Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра фармакологии Бушма М. И




НазваниеРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра фармакологии Бушма М. И
страница1/14
Дата публикации16.07.2013
Размер1.84 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Медицина > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный медицинский университет»

Кафедра фармакологии


Бушма М.И.

Станкевич П.Б.

Козловский В.И.

Вдовиченко В.П.

Коршак Т.А.


Ситуационные задачи

по фармакологии

(клинические аспекты)
Издание второе,

исправленное, переработанное и дополненное
Учебное пособие для студентов

медицинских университетов

всех факультетов

Гродно

ГрГМУ

2012

Учебное пособие составлено на кафедре фармакологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»
Составители:

М.И. Бушма, заведующий кафедрой, доктор медедицинских наук, профессор;

П.Б. Станкевич, доцент, кандидат медедицинских наук;

В.И. Козловский, доцент, кандидат медедицинских наук;

В.П. Вдовиченко, доцент, кандидат медедицинских наук;

Т.А. Коршак, доцент, кандидат медедицинских наук.
Рецензенты:

Кафедра клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет».

М.Р. Конорев, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медедицинских наук, доцент.
В 2002 году вышло первое издание данного пособия. Оно вызвало большой интерес среди студентов, что явилось основанием для его повторного издания с исправлениями и значительными дополнениями.

Пособие составлено с учетом требований, предусмотренных типовой учебной программой по фармакологии для специальностей: 1-79 01 01 лечебное дело; 1-79 01 02 педиатрия.

Цель учебного пособия – совершенствовать приобретаемые студентами 3 курса знания, сформировать умение использовать их на практике (в клинических ситуациях) в различных областях медицины.

Задачи составлены по всем разделам и темам практических (лабораторных) занятий по фармакологии. Они посвящены ситуациям при патологиях, требующих неотложной лекарственной помощи; патологиям с установленным диагнозом, требующих выбора лекарственных средств для проведения рациональной терапии; лекарственным интоксикациям и побочным реакциям лекарственных средств; взаимодействию лекарственных средств; особенностям выписывания рецептов на лекарственные формы, приготавливаемые в аптеке или относящиеся к лекарственным средствам особого учета.

Представляемое учебное пособие состоит из двух разделов: раздел I –условия задач; раздел II – решение задач. Каждая задача сформулирована по однотипной схеме: а) излагаемая ситуация (чаще с установленным диагнозом или с симптомами, по которым легко поставить диагноз); б) вопросы, на которые нужно ответить в ходе решения задачи (или задание, которое необходимо выполнить). После изложения условия каждой задачи приведена ссылка на страницу ее решения.

Для удобства безошибочного использования ответов на сформулированные вопросы задач или задания, часть содержания условий задач (только вопросы или задания) продублированы в решении каждой задачи.

Работа по решению ситуационных задач будет способствовать закреплению у студентов знаний по фармакологии и обеспечит, в дальнейшем, плавный переход от базисной фармакологии к фармакологии клинической.
^

Указания по пользованию учебным пособием.


Ситуационные задачи представлены по всем темам базисной фармакологии в порядке их рассмотрения на лекциях и практических занятиях. Пособие состоит из двух разделов:

раздел I – условия задач;

раздел II – решение задач.

После условий задач приводятся ссылки на страницы, на которых приведен вариант ее правильного решения. Не следует сразу открывать и читать готовое решение. Стоит самим попытаться решить задачу.
Сокращения:

АД – артериальное давление

АДФ – аденозиндифосфат

АПФ – ангиотензинпревращающий фермент

АТФ – аденозинтрифосфат

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

в/м – внутримышечно

в/в – внутривенно

ГАМК – гамма аминомасляная кислота

ГЧНТ – гиперчувствительность немедленного типа

ГЭБ – гематоэнцефалический барьер

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ЕД – единица действия

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

л – литр

мг – миллиграмм

мл – миллилитр

мм.рт.ст. – миллиметры ртутного столба

ПГЕ1 – простагландин Е1

п/к – под кожу

р.д. – разовая доза

р-р – раствор

РОТР – реакция отторжения трансплантанта

СБО – синдром бронхиальной обструкции

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ТТС - трансдермальная терапевтическая система

ТТГ – тиреотропный гормон

уд/мин – удары в минуту

цГМФ – циклический гуанозинмонофосфат

ЦНС – центральная нервная система

ЦОГ – циклооксигеназа

ЧСС – частота сердечных сокращений

 - повышение

 - снижение

NO – монооксид азота

Оглавление

Раздел I. Условия задач

Раздел «Общая Фармакология»

1. Фармакокиненика лекарственных средств…………………………………….. 6

2. Фармакодинамика лекарственных средств. Факторы, влияющие на

фармакокиненику и фармакодинамику………………………………............... 7

Раздел «Частная фармакология»

3. Средства, влияющие на афферентную иннервацию…………………………... 9

4. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию.

Холинергические агонисты…………………………………………………… 10

5. Холинергические антагонисты………………………………………………... 12

6. Адренергические и дофаминергические агонисты………………………….. .13

7. Адренергические антагонисты………………………………………………… 15

8. Фармакология аутакоидов…………………………………………………….. 16

9. Средства для общей анестезии. Снотворные средства.

Спирт этиловый. Средства для лечения алкоголизма………………………..18

10. Анальгетические (болеутоляющие) средства………………………………...20

11. Противосудорожные средства (противоэпилептические и др.).

Противопаркинсонические средства………………………………………….22

12. Психотропные средства (нейролептики, анксиолитики и седативные

средства)………………………………………………………...........................23

13. Психотропные средства (антидепрессанты, психостимулирующие,

ноотропные, нормотимические средства)…………………………………… 25

14. Мочегонные средства. Средства, влияющие на миометрий………………...27

15. Гипотензивные (антигипертензивные) средства.

Антигипотензивные средства……………………………………………….. 28

16. Средства, применяемые при ИБС и других нарушениях локального

кровотока. Гиполипидемические средства………………………………….. 30

17. Средства, применяемые при cердечной недостаточности…………………..32

18. Противоаритмические средства……………………………………………… 34

19. Средства, влияющие на функции органов дыхания………………………… 35

20. Средства, влияющие на функции органов пищеварения…………………….37

21. Средства, влияющие на систему крови……………………………………… 39

22. Гормональные и антигормональные средства.

Лекарственные средства гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, щитовидной,

паращитовидной и поджелудочной желез…………………………………..41

23. Лекарственные средства гормонов стероидной структуры, их синтетические

заменители и антагонисты……………………………………………………. 42

24. Средства, применяемые при гипо- и гипериммунных состояниях……….. 45

25. Противовоспалительные средства…………………………………………… 46

26. Витаминные лекарственные средства. Стимуляторы процессов регенерации тканей. Ферментные лекарственные средства...………………………………….48

27. Антисептические и дезинфицирующие средства. Антибиотики

ß-лактамной структуры (пенициллины, цефалоспорины и др.)…………….50

28. Антибиотики различных химических групп (макролиды, тетрациклины,

аминогликозиды и др.)…………………………………………………………51

29. Синтетические противомикробные средства (сульфаниламиды,

хинолоны и др.)………………………………………………………………. 53

30. Противогрибковые средства. Противотуберкулезные и

противолепрозные средства. Противовирусные средства………………… 54

31. Противопротозойные и противоглистные средства……………………...... 56

32. Противобластомные средства……………………………………………...... 58

Приложение «Общая рецептура»

33. Правила оформления рецептов при назначении лекарственных средств

в различных лекарственных формах…………………………………………60

34. Раздел II. Решение задач………………………………………………………63

Литература…………………………………………………………………….132

Раздел I. задачи

Раздел «Общая Фармакология»

Фармакокиненика лекарственных средств

Бушма М.И.
Задача № 1.

Ученик 7-го класса страдает эпилепсией. Длительно получает фенобарбитал. Отмечает, что постепенно уменьшилась сонливость, вызываемая лекарственным средством и его эффективность (чаще стали развиваться судороги).

Вопрос 1. В чём причина этих изменений с позиций фармакокинетики?

Вопрос 2. Что необходимо предпринять для увеличения эффективности фенобарбитала?

Вопрос 3. Что необходимо учитывать при назначении второго лекарственного средства для лечения сопутствующего заболевания?

[Решение на стр. 63 ]
Задача № 2.

Пациенту назначено введение папаверина гидрохлорид (в мышцу по 2 мл 2% раствора, 2 раза в день) в течение 5 дней.
Вопрос 1. Чему равна разовая доза?

Вопрос 2. Чему равна суточная доза?

Вопрос 3. Чему равна курсовая доза?

[Решение на стр. 63 ]
Задача № 3.

Преступнику ввели липидорастворимый яд. Он умер через 30 минут. Исследовали: печень, головной мозг, кожу, скелетную мышцу, сердце.
Вопрос 1. В каком органе содержание яда оказалось наименьшим?

Вопрос 2. Почему?

[Решение на стр. 63]
Задача № 4.

Пациента лечили лекарственным средством А, имеющим высокое сродство к альбумину. Его вводили в количествах, незначительно превышающих связывающую способность альбумина. Затем назначили лекарственное средство В в лечебной дозе. Оно также имело высокое сродство к альбумину. Его количество в 100 раз превышало связывающую способность альбумина.
Вопрос. Что произойдёт после введения лекарственного средства В?

[Решение на стр. 63 ]
Задача № 5.

Пациенту ввели в вену лекарственное средство А в дозе 80 мг. Максимальная концентрация в плазме составила 20 мг/л.
Вопрос 1. Если предположить его незначительное выведение, то чему будет равен объем распределения?

Вопрос 2. В каких водных компонентах распределится лекарственное средство?

Вопрос 3. Почему?

Вопрос 4. Приведите пример лекарственного средства с таким объемом распределения.

Вопрос 5. Что необходимо предпринять при передозировке лекарственного средства с таким объемом распределения?

Вопрос 6. Почему?

[Решение на стр. 64]


Фармакодинамика лекарственных средств. Факторы, влияющие на фармакокиненику и фармакодинамику.

^ Бушма М.И.
Задача № 1.

У пациента К, 57 лет высокая (40,1˚С) температура, кашель с отхождением обильной мокроты, влажные хрипы в легких. Диагноз: пневмония. Назначен бензилпенициллин внутримышечно. Через 1 час развилась генерализованная крапивница, ринит, конъюнктивит, отек гортани.

Вопрос 1. Поставьте диагноз.

Вопрос 2. Каков механизм развития осложнения?

Вопрос 3. Что необходимо предпринять (основные мероприятия)?

Вопрос 4. Что необходимо было предпринять до введения бензилпенициллина?

Вопрос 5. Какие 2 особые рекомендации дадите пациенту после выписки из стационара?

[Решение на стр. 64 ]
Задача № 2.

Мужчина, 42 лет, афроамереканец, ничем не болеет, решил посетить своих родителей в Танзании. Он знал, что там очаг малярии. Начал принимать противомалярийное лекарственное средство для профилактики заражения. Почувствовал слабость, головокружение. Развилась бледность кожных покровов. Появились боли в пояснице. Госпитализирован с диагнозом анемия.
Вопрос 1. Уточните диагноз исходя из того обстоятельства, что причиной анемии явилось принимаемое в течение короткого времени противомалярийное лекарственное средство?

Вопрос 2. Как называются такого рода осложнения?

Вопрос 3. Недостаточность какого фермента выявили у мужчины?

Вопрос 4. Каков механизм развития анемии?

Вопрос 5. Какие рекомендации дадите пациенту?

[Решение на стр. 65 ]
Задача № 3.

Женщина после несложной гинекологической операции, получала внутрь в течение 7 суток антибиотик в качестве прикрытия от возможного бактериального осложнения. На 8 сутки появились жалобы на болезненность во рту, усиливающуюся при жевании и глотании, тошноту, понос, тенезмы. Визуально – во рту язвочки под серовато-белой пленкой.
Вопрос 1. Диагноз?

Вопрос 2. Как трактуется данное осложнение с позиций фармакологии?

Вопрос 3. Какие антибиотики чаще всего его вызывают?

Вопрос 4. Механизм развития данной побочной реакции антибиотика?

Вопрос 5. Ваша тактика (проведите 3 основные мероприятия).

Вопрос 6. Что необходимо соблюдать для профилактики данного осложнения в будущем?

[Решение на стр. 65 ]
Задача № 4.

Очень возбужденная девушка, 18 лет, доставлена в больницу. Психиатр установил, что она вдыхает носом кокаин. Последняя доза была 10 часов тому назад.
Вопрос 1. Если девушку раньше наблюдал психиатр, то, что диагностировал?

Вопрос 2. Какую зависимость вызвал кокаин у девушки?

Вопрос 3. Дайте характеристику развившейся зависимости.

Вопрос 4. Какое состояние развилось у девушки, в связи с 10 часовым отсутствием потребления кокаина?

Вопрос 5. Лекарственное средство, из какой фармакологической группы необходимо ввести для устранения этого состояния?

[Решение на стр. 66 ]
Задача № 5.

У мужчины 39 лет головная боль, лихорадка, отеки и болезненность суставов, поражение кожи. Выставлен диагноз: болезнь Лайма. [Примечание. Возбудитель – анаэробная спирохета Borrelia burgdorferi, вызывающая менингоэнцефалит и артрит]. Назначен наиболее эффективный антибиотик - доксициклин. На 5 день лечения мужчина почувствовал значительное облегчение и отправился на местный пляж для принятия солнечных процедур. Они, по его мнению, должны способствовать выздоровлению.
Вопрос 1. Согласны ли Вы с мнением мужчины?

Вопрос 2. Обоснуйте свою точку зрения.

Вопрос 3. Что развилось у мужчины после солнечных процедур?

Вопрос 4. Каков механизм развития?

Вопрос 5. Кто виноват в этом?

[Решение на стр. 66 ]


Раздел «Частная фармакология»

Средства, влияющие на афферентную иннервацию

Станкевич П.Б.
Задача №1.

В сельскую больницу обратился за помощью мальчик 8 лет с инородным телом глаза. Со слов его отца – возможно металлическая стружка. Для детального осмотра и операции по удалению инородного тела требуется анестезия. В больнице в наличии имеются только лекарственные формы прокаина (новокаина) и бензокаина (анестезина). В аптеке, расположенной в поселке, можно получить по рецепту необходимое, выбранное врачом, лекарственное средство.
Вопрос 1. Можно ли использовать вышеназванные местные анестетики, имеющиеся в больнице?

Вопрос 2. Какое из лекарственных средств лучше всего применить для проведения терминальной анестезии в данном случае?

Вопрос 3. Если потребуется, то с какой пометкой выпишет рецепт врач, чтобы ускорить приготовление лекарственной формы лекарственного средства?

[Решение на стр. 67 ]
Задача № 2.

Летом, в парковой зоне обнаружен мужчина 30 лет в положении лежа на боку, с помрачненным сознанием. Дыхание учащено, пульс 90 уд/мин.; АД – 130/90; кожные покровы бледные; зрачки расширены. Спустя 10 мин. дыхание стало редким, поверхностным, появились клонические судороги, губы стали цианотичны, потерял сознание, АД – 80/40. Алкогольное отравление исключено. При более тщательном осмотре обращено внимание на атрофию слизистой носа.

Вопрос 1. Предположительный диагноз (с обоснованием).

Вопрос 2. Меры помощи.

Вопрос 3. Прогноз.

[Решение на стр. 67 ]
Задача № 3.

Пациенту 50 лет перед операцией на гортани произведена терминальная анестезия.
Вопрос 1. Какой местный анестетик применяется преимущественно для этих целей и почему?

Вопрос 2. Какие меры предосторожности следует соблюдать?

[Решение на стр. 68 ]
Задача № 4.

Ребенку 11 месяцев врач назначил горчичники (накладывать на область спины на 5 минут). Мать ребенка, выполнив назначение, обнаружила отсутствие эффекта. Проконсультировавшись с тем же врачом по телефону, было решено удлинить время действия до 10 минут. Мать повторила процедуру, смочив горчичники (из этой же партии) в той же воде, которую налила из чайника для первой процедуры и приложила их на 10 мин. В середине процедуры ребенок вёл себя беспокойно, а к концу – плакал. На месте действия горчичников обнаружены мозаичные участки ожога кожи 1-й и 2-й степени.
Вопрос 1. В чем причина такого контраста в действии горчичников?

Вопрос 2. Что лежит в основе действия горчичников?

Вопрос 3. Какими правилами необходимо руководствоваться?

Вопрос 4. В чем ошибка врача и матери?

[Решение на стр. 68]
Задача № 5.

Пациенту в связи с предстоящей операцией произвели проводниковую анестезию плечевого сплетения 30 мл 1% раствора прокаина и одновременно инфильтрационную анестезию мягких тканей плеча по месту планируемого разреза 500 мл 0,25% раствора прокаина. Вскоре появились цианоз слизистых, губ, кожи лица, на разрезе – темная кровь, дыхание стало редкое и вскоре остановилось.
Вопрос 1. Причина остановки дыхания?

Вопрос 2. Что необходимо предпринять для спасения жизни пациенту?

Вопрос 3. Как предупредить подобные реакции?

[Решение на стр. 68]


Средства, влияющие на эфферентную иннервацию.

Холинергические агонисты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра фармакологии Бушма М. И iconМинистерство здравоохранения республики беларусь учреждение образования...
Определение фармакологии. Задачи фармакологии как науки и учебной дисциплины, ее роль и место в системе здравоохранения и медицинского...

Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра фармакологии Бушма М. И iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»
Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утверждённом Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 03. 06....

Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра фармакологии Бушма М. И iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный...
Рецензент: заведующий кафедрой нормальной физиологии Гомельского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук,...

Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра фармакологии Бушма М. И iconУчреждение образования «гомельский государственный медицинский университет»...
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного и медико-диагностического факультетов

Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра фармакологии Бушма М. И iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный...
Диффузный токсический зоб, 0 степень увеличения, тиреотоксикоз легкой степени тяжести, рецидивирующее течение

Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра фармакологии Бушма М. И iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный политехнический колледж»
Обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных и профилирующих дисциплин специальности 2 25 01 32 «Банковское...

Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра фармакологии Бушма М. И iconРеспублики Беларусь Учреждение образования Гомельский государственный...
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)

Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра фармакологии Бушма М. И iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный...
А. А. Вшивков. – Гомель : ггту им. П. О. Сухого, 2008. – 45 с. – Систем требования

Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра фармакологии Бушма М. И iconРеспублики Беларусь Учреждение образования могилевский государственный...
...

Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра фармакологии Бушма М. И iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный...
Академии управления при Президенте Республики Беларусь (протокол №14 от 05. 06. 2003), научно-методическим советом Академии при Президенте...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов