Скачать 4.83 Mb.
|
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии СИЛЛАБУС Дисциплина - микробиология Специальность: 051301 Общая медицина Объем учебных часов – 216 час Лекции - 12 часов Практические занятия - 60 часов Самостоятельная работа студента с преподавателем – 72 ч. Самостоятельная работа студентов (СРС) - 72 часа ^ Внеаудиторных часов (СРС) - 72 часа Форма контроля – экзамен Курс 2 семестр 3,4 Алматы, 2012 Контактная информация: г. Алматы, ул. Толе би 92 , Корпус № 3, 2-этаж. 2.Политика дисциплины: заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса, реализации компетентностно-ориентированного обучения. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе, Кодексе преподавателя и студента. Уважаемый студент! Приводимперечень требований, которые имеем честь представить Вам.
Примечание:
-за непосещение занятий и невыполнение заданий Ваша итоговая оценка будет снижена; -за невовремя сданные СРС итоговая оценка будет снижена; -за использование сотового телефона во время сдачи экзамена вы будете удалены с экзамена.
В добрый путь, студент! 3. Программа: 3.1 Введение Микробиология как наука, изучает морфологию, систематику и физиологические особенности микроорганизмов, условия их жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека в норме и патологии. Микробиология – интегральная дисциплина, объединяющая ряд самостоятельных предметов, тесно связанных между собой, - бактериологию, вирусологию, микологию, протозоологию и иммунологию, поэтому их изучение рационально проводить комплексно. Медицинская микробиология изучает биологические свойства, факторы патогенности, механизмы их реализации на клеточном и молекулярно-генетическом уровнях возбудителей инфекционных заболеваний человека и разрабатывает стратегические методы их диагностики, лечения и профилактики. C медицинской микробиологией неразрывно связана инфекционная иммунология – наука, изучающая биологические механизмы самозащиты организма, направленные на распознавание и уничтожение инфекционных агентов. Знание лабораторной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний микробной этиологии, встречающихся в РК и за рубежом, необходимо врачу любой специальности для понимания сущности механизмов развития заболеваний (патогенеза болезни), осуществления правильных и своевременных диагностических, лечебных и профилактических мероприятий. В процессе обучения целесообразна клиническая направленность преподавания предмета. Например, подчеркивая прямую связь микроорганизма и макроорганизма, продукцией факторов патогенности микробом, наличием других биологических свойств возбудителей с клиническими симптомами болезни. ^ формирование у студентов знаний о роли микроорганизмов в инфекционной патологии человека, развитии микробных заболеваний у соматических больных, нарушении нормальной микрофлоры организма человека, роли микробиологии в решении проблемы снижения и ликвидации инфекционных заболеваний, а также роли микробиологической методов в диагностике заболеваний микробной этиологии. ^
^ Сформировать знания по:
Сформировать навыки по:
Сформировать правовые знания по:
Сформировать умение самостоятельной работы и коммуникативных навыков через проведение активных и интерактивных методов обучения. ^ Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, экология, химия, гистология, биофизика, биохимия. Постреквизиты: физиология-2, хирургические болезни, внутренние болезни, эпидемиология, общая гигиена, общая иммунология, детские болезни, инфекционные болезни. ^ Ведение Предмет, цели и задачи микробиологии. Микробиология как фундаментальная и прикладная наука. Объекты изучения медицинской микробиологии: бактерии, вирусы, грибы, простейшие. Принципы организации микробиологической лаборатории. Методы микробиологического исследования: микроскопический, культуральный, серологический, биологический, аллергический, молекулярно-генетический. Значение микробиологии в прогрессе медицины и в практической деятельности врача общего профиля. Достижения отечественных и зарубежных ученых в области микробиологических исследований. ^ Кредит 1 1.1 Систематика и номенклатура микроорганизмов Принципы систематики микроорганизмов. Прокариоты (фотобактерии, скотобактерии, эубактерии, спирохеты, актиномицеты, риккетсии, хламидии, микоплазмы). Эукариоты (простейшие, грибы). Вирусы. Таксономические категории: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид. Вид как основная таксономическая категория. Представления об инфраподвидовых категориях: биовары, серовары, фаговары. Номенклатура микроорганизмов. Классификация микроорганизмов. Эволюция микроорганизмов и ее особенности. ^ Морфология бактерий. Структура бактериальной клетки. Химический состав и функциональное значение отдельных компонентов бактериальной клетки. Формы бактерий с нарушенным синтезом клеточной стенки: протопласты, сферопласты, L-формы бактерий. Методы исследования морфологии микроорганизмов. Типы микропрепаратов, способы их приготовления. Световая, темнопольная, фазово-контрастная, темнопольная, люминесцентная микроскопия. Изучение микроорганизмов в электронном микроскопе. Тинкториальные свойства микробов. Простые и сложные методы окрашивания. Особенности морфологии и структуры спирохет, актиномицетов, риккетсий, хламидий, микоплазм. Морфология грибов и простейших. ^ Метаболизм бактерий. Ферменты, их биологическая роль. Ферменты патогенности. Классификация бактерий по типам питания. Механизм транспорта питательных веществ в бактериальную клетку. Дыхание бактерий. Анаэробы и аэробы. Рост и размножение микроорганизмов. Биопленочное жизнеобеспечение микроба. Некультивируемые формы. Бактериологический (культуральный) метод исследования микроорганизмов. Питательные среды. Требования к питательным средам. Культуральные свойства бактерий. Кредит 2 Введение. Знание генетики микроорганизмов, как основы молекулярно-генетических методов исследования, играет важную роль для диагностики заболеваний микробной этиологии в деятельности врача общего профиля. Полученные знания в области нормальной микрофлоры тела человека и объектов окружающей среды (санитарные нормы), а также форм ее нарушения (дисбактериозы), позволят врачам специальности «Общая медицина» проводить правильную санитарную оценку объектов окружающей среды, диагностику и коррекцию дисбактериозов. Микробиологическая основа терапии инфекционных заболеваний даст возможность правильного подхода к проведению антибиотикотерапии. Инфекция и иммунитет – два неразрывно связанных определения, знание которых было и остается актуальным в деятельности практического врача. ^ Значение микробиологии и вирусологии в становлении и развитии молекулярной генетики. Репарации и их значение. Генетический обмен у бактерий.. Плазмиды бактерий. Цели и задачи генной инженерии. Практическое использование генной инженерии в микробиологии и биотехнологии. Ценность молекулярно-генетических исследований для прогресса микробиологии и медицины. ^ Распространение микробов в окружающей среде. Микрофлора воды, почвы, воздуха, объектов внешней среды. Участие микроорганизмов в круговороте азота, углерода, серы, фосфора и железы в природе. Влияние физических и химических факторов окружающей среды на микробы. Стерилизация. Микробиологический контроль стерилизации. Санитарно-показательные микроорганизмы. Санитарно-микробиологические исследования почвы, воды, воздуха. Значение санитарно-микробиологических исследований в оценке санитарного состояния больничных учреждений в соответствии с требованиями нормативных документов. Действие на микроорганизмы химических веществ. Понятие о дезинфекции, антисептике, асептике. Влияние биологических факторов: вирусов-фагов, ферментов, сывороток и др. Взаимоотношения между микробами в ассоциациях. Чувство кворума у бактерий. Способность к образованию биопленки. Нормальная микрофлора тела человека и ее значение в физиологических процессах организма, в патологии. Дисбиоз и факторы, влияющие на его развитие. Препараты для восстановления нормальной микрофлоры человека (пробиотики, пребиотики, синбиотики). Микробиологические основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний. Понятие о химиотерапии и химиопрофилактике. Характеристика химиотерапевтических препаратов. Требования, предъявляемые к химиопрепаратам, химиотерапевтический индекс. Антибиотики. Классификация антибиотиков. Антибактериальные, противовирусные, противоопухолевые и противогрибковые препараты. Химиопрепараты. Принципы рациональной антибиотикотерапии. Побочные явления при антибиотикотерапии. Лекарственная устойчивость микробов; механизмы устойчивости. Мультирезистентность. Методы определения чувствительности микробов к антибиотикам. ^ Понятия «инфекция» (инфекционный процесс), «инфекционная болезнь». Условия возникновения инфекционного процесса. Патогенность микроорганизмов. Персистенция. Факторы, влияющие на вирулентность. Факторы патогенности бактерий. Входные ворота инфекции. Инфицирующая доза. Пути распространения микробов и токсинов в организме. Динамика развития инфекционного заболевания. Формы инфекции. Роль природных и социальных факторов в возникновении и распространении инфекционных заболеваний. Внутрибольничные инфекции. Особенности вирусных инфекций. ^ История развития иммунологии. Основы инфекционной иммунологии. Естественный иммунитет. Защитные функции кожи, слизистых оболочек, лимфатических узлов. Антагонистические свойства нормальной микрофлоры человека. Гуморальные и клеточные факторы естественного иммунитета. Специфический иммунный ответ. Гуморальный иммунный ответ. Понятие об аллергенах. Сенсибилизация, разрешение, десенсибилизация. Гиперчувствительность немедленного типа (ГНТ). Лекарственная анафилаксия. Механизмы развития аллергии. Иммунологические реакций и применение для идентификации возбудителей и диагностики инфекционных заболеваний. Иммунные диагностические сыворотки. Диагностикумы. Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных болезней. Вакцины. Требования к вакцинам. Способы приготовления и введения вакцин. Побочное действие вакцинных препаратов. Контроль, хранение и применение биологических препаратов. Серопрофилактика и серотерапия. Антимикробные и антитоксические сыворотки, их приготовление и типирование. Иммуноглобулины, гомологичные и гетерологические, их приготовление и применение. Побочное действие чужеродных белков, способы предупреждения и выявление аллергических реакций. Серологические реакции. Способы постановки и интерпретация результатов. |
![]() | Выпускная квалификационная работа это самостоятельная письменная работа учебно-исследовательского характера (теоретическая и опытно-экспериментальная).... | ![]() | Уирс; отчета по научно- исследовательской работе студента нирс; отчета по учебной практике; отчета по производственной практике;... |
![]() | Место работы автора рабочей программы: университет «Туран», Академия кино и телевидения, кафедра «Общеобразовательных дисциплин,... | ![]() | Приложения 1 Сводные таблицы (заочная и очно-заочная формы обучения): семестр изучения, аудиторная работа, самостоятельная работа,... |
![]() | Угату, предполагает выполнение студентами заочной формы обучения контрольной работы по предлагаемой тематике. Зачтенная контрольная... | ![]() | Формы гуморальной регуляции: местная (аутокринная, изокринная паракринная) и дистантная. Виды гуморальных регуляторов: в нервной... |
![]() | Л. Н. Толстой, говоря о человеческой мудрости, предупреждал, что она не может переливаться из того человека, который полон ею, в... | ![]() | Она охватывает актуальные вопросы экономической теории. Среди предлагаемых в списке тем, студент выбирает по собственному желанию... |
![]() | Согласно стандартам Минобразования рф, курсовая работа – самостоятельная комплексная работа учащихся, выполняемая на завершающем... | ![]() | Профориентационная работа с молодежью в контексте традиций и инноваций. 20 |