.е. как должно питаться безмолвствующему.

  31. Как подвизающемуся должно питаться в понедельник, среду и пяток.

  32. Как должно питаться во вторник и четверток.

  33. Как надлежит питаться в субботу. Также о бдениях, и о том, как подобает принимать пищу во время оных.

  34. Как подобает питаться по Воскресеньям, – и о других вещах, также о труде и смирении.

  35. Какую диету держать и как жительствовать должно в посты, и особенно в пост великий.

  36. О рассуждении в частности, и о том, что умеренному деланию цены нет; и о послушании.

  37. Как подвизающемуся надлежит проводить время от вкушения пищи до заката солнца; и о том, что веровать должно, что по труду и мере делания нашего прибавляется нам и подаяние божественных даров.

  38. Чистая молитва есть больше всякого делания.

  39. О количестве коленопреклонений в продолжении дня и ночи.

  40. О том, что раздаяние даров божиих бывает не только по мере подвига и делания нашего, как сказано, но и по навыку и способности. по вере и естественному нашему предрасположению.

  41. О всеобъемлющей и совершеннейшей рассудительности; и о том, кто живет противоестественно и плотски, – кто – по естеству и душевно, и кто выше естества и духовно.

  42. Еще о рассудительности, в уподоблениях.

  43. О преложении и изменении, бывающем с каждым человеком, и о высокой славе смирения.

  44. О покаянии, чистоте и совершенстве.

  45. О пяти деланиях первоначального, или вводного безмолвия приступающих к нему, именно: молитве, псалмопении, чтении, богомыслии и рукоделии.

  46. С чего начинать надо восхотевшим разумно безмолвствовать, какое сему начало, возращение, преуспеяние и совершенство.

  47. О чине безмолвия новоначальных.

  48. О внимательной и трезвенной сердечной молитве и делании ее.

  49. Как святые отцы предали нам говорить молитву.

  50. О том, что не только у св. отцов, но и у св. Апостолов обретаются, тайноводственно изреченные Духом, словеса священной молитвы сей.

  51. О том, что и новоначальным можно молиться иногда всеми словами молитвы, иногда частью их, – внутри однако же сердца и всегда, и о том, что не надо часто переменять речения молитвенные.

  52. О том, что плод внутрь – сердечной молитвы требует долгого времени подвига и нуждения себя, и что вообще все доброе немалым трудом и временем достигается.

  53. О молитве сердечной нечистой; и о том, как достигает кто молитвы чистой и непарительной.

  54. О непарительной и чистой сердечной молитве, и рождающейся от нее теплоте.

  55. Теплота различное имеет порождение; но та, которая происходит от чистой сердечной молитвы есть самая настояще истинная.

  56. Какое непосредственное действие теплоты сердечной.

  57. О вожделении Господа и расположении к Нему, кои рождаются от теплого внимания и молитвы.

  58. О слезах сердечных; и еще о божественном вожделении и расположении.

  59. Увещание – не искать ничего, что выше меры; и – еще – руководство относительно непрестанного сердцем памятования Господа нашего Иисуса Христа.

  60. О теплой ревности, о божественном в нас явлении, и о существенном просвещении благодати.

  61. О действах Божеском и вражеском.

  62. Об учителе просвещенном и незаблудном.

  63. О просвещении истинном и ложном, т.е. о свете Божеском и лукавом – вражеском.

  64. О мечтании непотребном и благопотребном и как должно относиться к ним.

  65. Не только непотребное, но и благопотребное мечтание неуместным признано святыми отцами в чистой молитве и в умном делании простом и единичном.

  66. Об уме, душе и сердце – чистых и совершенных.

  67. Как Пророки видели образные видения.

  1. О чистой молитве.

  2. Иное есть бесстрастие ума, а другое молитва истинная, – что и выше.

  3. Еще о мечтаниях и воображениях ума, – и о признаках прелести и истины.

  4. Об утешении божественном и поддельном.

  5. О сладости божественной из сердца источающейся.

  6. О том, что духовная сия сладость много знамений имеет, и не имеет наименования.

  7. Желающие надлежащим образом безмолвствовать по всей необходимости должны кроткое иметь сердце.

  8. Как преуспеть в кротости; и о трех силах души – раздражительной, желательной и разумной.

  9. Надобно скорее каяться в случае падений каких-либо, и тем мудро укреплять себя против будущих искушений.

  10. О поскользновении и покаянии.

  11. О покаянии, страхе, любви, плаче, слезах и самоукорении.

  12. О внимании, и о том, что с мудрою осторожностью должно твердо держаться на своем пути.

  13. О том, что безмолвствующему надо быть рачительну о всем сказанном, паче же всего, быть тиху и кротку, и всячески стараться чисто призывать Господа Иисуса Христа внутрь сердца.

  14. О добром и восторженном Боголюблении, и о божественной красоте.

  15. О брани, обучительном попущении, и об оставлении по отвращению.

  16. О бесстрастии, – и о том, что есть человеческое бесстрастие.

  17. О бесстрастии и совершенстве.

  18. О страстности, сладострастии, пристрастии и бесстрастии.

  19. Кто страстен, сладострастен, пристрастен и бесстрастен; и о врачевании каждого из них.

  20. О вере, надежде и любви.

  21. О святом причащении, и о том, скольких благ бывает для нас виновно частое с чистою совестью сие причащение.

  22. Необходимо знать чудо Святых тайн, что они суть, для чего даны, и какая от них польза.

  23. Конец всех пространно изложенных вещей; и частное увещание просившему о том.

  24. Как должно слушать и принимать духовные словеса отцов.

  25. Возглавление всего (главнейший пункт), – как должно молиться, – и об истинном просвещении и божественной силе.

  26. Другое возглавление.

  27. О том, что сей есть воистину незаблудный, истинный, и отцепреданный образ жизни по Богу, т.е. безмолвие после послушания, которое достойно названо святыми жизнью во Христе сокровенной.

  28. О том, что хотя и другие есть спасительные пути, но этот предпочтительно царский есть, ведущий к усыновлению.

  29. По причине высоты – делания жительство сие многоименно.

  30. Нравоучение, – что с Божией помощью и благодатью и нам, сколько можно стараться, должно и подвизаться; да сподобимся от – ныне еще в виде залога, таких сверхъестественных и величайших даров, и ради малого разленения, увы! да не упустим их: что да не буди нам!

Блаженного Каллиста патриарха главы о молитве

^ Господин Каллист Тиликуд

О безмолвнической жизни

 

О внимании и молитве (собрано из святых отцов)

Блаженнейший Симеон, архиепископ Солунский

О священной молитве

 

Истолкование молитвы – "Господи помилуй!"

^ Симеон Новый Богослов

О вере, и к тем, которые говорят, что живущему в мире невозможно достигнуть совершенства в добродетелях. В начале слова - многополезная повесть (Слово 56)

1. О трех образах внимания и молитвы

2. О первом образе внимания и молитвы

3. О втором образе внимания и молитвы

4. О третьем образе внимания и молитвы

Из жития преподобного отца нашего Максима Капсокаливита

Об умной благодатной молитве

^ Из жития святого Григория Паламы Архиепископа Солунского чудотворца

О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского iconПреподобный Никодим Святогорец невидимая брань перевод с греческого святителя Феофана Затворника
Потому предлагаемую книгу следует почитать не столько переводом, сколько вольным переложением

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского iconЖоржа Перека «La disparition»
По такому же принципу — без буквы e — книга была переведена на английский, немецкий и итальянский языки. В 2005 году роман вышел...

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского iconЖития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского
Житие преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на устье1 218

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского iconЖития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского...
Житие преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на устье

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского iconДиссертация это научное сочинение, рассуждение по проблемам той или...
Уман А. И. (1-21), Образцов П. И. (22-46), Николаев В. А.(47-53), Бурковская Т. В. (54-62)), Есипова Н. Д.(63-82)

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского iconАрхимандрит Никифор Библейская Энциклопедия от л до я москва, 1891. Репринтное издание 1990 г
Последнее мнение принято и в Русском Синодальном переводе. Оно ближе соответствует Еврейскому тексту, хотя и нельзя указать с точностью,...

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского iconПоложение о проведении третьего международного молодежного конкурса...
Языка во взаимодействии с гаоу впо «Московский институт открытого образования» и Центром межнационального образования «Этносфера»...

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского iconУста в
Полное название Ассоциации на русском языке "Башкирская молодежная ассоциация Аманат". Сокращенное название на русском языке

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского iconДобротолюбие Том Святый Антоний Великий
Святый Антоний Великий, положивший начало уединеннопустынному подвижничеству, жизнию своею представляет идеал такого рода Богоугождения,...

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского iconЖития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского
Страдание святого преподономученика Конона и сына его Конона, в Иконии пострадавших, 69

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов