Технологическая карта практического занятия




Скачать 240.92 Kb.
НазваниеТехнологическая карта практического занятия
Дата публикации19.07.2013
Размер240.92 Kb.
ТипСамостоятельная работа
zadocs.ru > Медицина > Самостоятельная работа
Тема83. Получение функциональных оттисков с верхней и нижней челюстей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


Этапы практического занятия

Время в мин.

Оснащение

Место проведения

Организация занятия и подготовка рабочих мест

10

Наглядные пособия, стенды, фантомы, таблицы.

Учебная комната

Разбор учебных вопросов домашнего задания

35

Таблицы:

«Группы зубов, анатомотопография»»; «Зубы, «зубные ряды». Тестовые задания для контроля усвоения темы.

Учебная комната

Демонстрация практических навыков к самостоятельной работе студентов

20

Фантомы челюстей, фантом черепа, гипсовые модели, конструкции протезов. Тематические пациенты.

Клинический зал

Самостоятельная работа студентов при консультативной помощи преподавателя

65

Фантомы челюстей, фантом черепа, гипсовые модели, конструкции протезов. Тематические пациенты.

Клинический зал

Подведение итога занятия и домашнее задание

5




Учебная комната


^ Актуальность темы. Для изготовления полного съемного пластиночного протеза необходимо получить качественный отпечаток тканей протезного ложа не только в покое, но и во время функции. Эта манипуляция является актуальной и получила название – функциональный оттиск.

^ ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Студент должен знать, для достижения каких целей используются функциональные оттиски при протезировании дефектов зубных рядов четвертой группы. Должен знать и овладеть навыками припасовки индивидуальных ложек на верхнюю и нижнюю челюсти. Овладеть приемами получения функциональных оттисков с применением различных оттискных материалов.
^ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ


Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1. Знать и уметь объяснить суть понятия функциональный оттиск.


1. Уметь объяснить отличие анатомического оттиска от функционального.

2. Знать классификацию типов слизистой и атрофии альвеолярных отростков для подбора оттискного материала и метода получения оттиска.

2. Уметь обосновать выбор оттискного материала в зависимости от атрофии альвеолярного отростка и типа слизистой.


3. Знать строение верхней и нижней челюсти.


3. Уметь определить взаимоотношения верхней и нижней челюсти.

4. Знать строение слизистой оболочки полости рта.

4. Уметь клинически определить наличие подслизистого слоя в различных участках слизистой оболочки полости рта.

5. Знать критерии оценки функциональных оттисков

5. Уметь оценить полученный функциональный оттиск в клинике



^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



  • анатомо-функциональное изменение в челюстно-лицевой области при полной потере зубов;

  • клинические и лабораторные методы получения функционального оттиска;

  • формулирование диагноза у больных с полным отсутствием зубов.



УИРС


  • классификацию функциональных оттисков по Гаврилову.



^ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

- нанести оттискной материал на индивидуальную ложку;

- ввести индивидуальную ложку в полость рта пациента и отработать методику формирования краев оттиска при помощи различных движений губ и языка пациента и других приемов.
^ УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ:

а) Основная:

  1. Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков, Ортопедическая стоматология, М., Медицина, 1984г., стр. 87-89, 351-356, 361-363;

  2. А. И. Дойников, В. Д. Синицин, Зуботехническое материаловедение, М. Медицина, 1981г., стр. 107-128;

  3. Курс лекций YII семестра, лекция N 2;

  4. С. И. Криштаб, Ортопедическая стоматология, К., Вища школа, 1986г., стр. 244-246.

  5. Методические указания для студентов по ортопедической стоматологии, тема 71.

б) Дополнительная:

  1. Н. В. Калинина, В. А. Загорский. Протезирование при полной потере зубов. М. Медицина, 1990г., стр. 76-93.

  2. Руководство по ортопедической стоматологии под ред. В. Н. Копейкина., М. Медицина, 1993г. стр. 364-368.


^ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В начале занятия преподаватель проводит перекличку студентов и назначает дежурного, называет тему и цель занятия, выясняет непонятные вопросы, которые возникли у студентов при самоподготовке.

Затем преподаватель проводит разбор учебных вопросов по теме, по заданию УИРС, и методикам отработки практических навыков в соответствии с методической разработкой, путем активного опроса всех студентов группы. Преподаватель ориентируется на объем знаний, который студенты приобрели при самостоятельном изучении соответствующего материала по учебникам, лекциям и методическим указаниям для студентов, а также при выполнении задания УИРС в альбомах-тетрадях самоподготовки. Кроме того, преподаватель, на свой выбор, может производить проверку домашнего задания в устной форме или письменной, а так же в смешанной – устно-письменной форме. При этом преподаватель использует кроме учебных вопросов текущего занятия проблемно-ситуационные задачи и вопросы тест-контроля.

После проверки подготовки студентов к учебному занятию, преподаватель самостоятельно, демонстрирует выполнение практических заданий по теме занятия. При этом преподаватель ориентируется на количество практических навыки предусмотренных для отработки студентами по данной теме, а также уровень их усвоения. Таким образом, в этом разделе занятия конкретизируется следующие вопросы: что студент должен уяснить? Что знать? Что должен выполнять с помощью преподавателя и что самостоятельно?

Практические навыки студенты отрабатывают на фантомах челюстей, фантом черепа, гипсовых моделях.

В процессе работы преподаватель консультирует и оценивает самостоятельную работу каждого студента группы и разъясняет причины допущенных ошибок и исправление неточностей при выполнении практических заданий.

В конце занятия преподаватель выставляет зачет за УИРС, оценку за устный или письменный ответ; за тестовые задания для самоконтроля и самокоррекции начального уровня знаний; за тестовые задания для определения уровня усвоения изучаемой темы; за самостоятельную практическую работу, а также объявляет тему следующего занятия и вопросы для повторения.
^

Функциональный оттиск

Многие нежелательные реакции тканей протезного ложа можно предотвратить, применяя при протезировании так называемые функциональные оттиски, получившие широкое распространение во всем мире.

Функциональными называют оттиски, отображающие состояние тканей протезного поля во время функционирования. Метод их получения первым предложил Н.Schrott (1864). Он заключался в изготовлении металлических ложек для обеих челюстей. Для фиксации ложек на челюстях к ним с обеих сторон прикрепляли пружины. В ложки помещали разогретую гуттаперчу и предлагали больному в течение 15-20 мин производить различные движения нижней челюстью, губами, языком. По полученным таким образом функциональным оттискам изготавливали съемные протезы.

T.Momme (1897) модифицировал этот метод. Вначале изготавливали протезы по анатомическим оттискам, затем края готовых протезов срезали и вместо них наносили слой размягченной сырой гуттаперчи. Больным предлагали пользоваться такими протезами в течение 1-2 дней для формирования краев протезов функциональным путем. Далее протезы загипсовывали в кюветы и гуттаперчу заменяли базисным каучуком, который подвергали вулканизации.

В дальнейшем методика получения функционального оттиска была значительно усовершенствована и получила научное обоснование в связи с ее тщательным изучением и появлением новых данных об анатомии и функции челюстных костей, слизистой оболочки протезного ложа и окружающих его тканей.

Предложено большое количество оттискных масс и методик их применения для получения функциональных оттисков. В специальной литературе описано более ста способов получения оттисков с беззубых челюстей.


Наибольшую популярность получила классификация оттисков по Е.И. Гаврилову. В ее основу были положены следующие основные принципы:

1. Принцип последовательности лабораторных и клинических приемов изготовления протезов. На этом основании различают оттиски предварительные (ориентировочные) и окончательные. Предварительные оттиски получают стандартной ложкой. По ним отливают диагностические модели челюстей, позволяющие изучить взаимоотношения зубных рядов, альвеолярных гребней беззубых челюстей, рельеф твердого неба и другие особенности, имеющие значение для постановки диагноза, составления плана подготовки полости рта к протезированию и самого плана протезирования. Эта же методика позволяет определить приблизительно границу протезного ложа и изготовить индивидуальную ложку. По окончательным оттискам отливают рабочую модель.

2. Способ оформления краев оттиска, позволяющий протезу иметь замыкающий круговой клапан, обеспечивающий ту или иную степень его фиксации. В соответствии с этим различают анатомические и функциональные оттиски.

^ По методу оформления краев Е.И. Гаврилов подразделяет функциональные оттиски, оформленные при помощи:

а) пассивных движений;

б) жевательных и других движений;

в) функциональных проб.

Между анатомическими и функциональными оттисками четкой границы провести нельзя. По существу, чисто анатомических оттисков нет. Получая оттиск стандартной ложкой, при формировании его края всегда пользуются функциональными (правда, недостаточно обоснованными) пробами. С другой стороны, функциональный оттиск представляет негативное отображение анатомических образований (небный валик, альвеолярный бугор, поперечные небные складки и др.), не изменяющих своего положения во время движений нижней челюсти, языка и функции других органов. Поэтому совершенно закономерно, что функциональный оттиск имеет признаки анатомического, и наоборот.

3. Степень давления или степень отжатия слизистой оболочки.

^ По степени ее отжатия функциональные оттиски делятся на:

1) компрессионные или полученные под давлением, которое может быть произвольным, жевательным, дозированным;

2) дифференцированные (комбинированные);

3) декомпрессионные или полученные при минимальном давлении.
^

Индивидуальные ложки.


При любых клинических условиях с беззубой челюсти следует снимать только функциональный оттиск индивидуальной ложкой.

^ Индивидуальные ложки могут быть изготовлены из:

1) металла (стали, алюминия) методом штамповки;

2) пластмассы:

а) базисной (фторакса, этакрила, ярокрила) методом полимеризации;

б) быстротвердеющей (редонта, протакрила) методом свободной формовки;

в) стандартных пластмассовых пластинок АКР-П;

г) светоотверждающей пластмассы;

3) гелиоотверждаемых материалов с полимеризацией в специальных камерах или с использованием гелиолампы;

4) термопластических слепочных масс (Стенс);

5) воска.

^ Индивидуальные ложки изготавливают лабораторным путем или непосредственно при больном.

Единого метода получения оттиска, показанного во всех случаях нет. Наиболее распространена методика снятия компрессионного функционального оттиска. Такие оттиски нужно снимать жесткими оттискными массами – «Дентафоль», гипс, «Ортокор», «Дентафлекс», «Стомафлекс» и др. Показана данная методика при нормальной или очень податливой слизистой оболочке.

Давление на слизистую оболочку при снятии оттиска может осуществляться либо рукой врача, либо жевательными мышцами больного. В первом случае индивидуальную ложку припасовывают с оформленными границами и заполняют оттискной массой. Затем врач вводит в полость рта и прижимает ложку с массой к альвеолярному отростку, удерживая ложку до затвердевания массы. Давление в каждом случае получается разным и колеблется даже на протяжении снятия оттиска.

Более равномерную нагрузку и характерную для данного пациента можно достичь следующим образом. Нужно на жесткой ложке изготовить прикусные валики, припасовать ложку, и определить беззубому больному центральную окклюзию, несколько снизив высоту прикуса. Заполнить ложку оттискной массой и ввести массу с ложкой в полость рта. Позволить больному собственным жевательным давлением под контролем прикуса удерживать ложку в полости рта. Давление будет равномерным. Это лучшая методика.

При некоторых клинических условиях возникает необходимость, наоборот, разгрузить слизистую оболочку. Такие оттиски будут декомпрессионными, разгружающими. Их снимают жидкотекучими оттискными массами – жидкий гипс, «Репин», но непременным условием является перфорированная индивидуальная ложка. Для этого в лаборатории изготовленной ложке врач делает при помощи шаровидного бора отверстия необходимое количество отверстий.

Декомпрессионные оттиски показаны при очень тонкой атрофированной слизистой или при большой атрофии альвеолярных отростков и тяжистой, легко смещаемой слизистой оболочке, покрывающей протезное поле.

Известна методика снятия дифференцированного функционального оттиска. Для этого индивидуальной ложкой снимают предварительный оттиск, затем в местах, где следует разгрузить слизистую (тяжи, малая податливость) убирают оттискную массу шпателем, или делают отводной канал. Замешивают жидкотекучую оттискную массу и снова повторяют снятие функционального оттиска.
^ Методы оформления краев функционального оттиска


Активный

Смешанный

пассивный

При помощи функциональных проб

При помощи функциональных проб

При помощи движений врача


Наиболее распространенный смешанный метод.

^ ДЛЯ ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ. Индивидуальную ложку с оттискной массой вводят в полость рта, захватывая верхнечелюстные бугры (больной с полузакрытым ртом), прижимают ложку к небу и альвеолярному отростку одной рукой, второй рукой врач обрабатывает края оттиска с вестибулярной стороны при полузакрытом рте пациента. Щеки в области боковых зубов оттягивают вперед и вниз, а в области передних зубов оттягивается вниз губа или это делает больной. Для оформления края в области линии «А» просят больного произнести звуки «А» и «К», при которых мягкое небо поднимается вверх. Когда масса застывает, врач поднимает верхнюю губу, оттягивая её вверх, и одновременно нажимает на ложку сверху вниз в области передних зубов, после чего оттиск выводят из полости рта.

^ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ. Вводят ложку с оттискной массой и предлагают больному по возможности дольше держать прикрытым рот. Врач обрабатывает наружную сторону, оттягивая щеки протезируемого в области боковых зубов вверх и вперед, а губу в области передних зубов – вверх. Обработка с язычной стороны производится активным методом: больному предлагают высунуть язык, кончиком языка при полузакрытом рте больной касается щеки. Оттиск выводится так. Больному предлагают высунуть язык и одновременно оттягивают нижнюю губу вверх. Оттиск приподнимается, и его осторожно выводят.

^ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОТТИСКА. Оттиск на внутренней поверхности не должен иметь продавленных мест, края с вестибулярной и язычной сторон должны быть равномерной толщины, все места протезного поля, важные для ретенции (щечно-альвеолярное пространство для верхней челюсти и ретроальвеолярная область для нижней челюсти), должны быть точно просняты, нейтральная зона должна быть четко контурируемой. Оттиск должен быть чистым, свободным от слюны.
^

Получение функционального оттиска.


После припасовки индивидуальной ложки приступают к получению функционального оттиска. 

Получение оттиска состоит из следующих этапов:

1) припасовка индивидуальной ложки;

2) нанесение слепочной массы на ложку;

3) введение ложки с массой в полость рта;

4) формирование краев оттиска и проведение функциональных проб;

5) выведение оттиска и его оценка.

Следует принять за правило, что функциональный оттиск, обеспечивающий хорошую фиксацию протеза, можно получить только в том случае, если на анатомическом оттиске отражены все структуры протезного поля и некоторые функциональные особенности тканей, окружающих протезное ложе. При получении функционального оттиска они только уточняются.

Различают разгружающие или декомпрессионные и компрессионные оттиски.

Обычно ценность компрессионного или разгружающего оттиска связывают с фиксацией протеза и его воздействием на слизистую оболочку протезного ложа. Однако ценность той или иной методики снятия оттиска определяется влиянием протеза на течение процесса атрофии альвеолярного отростка.

^ Разгружающие (декомпрессионные) оттиски получают без давления или при минимальном давлении оттискной массы на ткани протезного ложа.

Недостатком разгружающего оттиска является то, что буферные зоны твердого неба не подвергаются сжатию, и все давление от протеза передается на альвеолярный отросток, усиливая его атрофию.

При получении декомпрессионного оттиска слепочный материал должен без искажения отражать каждую деталь слизистой оболочки полости рта так, чтобы микрорельеф базиса протеза точно соответствовал структуре поверхности протезного ложа. Поэтому такие оттиски можно получить лишь при помощи оттискных масс, обладающих высокой текучестью и не требующих для снятия оттиска большого усилия. К таким массам относятся силиконовые пасты низкой вязкости: экзафлекс, ксантопрен, альфазил, а также цинкоксидэвгеноловые пасты. Оттиск, получаемый при использовании жидкого гипса (по Брахману), обычно обеспечивает именно такое восприятие рельефа поверхности тканей протезного ложа. Некоторые авторы полагают, что если в оттискной ложке просверлить несколько отверстий для оттока излишков слепочного материала, то тем самым можно уменьшить давление слепочной массы на слизистую оболочку.

Известно, что фиксация протезов, изготовленных по декомпрессионным оттискам, является слабой, но они могут быть использованы при наличии определенных показаний.

К таким показаниям относятся:

1) значительная или полная атрофия альвеолярных отростков и слизистой оболочки;

2) повышенная чувствительность слизистой оболочки;

3) равномерно податливая слизистая оболочка протезного ложа.

^ Компрессионные оттиски рассчитаны на использование податливости слизистой оболочки, поэтому их снимают при большом давлении, обеспечивающем сжатие буферных зон. Когда говорят о компрессионном оттиске, то в первую очередь имеют в виду сжатие сосудов протезного ложа. Уменьшение объема ткани, ее вертикальная податливость находятся в прямой зависимости от степени наполнения сосудистого русла. Применение компрессионных оттисков рекомендовано при наличии рыхлой слизистой оболочки, обладающей хорошей податливостью.

Протез, изготовленный по компрессионному оттиску, не нагружает альвеолярный гребень; вне жевания он опирается только на ткани буферных зон, как на подушки. При жевании под влиянием жевательного давления сосуды буферных зон опорожняются от крови, протез несколько оседает и передает давление не только на буферные зоны, но и на альвеолярную часть. Таким образом, альвеолярный отросток разгружается, чем и предупреждается его атрофия.

Протез, изготовленный по компрессионному оттиску, обладает хорошей фиксацией, т.к. податливая слизистая оболочка клапанной зоны находится в более тесном контакте с краем протеза.

^ Компрессионный оттиск снимают под непрерывным давлением, обеспечивающим сдавливание сосудов слизистой оболочки твердого неба и их опорожнение. Для получения такого оттиска необходимо соблюдать определенные условия:

1) нужна жесткая ложка;

2) получение оттиска должно проводиться при помощи массы с низкой текучестью или термопластической массы;

3) компрессия должна быть непрерывной, прекращаясь лишь после того, как масса затвердеет. Непрерывность можно обеспечить усилием рук (произвольное давление). Но более удобно и правильно снимать компрессионный оттиск под жевательным давлением мышц, поднимающих нижнюю челюсть, т.е. под давлением прикуса, которое создается самим пациентом, либо с помощью специальных приборов, позволяющих создать строго определенное давление (дозированное) с учетом индивидуальных особенностей тканей протезного ложа и жевательной мускулатуры.

Для получения функционального оттиска пользуются термопластическими массами, такими как дентофоль, отрокор, ортопласт и др.

^ Удобство применения термопластических масс объясняется следующими их свойствами:

1) они имеют удлиненную фазу пластичности, что позволяет провести функциональные пробы, необходимые для получения качественного оттиска;

2) во время получения оттиска у них всегда одна и та же консистенция;

3) они не растворяются в слюне;

4) равномерно распределяют давление;

5) позволяют неоднократно вводить оттиск в полость рта и проводить коррекцию, т.к. новые порции массы сливаются со старыми порциями, не деформируя оттиск.

Однако термопластические массы обладают определенными недостатками. К ним относятся: неточный отпечаток вследствие низкой текучести; деформация при наличии ретенционных пунктов. При охлаждении водой они неравномерно затвердевают и могут деформироваться при выведении из полости рта.

Следует признать, что при использовании вышеперечисленных методов получения оттиска в ряде случаев не удается обеспечить полного функционального отражения протезного поля. Ткани протезного поля и окружающих его активных мышц неодинаковы по рельефу, относительному объему, физиологическому статусу во время жевания или разговора, а также в течение суток. Большое влияние на состояние протезного ложа и окружающих его мышц оказывает также физическое и эмоциональное состояние человека. Какой бы метод снятия оттиска не был применен, в последующем необходимы дальнейшее приспособление базиса протеза к тканям протезного поля, соотношениям зубных рядов и силе жевательного давления, а также адаптация больного и припасовка протеза на протяжении определенного времени.

Большое разнообразие встречающихся клинических условий для протезирования обусловливает необходимость использования дифференцированного оттиска. Следует исходить из общего положения о том, что единого метода, показанного во всех случаях, не существует. В связи с этим способ получения оттиска в каждом конкретном случае необходимо выбирать с учетом возраста больного, конституциональных и индивидуальных особенностей тканей челюстей, т.е. во всех случаях необходим дифференцированный подход. В тех случаях, когда ткани протезного ложа на разных участках не одинаковы по своему рельефу и строению, следует учитывать биофизические свойства каждого из элементов протезного ложа. При получении оттиска ткани, обладающие выраженными рессорными свойствами, должны находиться под большей нагрузкой, в то время как ткани разгруженных зон (в области торуса, резцового сосочка и пр.) не должны быть чрезмерно нагружены.

Избирательное давление на подлежащие ткани в зависимости от их анатомических и функциональных особенностей и биофизических свойств может иметь значение в связи с необходимостью предотвратить преждевременную атрофию мягких и костных тканей беззубых челюстей путем перераспределения жевательного давления базиса протеза.

Следовательно, в зависимости от анатомо-физиологических особенностей протезного ложа можно получать отображение слизистой оболочки в различных функциональных состояниях. При этом разгружающие слепки рекомендуется получать при тонкой, атрофичной и при избыточно податливой («болтающийся» гребень) слизистой оболочке. Компрессионные слепки показаны при рыхлой, хорошо податливой слизистой оболочке. Лучшего эффекта можно достичь, только применяя дифференцированные слепки, полученные с разной степенью компрессии слизистой оболочки, с учетом ее податливости в различных участках протезного ложа.
^

Требования к функциональному оттиску:


1) иметь точный и четкий отпечаток поверхности слизистой оболочки протезного ложа без размытых слюной участков и пор;

2) иметь равномерную толщину края и слоя слепочного материала баз просветов ложки;

3) иметь точное отображение линии «А» и слепых ямок;

4) края оттиска должны быть гладкими и закругленными;

5) из полости рта оттиска должен выводиться целиком.

^ Отливка рабочих моделей.

После получения оттиска приступают к его оценке: проверяют, не продавлен ли материал в каких-либо участках, хорошо ли оформлены края, какова их объемность. Не допускается наличие воздушных пор. Затем определяют силу присасывания оттиска. Для этого вводят оттиск в полость рта, прижимают к протезному ложу и за ручку ложки пытаются оторвать его от ложа. Если это удается с трудом, то это означает, что фиксация хорошая. В том случае, если все требования соблюдены, оттиски передают в лабораторию для продолжения работы.

Для предупреждения нарушения клапанной зоны на модели во время ее вскрытия нужна окантовка краев оттиска. Ее проводят следующим образом. На 3-5 мм ниже края оттиска наслаивают полоску воска толщиной 2-3 мм и шириной 5 мм. После этого обычным способом отливают модель. Зубной техник, обрезая модель, удаляет излишки гипса только в пределах окантовки, не нарушая тем самым участки слизистой оболочки переходной складки, в которых помещался край оттиска. После получения модели воск убирают, и по его краю на модели остается четкая функционально оформленная граница и объемно воспроизведенная клапанная зона. При нарушении целостности переходной складки моделирование края протеза в соответствии с клапанной зоной становится невозможным, т.к. краевой замыкающий клапан будет иметь дефекты, что приведет к нарушению фиксации протеза.

Изготовление гипсовых моделей беззубых челюстей немного отличается от изготовления таковых для съемных протезов при частичных дефектах зубного ряда. Модели с беззубых челюстей подвергаются специальной гравировке.

С гипсовых моделей шпателем счищают имеющиеся бугорки и наплывы. Они образуются от наличия небольших пузырьков на поверхности слепка. После общей проверки модель верхней челюсти подготавливают к созданию периферического клапана на небной поверхности.

Шпателем в области перехода твердого неба в мягкое выгравировывают небольшой слой гипса глубиной 0,5-1,0 мм и различной ширины. Такая гравировка модели ведет к образованию на границе протеза возвышения, которое погружается в податливую ткань. Отдавливание мягких тканей на клапанной зоне соответствует созданию небного клапана для протеза на верхнюю челюсть.
^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМОКОРРЕКЦИИ
НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1 Классификацию функциональных оттисков предложил:

а) Блек;

б)* Гаврилов;

в) Кэннеди;

г) Супле.

6. Наиболее целесообразной тактикой при наличии торуса средней выраженности является:

а) хирургическое вмешательство;

б) дифференциальный оттиск;

в)* изоляция торуса;

г) укорочение протеза;

д) моделировка базиса протеза с обходом торуса.
7. Для предупреждения травмы резцового сосочка необходимо предпринимать:

а)* моделирование базиса с обходом сосочка;

б) хирургическое иссечение его;

в) оттиск с дифференцированным давлением;

г) изоляция его на модели;

д) выпиливание базиса протеза в области сосочка.
8. Кто первым предложил получать функциональные оттиски:

а) Христиансен;

б) Нападов;

в)* Шротт;

г) Бетельман.
9. Какая отечественная самотвердеющая пластмасса была специально разработана для изготовления индивидуальных ложек для получения функциональных оттисков:

а) Протакрил-М;

б) Фторакс;

в)* Карбопласт;

г) Акрилоксид.
10. Как должен выводиться из полости рта функциональный оттиск:

а)* выводиться целиком;

б) разделяться на две равных части;

в) разделяться на две неравных части.

В случае если студент оказался не готов к решению одного или нескольких заданий, он должен пополнить свой начальный уровень знаний из соответствующих источников информации. После проверки начального уровня знаний можно приступить к углублённому изучению данной темы.
^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ

1. Больной жалуется на нарушение функции жевания. Пользовался полными съемными пластиночными протезами. Объективно слизистая оболочка истончена по всей поверхности протезного ложа, атрофирована. Альвеолярный отросток равномерно атрофирован, свод неба невысокий. Какой способ получения функционального оттиска будет наилучшим?

A. Комбинированный.

B. Под силой собственного жевательного давления.

C. Компрессионный.

D. Произвольный.

E*. Разгружающий.

2. Для изготовления полного съемного протеза на верхнюю челюсть больному 65 лет необходимо получить функциональный оттиск. При обзоре полости рта выявлена резкая равномерная атрофия альвеолярного отростка верхней челюсти, небо плоское, торус резко выраженный, бугры верхней челюсти атрофированные, экзостозы в области 13, 23 размером 5х5 мм. Слизистая оболочка в области торуса и экзостозов утонченная, атрофированная, по краям протезного ложа – умеренно податливая. Какой тип оттиска наиболее целесообразный?

A. Декомпрессионный функционально-приссасывающийся.

B. Компрессионный функциональный.

C.* Дифференцированный функционально-приссасывающийся.

D. Присасывающийся под жевательным давлением.

E. Компрессионный под жевательным давлением.

3. При объективном обследовании полости рта больного К. выявлено: беззубая нижняя челюсть с неравномерной атрофией альвеолярного отростка, наличие подвижного альвеолярного гребня во фронтальном участке. Какой метод получения функционального оттиска предпочтительнее в данном случае?

A. Оттиск под жевательным давлением.

B. Декомпрессионный оттиск.

C. Компрессионный оттиск.

D*. Дифференцированный оттиск.

E. Оттиск под дозированным жевательным давлением.

4. Больному изготовили полный съемный протез на верхнюю челюсть. После наложения протеза пациент жалуется на плохую фиксацию протеза во время жевания. На каком клиническом этапе была ошибка?

A. Снятие анатомического оттиска.

B.* Снятие функционального оттиска.

C. Определение и фиксация центральной окклюзии.

D. Проверка конструкции протеза.

E. Сдача и коррекция.
5. Пациент 70 лет с полной утратой зубов на нижней и верхней челюстях обратился в клинику для повторного протезирования. Пользуется полными съемными протезами 11 лет. Объективно: слизистая оболочка протезного ложа верхней и нижней челюстей воспалена. Отчетливо видны отпечатки края протеза по линии «А». Протезы смещаются, высота прикуса снижена. Какова тактика врача в данной клинической ситуации?

A. Получить анатомические оттиски стандартными ложками.

B. Получить оттиски протезами для изготовления индивидуальных ложек.

C. Получить функциональные оттиски протезами для изготовления новых протезов.

D*. Забрать протезы у больного, провести терапевтическое лечение.

E. Пользуясь протезами провести терапевтическое лечение.

6. Мужчине 65 лет изготавливается полный съемный протез на н/ч. Припасовка индивидуальной ложки проводится при помощи проб Гербста. Какая проба позволяет уточнить вестибулярный край индивидуальной ложки во фронтальном участке?

A.* Активные движения мимической мускулатуры, вытягивание губ вперед.

B. Провести языком по красной кайме нижней губы.

C. Провести языком по красной кайме верхней губы.

D. Дотронуться кончиком языка до щек при полузакрытом рте.

E. Глотание и широкое открывание рта.

7. Для изготовления полного съемного протеза на верхнюю челюсть больному 65 лет необходимо получить функциональный оттиск. При обзоре полости рта выявлена резкая равномерная атрофия альвеолярного отростка верхней челюсти, небо плоское, торус резко выраженный, бугры верхней челюсти атрофированные, экзостозы в области 13, 23 размером 4х4 мм. Слизистая оболочка в области торуса и экзостозов утонченная, атрофированная, по краям протезного ложа – умеренно податливая. Какой тип оттиска наиболее целесообразный?

A. Декомпрессионный функционально-приссасывающийся.

B. Компрессионный функциональный.

C.* Дифференцированный функционально-приссасывающийся.

D. Присасывающийся под жевательным давлением.

E. Компрессионный под жевательным давлением.

8. При объективном обследовании полости рта больного К. выявлено: беззубая нижняя челюсть с неравномерной атрофией альвеолярного отростка, наличие подвижного альвеолярного гребня во фронтальном участке. Какой метод получения функционального оттиска предпочтительнее в данном случае?

A. Оттиск под жевательным давлением.

B. Декомпрессионный оттиск.

C. Компрессионный оттиск.

D*. Дифференцированный оттиск.

E. Оттиск под дозированным жевательным давлением.

9. Какой способ разгрузки протезного ложа можно применять?

A. Декомпенсированные оттиски.

B. Сужение окклюзионной поверхности зубов.

C. Постановка зубов с низкими буграми.

D.* Использование эластичных пластмасс.

E. Все вышеперечисленные.

10. Метод функционального оформления краев оттиска используется:

A. Для создания клапанной зоны.

B. Для создания формы вестибулярного края оттиска с учетом функции мимических мышц.

C. Для получения оптимальной толщины и формы краев оттиска с учетом эстетических требований.

D.* Для получения оптимальной толщины и формы краев оттиска с учетом фонетических требований.

E. Все вышеперечисленное верно.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технологическая карта практического занятия iconТехнологическая карта студента

Технологическая карта практического занятия iconТехнологическая карта работы с причёской

Технологическая карта практического занятия iconТехнологическая карта по дисциплине
Умк по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

Технологическая карта практического занятия iconТехнологическая карта
Наименование блюда (кулинарного изделия) по сборнику рецептур 280 Борщ холодный мясной

Технологическая карта практического занятия iconТехнологическая карта диспетчера рдц. Прилет
При занятии вс заданного эшелона (за 20-10 км до пролета точки передачи контроля)

Технологическая карта практического занятия iconДомашнее задание для практического занятия по педагогике для студентов...
Подготовьте план учебно-просветительского занятия по теме: «Здоровый образ жизни»

Технологическая карта практического занятия iconБанковская карта (карта) платежная карта, предназначенная для оплаты товаров, услуг

Технологическая карта практического занятия iconТиповая технологическая карта на монтаж вентилируемого фасада с облицовкой композитными панелями
Ованиями «Руководства по разработке технологических карт в строительстве», подготовленного Центральным научно-исследовательским и...

Технологическая карта практического занятия iconМетодическая разработка для проведения практического занятия Тема №11
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии

Технологическая карта практического занятия iconМетодическая разработка для проведения практического занятия Тема №9
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов