Задачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка




НазваниеЗадачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка
страница1/11
Дата публикации14.07.2013
Размер2.23 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧ КОРРЕКЦИОННОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Жизнь, общество, школа, дети

Задачи коррекционной педагогики

Из истории коррекционной педагогики

Понятие «норма» в воспитании

Как изучать ребенка

Комплексная диагностическая программа

Жизнь, общество, школа, дети

Жизнь ребенка не рай, а драма. Я. Корчак

Современная жизнь, отношения между людьми характеризу­ются повышенной напряженностью. Среди общих причин, ее породивших, выделяются экологические, техногенные, социаль­ные, экономические, информационные, моральные, бытовые и др.

Их сильное и одновременное воздействие приводит к тому, что обычный человек чувствует себя незащищенным, испуганным, зависимым. Он не может ничего изменить, ни на что повлиять, ему приходится во всем подчиняться, ко всему приноравли­ваться. Жестокие вспышки насилия, бунты, терроризм, рели­гиозная и межнациональная нетерпимость — закономерный результат распрямления туго сжатой пружины человеческой психики.

Огромное влияние на состояние психики имеет экологическая напряженность, которая становится главным источником воз­никновения острых социальных проблем. Люди живут в загряз­ненных районах, у них рождаются больные дети, из-за стихийных бедствий многие покидают родные места.

Войны, бандитизм и терроризм — это уже почти повседневная норма нашей жизни. Дети, испытавшие силу разрушительной стихии, побывавшие заложниками у террористов, вкусившие хле­ба беженца, обездоленные и беспризорные, — они воспринимают мир совсем по-другому, смотрят на жизнь недетскими глазами. Долгая реабилитация и коррекция требуется для их возвращения к нормальной жизни.

Рассмотрим факторы усиления напряженности:

1. ^ Общее состояние общества, В переходный период оно зна­чительно ухудшилось. И хотя непосредственной угрозы жизни людей нет, они испытывают дискомфорт, напрягают свою жизнь. В этом видятся и недостатки прошлого воспитания, не сумевшего сформировать у людей главное — разумные потребности, управ­ление своими инстинктами.

  1. ^ Забвение норм христианской морали. Мы грубо растоптали
    вечный кодекс гуманизма, разрушили основы духовной жизни,
    нравственного здоровья. Рано или поздно людям придется возро­
    ждать забытые ценности — долг, грех, срам — без них не выжить
    и трудно рассчитывать на улучшение ситуации.

  2. ^ Перегруженность негативными эмоциями. Человек больше
    не чувствует удовольствия от жизни. Его дни проходят в повсе­дневном ожидании худшего. Тревожность, обеспокоенность, нер­возность стали обычными спутниками нашего существования.
    Частые и резкие колебания эмоциональных состояний создают
    реальную угрозу здоровью.

  3. ^ Разобщенность людей. Напряженность исчезает или суще­ственно снижается, когда люди объединены, защищают и поддер­живают друг друга. Расслоение общества по многочисленным
    признакам ведет к обособленности социальных групп, их взаим­ному отчуждению.

  4. ^ Несогласованность воспитательных влияний. Цели, которые
    ставят социальные институты, формирующие человека, не совпа­
    дают и плохо согласуются между собой. Школа, семья, средства
    массовой информации, органы власти, правосудия, политические
    и религиозные организации действуют разобщенно, вызывая су­
    мятицу в умах, раздоры и противоречия.

Давно известно: школа — зеркальное отражение общества. Все процессы и их последствия, как положительные, так и отрица­тельные, происходящие в общественной жизни, немедленно пе­реносятся на школу, оседают и в ней закрепляются. Хорошо взрослым, хорошо детям. Любые неблагоприятные перемены в жизни взрослых больнее всего бьют по детям, по школам, где соз­дают комплекс условий для возникновения и увеличения напря­женности. Пока будет плохо в обществе, в семье, будет плохо и в школе. Не бывает, чтобы в замкнутой системе в одном месте было хорошо, а в другом нет. Вот почему общее «загрязнение» общест­ва, человека, общий упадок нравственности, отражаются и на де­тей, создают бесчисленные проблемы.

Общественная напряженность неизбежно порождает школь­ную. Она ощущается как состояние неуравновешенности, неоп­ределенности, неустойчивости, незащищенности. Ей в одинако­вой мере подвержены и учителя, и ученики. Если отношения ме­жду ними вместо стабильного и безопасного состояния балансируют на грани разрушения и неизвестно, куда повернут и повлекут их завтрашние события, — это и есть напряженность.

Неуютно в такой школе всем. Дети острее всех ощущают свою не­защищенность, непрочность отношений, и только одному Богу известно, куда толкнут их переживания. Поведение школьников становится все более неуправляемым и непредсказуемым.

Дети все остро чувствуют и переживают. Не понимая умом со­держания и сложности проблем, они интуитивно ощущают об-щую атмосферу, реагируют на ситуацию так, как подсказывают им их чувства. Напрасно хотим мы видеть их другими. Дети, как это было и будет всегда, соответствуют сложившимся условиям жизни. Они, как принято говорить, отражение, продукт своей эпохи. Винить их в чем-то и неразумно, и негуманно. Как следст­вие, показатели психических расстройств и заболеваний в группе 7—15-летних школьников постоянно повышаются и в некоторых регионах достигли уже угрожающих величин. За последние 5 лет возросла смертность подростков от суицидов (самоубийств). Большинство подростков употребляют наркотические и токсико-соматические средства, алкоголь. Стремительно растет число де­тей с отклоняющимся поведением. Для многих это причина неудав­шейся жизни, искалеченной судьбы.

Отклоняющееся поведение — естественная защитная реакция ребенка в мире жестокости и безнравственности.

В общем педагогическом смысле отклоняющееся поведение детей — это нарушение установленных норм, принятых правил поведения. Но не только видимыми и неблаговидными действия­ми оно характеризуется. Отклоняющееся поведение детей — это прежде всего нравственное отношение к жизни, ее стиль и стер­жень, переживание, моделирование, построение.

На рост школьной напряженности сильно влияет ускорение темпа жизни. Стремление взрослых успеть, опередить в конку­рентной борьбе за выживание жестоко калечит детскую жизнь. Непомерные нагрузки с раннего детства, конечно же, не способ­ствуют плавному развитию.

По данным профессора С.Р. Вершловского, проводившего со­циологическое обследование по заказу Министерства образования РФ, очень многие ученики испытывают серьезные психофизиоло­гические нагрузки в школе, жалуются на различные физические недомогания: сонливое состояние, раздражительность, головные боли, боли в желудке, бессонницу. Учатся с интересом и стараются учиться как можно лучше лишь около 26 % детей. Ходят в школу только по необходимости — 30 %. Для многих учеников школа, по их выражению, — «мука», «казарма», «тюрьма».

Более ста лет назад К.Д. Ушинский написал: «Ни одно воспи­тание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше рус­ское». Теперь уже совершенно очевидно, что именно школьная напряженность есть главная причина возникновения всевозмож­ных отклонений детского поведения.

Появившиеся исследования (Б. Спок, 1990; А. Гармаев, 1999) связывают отношение ребенка к миру уже с его внутриутробным развитием. Это прежде всего запечатление зародышем душевных сил матери, ее морального состояния, которое проявляется в от­ношениях к отцу, собственным родителям, ко всем людям. Мама либо добра и приветлива, либо у нее уже нет сил терпеть, и тогда она срывается в досаду, обиду, раздражение, гнев. Все эти состоя­ния запечатлеваются ребенком в неспособности любить, забо­титься, терпеть. Естественно, что такие дети легко будут срывать­ся в истерику, злобу. Едва задень — начинается плач, чуть потребуй — в ответ упрямство или гнев. У ребенка нет сил быть в добром расположении к людям. В возрасте 5—7 лет такие дети проявляют сильную неврастению, выставляют свое «я сам» и упорствуют в нем, часто капризничают, обижаются.

Причин возникновения напряженности множество — от внут­ренних до внешних, от врожденных до приобретенных. И все они, скрытые и явные, действуют сообща. Всех детей с отклоняю­щимся развитием и поведением разделим на две большие группы: 1) тех, у кого это отклонение вызвано болезнью и 2) тех, у кого оно вызвано приобретенными скверными привычками.

Дети с органическими повреждениями (так называемые орга­ники) — это больные, страдающие от разнообразных поврежде­ний мозга и отягощенной наследственности. Их отклоняющееся поведение — следствие болезни. Таких детей лечат, обучают и воспитывают в специальных учреждениях, но спецшколы и спе­циальные профессиональные училища уже не могут обеспечить потребности России в их воспитании. С легкой, иногда даже средней формой органических нарушений дети воспитываются в обычных школах, и тут их отклонения в развитии и уже заранее и жестко запрограммированы.

Вторая, самая многочисленная группа учеников с отклоняю­щимся поведением — это здоровые, не имеющие органических повреждений, но испорченные дети, которые уже приобрели пло­хие привычки, и их поведение «выпадает» из рамок нормы. К со­жалению, неорганические причины отклоняющегося поведения более опасны, так как усвоенные ими в детстве привычки нега­тивного поведения являются причиной искалеченных судеб.

Органические повреждения центральной нервной системы вы­званы в основном физиологическими и физическими причинами: патологией беременности матери, частыми болезнями, ушибами головы и др. Неорганические повреждения связаны с расстрой­ствами души — нравственности, эмоций, характера.

Каждый ребенок — центр, обнесенный концентрическими окружностями. Самый близкий к нему круг — родители, бабуш­ки и дедушки, братья и сестры; второй круг — родственники и близкие люди; третий — класс, друзья во дворе и в школе; чет­вертый — школа, улица, микрорайон; пятый — поселок, дерев­ня, город; шестой — страна; седьмой — все человечество. И ка­ждый из них является источником напряженности и одновре­менно источником, борьбы с нею. Эти круги генерируют настолько противоречивую информацию, оказывают такое вза­имно противоположное давление, что взрослые теряются в этом поле так же легко, как и дети.

Мы и раньше знали, что ребенок опутан многими сферами, но представляли себе их действие сплошь положительным. Но это не всегда так. В равной степени оно может быть и отрицательным. Вопрос в том — чего больше в каждый конкретный момент — на­пряженности или умиротворения. Если мы сумеем ответить на него, то скажем, каким вырастет ребенок.

Ребенок постоянно находится в силовом поле, созданном про­тивоположными, противонаправленными силами. Что делать? К какому берегу пристать? Трудно ему. Не получая поддержки, объяснений, любви и заботы,- он часто совершенно случайно ока­зывается там, где ему никогда не хотелось быть, где он себя не мог представить. Но шаг сделан, и возврата нет. Своими неокрепши­ми силами ребенок неспособен разорвать опутавшую против его воли паутину дурного.

Механизм распространения всего дурного в школе известен — это заражение. Это как грипп: один чихнул, десять заболели. Точ­но так же распространяются в классах вредоносные вирусы куре­ния, сквернословия, хулиганства, неуважения к старшим и др. Когда-то с этим боролись: чтобы предотвратить опасное распро­странение вредоносных действий, от зачинщиков тут же избавля­лись. Теперь мы не можем и не должны так поступать.

Подведем краткий итог. Повышенная напряженность об­щественной и школьной жизни является общей причиной не­правильного течения воспитания, сбоев и отклонений в пове­дении школьников, возникновения многочисленных и сильных препятствий на пути становления личности, низкой эффективности педагогического влияния.

^ Обсудим профессиональный секрет

На семинарском занятии обсудите тему: «Школа — источ­ник опасности для ребенка». Постарайтесь найти ответы на во­просы;

  1. Действительно ли школу можно считать опасным местом?

  2. Какие аргументы можно привести «за« и «против»?

  3. Откуда исходит угроза?

  4. Что нужно сделать, чтобы превратить школу в дом радости?


Задачи коррекционной педагогики

Одна из грубейших ошибок — считать, что педагоги­ка является наукой о ребенке, а не о человеке... Де­тей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной иг­рой чувств. Помни, что мы их не знаем.

^ Я. Корчак

Педагогика — наука о воспитании. Одна из ее современных вет­вей получила название коррекционной педагогики (от лат. исправляю). Это отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления. Предмет коррекционной педагогики — отклоняющееся развитие и поведе­ние. Коррекционная педагогика возникла в ответ на вызов жиз­ни — угрожающее повышение детской и подростковой невоспи­танности. Этой беде нужно противопоставить новое воспитание, исходящее из глубоких современных знаний о растущем человеке.

Традиционно предметом коррекционной педагогики счита­лось обучение и воспитание детей с ограниченными возможно­стями здоровья. Само понятие коррекционной работы связыва­лось с аномальными, т. е. неправильно развивающимися, детьми, причина которого есть органические нарушения. Но теперь мы видим, что у детей появляется все больше неорганических, т. е. приобретенных, отклонений, которые также приводят к искрив­лению их развития и поведения. Здоровых детей приходит в шко­лу все меньше. Потому можно не оспаривать традиционное пони­мание предмета коррекционной педагогики, просто современная наука раздвигает границы, включая в сферу своего действия всех детей с нарушениями развития и поведения.

Видный отечественный ученый профессор В.П. Кащенко счи­тал коррекционную педагогику наукой о воспитании исключительных детей. При этом под исключительными понимались дети, по­ведение которых исключается, выпадает из общепринятой нормы.

Необходимость коррекционной педагогики в самом начале ее зарождения многие педагоги отвергали. Считали, что она входит в противоречие с гуманистическим воспитанием. Имеем ли мы пра­во переделывать ребенка, лишать его права быть самим собой, сво­бодно распоряжаться своей жизнью, судьбой? Но все это будет позже, когда человек созреет, окрепнут его силы, воля и разум. А в нежном возрасте самое главное уберечь его от «выпадения» из нормы. В детском и подростковом возрасте усвоение скверных привычек — главная опасность. Девиантный ребенок опасен для себя не своей нестандартностью, не своим в данный момент пло­хим поведением, а именно тем, что оно выводит его на тот путь, с которого уже потом очень трудно вернуться назад. Своевременная коррекция — единственный способ уберечь ребенка от худшего.

Дети разные, пусть они такими и остаются — смышленными и не очень, быстро соображающими и тугодумами, задиристыми и тихими, нарушающими распорядок и придерживающимися норм. В жизни всем хватит места, люди и должны быть разными. Самое главное — чтобы в том возрасте, когда ребенок еще не мо­жет осознать всего, что с ним происходит, он не наделал бы непо­правимых ошибок. Беременность в 13, брошенный ребенок в 14, первая рюмка в 8, затяжка сигаретой в 10, первый наркотический «кайф» в 11 — неужели этого нельзя было избежать? Очень мно­гие дети из-за того, что их своевременно не подправили, не под­держали, не подкорректировали их поведение, вошли в жизнь с искалеченными судьбами.

Коррекционная педагогика сосредоточивает свое главное вни­мание на кризисных явлениях и отклоняющемся поведении. Ее основные задачи:

  1. Выявление причин (условий, факторов), вызывающих от­клонения в развитии и поведении.

  2. Комплексный анализ факторов, выявление закономерно­стей возникновения отклоняющегося поведения.

  3. Разработка понятия «норма» в воспитании и применение
    его к анализу видов, форм, методов исправления отклоняющегося
    поведения.

  4. Разработка практических методик (технологий) коррекци­онной работы со школьниками различных возрастных групп.

Основные категории коррекционной педагогики: Формирование — процесс становления человека как социаль­ного существа под воздействием всех без исключения факторов — биологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность становления человека, дос­тижение заданного уровня зрелости, придание необходимой фор­мы, человеческого образа.

Развитие — это процесс и результат количественных и качест­венных преобразований в организме и сознании человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, пе­реходами из одного состояния в другое, восхождением от просто­го к сложному, от низшего к высшему.

^ Отклоняющееся развитие такое, которое не подчиняется об­щим законам, развитие индивидуальное, во многом нестандарт­ное, всегда непонятное, сложное, противоречивое.

Коррекция развития — направление развития ребенка в нор­мальное русло.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В педагогике понятие воспитания употребляется в социальном и педагогическом значениях.

В социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимают­ся известные людям знания, умения, способы мышления, нравст­венные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специ­ально организованное, целенаправленное и управляемое воздей­ствие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и ре­зультат воспитательной работы, направленной на решение кон­кретных воспитательных задач.

Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, резуль­татом которого является усвоение знаний, умений, навыков, фор­мирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями.

Образование — результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел ученик. Главный критерий образованно­сти — системность знаний и системность мышления.

Поведение — общее название всего того, что делает ребенок, подросток. В узком смысле это выполнение учеником установ­ленных норм и правил.

^ Отклоняющееся поведение — поведение, вышедшее из обще­принятой нормы, вредное для ребенка и для общества, мешающее ребенку нормально входить в социальную жизнь. Устоявшегося определения отклоняющегося поведения пока нет, различные пе­дагоги вкладывают в него неодинаковый смысл.

^ Коррекция поведения — исправление поведения ребенка, под­ростка педагогическими методами.

Коррекционная методика — взятые в единстве способы, средст­ва и формы влияния на детей, подростков, обеспечивающие дос­тижение намеченной цели.

Главным результатом изучения коррекционной педагогики будет приобретение молодым специалистом знаний, практиче­ских умений и навыков. Она вооружает профессиональными знаниями о причинах возникновения отклонений в развитии и воспитании, особенностях протекания коррекционных воспита­тельных процессов у детей разных возрастных групп; умениями прогнозировать, проектировать и вести коррекционный учеб­но-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность; навыками осуществления индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания. Процессы воспитания необходимо постоянно совершенствовать — ведь изменяются условия жизни людей, накапливается информация, усложняются с каждым годом условия и требования. На эти за­просы общества коррекционная педагогика отвечает созданием более совершенных технологий гуманистического коррекционного воспитания.

Коррекционная педагогика принадлежит к ветви специальных педагогик (от лат.особый, частный), изучающих про­блемы воспитания аномальных, т. е. с различными недостатками детей. Ее место в этой системе представлено на рис. 1. Как видим, с ней тесно сотрудничают и разрабатывают близкие проблемы другие педагогические науки:

  • реабилитационная (от англ. — обелять, возобнов­лять) педагогика, изучающая проблемы включения в нормаль­ную жизнь попавших в беду, пострадавших детей;

  • педагогика частных случаев, направляющая свои усилия на изучение особенно трудных случаев воспитания, создающая
    методики индивидуального влияния;

  • превентивная (от англ. принуждение) педагогика,
    исследующая вопросы принудительного исправления поведе­ния детей и подростков педагогическими средствами;

  • лечебная педагогика (педагогика здоровья), разрабатывающая комплекс «щадящих» методик воспитания ослабленных детей.

Многие специалисты склоняются к выводу, что время общей педагогики, изучающей воспитание «в общем и целом» прошло. Будущее за целенаправленными специализи­рованными отраслями, изучающими ребенка в конкретных условиях и ситуациях его жизнедеятельности. Если уже сего­дня, как полагают педагоги, более 80% детей имеют ярко выра­женные индивидуальные особенности, около половины воспи­танников подвержены отклоняющемуся поведению, а развитие еще примерно 60% учеников идет нетипично, то какой смысл говорить в общем о том, что в реальной жизни весьма кон­кретно?

^ Источники развития коррекционной педагогики: многовеко­вой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; фи­лософские, обществоведческие, педагогические и психологиче­ские труды; текущая мировая и отечественная практика коррекционного воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания.

Практическая польза коррекционного воспитания весьма зна­чительна. Своевременная и грамотная коррекция всегда дает по­ложительные результаты. Никогда не ведут к положительным сдвигам безразличие, бездействие, нежелание помочь.

Ограничения для улучшения воздействий налагают физиологи­ческие, социальные, воспитательные факторы: сила нервной систе­мы (выносливость, работоспособность, подвижность), степень запу­щенности вредных привычек и интенсивность коррекционной работы.

Коррекционная педагогика — отрасль педагогической нау­ки, изучающая закономерности, причины возникновения от­клоняющегося поведения у детей, разрабатывающая пути и способы его исправления. Главная ее задача — накопление и систематизация научных знаний об отклоняющемся развитии и поведении. Она возникла в ответ на вызов жизни — угрожаю­щее повышение детской и подростковой невоспитанности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка iconОбучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях...
Вартапетова Г. М., канд пед наук, доцент, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии

Задачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка iconМетодическое пособие Москва 2006 Авторы: Денискина В. З. зав лабораторией...
Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида

Задачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка iconОбщие проблемы педагогики Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и основные категории
Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики – это наука о воспитании человека

Задачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка iconИ коррекционной педагогики
Способствовать развитию профессионально важных качеств личности, необходимых для осуществления психологической консультации

Задачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка iconСписок вопросов по специальной психологии
Категории детей с отклонениями в развитии и отрасли специальной (коррекционной) педагогики

Задачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка icon2. Конспекты уроков
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов I-V курсов факультетов коррекционной педагогики и учителей начальных классов...

Задачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка iconВопросы к государственному экзамену
Предмет и задачи педагогики как науки и учебной дисциплины. Основные категории педагогики

Задачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка iconПрограмма семинарских занятий но курсу «Основы коррекционной педагогики...
Классификация по степени тяжести и клинической симптоматики. Теоретическое и практическое значение правильного определения умственной...

Задачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка icon1. Педагогика как наука о воспитании. Задачи, функции и актуальные...
Каждое поколение людей, осознающих себя как общество, вынуждено решать следующие задачи

Задачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка iconКонспекты по истории педагогики
Коменский Я. А. Великая дидактика. / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов