Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «острые инфекции нервной системы»




Скачать 85.51 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «острые инфекции нервной системы»
Дата публикации26.06.2013
Размер85.51 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Медицина > Методические рекомендации
Методические рекомендации к практическому занятию

для студентов

Тема занятия: «ОСТРЫЕ ИНФЕКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

Цель:

  1. Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, дифференциальной диагностики, лечения острых инфекционных заболеваний нервной системы.

  2. Овладение студентами навыков неврологического осмотра, оформления истории болезни, тактики лечения больных с инфекционными заболеваниями нервной системы.

Студент должен знать:

  1. этиологию, патогенез, клинику острых инфекций нервной системы;

  2. принципы их дифференциальной диагностики ;

  3. организацию помощи больным с острыми инфекционными заболеваниями нервной системы;

  4. лечение больных с нейроинфекциями;

Студент должен уметь:

  1. проводить неврологическое обследование больных с острыми нейроинфекциями;

  2. определить клинический синдром и топику поражения;

  3. поставить клинический диагноз;

  4. назначить дополнительное обследование;

  5. назначить лечение в зависимости от этиологии.

Общее время: 225 минут.

Оснащение:

  1. схемы, таблицы, учебные презентации, мультимедийный проектор, ноутбук, разборный муляж головного мозга;

  2. набор тестов и контрольных задач;

  3. набор инструментария, необходимый для неврологического обследования: набор ольфакторных веществ, набор растворов для исследования вкуса, таблицы для определения остроты зрения, цветоощущения, периметр, неврологические молоточки, иглы и пробирки для исследования чувствительности, медицинская документация.

  4. пациенты с инфекционными заболеваниями нервной системы.

Место проведения: учебная комната, палата больных.

^ Блок информации

Менингит - полиэтиологическое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалением мягкой мозговой оболочки и сопровождающееся общей инфекционной интоксикацией, синдромом повышения внутричерепного давления (ВЧД), менингеальным синдромом, воспалительными изменениями ликвора.

Энцефалит - полиэтиологическое инфекционное заболевание, преимущественно вирусной этиологии, характеризующееся поражением вещества головного мозга и сопровождающееся общей инфекционной интоксикацией, повышением ВЧД, энцефалитическим синдромом и, как правило, воспалительными изменениями ликвора. Вторичные энцефалита (паратитный, ветряночный).

^ Клещевой энцефалит

По МКБ-10 выделяют:

  • дальневосточный КЭ (русский весенне-летний),

  • центральноевропейский КЭ (с более доброкачественным течением).

Периоды течения КЭ:

  • острый период протекает в виде стертой формы или форы с развернутыми клиническими проявлениями

^ Клинические синдромы острого периода: лихорадочный, менингеальный, очаговый (полиомиелитический, энцефалитический, энцефалополиомиелитический, бульбарный и др)

  • хронический период протекает в виде прогредиентной формы

^ Клинические синдромы прогредиентной формы: амиотрофический, синдром паркинсонизма, эпилепсия Кожевникова, гиперкинетический синдром.

Лечение : этиотропная терапия: - противоклещевой гамма-глобулин титром 1:80, 1:160 по 3.0-6.0мл 2 раза 1-ый день, затем по 3.0в/м 2 раза в день, рибонуклеаза 120мг в сутки -3-6 дней.

Специфическая профилактика - тканевая инактивированная вакцина.

Полиомиелит- инфекционное вирусное заболевание с поражением серого вещества спинного и ствола головного мозга Формы: спинальная, бульбарная, понтиная, бульбоспинальная.

^ Острый инфекционный миелит - воспаление спинного мозга с поражением белого и серого вещества. Клинические синдромы: общеинфекционный синдром, синдром поперечного поражение спинного мозга (преимущественно белого вещества), тазовые нарушение. Изменение ЦСЖ.

^ План самостоятельной работы студента

NN

п/п

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время минуты

1

Контроль исходного уровня


Решение тестовых заданий


Проверка степени готовности к занятию и необходимости коррекции


10 минут


2

Самостоятельная работа студентов

Проведение осмотра больных с инфекционными заболеваниями нервной системы по стандартной схеме, составление синдромологического заключения, формулирование клинического диагноза, оценка данных инструментальных и лабораторных методов исследования, составление плана лечения и дифференциальной диагностики

Освоение алгоритма диагностики и лечения различных форм инфекционных заболеваний головного мозга

110 минут

3

Контроль конечного уровня знаний


Решение тестовых заданий и ситуационных задач


Определение степени достижения цели занятия


15 минут


^ Задание на дом

Вопросы самоподготовки

Литература

Цель

Самоконтроль

1. Анатомия головного и спинного мозга, периферической нервной системы.

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник – М.: Медпресс-информ.- 2010.-608 с.


Знать анатомию и функцию различных отделов головного мозга, симптомы поражения, ликворной системы. Знать анатомию и симптомы поражения спинного мозга на разных уровнях


Зарисовать схему многоуровневой регуляции движений, анатомию центрального и периферического нейронов, ядра черепных нервов в стволе, основные проводящие пути спинного мозга, зоны, ликворная система головного и спинного мозга.

2.Классификация инфекционных заболеваний нервной системы

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник – М.: Медпресс-информ.- 2010.-608 с.

Знать классификацию инфекционных заболеваний нервной системы

Записать классификацию инфекционных заболеваний нервной системы

3.Клиника острых инфекционных заболеваний нервной системы

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник – М.: Медпресс-информ.- 2010.-608 с.

Знать клинические особенности острых инфекционных заболеваний нервной системы


Записать клинические синдромы при менингитах, энцефалитах, полиомиелите, остром миелите.


4.Методы диагностики

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник – М.: Медпресс-информ.- 2010.-608 с.

Знать и уметь интерпретировать данные лабораторных методов обследования. Ликвор в норме и при патологии. Знать характерные изменения ликвора для каждой клинической формы инфекции нервной системы.


Сделать конспект методов лабораторной и инструментальной диагностики инфекционных заболеваний нервной системы

5.Лечение

1Лобзин Ю.В. «Менингиты и энцефалиты»,Спб. 2003г.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник – М.: Медпресс-информ.- 2010.-608 с.

Знать объем терапии при инфекционных заболеваниях нервной системы

Сделать конспект схем лечения инфекционных заболеваний нервной системы

^ Примеры контролирующих заданий

Контролирующие задания исходного уровня знаний

Билет №1

1. Переносчиками хориоменингита являются:

а) мыши, б) птицы, в) клещи, г) мелкий рогатый скот.

2. К менингиальным симптомам не относится:

а) верхний симптом Брузинского, б) симптом Лесажа, в) симптом Бехтерева,

г) симптом Ласега.

Билет № 2

1.Характерной особенностью гнойного менингита стафилококковой этиологии является:

а) выраженность менингеального синдрома, б) склонность к осумковыванию экссудата и абцедированию,

в) волнообразное течение и рецидивы, г) развитие сообщающейся гидроцефалии,

д) выздоровление при правильной терапии в течение 7-10 дней.

2. При вторичном гнойном менингите в ликворе:

а) тысячи лимфоцитов, б)тысячи нейтрофилов, в)единицы-десятки лимфоцитов,

г)десятки-сотни лимфоцитов, д)десятки-сотни нейтрофилов.

^ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Билет 1 - 1(а), 2(г),

Билет 2 - 1(б), 2(д),

Контролирующие задания конечного уровня знаний

Задача 1

Молодой человек заболел остро: повысилась температура до 38.8 градусов, появилась головная боль, рвота, светобоязнь, боли в мышцах. При осмотре: ригидность мышц затылка.,симптомы Кернига и Брудзинского положительны с двух сторон, общая гиперестезия.

1. Выделить патологические синдромы 2.Поставить топический диагноз 3. Поставить предварительный диагноз 4. Наметить план обследования. 5. Определить тактику ведения и лечения больного.

Задача 2

Ребенок 8 лет заболел остро. Поднялась температура до 38 градусов, развились катаральные явления, жаловался на боли в животе. Через 3 дня появились боли в ногах, на третий развилась слабость в ногах. При осмотре на 10 день заболевания: объем активных движений в ногах резко ограничен, особенно в проксимальных отделах., самостоятельно не ходит, тонус мышц низкий, отмечается гипотрофия мышц бедер и голеней, фибриллярные подергивания в них.. Сухожильные рефлексы с рук живые, равномерные, с ног - отсутствуют. Патологических рефлексов нет. Чувствительных нарушений нет.

1. Выделить патологические синдромы 2.Поставить топический диагноз 3. Поставить предварительный диагноз 4. Дифференциальный диагноз. 5. Определить тактику ведения и лечения больного.

^ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Задача 1: 1.Общеинфекционный, общемозговой, менингеальный.

2.Поражение мягкой мозговой оболочки.

3.Острый менингит.

4. Люмбальная пункция с исследованием СМЖ, общий анализ крови.

5.Антибактериальное лечение с учетом результатов исследования ликвора, симптоматическое лечение.

Задача 2: 1. Общеинфекционный, катаральный, абдоминальный, нижний периферический парапарез.

2. Поражение клеток передних рогов поясничного утолщения.

3.Полиомиелит, спинальная форма, острый период.

4.Полиневрит, миелит, полиневропатии.

5. Лечение симптоматическое.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «острые инфекции нервной системы» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения и профилактики...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «острые инфекции нервной системы» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию №33...
Нервная ткань регулирует деятельность других тканей и органов, их взаимосвязь и их связь с внешней средой. Понимание специфики биохимических...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «острые инфекции нервной системы» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления дифференциальной диагностики пароксизмальных состояний, лечения эпилепсии...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «острые инфекции нервной системы» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения опухолей головного...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «острые инфекции нервной системы» iconИнструкция к практическому занятию тема: «Микробиология внутрибольничных инфекций»
Повторите учебную информацию о внутрибольничной инфекции внутрибольничной инфекции

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «острые инфекции нервной системы» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема: «черепно-мозговая травма»
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной диагностики,лечения черепно-мозговой...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «острые инфекции нервной системы» icon20 Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы
Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы. Методические рекомендации к практическому занятию для студентов...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «острые инфекции нервной системы» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию №32...
Правильная оценка функционального состояния печени с использованием различных биохимических тестов позволяет установить факт заболевания...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «острые инфекции нервной системы» iconМетодические указания к практическому занятию №1 по дисциплине «Вычислительные...
Освоение основ функционирования современных средств вычислительной техники, в том числе структуры, принципов работы и основных возможностей...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «острые инфекции нервной системы» iconМетодические указания к практическому занятию для студентов V курсов...
Раньше хроническими окклюзирующими заболеваниями артерий конечностей страдало около 12% населения земного шара, в наше время 18%....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов