Лекция №1. Тема: «фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века»




Скачать 230.11 Kb.
НазваниеЛекция №1. Тема: «фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века»
Дата публикации16.07.2013
Размер230.11 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Медицина > Лекция
Лекция №1.Тема:

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА - МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА
ФИЛОСОФИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ XXI ВЕКА»
В последние годы внимание широких кругов специалистов, общественных, профессиональных и др. организаций все более привлекают проблемы защиты человека, его физического и психического здоровья, достоинства и неприкосновенности личности от возможных негативных воздействий агентов и технологий, открытых современной биологией, медициной и фармацией; обеспечения доступности этих достижений для поддержания здоровья каждого индивида и общества.
Это обусловлено многочисленными фактами, которые известны фармацевтической и медицинской общественности. Например, из-за погони фармацевтических фирм за прибылью на рынок продвигались недоизученные лекарства, отпуск их осуществлялся без рецептов, что привело в конце 70-х годов ХХ века в США к резкому росту лекарственных болезней, и каждая четвертая смерть американца была результатом побочного действия лекарств. По требованию страховых фирм были приняты меры, которые выправили ситуацию. Но и теперь при обороте по безрецептурному отпуску в 1,3 млрд. долларов на лечение побочных эффектов от приема лекарств затрачивается от 54 до 90 млрд. долларов в год!
В ответ на возникшую ситуацию сформировалось новое направление в науке - биоэтика. Биоэтика изучает противоречия, возникающие между интересами людей, а также их сообществ в области здоровья, и достижения биологии, медицины и фармации, которые прямо или опосредованно могут нанести ущерб здоровью и качеству жизни, с целью выработки морально-нравственных норм, требований, принципов и иных механизмов, обеспечивающих использование таких достижений только во благо человека и природы.

С 90-х годов ученые стали уделять внимание как медицинским, так и этическим проблемам, связанным с обращением лекарств. Были приняты документы, адресованные не только врачам, но и фармацевтам и властным структурам - например, Копенгагенская декларация Европейского форума фармацевтической ассоциации и ВОЗ (май 1994 г.) относительно принципов снабжения и распределения ЛС.
В 1996 году была проведена первая международная конференция "Фармацевтическая биоэтика", в этот год, можно считать, родилось новое научно-практическое направление в фармации.
Фармацевтическая биоэтика - это область биоэтики, изучающая моральные, правовые, социальные, экологические и юридические проблемы, возникающие при создании, клинических испытаниях, регистрации, производстве, доведении до потребителя и использовании фармацевтических, парафармацевтических и других аптечных товаров, а также при оказании фармацевтических научно-консультативных услуг с целью защиты здоровья населения и отдельных людей, качества их жизни, физической и психической неприкосновенности личности, защиты человеческого достоинства и обеспечения доступности фармацевтической помощи для широких слоев населения.

Ныне дифференциация биоэтики еще более углубилась. Следует выделить такие ее направления, как медицинская биоэтика, биоэтика создания и клинических испытаний лекарств, раздел биоэтики, объединяющий интересы широкого круга специалистов различного профиля, в том числе фармацевтических и медицинских работников, фармацевтическая биоэтика и теоретико-философское направление биоэтики.

Для формирования биоэтической концепции специалиста по фармации необходимо знание фармацевтической биоэтики и представление об этических проблемах, относящихся к другим областям биоэтики. Это было использовано при составлении программы вузовской подготовки провизоров по фармацевтической биоэтике. Определены и факторы, формирующие биоэтику, фармацевтическую биоэтику и другие разделы.
Целесообразно отметить важную роль философии в формировании новых идеалов и норм; влияние философии на общественное сознание (мораль, религию, право, политическое сознание), на общественное бытие (материальное отношение людей друг к другу и природе), общественные отношения, многообразные связи между людьми и их группами в процессе экономической, социальной, политической и культурной деятельности; общественное мнение, представляющее состояние массового сознания и определяющее отношение к событиям, отдельным лицам, группам, которые регулируют поведение отдельных лиц и групп, насаждают нормы общественных отношений; современные приемы воздействия на общественное мнение.
Наряду с факторами, формирующими био- и фармацевтическую этику, большое значение имеют состояния, тенденции развития и достижения экономики, социологии, биологии, конкретные биоэтические, этические и деонтологические ситуации, возникающие в процессе обращения фармацевтических и других аптечных товаров; фармацевтической, санитарно-эпидемиологической и медицинской деятельности; проведения НИР в области биологии и использования полученных результатов.
Разработанные модели влияния различных факторов на биоэтику и ее отдельные области, в том числе фармацевтическую биоэтику, а также блок-схема, раскрывающая соотношение биологии, этики, деонтологии и биоэтики в современном мире знаний, - все это позволяет системно решать проблемы, связанные с формированием этических кодексов фармацевтических работников и других специалистов, участвующих в процессе обращения лекарств и прочих аптечных товаров, а также кодексов для отдельных групп, представляющих интересы игроков в сфере розничной и оптовой торговли, производства и др.
В настоящее время большинство специалистов считает, что без определения четких и принятых норм и правил этичного поведения на рынке достойная деятельность в сфере фармацевтических и других аптечных товаров просто невозможна. Поэтому в ВОЗ в России, в США и др. странах сделаны попытки сформулировать такие кодексы. Наиболее удачным и получившим широкую поддержку оказался Кодекс фармацевтического работника России, разработанный кафедрой Организации и экономики фармации ММА им. И.М.Сеченова в 1996 году, обсужденный и принятый на нескольких состоявшихся конференциях и опубликованный в ряде профессиональных изданий, в т.ч. в газете "Московские аптеки". Этические кодексы для отдельных групп участников фармацевтического рынка еще предстоит создать. При этом важно определиться, что будет лежать в основе философии фармацевтической деятельности: принципы классического маркетинга, целью которого является максимальная прибыль, которая может быть использована как угодно; социальный маркетинг, концепция которого разрабатывается зарубежными учеными, понимающими негативные аспекты использования классического маркетинга в медицине и фармации. Несмотря на очевидную прогрессивность доктрины фармацевтической помощи, она еще не получила должного признания и использования. Это объясняется, прежде всего, тем, что среди властных структур и общественного мнения не созрело понимание своевременности широкого ее внедрения в практику здравоохранения, общественные лидеры не оценили значение морально-нравственных норм и правил в системе обращения аптечных товаров.
Сложившаяся ситуация требует значительного усиления активности прогрессивных ученых и практиков по выработке, закреплению в общественном сознании и профессиональной фармацевтической деятельности морально-нравственных норм, принципов и иных механизмов, обеспечивающих нужды сограждан, общества и государства, внедрение доктрины фармацевтической помощи как основы философии фармацевтической деятельности XXI века.

Основы фармацевтической деонтологии заложены в конце 60-х - 70-е гг. ХХ в. На теоретическом уровне фармацевт знает профессиональные этические критерии и их применение в системе здравоохранения. Но на практике он находит другие приоритеты в зависимости от экономической выгоды, что заставляет его скрывать недостатки и широко рекламировать достоинства той или иной фармацевтической продукции.

Расширение сферы лекарственной самопомощи и само профилактики обусловило рост обращений потребителей ЛС БРО в аптечные предприятия и, следовательно, - увеличение частоты контактов посетителей аптеки со специалистами отделов БРО. В данных обстоятельствах повышаются требования не только к содержанию информационно-консультационной услуги, но и к тому, как ее оказывает фармацевтический работник.

Поэтому очень важно, чтобы на таких участках работали профессионалы - «коммуникаторы», т.е. фармацевты, обладающие искусством общения.

Фармацевту следует знать, принять и учитывать тот факт, что поведение сегодняшнего и завтрашнего потребителя ЛС коренным образом отличается, и будет отличаться от его вчерашнего поведения. Сегодня потребитель становится критичнее, чем прежде; чаще спрашивает о предназначении и недостатках предлагаемых ЛС; проявляет большую недоверчивость, сравнивая несколько предлагаемых вариантов; задает больше вопросов; изучает достоверные критерии; больше учитывает факторы, влияющие на здоровье, меньше доверяет заверениям рекламы. Многие из потребителей стали более чувствительными, чем прежде, к преувеличениям, взаимозаменяемости ЛС, к ценам.

В связи с этим фармацевт должен уметь совмещать «борьбу» за свою долю рынка, которая становится все более «жесткой», с требованиями фармацевтической этики и деонтологии.

Основное различие между конкурирующими аптечными предприятиями будет заключаться в том, как они предлагают свои услуги своим посетителям и, как с ними общаются.

Конкретно это различие может выражаться в следующих характеристиках:

дополнительные фармацевтические услуги, оказываемые пациенту; квалификация сотрудников (знания, опыт, мастерство, способность, компетентность и т.д.)

поведение сотрудников при общении с пациентами, коллегами, партнерами и др. (дружелюбие, вежливость, надежность, обязательность, ответственность, пунктуальность и т.д.)

настрой и общая атмосфера, царящая на предприятии.

В аптеку приходят люди, обеспокоенные своими проблемами, возможно, с чувством неуверенности, иногда боящиеся произвести невыгодное впечатление или оказаться непонятыми, подверженные перепадам настроения.

Фармацевт, работающий «за первым столом», должен знать, какими могут быть, с учетом психологии, посетители аптек, обладать знаниями о возможных способах передачи сообщения: вербальном, графическом, языком жестов, просто мимикой, прямым действием, а также расшифровать язык адресата, на котором посылается сообщение пациентом. Уважая и любя людей, мы должны принимать их такими, какие они есть, и стремиться к каждому найти свой подход.

Хороший «коммуникатор» - это всегда психотерапевт (не в строго медицинском смысле, а в контексте межличностного повседневного общения).

Психотерапевтический подход предполагает принимать пациента не оценивая его, сосредоточиться на его проблемах, а не на той, которая в этот момент беспокоит самого фармацевта. Следует помочь пациенту высказаться полностью и без помех, не перебивая, не сбивая с мысли, показывая ему, что его слушают, понимают. Но делать это следует нейтрально, кивком головы, междометиями, короткими позитивными репликами («Да, да…»; «Я понимаю…»). Без таких сигналов пациенту говорить сложно.

Если поведение фармацевта диаметрально противоположно поведению пациента на различных уровнях (манера держаться, голос, речь, позиции), то контакт между ними нарушается, процесс коммуникации на подсознательном уровне усложняется. Подобное поведение порождает конфликты, агрессивное настроение, неприятие и отказ пациента от дальнейшего общения.

Задача фармацевта поддерживать обратную связь, что обеспечивается, например, повторением мысли собеседника: «Если я правильно вас поняла, то…». Делать это следует, дождавшись паузы. Следует всегда помнить о том, что только при положительном внутреннем настрое к людям может быть достигнут контакт, благодаря которому обязательно найдется оптимальное решение в той или иной проблемной ситуации.

Таким образом, успешная работа специалиста и успех аптеки находятся в прямой зависимости от того, насколько:

пациент доверяет фармацевту;

специалисту удается устанавливать контакты и хорошие отношения с людьми;

полно специалисту удается отвечать на вопросы пациентов и удовлетворять их потребность в информации;

фармацевт умеет наблюдать, задавать целенаправленные вопросы, внимательно слушать и быстро записывать необходимые сведения;

убедительна аргументация специалиста, основанная на знании продаваемых ЛС, БАД, ИМН и т.д.;

специалисту удается совместно с пациентом находить целесообразные и приемлемые для сторон решения;

тщательно фармацевт анализирует желания и потребности пациентов.

Фармацевт, занимающийся БРО ЛС, должен отвечать следующим обязательным условиям:

профессиональные знания и компетентность;

обеспечение качества товара и тщательно продуманный его ассортимент, доступные (выгодные) цены;

доступность информации и обстоятельность консультаций;

выявление потребностей;

правдивые (достоверные) сведения;

индивидуальный подход к решению проблем пациента, дружелюбное отношение; уверенное, но не высокомерное поведение;

оперативность при оказании услуг;

располагающий внешний вид.

Фармацевт, предоставляющий уход за пациентом. Будь это услуги клинического, аналитического, технологического или регламентирующего характера, фармацевт должен чувствовать себя комфортабельно при своем взаимодействии с населением. Он должен тоже воспринимать свою практику, как часть действия всей системы здравоохранения и часть работы других фармацевтов. Предоставляемые им услуги должны быть высокого качества.

Фармацевт, принимающий решение. Соответствующее, действенное и эффективное с точки зрения затрат использование ресурсов (например: кадры, лекарства, химикаты, оборудование, процедуры и практика) должно лежать в основе работы фармацевта. Достижение этой цели требует способности оценить, проанализировать и правильно определить курс действий.

Фармацевт - звено общения между врачом и пациентом. Фармацевт занимает идеальное положение между врачом и пациентом. Он должен быть знающим и уверенным в себе во время общения с другими профессионалами здравоохранения и обществом. Общение требует навыков не только словесного, но также навыков вне словесного и письменного характера.

Фармацевт - лидер. Независимо от того, участвует ли фармацевт в ситуациях мультидисциплинарного ухода за пациентом, либо в ситуациях нехватки или отсутствия медицинских работников других отраслей, он обязан занять лидирующее положение в обеспечении благополучия населения. Лидерство предполагает в том числе: сочувствие и понимание других, а также способность принимать решения, эффективно общаться и управлять.

Фармацевт - менеджер. Фармацевт должен уметь эффективно управлять ресурсами (людскими, физическими и финансовыми) и информацией. Он должен положительно воспринимать руководство других (работодателем или руководителем звена здравоохранения). Информация в области лекарств и связанные с ней технологии все больше будут бросать вызов фармацевту, так как его ответственность за передачу информации о лекарствах и аналогичных продуктах другим постоянно увеличивается.

Фармацевт - постоянно обретающий знания. Сегодня уже невозможно выучить все необходимое для практической карьеры фармацевта во время его первоначального обучения в ВУЗе. Концепции, принципы и желания постоянного и неустанного обучения в течение всей жизни должны быть заложены во время начального обучения в вузе и должно поддерживаться в течение всей карьеры фармацевта. Фармацевт должен быть обучен тому, как совершенствовать свои знания и обучать себя.

Фармацевт - учитель. Фармацевт обязан помогать в обучении и подготовке будущих поколений фармацевтов. Участие в этом процессе в качестве учителя не только обеспечивает знание для других, но также предоставляет возможность получения новых знаний и совершенствования существующих навыков.

Лекция 2.

Морально - правовые аспекты фармацевтической профессии
^

Социальная и нравственная ответственность фармацевтических работников.


Саморегуляция и самодисциплина есть основные принципы, на которых держится доверие к любой профессии"

L.D.Vottero "The code of ethics for pharmacists"

Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря. Именно поэтому колыбелью нового вида профессиональной этики была этика врача и медицинская этика. Эти два "родственных" вида профессиональной этики имеют единую "корневую систему". Фармацевтическую этику можно представить в виде крепкого быстрорастущего побега, который, отпочковавшись от "древа" медицинской этики, уже сам в процессе дальнейшего развития специализации в фармации оброс множеством молодой поросли.

"Аптекарь ... повинен быть искусен, совестен, благоразумен..."

Фармацевтическая этика возникла с открытием первых аптек и с появлением первых фармацевтов. В России это произошло в конце XVI в., а спустя два столетия, в 1789 г., в целях регламентации аптечной деятельности был издан Аптекарский устав, вошедший в свод законов Российской империи, в положениях которого определялись и этические нормы поведения аптекаря, и нравственные требования к его личности. Например, постановлялось, что "аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно".

К XIX-XX вв. развитие фармацевтической науки и рост народонаселения привели к резкому увеличению количества аптек и номенклатуры лекарственных препаратов. Как следствие, перед обществом в целом и перед фармацевтическим сообществом в частности встала проблема более строгой регламентации фармацевтической деятельности, что и было сделано путем создания и постоянного совершенствования современной законодательной базы в области фармации. В то же время стало очевидно, что для многих профессий, в первую очередь для тех, от представителей которых зависит здоровье, благополучие, а зачастую и жизнь человека, одного законодательного регулирования недостаточно.

В целях создания благоприятных условий для выполнения главной задачи любого фармацевта, заключающейся в том, чтобы путем предоставления высококачественной и квалифицированной лекарственной помощи максимально способствовать стремлению людей поддержать свое здоровье, фармацевтические сообщества разных стран на определенном этапе своего развития пришли к пониманию того, что необходимо свести в одном документе все выработанные многолетней практикой правила профессионального поведения и этические нормы, а также заявить о принципах и ценностях, определяющих роль и ответственность фармацевта перед обществом. Так появились первые этические кодексы фармацевта (ЭКФ), которые по сути представляли собой принятые сообществом объединившихся аптекарей декларативные заявления, состоящие из добровольно взятых на себя профессионально-нравственных обязательств и самоограничений

Лекция №2.

Тема: «Этические и правовые критерии продвижения лекарственных средств».

В свете решений Конференции ВОЗ экспертов по рациональному использованию лекарственных средств, состоявшейся в Найроби в ноябре 1985 г., ВОЗ подготовила обновленную лекарственную стратегию, которая была утверждена в мае 1986 г. на Тридцать девятой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения Резолюцией WHA39.27. Эта стратегия, в числе других слагаемых, включает установление этических критериев для продвижения лекарственных средств на рынок — путем обновления и расширения этических и научных критериев, установленных в 1968 г. Двадцать первой Всемирной ассамблеей здравоохранения (Резолюция WHA21.41). Представленные критерии, подготовленные в соответствии с существовавшими ранее, базируются на проекте, разработанном международной группой экспертов.

ЦЕЛЬ

Главным предназначением этических критериев продвижения лекарственных средств на рынок является оказание поддержки и содействие в оказании медицинской помощи путем рационального использования лекарственных препаратов.

^ ЭТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

В разных странах мира и среди разных слоев населения этические критерии неодинаковы. В каждом обществе этические проблемы связаны с разработкой общепринятых норм поведения. Этические критерии продвижения лекарственных средств на рынок предназначены для создания основ корректного рекламирования лекарственных препаратов, построенного на принципах честности и добросовестности. Таким образом, этические критерии должны определять, соответствует ли практика рекламирования лекарственных средств общепринятым этическим нормам.

^ СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ КРИТЕРИЕВ

Эти критерии отражают общие принципы этических норм, которые правительства могут адаптировать к своим национальным системам в соответствии с политическими, экономическими, культурными и социальными условиями, учитывая ситуацию в области образования, науки и техники, законодательства, а также уровень заболеваемости населения, лечебные традиции и развитие системы здравоохранения. Этические критерии применимы к рецептурным и безрецептурным лекарственным препаратам («лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача и предназначенные для самостоятельного лечения»), а также к средствам народной медицины и к любой другой продукции, рекламируемой в качестве лекарственного средства. Данные критерии могут быть использованы правительствами, в фармацевтической промышленности (фирмы-изготовители и фирмы-поставщики), информационно-рекламных учреждениях (рекламные агентства, организации, изучающие рынок, и т.д.); работниками здравоохранения, которые связаны с назначением, отпуском, поставкой и распределением лекарственных средств, в университетах и других учебных заведениях, профессиональных ассоциациях, пациентами и потребителями, в средствах специальной и массовой информации (включая медицинские издания). Этические критерии рекомендуется учитывать при разработке сводов этических норм во всех областях деятельности, имеющей отношение к продвижению лекарственных средств на рынок.

Эти критерии не являются правовыми обязательствами; правительства могут принять законодательство или другие правовые акты, основанные на этих критериях, если они целесообразны. В других организациях могут быть приняты свои неофициальные регулирующие положения, основанные на этих критериях. Эти организации должны следить за выполнением принятых ими положений.

^ ПРОДВИЖЕНИЕ НА РЫНОК



В данном контексте термин «продвижение на рынок» используют по отношению ко всем видам информационно-рекламной деятельности, которую проводят фирмы-изготовители и фирмы-поставщики для стимулирования назначения, поставки, закупки и/или использования лекарственных средств.

В стране можно активно продвигать на рынок только те лекарственные средства, которые официально разрешены к продаже в данной стране. Продвижение на рынок следует осуществлять в соответствии с национальной политикой в области здравоохранения и национальным законодательством, а также с добровольными кодексами правил, если они существуют. Все информационно-рекламные материалы, в которых содержатся какие-либо сведения о медикаментах, должны быть надежными, точными, достоверными, современными, доказательными и оформленными должным образом. Они не должны содержать формулировок, которые могут ввести в заблуждение, а также непроверенных данных. Нельзя исключать какую-либо часть информации, поскольку это может повлечь за собой нецелесообразное использование лекарственного препарата или неоправданный риск. Слово «безопасное» следует использовать только по отношению к тем лекарственным средствам, которые прошли надлежащую проверку. Сравнение препаратов необходимо проводить на основе реальных фактов, беспристрастно и аргументированно.

Научные данные необходимо предоставлять лицам, назначающим лекарственные средства, а также всем тем, кому дано право на их получение. Продвижение на рынок нельзя осуществлять из конъюнктурных соображений.

Нельзя использовать научную и обучающую деятельность для продвижения лекарственных препаратов на рынок.

РЕКЛАМИРОВАНИЕ

Все виды рекламы, предназначенной для врачей и других работников, занятых в сфере здравоохранения

В рекламе, предназначенной для врачей и других работников, занятых в сфере здравоохранения, следует подбирать формулировки и иллюстрации в полном соответствии с научными данными, содержащимися в официально утвержденной информации о конкретном лекарственном препарате, или в соответствии с другими источниками информации, имеющими аналогичное содержание. Текст должен быть понятным.

Некоторые страны требуют, чтобы в течение определенного времени после даты первого рекламного сообщения, или в течение всего периода выпуска препарата реклама содержала всю информацию о нем (составленную в соответствии с научными данными, содержащимися в официально утвержденной информации о лекарственном препарате, или в соответствии с аналогичным документом). Рекламные материалы, в которых есть высказывания, способствующие сбыту, должны содержать краткую научную информацию о лекарственном препарате.

Перечень, составленный на основе разработанного документа «Информация о лекарственном препарате», содержащегося во втором докладе Комитета экспертов ВОЗ по использованию основных лекарственных средств*, и воспроизведенный в дополнении, может иллюстрировать информацию, которую обычно должны содержать такие рекламные материалы наряду с другими данными:

  • название (названия) активного ингредиента (ингредиентов) с использованием непатентованных международных названий (international nonproprietary names — INN) или утвержденного общепринятого названия лекарственного средства;

  • оригинальное название;

  • содержание активного ингредиента (ингредиентов) в лекарственной форме или способ применения;

  • названия других ингредиентов, которые могут вызывать развитие побочных эффектов;

  • утвержденные показания к применению;

  • лекарственная форма или способ применения;

  • побочные эффекты и основные побочные реакции;

  • меры предосторожности, противопоказания и предупреждения;

  • важнейшие лекарственные взаимодействия;

  • название и адрес производителя или дистрибьютора;

  • ссылка на научную литературу о данном препарате.

Если рекламный материал не содержит специальных заявлений (в случае повторной рекламы-напоминания), в нем должны быть указаны оригинальное название, непатентованное международное название или утвержденное общепринятое название, название каждого активного ингредиента, а также название и адрес фирмы-изготовителя или оптовой фирмы для получения дополнительной информации.

Все формы рекламирования лекарственных средств

Реклама для широких слоев населения должна оказывать помощь в принятии разумного решения относительно использования безрецептурных лекарственных средств, которые официально есть в продаже. При подготовке рекламных материалов должно быть учтено законное желание людей получать информацию, касающуюся их здоровья, однако злоупотреблять стремлением людей заботиться о своем здоровье не следует. Нельзя рекламировать препараты, отпускаемые по рецепту или применяемые в терапии больных с тяжелыми заболеваниями, которые может назначать только квалифицированный врач. В некоторых странах утверждены списки таких болезней и состояний. Для борьбы с наркоманией и лекарственной зависимостью не следует рекламировать внесенные в списки наркотические и психотропные лекарственные средства. Крайне важно санитарное просвещение детей, однако реклама для них не предназначена. Рекламные сообщения могут информировать о том, что препарат излечивает, предупреждает заболевание или облегчает состояние лишь в том случае, если эта информация достоверна. При необходимости в рекламе следует указать соответствующие ограничения для использования данного лекарственного препарата.

Если при изложении используют непрофессиональный язык, информация должна соответствовать научным данным, содержащимся в официально утвержденной информации о лекарственном препарате, или другим научным данным, законодательно установленным. Не следует использовать формулировки, которые вызывают чувство страха или беспокойства.

Предлагаемый перечень иллюстрирует информацию, которую должны содержать рекламные сообщения для населения с учетом используемого средства массовой информации:

  • название (названия) активного ингредиента (ингредиентов) с использованием INN или утвержденного общепринятого названия лекарственного препарата;

  • оригинальное название;

  • основное показание (показания) к применению;

  • основные меры предосторожности, противопоказания и предупреждения;

  • название и адрес производителя или предприятия оптовой торговли.

Потребителям необходимо предоставлять правдивую информацию о цене.

^ МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ



Медицинские представители должны иметь необходимое медицинское образование, обладать знаниями в предметной области и добросовестно информировать о продукции. Наниматели несут ответственность за основную профессиональную подготовку и повышение квалификации медицинских представителей. Такая подготовка должна включать инструктаж о соответствующих этических аспектах поведения с учетом критериев ВОЗ. Для медицинских представителей полезно установление обратной связи с врачами и работниками смежных профессий, а также с независимыми представителями общественности, например, при обмене информацией по вопросам, связанным с возможным риском при использовании лекарственных препаратов.

Медицинские представители должны предоставить лицам, назначающим лекарственные средства, и фармацевтам полные и объективные сведения о каждом обсуждаемом продукте, например научные данные, содержащиеся в официально утвержденной информации о лекарственном препарате, или другой источник информации подобного содержания.

Наниматель несет ответственность за заявления и деятельность своих медицинских представителей. Медицинские представители не должны предлагать «стимулы» лицам, назначающим лекарственные средства, и фармацевтам. В свою очередь лица, назначающие лекарственные препараты, а также фармацевты не должны стремиться получить такие «стимулы». Во избежание чрезмерной активности при продвижении на рынок основная часть вознаграждения медицинских представителей не должна быть непосредственно связана с объемом продаж лекарств, которому они содействовали.

^ БЕСПЛАТНЫЕ ОБРАЗЦЫ РЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫЕ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ИХ НА РЫНОК Бесплатные образцы зарегистрированных рецептурных лекарственных препаратов могут быть представлены в небольшом количестве назначающим их лицам, как правило, по их просьбе.

^ БЕСПЛАТНЫЕ ОБРАЗЦЫ БЕЗРЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫЕ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ИХ НА РЫНОК

В разных странах практика распространения среди населения бесплатных образцов безрецептурных лекарственных препаратов различна. В некоторых из них такая практика разрешена, в других — нет. Необходимо также различать практику предоставления бесплатных образцов безрецептурных лекарственных препаратов медицинским учреждениям для лечения определенных групп населения с практикой распространения бесплатных образцов безрецептурных лекарственных препаратов среди населения для продвижения их на рынок. Учитывая общие тенденции в работе по укреплению здоровья населения, практика распространения бесплатных образцов безрецептурных лекарственных препаратов среди населения с целью продвижения их на рынок неоправданна. В любой стране, где существует подобная практика, она должна быть максимально ограничена.

^ СИМПОЗИУМЫ И ДРУГИЕ НАУЧНЫЕ СОВЕЩАНИЯ

Проведение симпозиумов полезно для распространения информации. Первостепенная задача симпозиумов и совещаний — объективное научное содержание. Их просветительскую ценность можно повысить, если к участию в них будут привлечены научные или профессиональные организации.

Факт финансовой поддержки со стороны фирмы-изготовителя фармацевтической продукции или фирмы-поставщика должен быть зафиксирован заранее и задокументирован в материалах совещания. Последние должны точно отражать содержание докладов и их обсуждение. Любые выражения гостеприимства должны быть вторичными по отношению к основной цели совещания.

Любой способ привлечения отдельных практикующих врачей для участия в национальных или международных симпозиумах не должен зависеть от каких-либо обязательств в содействии по продвижению лекарственного препарата на рынок.

^ ПОСТМАРКЕТИНГОВЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Постмаркетинговые клинические исследования зарегистрированных лекарственных препаратов имеют большое значение для их рационального применения. Рекомендуется информировать соответствующие национальные органы здравоохранения о любых исследованиях; соответствующие ученые советы и комитеты по вопросам этики должны подтверждать достоверность данных, полученных в ходе научных исследований. В таких исследованиях межнациональное и региональное сотрудничество весьма полезно. Обоснованную информацию о таких исследованиях необходимо передавать в соответствующие национальные органы здравоохранения в кратчайшие сроки.

Постмаркетинговые научные исследования и фармакологический надзор не должны превращаться в завуалированную форму продвижения препарата на рынок.

Обоснованную информацию о риске, связанном с применением лекарственных препаратов, необходимо сообщать, в первую очередь, соответствующим национальным органам здравоохранения и распространять на международном уровне в кратчайшие сроки.

^ УПАКОВКА И МАРКИРОВКА

Поскольку точная информация обеспечивает рациональное использование лекарственных средств, весь упаковочный материал и этикетки должны содержать сведения, соответствующие данным, утвержденным органом контроля за лекарственными средствами этой страны. Если такой орган отсутствует или только начинает работу, эти сведения должны содержать информацию, утвержденную органом контроля за лекарственными средствами страны-экспортера или другим надежным источником информации аналогичного содержания. Любая формулировка и иллюстрация на упаковке и этикетке должна соответствовать этическим критериям, сформулированным в настоящем документе.

^ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ: АННОТАЦИИ-ВКЛАДЫШИ В УПАКОВКУ И БРОШЮРЫ

Пациенты должны получать надлежащую информацию об использовании лекарственных средств от врачей или фармацевтов. Если правительственные органы требуют, чтобы лекарственный препарат сопровождали аннотации-вкладыши или инструкции по применению, то фирмы-изготовители или предприятия по оптовой продаже должны обеспечить наличие информации, утвержденной органом контроля за лекарственными средствами данной страны. Если аннотации-вкладыши или инструкции по применению используют для продвижения препарата на рынок, они должны соответствовать этическим критериям, сформулированным в настоящем документе. Формулировки в аннотациях-вкладышах или инструкциях по применению, предназначенные только для пациентов, должны быть изложены на непрофессиональном языке при условии, что медицинское и научное содержание будет отражено правильно.

Следует поощрять подготовку и распространение брошюр и других информационных материалов для пациентов и потребителей. Такие материалы также должны соответствовать этическим критериям, сформулированным в настоящем документе.

ПРОДВИЖЕНИЕ ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Этические критерии для продвижения на рынок экспортируемых медикаментов должны быть адекватны разработанным для лекарств, которые используют в стране-изготовителе. Желательно, чтобы экспортирующие и импортирующие страны использовали разработанную ВОЗ Систему сертификации качества лекарственных препаратов для международной торговли (WHO Certification Scheme on the Quality of Pharmaceutical Products Moving in International Commerce).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1. Тема: «фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века» iconПрезентация Человек тысячелетия аек казачинский А. Е. Человек тысячелетия...
Определение человека XXI века Три основные идеи человека: философская, теологическая и научная Психофизиология человека XXI века...

Лекция №1. Тема: «фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века» iconСамостоятельная работа. Обязательное выполнение каждым студентом,...
Тема. Качество – стратегия XXI века. Эффект от повышения качества продукции, услуг

Лекция №1. Тема: «фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века» iconЛекция Тема: Проблема метода в философии
Тема №4: «Проблема метода в философии. Диалектика как теоретическая система и метод познания»

Лекция №1. Тема: «фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века» iconБеккио Ж., Росси Э. Б 42 Гипноз XXI века
Б 42 Гипноз XXI века — М.: Независимая фирма “Класс”, 2003. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 106)

Лекция №1. Тема: «фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века» iconБеккио Ж., Росси Э. Б 42 Гипноз XXI века
Б 42 Гипноз XXI века — М.: Независимая фирма “Класс”, 2003. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 106)

Лекция №1. Тема: «фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века» iconЛекция 1: Понятие философии
Введение в философию. Определение философии, задачи философии, специфика философского знания, онтология, гносеология, специфика русской...

Лекция №1. Тема: «фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века» icon№1. Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил)
Дать студентам понятие о Роль морального фактора в современной войне. Формирование у личного состава высокого уровня морально-психологического...

Лекция №1. Тема: «фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века» iconНравственная философия
Эмерсон Р. Нравственная философия. — Мн.: Харвест, М.: Act, 2001. — 384 с. — (Классическая философская мысль)

Лекция №1. Тема: «фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века» iconВведение в фармакологию. Общая рецептура
В. Раздел фармацевтической химии (неверно; фармация включает в себя вопросы фармацевтической химии)

Лекция №1. Тема: «фармацевтическая биоэтика морально-нравственная основа философии фармацевтической деятельности XXI века» iconЛекция №3 (31) Тема: «Основные виды деятельности и их развитие в онтогенезе»
Это общение, игра, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов