Методические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва,




Скачать 309.11 Kb.
НазваниеМетодические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва,
страница1/2
Дата публикации29.07.2013
Размер309.11 Kb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Медицина > Методические указания
  1   2


ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России

Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения

с курсом менеджмента сестринского дела




Утверждаю

Зав. кафедрой, профессор

___________Н.Х. Шарафутдинова

«___» ____________2012 г.


.

Дисциплина:

Общественное здоровье и здравоохранение


Специальность: 060109 (65)

«сестринское дело»

форма обучения: заочная

Курс: 5

Семестр: 9



^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой медицинской помощи населению»

Методические указания

для аудиторной работы студентов


Уфа 2012

Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва, 1998) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта II поколения (М., 2000) специальности 060109(65)–« сестринское дело», рабочей программой дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», утвержденной в 2012г. КНМС БГМУ


Рецензент:

Киреева Э.Ф. – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, к.м.н.


Составитель:

Борисова М.В.– доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, к.м.н.

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, протокол № 11 от 30.03.2012г.

Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи»

  1. Тема и ее актуальность:

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства

2. ^ Учебная цель: ознакомить студентов с особенностями организации первичной медико-санитарной помощи населению.

Для формирования профессиональной компетенции студент должен знать:

- определение первичной медико-санитарной помощи (ПСМП);

- структуру, задачи, виды деятельности ЛПУ, осуществляющих ПМСП;

- структуру и функции станции скорой медицинской помощи,

- законодательные документы, регламентирующие работу данной службы,

- методику расчета показателей работы ЛПУ, осуществляющих ПМСП.

- формы преемственности и взаимосвязи между учреждениями, оказывающими ПМСП.

уметь:

- рассчитывать и анализировать показатели, характеризующие работу амбулаторно-поликлинического учреждения.

- рассчитывать и анализировать показатели, характеризующие работу станции скорой медицинской помощи.

- применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и в период производственной практики.

По окончании занятия студент должен овладеть навыками анализа деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения

3. Вопросы для самоподготовки

  1. Каковы принципы оказания лечебно-профилактической помощи населению?

  2. Что означает участковый принцип оказания помощи населению?

  3. Какова рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках?

  4. Как организована деятельность врача общей практики?

  5. Что означает диспансерный принцип оказания помощи населению?

  6. Каковы этапы и показатели эффективности диспансеризации?

  7. Каковы основные нормативные документы, регламентирующие деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений?

  8. Каковы основные задачи амбулаторно-поликлинических учреждений?

  9. Каковы структура и показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений?

  10. Перечислите основные учетно-отчетные документы амбулаторно-поликлинических учреждений?

  11. Каковы принципы оказания СМП?

  12. Каковы основные нормативные документы, регламентирующие деятельность службы скорой медицинской помощи?

  13. Как размещаются структурные подразделения скорой медицинской помощи в зависимости от численности населения?

  14. Какова структура службы СМП?

  15. Каковы основные функции и задачи службы СМП?

  16. Какова организация работы основных структурных подразделений (оперативного отдела, организационно-методического отдела, линейно-контрольной службы, Врачебно-консультативной информационной службы и др.)?

  17. Перечислите виды, состав и задачи бригад скорой медицинской помощи?

  18. Каковы основные правила вызова СМП?

  19. Какова роль диспетчера по приему и передаче вызовов?

  20. Перечислите основные показатели деятельности СМП.

  21. Как осуществляется преемственность в оказании скорой медицинской помощи между учреждениями здравоохранения?

  22. Перечислите основные учетно-отчетные документы.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 6 академических часов

6. Оснащение:

Ситуационные задачи, методические пособия, тестовые задания, калькуляторы, и годовые отчеты подстанций скорой медицинской помощи (форма № 40).

7. Содержание занятия:

  • Организационный этап – 5 мин.

  • Контроль исходного уровня знаний и умений, тестовый контроль – 20 мин.

  • Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме – 70 мин.

  • Самостоятельная работа студентов по выполнению индивидуального задания под руководством преподавателя. – 145 мин.

  • Контроль усвоения темы – 25 мин.

  • Подведение итогов занятия. Задание на дом – 5 мин.


8 Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1) Анализ годового отчета службы скорой медицинской помощи (Ф № 40)
^ 9. Место проведения самоподготовки:

учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112).

^ 10. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний студентов, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, задания).
11. Литература для студентов:

Основная литература:

1. Общественное здоровье и здравоохранение. В.А. Медик, В.К. Юрьев. – М, 2009. – С. 13-20

2. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению. И.Н. Денисов, Д.И. Кича, В.И. Чернов. – М, 2009. – С. 9-23.

Дополнительная литература

  1. Кучеренко, В.З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учебное пособие для вузов / В. З. Кучеренко [и др.]. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 188 с.

2. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть I. Общественное здоровье. – М.: Медицина, 2003.

3. Методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов по теме «Медико-демографические показатели. методика их изучения». – Уфа, 2009. – 71 с.

Информационный блок

Организация первичной медико-санитарной помощи населению.
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции ФЗ №122»» от 22.08.2004г.)

Оказание лечебно-профилактической помощи строится в соответствии с определенными принципами:

  1. Доступность и бесплатность предусмотренных видов и объемов МП программой государственных гарантий (ПГГ) оказания бесплатной МП населению. ПГГ ежегодно пересматривается.

  2. Неразрывность лечебного дела и профилактики

  3. Преемственность учреждений ЗО

  4. Преимущество в оказании МП работающим.

  5. Участковость

  6. Диспансерный метод

Участковый принцип – это прикрепление к участковому врачу определенного контингента населения

Приказ МЗ и СР РФ от 4 августа 2006 г. №584 г. Москва
«О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу»


Участковый принцип является основной формой организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению муниципальных образований.

В амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждениях могут быть организованы врачебные участки:

  • - терапевтический;

  • - педиатрический;

  • - врача общей практики;

  • - семейного врача;

  • - комплексный терапевтический участок.

Обслуживание населения на врачебных участках осуществляется:

  • - врачом-терапевтом участковым, медицинской сестрой участковой на терапевтическом участке;

  • - врачом педиатром-участковым, медицинской сестрой участковой на педиатрическом участке;

  • - врачом общей практики (семейным врачом), помощником врача общей практики, медицинской сестрой врача общей практики на участке врача общей практики (семейного врача);

  • - врачом-терапевтом участковым, фельдшером (акушеркой), медицинской сестрой участковой на комплексном терапевтическом участке.

^ Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках, в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет;

  • на терапевтическом участке – 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

  • на педиатрическом участке — 800 человек, детского населения 0-17 лет включительно;

  • на участке врача общей практики - 1500 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

  • на участке семейного врача - 1200 человек взрослого и детского населения;

  • на комплексном терапевтическом участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.

^ Комплексный терапевтический участок формируется из населения врачебного участка амбулаторно-поликлинического или стационарно-поликлинического учреждения с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслуживаемого врачом-терапевтом амбулатории и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими пунктами (фельдшерскими пунктами).

^ ПРИКАЗ
Минздравсоцразвития России от 07.12.05 № 765
Об организации деятельности врача-терапевта участкового


На должность врача-терапевта участкового назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия" и сертификат специалиста по специальности 'Терапия".

Врач-терапевт участковый осуществляет свою деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения:

  • - поликлиниках;

  • - амбулаториях;

  • - стационарно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения;

  • - других лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.

Врач-терапевт участковый:

    • формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения;

    • осуществляет санитарно-гигиеническое образование, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни;

    • осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, организует и ведет школы здоровья;

    • изучает потребности обслуживаемого им населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий;

    • осуществляет диспансерное наблюдение пациентов, в т. ч. имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;

    • организует и проводит диагностику и лечение различных заболеваний и состояний, в т. ч. восстановительное лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

    • оказывает неотложную медицинскую помощь пациентам при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

    • направляет пациентов на консультации к специалистам, в т. ч. для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;

    • организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке; проводит экспертизу временной нетрудоспособности в установленном порядке и оформляет документы для направления на медико-социальную экспертизу;

    • выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;

    • взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями;




    • организует совместно с органами социальной защиты населения медико-социальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;

    • руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь;

    • ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного участка.


ПРИКАЗ МЗ и СР РФ от 17 января 2005 г. N 84

^ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОГО ВРАЧА)

На должность врача общей практики (семейного врача) назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия", окончившие клиническую ординатуру по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", или врачи-терапевты участковые, и врачи-педиатры участковые, прошедшие профессиональную переподготовку по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" и получившие сертификат специалиста по этой специальности.

ВОП оказывает многопрофильную помощь (ЛОР, офтальмология, неврология, амбулаторная хирургия, при специальном обучении - эндокринология)

^ Врач общей практики (семейный врач) осуществляет свою деятельность в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению:

  • центрах общей врачебной (семейной) практики;

  • амбулаториях и участковых больницах муниципальной системы здравоохранения;

  • отделениях общей врачебной (семейной) практики амбулаторно-поликлинических учреждений;

  • и других медицинских организациях.

Врач общей практики (семейный врач):

  • формирует врачебный участок из прикрепившегося контингента;

  • осуществляет санитарно-гигиеническое образование; консультирует членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;

  • осуществляет профилактическую работу, направленную на выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска путем диспансеризации прикрепившегося контингента в установленном порядке, в том числе детей, инвалидов, лиц старших возрастных групп;

  • направляет больных на консультации к специалистам для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;

  • организует и проводит лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

  • осуществляет патронаж беременных женщин и детей раннего возраста, в том числе новорожденных, в установленном порядке;

  • организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке;

  • выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;

  • взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями;

  • имеет право осуществлять наблюдение за пациентом на всех этапах оказания медицинской помощи;

  • организует совместно с органами социальной защиты медико-социальную помощь семье для социально незащищенных групп населения: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;

  • руководит деятельностью медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь по принципу общей врачебной практики (семейной медицины);

  • ведет учет и представляет отчетность в установленном порядке.


^ Диспансерный метод

Диспансеризация – это активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению их условий труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

В организационном процессе диспансеризации выделяются следующие этапы:

1. отбор контингентов путем активного выявления, их регистрации.

^ 2. проведение комплекса лечебных и социально-профилактических мероприятий, т.е. осуществление собственно диспансерного наблюдения, оценка результатов эффективности диспансеризации.

В настоящее время метод применяется в работе с определенным контингентом населения:

  • Дети до 18 лет,

  • Беременные женщины.

  • Учащиеся и студенты очного отделения,

  • Инвалиды Войн,

  • Спортсмены,

  • Отдельные группы населения в соответствии с базовой ПГГ

и больные, подлежащие Д наблюдению.

В поликлинике выделяются Д-дни для работы с Д-больными.

Диспансеризация проводится в 2 этапа.

^ Показатели 1 этапа:

1. Полнота охвата мед. осмотрами (д.б. 100%), (контингент, подвергаемый обязательному медицинскому осмотру)

2. Распределение по группам здоровья.

Выделяют следующие 3 группы здоровья

  • здоровые лица, не предъявляющие жалоб, не имеющие хронических заболеваний в анамнезе, у которых при медицинском обследовании не обнаружено изменений со стороны отдельных органов и систем, результаты лабораторно-диагностических исследований без отклонений от нормы; - 20%

  • практически здоровыелица, имеющие в анамнезе хроническое заболевание, которое не приводит к нарушению функций организма и не влияет на трудоспособность и социальную активность. В группе практически здоровых выделяются лица с факторами риска в отношении сердечно сосудистых, онкологических, неспецифических заболевании легких, эндокринных и др. заболеваний; - 60%

  • больные с хроническими заболеваниями подразделяются в зависимости от стадии компенсации процесса: 20%

-полная компенсация (редкие и непродолжительные потери трудоспособности),

-субкомпенсация (частые обострения и продолжительная временная нетрудоспособность),

-декомпенсация (частые обострения и продолжительные потери трудоспособности, инвалидность).

Показатели II этапа Показатели эффективности

1.Полнота охвата диспансерным наблюдением (в поликлиниках примерно 60%).

2. Полнота охвата диспансеризацией по отдельным нозологическим формам:

3. Своевременность взятия больных на диспансерный учет

Показатель характеризует работу по раннему взятию на диспансерный учет, поэтому он исчисляется из совокупности заболеваний с впервые в жизни установленном диагнозом

4. Процент больных, переведенных на инвалидность

5. Переводы из одной группы диспансерного наблюдения в другую:

6.Снятие с учета

7. Снижение ВУТ

8. Удлинение ремиссии

9. Снижение частоты обострения

10. Снижение инвалидности

11. Снижение летальности

О качестве проведения диспансеризации мы судим по показателям здоровья населения.

Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (Приказ МЗ и ср РФ от 7.10.2005 № 627)

В соответствии с приказом МЗ и СР РФ №627 от 07.10.2005г. «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» все учреждения ЗО делятся на 4 большие группы;

1 группа – ЛПУ- основной структурный элемент системы здравоохранения

  • больничные учреждения,

  • диспансеры,

  • АПУ,

  • Центры, в том числе и научно-практические

  • учреждения СМП и учреждения переливания крови,

  • Учреждения охраны материнства и детства

  • Санаторно-курортные учреждения.

2. Учреждения ЗО особого типа

  • Центры медпрофилактики

  • Бюро

  • ВВК

  • Бактериологическая лаборатория и др.

^ 3.Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

  • Центры гигиены и эпидемиологии

  • Противочумный центр и др.

^ 4. Аптечные учреждения.

Организация АП помощи городскому населениюэто самый массовый вид медицинской помощи.

Мощность учреждения определяется количеством посещений в смену

^ Выделяют 5 категорий поликлинических учреждений

1-ая: 1201 и более посещений в смену (свыше 80 тысяч населения).

2-ая: 751-1200 посещений в смену (59-79 тысяч населения)

3-я: 501-750 посещений в смену (33-49 тысяч населения)

4-ая: 251-500 посещений в смену (17-32 тысячи населения)

5-ая: до 250 посещений в смену (до 17 тысяч населения)

По числу врачебных посещений рассчитывают штаты, определяют организационную структуру.

Поликлиники финансируются по посещениям.

Структура поликлиники (примерная)

Состав руководства (если объединенная больница, то зам. главного врача по поликлинике)

- главный врач и его зам-ли - по медицинской части

- по экспертизе временной нетрудоспособности

- по АХЧ

- по экономике

- главная медсестра

Примерная структура поликлиники для взрослых

  1. Регистратура (может быть выделен кабинет для регистрации справок, ЛН; справочно-регистратурная служба, кабинет или стол приема вызова на дом)

  2. ^ Отделение профилактики:

- кабинет доврачебного приема

- смотровой кабинет

- кабинет диспансеризации и контроля за декретированным населением

- кабинет мед. профилактики (в дет. пол. кабинет здорового ребенка)

  1. ^ Лечебно-профилактическое отделение (кабинеты врачей-специалистов)

  2. Вспомогательно-диагностическое отделение

- рентген

- лаборатория

- эндоскопия

- функциональная диагностика

  1. Кабинет мед. статистики. Орг.метод. кабинет

  2. Отдел восстановительного лечения: (физиотерапевтические кабинеты, кабинеты ЛФК, массажа, механотерапии, водолечения, иглорефлексотерапия, соляные шахты и пр.).

  3. Могут быть: хозрасчетное отделение, отделение медико-социальной реабилитации, дневной стационар, центры амбулаторной хирургии…

Функции поликлиники

  1. оказание квалифицированной, специализированной МП.

  2. оказание врачебной мед. помощи на дому

  3. диспансеризация населения

  4. реабилитация больных

  5. экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности

  6. санитарно - просветительная работа

  7. противоэпидемическая работа

  8. ведение учетной и отчетной документации

  9. повышение квалификации врачей и среднего мед. персонала

Показатели поликлиники

Количественные:

- число посещений на 1 жителя в год в РБ в 2006 – 9,3

На каждое посещение заполняется «талон амбулаторного посещения».

- нагрузка на врачебную должность (число посещений) за год, месяц, 1час.

-показатели укомплектованности кадрами.

- уровень квалификации врачей.

- финансовые

^ Качественные показатели:

  • качество диагностики (% расхождения диагноза поликлиники с клиническим диагнозом стационара. Экспертная оценка проводится специалистами ФОМС, врачебных ассоциаций, органов лицензирования и аккредитации)

  • качество диспансеризации населения

  • летальность

  • показатели здоровья населения

-показатели заболеваемости (структура, уровень).

-демографические показатели.

АПУ являются теми учреждениями, которые будут преимущественно развиваться, являются основным звеном профилактики, экономичные формы оказания МП.

Дневные стационары

Ориентация на дневные стационары

ДС является структурным подразделением ЛПУ, предназначен для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.

Функции ДС

-проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий лицам из группы риска повышенной заболеваемости (ЧБ и др.)

- проведение сложных и комплексных диагностических исследований и лечебных процедур, связанных с необходимостью специальной подготовки больных и краткосрочного медицинского наблюдения после проведения указанных лечебных и диагностических мероприятий

- подбор адекватной терапии больным с впервые установленным диагнозом заболевания или хроническим больным при изменении степени тяжести заболевания

- применение комплексного курсового лечения

- осуществление реабилитационного лечения больных, инвалидов, беременных женщин

- проведение экспертизы состояния здоровья, степени утраты трудоспособности граждан и решение вопроса о направлении на медико-социальную экспертизу

Формы стационаро - замещающих технологий:

  1. ДС в поликлиниках

  2. ДС на дому

  3. Стационар дневного пребывания

Наиболее экономичный ДС в поликлинике

Скорая медицинская помощь (СМП)

СМП – это самый массовый вид медицинской помощи. Организация работы службы СМП осуществляется на основании следующих нормативных документов:

Принципы:

1. Полная доступность для населения и территориальное обслуживание. Территориальное расположение станций, подстанций и отделений СМП устанавливается с учетом 15-20 минутной доступности в зоне исполнения вызовов (и 7 км), а в селе 30 мин (15 км).

2. Оперативное и своевременное оказание помощи. МП оказывается с учетом нормативов времени.

3. Высококвалифицированная помощь в максимально возможном объеме. Это тоже наше достижение. А за рубежом - парамедики, пожарники, полицейские (врач сидит в стационаре) в некоторых случаях средний медицинский персонал.

4. Преемственность последовательно проводимых лечебно-диагностических мероприятий на всех этапах оказания СМП:

а) догоспитальный и б) госпитальный этап

Учреждениями догоспитального этапа являются станции СМП (ССМП), 80% больных остаются на госпитальном этапе.

Важно, чтобы мероприятия догоспитального этапа не повторялись на госпитальном этапе.

^ Станция СМП – это лечебно-профилактическое учреждение первичной медико-санитарной помощи.

Размещение подразделений СМП. В городах с численностью населения до 50 тыс. организуется отделение скорой медицинской помощи в составе городских ЦРБ и др. больниц.

Станция скорой медицинской помощи создается в городах с нас. >50 тыс. человек, как самостоятельное ЛПУ.

В городах с населением > 100 тыс. с учетом протяженности населенного пункта размещаются подстанции скорой медицинской помощи, как подразделения станции СМП (подстанции).

Основной единицей ССМП является выездная бригада.

Виды бригад СМП:

1. линейные фельдшерские или врачебные

2. специализированные бригады

3. бригады транспортировки.

Бригады создаются в соответствие со штатными нормативами. Так, 1 бригада организуется на 10-15 тысяч населения. В населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тысяч человек на ССМП организуются специализированные врачебные бригады – кардиологического, педиатрического, психиатрического профилей, интенсивной терапии. А при численности населения свыше 300 тысяч человек – соответственно неврологического, анестезиолого-реанимационного и др. профилей. В зависимости от местных условий могут создаваться свои бригады – токсикологическая и др.

Состав бригад определяется руководством ССМП.

Состав линейных бригад ССМП

Фельдшерские Врачебные

2 фельдшера 1 врач

1 санитар 2 фельдшера (ф+м/с)

1 водитель 1 санитар, 1 водитель

Специализированные выездные бригады включают в свой состав 1-го врача и 2-х средних медицинских работника соответствующего профиля, санитара и водителя. Выездная бригада санитарного транспорта включает 1 фельдшера, санитара и водителя.
^ Задачи бригады СМП

  1. Немедленный выезд и прибытие к пациенту в пределах норматива времени, установленного для данной территории

  2. Установление диагноза, осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшения состояния пациента, при наличии мед. показаний транспортируется в стационар.

  3. Передача пациента и соответствующих медицинских документов дежурному врачу или фельдшеру стационара.

  4. Обеспечение сортировки больных, пострадавших и установления последовательности оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях и других чрезвычайных ситуациях.

  5. Обеспечение и проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке

  6. При обнаружении трупа, бригада обязана привлечь сотрудников УВД данной территории и зафиксировать в карте вызова необходимые сведения. Эвакуация трупа с места пришествия не разрешается.

Структура ССМП

  1. Оперативный (диспетчерский) отдел

  2. Отдел связи

  3. Отделение мед. статистики с архивом

  4. Кабинет для приема амбулаторных больных в случае их обращения.

  5. Помещение для хранения мед. оснащения бригад.

  6. Аптека (с помещением для наркотических средств, сигнализация)

  7. Комната для отдыха

  8. Помещение для приема пищи

  9. Административно-хозяйственное помещение и др.

  10. Гаражи, крытые стоянки, при необходимости вертолетные площадки.

Анализ деятельности ССМП.

При анализе используются методы статистических и экспертных оценок. Основным учетным и отчетным документом является «Карта вызова», «Сопроводительный лист ССМП» с талоном к нему (УФ 114/у). Лист сдается на руки медперсоналу приемного отделения. Отчет ССМП проводится по – УФ № 40.

Все показатели деятельности СМП можно объединить в 5 групп:

  1. Показатели обеспеченности

1.1. обеспеченность выездными бригадами (на 1000 жителей), в том числе по виду и профилям бригад,

1.2. обеспеченность городской телефонной связью по вызову 03 (‰). По нормативам должно быть 2 ввода 03 на 50 тыс. населения;

1.3. обеспеченность радиосвязью машин СМП (%)

1.4.обеспеченность станции санитарным автотранспортом (на 1000 жителей). Для ССМП 1 санитарный автотранспорт с населением на 10 тыс. жителей.

^ 2. Показатели объема деятельности ССМП или отд.

2.1. нуждаемость населения в СМП оценивается по уровню обращаемости населения на 1000 жителей.

2.2.структура обращаемости в СМП по этапам (на дому, в производстве, в пути, в общественных местах и т.д.) (в %)

2.3.загруженность одной бригады за сутки и за год (среднее кол-во выездов).

^ 3. Показатели оперативности

3.1. Время ожидания начала обслуживания

3.2. удельный вес выездов с опозданием (в %).

Анализ выездов с опозданием проводится по временным интервалам от 5 до 15′,16 - 30′,позднее 1 часа, а также по классам заболеваний, по времени суток, дням недели и т.д. Анализ позволяет определить необходимые мероприятия по своевременности оказания медицинской помощи:

3.3. среднее время на 1 выезд, в том числе среднее время на следование к месту вызова, на оказание МП, на госпитализацию. Определяется для каждого вида и профиля бригад.

Зная уровень и структуру обращаемости, среднее время выполнения 1 выезда можно определить потребность в выездных бригадах

- средний радиус (r) обслуживания (км)

- ср. километраж на 1 вызов

^ 4. Показатели адекватности, то есть соотношение адекватности достигнутых результатов и затраченных средств.

4.1. частота непрофильных выездов (на 100 выездов). Данный показатель косвенно характеризует качество работы АП звена. Анализируются выезды к больным, помощь которым должна оказываться АПУ.

4.2. профильность работы бригад по их специализациям (на 100 выездов)

4.3.частота отказов на 100 обращений на ССМП

4.4.частота безрезультатных выездов (на 100 выездов) и их структура (ложные, практически здоров, не найден адрес, смерть до прибытия СМП, отказ от МП, обслуживание больных до приезда СМП, алкогольное опьянение без показаний для МП, хозяйственное и другие перевозки).

^ 5. Показатели качества СМП

5.1. летальность на догоспитальном этапе, как в целом, так и по классам болезни, по отдельным назологическим формам, по полу, возрасту (%).

5.2. качество диагностики на доклиническом этапе (% расхождения диагноза бригады СМП с заключительным диагнозом стационара). Суммарный % гипер- и гиподиагностики на догоспитальном этапе. При этом используется дополнительная учетно-оперативная документация «Журнал учета приема больных и отказа от госпитализации» 0,01/у, Медицинская карта стационарного больного, Карта выбывшего из стационара и др.

5.3. показатели качества лечения экстренных больных на догоспитальном этапе (на 100 больных). Своевременное оказание МП, полнота проводимого лечения, адекватность лечения. Оценка проводится соответственными специалистами (хирург, травматолог, кардиолог), выборочно по профилю

^ 5.4. повторность выезда (удельный вес повторных в течение суток вызовов по 03).
Задание для студентов

Анализ основных показателей станции (отделения)

скорой медицинской помощи (форма № 40)

Рассчитать следующие интенсивные показатели

  1. Рассчитать количество выездов на 1000 взрослого населения.

  2. Рассчитать количество выездов на 1000 детского населения.

Рассчитать экстенсивные показатели (в %)

  1. Определить долю оказанных услуг среди взрослого и детского населения

отдельно:

    1. по поводу несчастных случаев;

    2. по поводу внезапных заболеваний.

  1. Определить удельный вес (в %):

    1. безрезультатных выездов;

    2. необоснованных выездов;

    3. госпитализированных больных;

    4. перевозок рожениц и родильниц.

Проанализировать показатели и сделать выводы.
Тестовые задания
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва, iconМетодические указания для аудиторной работы студентов уфа 2012 Методические...
Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела

Методические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва, iconМетодические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема:...
«Экономика здравоохранения» (Москва, 2000) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта II поколения...

Методические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва, iconМетодические рекомендации по дисциплине «история дипломатии»
Видрицкой Н. И., старшим преподавателем Сыздыкбековым Е. С. на основании на основании госо рк специальности 5В020200 – Международные...

Методические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва, iconУчебное пособие для аудиторной работы студентов медицинского вуза...
Составители: д м н., профессор Климацкая Л. Г., д м н., профессор Куркатов С. В., к м н., доц. Шибанова Н. С

Методические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва, iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Методические указания по выполнению курсовой работы составлены на основании рабочей программы дисциплины «Организация обслуживания...

Методические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва, iconМетодические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема:...
«Методология ценообразования в здравоохранении. Оценка стоимости медицинских услуг. Оценка качества медицинских услуг»

Методические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва, iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Методические указания по выполнению курсовой работы составлены на основании рабочей программы дисциплины «Организация службы приема...

Методические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва, iconПриказ от 26 марта 1999 г n 100 о совершенствовании организации скорой...
О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению российской федерации

Методические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва, iconМетодические указания для студентов Уфа 2010 Тема: «Методика изучения заболеваемости населения»
Москва, 2006) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта впо (2000 г.), рабочей программой дисциплины...

Методические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема: «Первичная медико-санитарная помощь населению. Организация скорой и неотложной помощи» на основании типовой программы дисциплины (Москва, iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Методические указания составлены на основе типовой и рабочей программы курса «Финансирование и кредитование инвестиций» для студентов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов